Временно пребывающий

Содержание

Как платить страховые взносы за временно пребывающих и временно проживающих иностранцев, а также при смене статуса

Может так случиться, что иностранный работник изменил свой статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России. Следовательно, меняются размеры и порядок исчисления страховых взносов на ОМС и в ФСС с вознаграждений ему. Поэтому разбираем, как платят страховые взносы временно пребывающие и временно проживающие.

Временно пребывающие

На основании ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», временно пребывающий в России – это иностранец, имеющий визу (или в порядке, не требующем получения визы) и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

  • на обязательное пенсионное страхование в ПФР и травматизм в ФСС – в обычном порядке;
  • на временную нетрудоспособность и материнство – по тарифу 1,8%;
  • на обязательный медстрах – не начисляют.

По особому начисляют взносы:

  • работникам – гражданам стран ЕАЭС (так же, как и россиянам; исключение – взносы на ОПС по временно пребывающим высококвалифицированным специалистам из ЕАЭС, их начислять не надо (письма ФНС от 22.11.2017 № ГД-4-11/26208, от 14.02.2017 № БС-4-11/2686));
  • по высококвалифицированным специалистам не из ЕАЭС (начисляют только взносы на травматизм – письмо Минфина от 29.01.2019 № 03-15-06/5081).

Временно проживающие

Статус временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина означает, что лицо получило разрешение на временное проживание здесь.

В отношении постоянно и временно проживающего иностранца страховые взносы в 2019 году начисляют как россиянам (письмо Минтруда от 09.02.2016 № 17-3/В-48). Причём это касается всех видов взносов.

Также см. «Коды категорий застрахованного лица на 2019 год: таблица с расшифровкой».

Если иностранец сменил статус

В письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529 ФНС России рассмотрела исчисление страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, у которого в течение расчетного периода изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России.

Налоговый кодекс не содержит специальных норм, регулирующих порядок исчисления страховых взносов в этой ситуации. Поэтому базу по взносам определяют нарастающим итогом с начала расчетного периода в общем порядке.

Таким образом, с момента приобретения иностранцем, работающим по трудовому договору, статуса временно проживающего страховые взносы исчисляют:

  • на обязательный соцстрах – по тарифу 2,9%;
  • на ОМС – по тарифу 5,1%.

При этом за месяц приобретения нового статуса эти взносы исчисляют только с части выплат, начисленных со дня, в котором статус изменился, до конца месяца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вид на жительство представляет собой особое разрешение иностранцу или лицу, не имеющему гражданства, находиться в границах Российской Федерации и без всяких препятствий въезжать и выезжать за ее пределы.

Что дает иностранцу вид на жительство в России

Вопросы регулирования постоянного проживания иностранцев в России отражены в статье 8 Федерального закона об их правовом положении (№ 115 от 25.07.2002). Соответственно правилам этой нормы, написав соответствующее заявление, претендент может получить вид на жительство. Преимущества, получаемые обладателем ВНЖ, представлены в Таблице 1:

Таблица 1

Что дает иностранному гражданину получение ВНЖ в России

Преимущество
1. Проживание На основании полученного ВНЖ иностранец может жить на российской территории в течение всего срока действия документа – 5 лет. После того, как срок закончится, его можно неограниченное число раз продлевать (п. 3 ст. 8 ФЗ 115). При этом не обязательно оформлять гражданство.
1. Перемещение через границу ВНЖ дает право пересекать границу РФ в обе стороны без оформления дополнительных разрешительных документов на въезд.
1. Перемещение в пределах границ РФ При наличии вида на жительство человек может свободно перемещаться по всей территории РФ при условии своевременной регистрации, как это установлено и для российских граждан (ст. 5 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993).
1. Устройство на работу Поскольку при получении ВНЖ претенденты сдают обязательный экзамен на владение русским языком (ст. 15.1 ФЗ 115), то при трудоустройстве подтверждение данного факта уже не потребуется.
1. Образование Получивший вид на жительство человек имеет право обучаться в российских учебных заведениях, как и его дети.
1. Медпомощь Иностранец с ВНЖ уравнен в правах в отношении получения медицинской помощи с гражданами России.
1. Кредиты и пенсии Получив ВНЖ, иностранец может подать заявку на кредит в российском кредитном учреждении, а также получать пенсию при условии наличия у него определенного трудового стажа.
1. Российское гражданство С видом на жительство можно подать заявку на приобретение российского гражданства. Эта процедура необязательна, поэтому остается на усмотрение иностранца.

Многих иммигрантов интересует, будут ли они являться российскими резидентами в случае получения ВНЖ.

Читайте также статью ⇒ Перечень документов на продления ВНЖ в РФ в 2020 году.

Правовое определение понятий «резидент» и «нерезидент»

Понятия «резидент» и «нерезидент» и различия между ними важны, в основном для экономической и налоговой сфер. Отличия этих терминов сведены в Таблицу 2:

Таблица 2

Резидент и нерезидент в Российской Федерации

Критерий Резидент Нерезидент
1. Длительность пребывания Более 6 месяцев в год (точнее – 183 дней по правилам НК РФ, п. 2 ст. 207). Менее 6 месяцев в году (меньше 183 дней за 12 месяцев).
1. Оформление Юридическое лицо, оформленное по российскому законодательству.
1. Соответствие законодательству Иностранные представительства организаций, находящихся за рубежом, могут быть резидентами, если соответствуют российским законам. То же правило распространяется на заграничные консульства и представительства РФ.

Важно! Основное отличие резидента от нерезидента – место проживания и длительность пребывания.

Также разница заключается в некоторых налоговых моментах.

Особенности налогообложения в зависимости от статуса

Главное отличие в статусе резидента и нерезидента в налоговом отношении – ставка налога на получаемый доход. Так, для резидентов ставка составляет 13 %, а для нерезидентов – 30 % (Гл. 23 НК РФ).

Однако чтобы избежать налогообложения в двойном размере, нужно обращать внимание на соглашение с тем государством, резидентом которого является иностранный гражданин (если в России он нерезидент).

Пример различия статуса резидента и нерезидента

Пример. Гражданин Казахстана хочет определить, является ли он резидентом РФ на 11 апреля 2018 года. Он имеет ВНЖ и проживал в России в период с 12 марта по 11 апреля 2017 года и с 31 августа 2017 по 11 апреля 2018 года включительно. Для определения статуса резидента нужно выявить, проживал ли он более 183 дней за год в РФ. То есть период его проживания с 12.03 по 11.04.2017 не считается (так как не входят в 365 дней до отчетной даты), а вот период нахождения в стране с 31.08.2017 по 11.04.2018 учитывается. Всего времени пребывания получается 123 дня в 2017 году + 100 дней в 2018 = 223 дня. Следовательно, он является резидентом РФ.

Вопросы, возникающие в связи с определением статуса иностранца в России

Вопрос № 1. Может ли иностранец, имеющий вид на жительство в России, взять квартиру в ипотеку?

Он может сделать это независимо от того, резидент он или нет, но необходимо выполнение нескольких условий:

  • жилье останется в собственности кредитного учреждения до полной выплаты задолженности;
  • для иностранцев проценты по кредитам выше, чем для своих граждан;
  • ипотечный период составляет до 30 лет.

При этом для предоставления ипотечного кредита иностранцу, даже с ВНЖ, потребуется поручительство гражданина России. Обусловлено это тем, что процесс взыскания с иностранного гражданина значительно сложнее.

Вопрос № 2. Может ли нерезидент воспользоваться налоговым вычетом при продаже квартиры?

Нет, не может. Поэтому в случае отчуждения жилплощади ему придется заплатить 30 %, как установлено Налоговым кодексом.

Читайте также статью ⇒ Отказ в выдаче вида на жительство (причины) в 2020.

Ошибочные мнения по поводу статуса резидента РФ

Ошибка № 1. Из положения о том, что резидентом в РФ может считаться тот, кто пребывает на территории страны более 183 дней в году, можно вывести предположение, что соответствующий статус будет утрачен, если гражданин будет работать более 183 дней в год за границей.

Это верно, но только отчасти. Например, если гражданин РФ имеет в России регистрацию и собственность, он не будет лишен статуса резидента РФ (Письмо Налоговой службы № ОА-3-17/4698@ от 11.12.2015).

Ошибка № 2. Мнение о статичности статуса резидента. Даже при наличии российского гражданства статус человека может меняться в зависимости от законодательно установленных условий. Это особенно важно учитывать при расчете налогов.

Экспертное мнение по поводу статуса иностранца с ВНЖ

У многих работодателей возникает вопрос: как оформлять трудовые отношения с нерезидентами РФ. Вот что говорит эксперт по этому поводу:

Трудовые отношения с работником-нерезидентом лучше оформлять не трудовым, а гражданско-правовым договором. В этом случае налоговый агент – заказчик, именно с него будет удержан налог. НДФЛ не будет взиматься, если работник выполнил заказ вне территории РФ.

Светлана Аникеева, юрист, г. Санкт-Петербург

Статус резидента по большей части не зависит от вида на жительство. Основное условие – это длительность пребывания в России. Однако если длительное время отсутствует на территории страны ее гражданин он соответствующий статус не утрачивает.

Читайте более подробно: Какой статус у иностранца с видом на жительство (ВНЖ) в 2020 году

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам

Корсаков Д. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как зависит уплата страховых взносов от статуса иностранного работника? На что обратить внимание в ситуации, когда у сотрудника-иностранца изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории РФ?

Обязанность исчисления взносов относительно работников-иностранцев

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Определение застрахованных лиц дано:

  • в пункте 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ);

  • в пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);

  • в пункте 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане признаются застрахованными лицами в силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) (если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ).

К сведению: в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) даны определения временно пребывающим, временно и постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам, а также высококвалифицированным специалистам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам

Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);

  • взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.

Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:

  • на обязательное пенсионное страхование;

  • на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • на медицинское страхование;

  • на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).

Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно и постоянно проживающим в РФ иностранным работникам

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ:

  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Страховые взносы (на обязательное пенсионное, медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев) на выплаты таким сотрудникам (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются в общем порядке и по тарифам, предусмотренным для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

В Письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529@ ФНС разъяснила, как платить страховые взносы, если работник получил разрешение на временное проживание в России.

При изменении у сотрудника-иностранца статуса с временно пребывающего на временно проживающего в РФ:

  • увеличился тариф взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9 вместо 1,8%);

  • взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по тарифу 5,1% (на выплаты временно пребывающим в РФ не начисляются);

  • база по страховым взносам определяется нарастающим итогом с начала года по таким же правилам, как и для граждан РФ;

  • не меняется порядок уплаты пенсионных взносов.

Платить взносы по-новому нужно с выплат, начисленных начиная со дня, в котором изменился статус сотрудника.

Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:

  • для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);

  • для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.

Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).

Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):

  • если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;

  • если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: в отношении высококвалифицированных специалистов из стран ЕАЭС страховые взносы исчисляются так же, как и для работников-россиян (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Исключение: не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для временно пребывающих в РФ специалистов из стран ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 № 03-15-06/44430).

Начисление страховых взносов на выплаты лицам, получившим временное убежище в РФ

Под временным убежищем подразумевается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), а также с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок предоставления временного убежища на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (далее – Порядок).

В связи с этим с выплат таким работникам страховые взносы (кроме взносов на обязательное медицинское страхование) исчисляются в том же порядке, что и с выплат временно пребывающим в РФ иностранным работникам.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат работникам, имеющим временное убежище в РФ, исчисляются в общем порядке и по тарифам, действующим для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Федерального закона № 4528-1, п. 13 Порядка).

Начисление страховых взносов на выплаты иностранцам, работающим по патенту

Для данной категории иностранных работников:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование нужно начислять по общим тарифам, предусмотренным в отношении работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ);

  • взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как в ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ иностранцы, работающие по патенту, не указаны в качестве застрахованных лиц;

  • взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим тарифам (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов с выплат сотрудникам-иностранцам производится в общем порядке, так как ни гл. 34 НК РФ, ни Федеральным законом № 125-ФЗ особый порядок уплаты взносов для этой категории работников не предусмотрен.

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

📌 Реклама Отключить

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц.

📌 Реклама Отключить

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России — www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

📌 Реклама Отключить

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, которыйвыдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Временно проживающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Постоянно проживающий
Высококвалифицированный специалист

необходимо

2.2. Уведомление о трудовых отношениях с иностранным гражданином. 📌 Реклама Отключить

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
— Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – Закон № 109-ФЗ);
— Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее –Постановление № 9);
— Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее – Постановление № 681);
— Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

ФМС

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками на основании визы По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца
в безвизовом порядке По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора
О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на основании визы
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней
О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года на основании визы
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней
Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд на основании визы По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней
в безвизовом порядке
Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания на основании визы
в безвизовом порядке
Получение иностранным гражданином разрешения на работу на основании визы
в безвизовом порядке
Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)
на основании визы Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней
в безвизовом порядке
О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)
на основании визы По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
О нарушении иностранным работником условий трудового договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
О досрочном расторжении договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
О самовольном оставлении места работы или места пребывания на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании визы По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней
в безвизовом порядке
Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику на основании визы По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней
в безвизовом порядке

Кроме того, необходимо уведомлять в произвольной в течение 3 рабочих дней о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания органы ФСБ России (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681). 📌 Реклама Отключить

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, получают полис ОМС по месту жительства.

📌 Реклама Отключить

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее — Постановление № 97).

📌 Реклама Отключить

Исключений два:

— направление в служебную командировку;
— если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

Статус иностранца

Максимальный срок

Командировки

Разъездной характер

Временно пребывающие 10 календарных дней*
пп. а п. 1 Постановления № 97
60 календарных дней*
пп. б п. 1 Постановления № 97
Временно проживающие 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев
пп. а п. 2 Постановления № 97
90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев
пп. б п. 2 Постановления № 97

* в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину. 📌 Реклама Отключить

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан — высококвалифицированный специалист.
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

📌 Реклама Отключить

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

📌 Реклама Отключить

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

📌 Реклама Отключить

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания от 40 000 до 50 000 руб. от 400 000 руб.
до 500 000 руб.
ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу от 25 000 до 50 000 руб. от 250 000 руб.
до 800 000 руб.,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. При этом организация может быть привлечена к ответственности в течение одного года с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП). 📌 Реклама Отключить

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России — www.fms.gov.ru. На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

📌 Реклама Отключить

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.

Был иностранец временно пребывающим, стал — временно проживающим

В рассматриваемой ситуации контролеры могут доначислить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начислить пени и штраф. Но у компании есть шансы оспорить доначисления в суде. Расскажем подробнее.

Cтатус — временно пребывающий

Временно пребывающими в РФ иностранными гражданами считаются лица, приехавшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, далее — Закон № 115-ФЗ). Для осуществления трудовой деятельности такой иностранец должен иметь разрешение на работу (если он въехал в Россию на основании визы) или патент (если он въехал в Россию в безвизовом порядке). Один из этих документов иностранец должен представить работодателю при приеме на работу (ст. 327.3 ТК РФ). Сведения из него вносятся в трудовой договор (ст. 327.2 ТК РФ).

Временно пребывающие в России иностранные граждане, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам:

— по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее — Закон № 167-ФЗ);

— обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ);

— обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).

Выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ). Следовательно, на выплаты по трудовому договору в пользу временно пребывающих в России иностранных работников начисляются взносы на пенсионное страхование, по временной нетрудоспособности и на травматизм.

Обложение выплат временно пребывающим иностранцам страховыми взносами на пенсионное страхование и на травматизм осуществляется по тем же тарифам, что и выплаты в пользу российских работников. А вот для взносов по временной нетрудоспособности для данной категории иностранцев предусмотрен специальный тариф — 1,8% (п. 2 ст. 426 НК РФ).

Поскольку среди застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию временно пребывающие иностранцы не названы (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ), на выплаты в их пользу медицинские взносы не начисляются (письмо ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-11/17467@).

Cтатус — временно проживающий

Иностранные граждане, которые получили разрешение на временное проживание, относятся к временно проживающим в России (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Для привлечения к трудовой деятельности данной категории иностранцев разрешение на работу или патент не требуются (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Временно проживающие в России иностранцы относятся к застрахованным лицам:

— по пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ);

— медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ);

— социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ);

— социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Следовательно, на выплаты в их пользу нужно начислять все страховые взносы (пенсионные, медицинские, по временной нетрудоспособности и на травматизм). При этом для взносов по временной нетрудоспособности используется общий тариф 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ).

Нужен ли пересчет?

В письме от 18.12.2015 № 17-3/В-620 Минтруд России рассмотрел ситуацию, когда у временно пребывающего в России иностранного гражданина статус изменился на постоянно проживающего в России. Чиновники разъяснили, что со дня изменения своего правового статуса иностранец становится застрахованным в системе обязательного медицинского страхования. Следовательно, с этого момента страховые взносы с выплат в его пользу должны начисляться по правилам, установленным для иностранцев, постоянно проживающих в России. Отметим, что правила исчисления страховых взносов для иностранцев со статусом постоянно и временно проживающих в России одинаковы.

Таким образом, применительно к нашей ситуации, исходя из позиции Минтруда России, с выплат иностранному работнику, произведенных после получения им разрешения на временное проживание, компании нужно пересчитать страховые взносы по временной нетрудоспособности по общему тарифу 2,9% и начислить на эти выплаты медицинские взносы. Доначисленные суммы надо уплатить вместе с пенями и представить в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам за соответствующие периоды (п. 4, 6 ст. 81 НК РФ). Если это не сделать, компании грозит штраф по ст. 122 НК РФ за неуплату и неполную уплату страховых взносов в размере 20% от неуплаченных сумм.

Однако судьи считают, что, если иностранный работник не сообщил работодателю об изменении своего статуса, компании не могут быть доначислены взносы. Аргумент — работодатель в процедуре получения временно пребывающим иностранцем разрешения на временное проживание не участвует. У него отсутствует обязанность запрашивать информацию у миграционной службы об изменении статуса своего работника. Поскольку иностранный работник на момент заключения трудового договора являлся временно пребывающим, компания правомерно не облагала взносами на медицинское страхование выплаты в его пользу (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2015 № Ф02-2664/2015).