Удержание 70 по исполнительному листу

Как уменьшить процент удержания в размере 50 % по исполнительному документу

Моя сегодняшняя публикация посвящается всем должникам, с которых взыскиваются денежные средства с их ежемесячных доходов (пенсии, заработной платы, вознаграждений и т.п.) в счёт погашения долга по исполнительному документу. Это значит, что долг у них взыскан на основании решения суда, вступившего в законную силу, или на основании судебного приказа.

Как это происходит

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство и выносит постановление, согласно которому устанавливает процент удержания с дохода должника в размере 50 % .

Руководствуется судебный пристав-исполнитель федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 99 («Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления»).
1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. 2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 % заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Как мы видим, в статье закона не сказано, что процент должен быть равен 50 % и ни процента меньше. У судебного пристава-исполнителя есть право снижать процент удержания в индивидуальных случаях по заявлению должника, учитывая тяжелое материальное положение и иные уважительные причины.

Но в большинстве случаев судебный пристав-исполнитель непреклонен и добровольно ничего снижать не собирается.

По крайне мере в моей юридической практике, а работаю я со службой судебных приставов достаточно часто, не было ни одного случая, когда бы судебный пристав-исполнитель добровольно снизил процент удержания с 50 %, например до 40 %.

Но всегда есть выход!

Снизить процент удержания можно через районный (городской) суд.

В моей практике было несколько положительных случаев уменьшения процента удержания. Обычно суд снижает до 30–40 %, а пару раз снизили аж до 20%.

Но имейте в виду, должники, желающие снизить процент удержания через суд, главное, не просто подать заявление в суд на снижение процента. В суде вам придётся доказывать свое тяжелое материальное положение. Расписывать суду все свои ежемесячные доходы и расходы, подтверждая доводы документально. Если за вычетом расходов и удержаний вам остается на жизнь ничтожно мало и на оставшиеся деньги прожить невозможно, суд войдёт в ваше положение и снизит процент удержания по исполнительному документу.

Обратите внимание, что расходы должны носить уважительный и убедительный характер.

К расходам на оплату лечения себя, детей и близких родственников, коммунальные платежи, продукты питания, предметы первой необходимости и прочие важные и необходимые расходы суд относится весьма положительно.

К расходам на оплату, например кредита, покупку ненужных вещей и предметов роскоши суд отнесётся скептически.

В общем, в каждом случае нужен индивидуальный подход, и лучше всего конкретно свою ситуацию обсудить с компетентным юристом, и если действительно есть шанс снизить процент удержания, то почему бы этим не воспользоваться.

Успехов!

Банк данных исполнительных производств

Памятка по использованию банка данных исполнительных производств и других информационных ресурсов

Регистрация пользователя интерфейса программирования приложений (API) доступа к общедоступным сведениям из банка данных исполнительных производств

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде. Согласно с Порядком создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде общедоступная часть Банка данных публикуется на официальном сайте ФССП России.

Сведения, указанные в части 3 статьи 6.1 от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

Согласно части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в общедоступной части Банка данных не публикуются требования, содержащиеся в исполнительных документах, выданных на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет».

Для работы с банком нужно выбрать подраздел – поиск по физическим лицам, либо поиск по юридическим лицам. В разделе «Территориальные органы» указывается регион официальной регистрации физического лица, место пребывания или местонахождения его имущества, место регистрации в ИФНС юридического лица, местонахождения его имущества или адрес его представительства или филиала (например Алтайский край).

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть передано в другое подразделение судебных приставов. По решению Директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации исполнительное производство может быть передано в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств. В этом случае: в разделе «Территориальные органы» указывается – Управление по исполнению особо важных исполнительных производств.

Дата рождения для физического лица не является обязательной для заполнения. В случае совпадения данных для более точной идентификации Вы можете заполнить поле в формате ДД.ММ.ГГГГ.

При наличии сведений о номере исполнительного производства Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного производства».

При наличии сведений о номере исполнительного документа Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного документа».

ФССП России не хранит и не передает третьим лицам персональные данные, введенные пользователями в форму поиска.

Сервис «Банк данных исполнительных производств» предоставляется только на официальном сайте ФССП России по адресу http://fssprus.ru/iss/ip/ и разделах территориальных органов ФССП России, расположенных в доменах третьего уровня r**.fssprus.ru/iss/ip/.

Федеральная служба судебных приставов рекомендует гражданам и представителям юридических лиц, обнаруживших себя в банке данных исполнительных производств, оплатить задолженность посредством портала Госуслуг или скачать и распечатать квитанцию для оплаты.

Для оплаты задолженности посредством портала Госуслуг необходимо быть зарегистрированным пользователем портала Госуслуг. Описание регистрации Упрощенной учетной записи пользователя портала Госуслуг размещено в разделе «Частые вопросы» портала Госуслуг.

Запись в Банке данных будет удалена или изменена (в случае частичного погашения задолженности) в течение 3 – 7 дней с момента оплаты, так как денежные средства должны поступить на депозитный счет отдела судебных приставов, распределены, перечислены взыскателю.

При возникновении дополнительных вопросов можно обратиться непосредственно в подразделение судебных приставов по указанному адресу, телефону в целях получения информации о поступлении денежных средств или о принятых и возможных мерах принудительного исполнения, таких как, например, временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации.

Для уточнения характера и основания принятых решений о взыскании административных штрафов и налоговых платежей ФССП России предлагает обращаться в уполномоченный орган, принявший соответствующее решение, или получить информацию на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, либо Федеральной налоговой службы.

Информацию о ходе исполнительного производства Вы можете получить, обратившись на Единый портал государственных услуг по адресу: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001012

Возможность получить информацию о наличии/отсутствии задолженности есть у пользователей социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники» через специальное приложение «Банк данных исполнительных производств».

Также получить информацию о наличии/отсутствии задолженности можно с мобильных устройств, использующих следующие портативные операционные системы: Android, iOS и Windows Phone. Приложение легко найти и установить на соответствующих системах из «магазинов» приложений Windows на Windows Phone, из Google Play на Android, из App Store на iOS, набрав в поиске: «фссп».

Приложения для социальных сетей и мобильных устройств позволяют не только однократно получить информацию о наличии/отсутствии задолженности по исполнительным производствам, но и подписаться на получение данных сведений постоянно. Подписавшись, Вы будете получать уведомления о появлении новой задолженности или об изменениях в уже имеющейся.

*В случае установления факта наличия возбужденного исполнительного производства при проверке задолженности через сервис «Банк данных исполнительных производств» или через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в отношении должника с идентичными ФИО, датой рождения, во избежание ошибочной идентификации физического лица как должника по исполнительному производству и применению к нему мер принудительного исполнения (наложения ареста на счета, ограничения права регистрации транспортного средства и т.д.) граждане могут обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, и предоставить документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина (копия паспорта, СНИЛС, ИНН).

В случае если с банковского счета гражданина списаны денежные средства, либо в отношении него применены иные меры принудительного исполнения (ограничение на проведение действий по регистрации имущества и пр.), а исполнительное производство возбуждено в отношении однофамильца с идентичной датой рождения, необходимо в сервисе «Банк данных исполнительных производств» получить сведения о структурном подразделении территориального органа ФССП России, фамилии имени отчестве, телефоне должностного лица, возбудившего исполнительное производство. Проверку рекомендуется проводить по всем территориальным органам ФССП России.

После получения необходимых сведений из «Банка данных исполнительных производств» необходимо обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, с заявлением об ошибочной идентификации гражданина как должника по исполнительному производству, с приложением документов, позволяющих однозначно идентифицировать его (копия паспорта, СНИЛС, ИНН), для отмены наложенных ограничений, по возможности уведомить судебного пристава-исполнителя по телефону.

Удержания по исполнительным листам

В большинстве случаев удержание денежных средств из заработной платы работников осуществляется на основании исполнительных листов, которые выдаются на основании решения суда. Все обязательные удержания денежных сумм из доходов работников на основании исполнительного листа осуществляются без издания приказа руководителя и согласия работника. Удержания по исполнительному листу возможны только в том случае, если он содержит все обязательные реквизиты, приведенные ниже:

  • — наименование суда;
  • — дата выдачи исполнительного листа;
  • — наименование должника и Ф.И.О. (полностью) лица, в пользу которого осуществляется удержание с точным его адресом;
  • — номер судебного дела, по которому выдан исполнительный лист;
  • — дата принятия судебного решения об удержании;
  • — изложение решения судебного органа;
  • — дата вступления судебного решения в законную силу;
  • — подпись судьи с расшифровкой и гербовая печать. /7, с.111/

После того как исполнительный лист поступит в организацию, он должен быть зарегистрирован и не позднее следующего дня передан под расписку в бухгалтерию. В бухгалтерии все исполнительные документы регистрируются в специальном журнале и хранятся как бланки строгой отчетности. О поступлении исполнительного листа организация обязана уведомить взыскателя (лицо, в пользу которого осуществляются удержания) и судебного исполнителя.

По исполнительным листам из заработной платы работников могут удерживаться:

  • — суммы в возмещение вреда, причиненного третьим лицам в результате полной или частичной потери ими трудоспособности или кормильца;
  • — суммы в возмещение имущественного вреда или ущерба, причиненного третьим лицам;
  • — суммы перечисляемые в возмещение морального вреда;
  • — штрафы за нарушение административного, налогового и уголовного законодательства. /8/

Самым распространенным видом удержаний по исполнительным листам являются алименты. Алименты взыскиваются на содержание несовершеннолетних детей в установленных законодательством размерах./3, с. 145/. Размер алиментов определен в статье 81 Семейного кодекса РФ — «при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.»/9/.

Как правило, размер суммы, которую необходимо удержать по исполнительным документам, не может превышать 50 % заработка работника, уменьшенного на сумму налога на доходы физических лиц. Однако есть случаи, при которых может удерживаться до 70 % заработка работника, уменьшенного на сумму налога на доходы физических лиц. Перечень таких случаев приведен в ст. 66 Федерального закона об исполнительном производстве /10/. Удержания в размере 70 % заработка работника возможны:

  • — при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
  • — при возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • — при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
  • — при возмещении ущерба, причиненного преступлением./8/

Денежные средства по исполнительным документам удерживаются из заработной платы работников, сумм, приравненных к заработной плате (надбавки, доплаты, премии, вознаграждения), стипендий, авторских вознаграждений и т.д.

В ст. 69 Федерального закона об исполнительном производстве /10/ приведен перечень выплат физическим лицам, с которых удержания не производятся. К числу прочих относят выплаты: в возмещение вреда, причиненного здоровью; в связи с рождением ребенка; за работу с вредными условиями труда.

Пример учета удержаний по исполнительным документам: заработок главного механика Петрова П.П. за ноябрь составил 20000 рублей. На Петрова П.П. получен исполнительный лист об удержании алиментов в размере 25 % от заработка. Следует сделать следующие учетные записи:

Дт 26 Кт 70 — 20000 руб. начислена заработная плата Петрова П.П

Дт 70 Кт 68 — (20000х13%) = 2600 руб. начислен НДФЛ

  • 20000 — 2600 = 17400 руб. определена сумма для расчета алиментов
  • 17400 х 25% = 4 350 руб. сумма алиментов к удержанию

Дт 70 Кт 76 сб «Расчет по исполнительным документам» — 4350 руб.

Дт 76 сб «Расчет по исполнительным документам» Кт 51 — 4350 руб. — перечислена сумма алиментов на банковский счет взыскателя.

Шпаргалка для бухгалтера: удержания по исполнительным листам

Если в организацию приходят исполнительные листы на работников, то именно бухгалтерии приходится разбираться с вопросами удержания по таким документам. Причем ассортимент взысканий весьма широк — это и алименты, и задолженности по кредитам, и долги по квартплате и так далее. Правильно произвести удержания из заработной платы работников-должников поможет наша статья.

Основания для удержания

Когда в организацию поступают исполнительные листы на официальных бланках с гербовой печатью суда или службы судебных приставов, сомнений в легальности удержания не возникает. Но учетным работникам приходится сталкиваться и с другими документами. К примеру, алименты могут уплачиваться без решения суда — по нотариально удостоверенному соглашению супругов. А иногда сознательный сотрудник решает и вовсе не обращаться в официальные инстанции и пишет в бухгалтерию заявление о том, что из его оклада нужно удерживать алименты. Как правильно поступать в таких случаях? Давайте разбираться.

В соответствии с положениями ст. 137 Трудового кодекса удержания из зарплаты возможны только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом удержано может быть не более 20%, а в случаях, предусмотренных законом — не более 50% заработной платы. В исключительных случаях (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещение ущерба, причиненного преступлением) удержание не может превышать 70% заработной платы (ст. 138 ТК РФ).

Здесь надо учитывать, что указанные нормы трудового законодательства распространяются исключительно на удержания, которые производятся независимо от волеизъявления работника — по решению работодателя или иных уполномоченных органов и лиц. Соответственно, в ситуации, когда основанием для удержания является заявление самого работника, речь идет о распоряжении суммой заработной платы и никакие ограничения ТК РФ не действуют. Поэтому по заявлению сотрудника удержания могут производиться в любых размерах без ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).

Итак, если речь идет об удержаниях по заявлению самого сотрудника, то бухгалтерия вправе изъять из его зарплаты ровно столько, сколько прописано в заявлении, и направить эти деньги на цели, указанные в заявлении. Теперь посмотрим, каков статус этого заявления с точки зрения законодательства об исполнительном производстве. Это важно, чтобы определить «вес» заявления в сравнении с иными документами, поступающими в организацию от приставов или из судов.

Согласно п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перечень видов исполнительных документов приведен в ст. 12 Закона № 229-ФЗ. В частности, таковыми являются исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (или их нотариально удостоверенные копии), а также постановления судебного пристава-исполнителя. Заявление работника об удержании алиментов среди исполнительных документов не поименовано.

Обратите внимание: нотариальное соглашение об уплате алиментов — это полноценный исполнительный документ. А значит, если сотрудник принес именно такое соглашение, то речь идет уже не о добровольном удержании «по заявлению», а именно об обязанности организации проводить удержания. И в этом случае действуют все ограничения, установленные ТК РФ.

Таким образом, любой из перечисленных выше официальных исполнительных документов по своему статусу будет выше собственноручного заявления сотрудника. А значит, исполнять такие официальные документы организация должна в первую очередь. Поэтому если в отношении того же работника в бухгалтерию поступит, к примеру, постановление судебного пристава-исполнителя об удержании 50% заработной платы (иных доходов) в счет погашения задолженности по кредиту, то организация обязана будет сначала удержать из зарплаты средства в размере, указанном в данном постановлении. А из оставшейся части заработной платы можно будет провести удержание по заявлению работника (если, конечно, он его не отзовет). При этом, как мы уже отмечали, в части «добровольного» удержания никакие ограничения не действуют.

Момент начала удержания

Разобравшись с основаниями для удержания, можно переходить к вопросам, связанным с выполнением требований исполнительных документов. И первые сложности, с которыми сталкивается бухгалтерия сразу же после получения исполнительного документа, — с какого момента производить удержания и нужно ли определять размер задолженности.

Правила определения начальной даты для удержаний из зарплаты приведены в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату, обязаны удерживать из нее денежные средства в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, непосредственно со дня получения исполнительного документа.

Таким образом, начинать удержания нужно именно с момента, когда исполнительный документ попал в организацию. К примеру, если исполнительный лист или судебный приказ поступили в компанию в первых числах апреля, до момента, когда выплачена зарплата за март, то первое удержание будет произведено уже при выплате мартовской зарплаты. А если исполнительный документ поступил после того, как зарплата за март выплачена, то первое удержание будет из апрельского оклада. То есть в этой части все достаточно просто: удержания всегда начинаются только после получения исполнительного документа.

Но в исполнительном документе может быть прямо указано, что взыскания должны проводиться из доходов должника, начиная с определенной даты. И если документ попадает в бухгалтерию гораздо позже, то за работником образуется задолженность. Как быть с ней: обязана ли организация сама рассчитать эту задолженность и удержать ее дополнительно к текущим платежам?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой именно исполнительный документ поступил в организацию. Если взыскание производится по решению (постановлению) судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). Соответственно, в этом случае бухгалтер самостоятельно ничего считать не должен — он берет только те суммы, которые указаны приставом в постановлении. И если там задолженность не определена, то и удерживать ее не надо.

А вот если взыскание производится на основании нотариального соглашения, исполнительного листа или судебного приказа, которые поступили в бухгалтерию, то действуют другие правила. В силу п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. И обязанность определить такую задолженность лежит уже на организации, в которую поступил исполнительный документ.

То есть по таким исполнительным документам именно бухгалтерии нужно определить размер задолженности за период с даты, указанной в соответствующем документе, и по дату его поступления в организацию, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались. Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с текущими выплатами с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ, вплоть до полного погашения.

Обратите внимание, что обязанность по определению задолженности при поступлении в бухгалтерию вышеуказанных исполнительных документов возникает только в отношении алиментов на несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). По любым другим требованиям, включая алименты на содержание совершеннолетних нетрудоспособных родственников, задолженность определяться не должна — это может сделать только уполномоченный орган (пристав, суд и т.п.).

Пределы для удержания

Отдельного внимания заслуживают и лимиты удержания. Хотя, казалось бы, нормы в этой части достаточно просты.

Согласно положениям ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ в общем случае удерживать можно не более 50% заработка, а в исключительных случаях допускается удержать 70%. И таких случаев всего четыре:

— взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;

— возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;

— возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

— возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Тем не менее на практике вопросы о величине, которую можно удержать, возникают постоянно, особенно если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, каждый из которых предписывает производить удержания в определенном проценте от заработка.

К примеру, как поступить, если на одного работника имеется судебный приказ об удержании алиментов на ребенка в размере 1/3 зарплаты, а также исполнительный лист на взыскание половины заработка в счет задолженности по банковскому кредиту? Ведь, с одной стороны, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей допустимо удержать до 70% заработка. А с другой стороны, при взыскании в пользу банка удерживать более половины заработка уже незаконно. Как определить, какое из взысканий важнее?

Ответ на этот вопрос находим в п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, который устанавливает очередность удовлетворения требований по исполнительным документам. Согласно этой норме требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда относятся к первой очереди. А требования банков по взысканию задолженности по договорам — к четвертой.

Одновременно в п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ сказано, что каждая взысканная сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди. А требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Если применить эти правила к нашей ситуации, то получится, что удержанная сумма должна в первую очередь направляться на выплату алиментов. Алименты будут уплачены в полном размере после удержания трети заработка работника. Что касается долга по банковскому кредиту, то на его погашение пойдет половина заработной платы за минусом удержанной суммы алиментов.

А вот более сложная ситуация. С работника удерживаются как алименты на детей, так и алименты на содержание нетрудоспособных совершеннолетних родственников (к примеру, родителей). Здесь проблема заключается в законодательных формулировках. Как мы помним, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% оклада. Но при этом в ст. 138 ТК РФ и п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ речь идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст. 87 и 90 Семейного кодекса, суммы, выплачиваемые на содержание родителей и бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей распределения денег любые алименты относятся к первой очереди. И в игру вступают специальные правила п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, которые говорят: если взысканной суммы не хватает для того, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, то эта сумма распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе.

И вот тут бухгалтеру нужно быть особо внимательным, так как распределять между всеми участниками первой очереди надо только сумму в пределах 50% заработка. Ведь совершеннолетние получатели алиментов на большее рассчитывать не вправе.

В этой связи алгоритм действий будет таким.

1. Сначала с учетом величины заработка и доли алиментов определяем величину взыскания в твердой сумме, то есть определяем, сколько именно в рублях в данном месяце должен получить каждый иждивенец.

2. Затем из заработка сотрудника удерживается сумма алиментов на содержание как детей, так и совершеннолетнего получателя в пределах половины оклада. Если этого недостаточно, чтобы выплатить каждому из получателей всю определенную на первом шаге сумму, то удержанное распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

3. А после этого производится доудержание алиментов на детей в части «до 70% заработка». Удержанная сумма направляется только несовершеннолетним детям (если их несколько, то она опять же распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме).

Проиллюстрируем приведенный алгоритм на числовом примере.

Пример

Предположим, на работника имеется три судебных приказа на взыскание алиментов:

— на несовершеннолетнюю дочь в размере 1/6 заработка;

— на несовершеннолетнего сына в размере 1/4 заработка;

— в пользу бывшей супруги в размере 3000 руб. ежемесячно.

Заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по НДФЛ на обоих детей. Напомним, что детский вычет на каждого ребенка составляет 1400 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Поскольку по правилам п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ удержания производятся из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ, то в нашем случае удержания будут определяться исходя из 9064 руб. (10 000 руб. – (10 000 руб. – 1400 руб. х 2) х 13%).

Определяем твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей:

— супруга — 3000 руб.;

— сын — 2266 руб. (9064 руб. х 1/4);

— дочь — 1510,67 руб. (9064 руб. х 1/6).

Значит, сначала удерживаем именно половину заработка (4532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям.

Доля супруги составит 2006,30 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 3000 руб.).

Доля сына — 1515,42 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 2266 руб.).

Доля дочери — 1010,28 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 1510,67 руб.).

В итоге супруга получит 2003,30 руб., сын — 2028,04 руб. и дочь — 1352,02 руб.

Плата за перевод

Возникают проблемы с лимитами и в более тривиальных ситуациях. К примеру, как быть с платой за перевод удерживаемых сумм? Они по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ также подлежат удержанию с должника, так как именно он должен оплачивать перевод и перечисление удержанных средств. И когда зарплаты сотрудника хватает, чтобы «уместить» в отведенный лимит и само удержание, и плату за перевод, все проходит достаточно гладко. А что делать, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты? Куда девать расходы на перевод в таком случае? Взыскивать их за пределами лимитов или уменьшать взыскание по исполнительному документу?

Прямого ответа на данные вопросы ни Трудовой кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не содержат. Но, устанавливая лимиты удержаний, никаких исключений для платы за перевод нормы законодательства не делают. Значит, взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя.

В свою очередь, п. 3 ст. 110 Закона № 229-ФЗ говорит, что удержания надо проводить в следующем порядке. Сначала удерживается непосредственно сама сумма долга. И только после этого можно удержать расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор.

Плата за перевод поименована в ст. 116 Закона № 229-ФЗ в качестве расхода по совершению исполнительных действий. Получается, что она взыскивается во вторую очередь, только после взыскания суммы долга. Следовательно, уменьшать сумму основного удержания на плату за перевод тоже неправомерно.

Выход из этого правового тупика находится при внимательном прочтении положений ст. 110 Закона № 229-ФЗ. В ней не говорится о том, что при периодических удержаниях из зарплаты сумма долга обязательно должна быть взыскана в полном размере для того, чтобы осуществить удержание расходов по совершению исполнительных действий. А поскольку закон прямо требует осуществлять перевод за счет должника, то организация все же вправе уменьшить текущее удержание по исполнительному документу на сумму платы за перевод, если обе суммы не укладываются в лимит.

Понятно, что при этом за работником будет образовываться задолженность, и удержания будут продолжаться до тех пор, пока она не будет полностью погашена, в том числе и после совершеннолетия ребенка, на которого удерживались алименты.

Если работника такая ситуация не устраивает, он может написать заявление с просьбой удерживать плату за перевод из его заработной платы дополнительно к удержанию по исполнительному документу. Как мы помним, в таком случае это будет уже не принудительное удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, на которое лимиты не распространяются.

Календарь не важен

Еще один вопрос, который возникает у бухгалтеров, если на одного работника поступает несколько исполнительных документов, связан с календарной очередностью исполнения документов. Имеет ли значение, что на дату поступления документа в отношении работника уже есть другие? Нужно ставить новый документ в очередь или надо включать удержания по нему в «общий котел»?

Сразу скажем, что в части исполнения нескольких документов о взыскании Закон № 229-ФЗ вообще не содержит такого понятия, как «календарная очередность». Как уже отмечалось, в ст. 98 Закона № 229-ФЗ содержится общее правило о том, что начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа. Без каких-либо оговорок о том, первый это документ в отношении конкретного должника или двадцать пятый.

В свою очередь, в п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ также содержится универсальная норма о порядке распределения сумм между взыскателями по нескольким исполнительным листам. Опять же без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Так что в случае с исполнительными документами формировать «очередь на взыскание» в зависимости от даты получения документа не требуется. Как только в компанию поступил очередной такой документ, необходимо приступить к его исполнению наравне с уже имеющимися. При этом новый взыскатель сразу же включается в расчет при определении причитающейся ему доли удержанного. И подобным образом взыскание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в каждом из документов требований, после чего этот документ из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Определяем базу для удержания

Как мы уже сказали, размер удержания из заработной платы должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Данное правило не вызывает вопросов до тех пор, пока у сотрудника не появляются неденежные доходы — материальная выгода или доходы в натуральной форме, НДФЛ с которых удерживается также из заработной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ). Учитывать его при исчислении удержаний или в расчет принимается только «чистый» НДФЛ по зарплате?

Закон № 229-ФЗ не дает ответа на этот вопрос. Обратимся к Перечню видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня есть оговорка, что база для удержания алиментов определяется после удержания налогов в соответствии с налоговым законодательством, то есть Налоговым кодексом. Отметим, что специалисты Роструда, отвечая на вопрос о порядке определения величины удержаний из зарплаты, также отсылают к положениям НК РФ (письмо от 28.12.2006 № 2261-6-1).

Порядок удержания НДФЛ установлен в ст. 226 НК РФ. Так, налоговые агенты сначала исчисляют НДФЛ (на дату фактического получения дохода), а затем удерживают исчисленную сумму налога непосредственно из доходов физлица при их фактической выплате. При этом оговаривается, что НДФЛ, исчисленный по неденежным доходам, должен быть удержан из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику.

Таким образом, НДФЛ всегда удерживается именно из денег, причитающихся работнику, в том числе из его заработной платы. При этом НК РФ не делает разницы между удержанием НДФЛ по самой заработной плате и исчисленного ранее НДФЛ по неденежным доходам — удержанию подлежит совокупная сумма исчисленного налога.

С учетом изложенного организация, выплачивающая зарплату работнику, удержит из нее как НДФЛ с самого оклада, так и НДФЛ с неденежных доходов. Это, в свою очередь, означает, что по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ величина удержания по исполнительному документу будет определяться из оставшейся после удержания всей суммы НДФЛ.