Учет маркированных конвертов в бюджетном учреждении

Начнем с того, что определимся с понятием «почтовая марка» с точки зрения не филателиста, а бухгалтера (говоря «почтовая марка» будем подразумевать и маркированный конверт, и маркированную карточку, и почтовый блок).

Итак, согласно п. 3 Положения № 388 почтовая марка — это государственный знак, изготовленный в установленном законодательством порядке с указанием номинальной стоимости и государства, являющийся способом оплаты услуг почтовой связи, которая предоставляется национальным оператором. Сразу же заметим, что согласно п. 23 этого же Положения приобретение, а соответственно и бухгалтерский учет почтовых марок осуществляется по их номинальной стоимости.

До 2014 года, а точнее, до вступления в силу постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признания таким, что утратило силу, постановления Кабинета Министров Украины от 14 мая 2012 г. № 456» от 25.12.2013 г. № 955, почтовые марки были документами строгой отчетности. К счастью, на сегодняшний день ситуация с учетом почтовых марок значительно упростилась — они уже не являются документами строгой отчетности, однако… Почтовые марки все еще остаются денежными документами и эквивалентом денежных средств, что делает необходимым руководствоваться при их учете НП(С)БУГС 134 «Финансовые инструменты».

Теперь давайте поэтапно разберем приобретение, расходы и списание почтовых марок.

Приобретение

Тут сразу необходимо учесть, что приобрести марки возможно только у одного поставщика, которым является ПАО «Укрпочта» (п. 2 Положения № 388), что, в свою очередь, облегчает задачу и делает невозможным проведение конкурентных торгов в случае, если планируется закупка марок на сумму свыше 200000 грн. В таком исключительном случае будет целесообразно провести переговорную процедуру закупки согласно Закону № 922.

Планировать приобретение почтовых марок необходимо по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование, инвентарь» (п. 1 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

Хранение и использование

Так как мы определились с тем, что почтовые марки являются денежными документами, то, соответственно, хранить их необходимо в кассе учреждения. В этом случае ответственным за их учет будет кассир.

Однако кассы в учреждении может и не быть. Что делать в этом случае? Тогда руководитель организации своим приказом должен назначить материально ответственное лицо за сохранность, учет и списание марок, а сами марки будут храниться в сейфе. Таким материально ответственным лицом может быть и бухгалтер, и секретарь, и инспектор отдела кадров или юрист организации.

Учет почтовых марок у лица, ответственного за их получение и выдачу, осуществляется с учетом норм Положения № 637 (ср. 025069200). Исходя из п. 3.3 этого Положения приходуют почтовые марки на основании приходного кассового ордера, а в подотчет выдают, заполняя расходный кассовый ордер. Как приходные, так и расходные кассовые ордера в обязательном порядке регистрируются в Журнале регистрации расходных и приходные кассовых ордеров, который заводится отдельно для учета почтовых марок.

Приведем примерный образец заполнения такого Журнала:

Приходные и расходные кассовые ордера заполняются на бланках типовых форм, приведенных в приложениях 2 и 3 Положения № 637.

Подотчетное лицо, которому в течение месяца выдаются почтовые марки, ведет у себя учет этих марок в Журнале регистрации исходящих документов, а в конце отчетного периода составляет отчет об использовании почтовых марок, на основании которого комиссией по списанию товарно-материальных средств, созданной по приказу руководителя, составляется акт на списание использованных денежных документов. Именно этот акт является основанием для бухгалтера списать марки на фактические расходы. Не использованные в течение месяца почтовые марки желательно вернуть в кассу учреждения.

Форма Журнала регистрации исходящих документов приведена в приложении 6 к Правилам № 1000/5.

Отдельно хотим уточнить, что по причине того, что марки считаются денежными документами, то отчет об использовании марок должен быть составлен с учетом требований приказа № 841, а именно — «Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет». Однако смеем предположить, что не будет большим нарушением, если подотчетное лицо составит отчет об использовании марок в произвольной форме. Форму такого отчета можно разработать самостоятельно и утвердить в приказе об учетной политике.

Предлагаем примерный образец заполнения такого отчета.

На основании отчета об использовании товарно-материальных ценностей комиссия учреждения составляет акт на списание использованных почтовых марок. Пример его заполнения приведем ниже.

Учет марок в бухгалтерии учреждения

В пп. 5.9 — 5.11 Типовой корреспонденции приведена корреспонденция субсчетов по оприходованию, выдаче в подотчет, а также списанию денежных документов, учет которых ведется на субсчете 2213 «Денежные документы в национальной валюте».

На основании всех первичных кассовых документов, а также отчетов материально ответственных лиц и актов на списание бухгалтер учреждения делает следующие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Учет приобретения

Перечислены средства ПАО «Укрпочта» за почтовые марки

100,00

Оприходованы почтовые марки

100,00

Виданы из кассы средства подотчетному лицу для приобретения почтовых марок

100,00

Оприходованы почтовые марки, приобретенные подотчетным лицом

100,00

Учет выдачи и списания

Выданы почтовые марки в подотчет

30,00

Списаны использованные почтовые марки

20,00

Возвращены неиспользованные почтовые марки

10,00

Учет движения марок в бухгалтерии учреждения находит свое отражение в мемориальном ордере № 1 «Накопительная ведомость по кассовым операциям» по форме № 380 (бюджет). Причем для этих целей необходимо открыть отдельный мемориальный ордер.

Учет приобретения и списания немаркированных конвертов

Мы уже поговорили о почтовых марках и выяснили правила их учета. Но какое же письмо без обычного конверта? Как же их учитывать?

Простые немаркированные конверты являются самыми обычными канцелярскими принадлежностями, а посему их учет в учреждении регламентируется НП(С)БУ 123 «Запасы», а также Методрекомендациями. В Типовой корреспонденции учету запасов посвящен весь ее 3 раздел.

Мы не будем углубляться во все тонкости ведения бухгалтерского учета запасов, тем более, что в учете простых конвертов не может быть особых сложностей и вопросов. Скажем лишь, что приобретение конвертов проводится в пределах сумм, выделенных по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование, инвентарь».

Далее приведем бухгалтерские проводки, отражающие движение конвертов в учреждении.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Учет приобретения

Перечислены средства за приобретенные почтовые немаркированные конверты

50,00

Оприходованы почтовые немаркированные конверты

50,00

Учет выдачи и списания

Выданы почтовые немаркированные конверты со склада материально ответственному лицу*

5,00

* Согласно п. 37 Методрекомендаций и п. 3.13 Типовой корреспонденции стоимость малоценных и быстро изнашиваемых предметов, переданных в эксплуатацию, исключается из состава активов (списывается с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования.

Храниться все конверты могут у одного материально ответственного лица, которым, скорее всего, будет завхоз и по мере необходимости выдаваться тому материально ответственному лицу, которое непосредственно занимается отправкой корреспонденции. Передача может осуществляться путем заполнения «перебросочной» накладной или ведомости на выдачу конвертов, составленной в произвольной форме, но с обязательным указанием наименования конвертов, их цены, количества, общей суммы и материально ответственного лица (ставит подпись о получении), которому они выданы.

Отдельно хотим напомнить, что при организации бухгалтерского учета почтовых отправлений в приказе об учетной политике необходимо в отдельном разделе прописать все бухгалтерские регистры, которые используются в процессе учета почтовых марок, а так же приложениями к приказу утвердить их формы.

Нормативные документы

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Положение № 388 — Положение о знаках почтовой оплаты, утвержденное приказом Министерства транспорта и связи Украины от 24.06.2010 г. № 388.

НП(С)БУГС 134 «Финансовые инструменты» — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 134 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

НП(С)БУГС 123 «Запасы» — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Инструкция № 333 — Инструкция о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителей бюджетных средств и государственных целевых фондов, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Приказ № 841 — приказ Минфина «Об утверждении формы Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и Порядка его составления» от 28.09.2015 г. № 841.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Правила № 1000/5 — Правила организации деловодства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденные приказом Минюста от 18.06.2015 г. № 1000/5.

опрос: Коммерческая организация приобретает денежные документы (почтовые марки), которые выдаются секретарю для рассылки корреспонденции другим организациям.
Какие первичные учетные документы являются основанием для выдачи и списания почтовых марок?
Каким образом отражаются данные операции в бухгалтерском учете коммерческой организации?
Пользователи КонсультантПлюс
Ответ: Подпунктом 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 N 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее — Указ N 114) установлено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне (подп. 1.2 Указа N 114).
Между тем в Перечне первичных учетных документов, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360, отсутствуют первичные учетные документы, которые необходимо заполнять при выдаче денежных документов. В связи с этим выдача, а также списание денежных документов осуществляется на основании первичных учетных документов, формы которых утверждены руководителем организации (подп. 1.3 Указа N 114).
Согласно подп. 1.4 Указа N 114 первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
— наименование документа, дату его составления;
— наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
— содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать также иные сведения, не являющиеся обязательными.
Для учета почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 (далее — Инструкция N 89), предусмотрен субсчет 50-3 «Денежные документы».
Необходимо отметить, что для учета выдачи денежных документов подотчетным лицам Инструкцией N 89 конкретный счет не определен. Между тем информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, обобщается на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (Инструкция N 89).
На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или других счетов в зависимости от характера произведенных расходов.
Административно-управленческие расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция N 89).
Таким образом, выдачу и списание почтовых марок в коммерческой организации следует производить на основании первичных учетных документов по утвержденным руководителем организации формам. Данные документы должны содержать необходимые сведения, указанные в подп. 1.4 Указа N 114.
Например, выдача почтовых марок может производиться на основании ведомости учета выдачи денежных документов или приходно-расходной накладной. Для списания почтовых марок могут использоваться акт на списание денежных документов, авансовый отчет, отчет об отсылке корреспонденции и т.п.
Отражение операций по выдаче почтовых марок в бухгалтерском учете может производиться как по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции с кредитом субсчета 50-3 «Денежные документы», так и с использованием дополнительно открытых субсчетов к счету 50 «Касса»: по дебету субсчета 50-3-2 «Денежные документы у подотчетных лиц» в корреспонденции с кредитом субсчета 50-3-1 «Денежные документы в кассе» — на сумму выданных почтовых марок.
Списание в учете стоимости использованных почтовых марок осуществляется по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» либо субсчета 50-3-2 «Денежные документы у подотчетных лиц».
М.А.МАЗАЛЕВСКИЙ,
специалист центра
бухгалтерской аналитики

Беларусь

Как показывает практика, учет маркированных конвертов вызывает массу вопросов. К сожалению, новые правила бюджетного учета уточнений по этому поводу не внесли. Но, опираясь на положения нормативно-правовых актов, верное решение найти можно. В этом поможет наш материал.

Конверты — денежные документы?

Исходя из анализа норм пункта 107 Инструкции по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 148н, маркированные конверты следует учесть в составе денежных документов (хотя прямо в указанном нормативном акте поименованы только марки). Следовательно, конверты с наклеенными на них марками должны находиться только в кассе учреждения.
Особенности кассовых операций

Любое перемещение маркированных конвертов отражают в Кассовой книге учреждения (ф. 0504514). Основанием для внесения в нее записей служат кассовые ордера: приходные (ф. 0310001) используют при поступлении конвертов в кассу и расходные (ф. 0310002) — при выдаче их из кассы. На кассовых ордерах проставляют отметку «Фондовый» и регистрируют их в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций с прочими денежными средствами.

📌 Реклама

Приобретенные маркированные конверты принимает под отчет кассир (в том числе на основании накладной, полученной из учреждений связи).

Учет операций с денежными документами ведут на отдель-ных листах Кассовой книги (обособленно от операций с наличными). Однако единая сквозная и последовательная нумерация листов сохраняется.

Заметим, что в соответствии с письмом ЦБ РФ от 28 августа 2007 г. № 29-1-1-10/3669 требуются ежедневное выведение кассиром учреждения в Кассовой книге остатка наличных денег в кассе и представление в бухгалтерию отчета кассира. О денежных документах в письме Банка России ничего не сказано. Поэтому можно предположить, что в случае отсутствия движения денежных документов остаток по ним ежедневно выводить кассиру учреждения необязательно.

Контроль за правильным ведением Кассовой книги возлагается на главного бухгалтера учреждения.
Помните о нюансах переходного периода

📌 Реклама

Отметим, что порядок учета денежных документов, действующий сейчас, существенно отличается от того, который применялся до вступления в силу Инструкции № 148н. В част-ности, теперь предусмотрено, что учет денежных документов ведется совместно с другими денежными средствами и валютой в единой Кассовой книге учреждения (п. 3 приложения № 2 Инструкции № 148н).

Обратите внимание: Инструкция № 148н вступила в силу 17 марта 2009 года, но ее действие распространяется на операции, отраженные в бюджетном учете, с 1 января 2009 года.
Поэтому Методическими указаниями по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету (направлены письмом Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 02-06-07/1505) установлены следующие правила.

Во-первых, недопустимо переоформление и исправление уже сформированных с начала года первичных документов. Во-вторых, при ведении единой Кассовой книги ее листы, сформированные до применения положений Инструкции № 148н, не переоформляют.

📌 Реклама

Иными словами, заполненные с января текущего года листы «фондовой» Кассовой книги, подписанные, прошнурованные и пронумерованные, должны храниться параллельно с основной единой Кассовой книгой. А отдельные листы единой Кассовой книги, отражающие движение денежных документов, формируют с отметкой-штампом «Фондовый» начиная с момента перехода учреждения на новые правила учета (например, с 1 июня этого года).
Хранение денежных документов…

…в бюджетном учреждении организует кассир. Маркированные конверты содержат в местах (помещениях, сейфах), отвечающих требованиям их сохранности. Кассир как ответственное лицо обеспечивает надлежащий учет их поступления и выдачи.

Выдача денежных документов

Кассир передает маркированные конверты для использования материально ответственным лицам, на которых возложены обязанности по оформлению, выдаче и использованию конвертов под отчет.

📌 Реклама

Список названных работников определяет руководитель учреждения.

Кроме кассовых документов при этом оформляют накладную или регистрируют операции в Журнале выдачи под отчет денежных документов. В нем должны быть отражены следую-щие данные:

— дата выдачи денежных документов;

— фамилия, имя, отчество лица, которому они выдаются;

— количество выданных маркированных конвертов;

— стоимость выданных денежных документов;

— подпись в получении.
Основания для списания конвертов

Маркированные конверты обычно выдают на срок не более месяца (конкретный срок устанавливается в учетной политике учреждения) на основании служебной записки, сформированной на имя руководителя учреждения. В записке указывают необходимое количество маркированных конвертов, а также информацию о задолженности по маркированным конвертам, выданным ранее.

📌 Реклама

По истечении установленного срока подотчетное лицо заполняет Авансовый отчет (ф. 0504049), в котором расписывает данные о выданных маркированных конвертах в количественном и стоимостном выражении.

Расходы по денежным документам бухгалтер признает только после документального подтверждения их отправки почтой. Свидетельствовать об этом может заполненный Реестр отправленных маркированных конвертов, подписанный подотчетным лицом. Форма документа нормативно не утверждена, поэтому учреждению следует разработать ее самостоятельно и зафиксировать этот факт в учетной политике.

Например, реестр может выглядеть так:
1
Реестр прикладывается к авансовому отчету, составленному работником, и сдается в бухгалтерию.
Подотчетное лицо может испортить бланк маркированного конверта. Разъяснений по списанию испорченных бланков денежных документов пока нет. Поэтому рекомендуем списывать их с применением Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) либо самостоятельно разработать аналогичную форму, закрепив ее в учетной политике учреждения. Списанные таким образом маркированные конверты уничтожаются (сжигание, дробление на части с использованием, например, шредера).
Аналитический учет

📌 Реклама

Отметим, что аналитический учет ведут по видам маркированных конвертов и их стоимости в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). При этом операции по движению маркированных конвертов отражают в Журнале по прочим операциям.
Бухгалтерские записи

Расходы, связанные с покупкой маркированных конвертов, отражают по подстатье 221 «Услуги связи» (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н). Сами конверты учитывают на счете 201 05 000 «Денежные документы».
Операции с маркированными конвертами отражают сле-дую-щими записями:

Дебет
Кредит
Оплачена безналичным расчетом стоимость маркированных конвертов до поставки (в рамках бюджетной деятельности)*
206 04 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи»
304 05 221 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате услуг связи»
Оплачена безналичным расчетом стоимость маркированных конвертов до поставки (в рамках приносящей доход деятельности)*
206 04 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи»
201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
Поступили в кассу учреждения маркированные конверты по накладной
201 05 510
«Поступления денежных документов»
302 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»
Зачтен ранее выданный аванс
302 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»
206 04 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи»
Выданы подотчетному лицу наличные денежные средства из кассы учреждения для приобретения маркированных конвертов
208 04 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи»
201 04 610
«Выбытия из кассы»
Поступили кассу учреждения маркированные конверты от подотчетного лица
201 05 510
«Поступления денежных документов»
208 04 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи»
Выданы подотчетному лицу маркированные конверты из кассы для использования
208 04 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи»
201 05 610
«Выбытия денежных документов»
Учтены почтовые расходы на основании авансового отчета подотчетного лица (в рамках бюджетной деятельности)
401 01 221
«Расходы по заработной плате»
208 04 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи»
Учтены почтовые расходы на основании авансового отчета подотчетного лица (в рамках приносящей доход деятельности)
106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
208 04 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи»

* Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987, возможны авансовые платежи в размере 100 процентов по договорам об оказании услуг связи.