Законы учителей что запрещено в России

Содержание

Какие права имеет учитель в школе: часто задаваемые вопросы

Законы учителей что запрещено в России?

В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе.

Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности.

Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

Итак, для начала разберемся, какими же правами наделяются сотрудники школ, являющиеся учителями, при поступлении на работу в школу.

  1. Учителя имеют право на получение соразмерной их профессиональной квалификации заработной платы.
  2. По закону учителям должны предоставить все элементарные условия для того, чтобы они смогли оказывать образовательные услуги.
  3. Руководитель школы обязан предоставлять учителям помощь, направленную на организацию учебного процесса.
  4. Представители интересующей нас профессии имеют право на пользование гарантиями социальной и материальной категорий, которые определены законом для работников бюджетной сферы.
  5. Учителя также имеют право выходить в отпуск согласно графику их работы.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Теперь, когда мы рассмотрели основные права учителя, гарантируемые ему по закону, давайте обратимся правам, касающихся спорных вопросов, возникающих в конфликтных ситуациях между учителем и учеником.

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий.

Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы.

Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

  • успокоиться;
  • позвать директора.

Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:

  • учитель болел и вынуждено повышал голос;
  • у учителя голос от природы высокий.

Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

  • кричать на ученика;
  • оскорблять его честь и достоинство;
  • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
  • переходить на личности и т.д.

Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителяОписание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученика Если учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:

  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.
  • Учитель не может воздействовать на ученика физически Категорически запрещено учителю ученика:

  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.
  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказания Итак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:

  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.
  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имущество Даже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:

  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.
  • Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

    Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

    Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

    1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

    • написания объяснительной;
    • официального выговора;
    • штрафа.

    2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

    3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

    Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

    Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

    • мирными разговорами;
    • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

    Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

    В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

    • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
    • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
    • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

    В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

    К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

    Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

    Подведем итоги

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно.

    Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними.

    Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    – Имеет ли учитель право отобрать телефон

    Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол?

    Законы учителей что запрещено в России?

    В связи с массовым распространением смартфонов, планшетов и «умных часов», школьников и родителей все чаще волнует вопрос: имеет ли право педагог или администрация учебного заведения запретить детям пользоваться гаджетами? Образовательные форумы буквально забиты вопросами вроде «правильно ли я поступил, забрав смартфон у 10-классника, игравшего на уроке» или «может ли ребенок ходить на занятия с умными часами». «Я ‒ родитель» разбирается в этой, сразу скажем, непростой проблеме.

    К сожалению, однозначного универсального ответа на все эти вопросы не существует. Хотя гаджеты давно и плотно вошли в нашу жизнь, федеральное законодательство пока не отрегулировало правила их использования в образовательных учреждениях.

    Поэтому каждую отдельно взятую спорную историю приходится разбирать, используя Конституцию РФ, кодексы и общие положения Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». При этом порою возникают определенные правовые коллизии.

    Итак, давайте обо всем по порядку.

    Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?

    Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены.

    О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.

    Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?

    А вот здесь ответ – однозначно да.

    Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

    Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.

    Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.

    В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы.

    Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм.

    Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.

    Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».

    А как же быть с «умными часами»?

    Это самый сложный вопрос. Многие родители хотят послушать, что именно говорят на уроках, и надевают детям устройства, позволяющие совершать звонок с так называемой «прослушкой», то есть позволяющий слышать все, что происходит вокруг ребенка. Педагогам это зачастую не нравится, и они требуют оставлять устройства дома. Кто же прав?

    Это та ситуация, когда однозначного ответа, к сожалению, дать нельзя. Законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает. Поэтому некоторые юристы советуют родителям «умные часы» использовать и не обращать внимания на позицию педагога.

    Однако в этой ситуации есть несколько больших НО.

    Во-первых, негласно подслушивать других людей нельзя. И если подобное всплывет, то учитель или родители одноклассников ребенка могут обратиться в связи с «тихим» использованием умных часов в суд.

    Во-вторых, даже на «гласный» сбор личной информации нужно получать согласие у людей, интересы которых могут быть затронуты.

    В ходе использования «умных часов» вы можете, например, услышать, что у учительницы чем-то заболел муж, и она едет к нему в городскую больницу №2. Это – личная информация, которая вам адресована не была.

    Ну, или сидящие рядом с вашим ребенком дети могут обсуждать, где их родители держат дома деньги. Услышите нечто подобное – и при определенных обстоятельствах вас могут ожидать большие проблемы.

    В-третьих, согласно трудовому законодательству, педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовых договором. И не давать согласия вести уроки «под прослушкой», в принципе, является законным правом учителя.

    Поэтому, если использование «умных часов» не запрещено уставом школы, гипотетически надеть их на ребенка является вашим законным правом. Но попытка реализовать на практике одну из их основных функций («радионяни», или «прослушки») может привести вас в суд. И не факт, что Фемида окажется на вашей стороне.

    Отводя ребенка в школу, вы официально передаете его под ответственность образовательного учреждения, и формальных оснований контролировать его перемещение по учебному заведению у вас нет. Из соображений здравого смысла вы можете либо спокойно обсудить данный вопрос с педагогом, либо просить ребенка отключать часы при входе в школу и включать их после уроков.

    В целом же, хотелось бы сказать, что, хотя правовые «рамки» всей нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит.

    Педагогика – это искусство, а учитель – живой человек, и в ситуации возникновения конфликта, реализовывать свои задачи, в результативности которых родители ребенка прямо заинтересованы, ему гораздо сложнее.

    Олег Полевой

    Варенье вне закона

    Законы учителей что запрещено в России?

    Сейчас я дам признательные показания. На минувший День учителя мне подарили 200-граммовую банку варенья. И я его съела. Но теперь всё, сладкая жизнь закончилась: теперь варенье и прочее беззаконное учительское печенье будет под строгим государственным запретом.

    Правительство и Минтруд решили укрепить антикоррупционные стандарты: запретить госслужащим получать любые подарки, кроме цветов и канцелярской продукции. А в число тех, кому это запрещено, включить практически всех бюджетников — в первую очередь врачей и учителей.

    Не то чтобы сейчас учителя и врачи особенно беззаконничали: в рамках статьи 575 ныне действующего Гражданского кодекса они имеют право получать подарки, связанные с их трудовой деятельностью, на сумму не более 3000 рублей.

    В этом положении, разумеется, есть смысл. Я помню, как мама лежала в больнице: сколько стоит титановая пластина для кости — столько и в конверте хирургу.

    Я долго была мамой школьников — целых 18 лет — и еще застала те баснословные времена, когда классы добровольно-принудительно скидывались не только на ремонт и оборудование для школы, но и на подарки учителям и директору, в том числе на дни рождения. Помню, как я безуспешно доказывала одному ретивому родительскому комитету, что директор не пьет и ему не надо дарить литр элитного коньяка. Не преуспела.

    Я лично знала одну учительницу начальной школы, которой родители за четыре года обставили едва не всю кухню, постоянно скидываясь то на кофемолку, то на фритюрницу, то на тостер.

    Я своими глазами видела, как одна пуганая мать проблемного ребенка металась по городу в воскресенье в поисках большого цветка в горшке: учителя затребовали от родительского комитета к устному экзамену по иностранному языку (ЕГЭ еще не было) «горячий стол» с алкоголем и тот самый цветок в подарок кафедре; бюджет родкома закончился на алкоголе, мать была готова купить проклятый цветок хоть на свои, лишь бы мирно дожить до вручения аттестатов; другие матери безропотно накрывали на стол и убирали учительские объедки.

    С тех пор это все, слава богу, стало уже неприлично.

    Хотя и по сей день, говорят, родительские чаты перед Днем учителя вскипают безумием: что подарить учителям? А учителя в соцсетях отбиваются: да не надо нам ничего, честное слово!

    Я вполне верю, что где-то учителя до сих пор кошмарят пуганых матерей, хотя сейчас, кажется, даже самая робкая мать уже овладела полезным навыком жаловаться на любой учительский чих в прокуратуру.

    Однако в школах, где мне доводилось работать, никакого праздничного безумия я сроду не замечала. Сейчас и цветы-то редко дарят, потому что «дети вместо цветов», и дай бог здоровья тем детям.

    За последние несколько лет — помню цветы, конфеты, подарочную карту в книжный магазин, тульский пряник, толстый том Гаспарова. Поводы — День учителя, 8 Марта, последний звонок.

    Чаще всего дарили что-то даже не лично учителям, а кафедрам — скажем, набор чайных пакетиков с разными вкусами или корзинку фруктов на всех филологов или всех математиков.

    Двум коллегам, классным руководителям, родители выпускного класса однажды подарили сшитых одной мамой куколок — их маленькие копии. Все это теперь окажется вне закона. Или нет: Гаспаров подпадает ведь под «полиграфическую продукцию»? Под канцелярскую точно не подпадает.

    Учителя, конечно, вполне способны купить себе чай и кофе самостоятельно. Переживут и без материальных выражений детско-родительской любви — искренней или в рамках «так принято».

    Мы не пострадаем, честное слово, — тем более что детские рисунки и добрые слова пока еще не запретили.

    Разве что мне странно, что правительство намерено целый закон принимать, чтобы запретить мне два раза в год получать в подарок символический пряник или шоколадку. По-моему, оно где-то не там ищет коррупцию.

    Обществу в очередной раз сказали: главные коррупционеры — врачи и учителя. Запрети врачу брать от пациента коньяк, а учителю — конфеты от родителей и детей, и коррупция в масштабе страны будет побеждена.

    В общем, если все дело во мне, я готова дать обет до конца жизни не брать в рот ни пряников, ни варенья, ни шоколада — не только в школе подаренных, но и вообще никаких. Лишь бы коррупции не было. Еще бы честные выборы (тут тоже, известное дело, во всем учителя виноваты) — но боюсь даже представить, какой тут обет придется давать?

    Петр Саруханов / «Новая газета» сопредседатель профсоюза «Учитель»

    «Нам демонстрируют отношение нынешней власти к педагогам»

    — Бюджетников регулярно путают с госслужащими. Но врачи и учителя — не представители власти, как госслужащие, их работу не регулирует закон о государственной службе.

    Они просто наемные работники.

    Достаточно было бы записать в их должностную инструкцию пункт, запрещающий брать подношения (это было бы обидно, но осмысленно), а вот прописывать это на уровне закона по меньшей мере странно.

    Полиграфическая и канцелярская продукция (например, паркеровская ручка) может быть гораздо дороже трех тысяч, но и это не важно. Важно, что по сути это перевод стрелок.

    Коррупция по определению связана с государственной властью: само понятие означает, что представители власти берут с граждан деньги за предоставление каких-то льгот.

    Понятие коррупции, вероятно, можно применить к проекту «Московская электронная школа»: у меня есть смутные подозрения, что не было открытого конкурса между фирмами, которые предлагали доски-планшеты департаменту образования, и что для антимонопольной службы здесь могла бы найтись работа. Но подкупать рядового учителя сейчас просто незачем.

    Сейчас, когда школа может оказывать платные образовательные услуги, учитель, желающий подзаработать, может просто открыть платный кружок. ЕГЭ и ОГЭ не зависят от учителя, их проверяет не он, подкупать его нет никакого смысла.

    Но этот законопроект прекрасно демонстрирует отношение нынешней власти к педагогам. Примерно с 2010 года мы слышим об учителях только плохое, и это еще один вброс в информационное пространство: смотрите, кто виноват.

    сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»

    «Никакого реального отношения к искоренению коррупции и этот запрет не имеет»

    — Законопроект на самом деле не сводится лишь к теме подарков, там есть часть, которая не вызывает возражений: ужесточение ответственности за коррупцию лиц, входящих в руководство бюджетных учреждений — прежде всего тех, кто связан с финансово-хозяйственной деятельностью. У нас по законодательству все государственные медучреждения, как ни странно, — фактически самостоятельные экономические субъекты с обширными полномочиями, что создает широкое поле для злоупотреблений администрации — откаты, блатные контракты, «черные кассы» и прочее.

    Что касается рядовых сотрудников — эта инициатива не представляется оправданной.

    Правительство намерено бороться с коррупцией среди учителей и врачей — но, например, внесенный несколько лет назад законопроект, требующий приравнять ответственность за нападение на медицинского работника при исполнении служебных обязанностей к ответственности за нападение на госслужащих и сотрудников правоохранительных органов, законопроект замотали, появилась какая-то облегченная версия с менее серьезными мерами наказания, да и ту не приняли.

    То есть в отношении защиты медработников чиновники что-то не спешат приравнять к представителям власти, а вот ответственность и ограничения готовы ввести такие же.

    Это как минимум несправедливо. Ребята, вы сначала примите тот, давно обещанный закон, а не прыгайте от одного к другому. И потом — не с того бока начали.

    Если хотите победить коррупцию — обеспечьте врачам и учителям достойные условия труда и зарплату, верните им самоуважение как людям, которые, работая на одну ставку, могут обеспечить свои семьи элементарно необходимым.

    В большинстве регионов этого нет: условия, в которых трудятся медработники, небезопасны, огромные проблемы с трудовыми перегрузками, в медицине по-прежнему низкие зарплаты, несмотря на формальную отчетность о выполнении майских указов президента.

    Престиж профессии в обществе упал, и реальных мер по исправлению ситуации не предпринимается.

    Источник бед — нищета врачей, среднего и младшего медперсонала, самих медицинских учреждений, которые не могут обеспечить всех пациентов тем объемом и качеством медицинской помощи, которые им полагаются по закону.

    Это, главным образом, и создает почву для злоупотреблений некоторых сотрудников, вплоть до вымогательства. А запрет на проявление искренней благодарность пациентов своему врачу в пределах 3 тысяч рублей никакого реального отношения к искоренению коррупции и вымогательства не имеет.

    Права и обязанности учителей в школе по закону

    Законы учителей что запрещено в России?

    Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

    Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

    Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

    Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

    Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

    О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

    Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

    Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.

    Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).

    Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

    Скачать ФЗ № 351

    В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

    Законно ли повышение голоса на учеников?

    Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

    Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

    Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

    Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

    Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

    • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
    • оказывать физическое воздействие;
    • ставить в угол;
    • выгонять из классного кабинета;
    • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
    • кричать с отходом от учебного процесса;
    • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
    • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

    Ответственность за оскорбление ученика

    Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

    Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

    Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

    Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

    В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

    • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
    • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
    • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
    • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
    • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

    Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (9 3,44 из 5)
    Загрузка…

    СТ 331 ТК РФ.

    К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

    имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

    Комментарий к Ст. 331 Трудового кодекса РФ

    1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления либо совершили отдельные виды преступлений, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

    2. В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу комментируемой статьи наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения. Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. Например, в числе требований к работнику физическим лицом может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

    3. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

    4. Комментируемая статья не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

    Перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения РФ (п. 1 Положения о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608).

    5. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

    6. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК РФ).

    В соответствии со ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — восьми лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

    7. Педагогическая деятельность запрещена лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. В данном случае законодатель полностью исключил возможность занятия педагогической деятельностью указанных лиц, в том числе и в случаях, когда судимость уже снята или погашена.

    В качестве критерия для установления запрета были избраны отдельные виды преступлений против несовершеннолетних, половой неприкосновенности и иные. Однако указанная формулировка оказалась чрезмерно широкой и позволяла охватывать в том числе и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности. В связи с этим КС РФ Постановлением от 18 июля 2013 г. N 19-П признал положения абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью и в силу этого предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей; а также предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую деятельность, если это лицо подвергается уголовному преследованию — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.

    При этом КС РФ не исключил возможность установления запрета на занятие педагогической деятельностью для лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также лиц, имевших судимость за совершение иных преступлений, и лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних.

    8. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК РФ), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется. Порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК РФ) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

    Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

    Статья 46 . Право на занятие педагогической деятельностью

    См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона

    О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 46 Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 41-П

    1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

    >
    Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

    Содержание
    Закон об образовании

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Укажите кто имеет право заниматься педагогической деятельностью

    Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

    Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

    26 августа 2015

    Белаенко Надежда Васильевна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»

    Об образовательном цензе

    Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

    Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ в статью 331 настоящего Кодекса внесены изменения

    Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

    См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 331 ТК РФ

    К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

    имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

    К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; *331.2.2)

    имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; *331.2.3)

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

    Взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351_1 настоящего Кодекса признаны:

    не соответствующими статьям 37 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;

    не соответствующими статьям 37 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением.
    — См. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П.

    имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 7 января 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 387-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

    Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

    (Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ)

    Комментарий к статье 331

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.ст. 46 — 52)

    Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

    См. комментарии к главе 5 настоящего Федерального закона

    >
    Право на занятие педагогической деятельностью

    Содержание
    Закон об образовании

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Федеральный закон — Об образовании в Российской Федерации

    Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ
    ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    примечание.
    О сохранении педагогического стажа и соответствии должностей педагогических и научно-педагогических работников в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 7 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

    Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

    1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
    2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

    Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

    Ст. 47 Закон об образовании в последней действующей редакции от 1 января 2019 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    2. В Российской Федерации признаётся особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

    3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

    4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

    • 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
    • 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
    • 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
    • 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
    • 5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
    • 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

    7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учётом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

    9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

    10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

    Статья 47. Правовой статус педагогических работников

    Сфера образования — одна из важнейших во всей жизнедеятельности государства. Все сотрудники, которые трудоустроены в ней, вносят неоценимый вклад в будущее страны и ее населения. Именно поэтому государство гарантирует особый правовой статус педагогических работников. В чем он заключается и из каких элементов состоит? Об этом далее.

    Общее понятие

    Под правовым статусом педагогических работников понимается сочетание всего спектра возможных свобод и прав, которые гарантируются им со стороны государства. Кроме этого, в понятие правового статуса включаются также и социальные гарантии, дополнительные возможности, особенные виды ответственности, отраженные в законодательной базе РФ.

    Правовой статус педагогического работника — это совокупность особенных гарантий, которая представляет возможным осуществление данными лицами своей профессиональной деятельности в обществе. Государство предоставляет все возможности, необходимые для того, чтобы поддерживать и развивать уровень каждого сотрудника в сфере образования. Кроме этого, в стране регулярно проводятся мероприятия, направленные на поддержание и повышение социальной значимости работников данной сферы.

    Законодательное закрепление статуса

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Права педагогических работников образования закреплены в положениях различных нормативных документов. Примером тому являются нормы, указанные в статьях Трудового кодекса РФ. Данный вопрос также широко раскрывается в Законе РФ «Об образовании» — в статье 47 «Правовой статус педагогических работников». Данная статья содержит в себе большое количество положений, которые отражают весь спектр прав, свобод и гарантий, которые страна гарантирует сотрудникам такой сферы.

    Кто относится к педагогическим работникам

    Все элементы, которые понимаются под правовым статусом педагогических работников, могут быть использованы только лицами, относящимися к данной категории. Итак, кого можно назвать педагогическим работником? Законодатель четко определяет круг лиц, которые могут так именоваться. В статье 46 Закона «Об образовании» говорится о том, что таковыми являются те лица, которые занимаются образовательной деятельностью, состоя в трудовых отношениях с соответствующими организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Кроме этого, данный сотрудник должен заниматься деятельностью по организации учебного процесса, его ведению или осуществлять воспитательную работу. Работником образования может быть признано только физическое лицо.

    В соответствии с понятием, которое приводится в данной статье, можно сделать вывод о том, что к категории работников образования относятся воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели в школе, а также в высших учебных заведениях. К таковым относятся и педагоги, которые занимаются предоставлением дополнительного образования: учителя-логопеды, психологи, организаторы и т. д.

    Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность неких свобод, которые можно реализовать, только осуществляя свою профессиональную деятельность. Перечень таковых предлагается в законодательстве, данные свободы являются неотъемлемыми и присущи любому сотруднику в сфере образования.

    Законодатель в своих актах предписывает то, что каждый работник сферы образования может свободно заниматься ведением своей преподавательской деятельности и выражать свое мнение, независимо от обстоятельств. Кроме этого, все педагоги защищаются государством от любого вмешательства в ведение их деятельности, связанной с исполнением профессиональных обязанностей.

    В числе прав и свобод педагогических работников также определяется свобода их права выбора в использовании материалов, которые необходимы для передачи знаний ученикам и студентам. В рамках данной возможности он могут выбирать любые технологии преподавания, а также использовать свои лично разработанные методики.

    Как уже указывалось выше, правовой статус педагогического работника — это совокупность не только его свобод, но и прав.

    В соответствии с положениями законодательства об образовании, любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу в процессе разработки различных обучающих программ и технологий. В данной сфере законодатель приветствует новаторство, за которое нередко сотрудники в сфере образования награждаются различными знаками отличия. Любой сотрудник данной сферы имеет право заниматься разработкой новых методик преподавания в своей отрасли, однако данные техники не должны противоречить закону. В процессе обучения они могут предлагать студентам и ученикам использовать книги определенных авторов и литературу, которая наиболее легкая к восприятию, по их мнению. Однако здесь законодатель также отмечает то, что их содержание должно соответствовать рекомендуемой программе и не противоречить закону.

    Любой педагог имеет право вести собственную научную деятельность, а также занимать творчеством, а также созданием отдельных образовательных направлений и программ. Данная деятельность, при условии ее полезности для общества, также отмечается со стороны государства наградами разного типа. В процессе своего образования они имеют на бесплатной основе пользоваться библиотечными ресурсами, а также образовательными услугами, которые предлагает государство.

    Сотрудник данной сферы имеет право на участие в управлении образовательными организациями. Однако, как показывает практика, на такие должности избираются исключительно выдающиеся работники, особенно, это касается высших учебных заведений. Занимая высокопоставленные должности, сотрудники учреждений имеют право участвовать в решении организационных вопросов, связанных с его деятельностью, а также обсуждать вопросы, связанные с образовательной деятельностью, участвуя в коллегиальных собраниях.

    В профессиональные права педагогических работников входит возможность защиты профессиональной чести и достоинства. Они также имеют специальную возможность участвовать в разрешении споров, которые проводятся в специальной комиссии между участниками образовательных отношений, а также становиться их инициаторами.

    Трудовые права

    Если говорить кратко о правовом статусе педагогических работников в трудовой сфере, то следует отметить увеличенную продолжительность отпуска для них. Кроме основного ежегодного отпуска, каждый преподаватель имеет право взять для отдыха годовой отпуск, причем, законодатель обязывает делать это не реже, чем раз в 10 лет. Что касается дополнительной продолжительности основного отпуска, то он составляет от 42 до 56 дней.

    Кроме особенных условий для отпуска сотрудникам образовательных организаций представляется сокращенный рабочий день. В общей сложности, количество рабочих часов для такой категории работников составляет 36 в неделю. Если говорить о преподавателях музыкальных учреждений, то для них установлена общая продолжительность в 20 часов, а для воспитателей и лиц, осуществляющих присмотр за детьми — 25.

    Рабочее время

    Рабочее время работников сферы образования исчисляется по особенному плану. В данный промежуток могут быть включены разные типы работы: ведение преподавательской деятельности, воспитательные работы, организационная или методическая, а также другие типы деятельности, которые связаны с осуществлением профессиональных обязанностей. Период проведения ЕГЭ, а также время, которое затрачивается на прохождение переподготовки и повышения квалификации также засчитывается в рабочее, и оплачивается по отдельному установленному тарифу (данная ставка определяется территориальными единицами РФ индивидуально). Что касается процедуры повышения квалификации, то в ходе последних законодательных изменений сотрудники сферы образования могут производить свое обучение чаще, нежели это было раньше — раз в три года (ранее — раз в пять лет). Все расходы, связанные с дополнительным обучением работодатель обязан брать на свой расчет.

    В правовой статус педагогических работников включается целый спектр трудовых прав, в рамках которого с каждым сотрудником должен быть заключен договор. Именно в его содержании должен быть указан индивидуальный рабочий график, на основании которого производятся все выплаты денежных средств.

    Социальные гарантии

    В чем особенности правового статуса педагогических работников? Прежде всего, он заключается в предоставлении особенных социальных гарантий, свойственных только для определенных категорий трудящихся.

    В частности, для сотрудников в сфере образования предлагается досрочный выход на пенсию, в некоторых случаях, задолго до достижения установленного законодательством возраста. Данное право установлено Законом «О пенсионных выплатах», который является единым для всей РФ. Для назначения денежных выплат в рамках социального обеспечения необходимо наличие не менее 25 лет трудового стажа в области образования.

    В ряде социальных гарантий для педагогических работников также предусматривается возможность внеочередного получения жилого помещения по договорам социального найма. В специализированных жилищных фондах для такой группы лиц также предоставляется жилье вне очереди. Кроме этого, все сотрудники сферы образования, которые проживают в отдаленных районах, но сами ведут трудовую деятельность в городе, имеют право на получение денежной компенсации расходов, связанных с арендой жилья недалеко от места работы. Кроме этого, государство обязано предоставить средства на оплату коммунальных услуг в данном жилище (вода, электроэнергия, а также расходы, связанные с отоплением помещения).

    Федеральными законами отдельных территориальных единиц РФ также могут быть предписаны особенные социальные гарантии для работников в сфере образования. Сущность дополнительных возможностей не должна противоречить законодательству, которое действует в пределах России.

    Огромный спектр социальных и других гарантий для работников сферы образования устанавливается государством не только для того, чтобы поддержать действующих работников и обеспечить для них нормальные условия для проживания. Кроме этого, одна из задач страны — привлечение новых кадров в структуру педагогических работников, которые будут хорошо образованы и смогут передать полученные знания другим поколениям. Будущих педагогических работников подготавливают в учебных заведениях высшего и среднего звена. Практически в каждом из них имеется весомая доля учебных мест, которые финансируются за счет средств, взятых из федерального или местных бюджетов.

    Обязанности

    Правовой статус педагогических работников также составляют определенные обязанности, которые предписываются законодательством к обязательному исполнению. Все они напрямую связаны с профессиональной деятельностью работников.

    В первую очередь, любой сотрудник в сфере образования обязан осуществлять все свои действия на высоком профессиональном уровне, предоставляя максимально возможный объем знаний в наиболее доступной форме. Любой педагог должен в полном объеме предоставлять предписанный учебной программе комплекс знаний по конкретной учебной дисциплине.

    Что запрещается сотрудникам сферы образования

    Все педагогические работники имеют право на ведение обучающей деятельности и преподавать в образовательных учреждениях. Однако если данные действия проводятся на платной основе и такая деятельность ведется вразрез с интересами учебного заведения, то есть, не установлены его уставом или направленностью, то, в таком случае, к данному сотруднику могут быть применены соразмерные меры наказания.

    Законодатель также запрещает всем преподавателям использовать свое положение для агитации. В том случае, если работник сферы образования принуждает учеников или студентов принять определенную веру или стать приверженцем определенной политической партии, он может быть подвержен наказанию, установленному законодательством. Кроме этого, преподавателям запрещено во время подачи учебных материалов предоставлять сведения, которые способны разжечь рознь по различным принципам: религиозным, расовым, половым и т. д. Побуждение учеников и студентов к тем действиям, которые запрещены законодательством, также наказываются мерами, определенными в статьях Уголовного и Административного кодексов.

    Ответственность

    В правовой статус педагогических работников также входит такой элемент как ответственность. Такое понятие подразумевает собой определенные последствия, которые наступают в результате совершения каких-либо неправомерных действий. Так, сотрудники системы образования несут ответственность, установленную законодательством, в полном размере, в том случае, если они совершают преступления или правонарушения в любых сферах общественной жизни. Кроме этого, такие работники, наряду со всеми, могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, а также трудовой дисциплины.

    Что касается проступков в профессиональной сфере, то все они учитываются в процессе прохождения работниками сферы образования аттестации. Именно в этот период производится анализ всех действий, связанных с неисполнением своих должностных обязанностей.

    Статья ТКРФ 331. Право на занятие педагогической деятельностью

    Комментарий к статье 331

    1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

    2. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу ст. 331 ТК наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 56). Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. В числе требований к работнику может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

    3. Перечень образовательных учреждений, которые предусматривают наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении Типового положения об образовательном учреждении. В настоящее время Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения:

    Об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

    О вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

    Об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

    О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

    Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

    Об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

    Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

    О дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

    О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

    О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

    О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

    Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

    Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

    О кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

    Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

    Об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

    О военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

    О межшкольном учебном комбинате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

    Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

    Об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

    Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

    4. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. Например, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования), к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

    5. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

    6. Квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, включают образовательный ценз. Вместе с тем допускаются и отступления от этого правила. Так, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не предусматривает наличия у них образовательного ценза.

    7. Статья 331 ТК не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к тем запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. В частности, часть запретов предусмотрена законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

    Статья 331 предусматривает, что перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития (п. 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Вид нормативного акта определяется полномочиями и видом актов, издаваемых министерством. Поскольку ранее данный перечень устанавливался исключительно федеральным законом, законодатель понизил уровень нормативного акта, устанавливающего перечень заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.

    8. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

    9. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР. Данная норма полностью совпадает с требованиями ст. 53 Закона об образовании. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК).

    В действующей редакции законодатель более корректно обращается к понятию уголовно-правового института судимости. Ранее действовавшая редакция запрещала занятие педагогической деятельностью всем лицам, которые имели судимость, т. е. всем лицам, когда-либо осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления. Между тем п. 6 ст. 86 УК предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, по смыслу уголовного закона погашение или снятие судимости устраняет препятствия для занятия педагогической деятельностью. В соответствии со ст. 86 УК судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 6 лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — 8 лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

    10. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется, порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

    Источники

    1. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
    2. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
    3. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
    4. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
    5. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

    Укажите кто имеет право заниматься педагогической деятельностью

    Оценка 5 проголосовавших: 1

    Позвольте представиться! Меня зовут Анатолий Смагин. Я работаю юридическим консультантом уже больше 8 лет. Я набрал большой опыт за время своей работы. И хочу помочь всем посетителям найти ответы на многие интересующие юридические вопросы.

    Администраторы сайта обработали всю доступную информацию. Данные для сайта выложены в полном объеме и доступном виде, для удобства пользователей. Перед применением любой информации с данного сайта необходима обязательная консультация с профессионалом.