Выездная проверка

За 9 месяцев 2017 года в России проведено 13 516 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. Лишь 128 из них закончились «без выявленных нарушений». Несложно посчитать, что точность выхода инспекторов на проверку составляет 99 %.

Данный показатель эффективности налогового контроля остаётся неизменным на протяжении нескольких лет, при этом количество ВНП постоянно сокращается. Например, в далёком 2012 году было проведено свыше 45 тыс. выездных проверки юридических лиц, то есть в 3 раза больше.

Что касается размера доначисленных налогов, то в в том же 2012 году средняя сумма на одну ВНП составляла 6,5 млн. рублей, а в 2017 — уже 12,5 млн. Эти факты свидетельствуют о том, что ФНС с каждым годом всё избирательнее подходит к проведению проверок.
Что же позволяет добиваться более высокой эффективности? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось…, что обусловлено „точечным“ подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок…».

📌 Реклама Отключить

Переводя на «русский», это значит, что инспекторы смогли воспользоваться техническим потенциалом ФНС, заложенным еще несколько лет назад. Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, проводится именно в процессе предпроверочного анализа и ложится в основу акта налоговой проверки.

Предпроверочный анализ — это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности налогоплательщика и обнаружить «проблемные места». При этом предпроверочный анализ направлен не только на выявление нарушений законодательства. Важно понять, не является ли потенциальный проверяемый анонимной структурой и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

📌 Реклама Отключить

1. Заключение по результатам предпроверочного анализа

Начнем с конца. Предпроверочный анализ, не смотря на негласность, имеет и формализованную часть — письменный документ, заключение.
Такой документ состоит из 6 разделов:

  • Основные сведения о налогоплательщике (кроме формальных данных типа даты и адреса регистрации, здесь приводятся сведения об учредителях и их участии в других юр.лицах, их доходах и источниках таких доходов, круга выявленных взаимозависимых лиц, составе имущества как руководителей и учредителей, так и самой компании);
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности (анализ и оценка данных бухгалтерской и налоговой отчетности, их положительная или отрицательная динамика, анализ состава кредиторской задолженности, правильность формирования затрат, сопоставляются налоговые базы по прямым и косвенным налогам, отдельно анализируются имущественный и транспортный налог);
  • Оценка по критериям риска (табличная форма, основана на 12-ти критериях риска в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333, эти критерии вы можете найти на сайте www.nalog.ru);
  • Сведения из информационных ресурсов и прочих источников (почти два десятка ПИК — поисково-информационных комплексов, специальные инструменты анализа информации и открытые источники…но об этом ниже);
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков. Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств. Кроме того компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов);
  • Выводы (разумеется речь идет о выводах целесообразности проведения ВНП, составе проверяющих, мероприятиях, которые необходимо провести в рамках ВНП, сумме потенциальных доначислений, реальности их взыскания, а также о необходимости включения в состав проверяющих оперативных сотрудников органов внутренних дел).

Теперь разберём процесс предпроверочного анализа на примере некой организации, попавшей под прицел налогового органа. Назовём её — ООО «А». 📌 Реклама Отключить

2. Первичный отбор

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

📌 Реклама Отключить

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:
а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);
б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);
в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

📌 Реклама Отключить

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ вырисовывается примерно следующая картина:

Из неё видно, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

📌 Реклама Отключить

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

📌 Реклама Отключить

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

3. «Ручной» анализ

На этом этапе налоговый орган должен выявить операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Основные направления:

  • поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);
  • выявление подконтрольных субъектов на УСН и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).

И здесь на помощь опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» — специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. С их помощью инспектор с пристрастием анализирует конкретных контрагентов ООО «А» и сделки с ними, разыскивая потенциальные «компании-однодневки». Предположим, что инспектор такого нашёл. После он принимается за контрагентов «проблемного» поставщика, а затем контрагентов контрагента и так далее. Размотав цепочку до конца, перед налоговой откроется вся разветвлённая сеть «проблемных» контрагентов с которой связан проверяемый. А после анализа сделок с такими «партнёрами» инспектор подсчитает минимальную сумму налога к доначислению. 📌 Реклама Отключить

Имея на руках такие сведения, очевидными становятся два момента: основания для доначисления налогов ООО «А» точно есть; двигаться налоговой во время ВНП нужно в направлении выявленных «однодневок» и сделок с ними.

Специальные системы
Системы Fira.Pro и СПАРК. С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.

Открытые источники
Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний …», «Президент группы компаний …», «Холдинг …» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу.

📌 Реклама Отключить

Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.. Фотографии с корпоративов тоже смотрят. Поэтому есть смысл сопоставить для себя ваш официальный статус в бизнесе и позирование на фоне шумной компании сотрудников.

Отдельного упоминания заслуживает сайт www.arbitr.ru. Редко кто из налогоплательщиков правильно отвечает на вопрос, что именно ищет инспектор в картотеке арбитражных дел. А ответ на поверхности. Задайте себе вопрос: участвовали ли компании вашего бизнеса хоть раз в арбитражном процессе (неважно в каком статусе)? Лишь 5% никогда не бывали в арбитражном суде. Таким образом, если контрагенты проверяемого налогоплательщика отсутствуют в базе данных арбитража, вывод напрашивается сам собой. Скорее всего это анонимная структура.
Запрос информации
Определив потенциальных взаимозависимых лиц, проверяющий запросит у банка информацию по расчётным счетам ООО «А» (как действующим, так и закрытым) и посмотрит, проходили ли какие-либо платежи между такими субъектами.

📌 Реклама Отключить

Предположим, что в данном плане к ООО «А» не подкопаться. Однако, после внимательного изучения выписки по счёту, налоговый инспектор обнаружил периодические платежи в адрес некого ИП. Запросив вписку с расчётного счёта предпринимателя, инспектор видит, что полученные от ООО «А» средства тот сразу же переводит на свой счёт физ лица в полном объёме. Такое поведение свидетельствует о транзитном характере операций между ООО «А» и ИП.

Инспектор не останавливается на достигнутом и направляет новый запрос в банк с просьбой предоставить информацию по IP и MAC адресам ООО «А» и ИП, которые фиксируются кредитной организацией при каждом входе клиента в интернет-банк. Банк запрашиваемую информацию предоставляет и тут открывается новый любопытный факт: IP и MAC адреса ООО «А» и ИП совпадают, а значит управление расчётными счетами этих субъектов осуществляется с одного компьютера (из одного места).

📌 Реклама Отключить

Подобные совпадения свидетельствуют о том, что ИП контролируется компанией, следовательно, есть возможность исключить платежи в адрес ИП из расходов ООО «А» и доначислить налог на прибыль.

Обращаем ваше внимание и на то, что такие данные запрашиваются не только по действующим, но и уже закрытым счетам. Поэтому если вдруг пришло озарение, что несколько счетов управляются с одного IP-адреса, то закрывать их и открывать новые бессмысленно в большинстве случаев. Лучше найти этому логичное объяснение. Либо перейти к более кардинальным действиям. Помимо запросов в банк, проверяющий обратится в другие органы: Росреестр и ГИБДД. Делается это для того, чтобы выявить конкретный состав имущества компании, а также имущества её руководителей, учредителей и их супругов. В данном случае преследуются две цели. О первой мы говорили ранее — нужно окончательно установить за счёт чего будут взысканы доначисленные налоги. 📌 Реклама Отключить

Вторая направлена на соотнесение доходов руководства и их уровня жизни. Если инспектор выявит, что руководитель компании имеет в собственности Rolls-Royce и особняк в 500 м2, при этом его доходы составляют 150 000 рублей, вывод будет однозначным: деньги из компании «А» выводятся. Остается понять как именно.

Встречаются и вовсе нетривиальные запросы. Есть практика предпроверочных анализов производственных компаний, где инспектор соотнёс данные заявленных объемов производства в бухгалтерской и налоговой отчётности с аналогичными данными, поданными налогоплательщиком при согласовании зоны отчуждения с природоохранными органами.

Архив
Дополнительно, в рамках предпроверочного анализа, будут подняты все пояснения и ответы на требования налогоплательщика. Напомним, что порядок работы с архивной документацией в ФНС также изменился. Ранее пояснения налогоплательщиков складывали в большую пыльную коробку и отправляли в архив, откуда поднять их было практически нереально. Сейчас же они хранятся в электронном виде в АИС «Налог-3», так что достать их не составит большого труда.

📌 Реклама Отключить

Проделав вышеописанную работу, отдел предпроверочного анализа резюмирует:

  • рекомендуем провести выездную налоговую проверку;
  • по результатам ВНП минимальное доначисление налога на добавленную стоимость составит X рублей; минимальное доначисление налога на прибыль составит Y рублей;
  • в рамках подготовки к ВНП провести следующие мероприятия: …
  • в рамках ВНП запросить документы по сделкам с контрагентами … ; провести следующие мероприятия: …

4. Особенности выхода на ВНП

Критерий «Три года»
Многие до сих пор всерьёз думают, что налоговая выходит на ВНП раз в три года, поэтому придерживаются принципа: «Мы три года поработаем, а потом компанию поменяем».

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

📌 Реклама Отключить

Показатели эффективности
Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн. руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого
Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

📌 Реклама Отключить

Нечего взять
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое, что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе. Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

📌 Реклама Отключить

Третье. У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее. Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

Выездная налоговая проверка: к кому приходит, что делать

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Специалист по РКО 🛈Алена недавно публиковал (посмотреть все)

Выездная налоговая проверка одна из самых неприятных процедур, проводимых в отношении работы организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, данный способ является самым удобным для проверки налоговой. Если верить статистике, наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов осуществляются налоговиками именно по результатам выездной проверки. К кому приходит налоговая проверка и как подготовиться к этому мероприятию? Ответы на эти и другие популярные вопросы в нашей статье.

Как обезопасить себя от внезапных визитов налоговой

Прежде всего нужно максимально прозрачно вести свои дела. Для этого требуется либо умелый бухгалтер, либо расчетный счёт с функцией онлайн-бухгалтерии. Сейчас эту функцию за дополнительную оплату предоставляет почти любой банк. С ней налоговая проверка вам будет не страшна.

Любые непрозрачные операции по счёту являются подозрительными, а основная реакция банков на подозрительные операции – это блокировка. Некоторые банки даже показывают в приложении “рейтинг опасности блокировки счёта”, который позволяет понять, достаточно ли прозрачно вы ведёте дела. Когда рейтинг начинает падать, можно просто позвонить в банк и узнать, в чём причина. Такой рейтинг есть в Модульбанке, поэтому рекомендуем открывать расчётный счёт в нём, если боитесь блокировок.

Открытие счёта

Бесплатно

Обслуживание

0 — 4900 руб

Кроме этого рекомендуем открывать сразу несколько расчётных счетов, чтобы быстро перевести деньги с одного на другой, если один из них заблокируют. Удобнее всего выбрать банки с бесплатным обслуживанием счёта, чтобы не платить ежемесячных взносов. Сравнить банки можно, нажав на кнопку ниже.

Список выгодных банков для открытия счёта

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае – назначить выездную проверку.

Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Главная цель проверки – установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки – это решение о ее проведении.

Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение – есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:

1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.

2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки – это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.

3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали .

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на прибыль 🛈.

5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.

6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.

Предельные показатели:

Для УСН:

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.

Для ЕНВД:

  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.

Для ЕСХН:

  • доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.

8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.

9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.

10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.

11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.

12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.

Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация – необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр – в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов – должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов – необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза – налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос – могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей – налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры – решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.

С того момента, как проверяемый получит этот документ – можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.

Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.

Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.

Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться – привести все дела компании в порядок. На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

  1. Обратитесь к Налоговому кодексу. Изучите права и обязанности проверяемого (статья 21, 23 НК РФ) и налогового органа (статья 31, 32 НК РФ).
  2. Приведите в порядок документацию. Убедитесь о наличии всех оригиналов учредительных, регистрационных, разрешительных документов. Проверьте на месте ли правоустанавливающие документы на имущество компании, документы об избрании, назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера. Не забудьте удостовериться в наличии договоров с контрагентами. Также обратите внимание на подписи первичных документов – они должны быть подписаны от руки.
  3. Проверьте контрагентов. Проведите проверку на сайте Федеральной налоговой службы: наличие регистрации в ЕГРЮЛ, наличие налоговой задолженности и сдачу отчетов. Кроме этого, у контрагента можно потребовать заверенные копии устава, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговый орган, решение о назначении руководителя, последней бухгалтерской отчетности.
  4. Подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности по отношению контрагентов, например, это может быть деловая переписка. Также проверьте наличие доказательств, которые подтверждают экономическую выгоду от сделки.
  5. Подготовьте помещение. Для проверяющих неплохо будет выбрать отдельное место. Тем самым, ограничив доступ к документам, которые не имеют отношения к данной проверке, и к сотрудникам, которые могут наговорить много “лишнего”. Разумно также будет провести беседу с работниками. Поручите общение с налоговиками одному или нескольким сотрудникам. Напомните, что их высказывания должны основываться только на фактах. При этом необходимо отвечать кратко и только по делу.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Продлить выездную налоговую проверку инспекторы могут на 4(6) месяцев в следующих случаях:

  • проверяемый – крупнейший налогоплательщик;
  • налоговый орган получил данные, которые сообщают о возможном нарушении налогового законодательства и требуют дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у проверяемого несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • другие причины.

Список выгодных банков для открытия счёта

Функции отдела выездных проверок инспекции

Основными функциями отдела являются:

осуществление работы по планированию выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Планирование и организация проведения проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства;

проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и осуществление оформления их результатов;

принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок,

проведение встречных проверок, в том числе по запросам других налоговых органов.

Свою деятельности специалист отдела выездных проверок осуществляет в соответствии с должностным регламентом, утвержденным начальником инспекции. Рассмотрим основные положения должностного регламента для специалиста отдела выездных проверок.

В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность отнесена к старшей группе должностей категории «специалисты». Он назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника Межрайонной Инспекции ФНС России №2 по Томской области

Непосредственно подчинен — начальнику отдела выездных проверок

В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФНС России, Управления Федеральной налоговой службы по Томской области (далее — управление), положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Томской области (далее — инспекции), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением об отделе выездных проверок и иными нормативными правовыми актами.

Квалификационные требования

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и квалификационными требованиями к уровню профессионального образования, необходимого для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, утвержденными приказом ФНС России от 06.10.2006г № САЭ-3-15/659@ старший государственный налоговый инспектор должен иметь высшее профессиональное образование экономического направления, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на структурное подразделение или дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности.

При назначении на указанную должность квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих — не менее трех лет стажа работы по специальности.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей устанавливаются на основании приказа ФНС России от 06.10.2006г. № САЭ-3-15/659@.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям:

Старший государственный налоговый инспектор должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

федеральное законодательство в области государственной гражданской службы Российской Федерации, федеральные законы применительно к своим должностям обязанностям;

указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления налогового администрирования;

правила делового этикета;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

служебный распорядок Межрайонной ИФНС России №2 по Томской области;

порядок работы со служебной информацией, инструкцию по делопроизводству;

должностной регламент.

Квалификационные требования к профессиональным навыкам:

Старший государственный налоговый инспектор должен уметь:

работать с людьми, владеть навыками делового письма;

расставлять приоритеты в процессе выполнения поставленных задач, поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе (психологический климат);

эффективно и последовательно организовывать работу по взаимодействию с другими структурными подразделениями Межрайонной ИФНС России №2 по Томской области;

собирать и обрабатывать информационные материалы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;

обладать чувством ответственности за порученный участок работы, владеть компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением.

Должностные обязанности

Исходя из задач и функций, определенных Положением о Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Томской области на старшего государственного налогового инспектора возлагается следующее:

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей налогоплательщиками — юридическими и физическими лицами;

Работа с правонарушениями в налоговой сфере, административными правонарушениями;

Проводит выездные налоговые проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства юридических и физических лиц на территории Шегарского, Кожевниковского и Бакчарского районов;

Подготавливает Решение о проведении выездной налоговой проверки;

Проводит предпроверочную подготовку к выездной налоговой проверке и разрабатывает примерный перечень вопросов, подлежащих проверке;

Вручает налогоплательщику Решение о проведении выездной налоговой проверки;

Взаимодействует с налогоплательщиками на начальной стадии выездной налоговой проверки. Формирует и вручает требование о предоставлении документов. Обеспечивает вручение налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки;

Осуществляет действия налогового контроля, проводимого в процессе выездной налоговой проверки в частности:

  • — осмотр помещения и территории налогоплательщика
  • — инвентаризацию имущества налогоплательщика
  • — по согласованию с руководителем (заместителем) межрайонной инспекции принимает решение о необходимости привлечения эксперта, свидетелей, переводчиков, специалистов для участия в налоговых проверках;

Осуществляет истребование документов необходимых для выездной налоговой проверки;

Проводит встречные налоговые проверки;

Участвует совместно с юристом в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела;

Обеспечивает производство по делам о налоговых правонарушениях. Осуществляет работу с проектом решения по результатам выездных проверок, формирует и вручает решение налогоплательщику;

Обеспечивает применение санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

Подготавливает справку об окончании выездной налоговой проверки;

Составляет Акт о результатах выездной налоговой проверки;

Рассматривает представленные налогоплательщиком возражения (объяснения) по актам выездных налоговых проверок;

Обеспечивает привлечение к административной ответственности должностных лиц налогоплательщиков-организаций, физических лиц совершивших правонарушение, в соответствии с административным законодательством РФ;

Обеспечивает представление в 10-тидневный срок по утвержденной форме материалов, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления в УВД по Томской области;

Осуществляет проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины;

Осуществляет работу по учету и оценке имущества, перешедшего в собственность государства в порядке наследования и дарения;

Обеспечивает полный учет и сохранность документов;

Обеспечивает взыскание по актам налоговых проверок;

Проводит рейдовые проверки по контролю за исполнением Закона РФ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…», оборотом алкогольной продукции, этилового спирта, спиртосодержащей и табачной продукции индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

Проводит рейдовые проверки по контролю за соблюдением законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

Знание инструкций на рабочие места и режимов ПК СЭОД.

В период отсутствия старшего государственного налогового инспектора Тегичева Г.В. обязанности исполняет старший специалист 2 разряда Иванов И.И.

Соблюдать правила внутреннего распорядка, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты

Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда.

Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания (отравления).

Проходить обязательные периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования)

Основные права старшего государственного налогового инспектора определены статьей 14 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из установленных полномочий имеет право на:

Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющее его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, категориями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и праздничных нерабочих дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;

Оплату труда и другие выплаты в соответствии с действующим законодательством и со служебным контрактом;

Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Ознакомление с отзывом о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесение их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснение и других документов и материалов; защиту сведений о гражданской службе;

Должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном Федеральными законами;

Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с действующим законодательством;

Проведение по его служебной записке служебной проверки;

Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

Медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;

Государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов семьи, а также принадлежащего ему имущества;

Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом

Старший государственный налоговый инспектор несёт персональную ответственность за:

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями замещаемой должности гражданской службы;

Некачественное и несвоевременное выполнение задач и функций предусмотренных настоящим регламентом;

Несоблюдение законов и иных нормативных актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, инструкций и методических указаний ФНС России, Управления ФНС России по Томской области;

Разглашение государственной и налоговой тайны, иной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;

Несоблюдение трудовой и исполнительной дисциплины.

Перечень вопросов, по которым старший государственный налоговый инспектор вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции вправе принимать или принимает решение по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Перечень вопросов, по которым старший государственный налоговый инспектор обязан(а) участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений

В пределах функциональной компетенции принимает участие в подготовке нормативных актов и (или) проектов управленческих и иных решений в части вопросов, входящим в компетенцию отдела.

Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности

Подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Томской области, утвержденной и.о. руководителя инспекции 14.03.2005г.

Показатели эффективности и результативности профессиональной

служебной деятельности

Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности ведущего специалиста определяется на основании достижения (учитывается степень

участия в достижении) таких показателей, как выполнение задания по мобилизации доходов, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижение задолженности по налоговым платежам; другие показатели.

Статьей 7 Федерального Закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ на налоговые органы возложен контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона.

Данные функции в инспекции возложены на отдел выездных проверок, в котором специалисты проводят рейдовые проверки по контролю за исполнением Закона РФ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Проверки проводятся согласно Методических рекомендаций, разработанных Федеральной налоговой службой с грифом «Для служебного пользования» и хранящихся в отделе выездных проверок.

Отчетность по данным видам проверок предоставляется в Управление ФНС России по Томской области ежеквартально, не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным, в табличном варианте, состоящим из трех разделов с пояснительной запиской. Форма отчета приведена в таблице №2.

Таблица №2. ОПЕРАТИВНЫЕ ДАННЫЕ

Раздел 1. Учёт контрольно-кассовой техники

Показатель

Всего

В том

Индивидуальные

предприниматели

числеОрганизации

Количество ККТ, зарегистрированных в НО за отчётный период

Количество ККТ, снятых с учёта в НО за отчётный период

Количество ККТ, стоящих на учёте в НО на отчётную дату

Количество пользователей ККТ, зарегистрировавших ККТ в НО на отчётную дату

Данный раздел заполняет отдел регистрации и учета налогоплательщиков, т.к. в их должностных обязанностях входит регистрация контрольно-кассовой техники, и ее учет.

Раздел 2. Проверки выполнения законодательства о ККТ

Раздел 3. Проверки полноты учёта выручки

Раздел № 2 и 3 формирует специалист отдела выездных проверок, который осуществляет мероприятия контроля в данной сфере.

Так же к данному отчету составляется пояснительная записка, форма и содержание которой, так же как и сам отчет установлен вышестоящим органом.

Работу по контролю за соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт осуществляют два сотрудника: ст. госналогинспектор Тегичев Григорий Владимирович (Кожевниковский и Шегарский районы); ст. госналогинспектор Ломова Людмила Николаевна (Бакчарский район);

В практической деятельности налоговых органов при проведении проверок правильности применения ККТ проблем не возникает, проводятся все проверки в соответствии с методическими рекомендациями Управления ФНС России по Томской области.

Результативность совместных проверок с правоохранительными органами повышается: всего проведено 125 проверок, 104 проверки совместно с правоохранительными органами, органами Россельхознадзора. В ходе проверок выявлено 21 нарушение совместно с правоохранительными органами и органами Россельхознадзора. По всем нарушениям должностными лицами налогового органа составлены протоколы, вынесены постановления по делу об административных правонарушениях.

Накапливается опыт работы по увеличению доли взыскания административных штрафов за нарушение законодательства о применении ККТ. Индивидуальный подход к каждому нарушителю законодательства, с плательщиками, не оплативших штрафных санкций к концу тридцатидневного срока со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, проводятся беседы, телефонными звонками правонарушителя оповещают о скором окончании срока уплаты. Если возникает необходимость подтвердить оплату суммы административного штрафа, налогоплательщики с документами об оплате вызываются в налоговый орган по месту регистрации, где с документа снимается ксерокопия, используемая в дальнейшей работе. В результате проводимой работы 1 предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 за неуплату административного штрафа в срок.

Проводятся самостоятельные проверки, связанные с проверкой полноты оприходования выручки, полученной с применением ККТ. Всего 9 проверок. Нарушений не установлено.

Для повышения уровня правового обеспечения принимаемых решений налоговыми органами, могут быть использованы результаты рассмотрения в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа 24.10.2007г. материалов по делу об административном нарушении сельского потребительского общества «Х» о взыскании штрафных санкций в сумме 30 тыс. рублей.

Межрайонной инспекцией №2 по Томской области организована учебная, методологическая, информационная деятельность по вопросу соблюдения законодательства в сфере ККТ: в 2008г. информирование налогоплательщиков осуществлялось: в районных газетах помещены публикации «О регистрации ККТ» 05.01.2008г в «Знамя труда» с. Кожевниково, 12.01.2008г. в «Шегарский вестник» с. Мельниково. Публикации «О применении ККТ» 24.04.2008г. в газете «Знамя труда», 26.04.2008г. в газете «Бакчарская жизнь», 26.04.2008г. в газете «Шегарский вестник».

Вопросов и предложений, возникающих в ходе осуществления налоговыми органами возложенного на них контроля за применением ККТ в связи с введением Кодекса об административных правонарушениях нет.

Все нарушения законодательства о применении ККТ выявлены по ст.14.5 КоАПРФ

Предложения по улучшению организации контроля за применением ККТ — на предприятиях розничной торговли отбивать кассовый чек в обязательном порядке с расшифровкой суммы каждого наименования проданного товара, а не в целом.

Предъявлено финансовых санкций за нарушение законодательства о ККТ за 2008г — 172 тыс. рублей, взыскано штрафных санкций в размере 121 тыс. рублей. Разница составила 51 тыс. рублей в результате того, что тридцатидневные сроки оплаты штрафов не прошли, а по неуплаченным материалы направлены в Службу судебных приставов, для принудительного взыскания!

Сравнительный анализ показателей контрольной работы за 2007 и 2008 годов показывает, что результативность проверок повышается. Однако, сумма штрафных санкций за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в 2008г меньше, чем в 2007г, на сумму указанную в отчете, в связи с тем, что нарушителями законодательства в 2008г большая часть являлись индивидуальные предприниматели. Для них штрафные санкции за нарушение закона предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в размере от 3000 до 4000 рублей. Для юридических лиц от 30000 до 40000 рублей. Данную санкцию предусматривает статья 14.5 Кодекса.

Понятие результативность проверок, выраженное в %, представляет собой отношение количества проверенных объектов торговли к количеству нарушений на данных объектах. Так в 2008 году проведено 125 проверок применения ККТ, из них выявлено 29 нарушений, соответственно результативность за 2008 год будет составлять 23,2%.

На основании сравнительного анализа результативности проверок за 2007 и 2008 года можно сделать вывод, что эффективность контрольной работы налоговых органов в части контроля за применением контрольно-кассовой техники повышается.

Графа в отчете «вынесено постановлений о назначении административного наказания по ст.14.5 КоАП» должна соответствовать графе «выявлено нарушений», потому что по каждому нарушению должно быть принято постановление или о назначении административного наказания или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Но, срок принятия постановления составляет 15 дней с момента составления протокола об административном правонарушении, поэтому если нарушение выявлено в конце квартала, а постановление принимается в следующем квартале, то в графе отчета указывается количество вынесенных постановлений меньше, чем количество выявленных правонарушений.

Как сопоставить показатели

Налоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

📌 Реклама Отключить

Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

С декларацией по НДС

Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:

Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Раздел I декларации по НДС

Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 + строка 020 Приложения 6 к листу 02

=

Сумма показателей графы 4 строк 010, 020, 030 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 120 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 Приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 Приложения Е) + итоговая строка графы 3 Приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 Приложения Д

Если налоговики выявят расхождение, они должны выяснить его причину. Для этого они могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля: вызвать организацию в налоговую инспекцию для объяснений, затребовать первичные документы, провести встречные проверки.

📌 Реклама Отключить

Но иногда расхождения между декларациями неизбежны. Например, если организация поставляет товары на экспорт и одновременно пользуется освобождением от НДС по статье 145 НК РФ.

Кроме того, в методичке рекомендуется проверить еще несколько соотношений:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Строка 110 Раздела 1 декларации по НДС

строка 60

графа 4 – графа 6

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Строка 080 Раздела 2 декларации по НДС

строка 161

<=

графа 4

С декларацией по ЕСН

📌 Реклама Отключить

Особое внимание налоговики уделяют показателям строки 261 Приложения № 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Они рекомендуют своим коллегам проверять, насколько обоснованно исключены выплаты работникам из состава расходов, которые уменьшают облагаемую прибыль. Ведь именно такие выплаты не облагаются ЕСН.

Кроме того, между налогом на прибыль и ЕСН налоговики проверяют следующее соотношение:

Приложение № 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Декларация по ЕСН

Строка 261 + строка 251

>=

Строка 1000

С декларацией по налогу на рекламу

Между декларацией по налогу на прибыль и деклараций по налогу на рекламу тоже должно быть определенное соотношение:

📌 Реклама Отключить

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Декларация по налогу на рекламу

Строка 160

<=

Налоговая база (нарастающим итогом)

С бухгалтерской отчетностью

Налоговики должны сопоставить показатели декларации по налогу на прибыль не только с данными других деклараций, но и с показателями бухгалтерской отчетности: формы № 2 и формы № 5.

Отметим, что форму № 5 не заполняют малые предприятия, поэтому для них такая проверка ограничится лишь сравнением декларации с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2).

Налоговики привели в своих рекомендациях соотношения, которые необходимо проверять в первую очередь:

📌 Реклама Отключить

Приложение № 3 к листу 02 декларации

Соотношение

Раздел 6 формы 5 (по ОКУД)

строка 090

<=

графа 3 строки 620

Приложение № 7 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

cтрока 020

<=

cтрока 070

Расхождения между строкой 090 Приложения № 3 декларации (расходы на оплату труда) и формой № 5 возможны лишь в том случае, если у фирмы есть расходы на оплату труда, которые не уменьшают прибыль в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса. Они отражаются в Приложении № 3 к листу 02 декларации.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, налоговики предлагают сравнить декларацию по налогу на прибыль с другими показателями бухгалтерской отчетности. Прежде всего, это суммы доходов:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 030

=

Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170

Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях:

– если у фирмы есть операции с ценными бумагами;

– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;

– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.

С точки зрения доходов анализу подлежат и другие показатели декларации:

📌 Реклама Отключить

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 100 – строка 030 – строка 040

=

Строка 010

Сумма всех (нескольких) или одна из строк: 030, 040, 060, 080, 090

=

Строка 090

Отдельное соотношение налоговики разработали и для расходов. Правда, оно может соблюдаться, только если фирма начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 020 + строка 030

<=

Строка 020

Внутри декларации по налогу на прибыль

📌 Реклама Отключить

Показатели декларации по налогу на прибыль налоговики будут сравнивать не только с другими декларациями, но и между собой. При этом должны соблюдаться следующие соотношения:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

соотношение

Лист 02 декларации по налогу на прибыль или иные значения

Строка 100

>=

Строка 110

>=

Строка 120

>=

Строка 130

>=

Строка 160

>=

Строка 170

>=

Строка 180

>=

Строка 140 – строка 150

Строка 190

>=

Строка 140 – строка 150 – строка 160

Строка 200

>=

строка 140 – строка 150 – строка 170

Строка 220

<=

6%

Строка 230

<=

16%

Строка 231

16%

Строка 240

<=

2%

Экономический анализ

📌 Реклама Отключить

В своих Рекомендациях налоговики написали, что экономический анализ необходимо проводить лишь по декларациям основных налогоплательщиков. Поэтому небольших фирм, чьи налоговые платежи не велики, он скорее всего не коснется.

Сам анализ заключается в сравнении различных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности за текущий период и три предыдущих года. Он базируется на внутренних и внешних источниках информации.

По результатам анализа налоговики не могут доначислить фирме налоги и штрафы. Они могут лишь предположить, что у организации есть нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и налоговом учете, и назначить выездную проверку.

Внутренний анализ

На этом этапе налоговики должны сравнить объемы реализации и уровень себестоимости продукции (работ, услуг) и определить их колебания. Для этого они используют внутренние источники информации: данные бухгалтерской и налоговой отчетности, а также пояснения самих организаций.

📌 Реклама Отключить

Если расходы и доходы растут или уменьшаются приблизительно одними темпами, налоговики оставят фирму в покое. В противном случае они потребуют объяснений.

Поэтому следует заранее продумать, что вы скажете инспектору, так как не все объяснения его устроят. Например, объяснить рост расходов по причине инфляции не получится: налоговики считают, что в этом случае должны возрасти и доходы фирмы.

Внешний анализ

При анализе декларации налоговики могут прибегнуть к помощи других организаций. Например, запросить информацию о физических объемах потребленных вашей фирмой энергии, газа, воды и т. д. и проанализировать, насколько уровень ее доходов соответствует уровню расходов в физических величинах.

Если у фирмы растут расходы на производство 1 единицы продукции, а доходы при этом почти не меняются или снижаются, она должна это обосновать. В противном случае проверяющие посчитают их превышение экономически неоправданным и могут исключить из состава расходов. Но даже если они не пойдут на столь радикальные меры, фирму могут включить в план выездных проверок.

📌 Реклама Отключить

Правда, в самой же методичке налоговики указали объяснение, которое может оправдать фирму в их глазах. Так, любые нестыковки в динамике показателей вы можете списать на изменение технологии производства.