Юридическая помощь, что это?

В целях выполнения положений ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которойпредусмотрена обязанность, в том числе федеральных органов исполнительнойвласти, подведомственных им учреждений, органов управления государственныхвнебюджетных фондов и их должностных лиц размещается информация о порядке ислучаях оказания бесплатной юридической помощи.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридическойпомощи в Российской Федерации» закрепил право граждан на получение бесплатнойквалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основыформирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовойподдержки.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являютсяфедеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения,органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро,адвокаты и нотариусы.

Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи.

Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования вустной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств идругих документов правового характера, а также посредством представленияинтересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах,организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшееюридическое образование.

Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительныеквалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощьв виде представления интересов граждан в судах и органах власти.

Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь можетоказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамкахнегосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последнейбудут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Кто имеет право получить бесплатную юридическую помощь

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатнойюридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон№ 324-ФЗ) определены категории граждан, которые имеют право на получениебесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатнойюридической помощи:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточногоминимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане,доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущиеграждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, ГероиСоветского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РоссийскойФедерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а такжеих законные представители и представители, если они обращаются за оказаниембесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитойправ и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегосябез попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатнойюридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание всемью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридическойпомощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законныхинтересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организацияхсоциального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарнойформе;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние,отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законныепредставители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатнойюридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав изаконных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанныхс оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствиис Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законныепредставители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощипо вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов такихграждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке спогибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайнойситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результатечрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для нихпостоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица,признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайнойситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью иличастично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи врамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено всоответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РоссийскойФедерации.

Виды бесплатной юридической помощи

1. Устное и письменное консультирование, составление документации

Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб иходатайств производится при заключенииуказанными в законе гражданами сделок снедвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите правпотребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданинабезработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда,причиненного смертью кормильца.

Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказеработодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальнойподдержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан,пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалованиенарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи,обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти,органов местного самоуправления и должностных лиц.

Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения,перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности ипо случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности,беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также припроведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

2. Представительство в суде и государственных органах

Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органахинтересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи,поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, илиответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могутбыть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это спорыо:

— расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и оботказе в государственной регистрации таких прав.

— признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения подоговору социального найма, расторжении и прекращении договора социальногонайма жилого помещения, выселении из жилого помещения.

— признании и сохранении права собственности на земельный участок, правапостоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владенияземельным участком.

Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями,осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещениивреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья,связанным с трудовой деятельностью.

Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участникамигосударственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлятьинтересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, вотношении которых судом рассматривается заявление о признании ихнедееспособными, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам,связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судамирассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрическийстационар.

3. Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатнойпомощи

В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить вучреждение, бюро или адвокатам определенный пакет документов.

В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказанииюридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можнополучить в подразделениях государственного учреждения социальной защитынаселения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющимправо на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставитьпредусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность ксоответствующим льготным категориям.

В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатнойпомощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер,быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением,принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем жеоснованиям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, покоторому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решениятретейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев,если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнениерешения третейского суда.

Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа впредоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения ихперечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимаютрешение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину,имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системыбесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин несоответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть являетсяненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданинобратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составитьдокумент при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующихтребований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий кобращению в суд, государственный или муниципальный орган.

Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, еслипрокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законныхинтересов данного гражданина.

Правовая поддержка граждан

17 апреля 2017 г. 13:33

Адвокаты Адыгеи будут оказывать БЮП в территориальных органах общественного самоуправления

13 апреля в администрации г. Майкопа состоялось подписание соглашения о взаимодействии Адвокатской палаты Республики Адыгея и Общенациональной ассоциации Территориальных Общественных Самоуправлений (ТОС) об оказании бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан.

Соглашение на общем собрании Ассоциации ТОС подписали президент АП Республики Адыгея Алий Мамий и председатель Ассоциации ТОС МО «Город Майкоп» Ирина Сергеева. Как отметил председатель Совета народных депутатов Азмет Джаримок, присутствовавший при подписании соглашения, данная инициатива АП Республики Адыгея и Горсовета народных депутатов была осуществлена при поддержке главы муниципального образования «Город Майкоп» Александра Наролина и ее цель – защитить права людей и обеспечить им социальные гарантии.

Согласно условиям соглашения за территорией каждого ТОС будут закреплены адвокаты, участвующие в государственных и негосударственных системах оказания бесплатной юридической помощи. Адвокаты непосредственно окажут бесплатную юридическую помощь незащищенным категориям граждан – малоимущим, инвалидам, пенсионерам и другим майкопчанам, которые в силу различных причин не в состоянии самостоятельно отстоять свои права. Помимо консультаций граждан по правовым вопросам адвокаты будут представлять их интересы в судах, государственных и муниципальных органах. Механизм оказания юридической помощи на той или иной территории будет отдельно разработан с каждым руководителем ТОС.

В своем выступлении Алий Мамий отметил, что организация оказания БЮП на уровне территориальных органов общественного самоуправления, наиболее близком к населению, должна позволить оказать помощь именно тем жителям города, которые в ней наибольшим образом нуждаются.

«К сожалению, на сегодняшний день население республики малоактивно в вопросах обращения к адвокатам за получением бесплатной юридической помощи, – пояснил он. – Имеются объективные причины, не позволяющие гражданам реализовать свои права».

Так, по словам президента АП РА, в ряде случаев сказывается ограничение возможности общения с адвокатами ввиду возраста и состояния здоровья. Из-за правовой неграмотности наиболее уязвимых групп населения – инвалидов, ветеранов, малоимущих – граждане не всегда понимают, что какая-то ситуация нарушает их права и законные интересы, не понимают, что проблема может быть решена правовыми способами. Кроме того, встречаются комплексные проблемы, решение которых требует участия не только юриста, но и психолога, социальных работников.

«Часто граждане приходят с «запущенными” проблемами, возникшими из-за особенностей менталитета: у многих наших сограждан не принято заранее прогнозировать или согласовывать с юристами последствия своих действий, обращаться за правовой поддержкой на ранних стадиях возникновения проблем».

Однако внимание властей и юридического сообщества должно минимизировать существующие проблемы, убежден Алий Мамий.

Система бесплатной юридической помощи: как работает в регионах и почему не все, кому эта помощь положена, ее получают?

Совершенствование системы бесплатной юридической помощи – тема, не теряющая своей актуальности на протяжении всего срока действия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ; вступил в силу 15 января 2012 года). С одной стороны, количество граждан, получивших такую помощь, ежегодно растет, с другой – их доля от общего числа тех, кто имеет право на ее оказание, по-прежнему невелика, в первую очередь по причине недостаточной информированности, стабильно отмечают эксперты в ходе тематических обсуждений.

Одно из направлений совершенствования – разумеется, внесение изменений в Закон № 324-ФЗ. Последний из поступивших в Госдуму соответствующих законопроектов1 (зарегистрирован 24 ноября) предполагает, например, включение в перечень категорий граждан, имеющих право на получение помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (ст. 20 Закона № 324-ФЗ), неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, а также лиц предпенсионного возраста – ими, напомним, являются граждане, которым до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, остается пять или менее лет. Правда, перечень вопросов, по которым предпенсионерам должна оказываться, по задумке авторов законопроекта – группы депутатов Госдумы, бесплатная юридическая помощь, ограничен вопросами, связанными с нарушением трудовых прав этих лиц и предоставлением им социальной поддержки. Стоит отметить, что на данный проект уже получен отрицательный отзыв Правительства РФ в связи с тем, что реализация предусмотренных документом новых положений Закона № 324-ФЗ увеличит бюджетные расходы, а источники и порядок исполнения новых расходных обязательств им не определены.

При этом в отзыве на данный законопроект акцентируется внимание на законодательно предоставленных региональным органам власти полномочиях по установлению дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе по расширению перечней категорий лиц, имеющих право на ее получение, и случаев оказания такой помощи (подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 324-ФЗ). Именно такой формат уточнения круга получателей бесплатной правовой помощи – на уровне каждого региона – считает наиболее эффективным и Совет Федерации. Как отметила в ходе состоявшейся на прошлой неделе конференции «Системы правовой помощи и правового просвещения в Российской Федерации: проблемы и перспективы» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, при определении перечней получателей бесплатной юридической помощи в первую очередь учитывается критерий нуждаемости, но в том случае, когда бюджет позволяет, регионы не ограничиваются этим критерием и значительно расширяют эти перечни по сравнению с тем, который установлен Законом № 324-ФЗ. Сенатор также отметила успешность реализации данных полномочий в ряде регионов и сообщила, что лучшие практики в следующем году будут рассмотрены в рамках рабочих совещаний Совета Федерации и Минюста России, после чего министерству будет предложено дать централизованные рекомендации по тиражированию этих практик в других регионах. В связи с этим представляется полезным рассмотреть несколько примеров такого успешного опыта оказания бесплатной юридической помощи в субъектах РФ.

Лучшие региональные практики

Одним из регионов, круг получателей бесплатной юридической помощи в котором довольно обширен, является Ульяновская область – право на получение такой помощи имеют 22 категории жителей области. Среди них, в частности:

  • пенсионеры. Именно от них, по словам заместителя руководителя Администрации губернатора Ульяновской области Алексея Преображенского, исходит самая значительная часть запросов на получение бесплатной правовой помощи. «Мы увидели большой удельный рост именно пенсионеров, причем у них, как правило, очень простые житейские вопросы. Это действительно наш контингент, с которым мы должны работать. Поэтому мы сделали очень важный шаг и приняли решение о том, что с июня бесплатная юридическая помощь оказывается всем пенсионерам: работающим и не работающим – по всем вопросам, кроме уголовных», – рассказал эксперт. До 4 июня – даты внесения соответствующих изменений в Закон Ульяновской области от 3 октября 2012 г. № 131-ЗО «О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области» правом на получение такой помощи обладали только неработающие пенсионеры;
  • граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области, и одиноко проживающие граждане с доходами ниже указанной величины – на федеральном уровне, напомним, предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи семьям и одиноким гражданам с доходом, не превышающим одного прожиточного минимума (подп. 1 п. 1 ст. 20 Закона № 324-ФЗ);
  • члены многодетных семей и одинокие родители, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью до 18 лет;
  • не проживающие в стационарных организациях социального обслуживания инвалиды III группы и граждане, достигшие 70-летнего возраста;
  • ветераны труда, участники боевых действий;
  • граждане, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), по окончании пребывания в организациях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, после прекращения опеки (попечительства) – до достижения 30-летнего возраста;
  • беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам женщины, граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • фактически проживающие на территории области граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания;
  • жертвы насилия в семье – лица, которым члены семьи причинили физические или психические страдания (как подтверждается факт их причинения, не уточняется).

Всего в прошлом году бесплатную юридическую помощь получили почти 32 тыс. жителей региона, и, судя по данным о выделенных на нее средствах, большинство из этих граждан обращались в государственное юридическое бюро: объем финансирования оказания помощи данным учреждением (госюрбюро, напомним, создаются в форме казенных учреждений субъектов РФ) в 2019 году составил более 31,2 млн руб., тогда как объем финансирования оказания бесплатной юридической помощи адвокатами – чуть более 3 млн руб. Как сообщил Алексей Преображенский, адвокаты в основном занимаются представлением интересов граждан в суде, а специалисты госюрбюро – решением иных правовых вопросов. При этом довольно распространена практика привлечения госюрбюро адвокатов – такая возможность прямо предусмотрена п. 2 ст. 17 Закона № 324-ФЗ, поскольку это удобно для граждан – им не нужно искать информацию о том, какие адвокаты являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Хотя уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и выполняют обязательства по размещению на своих сайтах списков адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь (в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона № 324-ФЗ), найти соответствующий раздел сайта не всегда легко.

Очень интересный новый и удобный для населения формат оказания бесплатной правовой помощи предложен в Ростовской области. Граждане могут обращаться за получением такой помощи в МФЦ – ее оказывают адвокаты – члены Адвокатской палаты Ростовской области и их помощники. «Людям не нужно искать адвоката, который занимается оказанием бесплатной юридической помощи, его адрес, телефон, график работы. Можно обратиться в офис МФЦ, в котором оборудованы специальные рабочие зоны для адвокатов, оформленные в едином стиле областной адвокатской палаты и позволяющие оказывать гражданам помощь в комфортных условиях и с соблюдением принципа адвокатской тайны», – рассказал депутат Законодательного собрания Ростовской области Александр Косачёв. Более того, в МФЦ для получения бесплатной первичной устной консультации адвоката по любому вопросу правового характера вправе обратиться каждый житель области. То есть, помимо оказания в полном объеме бесплатной юридической помощи лицам, имеющим право на ее получение, адвокаты на площадках МФЦ устно консультируют всех желающих, и эта практика очевидно заслуживает внимания, поскольку получение даже одной консультации опытного адвоката может существенно помочь человеку разобраться в своих правах и, кроме того, уберечь его от обращения к недобросовестным юристам, пользующимся невысоким уровнем правовых знаний клиентов и запрашивающим несоразмерные объему проделанной работы, не всегда качественной, суммы. Пока такая практика реализуется только в МФЦ Ростова-на-Дону, но в планах – распространение ее на все муниципальные образования в составе региона, сообщается на официальном портале Правительства Ростовской области.

Кроме того, в настоящее время региональные власти рассматривают предложения Адвокатской палаты Ростовской области о расширении перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. К ним предлагается отнести:

  • лиц, являющихся получателями социальных доплат к пенсии;
  • одиноких родителей, воспитывающих ребенка в возрасте до 18 лет, а при продолжении им после школы обучения – до 23 лет. Сейчас право на получение бесплатной правовой помощи в регионе имеют одинокие матери с детьми указанного возраста (п. 3.7 ч. 1 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 24 декабря 2012 г. № 1017-ЗС «О бесплатной юридической помощи в Ростовской области»);
  • граждан, признанных в установленном порядке безработными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с нарушением их трудовых прав;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством имели право на получение жилья, но не получили его.

Также предполагается внести изменения и в определенный областным законом перечень случаев предоставления бесплатной юридической помощи, включив в него оказание такой помощи адвокатами в случае банкротства физических лиц во внесудебном порядке. Институт внесудебного банкротства граждан заработал, напомним, с 1 сентября текущего года (§ 5 гл. X Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). «Это отдельная тема для обсуждения, в наши МФЦ по таким вопросам за последние несколько месяцев поступило почти 1000 обращений, но данного случая оказания бесплатной юридической помощи нет в законе, мы будем прицельно заниматься этим вопросом», – подчеркнул Александр Косачёв.

В Краснодарском крае на площадках МФЦ тоже оказывается бесплатная юридическая помощь, правда, в другом формате – как сообщила руководитель государственного юридического бюро Краснодарского края Марина Варава, в офисах МФЦ в тех муниципальных образованиях, где нет действующих на постоянной основе подразделений госюрбюро, проводятся выездные дни оказания бесплатной юридической помощи.

В Самарской области в прошлом году стартовал пилотный проект по комплексному сопровождению граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он предусматривает не только предоставление таким лицам мер соцподдержки, но и оказание бесплатной юридической помощи, причем в проактивном режиме: к каждому находящемуся в трудной жизненной ситуации гражданину, обратившемуся за предоставлением социальных услуг, прикрепляется специалист, который адресно оказывает ему правовую помощь, рассказал руководитель департамента правового и кадрового обеспечения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Алексей Жарков.

Многие регионы активно развивают дистанционный формат оказания правовой помощи – телефонное и онлайн-консультирование, рассмотрение электронных обращений, в том числе поданных через социальные сети, и направление ответов на них также в электронном виде. «Мы активно продвигаем работу в соцсетях. Основой площадкой выбрали Instagram, поскольку он наиболее востребован у наших посетителей молодого возраста. Есть официальный аккаунт, где мы на систематической основе проводим прямые эфиры, приглашаем узких специалистов, профессионалов, молодых депутатов законодательного собрания, медиаторов, адвокатов, психологов, если тема лежит на стыке правовой и психологической природы вопроса. Есть отклик, много вопросов задается во время прямых эфиров. Все поступающие через Instagram вопросы принимаются в работу и рассматриваются специалистами юридического бюро в установленном порядке», – поделилась опытом Марина Варава.

Организация онлайн-взаимодействия с оказывающими бесплатную помощь субъектами повышает шансы на ее получение маломобильными гражданами, которым сложно посетить, например, адвоката. Мало доехать до его офиса – для этого можно воспользоваться социальным такси, нужно, чтобы помещение было адаптировано для лиц, передвигающихся на колясках или с помощью иных средств реабилитации, отметила член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова.

И все же очные консультации остаются крайне востребованными. Так, по словам Алексея Преображенского, и госюрбюро Ульяновской области, и адвокаты ведут личный прием граждан, несмотря на пандемию (с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора по организации работы), хотя в регионе функционирует круглосуточная тематическая горячая линия и в любое время можно подать обращение в электронном виде. Предпочтительность «живых» консультаций показывают и результаты прошедшего 20 ноября единого дня бесплатной юридической помощи (ежегодно проводится ФПА РФ и Ассоциацией юристов России) – в Рязани, например, где в этом году мероприятие прошло полностью в онлайн-режиме, за консультациями обратились всего несколько десятков человек, да и в обычное время, по статистике регионального отделения Ассоциации юристов России, количество направленных дистанционно заявок гораздо меньше личных обращений. Особенно важна возможность получения очных консультаций для пожилых граждан: не у всех есть компьютеры и телефоны с выходом в Интернет, не все могут найти информацию о том, как подать обращение онлайн, да и многим из них важно живое общение и отклик юриста на их проблему, отмечают эксперты.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Правовое информирование и правовое просвещение

Доведение до граждан информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи осуществляется согласно ст. 28 Закона № 324-ФЗ в рамках правового информирования и правового просвещения населения, обязанность по осуществлению которых может возлагаться, помимо органов власти и местного самоуправления, на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Поэтому, как правило, ни одно обсуждение направлений совершенствования системы бесплатной юридической помощи не обходится без оценки уровня информированности и правового просвещения граждан, и, как уже отмечалось, пока этот уровень по-прежнему невысок.

В прошлом году Совет Федерации предложил создать единый государственный портал правовой информации и правовой помощи. Идея была поддержана Минюстом России и Правительством РФ, и предполагалось, что уже в начале этого года начнется тестирование портала в пилотном режиме, напомнила Ирина Рукавишникова. Однако работа затянулась. Проект постановления Правительства РФ о едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи (был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в марте; ID: 01/01/03-20/00100484), по словам заместителя директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Инги Меликян, получил существенные замечания от Минцифры России и Минфина России. С учетом этих замечаний министерство подготовило новый проект, предполагающий создание федеральной государственной информационной системы правовой помощи, одной из подсистем которой будет единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи. Предполагается в 2021 году провести проектные работы по созданию инфраструктуры этой подсистемы, в 2022 году – апробировать ее в 10 пилотных регионах, а в 2023 – запустить в промышленную эксплуатацию на территории всей страны. До 10 декабря проект должен быть внесен в Правительство РФ, сообщила Инга Меликян.

МНЕНИЕ

Ирина Рукавишникова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

«Когда мы определяли концепцию такого единого портала, рассчитывали, что он станет всеобъемлющим информационным ресурсом, доступным для всех, а один из его сегментов будет посвящен бесплатной юридической помощи. Говорить о том, что такой портал будет создан только для решения вопросов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, – в корне неправильно. На нем должна быть информация об адвокатах, юристах – с появлением возможности верифицировать юристов на каком-то информационном ресурсе, за достоверность которого отвечает государство в лице Минюста, случаев совершения мошеннических действий юристами, я уверена, стало бы гораздо меньше.

Портал должен обеспечивать не только возможность получения консультаций, но и доступ к верифицированным текстам нормативных правовых актов – единая бесплатная база документов необходима.

Нас совершенно не устраивают сроки: полномасштабное введение системы откладывается на три года. Это не соответствует существующим запросам и требованиям, готовности регионов – многие готовы уже собственные порталы запустить, может быть, это было бы правильно.

Необходимо провести еще одно обсуждение на площадке министерства с участием коллег из регионов, вернуться к тем предложениям, которые они представили в прошлом году, еще раз посмотреть на общую концепцию портала, сроки его создания, финансирование. Возможно, следует рассмотреть возможность использования при разработке и запуске портала конструкций государственно-частного партнерства – такие предложения тоже есть, они в наш адрес поступают».

Но и появление единого портала правовой информации даже в таком формате, на котором, судя по всему, будет настаивать Совет Федерации, не позволит обеспечить полную информированность граждан по правовым вопросам, полагает заместитель руководителя Администрации – директор правового департамента Администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Игорь Андреечев. «Возникает вопрос: почему нет доступной и качественной информации в момент публикации нормативного акта? Источников информации много, но она нужна в другом формате: не в виде опубликованного текста акта в газете, не в виде пресс-релизов сайтов Совета Федерации и Госдумы, не в виде аннотаций справочно-правовых систем. Информация должна быть переведена с юридического языка на человеческий, структурирована. Нужно дать рекомендации по применению документа, увязать его с иными актами и мерами ответственности – сейчас, в условиях отмены старых актов и принятия новых в рамках «регуляторной гильотины» сравнительный аспект особенно важен, не может каждый сидеть и сравнивать. А регионы сейчас, по сути, этим и занимаются – готовят такие разъяснения, и это приводит к отсутствию единства передачи и восприятия информации. Считаем всю эту работу, в том числе региональных правовых структур, не совсем эффективной – можно иначе ее выстроить. Мы бы нашли, где опубликовать эту информацию, для этого даже не нужен единый портал, но нужно, чтобы нам ее дали. Поэтому мы бы вынесли такое предложение: создать на федеральном уровне единый центр подготовки информации о нормативных правовых актах в едином стиле в формате, понятном для граждан и организаций», – заключил эксперт.

Данное предложение поддержал и Алексей Преображенский, отметив, что к работе по разъяснению нормативных актов логично было бы привлечь, в частности, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Предложения по совершенствованию порядка оказания бесплатной юридической помощи и форматов правового информирования и просвещения

Помимо планов по корректировке правового регулирования бесплатной юридической помощи на уроне регионального законодательства, участники конференции обозначили ряд предложений, которые, по их мнению, должны быть реализованы на федеральном уровне. Среди них:

  • расширение перечня оснований для представления интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в судах – поскольку он уже перечня случаев оказания такой помощи, граждане во многих ситуациях получают только правовые консультации, фактически лишаясь защиты в суде;
  • упрощение процесса получения документов, подтверждающих право лица на получение бесплатной юридической помощи, в частности справок о размере среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина;
  • утверждение для работников государственных юридических бюро документа, аналогичного ордеру адвоката, который бы позволил им представлять интересы граждан в судах без доверенности;
  • закрепление в Законе № 324-ФЗ порядка предоставления информации по запросам государственных юридических бюро – соответствующий законопроект № 793507-7 был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года, но пока не рассмотрен даже в первом чтении;
  • создание стандарта оказания бесплатной юридической помощи;
  • введение оценки эффективности системы бесплатной юридической помощи в субъектах РФ с возможной последующей финансовой поддержкой демонстрирующих лучшие результаты регионов.

Основные предложения в части правового информирования и правового просвещения граждан касаются создания упомянутого единого портала – предлагается все же ускорить его разработку и введение в эксплуатацию, финансирования мероприятий по информированию граждан, в том числе посредством СМИ, а также рассмотрения Правительством РФ возможности принятия государственной программы правового просвещения граждан.

***

Надо полагать, создание единого портала, и содержащего необходимую информацию о правах и обязанностях граждан и юридических лиц, способах их защиты, порядке совершения гражданами юридических действий и типичных ошибках при их совершении (такая информация согласно ст. 28 Закона № 324-ФЗ должна доводиться до сведения граждан в рамках правового информирования и правового просвещения), и позволяющего получить правовую помощь, действительно может существенно повысить доступность правовой информации и юридической помощи для граждан – удобство такой единой «точки входа» доказано порталом госуслуг. Однако, поскольку ни сроки создания, ни функционал этого ресурса пока не утверждены, стоит в очередной раз посоветовать гражданам использовать все доступные уже сейчас способы получения информации: сведения о бесплатной правовой помощи, по крайней мере самые основные, можно найти на официальных порталах региональных органов власти и на страницах их аккаунтов в социальных сетях.

1 С текстом законопроекта № 1061502-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

1. Справка о среднедушевом доходе семьи или одиноко проживающего гражданина, выдаваемая органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина (для граждан, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающих граждан, доходы которых ниже величины прожиточного минимума).

2. Справка учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (для инвалидов I, II и III группы и детей-инвалидов).

3.1. Удостоверение о праве на меры социальной поддержки, установ-ленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (для бывших несовершеннолетних узников концлагерей).

3.2. Документы, подтверждающие статус граждан, награжденных на-грудными знаками «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда», «Ветеран труда Ставропольского края» (для граждан, награжденных нагрудными знаками «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда», «Ветеран труда Ставропольского края»).

3.3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств соответственно).

4.Свидетельство о рождении (для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей в неполных семьях и (или) трех и более несовершеннолетних детей, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет).

5.Документы, подтверждающие статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

5.1. Заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем (для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей).

5.2. Свидетельство об усыновлении (удочерении) (для усыновителей).

6.Справка о проживании в государственной стационарной организации социального обслуживания Ставропольского края, предоставляющей престарелым и инвалидам социальные услуги в стационарной форме, выдаваемая этой организацией.

6.1. Соответствующий судебный акт о рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, центр временного содержания для несовершенно-летних правонарушителей органов внутренних дел (для несовершеннолетних при рассмотрении материалов о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутреннихдел).

7.Справка из учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или учреждения исполнения наказаний (для несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также их законных представителей в случае, если они обращаются за получением бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).

8.Справка о содержании в медицинской организации, оказываю-щей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарной организации социального обслуживания Ставропольского края, предоставляющей лицам, страдающим психическими расстройствами, социальные услуги в стационарной форме, выдаваемая этой организацией (для граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

9.Решение суда о признании гражданина недееспособным, вступившее в законную силу (для граждан, признанных судом недееспособными, в случае если их законные представители обращаются за получением бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан).

9.1. Трудовая книжка (для неработающих пенсионеров).

9.2. Свидетельство о праве на меры социальной поддержки реабилитированных лиц, свидетельство о праве на меры социальной поддержки лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, свидетельство (удостоверение) о праве на льготы реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий).

9.3.Справка о составе семьи гражданина на дату обращения, выданная управляющей жилищно-эксплуатационной организацией либо органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края по месту его жительства (для родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей в неполных семьях и (или) трех и более несовершеннолетних детей, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет).

94. Медицинская справка, подтверждающая состояние беременности (для беременных женщин)

9.5. Справка, выданная органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, подтверждающая факт чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (далее — чрезвычайная ситуация) (для супруга (супруги), состоявшего (состоявшей) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации, детей, родителей погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, лиц, находившихся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавших от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иных лиц, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иждивенцами гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, граждан, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации, и граждан, лишившихся жилого помещения либо утративших полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации).

9.6. Свидетельство о смерти гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации (для супруга (супруги), состоявшего (состоявшей) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации, детей, родителей погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации и лиц, находившихся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавших от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иных лиц, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иждивенцами гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации).

9.7. Документ, подтверждающий родственные отношения с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и иные документы, подтверждающие родственные отношения) (для супруга (супруги), состоявшего (состоявшей) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации, детей, родителей погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации).

9.8. Решение суда об установлении факта нахождения лица на иждиве-нии (для лиц, находившихся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавших от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иных лиц, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иждивенцами гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации).

9.9. Медицинское заключение, подтверждающее причинную связь на-ступления гибели (смерти) погибшего (умершего) с чрезвычайной ситуацией, выданное медицинской организацией (для супруга (супруги), состоявшего (состоявшей) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации, детей, родителей погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, лиц, находившихся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавших от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иных лиц, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иждивенцами гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации).

9.10. Медицинское заключение, подтверждающее факт причинения вреда здоровью гражданина в результате чрезвычайной ситуации, выданное медицинской организацией (для граждан, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации).

9.11. Акты, справки уполномоченных органов, подтверждающие факт утраты гражданином жилого помещения либо утраты полностью или частично иного имущества либо документов в результате чрезвычайной ситуации (для граждан, лишившихся жилого помещения либо утративших полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации).

10. Документ, подтверждающий право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, представляемый в соответствии с иными федеральными законами и законами Ставропольского края.

При обращении за бесплатной юридической помощью законного представителя гражданина он, помимо вышеуказанных документов, представляет документы, удостоверяющие его личность и его полномочия.

Основные характеристики pro bono

Термин pro bono происходит от латинского pro bono publico (ради общественного блага). В широком смысле pro bono может означать любую помощь в решении общественно значимых проблем на безвозмездной основе.

Дефиниция pro bono с точки зрения юридических услуг наиболее полно дана в Декларации принципов pro bono Международной ассоциации юристов (IBA). В данном документе pro bono определяется как оказание квалифицированной юридической помощи представителям малообеспеченных слоев населения и некоммерческим организациям, которые их поддерживают, без вознаграждения и без ожидания вознаграждения.

Соответственно, основные характеристики pro bono – (1) безвозмездность, (2) квалифицированный характер (то есть оказание юридических услуг лицами, обладающими необходимым образованием, знаниями и навыками правового консультирования) и (3) направленность на те слои населения, которые нуждаются в юридической помощи, но не могут ее оплатить.

Представители малообеспеченных слоев населения не могут решить некоторые насущные проблемы (например, оформить документы или воспользоваться необходимыми льготами) без юридической поддержки. Многие некоммерческие организации не могут реализовать свои цели из-за административных сложностей (от регистрации организации до воплощения отдельных проектов) и отсутствия юридического опыта. Эти лица и организации часто не имеют возможности оплатить юридические услуги. В такой ситуации безвозмездная юридическая помощь необходима для осуществления их прав и деятельности.

История развития помощи на безвозмездной основе

Термин pro bono, который в настоящее время часто используется для обозначения любых бесплатных юридических услуг, был заимствован из юрисдикций общего права. Американская ассоциация юристов, многие штаты США, а также ассоциации юристов в Англии и других странах англо-саксонской правовой системы приняли свои кодексы этики юристов, рекомендующие каждому юристу оказывать определенный объем бесплатных услуг каждый год. Предпочтение при этом должно отдаваться оказанию услуг малоимущим людям и некоммерческим организациям (НКО), помогающим малоимущим людям. Лица, оказывающие услуги на основе pro bono, обязаны относиться к соответствующим проектам так же, как к проектам, за которые они получают вознаграждение, и должны применять те же стандарты качества.

В российском законодательстве право на бесплатную юридическую помощь появилось в конце XIX века (после реформ Александра II). На сегодняшний день такое право предусмотрено в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Соответствующую помощь могут (а в некоторых случаях – обязаны) оказывать различные лица. В частности, это государственные юридические бюро, негосударственные центры, практикующие юристы (адвокаты и юридические фирмы), а также учащиеся юридических факультетов вузов (например, через так называемые юридические клиники).

При этом сама концепция pro bono (в особенности в негосударственном секторе) является для России относительно новой. Однако она набирает все большее число последователей среди российских юристов, в частности юристов российских офисов международных юридических фирм.

Круг проектов, основанных на помощи pro bono

Например, в фирме Latham & Watkins каждому юристу рекомендуется тратить как минимум 60 часов в год на оказание услуг pro bono (независимо от офиса/страны, где работает юрист). Вовлеченность в проекты pro bono является одним из приоритетных направлений политики фирмы – время, в течение которого оказывались услуги pro bono, принимается во внимание так же, как оплачиваемые клиентами часы, для целей оценки работы и премирования юристов.

Юристы самостоятельно находят проекты, реализации которых они могут помочь в рамках pro bono, или работают по проектам pro bono, предлагаемым напрямую некоммерческими организациями либо через такие организации, как PILnet и TrustLaw. Юристы могут работать над проектами, наиболее им интересными, или теми, для которых у них есть подходящий набор знаний и навыков.

Latham & Watkins и другие юридические фирмы принимают внутренние правила определения круга лиц, которым могут оказываться услуги pro bono, а также перечня проектов для оказания услуг на безвозмездной основе. Тем не менее большинство правил составлены таким образом, что позволяют юристам помогать в решении обширного круга общественно значимых вопросов.

Например, в рамках проектов pro bono:

1. Юристы могут помогать по различным вопросам, связанным с деятельностью некоммерческих организаций, в частности с:

  • созданием и регистрацией;
  • получением необходимых разрешений для ведения деятельности;
  • подготовкой уставов и других учредительных документов;
  • разработкой внутренних документов (политик, регламентов и др.);
  • подготовкой договоров, необходимых в повседневной деятельности организаций (договоры аренды, подряда и др.);
  • решением вопросов трудового права;
  • обработкой персональных данных (согласие на обработку и др.); и
  • урегулированием конкретных вопросов, на решение которых направлена деятельность некоммерческой организации (например, помощь по прояснению порядка получения льгот, бесплатной медицинской помощи, выработка правовой позиции и др.).

2. Юристы могут оказывать различные юридические услуги (от подготовки меморандумов с описанием применимых правил до конкретных документов, получения разрешений или решения правовых вопросов) в связи с определенными проектами, осуществляемыми в общественных интересах, например проектами по:

  • охране и защите окружающей среды;
  • защите прав животных;
  • предотвращению дискриминации;
  • борьбе с насилием;
  • противодействию торговле людьми;
  • способствованию образованию;
  • популяризации искусства и культуры; и
  • защите прав бездомных, беженцев, ветеранов, детей, лиц с серьезными заболеваниями и социально незащищенных или слабо защищенных групп населения.

3. Юристы проводят тренинги с сотрудниками некоммерческих организаций по правовым вопросам, с которыми они сталкиваются в рамках их деятельности.

4. Юристы могут участвовать в совместных проектах с юридическими клиниками различных вузов.

Юридические клиники представляют собой программы вузов, в рамках которых студенты юридических факультетов могут консультировать по правовым вопросам обращающихся в юридические клиники лиц, как правило, некоммерческие организации и представителей малоимущих слоев населения. Юридические клиники созданы при многих российских вузах и функционируют на основании действующего законодательства. Они, как правило, консультируют по вопросам семейного и трудового права либо получения социальных льгот.

В рамках сотрудничества с юридическими клиниками практикующие юристы могут проводить тренинги или разрабатывать программы обучения студентов для развития их профессиональных навыков. Юристы также могут помогать студентам в правовом консультировании (например, проверять их выводы по конкретным вопросам).

В целом круг юридических услуг, которые могут оказываться на основе pro bono, широк, а вероятные направления работы pro bono – многочисленны. Каждый юрист должен понимать, что представители юридической профессии имеют особые возможности для оказания квалифицированной юридической помощи тем, кто в ней нуждается, но не в состоянии за нее заплатить. Выбор зависит от различных факторов – проблем в конкретном регионе, личностных убеждений и установок, квалификации, знаний и навыков.