Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Содержание

Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если не установлено иное (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). На основании п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является упрощение способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ. Так, ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ предусматривает возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) для:

— субъектов малого предпринимательства;

— некоммерческих организаций (НКО);

— организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, регламентируются в специальном федеральном стандарте (п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Пока такой стандарт не утвержден, экономические субъекты, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности:

— в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ;

— в простой системе ведения бухгалтерского учета (без применения двойной записи);

— в сокращении количества применяемых синтетических счетов;

— в применении упрощенных вариантов учета отдельных видов хозяйственных операций;

— в упрощенной системе регистров бухгалтерского учета;

— в применении кассового метода учета доходов и расходов;

— в отказе от переоценки и обесценения активов;

— в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам.

Такие принципы упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности изложены в Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015. В п. 1.2 Информации сказано, что организация, применяющая упрощенные способы, имеет возможность самостоятельно избирать, какие из них применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Это касается как предприятий малого бизнеса, так и НКО, а также участников проекта «Сколково». Также разъяснения по упрощенному бухучету обобщены в Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016.

Различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, включая микропредприятия, рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданных в 2013 году НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (см. письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136).

Кроме того, не утратили силу Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Так, например, согласно п. 22 Типовых рекомендаций малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям). Учтите только, что применять Рекомендации следует с учетом изменений, произошедших в регулировании бухгалтерского учета, обращая внимание на статус нормативных правовых актов, упоминаемых в Рекомендациях.

В письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 Минфин России информирует, что важнейшими мерами снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства (далее также — СМП) в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета стали:

1) предоставление права микропредприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи);

2) предоставление права экономическим субъектам самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности;

3) предоставление права субъектам малого предпринимательства, включая микропредприятия, составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, состав и содержание которой определены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

4) предоставление права руководителям субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, принимать на себя ведение бухгалтерского учета.

Кроме того, в письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 отмечается, что ведение бухгалтерского учета в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности может осуществляться микропредприятием как с применением, так и без применения двойной записи. Бухгалтерская отчетность может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи. Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и аудит — Бухгалтерский учет — Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства». См. также письмо Минфина России от 08.09.2015 N 03-11-11/51593.

25 ноября 2015 года экспертная группа по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, образованная Минфином России, одобрила Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (протокол N 7). В частности, установлено, что упрощенные способы ведения бухучета представляют собой такие способы формирования документированной систематизированной информации об объектах учета и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, применение которых обеспечивает снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты. Основными принципами установления упрощенных способов ведения бухучета являются:

а) соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;

б) единство методологических основ упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для отдельных экономических субъектов, и способов ведения бухгалтерского учета, установленных для всех экономических субъектов;

в) приоритет информационной функции бухгалтерского учета над его контрольной функцией;

г) обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

д) исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

е) сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учета.

Отметим, что, по мнению Экспертной комиссии, при организации работы по установлению упрощенных способов ведения бухучета одним из подходов является применение способов учета доходов и расходов, установленных налоговым законодательством, для целей бухгалтерского учета в случаях, когда их применение не снижает качества формируемой информации.

В Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 разъяснено, что малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в частности, требованиями полноты и рациональности. Кроме того, необходимо исходить из требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Внимание

Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н внесены изменения в четыре положения по бухучету: ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 17/02, ПБУ 14/2007. Они касаются организаций, которые применяют упрощенные способы бухгалтерского учета.

В ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» добавлены пункты, согласно которым такие предприятия вправе учитывать стоимость сырья, материалов, товаров в расходах сразу при поступлении, минуя счета 10 и 41. Правда, этот порядок могут применять безусловно только микропредприятия, остальные СМП — при условии, что их деятельность не предполагает существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными считаются такие остатки МПЗ, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения ее пользователей. Зато расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, вправе учитывать в составе расходов по мере их приобретения (осуществления) все субъекты, имеющие право на упрощенный учет. Также все они могут не применять п. 25 ПБУ 5/01 о резерве под снижение стоимости МПЗ из-за ухудшения их качества.

Согласно новому пункту в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организации, которые ведут упрощенный бухучет, могут определять первоначальную стоимость покупных ОС по цене поставщика и затрат на монтаж, а при их сооружении — в сумме, уплачиваемой подрядчикам. Иные затраты, непосредственно связанные с покупкой или созданием ОС, можно включать в состав расходов по обычной деятельности в момент их несения. Самое главное новшество — такие предприятия теперь вправе начислять годовую амортизацию ОС единовременно на 31 декабря отчетного года или по периодам, определенным самостоятельно (раз в месяц, раз в квартал или раз в полугоде — как решит организация). А производственный и хозинвентарь можно самортизировать единовременно при принятии к бухучету в размере первоначальной стоимости.

Расходы на НИОКР (ПБУ 17/02) и затраты на приобретение (создание) объектов НМА (ПБУ 14/2007) организации, применяющие упрощенные способы бухучета, также теперь могут признавать в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Приказ N 64н вступил в силу 20 июня 2016 года. При принятии решения о начале применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (из числа предусмотренных приказом N 64н) следует исходить из того, что в соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных приказом N 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.

См. также Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3.

Кто имеет право ведения упрощенного бухучета?

Любовь Печерская, эксперт, к.э.н.
RosCo — Consulting & audit

Все экономические субъекты Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014 г.) (далее – Закон N 402-ФЗ). Исключение составляют: индивидуальные предприниматели (далее – ИП); лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории РФ филиалы, представительства иностранных организаций — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности согласно п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Экономические субъекты, имеющие право на ведение упрощенного бухгалтерского учета и представление упрощенной финансовой отчетности

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:1) субъекты малого предпринимательства (далее – МП); 2) некоммерческие организации; 3) организации, получившие статус участников исследований и разработок в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 23.05.2015 г.).

К субъектам МП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) предельное значение средней численности работников за предшествующий календарный год — до 100 человек включительно (для микропредприятий – до 15 человек);

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств (далее — ОС) и нематериальных активов (далее — НМА)) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. (для микропредприятий — 60 млн. руб.) (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. N 101).

Следует отметить, что вновь созданные организации или ИП в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам МП, если их показатели за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают вышеуказанные предельные значения.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту; жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; организации государственного сектора; политические партии; коллегии адвокатов; адвокатские бюро и палаты; юридические консультации; нотариальные палаты; некоммерческие организации, выполняющих функции иностранного агента.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Экономические субъекты, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — организации), самостоятельно выбирают эти способы. Выбор осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организаций и других соответствующих факторов, учитывая требования рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 106н (в ред. от 06.04.2015 г.)). Руководители таких организаций могут принять ведение бухгалтерского учета лично на себя (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Для ведения бухгалтерского учета организации могут сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (в ред. от 08.11.2010 г.). В частности, могут применять: для учета производственных запасов сч. 10 «Материалы» (вместо сч. 07, 11); для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) сч. 20 «Основное производство» (вместо сч. 23, 25, 26, 28, 29), 44 «Расходы на продажу»; для учета готовой продукции и товаров сч. 41 «Товары» (вместо сч. 43); для учета денежных средств в банках сч. 51 «Расчетные счета» (вместо сч. 52, 55, 57); для учета дебиторской и кредиторской задолженности сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо сч. 62, 71, 73, 75, 79); для учета капитала сч. 80 «Уставный капитал» (вместо сч. 82, 83); для учета финансовых результатов сч. 99 «Прибыли и убытки» (вместо сч. 90, 91) (п. 6 ПБУ 1/2008, р. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н (далее – Типовые рекомендации)).

Для систематизации и накопления информации организации могут принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 1/2008).

Субъекты МП в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров. Форма бухгалтерского учета без использования регистров предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта МП на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам МП, совершающим не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов. Для субъектов МП, осуществляющих производство продукции (работ, услуг) рекомендована форма бухгалтерского учета с использованием регистров, которая предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов (р. 4.1 и 4.2 Типовых рекомендаций).

Организации могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности, а также признавать все расходы по займам прочими расходами (п. 9 ПБУ 10/99; п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 107н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Упрощенная система бухгалтерской отчетности

Организации формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе: в Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В Приложениях к вышеуказанным формам приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (при этом может быть решен вопрос о необходимости составления Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств).

Организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать формы, приведенные в Приложениях 1 — 3 или в Приложении 5 (упрощенные формы), к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 06.04.2015 г.).

Организации могут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли (убытка), возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов (расходов) текущего отчетного периода (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. N 63н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Изложенная позиция подтверждается Информацией Минфина РФ N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Статья актуальна на 23.06.15

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Минфин России внес изменения сразу в четыре ПБУ: по запасам, основным средствам, нематериальным активам и НИОКР. Поправки внесены приказом от 16.05.16 № 64н (вступает в силу сегодня, 20 июня 2016 года). Все изменения адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Мы сделали обзор нововведений и рассказали, как применить их на практике.

Кому адресованы поправки

Все комментируемые поправки касаются организаций, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухучете) такое право есть у трех категорий юридических лиц. Первая и вторая категории — это некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». К третьей, самой многочисленной категории относятся субъекты малого предпринимательства вне зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Определение субъекта малого предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся, в частности, потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП) и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, а для микропредприятий — 15 человек.

Во-вторых, доходы от реализации без учета НДС за предшествующий год не должна превышать 800 миллионов рублей, а для микропредприятий — 120 миллионов рублей (с августа 2016 года порядок расчета лимита доходов изменится, см. «Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»).

В-третьих, необходимо соблюдение ограничений по доле участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, а также ряда других структур (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

Добавим, что некоторые организации не имеют права на упрощенный бухучет независимо от того, соответствуют ли они перечисленным требованиям. Так, запрет на упрощенный учет и отчетность предусмотрен для юридических консультаций, адвокатских бюро, жилищно-строительных кооперативов и ряда других компаний (полный перечень приведен в части 5 статьи 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменения в учете материально-производственных запасов

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).

Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).

Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.

Изменения в учете основных средств

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесено существенное дополнение, касающееся определения первоначальной стоимости ОС. По общему правилу первоначальная стоимость основного средства — это совокупность фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Сюда входит закупочная цена и сумма, заплаченная за приведение объекта в состояние, пригодное к использованию. Помимо этого в первоначальную стоимость включается цена доставки, таможенные пошлины, суммы, заплаченные посредникам, и некоторые другие издержки (п. 8 ПБУ 6/01).

Благодаря комментируемым поправкам у организаций, применяющих упрощенные способы бухучета, появилась альтернативная возможность. Они получили право определять первоначальную стоимость ОС другим способом.

Для объектов, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью может быть цена поставщика плюс расходы на монтаж (если они не учтены в цене). Для сооруженных и изготовленных объектов первоначальной стоимостью может быть сумма, заплаченная по договору подряда, либо по иным договорам, заключенным с целью приобретения, изготовления или сооружения основного средства. Все прочие расходы (например, таможенные пошлины или вознаграждение посредника) допустимо списать на текущие затраты по обычным видам деятельности. Это закреплено во вновь созданном пункте 8.1 ПБУ 6/01.

Также есть изменения, касающиеся амортизации. В общем случае амортизационные отчисления необходимо делать ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации. Но при упрощенном способе бухучета разрешено амортизировать ОС иначе: либо один раз в год по состоянию на 31 декабря, либо регулярно в течение года за периоды, установленные самой организацией. Таким образом, компания вправе амортизировать основное средство так часто, как сочтет нужным: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или чаще. Это следует из новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01.

Изменения в учете нематериальных активов и НИОКР

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к НМА следует относить объекты, у которых отсутствует материально-вещественная форма, и которые удовлетворяют ряду условий. Так, объект должен обладать способностью приносить экономические выгоды в будущем, а срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев. Еще одно условие — это возможность выделить (или отделить) объект от других активов и достоверно определить его фактическую стоимость. Полный список условий приведен в пункте 3 ПБУ 14/2007.

Но для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены особые правила. Даже если объект полностью соответствует всем критериям НМА, затраты на его приобретение или создание можно сразу списать в текущие расходы по обычным видам деятельности. Об это говорится во вновь созданном пункте 3.1 ПБУ 14/2007.

Изменениям подверглась и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Тогда как при упрощенном бухучете появилась возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (новая редакция п. 14 ПБУ 17/02).

Как применить новшества на практике

Обратите внимание: новые возможности, которые предоставил комментируемый приказ Минфина России, не являются обязательными. Другими словами, компания, использующая упрощенные способы ведения бухучета, вправе отказаться от изменений и продолжать учитывать ОС, запасы, нематериальные активы и расходы на НИОКР по-прежнему.

Если же организация решит воспользоваться новшествами, ей предстоит решить, с какого момента начинать их применение. Проще всего сделать это с будущего года, закрепив новые правила в учетной политике на 2017 год. Но есть и другой вариант — внести соответствующие изменения в учетную политику, утвержденную на 2016 год. Это не будет нарушением, так как выбор нового способа ведения бухучета является основанием для корректировки учетной политики (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете).

Отметим, что новые положения допустимо применять только в отношении расходов, понесенных после изменения учетной политики. Объекты, поставленные на баланс ранее, будут учитываться по «старым» правилам.

Какие предприятия имеют право применять упрощенный бухучет

В соответствии со ст. 6 закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять:

  1. Малые предприятия.
  2. Некоммерческие организации (кроме иностранных агентов).
  3. Участники проекта «Сколково».

Однако нужно иметь в виду, что есть есть ряд условий, при которых переход на упрощенный бухгалтерский учет невозможен, даже если формально предприятие относится к «льготному» списку. Речь идет о следующих видах юридических лиц:

  1. Организации, подлежащие обязательному аудиту.
  2. Жилищные и кредитные кооперативы.
  3. Микрофинансовые организации.
  4. Государственные предприятия
  5. Адвокатские бюро и нотариальные палаты.

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета — разновидности

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий должно соответствовать принципу рациональности.

Принятая на предприятии упрощенная форма бухгалтерского учета должна минимизировать нагрузку на специалистов бухгалтерии (особенно учитывая то, что чаще всего для таких фирм речь идет об одном специалисте). Но, с другой стороны, в любом случае должно быть обеспечено адекватное раскрытие информации о хозяйственной деятельности предприятия и возможность составления достоверной отчетности.

Для предприятий с небольшим количеством операций (до 30 в месяц) Минфин рекомендует применять упрощенную систему бухгалтерского учета без использования двойной записи. В этом случае все операции заносятся в комбинированный регистр – Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Отдельно ведется только учет заработной платы по ведомости.

В 2012 г. Минфином были внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В п. 6.1 измененного ПБУ уточняется, какие именно предприятия могут не применять двойную запись. Речь идет о некоммерческих организациях и микропредприятиях. К последним по состоянию на начало 2018 г. относятся организации с годовой выручкой до 120 млн руб. и численностью до 15 чел.

Малые предприятия с более существенными масштабами бизнеса должны использовать двойную запись, но имеют право частично упростить учет.

  1. Учитывать однородные операции «укрупнено» на одном счете:
    • Все затраты, относимые на себестоимость – на счете 20 (без использования счетов 23, 25, 26, 28, 29).
    • Все операции по безналичному движению денежных средств – на счете 51 (не используя счета 52, 55, 57).
    • Расчеты со всеми дебиторами и кредиторами – на счете 76 (без участия счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79).
    • Финансовый результат – на счете 99 (без использования счетов 90, 91).
  2. Использовать упрощенные формы регистров бухгалтерского учета.
  3. Полностью включать коммерческие и управленческие расходы в затраты на производство и реализацию текущего года.
  4. Не начислять резервы по отпускам.
  5. Не переоценивать основные средства и нематериальные активы.
  6. Не исчислять разницы по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02).

Все положения, связанные с упрощением бухучета должны быть отражены в учетной политике организации.

Также для таких предприятий упрощаются и требования к подготовке отчетности.

  1. Информация по статьям может приводится укрупнено (например – «Запасы» в целом, без разделения на готовую продукцию, товары и т.д.).
  2. Отдельные формы могут не составляться (например, отчет об изменениях капитала). При этом баланс и отчет о финансовых результатах предоставляются в обязательном порядке.

Вывод

Упрощенное ведение бухгалтерского учета предусмотрено, главным образом, для предприятий с небольшими масштабами деятельности или некоммерческой направленности. В зависимости от оборотов компании, оно может включать в себя или полный отказ от двойной записи, или сокращение количества используемых счетов и упрощение отдельных операций.

Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)

Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения

Ведение бухучета при УСН для фирм стало обязательным после принятия нового закона о бухгалтерском учете под №402-ФЗ от 06.12.2011. Этот же закон установил возможность применения упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым, в большинстве своем, относятся фирмы, работающие на УСН.

Фирмы, работающие на упрощенке, но не являющиеся малыми предприятиями, а также «упрощенцы», имеющие риск перехода на ОСНО, осуществляют ведение учета при УСН в полном объеме по правилам законодательства о бухгалтерском учете. Такой вариант учета предпочтителен также для фирм, устойчиво работающих на УСН, но использующих данные бухучета для получения детальной информации о состоянии дел в организации и экономического анализа деятельности.

Варианты ведения упрощенного бухучета для СМП содержатся в 2 документах:

  • приказе Минфина России от 21.12.1998 № 64н, указывающем на возможность организации учета (п. 21):
    • без использования регистров учета имущества малого предприятия (простая форма);
    • с использованием регистров такого учета (формы регистров приведены в качестве приложений к приказу);
  • одобренных для использования Минфином России рекомендациях, разработанных ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13), предлагающих такие формы учета, как (п. 8):
    • полная, осуществляемая посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов СМП;
    • сокращенная, при которой учет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов СМП;
    • простая, осуществляемая без применения двойной записи.

Предложенные ИПБ РФ способы учета характеризуются определенными особенностями методологии ведения и предпочтительны каждый для своего круга предприятий малого бизнеса:

  • Полный упрощенный бухгалтерский учет ведется по общеустановленным бухгалтерским правилам, но допускающим некоторые упрощения (неприменение ряда ПБУ, сокращение плана счетов, упрощенные регистры бухгалтерского учета, возможность исправления ошибок прошлых лет текущим годом). Он предпочтителен для СМП, ведущих разностороннюю деятельность, требующую отражения в учете всех ее аспектов, но допускающую достаточность укрупненных показателей для ее оценки.
  • Сокращенный упрощенный бухгалтерский учет ограничивается ведением записей в книге учета фактов хозяйственной деятельности, представляющей собой единую таблицу, в которой все события отражаются способом двойной записи. Этот способ возможен для небольших СМП, ведущих однообразную деятельность с небольшим количеством операций, требующих использования очень ограниченного числа счетов бухгалтерского учета.
  • Простой упрощенный бухгалтерский учет также ведут в книге учета всех фактов хозяйственной деятельности в виде таблицы, но без способа двойной записи. Такой способ доступен только для микропредприятий.

Для фирм, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).

Об отличиях метода начисления от кассового читайте здесь.

Однако никаких рекомендаций по его организации не существует. Скорее всего, это связано с тем, что ведение бухучета кассовым методом не отвечает главной задаче бухгалтерского учета: давать полную и достоверную информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности фирмы. При применении кассового метода в бухучете искажается не только реальная картина хозяйственной жизни организации, но и ее бухгалтерская отчетность. Поэтому бухучет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод можно рекомендовать только как способ ведения налогового учета. В частности, именно этим методом при УСН оплаченные доходы и расходы, учитываемые при расчете налога, отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром (ст. 346.24 НК РФ).

С учетом того, что бухучет ведется в порядке, устанавливаемом действующими законом о бухгалтерском учете и ПБУ, а налоговый – по правилам НК РФ, данные бухгалтерского и налогового учета практически всегда будут различаться. Можно попытаться максимально сблизить их, выбрав сходные методы учета. Но при этом бухгалтерская отчетность всегда будет составляться по данным бухгалтерского учета, а расчет налога будет делаться по данным налогового учета.

Совсем не вести бухучет по установленным правилам рискованно. Действующее законодательство предусматривает ответственность за это (п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ). К таким нарушениям, в частности, отнесены отсутствие регистров бухгалтерского учета, отсутствие первички и систематические ошибки в заполнении бухгалтерских регистров.

Учетная политика и план счетов для УСН

Учетная политика при УСН – это такой же серьезный и подробный документ, какой составляется любой организацией, работающей на ОСНО.

Выбранный способ бухгалтерского учета и особенности его ведения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике.

Наряду с организационно-техническими моментами бухучета в тексте приказа должен быть отражен выбор:

  • форм регистров бухгалтерского учета;
  • бухгалтерских счетов, используемых для учета (рабочий план счетов);
  • форм первичных учетных документов;
  • форм бухотчетности;
  • способов хранения первички;
  • правил документооборота;
  • применения или неприменения ПБУ;
  • границ между основными средствами и малоценным имуществом;
  • создания резервов или отказа от них;
  • возможности или невозможности учета убытков прошлых лет.

Формы упрощенных регистров бухучета необходимо привести в качестве приложений к приказу. Для варианта полного упрощенного бухучета они в целом будут сходны с оборотно-сальдовыми ведомостями, применяемыми при ОСНО, но могут объединять информацию по близким счетам учета и требуют формирования в дополнение к ним сводной шахматной ведомости. Рекомендованные Минфином России формы упрощенных регистров бухучета можно увидеть в приложениях к протоколу ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13 и приказу Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Объединение данных по бухгалтерским счетам базируется на сокращенном плане счетов бухучета, в котором допускается уменьшение количества используемых счетов за счет их укрупнения. Можно, например, объединить счета учета ТМЦ (07, 10, 14, 15, 16) на счете 10, счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29) на счете 20, счета учета безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) на счете 51, счета расчетов с контрагентами ( 73, 75, 76, 79) на счете 76. Решение о том, как будут объединены счета, должно быть отражено в учетной политике. Рабочий план счетов – обязательное приложение к тексту приказа.

В связи с предоставленным СМП правом формирования бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте (только в составе двух форм) и по укрупненным показателям (с меньшим количеством строк в формах), необходимо закрепить это право в учетной политике.

Особое внимание следует уделить вопросам хранения первичных учетных документов, которые могут понадобиться даже тем фирмам на упрощенке, которые ведут бухучет при УСН 6% (доходы), в случае изменения системы налогообложения.

Бухучет при УСН должен быть организован так, чтобы при необходимости возврата на ОСНО или перехода с УСН «доходы» на УСН «доходы минус расходы» можно было с минимальным количеством трудозатрат восстановить аналитику по учетным данным в соответствии с требованиями соответствующей системы налогообложения.

О том, что еще должен содержать приказ по учетной политике, читайте в материале «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»

При составлении учетной политики по УСН «доходы минус расходы» в приказе должны найти отражение все особенности учета ее финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно уделить вопросам бухучета расходов, которые обычно тщательно проверяются налоговыми органами:

  • определение стоимости ОС;
  • порядок списания стоимости ОС и НМА;
  • определение стоимости ТМЦ;
  • порядок списания стоимости ТМЦ;
  • порядок учета и списания ТЗР;
  • порядок учета и списания НДС;
  • порядок учета расходов на продажу;
  • порядок учета нормируемых расходов;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • порядок учета убытков прошлых лет;
  • порядок учета минимального налога, уплаченного при убытке.

Образец учетной политики для упрощенцев, применяющих «доходы минус расходы» вы можете скачать в системе КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ.

Подробнее о составлении учетной политики можно прочитать в статьях:

Особенности учетной политики при УСН «доходы» по ставке 6%

Бухучет для фирм на УСН «доходы» тоже обязателен, несмотря на то, что для расчета величины уплачиваемого налога нужны только доходы и суммы платежей, которые могут уменьшить начисленный налог.

Как ведут учет ИП на УСН

У ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Это дополнительно подтверждено письмами Минфина России от 20.05.2015 № 03-11-11/28947 и от 17.10.2014 № 03-11-11/52522. Для них обязателен только налоговый учет, на основании которого заполняется декларация по УСН. При желании вести бухгалтерский учет ИП может либо организовать его с помощью одного из вышеописанных способов, либо использовать какой-то свой метод.

Итоги

Ведение бухгалтерского учета при УСН обязательно только для юридических лиц. Если юрлицо, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства, оно имеет возможность применять упрощенный способ ведения учета и формировать отчетность по упрощенной форме. Выбранные способы учета, применяемый план счетов, формы документов, отчетности, порядок хранения документов и многие другие аспекты организации и ведения учета организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике.

Литература

Упрощенный бухгалтерский учет

Малым предприятиям разрешено упростить ведение бухучета. В статье подробно рассмотрим кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, а также разберем что можно упростить в учете малого предприятия.

Кто может применять упрощенный бухгалтерский учет

Основное требование к организациям, которые вправе применять упрощенный бухучет – это принадлежность к малым предприятиям. Основными условиями при этом являются:

  • Число работников менее 100 человек;
  • Доход менее 400 млн. рублей на прошлый год, с 2020 года это значение увеличится до 800 млн. рублей;
  • Валюта баланса менее 60 млн. рублей;
  • Доля участия не малых организаций (в том числе иностранных) не более 49%.

К организациям, не имеющим право применять упрощенный бухучет относятся:

  • Акционерные общества, на основании того, что они должны проводить аудит;
  • Гос- и муниципальные унитарные предприятия;
  • Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации.

Важно! Если малое предприятие обязано проводить аудит, вести бухучет в упрощенной форме они не могут.

Кроме того, упрощенный бухучет могут вести участники проекта «Сколково».

Как упростить бухучет

Специально разработанных стандартов для упрощенного ведения учета нет, но ПБУ содержат различные упрощенные способы.

Организация может применять как доступные способы, либо некоторые из указанных способов, либо вести учет в полном объеме, то есть не сокращая его.

Для этого, организация должна оценить, насколько упрощенный учет может отразиться на отчетности.

Одним из способов упрощенного учета является сокращенная отчетность. Организация вправе использовать его вне зависимости от того, пользуется ли она другими способами.

На сегодняшний день, начиная с 2017 года в отношении малых предприятий действует нового правило выбора способа учета. Если в стандартах подходящего для таких организаций способа учета нет, то выбрать они вправе способ исходя из критерия рациональности. Например, исходя из расходов на учет, а также значимости данных, содержащихся в отчетности. Те способы, которые выберет малое предприятие должны быть прописаны в учетной политике.

Рассмотрим способы упрощения бухучета:

  • Уменьшить стоимость ОС. Выгодно применять такой способ организациям на общем режиме, оплачивающим налог на имущество по остаточной стоимости. При таком способе снизится стоимость активов, а значит произойдет уменьшение налога на имущество. Учесть стоимость ОС можно по цене продавца, включая расходы монтажа. А расходы на консультацию, либо вознаграждение посредника списать в периоде их возникновения. Применять выбранный способ нужно будет с начала года, первоначальную стоимость ОС при этом нужно будет пересчитать по тем активам, которые компанией были приняты к учету в текущем году. Так как изменится стоимость активов придется пересчитать амортизацию. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Уменьшена стоимость ОС Сторно Д01 К08
Уменьшены расходы по капвложениям Сторно Д08 К60
Списаны расходы Д20(23-26,44) К60
Пересчитана амортизация Сторно Д20(23-26, 44) К02
Учет расходов на приобретение и монтаж ОС Д08 К60
Списаны расходы Д20 К60(76)
  • Списать в полном объеме расходы на дорогой инвентарь. Так как амортизацию на инвентарь считать не нужно, выгоден такой способ всем компаниям. Теперь инвентарь, стоимостью свыше 40 000 рублей можно сразу списать при принятии к учету. Амортизацию при этом нужно начислить в размер цены инвентаря, кроме того, на инвентарь такой стоимостью нужно завести карточку учета ОС-1, так он уже является ОС. Учитываться он должен на 01 счете. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Учтены расходы по приобретению инвентаря Д08(19) К60
Списана амортизация Д20 К02
  • Начислять амортизацию реже. Такой способ выгоден тем компаниям, которые не уплачивают налог на имущество, либо рассчитывают его исходя из кадастровой стоимости. По ОС начисление амортизации можно производить по выбору: на 31 декабря один раз в год, либо ежемесячно или ежеквартально (Читайте также статью ⇒ Амортизация земли в бухгалтерском и налоговом учете в 2020).

Важно! Амортизацию раз в год проводить не выгодно, если расчет налога на имущество организация производит по остаточной стоимости.

  • Списание материалов проводить на дату покупки. Такой способ выгоден для тех организациях, которые находятся на УСН и оплату материалов производят авансовым платежом, либо на дату покупки. Применяя такой способ учитывать материалы или товары можно по цене продавца. Другие же затраты, относящиеся к их приобретению списываются в периоде их возникновения. Это таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, затраты по доставке, страхованию и т.д. Микропредприятия могут использовать такой способ по отношению ко всем запасам. А другие малые могут списывать могут списывать затраты на дату приобретения.

Поступающие активы на 10 и 41 можно не учитывать, а сразу списать их в дебет счета затрат. Проводки:

Хозяйственная операция Проводки
Учтены расходы по материалам (товарам) Д20(23-26,44) К60
  • Нематериальные активы списываются единовременно. Такой способ применять выгодно тем организациям, у которых есть НМА. При этом способе отдельный учет НМА вести не нужно, а также начислять по ним амортизацию. Списать НМА можно единовременно. Если до принятия того способа в организации начислялась амортизация НМА, то потребуется списать остаточную стоимость. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Списаны НМА Д20(23-26,44) К04
Учтены расходы на приобретение НМА Д20(23-26,44) К60(70)
  • Сократить план счетов. Применять такой способ выгодно тем организациям, в учете которых мало операций. Путаницы в этом случае возникать не будет. Использовать можно сокращенный план счетов (Читайте также статью ⇒ Полная инструкция к плану счетов бухгалтерского учета в 2020 году). К примеру, затраты могут отражаться только на 20 счете, а для расчетов как с покупателями, так и с подотчетными работниками использовать 76 счет.
  • Оценочные резервы не создавать. Малые предприятия могут не создавать резерв по оплате отпуска или под обесценение материалов. Приняв решение применять такой способ, организации должны списать все резервы, которые были созданы ранее. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Списан резерв под обесценение материалов Д14 К91
Списан резерв под отпуска Д96 К91
  • Не признавать разницы в учете. Для тех организаций, которые применяют общую систему такой способ учета выгоден. При таком способе проводок будет меньше. Компании вправе не признавать постоянные или отложенные налоговые обязательства и активы. К примеру, при отличие амортизации налогового и бухгалтерского учета, в учете должна быть отражена разница, но при упрощенном способе это делать не нужно. Компания должна будет только рассчитать прибыть по каждому учету, учитывая фактические расходы.
  • Бухучет вести кассовым методом. Тем компаниям, которые находятся на УСН и учитывают как доходы так и расходы в налоговом учете по факту оплаты применять такой способ выгодно. Так как два учета можно будет сблизить. Малым предприятиям можно выручку признавать в момент поступления оплаты от покупателя, а расходы – при погашении задолженности.
  • В учете применять упрощенные регистры и упрощенную отчетность. Для тех организаций, хозяйственных операций за месяц у которых немного, применять такой способ учета выгодно. Если операций в течение месяца менее 30, то их регистрируют в книге К-1, учет начислений по зарплате используется ведомость В-8. Если операций 30-100 в месяц, то учет ведется по ведомостям В-1-В-9. При этом каждая из них применяется для операций по одному счету. К примеру, В-3 – для затрат по производству, а В-9 для учета итогов. Малые организации отчетность в налоговую и статуправление вправе сдавать по упрощенным формам. К примеру, упрощенный баланс не содержит расшифровок показатели по уставному капиталу или прибыли (Читайте также статью ⇒ Упрощенный бухгалтерский баланс 2020. Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах).

Таким образом, для применения упрощенного учета нужно внести изменения в учетную политику с будущий год. Если поменять учетную политику на текущий год, компаниям придется пересчитать все показатели с начала года, при переходе на упрощенный бухучет с начала года делать этого не нужно.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Законодательная база

Законодательный акт

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (упрощенный бухгалтерский учет), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Организация бухгалтерского учета в упрощенной форме

Возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме необходимо закрепить в учетной политике организации. Кроме того, в учетной политике организации следует закрепить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Также следует разработать способы и методы ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме.

Упрощенный план счетов

Организации вправе сократить количество синтетических счетов бухгалтерского учета, закрепив данное положение в учетной политике в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета:

в) готовую продукцию и товары можно учитывать на счете 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

г) дебиторскую и кредиторскую задолженность можно учитывать обобщенно на счете счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Регистры бухгалтерского учета

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров.

Методы учета доходов и расходов

Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Кассовый метод означает признание доходов (выручки) и расходов по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, по мере оплаты (погашения задолженности) за приобретенные товары, работы, услуги.

Кассовый метод можно рекомендовать организациям, применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Если же организация применяет общий режим налогообложения, то применять кассовый метод нецелесообразно, так как в этом случае правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете будут существенно различаться.

Перечень ПБУ, которые организация вправе не применять

Организация вправе отказаться от применения отдельных ПБУ:

Наименование ПБУ Норма ПБУ От чего освобождается организация
1 2 3
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» Пункт 3 Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» Пункт 2.1 Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Пункт 2 Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. То есть можно не учитывать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Пункт 3.1 Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности.
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Пункт 3 Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах.
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» Пункт 2 Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности.

При этом следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам организации создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Льготы при применении отдельных ПБУ

Помимо того что организации могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть льготы при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета:

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается организация

1 2 3
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Пункт 19 Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Подпункт 2 п. 9 Может исправлять любые ошибки в бухучете, выявленные после утверждения отчетности за год, в котором допущена ошибка, как несущественные.
То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Пункт 7 Может учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.