Закон юрист

тема№ 5. Технология работы с законодательством

1. Работа юриста с фиксированной информацией

2. Работа юриста с законодательством

3. Технология ознакомления с документами

1. Работа юристас фиксированной информацией

Современныйюрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на потребности изапросы общества, владеть методиками и приёмами работы с меняющимсязаконодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. Ондолжен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры,участвовать в обсуждениях юридических дел или в процедурах их коллегиальногоразрешения. Юрист должен уметь определять свою роль в социальной жизни,экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства,владеть методиками решения стандартных и нестандартных правовых задач.

Каждыйюрист, кем бы он ни был, должен читать книги, нормативные акты, документы;обязан составлять процессуальные документы, проекты, справки, отчёты.

Юристдолжен уметь слушать, уметь читать документы и нормативные акты, вычленяяинформацию, относящуюся к делу, давать правовую оценку деяния.

Приосуществлении трудовых операций юрист применяет самые разные подходы, например,принятые в информатике, социологии, теории управления и пр.

Именноправовой подход позволяет профессионалу реализовать систему социальных ожиданийи требований к юридической профессии. Он позволяет юристу работать с правом идавать, «производить» правовые суждения, оценки, выводы, осваивая новоезаконодательство.

Правовойподход охватывает:

1) системуи сложившийся способ использования аргументов, восходящих к закону, исходящихиз него, из механизма действия правовой нормы;

2) принятыетребования к оценке фактов и оперированию фактами, информацией, имеющейюридическое значение;

3) ориентациюна получение выводов, основанных на праве и реализующих его предписания, егосмысл.

Юристыисходят из разных позиций, решая свои задачи. Они принимают к руководствуразные правовые подходы.

Выделяютследующие критерии различения правовых подходов, отражающих их различныестороны: этатистский, ориентирующийся на интересыгосударства; либеральный, ориентирующийся на интересы личности; буквалистский,догматический, ориентирующийся на жёсткое осуществление буквы закона; свободноправовой, ориентирующийся на основные начала,природу, принципы права, позволяющие достигать социальной справедливости наоснове свободного усмотрения; профессионально-качественный, ориентирующийся навысокий уровень профессионализма и правовой культуры, и подход низкогопрофессионального уровня, ориентирующийся на временные успехи и экономию сил.

Нельзяне согласиться с А.Э. Жалинским, который считает, чтов любом случае нужно изучать различия в правовых подходах. Весьма полезными дляэтого могут оказаться исследования правосознания юристов, их мышления,поведения, позволяющие выделять различные группы с различными правовымиподходами или различные варианты подходов в разных ситуациях (Жалинский А.Э. Основы профессиональнойдеятельности юриста. Введение в специальность. – Смоленск, 1995. – С.56-57.).

Правовойподход влияет:

— напонимание и оценку права, его предписаний;

— наиспользуемые аргументы;

— навыбор ориентации на сотрудничество или давление;

— накачество исполнения своих обязанностей и уровень его результатов.

Результативностьработы каждого отдельного юриста правовой профессиональной структуры,сообщества юристов определяется их возможностью получить, переработать ииспользовать фиксированную информацию, т.е. закреплённую в соответствующихисточниках.

Юрист-профессионалпостоянно работает с документами, в которых содержится правовая и неправовая,нормативная и ненормативная информация. Он изучает законы, указы Президента РФ,постановления и распоряжения Правительства, инструкции разных ведомств,законодательства субъектов РФ. Он должен знать опубликованные решенияВерховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, изучать мнения юристов по темили иным сложным вопросам.

Такимобразом, объектом работы с фиксированной информацией оказываются разнообразныепо смыслу, значению и содержанию тексты; написанные от руки, исполненные напишущей машинке или компьютере, отпечатанные в типографии.

Профессиональнаяработа юриста основывается на общих правилах и приёмах работы с информацией,которые должны соблюдать любые специалисты. Юрист должен владеть техникойанализа информации, достаточно быстрого чтения текстов и усвоения их смысла.Требует особого внимания выделение таких приёмов и правил работы с информацией,как:

— учётзаконных прав и интересов юридических и физических лиц, относительно которыхтак или иначе осуществляются информационные процессы;

— соблюдениепроцедурных и материально-правовых норм, регламентирующих соотносимые синформацией правила работы и определяющие её значение;

— проведениеоценки источника информации по правовым критериям реального издания.

2. Работа юристас законодательством

Работа с законодательствомпостоянно осуществляется юристом и включает в себя: а) понимание права, б)поиск необходимых нормативных актов, в) систематизацию нормативно-правовыхактов и подготовку нормативной базы к использованию, г) непосредственный анализюридической силы и содержания нормативных актов.

Понимание права являетсянеобходимой предпосылкой работы с законодательством. Это – работа с самойправовой информацией, выяснение её внутреннего смысла, т.е. суммы значений,содержания предписаний, установление возможностей реализации права, егоуправленческого потенциала, силы и пределов охранительно-регулятивноговоздействия на статусы и отношения.

Работа с правом возможнатолько на основе обнаружения источников права, какими бы они ни были и как быони ни отличались друг от друга.

Поиск права обычноосновывается на предварительном чтении учебников, справочников, пособий. Внекоторых ситуациях поиск права ограничивается обращением к нескольким кодексамили общим законам и связан с их актуализацией (выверкой) на момент применения,т.е. с внесением всех изменений в соответствующий текст с момента егоопубликования.

Первым шагом является общаяориентация в массиве нормативно-правовых актов. Этот массив, т.е. действующеезаконодательство и подзаконные акты любой страны, имеет сложную структуру.Отдельные нормативно-правовые акты содержатся в самых различных источниках.

Закон представляет собойюридический акт, принятый высшим представительным органом государственнойвласти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболееважные общественные отношения. Закон составляет основу системы правагосударства. Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению кнормативным актам всех иных органов государства.

Законодательство – одиниз основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся виздании органами государственной власти законов.

Актом высшей юридической силыявляется Конституция РФ (ст.15 п.1. Конституции РФ). Она имеет прямое действиена всей территории Российской Федерации.

Федеральные законы –принимаются Федеральным собранием от имени Российской Федерации по предметам еёведения.

В Российской Федерации подзаконодательством на федеральном уровне понимается:

1. КонституцияРФ.

2. Федеральныеконституционные законы.

3. Федеральныезаконы.

4. Постановленияпалат Федерального собрания.

5. УказыПрезидента РФ.

6. ПостановленияПравительства РФ.

В соответствии с Федеральнымзаконом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силуфедеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палатФедерального собрания» эти акты официально и обязательно публикуются в»Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Иные федеральные НПА – этоуказы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения ПравительстваРФ, решения Конституционного суда РФ о соответствии нормативных актовКонституции РФ, также публикуются в «Собрании законодательства».

В зависимости от видов отраслейправа, сводов законов в виде кодексов, отдельных видов нормативно-правовыхактов различаются нормы права, обозначенные следующей технологией:

1) конституционногоправа,

2) муниципальногоправа,

3) гражданскогоправа (наследственного права, права собственности и т.д.),

4) авторскогоправо,

5) уголовногоправа,

6) уголовно-исполнительногоправа,

7) административногоправа,

8) процессуальногоправа (гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс),

9) трудовогоправа,

10) пенсионногозаконодательства,

11) семейного права,

12) жилищного права,

13) земельного права,

14) нотариальногозаконодательства,

15) хозяйственногопредпринимательского права,

16) социальногообеспечения,

17) приватизационногозаконодательства,

18) банковскогоправа,

19) коммерческогоправа,

20) финансовогоправа,

21) налогового права,

22) валютного законодательства,

23) страхового права,

24) водногозаконодательства,

25) воздушногозаконодательства,

26) лесногозаконодательства,

27) аграрного права,

28) таможенногоправа,

29) экологическогоправа,

30) международногоправа (дипломатического и внешнеэкономического права).

Федеральные ведомственныеакты, т.е. нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права,свободы и законные интересы граждан и носящие межведомственный характер,принятые после 1 марта 1993 года, должны проходить государственную регистрациюв Министерстве юстиции РФ и публиковаться в газете «Российские вести». Безэтого они считаются недействующими и не подлежащими применению. Все федеральныеНПА, как правило, публикуются повторно многими изданиями с учётом ихспециализации. Такие публикации можно найти в газетах «Коммерсант», «Экономикаи жизнь», «Финансовая газета», «Бизнес и банки» и т.д. Но юрист-профессионалдолжен стремиться пользоваться официальными текстами нормативных актов.

Нормативные акты субъектов РФпринимаются государственными органами представительной и исполнительной властии публикуются в официальных изданиях соответствующего уровня. Для Москвы такимиизданиями являются «Ведомости Московской городской думы» и «Вестник мэрииМосквы».

Создание любой информацииосновывается на использовании хронологического показателя и принятойклассификации правовой информации. В РФ в соответствии с Указом Президента РФот 16 декабря 1993 г. действует общеправовой классификатор отраслейзаконодательства в меняющихся версиях, который используется органами государственнойвласти, местного самоуправления, иными субъектами права для систематизацииправовой информации. Этот классификатор даёт общую ориентацию в структуре правапо объекту регулирования и позволяет отбирать группу правовых актов поотдельным разделам.

По времени действия нормыправа подразделяются на следующие:

1) постоянные(действующие до официальной отмены) и

2) временные(действующие в пределах определённого промежутка времени).

Кроме того, различаются нормыправа:

· законодательные – нормы права, содержащиеся взаконах;

· подзаконные – нормы права, изданные или принятыево исполнение законов;

· общие – нормы права, действие которыхраспространяется на всех лиц в государстве,

· специальные – нормы права, действующие вотношении определённой категории лиц (пенсионеров, ветеранов, инвалидов ит.д.),

· отсылочные – нормы права, которые указывают надругие нормы права как на условие своего действия,

· запрещающие – юридические нормы, которыеуказывают на недопустимость совершения каким-либо лицом определённых действий,

· охранительные – нормы права, регулирующиеобщественные отношения, связанные с какой-либо юридической ответственностью иприменением мер государственного принуждения (процессуальное право),

· регулятивные – нормы права, содержащиепредписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,

· обязывающие – нормы права, предписывающиеопределённым лицам совершать определённые обязательные действия,

· уполномачивающие –нормы права, представляющие определённым лицам возможность совершения определённыхдействий, которые повлекут юридические последствия,

· делегированные – нормы права, изданныегосударственным органом или организаций по поручению вышестоящегогосударственного органа,

· бланкетные – нормы права, определяющие правилаповедения, действие которых основывается на содержании специфических правил,

· диспозитивные – нормы права, предоставляющиесубъектам права возможность самим решать вопрос об объёме и характере своихправ и обязанностей,

· императивные, или категорические, – нормы права,содержащие властные предписания, отсутствие которых не допускается.

В некоторых ситуациях поискправа ограничивается обращением к нескольким кодексам или общим законам исвязан с их актуализацией на момент применения, т.е. с внесением всех измененийв соответствующий текст за период с момента его опубликования в имеющемсяиздании. Чаще отбор НПА (нормативно-правовых актов) представляет собой сложнуюработу.

Для успешной работы по поискуНПА необходимо:

а) знание системы и классификации НПА,сложившихся в стране;

б) наличие представлений о порядке и способах публикации НПА;

в) понимание и освоение действующей системы фиксации и предоставленияНПА адресату. В любом случае первым шагом является общая ориентация в массивеНПА. Массив нормативных текстов, т.е. действующее законодательство иподзаконные акты любой страны, имеет сложную структуру. Отдельныенормативно-правовые акты (НПА) содержатся в самых различных источниках, общийобъём которых весьма велик.

Под банкаминормативно-правовых актов понимаются упорядоченные по хронологическому,предметному, субъективному критерию собрания нормативно-правовых актов,выраженные в традиционных текстах либо приведённые на технических (машинных)носителях информации. Банки нормативно-правовых актов могут находиться впостоянных местах (библиотеках, кодификационных бюро) и быть передвижными.

В настоящее время можновыделить:

а) традиционные текстовые кодификации как собрания текстов;

б) компьютерные информационно-поисковые системы.

С развитиемнаучно-технического прогресса появились новые формы хранения и обработкиинформации. Компьютерная технология даёт возможность легко ориентироваться вмассиве нормативно-правовых актов. Появились компакт-диски с программами поюриспруденции. Например, такие информационные программы, как «Юсис», Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», «Эталон».

Все нормативные акты передподключением в систему проходят многоступенчатую обработку: предварительныйюридический анализ, создание электронных копий. Технология такова, что всенормативные акты поддерживаются в последней действующей редакции. Онисопровождаются дополнительной аналитической информацией, которая позволяетполучить целостную картину правового регулирования интересующего вопроса.Еженедельно весь информационный блок приводится в соответствие с текущимиизменениями в законодательстве. Гипертекстовая структура ссылок позволяет втысячи раз ускорить поиск документа и превращает запутанное законодательство встройную систему, наглядную и удобную для работы.

Программный комплекс «ЮСИС» ориентирован напрофессиональных юристов: законодателей, судей, прокуроров, адвокатов,следователей, нотариусов, юрисконсультов, которые в своей деятельностипостоянно работают с правовой информацией. Для них ЮСИС выполняет рольперсонального референта, предназначенного не только для поиска документов поинтересующей правовой тематике и ознакомления с ними, но и для формированияспециализированных подборок, содержащих нормативные акты, материалы судебной иарбитражной практики применения.

ЮСИС содержит как действующие, так иутратившие силу нормативные акты РФ, субъектов Федерации и законодательствобывшего СССР. В ЮСИСЕ содержится функция-словарь Определения, которая позволяетсразу просмотреть определение в тексте документа.

Система «Гарант» представляет собой правовуюавтоматизированную информационно-справочную систему. Основу её составляютправовые базы и справочники. «Гарант» формирует подборки основных документов повсем разделам законодательства. В ней представлено банковское, таможенное,жилищное законодательство, уголовное, административное, международное право,судебная и арбитражная практика.

Основой для создания информационных банковКонсультант Плюс является правовая информация, которая непосредственно поступаетиз органов государственной власти и управления России – эмитентов правовыхактов – на основе прямых официальных договоров и соглашений о сотрудничестве вобласти правовой информации между АО «Консультант Плюс» и государственнымиведомствами.

ИПС «Кодекс» предназначена для установки наперсональный компьютер или локальную, корпоративную, глобальную сетькомпьютеров IBM PC.Обладатель системы получает возможность оперативного доступа к электроннойбиблиотеке, содержащей полное собрание законодательства России, региональное ииностранное законодательство, документы международного права, образцы правовыхи деловых документов, многочисленные юридические комментарии, консультации,словари, электронные издания книг, журналов и газет и многое другое.

СПС «Эталон» содержит более 20 тыс.действующих нормативных правовых актов Президента РФ, Федерального собрания РФ,Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актовмежгосударственного характера, Сотрудничества Независимых Государств и бывшегоСССР (с 1922 года). В базу данных включены нормативные правовые акты,регулирующие в настоящее время широкий круг правоотношений, в том числе:гражданские, земельные, трудовые, жилищные, финансовые, а также социальногострахования, вопросы приватизации, охраны окружающей среды и др.

В качестве банков нормативно-правовых актовможно рассматривать также своды и собрания законодательства. В последнее времяв России принято решение об издании Свода российских законов, реализациякоторого возложена на ряд отраслевых институтов. Уже издан мини-сводроссийского законодательства под названием «Российские законы», которыйрегулярно пополняется и актуализируется издателем.

3. Технологияознакомления с документами

Большая часть времени юристапроходит за составлением различных юридических документов: писем, запросов,завещаний, договоров, уставов и иных документов. Для того чтобы уметьсоставлять такие документы, необходимо владеть основами юридической техники.

Юрист выступает как в качествесоздателя текста юридического документа, так и в качестве адресата. Знаниеприёмов юридической техники может помочь составлению грамотных и законныхюридических документов, уяснению содержания документов, составленных другимилицами.

Что же представляет собойюридический документ? Обратимся к справочной литературе. Так, в юридическойэнциклопедии даётся следующее определение.

Документ (от латинского documentum –»доказательство, свидетельство») – это:

1) зафиксированнаяна материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать;

2) письменноесвидетельство, доказательство;

3) составленныйв порядке, предусмотренном законом, акт, удостоверяющий юридический факт(рождение, вступление в брак и т.п.) или предоставляющий право на что-либо(диплом, завещание и т.п.); любой письменный акт, имеющий юридическую силу илиносящий служебный характер;

4) паспорт,удостоверение личности.

Таким образом, под юридическимдокументом будем понимать официальный письменный документ, порождающийопределённые юридические последствия, создающий определённые юридическиесостояния и направленный на регулирование отдельных отношений.

Существует большое количестворазличных юридических документов. Весь массив юридических документов можносгруппировать следующим образом:

1) нормативно-правовыеакты (законы, указы, постановления, инструкции и т.п.);

2) актыправоприменения (решение суда, постановление иназначение экспертизы, протест прокурора и т.п.);

3) договоры(договор купли-продажи, брачный договор, трудовые соглашения и т.п.);

4) иныеакты (исковые заявления, претензии, жалобы, заявления и т.п.).

Изучение документов – это одиниз способов получения информации, рассчитанный на её визуальное восприятие.Содержащаяся в документах (деле, актах, досье) информация обычно подаётся вформе, избранной её автором, для того, чтобы, информируя адресата документа,воздействовать на его
позицию.

Язык юридического документадолжен в целом отвечать трём условиям: быть точным, ясным и достоверным. Откачества текста юридического документа зависят эффективность его правоприменения, степень регулирования конкретныхотношений. Высокая точность документа допускает повторяемость отдельных фраз(слов, словосочетаний, терминов и т.п.) на определённых участках его текста.Безусловно, это оказывает влияние на эстетическое восприятие текста, нопрактический критерий должен брать верх над общелитературными стандартами. Вкачестве подтверждения важности этого средства юридической техникой можнопровести п.2 ст.30 Типового договора о международном лизинге: «Термины мужскогорода при соответствующей смысловой нагрузке могут быть использованы как терминыженского и среднего рода, а слова, зафиксированные в единственном числе, могутупотребляться во множественном числе – и наоборот».

Текст закона должен бытьнаписан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишнихэмоций и не отвлекающем от сути документа. Официальный стиль обычнохарактеризуется:

· сжатостью, компактностью, экономичнымиспользование слов и выражений;

· стандартным расположением материала;

· использованием клише, штампов (например, частоиспользуются такие штампы, как «должностное лицо государственного органа», «всоответствии с действующим законодательством» и т.п.);

· повествовательным характером;

· наличием тенденции к повторному употреблениюслов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

· слабой индивидуализацией.

Выделяют такие стилидокументов, как официальный (официально-безразличный), жёстко-категоричный,заискивающе-просительный, литературно-художественный, разговорный (бытовой,обыденный).

Юридический документ не долженсодержать оскорбительных, унижающих человеческое достоинство слов и выражений.Использование резких, эмоциональных слов исключается. Для такого родадокументов неприемлемы
жаргонизмы, сленговые выражения и метафоры, недопустимо использование иуничижительных, льстивых, комплиментарных выражений.

Исключением из этого правилаявляются ситуации, когда в тексте документа необходимо привести цитату.Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, можетпотребоваться включить те оскорбительные выражения, которые высказаны были вотношении заявителя.

Выделяют несколько этаповподготовки текста юридического документа:

1-й этап – определениеадресата документа. Адресат документа – широкое понятие. К адресатамдокумента относятся все лица, которые когда-либо будут с ними знакомиться. Этоможет быть широкий круг читателей. Необходимо выявить специфические особенностиразличных категорий адресатов, чтобы подготовленный вами документ был доступенвсем читателям. Особенности адресата предопределяют стиль документа,используемую лексику. Важно определить отношение адресата – дружественное иливраждебное, его образовательный уровень и жизненный опыт, а также с какой цельюбудет использован документ.

2-й этап – определениеобщей структуры документа, систематизация материала и аргументов посоответствующим разделам. Сбор всех относящихся к делу фактов являетсянеобходимым условием успешной подготовки документа. Невозможно подготовитьточный документ, не зная всех относящихся к делу фактов.

Прежде чем облекать документ втекстовую форму, необходимо систематизировать, организовать материал иподготовить общую структуру документа на основании полученной информации. Темсамым можно избежать непреднамеренных пропусков и обеспечить логическую последовательностьизложения.

3-й этап – написание текстадокумента. При написании документа следует соблюдать ясность и добиватьсякраткости изложения; важно придерживаться соответствующей
тональности.

4-й этап – прогнозированиеи анализ возможных последствий. Следует ещё раз обратить внимание на адресат документа и собранные факты, варьируя их один задругим, чтобы предсказать возможные последствия; мысленно пройтись через всеоперации или события, чтобы убедиться, сохранит ли документ юридическое действие.

Необходимо проверитьорганизацию документа, чтобы убедиться в его логическом построении, языкдокумента с точки зрения точности, тональности и краткости. Нельзя забывать и овизуальной привлекательности документа.

5-й этап – редактированиематериала. Необходимо внимательно прочитать написанный текст, просмотреть,как расположен материал, как выглядит документ в целом, несколько разперечитать его для выявления и исправления ошибок, допущенных на различныхэтапах процесса подготовки.

Следуя этим правилам, можноподготовить хорошо организованный, всеохватывающий, краткий и точный документ.

Юрист должен владеть техникойописания документов и составления резюме по ним.

В резюме указываются:допустимость жалобы, иска,
его подведомственность и подсудность, а в этих рамках
соблюдение правил подачи искового заключения, условия подсудности судам Россииили иностранным судам, местная подсудность, право- и дееспособность сторон, как
материально-правовая, так и процессуальная, представительство, соблюдение его условий,наличие материальной потребности в защите. Соблюдение претензионного порядка,наличие изменений в первоначальном исковом заявлении, разграничение поучастникам спора.

Обоснованность жалобы (иска)включает в себя:

а) общую оценку достаточности аргументов истца, полноту илидостаточность аргументов ответчика, которые анализируются и фиксируютсяприменительно к участникам процесса и различного рода притязаниям;

б) анализ отдельных составных частей иска применительно к истцу(ситцам) и ответчику (ответчикам), оценку достаточности доказательств такжеприменительно к сторонам, анализ соотношения притязаний и возражений, жалобы и контржалобы; оценку отдельных видов доказательств.

Выводы по делу включают всебя: фиксацию предложений, содержащихся в деле, и их осознание, что не всегдабывает просто и нередко требует либо перекодировки, либо вписывания в правовойконтекст; предложения о необходимых действиях по данному делу, которые, вовсяком случае, вытекают из его содержания (назначение к слушанию, вызов дополнительныхсвидетелей и пр.).
Изучение документов может носить и криминалистический характер, т.к.криминалистическое исследование документов – это исследование закономерностейприроды письма, проявлений
при этом некоторых свойств личности, способов подделки документов. Одновременноразрабатываются средства и методы познания этих закономерностей в целяхраскрытия и расследования преступлений.

Различают два видакриминалистического исследования документов:

1) криминалистическоеисследование письма;

2) технико-криминалистическоеисследование.

Объектами криминалистическогоисследования
письма являются письменная речь и почерк. При этом могут
быть установлены автор, исполнитель рукописи или его
свойства: пол, возраст, физические и профессиональные
особенности. При технико-криминалистическом исследовании документа изучаетсяего содержание, материал, из которого
он изготовлен, следы воздействия на его содержание. При
этом решаются как идентификационные, так и диагностические задачи.

Для решения этих задач применяютсяразличные средства и методы:

1) химические– установление состава материала
документа;

2) фототехнические– идентификация фотоаппарата по фотоснимку;

3) фоноскопическое – расшифровка магнитной записи и
др.

При расследовании преступленийрекомендуется соблюдать ряд правил обращения с документами:

а) работать с документом в перчатках или с помощью пинцета;

б) не трогать документ мокрыми руками;

в) не класть документ на влажные или загрязнённые предметы;

г) не делать записи на лицевой или обратной стороне документа;

д) приобщаемый к делу документ не подшивать за края, а поместить вконверт, который затем можно подшить;

е) при осмотре не применять методов, оказывающих неблагоприятноевоздействие на состояние документа, и др.

Вы можете скачать должностную инструкцию юрисконсульта бесплатно. Должностные обязанности юрисконсульта

Утверждаю

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ЮРИСКОНСУЛЬТА

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет права, должностные обязанности и ответственность юрисконсульта_____________________ (далее – «предприятие»).

Название учреждения

1.2. На должность юрисконсульта принимается лицо с высшим профессиональным (юридическим) образованием (требований к стажу работы нет) или средним профессиональным (юридическим) образованием и стажем работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

1.3. Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от нее по приказу директора предприятия по представлению ___________________ (начальника юридического отдела иного должностного лица).

1.4. Юрисконсульт находится в подчинении ___________________ (начальника юридического отдела; руководителя структурного подразделения; иного должностного лица).

1.5. Юрисконсульт обязан знать:

— законодательные акты, которые регламентируют финансовую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

— нормативные правовые документы, нормативные и методические материалы по правовой деятельности предприятия.

— трудовое, гражданское, финансовое и административное право.

— порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности организации.

— порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, тарифных соглашений и коллективных договоров.

— порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий.

— основы организации труда, экономики и управления.

— средства вычислительной техники, связи и коммуникаций.

— правила внутреннего трудового распорядка.

— нормы и правила охраны труда.

1.6. В период отсутствия юрисконсульта (болезнь, отпуск, командировка и пр.) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за должное выполнение возложенных на него обязанностей.

1.7. Юрисконсульт в своей деятельности руководствуется:

— положением о юридическом отделе.

— данной должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

Юрисконсульт обязан:

2.1.Вести учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением арбитражных и судебных дел.

2.2. Принимать участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на укрепление финансовой, договорной и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.

2.3. Изучать, анализировать и обобщать результаты рассмотрения претензий, арбитражных судебных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки необходимых предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

2.4.Оформлять документы о привлечении работников к материальной и дисциплинарной ответственности.

2.5. Выполнять разовые служебные поручения своего руководителя.

2.6. Участвовать в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий.

2.7. Подготавливать совместно с другими подразделениями предприятия материалы о растратах, хищениях, выпуске недоброкачественной, некомплектной и нестандартной продукции, недостачах, нарушении экологического законодательства и других правовых нарушениях с целью передачи их в следственные и судебные органы.

2.8. Участвовать в работе по заключению хозяйственных договоров, проведению их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, рассмотрению вопросов о кредиторской и дебиторской задолженности.

2.9. Контролировать своевременность представления расчетов, справок, объяснений и прочих материалов для подготовки ответов на претензии.

2.10. Подготавливать вместе с другими подразделениями предложения об изменении действующих либо отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, которые изданы на предприятии.

2.11. Подготавливать заключения, оказывать помощь в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

2.12. Разрабатывать или принимать участие в разработке документов правового характера.

2.13. Осуществлять методическое руководство правовой работой на предприятии и оказывать правовую помощь его структурным подразделениям и общественным организациям в оформлении правовых документов.

2.14. Вести работу по хранению и систематизированному учету действующих законодательных нормативных актов.

2.15.Производить отметки об отмене законодательных нормативных актов, дополнениях и изменениях, подготавливать справочную документацию с применением современных информационных технологий и вычислительной техники.

2.16. Принимать участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв, разработке предложений, направленных на усовершенствование деятельности предприятия.

2.17. Информировать работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, знакомить должностные лица предприятия с нормативными правовыми актами, которые относятся к их деятельности.

2.18. Консультировать работников предприятия по организационно-правовым и иным юридическим вопросам.

3. Права

Юрисконсульт вправе:

3.1. Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.2.Сообщать своему руководителю обо всех недостатках в деятельности отдела или предприятия (только в рамках своей компетенции), выявленных в процессе осуществления своих должностных обязанностей и вносить предложения по их устранению.

3.3. Запрашивать от подразделений предприятия и специалистов документы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (в случае, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения руководителей подразделений).

3.5. Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, которые касаются его деятельности.

3.7. Вносить свои предложения, направленные на совершенствование работы, связанной с предусмотренными данной инструкцией обязанностями.

4. Ответственность

Юрисконсульт ответственен:

4.1.За недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

4.2. За правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За нанесение материального вреда предприятию в определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Должностные обязанности. Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.