Вывоз мусора ИП

Добавлено в закладки: 0

В России любая организация или ИП обязаны соблюдать условия по охране окружающей среды, т. е. оценивать свою деятельность с точки зрения того какие последствия могут быть для территории на которой осуществляется работа. Поэтому предприниматель должен позаботиться об утилизации мусора, а также твердых бытовых отходов. Но требуется ли при этом заключение договора на вывоз мусора для ИП в году?

Законодательство по вопросу утилизации отходов

Все законы, которые регулируют вопрос обращения с отходами, можно разделить на общероссийские и местные. Причем постановления областных, городских, поселковых администраций могут иметь свои особенности в установлении обязательных условий, например, когда заключается договор на вывоз мусора.

К федеральным актам относятся:

  1. ФЗ от 10.01.2002 №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. ФЗ от 04.05.1999 №96 – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  3. ФЗ от 24.06.1998 №89 – ФЗ «Об отходах производства…».

К местным относится закон Москвы «Об отходах производства…» от 30 ноября 2005 года, постановление Правительства Москвы от 25.06.2002 «О порядке обращения с отходами строительства…». Мусорная тема также отражена в последней редакции года «Кодекса Московской области об административных правонарушениях». Аналогичные постановления есть и в других субъектах Российской Федерации, том числе в Крыму.

Нужно ли заключать договор на вывоз мусора

В многоквартирных домах каждый собственник жилья обязан заботиться о том, чтобы на контейнерных площадках была чистота, а емкости вовремя очищались. Осуществляет это организация, занимающаяся вывозом и утилизацией продуктов потребления и ТБО. Договор на вывоз и утилизацию мусора заключается с ТСЖ, хотя каждый собственник может заключить соглашение, помимо ТСЖ.

Для частных домов договор заключать необязательно, владелец сам может вывозить отходы, но тогда он не должен пользоваться контейнером. В противном случае ему придется заключить договор на вывоз или его могут оштрафовать за загрязнение окружающей среды в сельской местности.

На ИП распространяются такие же правила: заключить договор с организацией вывозящей отходы или же делать это самостоятельно. В Московской области по ст.6.21. КоАП юридические лица обязаны заключать договор на вывоз и утилизацию. Однако индивидуальный предприниматель не имеет статуса юридического лица, поэтому он, как обычный владелец жилья имеет некоторую свободу.

Но в таком случае возникает дилемма – если вывозишь отходы сам, то получаешь штраф по факту вывоза мусора в неустановленное место. Если пользуешься контейнером или полигоном для утилизации отходов, требуется заключить договор, иначе последует ответственность.

На вопрос обязаны ли заключать договор на вывоз мусора ИП можно ответить отрицательно, но без договора возникают сложности с тем куда его девать, чтобы не получить штраф.

Для предпринимателя есть еще один путь, чтобы обойтись без договора. Можно получить лицензию на вывоз мусора. Правила ее получения регулируются ФЗ от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства от 26.08.2006 №524 «Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности».

Лицензия выдается сроком на 5 лет и дает право обслуживать собственные контейнеры, не прибегая к услугам компаний занимающихся уничтожением отходов. Заключать ли договор на вывоз мусора, исходя из приведенных факторов, решать самому предпринимателю.

На видео: Договора на вывоз мусора

Порядок заключения соглашения

Договор о вывозе мусора для ИП составляется по тому же типу, как и договор на вывоз мусора с физическим лицом.

Документ должен содержать следующие пункты:

  • кто именно подписывает договор о вывозе мусора для ИП (реквизиты обеих сторон);
  • адрес, откуда вывозятся отходы;
  • какой объем мусора предполагается вывозить;
  • с какой частотой будут вывозиться отходы;
  • размера оплаты за услугу. Без этого пункта договор о вывозе мусора для ИП можно признать недействительным;
  • права и обязанности сторон.

Договор на вывоз мусора с юридическим лицом составляется по такому же принципу. Причем за ИП остается право выбрать с какой именно организацией его заключить. По 44-ФЗ принуждений со стороны муниципалитетов быть не должно. В некоторых случаях выгодно заключить договор на вывоз мусора с управляющей компанией, если предприятие расположено на подведомственной ей территории.

Типовой договор на вывоз мусора не так сложно найти. Образцы можно найти в интернете и скачать бесплатно. Документы выполнены в wordе, поэтому их не сложно будет заполнить. Но нужно помнить, что в каждом конкретном случае есть определенные нюансы. Также можно заключить типовой договор на вывоз мусора контейнерами между двумя юр лицами.

Где заключить договор на вывоз мусора? Это зависит от того, с кем он заключается – управляющей компанией или с организацией, которая будет осуществлять вывоз и уничтожение мусора.

Расторгнуть договор вывоза мусора можно в том случае, если услуга исполняется не качественно. Т. е. мусор вовремя не вывозится, контейнеры постоянно заполнены и прочее. В договоре должен быть пункт о порядке уведомления стороны и расторжении. Если такая оговорка отсутствовала, то нужно по почте отправить уведомление о расторжении соглашения или доставить его в фирму. При этом желательно поставить штамп на втором экземпляре о получении документа. После этого в течение четырех недель договор будет расторгнут.

На видео: Как в Японии убирают мусор

Вывоз строительного мусора

Договор на вывоз строительного мусора для ИП в году – отдельная тема. По закону вывезти такой мусор обязан сам строитель, а не иная организация, занимающаяся вывозом отходов.

Так как предприниматели часто подряжаются на разные строительные, ремонтные работы, необходимо учитывать следующее:

  • все отходы строительных материалов, купленных в магазине, вывозит подрядчик;
  • если он не может этого сделать, то заключает договор с организацией, которая занимается захоронением строительных материалов.

При оформлении договора важно отметить, что это строительный мусор. Захоронение такого мусора под видом обычного наказывается штрафом.

На видео: Переработка мусора в Швейцарии

Ответственность

Для предпринимателя отсутствие договора на вывоз мусора привычное явление. Однако при условии, что он сам вывозит и законно утилизирует отходы, в ином случае необходим договор. Если его нет, последует штраф за незаключение договора на вывоз мусора в размере 500–1 000 руб. Для тех, кто свою деятельность осуществляет в Подмосковье, штраф составляет 50 тыс. руб.

Итак, нужен ли договор на вывоз мусора предпринимателю? ИП никто не может заставить заключать соглашение. Однако на хозяйствующего субъекта накладывается штраф за отсутствие договора на вывоз мусора.

50.14.04.000.М.000223.12.15 от 18.12.2015

Номер заключения 50.14.04.000.М.000223.12.15 Дата 18.12.2015 Тип бланка заключения санитарно-эпидем. заключение на услуги, произв.(терр., 2005) Типографский номер бланка 2659195 Вид деятельности Здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (сбор и транспортирование отходов IV класса опасности).
Индивидуальный предприниматель Никишин А.В. 141270 Московская область, Пушкинский район, пос. Софрино, ул. Ленина, д.9
Российская Федерация СООТВЕТСТВУЕТ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:
СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест» Основание Акт обследования от 11.12.2015г.территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в г. Ивантеевка, Пушкинском, Сергиево-Посадском районах. Санитарно-эпидемиологическое заключение без приложения недействительно, приложение на 1-м листе. Заявитель Индивидуальный предприниматель Никишин А.В. 141270 Московская область, Пушкинский район, пос. Софрино, ул. 1-я Южная, д.24, кв.5 Приложение

Здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности(сбор и транспортирование

отходов IV класса опасности). Индивидуальный предприниматель Никишин А.В. 141270 Московская область, Пушкинский район, пос. Софрино, ул. Ленина, д.9
На лицензирование деятельности в области обращения с отходами ИП Никишин А.В. (юридические адрес: Московская область, Пушкинский район, пос.Софрино, ул.1-Южная, д.24) кв.5 заявлен следующий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности:
1.Сбор отходов I-IV опасности
2.Транспортирование I-IV опасности
Сбор отходов осуществляется в соответствии с договорами на вывоз отходов, договора заключены с различными организациями, транспортирование осуществляется посредством мусоровозов -5 единиц, паспорта на транспортные средства прилагаются. Вывоз отходов производится с оборудованных контейнерных площадок посредством перегрузки контейнеров в мусоровоз, с последующим вывозом на полигон, согласно, представленного договора.
Хранение автотранспорта осуществляется на открытой площадке с твердым покрытием по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Софрино, ул.Ленина, д.9 (согласно договора). Мойка и дезинфекция автотранспорта предусматривается в соответствии с договором ООО «ДезЭКО-КЛИН» от 03.06.2015 года №337/д;
Для осуществления офисной (диспетчерской ) деятельности ИП Никишиным А.В. используется помещение площадью 40,6 кв.м, находящееся в собственности, по адресу: Московская область, Пушкинский р-н, пос. Софрино, ул. Микрорайон, д.1, пом. 2.
Бытовые помещения для водителей располагаются в помещении площадью 24 кв.м по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Софрино, ул.Ленина, д.9. Водоснабжение, канализование, отопление здания -централизованное.
Общее количество рабочих 2 человека, медосмотр пройден и привит от брюшного тифа. Спецодеждой и индивидуальными средствами защиты работающие обеспечены. Спецодежду водители хранят в раздевалке, оборудованной металлическими шкафами.
Программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий разработана.
На предприятии ИП НикишинА.В. на право работы с опасными отходами обучены: 2 человека. Представлены удостоверения о повышении квалификации: № 15-2-0152 от 20.11.2015 года, № 15-2-0152 от 20.11.2015 года

Все данные получены с сервера поиска по Реестрам Роспотребнадзора и санитарно-эпидемиологической службы России

Заключить договор на вывоз мусора обязаны все организации и предприниматели Волгоградской области

Согласно закону (ФЗ № 89), все потребители (граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор с региональным оператором до начала его деятельности – до 1 января 2019 года. Причем, в отличие от граждан (договор публичной оферты), бизнес и организации обязаны заключить его индивидуально и в письменном виде. Законодатель предусмотрел максимально простую и удобную процедуру прямой закупки услуг по обращению с ТКО для бюджетников (согласно пункту 8 части 1 статьи 93 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
ООО «Управление отходами–Волгоград» с начала сентября направляет всем юридическим лицам и предпринимателям предложения о заключении договора, рассылает уведомления, типовые формы и ждет обратную связь. Подписание договора станет возможным только после утверждения тарифа на вывоз ТКО комитетом тарифного регулирования Волгоградской области. Но и сам процесс согласования условий – дело не одного дня. Поэтому ООО «Управление отходами–Волгоград» настоятельно советует всем организациям и предпринимателям не откладывать этот вопрос в долгий ящик. Ведь об установлении административной ответственности за отсутствие договора с региональным оператором по обращению с ТКО начинают подумывать на федеральном уровне. Пока же существует только система штрафов за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с отходами (Согласно статье 8.2 КоАП РФ):
— для граждан от 1000 до 2000 рублей;
— для ИП от 30000 до 50000 рублей;
— для юридических лиц от 100000 до 250000 рублей.
ООО «Управление отходами – Волгоград» созданы все условия для удобного получения необходимой информации. Запущен полноценный колл-центр, специалисты которого дадут исчерпывающие ответы на все вопросы по телефону: 8-800-350-43-48. Ознакомиться с текстом договоров на оказание услуги по обращению с ТКО на сайте компании: www.uo34.ru

Росприроднадзором разъяснено, при каком условии юридическим лицам не обязательно заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО

Росприроднадзор в своем письме от 22.07.2019 N АА-10-02-32/19273 «О рассмотрении обращения» (далее — Письмо Росприроднадзора от 22.07.2019 N АА-10-02-32/19273) разъяснил, при каком условии юридические лица не обязаны заключать договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ)).
Однако юридические лица вправе отказаться от заключения данного договора при следующих условиях:
— наличие у юридического лица (в собственности или на ином законном основании) специально оборудованного сооружения, предназначенного для размещения отходов (далее — объект размещения отходов);
— данный объект размещения отходов расположен в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО, или на смежном участке.
На основании изложенного специалистам службы эксплуатации предприятия, в результате деятельности которого образуются ТКО, при соблюдении указанных условий не обязательно заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО (ч.6 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В остальных случаях при отсутствии данного договора ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 250000 рублей или административного приостановления деятельности юридического лица на срок до 90 суток.
Сообщаем, что данное письмо Росприроднадзора от 22.07.2019 N АА-10-02-32/19273 не противоречит нормам закона и является лишь разъясняющей информацией.
Также напоминаем, что письма министерств и ведомств не являются нормативными актами. Содержащаяся в них информация не подлежит обязательному исполнению.

Информация для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о реформе в области обращения с твердыми коммунальными отходами

К 1 января 2019 года в России завершится переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. «Мусорная» реформа затронет всех граждан страны, но еще не все понимают ее суть. Что изменится для населения, предприятий и бизнеса; как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов… Предлагаем разобраться в деталях и внести предельную ясность в понимание этого вопроса.

Одно из основных новых понятий для населения — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года.

С 1 января 2019 года на территории Красноярского края будут работать 19 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности.

Региональные операторы Красноярского края

Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?

С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в МКД и хозяева частных домо­владений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.

Собственники ТКО – это:

собственники помещений в многоквартирных домах,

собственники частных домовладений,

юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).

Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор?

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство экологии и рационального природопользовании Красноярского края. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края.

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:

– расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;

– стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утвержденным тарифам;

– собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы Регионального оператора.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные емкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов. Право выбора в этом случае остается за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Красноярского края, утвержденных приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Теперь о льготах:

Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

– заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

– оплачивать услуги Регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора ( ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.), п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ).

На сайтах Региональных операторов размещены проекты договоров на оказание услуги по осуществлению транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края.

Список сайтов региональных операторов: www.mpr.krskstate.ru/raz_shem_och/0/id/33682

Если у физических лиц либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанностью заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные ко­оперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между Региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли они заключать договор с регоператором? Будут ли санкции к таким «отказникам»?

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки? В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?

Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. В момент вывоза мусора уборку должен осуществлять региональный оператор, а в течение остального времени поддерживать чистоту обязаны управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).

Определенные полномочия в области обращения с ТКО имеют муниципалитеты. В числе курируемых вопросов — создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах). Также орган муниципальной власти должен определить схему размещения площадок и создать их реестр. Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Для их реализации Правительство Российской Федерации утвердило правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра.

(Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»)

Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» накопление ТКО может осуществляться мешковым способом, мешки рекомендуется складировать в определенных местах, для предотвращения нарушения целостности (металлические или деревянные бункеры).

Будет ли разделение отходов на пластик, стекло и бумагу и прочие категории?

Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. Однако далеко не каждый сегодня готов соблюдать такие условия. Поэтому на начальном этапе необходимо организовать и отладить вывоз ТКО от всего населения края для размещения на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов. После начала осуществления своей деятельности, региональные операторы, совместно с органами государственной власти будут определять места, где необходимо будет обустроить места раздельного накопления ТКО. Кроме того, раздельное накопление можно организовать по решению собственников жилья по согласованию с региональным оператором.

Назревший вопрос – несанкционированные свалки. Будет ли региональный оператор вывозить их? Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки?

Для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.).

Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки, на что дается не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен вывезти эту кучу мусора. Но в таком случае организация вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Что будет с муниципальными предприятиями, которые занимались вывозом мусора?

Если мусоровозы этих предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки ТКО.

Внедрение новой системы обращения с ТКО сейчас находится на старте. Предстоит огромная многоэтапная работа. Каким должен быть промежуточный и конечный результат реформы?

«Мусорная» реформа призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Все должны осознавать: отходы производит каждый человек, и платить за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет предстоит избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.

Стоить знать!

На свалки – санкционированные и несанкционированные ‑ отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. Газета разлагается до 4 месяцев, фольга – до 100 лет, пластик – более 100 лет, стеклянная бутылка ‑ не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! В XXIвеке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране.