Выпуск разрешен

Таможня уходит в постконтроль: что ждёт импортёров после выпуска товаров?

В сложившейся тяжелой эпидемиологической и экономической ситуации в стране околотаможенное сообщество прогнозирует значительное усиление таможенного постконтроля в 2020 году. Роль таможенного контроля после выпуска товаров последовательно усиливается ещё с 2012 года. Такая тенденция связана с общей концепцией усиления эффективности деятельности ФТС и «обелением» бизнеса. В условиях же экономического кризиса постконтроль может стать эффективным рычагом для доначисления таможенных платежей и пополнения бюджета.

Чего ждать участникам ВЭД от таможенного контроля после выпуска товаров? Как подготовиться к грядущим проверкам и снизить риски доначисления платежей? — расскажут юристы нашего центра.

Преимущества контроля после выпуска товаров

Плюсы постконтроля для таможенных органов очевидны: повышение эффективности работы в части правоохранительной деятельности и фискальной функции, повышение экономической целесообразности таможенных проверок (согласно статистике ФТС, в 2019 году она вдвое превысила показатели 2018 года), увеличение грузопотока и улучшения имиджа таможенных органов.

К преимуществам таможенного контроля после выпуска товаров для участников ВЭД можно отнести:

  • Сокращение сроков регистрации и выпуска декларации на товары;
  • Возможности авторегистрации и автовыпуска ДТ;
  • Снижение количества досмотров;
  • Сокращение коммерческих расходов участников ВЭД, связанных с хранением товаров на СВХ, простоем транспорта и проч.;
  • Цифровизация документооборота и, как следствие, сокращение количества документов в бумажном виде

В целом, преимущества таможенного контроля после выпуска товаров действительно сокращают издержки бизнеса, однако сокращение расходов связано лишь с этапом до выпуска товаров в свободное обращение. Постконтроль в свою очередь несёт серьёзные риски для декларантов.

Риски таможенного постконтроля для участников ВЭД

Механика контроля после выпуска товаров предполагает активное использование систем управления рисками (СУР) и категорирования участников ВЭД при усилении взаимодействия с таможенными органами других стран. С учётом отсутствия прозрачности в работе СУР и критериев категорирования участников ВЭД риски постконтроля носят практически всеобщий характер.

Рекомендуем ознакомиться — «Таможня массово меняет коды ТН ВЭД».

В дополнение ко всему ФТС активно развивает сотрудничество и обмен информацией с зарубежными таможнями. Юристы нашей компании отмечают возросшее в последнее время количество запросов, связанных с юридической помощью при сопровождении таможенных проверок, инициированных в связи с получением таможней дополнительной информации от своих иностранных коллег. Речь идёт о копиях экспортных деклараций поставщиков и иных товаросопроводительных документов, информация в которых по ряду причин может расходиться со сведениями, представленными декларантами в таможенные органы РФ.

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров, как правило, связано со следующими рисками и проблемами для участников ВЭД:

  • Риск доначисления таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости или принятия решения о классификации товара по ТН ВЭД;
  • Риск возбуждения дела об административном правонарушении в таможне, как следствие, например, переклассификации товара;
  • Невозможность участнику ВЭД учесть возможные расходы, доначисленные в результате таможенного контроля после выпуска товаров, в текущие расходы и стоимость реализуемого товара;
  • Поскольку срок таможенного постконтроля составляет 3 года, есть реальная угроза доначисления значительных сумм таможенных платежей и пени, способных поставить организацию на грань банкротства;
  • При наличии признаков уклонения от уплаты таможенных платежей возникает угроза возбуждения уголовного дела в отношении руководителя организации.

Очевидно, что риски негативных последствий постконтроля и для добросовестных участников ВЭД колоссальны. В практике работы наших юристов нередки случаи, когда речь шла о несколько миллионах и даже десятках миллионов рублей, доначисляемых таможенными органами в рамках постконтроля. С учётом масштабности угрозы особое значение приобретают возможные мероприятия по минимизации рисков таможенного контроля после выпуска товаров.

Рекомендации юристов

Очевидно, что целью таможенной проверки после выпуска товаров в свободное обращение является взыскание дополнительных платежей и административных штрафов, соответственно, полагаться на безусловно благополучное завершение таможенной проверки добросовестным участникам ВЭД не приходится. Работа по минимизации рисков в рамках таможенного контроля после выпуска товаров должна вестись одновременно и последовательно в нескольких направлениях:

  1. Проведение комплексного таможенного аудита поставок с целью выявления возможных угроз доначисления платежей (спорных кодов ТН ВЭД, расхождений в таможенной стоимости товаров и проч.);
  2. Устранение или минимизация выявленных рисков на всех этапах внешнеэкономической сделки, начиная с правовой экспертизы или составления внешнеторгового контракта;
  3. Внедрение собственной внутренней системы управления рисками в сфере ВЭД на предприятии (разработка регламентов при выявлении «маркеров риска» в поставке и предотвращение возможных негативных последствий);
  4. Усиление документооборота по поставкам, в том числе, и в электронном виде;
  5. Увеличение сроков хранения и архивации документов, как минимум, от 3 лет до 5 лет;
  6. Внедрение элементов комплаенса в организацию поставок;
  7. Усиление взаимодействия с иностранными контрагентами с целью оперативного получения информации о поступлении возможных запросов со стороны таможенных органов РФ;
  8. Привлечение к работе опытных таможенных аналитиков и профессиональных юристов ВЭД с практическим опытом ведения споров с таможней как для сопровождения подготовительных работ, так и для защиты при проведении таможенных проверок.

Ключевым условием успешной защиты от возможных претензий со стороны таможни в постконтроле является грамотная подготовительная работа, курируемая профессиональными таможенными юристами, детально знакомыми с нюансами проведения таможенного контроля после выпуска и судебным опытом обжалования решений таможни.

Юристы нашего центра занимаются таможенными спорами и правовой поддержкой ВЭД с 2006 года и готовы направить полученный опыт и знания на защиту бизнеса от незаконных решений таможенных органов.

Предварительная консультация и анализ ситуации проводятся нашими юристами бесплатно.

Цитата ( Andrew_vrn » )

Коллеги, подскажите пжл, чем в настоящий момент регламентируется отказ таможни проставлять штампы «Выпуск разрешен», «Товар поступил» на ДТ и СМР?

Про ЦМР — на CMR при закрытии доставки ставят «Товар поступил».
Про декларации, :
1. Т.к. декларирование электронное то оригинал декларации находиться на серверах ФТС а всё, что распечатывается – копия. Про печати нигде нет ни слова, речь идёт про отметки. На бумажном носителе отметки проставляются только если документы поданы на бумаге.
Из статья 118 ТК ЕАЭС 2. Выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе.
2. На бумажном носителе обмен документами происходит только когда нет возможности обмена электронными документами – у нас есть такая возможность. У налоговой есть доступ к оригиналам всех деклараций т.к. они имеют доступ к таможенной базе данных. Из исключений известных мне — на данный момент штампуют документы на экспорт при отправке жд транспортом т.к. есть соответствующие совместные ( ФТС и РЖД) приказы и железка документы без печатей не принимает.
Из статья 362 ТК ЕАЭС
1. Обмен документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и иными лицами, совершающими таможенные операции, осуществляется в электронной форме или путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе.
2. Обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме осуществляется путем взаимодействия информационных систем таможенных органов и информационных систем лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо с использованием ресурсов сети Интернет.
3. Обмен документами и (или) сведениями путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе осуществляется в случае отсутствия технической возможности обмена документами и (или) сведениями в электронной форме, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

12 ноября вступает в силу Приказ ФТС № 1761

Вниманию декларантов!

12 ноября 2014 года вступает в силу Приказ ФТС России № 1761 от 17.09.2013 г. «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля». Данный приказ отменяет действие старого Приказа ГТК России № 395 от 30.03.2004 г. «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

Приказ № 1761 принципиально не меняет технологию работ специалиста по таможенному оформлению (кроме работы через Архивы декларанта), а лишь приводит в соответствие сложившуюся практику электронного декларирования с текущей нормативной базой и закрепляет положение о том, что взаимодействие декларантов и ЕАИС таможенных органов строится в соответствии со Спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме.

Приказом №1761 устанавливается, в частности, следующее:

1

Электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в Электронном Архиве Документов Декларанта (далее — ЭАДД), находящемся в ЕАИС таможенных органов, до подачи электронной декларации на товары в таможенный орган (п.7 Приказа).

Если ранее ЭДТ подавалась вместе с ДТС и Описью, то теперь в соответствии с Приказом № 1761 ЭДТ подается в таможенный орган одновременно с:

  • документами, на основании которых она заполнена (ст. 183 ТК ТС);
  • дополнительными документами, представляемыми при таможенном декларировании в соответствии с условиями таможенных процедур (ст. 184 ТК ТС);
  • иными документами, на основании которых заполнена ЭДТ, которые декларант может по своему усмотрению представить в подтверждение заявленных сведений;
  • Описью документов.

Все вышеперечисленные документы формализуются декларантом заранее, предварительно размещаются в ЭАДД. В графе «ПРИМЕЧАНИЕ» Описи декларант указывает ссылку на каждый документ (идентификационный номер документа).

Отсутствие документов в ЭАДД может послужить основанием для отказа в приеме ЭДТ таможенным инспектором.

2

В п.4 Приказа закрепляется укоренившаяся практика предоставления скан-копий документов для тех документов, которые затруднительно перевести в текстовый вид: технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров.

3

В п.5 Приказа № 1761 подчеркнуто требование о соответствии сведений в бумажных и электронных документах: «Сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях».

«В случае если специализированное программное средство декларанта не позволяет сформировать документ на языке оригинала документа кириллицей или латиницей (например, китайский, японский, арабский языки), декларант может представить такие документы в виде графических документов…» — данным пунктом также закрепляется правило предоставления таких документов в виде скан-копий. Но стоит подчеркнуть, что при необходимости таможенные органы вправе запросить у участника ВЭД перевод данных, указанных в таких документах.

4

Согласно п.13 Приказа, если отдельные электронные документы, на основании которых заполнена ЭДТ, пока не могут быть представлены при подаче ЭДТ, декларант направляет в адрес таможенного органа декларирования мотивированное обращение в виде авторизованного сообщения о разрешении представить такие документы после подачи ЭДТ. Решение таможенного органа по такому сообщению доводится до декларанта в течение 2 часов рабочего времени.

5

В п.16 Приказа регламентируется запрос документов у декларанта ТОЛЬКО в случае отсутствия сведений у таможенных органов или расхождения сведений, предоставленных декларантом со сведениями, находящимися в ЕАИС. В ответ на этот запрос декларант должен будет предоставлять запрашиваемые документы или авторизованное сообщение, содержащее информацию о представленных на бумажных носителях документах. На данный момент в ответ на запрос таможенного органа используется универсальный документ, в котором декларант пишет: «Обязуюсь предоставить в ТО…» или «Документ предоставлен на бумажном носителе» и т.д.). Возможно, в скором времени, появится специальный документ для таких ответов.

6

Согласно п.19 Приказа регламентируется внесение изменений или дополнений в декларацию на товары ДО выпуска товаров. В частности, необходимо направить в таможенный орган следующие документы:

  • обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ЭДТ, с указанием регистрационного номера ЭДТ и обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений (Приказом предусмотрена подача в электронной форме);
  • ЭДТ, заполненную с учетом скорректированных и (или) дополненных сведений, и корректировку ЭДТ;
  • документы и (или) сведения, обосновывающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
  • перечень прилагаемых документов.

Решение таможенного органа доводится до декларанта путем направления в его адрес авторизованного сообщения в течение 2 часов рабочего времени после получения такого обращения от декларанта. Ранее декларант просто вносил изменения в ДТ, автоматически формировалась КДТ, которая дополняется заявлением о внесении изменений/дополнений.

7

Согласно п.36 Приказа регламентируется электронное взаимодействие таможенных органов и декларантов при необходимости корректировки сведений, заявленных в электронной декларации, ПОСЛЕ выпуска ДТ. При этом инициатива по внесению изменений может исходить как от таможенного органа, так и от декларанта. Ранее декларант не мог вносить изменения после выпуска декларации.

При корректировке после выпуска ДТ декларант в электронной форме направляет:

  • обращение о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ЭДТ, после выпуска товаров с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ЭДТ;
  • ЭДТ, заполненную с учетом скорректированных и (или) дополненных сведений, и корректировку ЭДТ;
  • документы и (или) сведения, обосновывающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
  • перечень прилагаемых документов.

О принятом решении по обращению декларант информируется посредством авторизованного сообщения.

8

Приказ № 1761 больше не предусматривает перевод на бумажный носитель в процессе таможенного декларирования. Ранее в Приказе № 395 допускалось следующее: «Если при проверке электронной декларации таможенным органом выявлены обстоятельства, не позволяющие использовать электронную форму декларирования, ЭДТ распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а декларанту направляется сообщение, содержащее требование о представлении таможенной декларации и документов на бумажных носителях».

Сравнительная таблица изменений порядка декларирования товаров в электронной форме

Положения приказов Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761
Форма декларирования товаров Декларирование товаров в электронной форме является особенностью по сравнению с декларированием товаров на бумажных носителях Декларирование товаров в электронной форме является основной формой декларирования товаров
Порядок представления документов и сведений при декларировании товаров в электронной форме Декларация на товары в форме электронного документа (далее – ЭДТ) подается в таможенный орган одновременно с описью документов, представление которых предусмотрено при таможенном декларировании. ЭДТ подается в таможенный орган одновременно с:
— документами, на основании которых она заполнена (ст. 183 ТК ТС), за исключением случаев, когда в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза не требуется представление указанных документов;
— дополнительными документами, представляемыми при таможенном декларировании в соответствии с условиями таможенных процедур (ст. 184 ТК ТС);
— иными документами, на основании которых заполнена ЭДТ, которые декларант может по своему усмотрению представить в подтверждение заявленных сведений;
— описью документов.
Форма представления документов Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, представляются в формализованном виде в установленных форматах. В случае, когда формализованный вид документа не предусмотрен, документы представляются в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях Документы в виде электронных документов, а также сведения из документов, составленных в письменной форме, представляются в виде электронных документов в форматах, поддерживаемых информационной системой таможенных органов.Документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров), представляются в виде электронных образов документов, в том числе полученных путем сканирования бумажных носителей.
Сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях.
Документы, составленные на языке, поддержку которого не обеспечивает программное средство декларанта (например, китайский, японский, арабский языки), по разрешению таможенного органа могут быть представлены в виде графических документов (например, полученных путем сканирования бумажных носителей)
Порядок представления документов Электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений), представляются однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Электронному архиву присваивается индивидуальный номер. При декларировании электронные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Декларант указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов Электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта, находящемся в единой автоматизированной системе таможенных органов, до подачи ЭДТ в таможенный орган декларирования.
Каждому отдельному электронному документу, помещенному в электронном архиве, автоматически присваивается индивидуальный номер, который сообщается декларанту.
Декларант представляет в таможенный орган декларирования индивидуальный номер документа с указанием его реквизитов (номер, дата).В описи документов декларант указывает ссылку на индивидуальный номер каждого документа, а также проставляет отметку о форме (электронная или бумажная) представленного таможенному органу документа
Использование сведений из документов, выданных иными федеральными органами исполнительной власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия Не предусмотрено Предусмотрено
Отзыв ЭДТ Не регламентировано Регламентировано
Уведомление декларанта о приостановлении выпуска или продление срока выпуска товаров Не предусмотрено Регламентировано
Выпуск товаров до подачи ЭДТ Не предусмотрено Регламентировано электронное взаимодействие таможенных органов и декларантов товаров при выпуске товаров в соответствии с ч.1 ст.197 ТК ТС
Использование временной ЭДТ Предусмотрена возможность подачи временной ЭДТ Регламентирован порядок информационного взаимодействия таможенных органов и декларантов товаров при таможенном декларировании товаров с использованием временной ЭДТ
Использование предварительной ЭДТ Предусмотрена возможность подачи предварительной ЭДТ Регламентирован порядок информационного взаимодействия таможенных органов и декларантов товаров при таможенном декларировании товаров с использованием предварительной ЭДТ
Внесение изменений в ЭДТ Не регламентировано Регламентировано электронное взаимодействие таможенных органов и декларантов товаров при необходимости корректировки сведений, заявленных в ЭДТ, после выпуска товаров
Перевод ЭДТ на бумажный носитель в процессе таможенного декларирования Если при проверке электронной декларации таможенным органом выявлены обстоятельства, не позволяющие использовать электронную форму декларирования, ЭДТ распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а декларанту направляется сообщение, содержащее требование о представлении таможенной декларации и документов на бумажных носителях Не предусмотрено
Особенности декларирования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающих их вывоз с таможенной территории ТС Декларант обеспечивает наличие в пакете документов, представляемых перевозчиком таможенному органу, расположенному в пункте пропуска через государственную границу РФ, бумажной копии ЭДТ с соответствующими отметками таможенного органа и декларанта Декларант обеспечивает наличие в пакете документов, представляемых перевозчиком таможенному органу, расположенному в пункте пропуска на таможенной границе ТС, сведений о номере ЭДТ и сведений о товарной партии