Учет госпошлины в налоговом учете

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа.
Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

9 сентября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.
При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.
В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).
Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).
Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям — мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.
Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.
После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.
Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:
Дебет 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами» Кредит 51
— взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание — банковская выписка);
Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами»
— погашена сумма присужденных судебных расходов;
Дебет 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами» Кредит 51
— взыскан исполнительный сбор (основание — банковская выписка);
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами»
— отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.
Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) судебные расходы и арбитражные сборы могут быть учтены при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных расходов.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей.

Таким образом, датой признания в целях налогообложения прибыли расходов в виде госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, является дата начисления данного вида федерального сбора. Причем сумма начисленного федерального сбора учитывается в налоговом учете единовременно в момент подачи искового заявления в суд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой признания внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, сумма государственной пошлины, а также суммы судебных издержек, возмещенные на основании решения суда, учитываются в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу решения суда.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Налоговые и неналоговые доходы

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (налогам посвящается отдельная тема).

Например, согласно ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20%;
  • налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
  • акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20%;
  • водного налога — по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) — по нормативу 100%.

Аналогично регулируются налоговые доходы субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):

  • налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  • транспортного налога — по нормативу 100% и др.

К налоговым доходам бюджетов поселений относятся (ст. 61 БК РФ) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога — по нормативу 100%;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.
  • налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 35%;
  • государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Так в России, по данным Минэкономразвития, в 2011-2013 гг. доход государства от приватизации может составить 600-700 млрд. рублей. В 2011 г. государство получило от приватизации более 200 млрд. рублей. По данным Минфина, в доход федерального бюджета должны поступить средства от продажи (приватизации) государственных долей в таких структурах, как Транснефть, Роснефть, ФСК ЕЭС, Рус Гидро, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Совкомфлот, Россельхозбанк и др.;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Например, согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Закон регулирует также источники неналоговых доходов в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются. Например, в соответствии с ст. 50 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой — десятой статьи 62 Кодекса, — по нормативу 100%;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • лицензионных сборов — по нормативу 100%;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100%;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений — по нормативу 100%;
  • оплаты за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100%;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100%;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%;
  • консульских сборов — по нормативу 100%;
  • патентных пошлин — по нормативу 100%;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, — по нормативу 100%;
  • сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, — по нормативу 100%.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Все эти бюджетные доходы включаются в состав государственных доходов.

В большинстве случаев уплаченную госпошлину можно признать в налоговом учете единовременно (Вайтман Е., Юропов Р.)

В спорных ситуациях безопаснее указать это в учетной политике.
Некоторые госпошлины относятся к внереализационным расходам.
В учете каких госпошлин налоговики точно откажут.
С 1 января 2015 г. существенно вырастет размер государственной пошлины, взимаемой за совершение госорганами некоторых видов юридически значимых действий (Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ). Значительный рост законодатели объяснили тем, что величина госпошлины не менялась почти пять лет — с 29 января 2010 г. (подробнее читайте ниже).
Справка. Какие госпошлины вырастут с 2015 года
Размеры госпошлины за совершение различных юридически значимых действий увеличились по-разному. В среднем рост составляет от 50 до 75%. Однако по некоторым основаниям госпошлина выросла в два раза, например за выдачу загранпаспорта старого образца — с 1000 до 2000 руб. Госпошлина за выдачу загранпаспорта нового образца тоже увеличилась на 1000 руб., но в процентном выражении рост менее значителен — с 2500 до 3500 руб. (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Кроме того, выросла госпошлина:
— за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников — с 6000 до 10 000 руб. за каждого иностранца (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);
— за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество — для организаций с 15 000 до 22 000 руб., для физических лиц с 1000 до 2000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— за государственную регистрацию автомобилей — с 1500 до 2000 руб., мотоциклов, прицепов, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин — с 1000 до 1500 руб. (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции — с 3000 до 5000 руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— за право использования в названиях юридических лиц наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний — с 50 000 до 80 000 руб. (пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта — с 6 000 000 до 9 500 000 руб. (пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Госпошлина за государственную регистрацию юридического лица не изменилась и в 2015 г. будет по-прежнему составлять 4000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Однако за госрегистрацию общероссийской общественной организации инвалидов необходимо будет заплатить 1400 руб., а не 1000 руб., как в текущем году (пп. 2.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Впрочем, в связи с реформированием судебной системы размер госпошлины за рассмотрение в судах исков об оспаривании нормативных правовых актов повысили уже с 6 августа 2014 г. (Федеральный закон от 28.06.2014 N 198-ФЗ). Поскольку увеличивается сумма расходов, возрастает и цена ошибки в случае неверного отражения госпошлины в налоговом учете. А порядок ее учета зависит от того, в связи с какими обстоятельствами была уплачена госпошлина. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.
Госпошлину за регистрацию компании нельзя включить в расходы, а за внесение изменений в ЕГРЮЛ — можно
Госпошлина является федеральным налогом (п. 10 ст. 13 НК РФ). Значит, при расчете налога на прибыль организация вправе единовременно включить ее в прочие расходы наравне с другими учитываемыми налогами и сборами (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако это правило применяется не во всех ситуациях. Так, госпошлина, уплаченная за регистрацию юридического лица, не уменьшает его налогооблагаемую прибыль. Ведь ее перечисляют, когда организация еще не существовала и поэтому не могла совершать от своего имени никаких сделок (пп. «д» ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»).
Юридическое лицо считается созданным лишь со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Только с этого момента оно приобретает правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Поэтому госпошлину за регистрацию компании обычно уплачивают ее учредители за счет собственных средств.
Если впоследствии организация вносит изменения в учредительные документы, она уплачивает госпошлину за регистрацию этих изменений (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сумму такой госпошлины она вправе учесть при расчете налога на прибыль как прочие расходы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такого же мнения придерживаются и столичные налоговики (Письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56686@ и УМНС России по г. Москве от 05.01.2003 N 26-12/1441).
Указанные расходы отражаются в налоговом учете единовременно на дату начисления госпошлины, то есть на дату подачи документов в инспекцию на госрегистрацию (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Организация вправе самостоятельно установить, как учитывать госпошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество
Инспекторы на местах обычно требуют, чтобы на сумму госпошлины за регистрацию прав на недвижимость организация увеличила первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте на с. 40). При этом они ссылаются на то, что первоначальная стоимость объекта ОС определяется как общая сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
На практике контролирующие органы стремятся включить в первоначальную стоимость основного средства любые расходы, имеющие хотя бы какое-то отношение к конкретному объекту. Причем даже такие расходы, которые по правилам налогового учета можно признать единовременно. Например, суммы банковских комиссий за проведение платежей, расходы на оплату услуг консультантов или посредников, содействовавших заключению сделки по приобретению объекта ОС.
Суды нередко отклоняют подобные требования инспекторов. Подробнее о том, какие аргументы помогают организациям добиться справедливости, читайте на сайте e.rnk.ru в статье «ТОП-10 расходов, связанных с приобретением основного средства: признать единовременно или включить в стоимость объекта» // РНК, 2014, N 15.
Минфин России также считает, что госпошлина за регистрацию прав на объект недвижимости представляет собой обязательные расходы на доведение до состояния, в котором его можно эксплуатировать. Поэтому в последнее время ведомство настаивает на включении суммы указанной госпошлины в первоначальную стоимость ОС (Письма от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295, от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481 и от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113).
Даже если организация поступит именно так, она все равно сможет признать госпошлину при расчете налога на прибыль. Но не всю сумму единовременно, а частями по мере начисления амортизации объекта.
Вместе с тем в Налоговом кодексе предусмотрена специальная норма, позволяющая компаниям учесть сразу всю сумму госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на недвижимое имущество, — пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Однако Минфин России утверждает, что эту норму можно использовать лишь в тех случаях, когда госпошлину за регистрацию прав на объект ОС организация перечисляет в бюджет после ввода основного средства в эксплуатацию (Письма от 04.06.2013 N 03-03-06/1/20327 и от 11.02.2011 N 03-03-06/1/89). Поскольку к моменту уплаты госпошлины первоначальная стоимость ОС уже сформирована, она не подлежит пересмотру (п. 2 ст. 257 НК РФ). Поэтому в подобной ситуации сумма госпошлины отражается в налоговом учете как самостоятельный вид расходов (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Примечание. Госпошлина, уплаченная после ввода ОС в эксплуатацию, в первоначальную стоимость объекта не включается.
Несмотря на указанные разъяснения, полагаем, что даже в случае уплаты госпошлины до ввода ОС в эксплуатацию гл. 25 НК РФ предоставляет организациям право выбора между возможными вариантами ее учета (п. 4 ст. 252 НК РФ). То есть компания вправе прописать в учетной политике для целей налогообложения, как именно она будет отражать эти суммы — единовременно как прочие расходы или равномерно через начисление амортизации объекта. Хотя при выборе варианта с единовременным признанием расходов не исключены разногласия с налоговиками.
Госпошлину, уплаченную при обращении в суд, признают единовременно на дату подачи иска, но не в прочих, а во внереализационных расходах
Госпошлина, которую истец уплачивает при подаче в суд искового заявления, является частью судебных затрат (п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса и ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса). Эти расходы при расчете налога на прибыль относятся к внереализационным (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Следовательно, госпошлина за рассмотрение иска в суде также включается во внереализационные, а не в прочие расходы. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письма от 20.09.2010 N 03-03-06/1/597, от 03.06.2010 N 03-03-06/1/373 и от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227).
Примечание. Госпошлину, взысканную с проигравшей спор стороны, истец включает во внереализационные доходы.
Причем ведомство разъяснило, что сумму указанной госпошлины организация вправе признать в налоговом учете единовременно на дату подачи искового заявления в суд, не дожидаясь результатов его рассмотрения (Письма Минфина России от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176 и от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37). Согласны с этим и столичные налоговики (Письма УФНС России по г. Москве от 27.12.2005 N 20-12/97003 и от 22.03.2005 N 20-12/19398).
Если суд удовлетворит исковые требования и примет решение о взыскании с ответчика госпошлины, уплаченной истцом, присужденную сумму истец включит во внереализационные доходы на дату вступления в силу соответствующего решения суда (п. 3 ст. 250 и пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Если загранкомандировка не состоялась, госпошлину за оформление работнику загранпаспорта рискованно включать в расходы
Нередко организации возмещают работникам (прежде всего, руководящим) расходы на оформление загранпаспорта, в том числе госпошлину за его выдачу. Компания вправе учесть такие расходы, только если сотрудник оформлял загранпаспорт именно для служебной зарубежной командировки. Доказать это можно, например, с помощью приказа или распоряжения генерального директора организации о направлении работника в загранкомандировку.
Важно, чтобы приказ был оформлен до даты выдачи загранпаспорта, желательно как минимум за 30 дней. Дело в том, что в настоящее время срок оформления загранпаспорта по месту жительства гражданина составляет не более одного месяца со дня подачи заявления о его выдаче (ст. 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
В подобной ситуации госпошлину за выдачу работнику загранпаспорта организация включает в командировочные расходы. Ведь в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо прописано, что при расчете налога на прибыль в составе командировочных расходов можно учесть расходы на оформление и выдачу паспортов.
Всю сумму указанной госпошлины компания признает единовременно, но не на дату подачи документов на оформление загранпаспорта и даже не на дату его получения. Такие расходы она сможет учесть лишь после того, как работник вернется из загранкомандировки и представит в бухгалтерию авансовый отчет по итогам поездки. Ведь датой осуществления командировочных расходов является дата утверждения авансового отчета по окончании командировки (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Это недавно подтвердил и Минфин России. Правда, ведомство разъясняло вопросы учета другой статьи затрат на загранкомандировки — расходов на получение въездной визы (Письмо от 03.06.2014 N 03-03-06/1/26511).
Примечание. Госпошлину за выдачу загранпаспорта можно учесть лишь после возвращения работника из командировки.
Если, судя по отметкам в загранпаспорте, первая поездка работника по этому документу не была служебной командировкой, госпошлину за его оформление рискованно включать в расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, высок риск доначисления налога на прибыль, если служебная поездка, для которой оформляли загранпаспорт, так и не состоялась. Ведомства против признания расходов по отмененным поездкам (Письма Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/134 и ФНС России от 25.11.2011 N ЕД-4-3/19756@).

Учет госпошлины для целей налогообложения прибыли

Независимо от этого. В случае если фирма выиграет и госпошлину возместит ей проигравшая строна, фирма просто включит эту сумму в доход.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 января 2005 г. N 03-03-01-04/2/8
Вопрос: ООО просит разъяснить следующее.
Организация подала исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы и уплатила государственную пошлину. Дело находилось на рассмотрении, когда организация отказалась от иска в связи с урегулированием спора, отказ принят судом, и производство по делу прекращено.
Является ли правомерным отнесение затрат по уплате государственной пошлины на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в данной ситуации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо от 25 ноября 2004 . и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 265 Кодекса установлено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 Кодекса определено, что в состав внереализационных расходов включаются судебные расходы и арбитражные сборы.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
При этом пунктом 1 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом.
Таким образом, расходы на уплату государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Однако уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40. главы 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса).
В этом случае, по нашему мнению, сумма возвращенной государственной пошлины подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.
Заместитель директора Департамента А.И. Иванеев