Учет сувенирной продукции с логотипом

Отражения расходов на сувенирную продукцию в бухгалтерском и налоговом учете

Компания ГАРАНТ

Организация передает как существующим, так и потенциальным контрагентам во время официальных переговоров сувенирную продукцию с логотипом фирмы (календари, ручки и т.п.). Та же продукция передается контрагентам и представителям органов власти перед праздниками в целях поддержания взаимного сотрудничества. Каков порядок отражения расходов на сувенирную продукцию в бухгалтерском и налоговом учете в целях уменьшения налогооблагаемой базы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговый учет сувенирной продукции зависит от мероприятия, в рамках которого она передается получателям. Если состав получающих лиц документально не определен, расходы на приобретение подарков относятся к расходам на рекламу и включаются в состав прочих расходов в нормированном размере. Если при подготовке официальной встречи будет поименно определен состав участников и в смету будет включена сувенирная продукция, то велика вероятность, что ее стоимость будет исключена из состава налоговых расходов как не отвечающая понятию представительских и рекламных расходов.

Обоснование вывода:

В анализируемом случае продукция передается как в рамках официальных переговоров, так и в целях поддержания взаимного сотрудничества перед праздниками.

1. Передача сувенирной продукции в ходе официальных переговоров

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль. К расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Рекламные расходы, ограниченные данным перечнем, учитываются в целях исчисления налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, затраты на изготовление (приобретение) календарей, блокнотов, ежедневников, ручек с символикой фирмы могут относиться к категории нормируемых расходов при налогообложении прибыли при условии, что они отвечают определению рекламных.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из приведенного определения можно сделать вывод, что для признания тех или иных расходов рекламными соответствующая информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц.

Опираясь на указанное определение, контролирующие органы отказывают налогоплательщикам в признании подобных расходов для целей налогообложения. Как разъяснено в письмах МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, если в ходе переговоров их участники обмениваются различными сувенирами, на которые нанесена символика организации (ручками, блокнотами, календарями, зажигалками и т.д.), то стоимость такой продукции, в силу определенности круга лиц, ее получающих, не может быть признана в качестве рекламных расходов. Но при этом соответствующую сумму можно учесть в составе представительских расходов.

А вот, по мнению Минфина России, учесть подобные затраты в целях налогообложения нельзя, поскольку они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136). Таким образом, если при подготовке официальной встречи будет поименно определен состав участников и в смету будет включена сувенирная продукция, то велика вероятность, что ее стоимость будет исключена из состава представительских расходов.

2. Передача сувенирной продукции в качестве подарков к праздникам

Чиновники ФАС РФ в ответ на специальное обращение ФНС РФ разъяснили, что под понятием «неопределенный круг лиц», применяемым в законодательстве РФ о рекламе, понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (письмо ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. При этом в письме отмечено, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации должна признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, если заранее невозможно определить всех тех лиц, до которых такая информация будет доведена.

Если Вы планируете дарить продукцию с логотипом фирмы перед праздниками неопределенному кругу лиц по усмотрению руководства и при отсутствии конкретного списка получателей, то стоимость приобретения такой продукции может быть признана расходами на рекламу в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что налоговые органы при проверках придерживаются противоположного мнения и отказывают налогоплательщикам в признании указанных расходов в целях налогообложения.

3. Документальное оформление

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») (далее — Закон N 129-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если раздача сувениров происходит в рамках официальных представительских мероприятий, оформляются (письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807, УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@):

1) приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

2) смета представительских расходов;

3) первичные документы (в частности требование накладная по форме N М-11);

4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов;

5) отчет по произведенным представительским расходам. В нем отражаются:

— цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

— дата и место проведения;

— программа мероприятия;

— состав приглашенной делегации;

— участники принимающей стороны;

— величина расходов на представительские цели.

Если производится раздача сувениров к праздникам, необходимо будет оформить следующие документы:

1. Приказ руководителя организации о проведении мероприятия и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы (в том числе и раздачу сувенирной продукции);

2. Требование-накладную по форме M-11, подтверждающую факт передачи сувенирной продукции со склада ответственному лицу (и списание ТМЦ со склада);

3. Отчет ответственного лица. На основании этого документа с него будут списаны выданные ТМЦ.

В случае, когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу лиц (отсутствует признак персонифицированности), можно ограничиться указанием в отчете только стоимости и количества переданных сувениров.

Если же речь идет о вручении подарков в виде сувениров конкретным лицам, то перечень лиц следует отразить в отчете. В этом случае следует составить ведомость выдачи подарков (сувениров). Утвержденных форм по учету переданной сувенирной продукции не существует. Поэтому составление ведомости о выдаче подарков (сувениров) зависит от правил документооборота конкретной организации. Обращаем внимание, что при выдаче подарков стоимостью свыше 4000 рублей сведений, содержащихся в оформляемых документах, должно быть достаточно для заполнения справки 2-НДФЛ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Остафий Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию

В настоящее время широко практикуется в целях поддержания взаимного сотрудничества существующим и потенциальным контрагентам организации преподносить во время официальных переговоров, а также в качестве праздничных подарков сувенирную продукцию (календари, ручки, блокноты и т. п.) с логотипом организации. Каков порядок налогового учета затрат на производство такой продукции, разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ И. Остафий и О. Монако.

Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию зависит от мероприятия, в рамках которого она передается.

Передача сувенирной продукции в ходе официальных переговоров

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

К расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Рекламные расходы, ограниченные данным перечнем, учитываются в целях исчисления налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором_— четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, затраты на изготовление (приобретение) календарей, блокнотов, ежедневников, ручек с символикой организации могут относиться к категории нормируемых расходов при налогообложении прибыли при условии, что они отвечают определению рекламных.

При отнесении определенных затрат налогоплательщика к расходам на рекламу налоговые органы исходят из определения этого понятия, установленного в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из приведенного определения делается вывод, что для признания тех или иных расходов рекламными соответствующая информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц. Поэтому если в ходе переговоров их участники обмениваются различными сувенирами, на которые нанесена символика организации (ручками, блокнотами, календарями, зажигалками и т.д.), то стоимость такой продукции в силу определенности круга лиц ее получающих, не может быть признана в качестве рекламных расходов (см. письма МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2). Но при этом соответствующую сумму можно учесть в составе представительских расходов.

А вот по мнению Минфина России (письмо от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136), учесть подобные затраты в целях налогообложения нельзя и в качестве представительских расходов, поскольку они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, если поименно определен круг участников официальной встречи и в смету расходов на ее проведение включена сувенирная продукция, то велика вероятность того, что стоимость такой продукции будет исключена из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, как не отвечающая понятию представительских и рекламных расходов.

Передача сувенирной продукции в качестве подарков к праздникам

ФАС России в ответе на специальное обращение ФНС России разъяснила, что под понятием «неопределенный круг лиц», применяемом в законодательстве РФ о рекламе, понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (письмо ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@).

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. При этом отмечается, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации должна признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, если заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

На наш взгляд, если организация планирует дарить продукцию с логотипом фирмы перед праздниками неопределенному кругу лиц по усмотрению руководства и при отсутствии конкретного списка получателей, то стоимость приобретения такой продукции может быть признана расходами на рекламу в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что налоговые органы придерживаются противоположного мнения и отказывают налогоплательщикам в признании указанных расходов в целях налогообложения прибыли.

Документы, оформляемые при передаче сувенирной продукции:

  • в ходе официальных представительских мероприятий: приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели; смета представительских расходов; первичные документы (в частности, требование-накладная по форме № М-11); акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов; отчет по произведенным представительским расходам. В нем отражаются цель представительских мероприятий и результаты их проведения, дата, место проведения и программа мероприятия, состав приглашенной делегации, участники принимающей стороны, величина расходов на представительские цели;
  • в качестве подарков к праздникам: приказ руководителя организации о проведении мероприятия и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы (в том числе и раздачу сувенирной продукции); требование-накладная по форме M-11, подтверждающая факт передачи сувенирной продукции со склада ответственному лицу (и списание товарно-материальных ценностей со склада); отчет ответственного лица (на основании этого документа с него будут списаны выданные ему товарно-материальные ценности).

В случае когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу лиц (отсутствует признак персонифицированности), в отчете можно указать только стоимость и количество переданных сувениров.

Если же речь идет о вручении подарков в виде сувениров конкретным лицам, то их поименно следует отразить в отчете. Составляется ведомость выдачи подарков (сувениров). Поскольку утвержденных форм по учету переданной сувенирной продукции не существует, составление ведомости о выдаче подарков (сувениров) зависит только от правил документооборота конкретной организации.

Обратите внимание: при дарении сувениров стоимостью свыше 4000 руб. сведений, содержащихся в оформляемых документах, должно быть достаточно для заполнения формы 2-НДФЛ.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
И. Остафий и О. Монако
Статья опубликована в журнале
«Налоговая политика и практика»
№ 4 апрель 2011 год

См. письма Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807, УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 № 21-11/113019@.

Расходы на подарки с логотипом: как избежать ошибок в налоговом учете (прибыль и НДС)

Налог на прибыль: рекламные или представительские расходы?

Учет расходов на сувениры, передаваемые контрагентам, во многом зависит от того в рамках какого мероприятия они передаются:

  1. имеет место рекламная акция (рекламные расходы);
  2. проведен официальный прием и обслуживание представителей других организаций (представительские расходы).

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Обратимся к положениям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и определим: какую продукцию можно отнести к рекламной. Согласно статье 3 этого закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следовательно, для признания тех или иных расходов рекламными соответствующая информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц.

Мнение Федеральной антимонопольной службы о том, какую продукцию следует считать рекламной и кого — неопределенным кругом лиц, содержится в письмах*:

  • от 23.01.2006 N АК/582 «О рекламе на сувенирную продукцию»;
  • от 30.10.2006 N АК/18658 «О рекламной продукции»;
  • от 05.04.2007 N АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц».

*направлены налоговым органам для использования в работе письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@

ФАС разъясняет следующее. Под понятием «неопределенный круг лиц» понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена.

Раздача сувенирной продукции с логотипом организации признается распространением среди неопределенного круга лиц, если заранее невозможно определить всех тех лиц, до которых такая информация будет доведена. Нанесение логотипов на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.

Исходя из вывода ФАС, можно предположить, что если на сувенирной продукции получатели рекламной информации конкретно не поименованы и она передается в соответствии с обычаем делового оборота в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций, то ее стоимость относится к рекламным расходам. Такого же мнения придерживается московская налоговая служба в письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2. Рекламные расходы на покупку и нанесение логотипа на сувениры, понесенные организацией в течение отчетного (налогового) периода нормируются и признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации за период*.

*п. 4 ст. 264 НК РФ;

Для документального подтверждения факта осуществления рекламных расходов, фирме необходимо оформить расходные документы, например накладную на передачу сувениров работнику, ответственному за их распространение, и отчет этого сотрудника о проделанной работе. В первичных документах, на выбытие вручаемых подарков, достаточно указывать только их стоимость и количество без указания адресата. Этот факт подтвердит, что информация о товарах направлена неопределенному кругу лиц, и поэтому такие расходы можно считать расходами на рекламу. Если организация сможет создать такие условия, то можно рассматривать распространение сувенирной продукции в качестве рекламных нормируемых расходов.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно пункту 2 статьи 264 НК РФ к ним относятся:

  • затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или аналогичного мероприятия):
    • представителей других организаций для установления и поддержания взаимного сотрудничества;
    • участников, прибывших на заседание совета директоров (правления);
    • официальных лиц организации-налогоплательщика;
  • издержки на транспортное обеспечение доставки указанных лиц до места проведения мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, на период проведения мероприятия.

По мнению финансового ведомства, перечень представительских расходов закрыт и не включает в себя затраты на покупку сувениров в подарок контрагентам*. А вот налоговики придерживаются иного мнения: если сувениры с символикой вручаются представителям фирм-партнеров во время официального приема в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, их стоимость относится в целях налогообложения к представительским расходам**. Такого же мнения придерживаются и арбитры***.

*письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136;

**письма УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51;

***постановления ФАС Московского округа от 05.10.2010 N КА-А41/11224-10, от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010 по делу N А40-55061/2010;

Для целей налогообложения эти расходы признаются в пределах лимита: не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период*.

*п. 2 ст. 264 НК РФ;

Представительские расходы учитываются при определении налоговой базы только если они экономически обоснованы и документально подтверждены. Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются*:

*письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, 13.11.2007 N 03-03-06/1/807;

  • приказ руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  • смета представительских расходов (там должна фигурировать цена сувенирной продукции);
  • договор на изготовление сувенирной продукции, первичные документы на ее передачу и списание;
  • акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов;
  • отчет по произведенным представительским расходам. В нем отражаются:
    • цель и результаты проведения представительского мероприятия;
    • дата и место проведения;
    • программа мероприятия;
    • состав приглашенной делегации;
    • участники принимающей стороны;
    • величина расходов на представительские цели.

При вручении сувениров конкретным лицам следует составить ведомость выдачи подарков. Утвержденных форм по учету переданной сувенирной продукции не существует. По этой причине составление данной ведомости зависит от правил документооборота конкретной организации.

НДС

Безвозмездная передача сувениров третьим лицам в целях налогообложения НДС приравнивается к реализации товаров, поэтому у организации возникает обязанность исчислить и уплатить налог*. Если компания учла расходы как рекламные и оформила для этого все необходимые документы, передача на сторону сувениров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. от обложения НДС освобождается**.

*пп. 1 п.1 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 10.06.2010 N 03-07-07/36;

**пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276;

В НК РФ не указано, как определять себестоимость рекламных товаров — с учетом входного НДС или без. По мнению Минфина, для освобождения от НДС, стоимость товаров, распространяемых в рекламных целях не должна превышать 100 рублей с учетом сумм входного налога*. Таким образом, если стоимость одного сувенира составляет 100 и менее рублей с учетом НДС, объекта налогообложения при его передаче не возникает. При этом суммы входного НДС включаются в стоимость рекламной продукции**.

*письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-07/17;

**пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-07/17;

Если расходы на приобретение (создание) одного сувенира превышают 100 рублей с учетом предъявленного налога, то передача таких товаров признается объектом обложения НДС. К примеру, если цена одной ручки 106,20 руб. (в т.ч. НДС — 16,20 руб.), воспользоваться освобождением от НДС организация не сможет. Налоговой базой признается рыночная стоимость передаваемой продукции*. Входной налог принимается к налоговому вычету**.

*п. 2 ст. 154 НК РФ;

**ст. 171 , ст. 172 НК РФ, Постановление Президиума ВАС России от 06.07.2010 N 2604/10;