Защита прав потребителей проверка

Содержание

Что проверяет отдел по защите прав потребителей?

Заключение сделки купли-продажи подразумевает не только согласие обеих сторон с ее условиями, но и соблюдение элементарных норм вежливости. Однако на деле часто случается, что один из контрагентов ведет себя неподобающим образом: грубо, нагло или просто не в соответствии с законом. В этом случае другая стороны может обратиться за поддержкой в общество защиты прав потребителей.

Назначение таких обществ, как следует из названия, – следить за соблюдением положений Закона о защите прав потребителей и прочих нормативных актов. Если общество выявит какие-либо нарушения, оно вправе прибегать к предусмотренным законодателем мерам, призванным восстановить справедливость.

Что проверяет общество по защите законодательно установленных прав покупателей?

Как покупателю (клиенту), так и продавцу следует знать, какими именно правами они обладают, чтобы при необходимости защитить свою позицию в споре как с противной стороной, так и со сторонними организациями.

В частности, если речь идет об общественных организациях, берущих на себя функции проверки качества торговли, продавец должен понимать, чего именно такие организации делать не могут.

Как следует из статьи 45 Закона о защите прав потребителей, проводить проверки такие организации в самом деле имеют право.
Тем не менее, если вы столкнулись с угрозой представителя общества по защите прав потребителей наложить административный штраф или другой вид наказания, не переживайте: этого права упомянутый закон им не дает.

Кроме того, члены упомянутых организаций не вправе приходить куда угодно и делать все, что посчитают нужным: вы можете отказаться от общения с ними, если они не предъявят документов, а круг их полномочий ограничивается именно защитой прав клиентов.

В частности, представитель общества по защите прав потребителей не имеет права устраивать контрольное взвешивание: как следует из пункта 1.7 «Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», содержащегося в Постановлении Госстандарта России №8 от 08.02.1994 г., упомянутая процедура, хотя и может быть инициирована кем-либо из потребителей или любой другой организацией, связанной с защитой их прав, может проводиться исключительно в присутствии уполномоченного метролога.

Проще говоря, представитель общества защиты прав потребителей может только направить просьбу о проведении поверки весов или иного используемого для определения веса оборудования, но не проводить ее самостоятельно. Если рядом нет метролога, полномочия члена упомянутого общества ничем не отличаются от прав рядового потребителя.

Как защитить права потребителя медицинских услуг?

О том, возможен ли возврат товара без чека и упаковки,

Резюмируя вышесказанное, вы можете игнорировать следующие угрозы представителя общества по защите прав потребителей или любой аналогичной негосударственной организации:

  • возбудить административное дело в связи с выявленными нарушениями, а также осуществить какой-либо вид административного (тем более уголовного) взыскания, в том числе наложить штраф;
  • провести контрольную проверку используемого для взвешивания оборудования и, в случае его несоответствия установленным нормам, возбудить дело об административном правонарушении.

Не бойтесь: если представитель общества ведет себя не в соответствии с установленными законом нормами, правда на вашей стороне.

Разумеется, это не дает вам оснований не исполнять возложенные на вас обязательства, однако и паниковать смысла нет: даже если в ходе незаконной проверки будут выявлены нарушения с вашей стороны, такие доказательства не могут быть использованы в ходе судебных разбирательств.

Как часто вышеуказанный орган проводит проверки?

В отличие от различных ведомств и служб, встроенных в государственную систему, общества по защите прав потребителей никак не ограничены в сроках и периодичности проведения проверок качества обслуживания клиентов и прочих аспектов торговли.
Следовательно, проверка может быть проведена, по усмотрению членов подобных обществ, в любое время. Как показывает практика, наиболее часто такие мероприятия проводятся после жалобы покупателей (клиентов); однако могут они быть инициированы и самими представителями обществ по защите прав потребителей.

Правила взаимодействия с проверяющим сотрудником из общества по ЗПП

Никогда не теряйте присутствия духа: сколько бы ошибок как предприниматель вы не допустили, нельзя исключать и процессуальных нарушений со стороны организаторов очередной внеплановой проверки, нивелирующих обнаруженные недочеты.

Кроме того, и сами представители обществ по защите прав потребителей далеко не всегда представляют, что они имеют право делать и чего не имеют.
Главное – сохранять хорошее расположение духа и, несмотря ни на что, поддерживать вежливый стиль общения: не стоит ругаться, чрезмерно воодушевленно спорить, вступать в конфликты с проверяющими.

Придерживайтесь следующего плана действий:

  • попросите проверяющее лицо назваться и предоставить документ, удостоверяющий личность (в данном случае достаточно служебного удостоверения);
  • запишите для себя название, а также телефон и почтовый адрес представляемой им организации. Это особенно важно, если учитывать привычку производящих проверку лиц составлять все документы в единственном экземпляре: поскольку с некоторой вероятностью вы не получите от представителя общества по защите прав потребителей второй экземпляр протокола, у вас хотя бы останутся зафиксированные контактные данные общества, которое в дальнейшем и выдаст вам копию бумаги);
  • потребуйте показать вам оригинал (или копию) приказа о проведении проверки и проверьте, совпадает ли указанное в нем имя уполномоченного лица с именем явившегося к вам проверяющего (вы имеете на это право в соответствии со статьей 73 Закона о защите прав потребителей, а также с упомянутым выше «Регламентом»);
  • вы можете также отказать проверяющему в допуске, если приказ/распоряжение не подписан руководителем соответствующего органа или истек срок проверки (он составляет 30 дней, а при особой необходимости может быть продлен еще на такой же срок).

Была ли Запись полезна? 90 из 107 читателей считают Запись полезной.

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так.
Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.70 «Правил продажи отдельных видов товаров…» (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри «Полезно знать — 2». Смотри в статье: «К Вам подошли с проверкой. Общие рекомендации.»
( http://bulochnikov.livejournal.com/40144.html )
Однако общественные объединения по защите прав потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.
Кстати, немного о правах покупателей.

Права покупателей установлены «Правилами продажи отдельных видов товаров …», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ «О защите прав потребителей».

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ (в произвольном порядке)
1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3. Покупатель имеет право получить информацию:
об изготовителе товара;
• о соответствии товара тем или иным стандартам;
• о потребительских свойствах товара;
• о правилах безопасного пользования товаром;
• о гарантийном сроке на товар;
• о сроке службы и сроке годности товара;
• о цене и условиях приобретения товара.
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

4. Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5. Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6. Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства.
Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества.
Это:
• товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
• предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
• парфюмерно-косметические товары;
• текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
• швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
• изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);
• товары бытовой химии;
• мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
• изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
• автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
• технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки).

7. Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
8. Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка.
Однако, данное требование не распространяется на купленные:

• автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
• мебель;
• электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.

9. Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
10. Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;
11. Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.
На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И не более того.

________________________________________
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
29. Хотим обратить внимание на тот факт, что покупатели и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов или их заверенных копий, но не давать их правовую оценку.
30. По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.
Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.
• Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:
• изымать какие-либо документы или товар;
• проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
• давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
• давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
• производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

31. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктами «Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», утверждённых Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит:

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.
Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении такого рода проверок, но не проводить их.
32. Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя- по другую сторону прилавка!

Для закрепления материала, изложенного в разделе 7, рассмотрим нижеприведённый пример.
________________________________________
Пример № 3
Продавец Лариса Николаевна (далее Л.Н.) торгует на выносном лотке продуктами питания. Некто подходит к Л.Н. и просит взвесить 1 кг конфет. Л.Н. взвешивает товар, берёт деньги и передаёт товар покупателю. Некто объявляет, что он является членом общества защиты прав потребителей, только что произвёл контрольную закупку и хочет самостоятельно произвести перевешивание товара. Л.П.:
— Здравствуйте, уважаемый (правило 1). Предъявите, пожалуйста ваши документы (правило 2).
Л.П. выясняет, что некто — это председатель общества защиты прав потребителей Суриков Илья Кантемирович (далее С.), адрес его общества такой-то, телефон сякой-то. Все эти данные Л.Н. записывает на отдельный листок бумаги и прячет в надёжное место (правило 2).
Затем Л.Н. анализирует ситуацию: раз С. является представителем общественной организации, а общественные организации осуществлять контрольные закупки не имеют права, значит, действия С. незаконны и подчиняться требованиям представителя общества потребителей не обязательно.
Л.Н. сообщает об этом С.:
— Уважаемый господин С., в соответствие с Правилами торговли вы не имеете права осуществлять контрольную закупку. Ваши действия незаконны и вашим требованиям я подчиняться не буду.
С. злиться и убегает. Через несколько минут он появляется в сопровождении сотрудника милиции. Сотрудник милиции подходит и требует Л.Н. не препятствовать проверке со стороны С. Л.Н.:
— Добрый день (правило 1). Извините, товарищ милиционер, но предъявите пожалуйста ваше удостоверение (правило 2)..
Сотрудник милиции предъявляет удостоверение. Далее Л.Н. узнаёт и подробно записывает все данные о нём. Л.Н.:
— Извините, уважаемый товарищ милиционер, какие правила торговли я нарушила ?
Сотрудник милиции в своём ответе ссылается на показания С., т.е. милиционер никаких нарушений ЛИЧНО не заметил.
Л.Н. понимает, что теперь проверку её деятельности производит сотрудник милиции, С. только ему помогает в этом. Следовательно, вести себя надо, как при проверке органами милиции.
Л.Н. анализирует ситуацию: раз сотрудник милиции не заметил нарушения лично, то он должен иметь направление на проверку.
(Далее см. пример № 2 в «Проверка органами милиции (не ОБЭП) Часть 2» http://bulochnikov.livejournal.com/40382.html ).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОЙ СЕРИИ СЛЕДУЕТ.

Проверки Роспотребнадзора в 2018 году: что проверяют, как подготовиться, за что штрафуют

Чего ждать предпринимателям от проверки Роспотребнадзора: что и как часто могут проверять, на какие аспекты необходимо заранее обратить внимание и к чему готовиться

Одна из государственных структур контроля ведения бизнеса в РФ — Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Исключение составляют единичные сферы бизнеса.

ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

При регистрации в Роспотребнадзоре каждому бизнесу присваивается категория негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из установленной категории, индивидуальный предприниматель обязан сдавать отчетность и вносить в бюджет плату за это самое негативное воздействие. Кроме того, большинство отходов, по результатам бизнес-деятельности, предприниматель не имеет права утилизировать бесконтрольно (выкинуть в бытовой мусорный контейнер). Для утилизации отходов предприниматель обязан заключать договоры со специализированными компаниями, осуществляющими такую утилизацию.

После регистрации ИП в Роспотребнадзоре предпринимателя включают в реестр плановых проверок и проверяют на соблюдение законодательных норм, а выявляя нарушения, выписывают предписания на устранение нарушений или налагают административные наказания.

Что могут проверить?

Основной задачей структуры Роспотребнадзор является защита прав потребителей, жизни и здоровья населения РФ. Поэтому направлений проверок у данной структуры достаточно много:

  • контроль соблюдения закона о защите прав потребителей;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • проверки результатов аттестаций работников;
  • проверки транспортировки, хранения, реализации пищевых продуктов и питьевой воды;
  • проверка соблюдения норм утилизации отходов и другие направления.

Как часто могут проверять?

Как правило, индивидуальные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги, осуществляющие продажу продуктов, лекарств, промышленных товаров, а также работающие в сфере общественного питания, попадают под проверки Роспотребнадзора чаще остальных участников бизнеса.

Проверки Роспотребнадзор проводит с завидной регулярностью. Так, например, в Карелии за предпоследнюю неделю июня 2018 года сотрудниками регионального Роспотребнадзора было проведено 34 проверки (это 6,8 проверок ежедневно). Важно, что больше половины проверок как за эту неделю, так и в общей деятельности ведомства — это внеплановые проверки бизнеса.

Это связано с тем, что планы проверок строятся, исходя их временных рамок — одна проверка одного предпринимателя за три календарных года. Внеплановые же проверки приходят по итогам жалоб потребителей, проявляющих гражданскую активность.

Важно, что для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзор должен получить согласование такой проверки от прокуратуры (за исключением выявления случаев угрозы жизни и здоровью людей).

Предпринимателю, в свою очередь, не стоит бояться проверок. Ведь успешное их прохождение — это повышение репутации бизнеса, устойчивое, бесперебойное, а главное — безопасное функционирование торговли, оказание услуг самим предпринимателем.

Что нужно знать?

Самое главное правило при прохождении любой проверки, в том числе и проверки Роспотребнадзора — это знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей проверяющих органов.

Обратите внимание на Гл. 3 Федерального закона 294-ФЗ, которая детально описывает права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. При детальном изучении положений данного закона предприниматель может обернуть проверку в свою пользу, и «ревизор» из Роспотребнадзора превратится во «внутреннего аудитора», помогающего повысить качество бизнеса.

Очень важно не только самому предпринимателю знать права и обязанности обеих сторон проверки, но и поделиться такими знаниями со своими сотрудниками. Тогда проверка будет проходить незаметно для бизнес-процессов и будет помогать развиваться бизнесу в лучшую сторону.

На что стоит обратить внимание?

Рассмотрим некоторые моменты, на которые обязательно обратят внимание проверяющие из Роспотребнадзора и которые должны быть учтены предпринимателем (например, в торговом зале). Затрат на их создание бизнес практически не несет.

1. Уставные документы, лицензии и разрешения на работу (при необходимости).

2. Вывески, рекламные материалы (например, нельзя рекламировать алкоголь с участием людей и животных).

3. Документация поставщиков, наличие сертификатов на продукцию, аттестаты и медкнижки сотрудников (по специальности).

4. Документация поставщиков, наличие сертификатов на оборудование, используемое в бизнесе, документы проведения обслуживания такого оборудования.

5. Результаты спецоценки рабочих мест работников.

6. Уголок потребителя, правильно оформленные ценники и утвержденный прейскурант со своевременно вносимыми изменениями.

7. Журналы соблюдения санитарных норм (например, график с подписями уборки помещений).

8. Документы на собственность или аренду помещения ведения бизнеса, соответствующего именно этому виду бизнеса.

9. Утилизация отходов. Документация по проведению анализа отходов бизнеса, присвоение класса опасности и определение правил утилизации. Договоры с компаниями, осуществляющими утилизацию.

Рекомендации

1. Ознакомьтесь с положениями 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Не забудьте спросить у проверяющего документы, на основании которых он к вам пришел.

3. Соблюдайте обязанности ИП при прохождении проверки.

4. Фиксируйте нарушения со стороны инспектора в процессе прохождения проверки (если таковые будут).

5. По результатам прохождения проверки Роспотребнадзора необходимо внимательно ознакомиться с результатами, указанными в акте.

6. Если у вас есть претензии к процессу проведения проверки и к её результатам — обязательно отметьте это в акте, поставив свою подпись.

7. На основании этого акта можно будет обжаловать решение в административном или судебном порядке.

Важно: обязательно следите за проверяющими в части превышения ими законных полномочий. Если это все же произошло — выставляйте претензии, привлекайте к участию в проверке уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в своем субъекте РФ или своего адвоката.

Штрафы

Штрафные санкции за выявленные нарушения достаточно высоки: от 50 000 до 500 000 рублей. За первое нарушение, как правило, не штрафуют, а выписывают предписание на устранение нарушений, за исключением грубых или неустранимых.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей штрафные санкции могут достигать нескольких миллионов рублей, включая приостановку бизнеса в целом. Поэтому лучше подготовить бизнес к работе с соблюдением законодательно установленных правил — и проверка Роспотребнадзора будет не страшна.

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1″О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус.

    Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также на сайте Федеральной налоговой службы, где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;

  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Другие материалы из раздела «Юридическая консультация»