Юридический отказ

Согласно действующему законодательству, юридическое лицо приобретает правоспособность с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Понятие государственной регистрации юридических лиц можно рассмотреть с двух основных позиций.

Во-первых, исходя из доктринального определения, это процедура легализации деятельности субъектов гражданских правоотношений, при которой уполномоченные государственные органы осуществляют проверку соответствия юридического лица и его регистрационных документов требованиям и условиям действующего законодательства.

Во-вторых, обращаясь к ФЗ N 129-ФЗ можно выделить нормативное определение, сущность которого заключается в том, что это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом.

Отказ от регистрации юридического лица

Отказ в государственной регистрации может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законом. Непосредственно перечень таких оснований представлен в ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ, с которой связано немало спорных ситуаций, среди которых можно выделить следующие: юридическое лицо (участник) оспаривает отказ в регистрации изменений в сведения о нем; ликвидируемое юридическое лицо оспаривает отказ в регистрации ликвидации; реорганизуемое юридическое лицо оспаривает отказ в регистрации реорганизации; учредитель оспаривает отказ в регистрации юридического лица; кредитор оспаривает регистрацию ликвидации юридического лица и т.п. Однако это далеко не все проблемы, касающиеся данной сферы. В судебной практике число их неуклонно растёт, что связано, к примеру, с неоднозначным толкованием законодательства сотрудниками регистрационных органов и недобросовестными действиями самих заявителей государственной регистрации.

Стоит отдельно отметить, что существует дискуссионный вопрос, относящийся к подведомственности споров в области государственной регистрации юридических лиц. Согласно ч. 3 п. 6 ст. 27 АПК споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица.

Толкуя данное положение буквально, многие некоммерческие организации обращаются с соответствующими требованиями в арбитражные суды, которые отказывают в рассмотрении дела и прекращают производство, ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Основанием для таких действий выступают разъясняющие акты высших судебных инстанций. Так, Пленум ВАС РФ в своём Постановлении ограничительно истолковал положения АПК РФ, отметив, что арбитражным судам подведомственны лишь дела, связанные с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, а также иными организациями, деятельность которых соприкасается с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Некоторые исследователи считают, что вывод о подведомственности данной категории дел в той или иной системе судов зависит от определения природы отношений, из которых возник спор. Если в регистрационных отношениях участвовала организация, деятельность которой связана с предпринимательской деятельностью, такой спор подведомствен арбитражному суду, а все остальные случаи подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции. Другие же указывают на то, что ограничительное толкование высшими судебными инстанциями пунктов АПК РФ не соответствует их содержательному смыслу.

Нередки ситуации незаконного отказа в государственной регистрации юридического лица, а также уклонения от государственной регистрации, под которой можно понимать завуалированный отказ в регистрации предпринимательской или иной деятельности под различными предлогами, такими как, недостаток документов, несоответствие их формы предъявляемым требованиям, отсутствие компетентных должностных лиц и т.п.

Проанализировав судебную практику данной сферы, можно отметить чаще всего встречающиеся ситуации:

— Представление документов для государственной регистрации неуполномоченным лицом является основанием для отказа в государственной регистрации;

— Отказ в государственной регистрации в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к наименованию юридического лица (Постановление АС МО от 08.05.2015 N Ф05-3074/2015 по делу N А40-99623/14);

— Представление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины с указанием неверных данных (Постановление АС УО от 28.04.2015 N Ф09-1884/15 по делу N А50-13783/2014.);

— Регистрирующий орган при проведении государственной регистрации вправе требовать представления документов, обязанность представить которые прямо предусмотрена Законом о регистрации и иными федеральными законами;

— Установление регистрирующим органом при решении вопроса о наличии оснований для государственной регистрации создаваемого юридического лица недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации, может являться основанием для отказа в государственной регистрации (АС Волгоградской области по делу N А65-9376/2019);

— Установление регистрирующим органом после осуществления государственной регистрации юридического лица того обстоятельства, что данное юридическое лицо не находится по адресу, указанному в качестве места его нахождения, не является основанием для признания решения регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица незаконным (Постановление АС УО от 17.09.2014 N Ф09-5108/14 по делу N А60-47965/2013,);

— Закон о регистрации не связывает возможность исключения из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, с их организационно-правовой формой.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в данной сфере существует немало нарушений, как со стороны регистрирующих органов, так и со стороны юридических лиц, что связано с различными факторами, в том числе с толкованием правовых норм и добросовестностью самих субъектов упомянутых правоотношений.

Цены на юридические услуги

По всем интересующим вопросам можно обращаться по телефонам: +7 (499) 397-89-29, +7 (925) 161-50-91 или писать по адресу: group-alp.com@yandex.ru

Государственная регистрация – финальный этап создания фирмы.

Зарегистрировать фирму должны в течение трех рабочих дней с момента представления документов. В этот же срок данные о зарегистрированном обществе вносят в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Отказ в государственной регистрации

Отказать в государственной регистрации могут, если:

  • вы не представили необходимые для государственной регистрации документы, которые определены законом;
  • вы представили документы не в тот регистрирующий орган;
  • заявление о государственной регистрации подписало неуполномоченное лицо;
  • наименование фирмы не соответствует требованиям законодательства (например, не содержит указание на организационно-правовую форму);
  • подпись заявителя не удостоверена нотариусом;
  • есть несоответствие сведений о паспорте, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным налоговой инспекцией от органов, осуществляющих выдачу или замену паспортов;
  • инспекцией получены возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
  • у налоговой инспекции есть подтвержденная информация о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
  • учредитель (участник) юридического лица на основании приговора суда лишен права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • до внесения записи в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступил судебный акт, содержащий запрет на совершение регистрационных действий.

С 1 октября 2018 года введены два новых основания для отказа в регистрации. Первое основание — представление для регистрации документов, содержащих недостоверные сведения.

Второе основание — несоблюдение формы заявления и требований к оформлению документов. В случае отказа в государственной регистрации по этому основанию в течение трех месяцев заявитель может однократно представить в регистрирующий орган исправленные документы. Кроме того, при отказе в регистрации из-за неполного комплекта документов заявитель в тот же срок может представить недостающие документы. И в том, и в другом случае пошлину повторно платить не придётся. Заявитель вправе не представлять повторно документы, которые уже есть у регистрирующего органа.

Обо всех основаниях отказа можно узнать из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Обратите внимание: в решении об отказе в государственной регистрации должны быть указаны основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения.

Обжалование решений о регистрации

Таким образом, Федеральная налоговая служба может вынести одно из двух решений:

  • о государственной регистрации;
  • об отказе в государственной регистрации.

Каждое из этих решений вы можете обжаловать.

Так, при обжаловании решения об отказе в регистрации действует обязательная процедура досудебного обжалования. То есть сначала жалобу нужно направить в вышестоящую налоговую инспекцию. Если же в удовлетворении откажут, то с жалобой можно обратиться либо в Федеральную налоговую службу, либо в суд.

Право на прямое обращение в суд наступает в тех случаях, когда вышестоящий территориальный орган не принял решение по жалобе заявителя в течение 15 рабочих дней с момента ее получения (за исключением случаев, когда срок рассмотрения жалобы был продлен руководителем или заместителем руководителя налогового органа).

Кроме того, компания вправе обратиться сразу в суд, если вышестоящим органом выступает непосредственно Федеральная налоговая служба России.

Сроки подачи жалобы

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о принятом решении. Такой же срок установлен для подачи заявления в ФНС России на решение вышестоящего налогового органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить, подав соответствующее ходатайство (п. 3 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ). В противном же случае «просроченную» жалобу налоговики оставят без рассмотрения.

Как составить жалобу

В жалобе нужно указать:

  • фамилию, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

В жалобе можно указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

Также к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Жалоба может быть подана:

  • в письменной форме (по почте или представить лично);
  • через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Решение по жалобе

Поданную жалобу налоговики могут оставить без рассмотрения. Это произойдет, если:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
  • ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Данный перечень оснований приведен в статье 25.5 Закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ и является исчерпывающим.

Но если жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 рабочих дней с момента ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 10 рабочих дней.

Продление срока допускается для получения от нижестоящего налогового органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.

Если же решение продлить срок рассмотрения жалобы принято налоговиками, то такое решение должно быть вручено или направлено вам в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Результатом рассмотрения жалобы могут стать:

  • отмена решения налоговой инспекции;
  • оставление жалобы без удовлетворения.

Принятое решение должно быть вручено или направлено вам на следующий день.

Часто при регистрации фирмы, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя можно получить от налогового органа отказ в регистрации юридического лица.

Чтобы не получить такое решение об отказе, в первую очередь, нужно не ошибиться с выбором регистрирующего органа. Практически такого выбора не бывает. Например, в Москве подать документы на регистрацию для коммерческих организаций (ООО, ИП, АО) можно только в МИФНС № 46. Если были отправлены документы в любой другой орган, то однозначно будет получен отказ в регистрации юридического лица.

В ситуациях с отказами самое неприятное то, что всю процедуру потребуется проходить повторно. А это – большие потери времени и денег. Вновь нужно оплатить государственную пошлину, нотариальные услуги.

Наши специалисты рекомендуют обращаться в специализированные компании, которые помогут сэкономить ваше время и не получить отказ в регистрации юридического лица.

Причины отказа в государственной регистрации ИП

Государственная регистрация ИП проводится на основе № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Статья 23 содержит общий перечень причин отказа в регистрации ИП и в регистрации юридических лиц.

Это следующие причины: представлены не все требуемые документы; документы представлены в ненадлежащем виде; несоблюдение нотариальной формы, если требуются заверенные нотариусом документы; если заявление подписано неуполномоченным лицом и другие.

На практике причины отказа в регистрации ИП могут быть самые разные, включая, например, такие:

  • неправильно скреплены документы;
  • неправильно заполнены отдельные пункты заявления о регистрации, или вообще не заполнены – технические и орфографические ошибки;
  • несоответствие одних и тех же данных в разных местах предъявленных документов, в результате опечатки, например;
  • исправления в заявке на регистрацию. Допускаются только нотариально заверенные корректировки или помарки;
  • форма заявления о регистрации не соответствует форме, утверждённой ФНС и другие.

Отказ в государственной регистрации будет также получен, если физическое лицо подает заявку на регистрацию в качестве ИП, но по сути не имеет официального права заниматься индивидуальным предпринимательством. Это следующие случаи:

  • не прошел год со дня решения арбитражного суда о признании его банкротом;
  • еще не утратила силу его предыдущая государственная регистрация в этом же качестве,
  • не прошел год со дня решения суда о прекращении его деятельности в принудительном порядке в качестве ИП;
  • не истек срок, когда данное лицо лишено права заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда.

В любом случае, ФНС обязана предоставить решение об отказе с подписью инспектора, который его принял и с печатью налогового органа. Отказ в государственной регистрации ИП должен включать основание, в связи с которым такое решение было принято и ссылки на нарушение.

Отказ в регистрации ООО

Кроме общих причин отказов для ИП и других юридических лиц, ООО имеют свои особенности, связанные с причинами отказа в регистрации юридического лица.

Например, отказ в государственной регистрации будет получен и в том случае, если юрлицо находится в процессе ликвидации ООО (или ликвидации ЗАО) .

Если ООО не прошло ряд проверок. Имя директора подвергается проверке в списке массовых директоров, точно также как и адрес места нахождения и юридический адрес. Серьезную проверку проходит Устав ООО. Он должен соответствовать действующему законодательству.

Важно знать, что очень распространенной ошибкой, связанной с отказом в регистрации юридического лица, является неверно указанный юридический адрес компании, который фиксируется во всех регистрационных документах. Следует учитывать тот факт, что адрес, зафиксированный в регистрационных документах в обязательном порядке проверяется налоговым органом. Кроме того, причиной в отказе в регистрации ООО может служить неверная буква, запятая, поставленная не в том месте или отсутствующая точка.