Целевые средства

Нецелевое использование бюджетных средств. Виды, ответственность

Что такое целевое использование денежных средств?

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению.

Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение.

Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.

4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы.

Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий.

Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.



В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.

Ключевые слова: целевое финансирование, учет субсидии на иные цели, бюджетный учет, обязательства, санкционирование расходов.

Механизм целевого финансирования составляет основу, обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность бюджетных учреждений, а также возложенных на них функций и задач в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения.

Чем эффективнее выстроен учет целевого финансирования в деятельности государственных и муниципальных учреждений, тем меньше вероятность возникновения санкций со стороны контролирующих органов и судебных разбирательств с ними. Поэтому учет и контроль целевого финансирования требует тщательного внимания и систематической проработки путей оптимизации и совершенствования.

Вопросы, связанные с организацией и ведением учета целевого финансирования в деятельности бюджетного учреждения, нашли отражение в работах О. В. Болтиновой, И. В. Петрова, М. Е. Василенко, Т. А. Полещук, Л. Ф. Еськовой, С. И. Коренкова, Т. С. Масловой и многих других.

Под государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями понимаются некоммерческие организации, целью деятельности которых является не извлечение прибыли, а оказание услуг социальной направленности.

Значительную долю финансовых ресурсов бюджетных учреждений составляют целевые средства — финансовые ресурсы, предоставленные получателю, для достижения конкретной цели и выполнения определенных задач. Целевое финансирование, в деятельности бюджетных учреждений, может быть получено в виде:

– получения средств субсидий на выполнение государственного задания;

– получения субсидий на иные цели;

– получения субсидий на капитальные вложения;

– получения грантов, взносов и пожертвований безвозвратного характера.

Процесс целевого финансирования бюджетного учреждения должен реализовываться в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. При этом условия целевого финансирования учреждений, направленного на выполнение государственного (муниципального) задания, обозначены в содержании абзаца 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. А аспекты предоставления целевого финансирования в виде субсидий на иные цели регулируется нормами абзаца 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Таким образом, если целью предоставления финансирования в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) заказа является фактическое выполнение поставленного задания, то целью предоставления финансирования в виде субсидий на иные цели является обеспечение деятельности бюджетного учреждения.

Целевое финансирование в виде субсидий на капитальные вложения предоставляется бюджетным учреждениям в рамках положений, закрепленных в ст. 78.2 БК РФ. Данный вид финансирования осуществляется в целях приобретения объектов недвижимости, а также для вложений в текущие капитальные объекты.

Порядок предоставления субсидий устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Предоставление целевых субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между бюджетными учреждениями и их учредителями.

К числу вариаций целевого финансирования деятельности бюджетных учреждений причисляют и пожертвования, которые согласно нормам ст. 582 ГК РФ могут быть направлены лицом его осуществляющим, для определенного назначения, то есть иметь целевое назначение.

Нецелевое финансирование может быть признано таковым при наличии факта кассовых расходов, не предусмотренных целевым характером изначально полученных учреждением денежных средств. В рамках БК РФ сущность нецелевого финансирования раскрывается в содержании ст. 306.4.

В рамках учета целевого финансирования субсидии подразделяют на:

– субсидии текущего характера;

– субсидии капитального характера.

К категории субсидий капитального характера причисляют поступления, которые направлены на формирование:

– основных средств;

– нематериальных активов.

Соответственно, все иные виды субсидий, которые бюджетные учреждения получают в ходе целевого финансирования, имеют характер текущих.

В таблице 1 приведем бухгалтерские записи по отражению в учете операций, связанных с получением бюджетным учреждением целевого финансирования в виде субсидий на иные цели на расходы текущего характера — капитальный ремонт и расходы капитального характера — особо ценного движимого имущества автомобиля.

Таблица 1

Бухгалтерские записи по отражению вучете операций, связанных сполучением учреждением субсидий на иные цели

Наименование операции

Дебет

Кредит

Начисление доходов будущих периодов, предоставляемых в соответствии с соглашением о выделении субсидии на иные цели (текущего характера)

5 205 52 561

5 401 40 152

Начисление доходов будущих периодов, предоставляемых в соответствии с соглашением о выделении субсидии на иные цели (капитального характера)

5 205 62 561

5 401 40 162

Получение учреждением целевого финансирования в виде субсидий на иные цели (текущего характера)

5 201 11 510

5 205 52 661

Получение учреждением целевого финансирования в виде субсидий на иные цели (капитального характера)

5 201 11 510

5 205 62 661

Начислены расходы по проведенному капитальному ремонту

5 401 20 225

5 302 25 734

Получен автомобиль от поставщика

5 106 21 310

5 302 31 734

Перечислены исполнителю работ денежные средства за счет средств целевой субсидии (текущего характера)

5 302 25 834

5 201 11 610

Перечислены поставщику денежные средства за счет средств целевой субсидии (капитального характера)

5 302 31 834

5 201 11 610

Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели (текущего характера) в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 152

5 401 10 152

Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели (капитального характера) в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 40 162

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей, на основании отчета о достижении целевых показателей (текущего характера)

5 401 40 152

5 303 05 731

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей, на основании отчета о достижении целевых показателей (капитального характера)

5 401 40 162

5 205 62 661

Возврат учреждением остатка по целевому финансированию в виде субсидий на иные цели (текущего характера)

5 303 05 831

5 201 11 610

Возврат учреждением остатка по целевому финансированию в виде субсидий на иные цели (капитального характера)

5 205 62 561

5 201 11 610

Аналитический учет целевого финансирования в бюджетных учреждениях должен осуществляться по видам полученного дохода и по группам плательщиков. Также данные о целевом финансировании учреждений должны регистрироваться в «Карточке учета средств и расчетов» по форме 0504051. Расходование целевых средств бюджетным учреждением подразумевает принятие бюджетных обязательств.

Обязательства учреждения — это признанная учредителем обязанность бюджетного учреждения предоставить в определенный срок денежные средства учреждения физическому или юридическому лицу в соответствии с действующим законодательством и договором.

Также необходимо рассмотреть понятие денежного обязательства, представляющего собой обязанность учреждения предоставить денежные средства в соответствии с выполненными условиями договора или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного соглашения . Разницу между ними можно объяснить на следующем примере: бюджетное обязательство возникает в момент заключения договора на поставку товаров, а денежное — при принятии товаров на учет.

В разрезе по видам финансового обеспечения и классификации операций сектора государственного управления учет принятых обязательств (денежных обязательств) бюджетного учреждения ведется на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов» Плана счетов бюджетного учреждения:

– 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;

– 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» .

При использовании средств субсидий на иные цели санкционирование расходов осуществляется на основании направленных в территориальный орган Федерального казначейства «Сведений об операциях с целевыми субсидиями» по форме 0501016 . Обязательства, принятые и (или) исполненные (не исполненные) в отчетном периоде, отражаются в форме 0503738 «Отчет об обязательствах учреждения».

Таким образом, организация учета целевых средств и санкционирования расходов в бюджетных учреждениях должна реализовываться в рамках действующего законодательства в целях обеспечения полноты и достоверности формируемой отчетности, и соответственно, для обеспечения финансовой устойчивости России.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Василенко М. Е., Полещук Т. А. Бухгалтерский учет в государственных учреждениях (казенных, бюджетных, автономных). — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018.
  3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
  4. Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Приказ Минфина России от 13.12.2017 N 226н.
  5. Федорцова В. А. Учет финансирования от учредителя в автономных и в бюджетных учреждениях/ В. А. Федорцова // Вектор экономики. — 2019. — N 5. — С. 27.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 55.16 «Компенсационные фонды саморегулируемой организации» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Суд частично удовлетворил требования саморегулируемой организации к обществу о взыскании членского взноса, задолженности по оплате целевого взноса, расходов на оплату услуг представителя. При этом суд отказал в удовлетворении требований саморегулируемой организации в части взыскания взноса на пополнение компенсационного фонда. Как указал суд, в соответствии с п. 1 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Между тем в рассматриваемом случае отсутствуют доказательства, подтверждающие, что указанное требование возникло в связи с обеспечением истцом имущественной ответственности перед третьими лицами, равно как и не представлено доказательств того, что ответчиком осуществлялись работы на основании свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика взноса в компенсационный фонд после исключения последнего из СРО истца удовлетворению не подлежит, поскольку оно является злоупотреблением своими правами, и не подлежит судебной защите.

Существование большого числа налогов неоправданно с экономической точки зрения, так как количество объектов налогообложения весьма ограничено (доход, добавленная стоимость, стоимость имущества, производство определенных видов продукции, совершение определенных видов операций), а установление целевых налогов и сборов противоречит общим принципам налогообложения. 
Существенную роль в период нэпа играли целевые налоги и сборы. В СССР в 1920—1930 гг. целевые налоги вводились как дополнительный источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы с эпидемическими болезнями, улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог), расширения жилищного и культурно-бытового строительства (квартирный налог и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства). 
Целевые налоги и сборы — 216 
Попытка реформировать систему местного налогообложения была предпринята еще в 1996 г., когда законодателям страны направлялся проект новой редакции Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Этот законопроект был ими отвергнут и остался нереализованным, хотя он содержал принципиально иной подход к функционированию этой системы. Во-первых, предусматривалось сократить число налогов до 6 земельный налог, налоги на имущество физических лиц, налог с наследств или дарений, налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурного назначения, налог на рекламу, целевые налоги и сборы. 
Отдельно могут взиматься целевые налога и сборы для финансирования системы социального страхования, на какие-либо научные, экономические и др. цели. Собранные от них средства аккумулируются в закрытых доверительных фондах и расходуются (в отличие от поступлений за счёт других, общих налогов и сборов) только на определённые цели, отражённые обычно в наименовании фонда. Часто такие фонды выводятся за бюджет и становятся внебюджетными, хотя, как правило, остаются при этом под общим контролем государства. Объём таких фондов в недавнем прошлом был незначительным, однако в последние десятилетия быстро увеличивался в связи с тем, что развитые государства осознали роль социальной защиты в обеспечении экономического потенциала нации, её способности производить современные высококачественные и конкурентоспособные товары и услуги, не создавая в стране социальной напряжённости. 
ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — ЦЕНА 
ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ —форма мобилизации средств населения на проведение определенных мероприятий. Так, введенный в 1925 г. квартирный налог (см.) ставил своей целью привлечение дополнительных средств для развития жилищного строительства 20% суммы налога отчислялось в специальный фонд коммунальных банков и 80% — в специальные местные фонды, из к-рых выдавались ссуды на строительство жилых домов для рабочих. Кроме того, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства взимались целевые сборы (1931 г.). К целевому может быть отнесен также налог на холостяков и бездетных граждан СССР, введенный в 1941 г. для увеличения ресурсов гос-ва, направляемых на оказание материальной помощи многодетным и одиноким матерям. 
Целевые налоги и сборы — 584 
Понятие налога и сбора. Установление, введение и отмена налогов и сборов. Функции налогов. Элементы налога. Виды налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Прямые и косвенные налоги. Общие и целевые налоги. Источники уплаты налогов.-Методы взимания налогов. 
Местные налоги и сборы затрагивают интересы граждан непосредственно. Поэтому так важно их обоснованное введение и адресное использование строго по целевому назначению для решения местных задач. Например, взамен сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели было бы целесообразно ввести два адресных налога сбор на содержание милиции и сбор на благоустройство территорий. Это пример не единичный. Необходимо отменить неэффективные налоги, платежи по которым практически отсутствуют. Вместо отмененных налогов увеличить ставки по налогам и сборам, которые поступают в городской бюджет с целью финансирования развития материально-технической базы города. 
Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой в очередном финансовом году бюджету субъекта РФ из федерального бюджета. Если бюджет субъекта РФ не получает в очередном финансовом году финансовой помощи из федерального бюджета, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. 
Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством. 
В большей мере данный процесс затронул ведомственные внебюджетные фонды. С 1994 г. были консолидированы в бюджетную систему, то есть включены в бюджеты соответствующего уровня в виде целевых бюджетных фондов, федеральный и территориальные дорожные фонды, федеральный и территориальные экологические фонды. В дальнейшем из внебюджетных в состав бюджетных целевых фондов были трансформированы Фонд развития таможенной системы РФ Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов Государственный фонд борьбы с преступностью Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам Федеральный фонд службы налоговой полиции РФ Фонд Министерства РФ по атомной энергии. 
Единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату большинства налогов и сборов, предусмотренных ст. 13, 14 и 15 первой части НК РФ, а именно налог на прибыль организаций, ЕСН, за исключением отчислений в пенсионный фонд налог на добычу полезных ископаемых налоги, служащие источниками образования дорожных фондов плата за пользование водными объектами налог на имущество предприятий налог с продаж в случае введения его регионами земельный налог целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений и другие цели сбор за право использования местной символики налог на рекламу лесной налог и др. 
Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность. 
В частности, согласно установленной в Кодексе налоговой системе отменены действующие налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований Россия , Российская Федерация , целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при перемещении товаров по территории России), ряд других налогов и сборов. 
У. Петти резко выступает против государственной регламентации, если она противоречит законам природы . На государство он возлагал важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. У. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечить бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в Трактате о налогах и сборах таким образом регламентирует целевые расходы государства 1) военные расходы, 2) содержание управления, 3) расходы на церковь, 4) расходы на школы и университеты, на образование, 5) содержание детей (сирот) и инвалидов, 6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех 3. 
Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, — региональный сбор, взимаемый с юридических лиц по Закону об основах налоговой системы, относится к группе налогов и сборов, взимаемых с фонда оплаты труда. Сбор устанавливается законодательными актами республик в составе РФ, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут превышать размер одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов. Суммы платежей зачисляются в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации было установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ сбор на нужды образовательных учреждений не взимается. 
В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1 расходы предприятий и организаций по уплате целевых сборов, налога на рекламу, сбора за парковку автотранспорта, сбора за право проведения кино- и телесъемок, сбора за уборку территорий населенных пунктов и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). 
В связи с введением регионального налога с продаж подавляющее число местных налогов и сборов подлежало упразднению. В тех регионах, где был введен налог с продаж, остались только налог на имущество физических лиц земельный налог регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью курортный сбор целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций налог на рекламу налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Взимание упраздненных налогов в этих регионах стало незаконным, однако нередко оно продолжалось. Так, в Москве продолжал взиматься сбор за парковку автотранспорта. В связи с тем что потребность в охраняемых парковках сохранялась, прежний доходный источник бюджета г. Москвы стал источником дохода для неформальных группировок. 
Данный налог продолжает находиться в системе целевых сборов, взимаемых с предприятий в 1998 г. Эта практика будет существовать вплоть до внесения корректировок в Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации или принятия Налогового кодекса. Возможны существенные изменения местного налогообложения в связи с принятием специального Закона О местных налогах и сборах , где целевые сборы займут особое положение. Закон О местных налогах и сборах крайне необходим муниципальным властям, поскольку эти налоги и сборы позволяют им решить свои финансовые проблемы. Финансовые отношения муниципального уровня — совершенно неразработанная область правоотношений, местные органы власти не рассматриваются в качестве самостоятельных носителей правовых отношений. Возможно, что повышение правового статуса муниципалитетов, по примеру, скажем, Канады, позволит повысить роль местного налогообложения в формировании устойчивой финансовой базы территорий. До 1999 г. взимание этого налога будет осуществляться в соответствии с примерным Положением, которое носит рекомендательный характер, оно используется местными органами власти при подготовке проектов решений по введению налогов и сборов на подведомственной им территории. 
Местными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых 
Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отнесены ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам. На них распространяются все положения налогового законодательства. Однако поскольку взносы в социальные внебюджетные фонды имеют целевое назначение и не зачисляются в бюджет, контроль за их поступлением ведут органы социальных внебюджетных фондов, а не налоговые органы. 
Существенную роль в развитии финансов играют различные государственные фонды на федеральном или местном уровне, собирающие денежные средства, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются некоторые виды налогов и сборов, займы и др. Эти фонды носят целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и др. мероприятий. 
Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы по местным налогам и сборам в соответствии со ст. 10 Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации , а также освобождать от уплаты целевого сбора отдельных лиц или категорий плательщиков. 
По сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательство (см. утратившую силу ст. 10 Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации ) законодатель отказался от квалификации изменения срока уплаты налога и сбора в качестве целевой налоговой льготы. В комментируемой статье и других статьях гл. 9 НК изменение срока уплаты налога и сбора рассматривается в контексте регулирования такого элемента налога, как порядок и сроки уплаты налога (см. ст. 17,57 и 58 НК). 
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее сложной формой изменения срока уплаты налога и сбора и отличается от других форм прежде всего целевым назначением и значительной продолжительностью предоставляемой рассрочки, а также специальным порядком накопления и уплаты задолженности. 
Министерство. финансов СССР, мин-ва финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы в процессе И. г. б. СССР принимают меры, обеспечивающие полное поступление доходов в бюджет и бесперебойное финансирование предусмотренных им мероприятий с учетом выполнения производственных и финансовых планов, смет, а также целевого и экономного использования средств организуют и руководят работой по взиманию отчислений от прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций, государственных и местных налогов и сборов с предприятий, организаций и населения, а также др. неналоговых доходов осуществляют контроль за исполнением обязательств перед бюджетом предприятиями, организациями и учреждениями, за экономным использованием ими ассигнований, соблюдением установленных штатов, ставок заработной платы, смет адм-упр. расходов и др. финансовых показателей. Финансовые органы в процессе И. г. б. СССР путем анализа отчетности предприятий, организаций и учреждений, а также непосредственной проверки на местах их хозяйственно-финансовой деятельности разрабатывают предложения, направленные к дополнительной мобилизации внутренних резервов в х-ве. Министерство финансов СССР осуществляет наблюдение за исполнением бюджетов союзных республик, исходя из задачи выполнения государственного бюджета СССР в целом и соблюдения единства финансовой политики рассматривает по поручению Совета Министров СССР предложения мин-в и ведомств СССР, связанные с исполнением их финансовых планов и смет, и предложения Советов Министров союзных республик, свя- 
В настоящее время страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в систему федеральных налогов и сборов, которые регулируются Налоговым кодексом РФ. Порядок их исчисления регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации . В соответствии со ст. 3 Федерального закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. 
Задача 2.8. Рассчитайте сумму налогов и сборов хозяйствующего субъекта за квартал от начисленной заработной платы. К ним относятся отчисления в пенсионный фонд, на государственное страхование, на обязательное медицинское страхование, в фонд занятости, транспортный налог, целевой сбор на содержание правоохранительных органов, на нужды образовательных учреждений. 
К местным налогам относятся более 20 видов налогов и сборов, среди которых наиболее важными являются налог на имущество физических лиц налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне курортный сбор земельный налог сбор за право торговли целевые сборы с населения, регистрационные сборы и др. 
Поручения предприятий на перевод денежных средств принимаются банками к исполнению только в пределах их наличия на счетах (за исключением поручений на перевод денежных средств предприятия в бюджеты и государственные целевые фонды сумм налогов и сборов, а также пени, штрафов и других санкций, предусмотренных законодательством). Эти поручения могут подаваться предприятием на бумажных носителях (с учетом требований установленных стандартов) или по системе электронных платежей «клиент—банк». 

Целевые поступления в системе бухгалтерского учета — взносы, платежи разных юридических и физических лиц в возмещение расходов, производимых организацией в интересах этих лиц. К целевым поступлениям относятся: плата за обучение, взносы родителей на содержание их детей в детских учреждениях, взносы сторонних организаций в порядке долевого участия в жилищном строительстве, поступления от дочерних (зависимых) обществ и пр. Целевое финансирование в системе бухгалтерского учета — средства из бюджета, внебюджетных фондов и других источников, предоставленные организации для финансирования определенных целевых программ (работ) на безвозвратной основе или на условиях частичного возврата.

Основным документом, регламентирующим целевые финансирование и поступления в системе бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2002 N 92н). В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (т.е. бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставления в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).

Для целей бухгалтерского учета средства целевого финансирования подразделяются на (п.4 ПБУ 13/2000):

  • средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
  • средства на финансирование текущих расходов, к которым относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Согласно п.9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета целевого финансирования следующим образом:

суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам;

суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

На наш взгляд, средства целевого финансирования и целевые поступления следует классифицировать по определенным признакам (табл. 1).

Таблица 1

Классификация целевых поступлений и целевого финансирования в системе бухгалтерского учета

 Вид целевого 
средства
 Плательщик 
 Получатель 
 Цель целевых 
финансирования и
поступлений
 Целевые поступления 
Плата за 
обучение
Физические, 
юридические
лица
Общеобразовательные
учреждения
Обучение, 
подготовка кадров
Родительские 
взносы
Физические 
лица
(родители)
Детские учреждения 
(сады, ясли)
Содержание детей в
детских
учреждениях
Поступления 
от обществ
Дочерние 
(зависимые)
общества
Головная 
организация
Осуществление 
уставной
деятельности
организаций
Взносы 
сторонних
организаций
Юридические 
лица
Строительные 
организации
В порядке долевого
участия
в строительстве
Платежи за 
жилищно-
коммунальные
услуги
Физические, 
юридические
лица
Предприятия 
жилищно-
коммунального
хозяйства
Оплата жилищно- 
коммунальных услуг
Членские и 
вступительные
взносы
Физические 
лица (члены
организации)
Общественные 
организации,
некоммерческие
партнерства,
нотариальные и
торгово-
промышленные
палаты
Содержание 
аппарата
управления
организации и
осуществление
уставной
деятельности
Пожертвования 
Физические, 
юридические
лица
Граждане, лечебные,
благотворительные,
воспитательные
учреждения,
учреждения
культуры,
общественные
организации
На личные цели для
граждан, для
других субъектов
Российской
Федерации - на
осуществление
уставной
деятельности
Благотвори- 
тельная
помощь
Физические, 
юридические
лица
Благотворительные 
организации
Осуществление 
уставной
деятельности
Паевые вклады 
Физические, 
юридические
лица
Различные 
организации
Осуществление 
уставной
деятельности
Государствен- 
ная помощь
(субсидии,
субвенции,
пособия,
льготы,
закупки и
т.п.)
Бюджеты всех 
уровней
(федеральный,
субъектов
Российской
Федерации,
местные)
Физические лица, 
некоммерческие
организации
Осуществление 
уставной
деятельности
Имущество, 
переходящее в
порядке
наследования
Физические, 
юридические
лица
Некоммерческие 
организации
Осуществление 
уставной
деятельности
Совокупный 
вклад
учредителей
негосударст-
венных
пенсионных
фондов
Учредители 
Пенсионные фонды 
Формирование 
пенсионных
резервов
Отчисления 
адвокатов
Адвокаты 
Коллегии адвокатов 
Содержание 
коллегии адвокатов
Целевые 
отчисления
Юридические 
лица,
входящие в
структуру
РОСТО
Структурные 
организации РОСТО
от Минобороны
России
Подготовка 
граждан по
военно-учетным
специальностям
Гуманитарная 
помощь
Физические, 
юридические
лица
Физические, 
юридические лица
Осуществление 
уставной
деятельности, на
личные цели
Имущество, 
средства,
имущественные
права
Физические, 
юридические
лица
Религиозные 
организации
Осуществление 
уставной
деятельности
Средства для 
инвалидов
Организации, 
использующие
труд
инвалидов
Общественные 
организации
инвалидов
Осуществление 
уставной
деятельности
 Целевое финансирование текущих расходов 
Гранты 
Физические, 
юридические
лица
Научно- 
исследовательские
институты
Проведение научных
исследований
Инвестиции, 
полученные при
проведении
инвестиционных
конкурсов
Физические, 
юридические
лица
Юридические лица 
Осуществление 
уставной
деятельности
Средства на 
развитие науки
Российский 
фонд
фундаменталь-
ных
исследований
Юридические лица 
Развитие науки 
Сборы 
Физические, 
юридические
лица
Юридические лица в 
области гражданской
авиации
Аэронавигационное 
обслуживание
полетов
Средства на 
обеспечение
безопасности
Юридические 
лица,
государство
Предприятия, 
в состав которых
входят особо
опасные объекты
Обеспечение 
безопасности
 Целевое финансирование капитальных расходов 
Инвестиции 
Иностранные 
инвесторы
Юридические лица 
Финансирование 
капитальных
вложений
производственного
назначения
Средства 
дольщиков
Дольщики и 
(или)
инвесторы
Организации- 
застройщики
Осуществление 
уставной
деятельности

Целевые финансирование и поступления расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Запрещается использование целевых финансирования и поступлений не по назначению, а также направление других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться только за счет целевых источников. Целевые финансирование и поступления, полученные на безвозвратной основе, являются источником увеличения собственного капитала организации. Например, при оприходовании имущества, источником формирования которого явились целевое финансирование капитального строительства или пополнение оборотных средств, стоимость данного имущества относится на увеличение добавочного капитала организации.

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других, предназначен счет 86 «Целевое финансирование».

В целях организации аналитического учета целевых финансирования и поступлений организациям в своей деятельности предлагается использовать рабочий план счетов по счету 86 в разрезе субсчетов, в основу которого положена их классификация по различным признакам (табл. 2).

Таблица 2

Рабочий план счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций (по счету 86)

 Наименование 
счета
Номер
счета
 Номер 
и наименование
субсчета
 Номер и наименование субконто
Целевое 
финансирование
 86 
1. "Средства 
целевых
поступлений"
2. "Средства
целевого
финансирования"
1. Плата за обучение 
2. Родительские взносы
3. Поступления от дочерних
(зависимых) обществ
4. Взносы сторонних
организаций в порядке долевого
участия в строительстве
5. Платежи за
жилищно-коммунальные услуги
1. Субсидии
2. Субвенции
3. Пособия
4. Льготы
5. Государственные закупки
6. Прочая государственная
помощь
7. Членские и вступительные
взносы
8. Пожертвования
9. Благотворительная помощь
10. Паевые вклады
11. Имущество, переходящее по
завещанию
12. Гранты
13. Вклад учредителей
негосударственных пенсионных
фондов
14. Отчисления адвокатов
15. Отчисления лиц, входящих в
РОСТО
16. Гуманитарная помощь

В зависимости от вида организации (коммерческие или некоммерческие) целевые финансирование и поступления могут быть использованы для осуществления уставной деятельности, а также для выполнения целевых программ и проектов.

Источником формирования имущества некоммерческой организации являются, в частности, членские взносы — регулярные поступления в денежной форме от членов организации (п.1 ст.26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В бухгалтерском учете членские взносы, поступающие от членов объединения на цели осуществления его уставной деятельности, отражаются записью:

Дебет 76, Кредит 86.

При получении средств целевого финансирования на расчетный счет организации составляется запись:

Дебет 51, Кредит 76.

В соответствии с п.32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее — Методические рекомендации), к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях членские взносы. Такие поступления не учитываются при определении налоговой базы по НДС, и, следовательно, суммы НДС не отражаются в бухгалтерском учете.

Использование средств целевого поступления может быть направлено некоммерческой организацией на содержание аппарата управления, аренду помещений, оплату коммунальных платежей и покрытие прочих расходов. В бухгалтерском учете составляются записи:

Дебет 26, Кредит 70 — на сумму начисленной заработной платы аппарату управления организацией,

Дебет 26, Кредит 69 — на сумму отчислений единого социального налога от заработной платы работников управления,

Дебет 26, Кредит 60 — на сумму услуг производственного характера (услуги связи, арендная плата, коммунальные платежи).

Суммы НДС, предъявленные специализированными организациями в счетах за услуги производственного характера, не подлежат налоговому вычету согласно пп.1 п.2 ст.171 НК РФ и учитываются в стоимости этих услуг на основании пп.1 п.2 ст.170 НК РФ, поскольку коммунальные услуги потребляются организацией в процессе осуществления деятельности, не создающей объекта обложения НДС, определяемого в соответствии со ст.146 НК РФ.

Использование целевых поступлений отражается записью:

Дебет 86, Кредит 26.

Пример 1. Молодежный творческий клуб является некоммерческой организацией, основным видом деятельности которого является проведение культурно-массовых мероприятий. Деятельность основана на средства от членских взносов, а также на привлечении бюджетного и иного финансирования.

При создании организации сумма поступивших членских взносов составила 150 000 руб. В марте 2004 г. организацией произведены расходы по оплате: стоимости материалов, приобретенных на пошив костюмов, в сумме 20 060 руб., в том числе НДС 3060 руб.; стоимости пошива костюмов в ателье 7080 руб., в том числе НДС 1080 руб.; стоимости билетов на выставку народного искусства 4720 руб.

Аппарату управления организации начислена заработная плата за март в сумме 17 000 руб. Оплачены командировочные расходы, связанные с основным видом деятельности организации, — 5000 руб.

В бухгалтерском учете организации составляются записи:

Дебет 50, 51, Кредит 76 — 150 000 руб. — поступили членские взносы в кассу и на расчетный счет организации,

Дебет 76, Кредит 86 — 150 000 руб. — отражена сумма членских взносов, поступивших от членов организации на цели осуществления уставной деятельности,

Дебет 10, Кредит 60 — 17 000 руб. — отражена стоимость материалов, приобретенных для пошива костюмов,

Дебет 19, Кредит 60 — 3060 руб. — отражена сумма НДС от стоимости приобретенных материалов,

Дебет 26, Кредит 60 — 6000 руб. — отражена стоимость услуг по пошиву костюмов,

Дебет 19, Кредит 60 — 1080 руб. — отражена сумма НДС от стоимости услуг,

Дебет 26, Кредит 10 — 17 000 руб. — списаны материалы на пошив костюмов,

Дебет 26, Кредит 70 — 17 000 руб. — начислена заработная плата работникам аппарата управления организацией,

Дебет 26, Кредит 69 — 6052 руб. — произведены отчисления единого социального налога от начисленной заработной платы работников аппарата управления (по ставке 35,6%),

Дебет 50-3, Кредит 60 — 4720 руб. — отражена стоимость приобретенных билетов на выставку народного искусства,

Дебет 26, Кредит 71 — 5000 руб. — списаны командировочные расходы, связанные с основным видом деятельности организации.

Использование целевых средств должно быть документально подтверждено. В учете составляются записи:

Дебет 86, Кредит 26 — 51 052 руб. (6000 + 17 000 + 17 000 + 6052 + 5000) — списаны за счет средств целевого финансирования текущие расходы организации,

Дебет 86, Кредит 19 — 4140 руб. (3060 + 1080) — списана за счет средств целевого финансирования сумма НДС по приобретенным материалам и услугам,

Дебет 86, Кредит 50-3 «Денежные документы» — 4720 руб. — списана за счет средств целевого финансирования стоимость использованных билетов.

Принцип учета целевого финансирования аналогичен учету целевых поступлений. Одним из видов целевого финансирования является государственная помощь, оказываемая государством коммерческим организациям.

ПБУ 13/2000 предусматривает принятие к учету государственной помощи в двух случаях.

Во-первых, по мере фактического получения бюджетных средств и, во-вторых, если есть уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены и что бюджетные средства будут получены.

В первом случае необходимо подтверждение заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией. Во втором случае — уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, утвержденной бюджетной росписью и иными документами.

В первом случае принятие к учету поступивших бюджетных средств отражается записью:

Дебет 51, 55, Кредит 86.

Поступление имущества за счет бюджетных средств отражается записью:

Дебет 08, 10, Кредит 86.

Во втором случае выделение бюджетных средств отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам:

Дебет 76, Кредит 86.

Пример 2. Организация в марте 2004 г. ввела в эксплуатацию центр культуры и отдыха, построенный за счет предоставленных из местного бюджета средств целевого финансирования (субвенции). Строительство велось подрядным способом. В этом же месяце документы на введенный в эксплуатацию объект переданы на государственную регистрацию права собственности. Основным видом деятельности центра является организация культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Сметная стоимость строительства составляет 11 800 000 руб. (включая НДС 1 800 000 руб.). Свидетельство о государственной регистрации права собственности на построенный центр культуры и отдыха получено в апреле 2004 г. Срок полезного использования центра установлен на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, равным 40 годам. Амортизация начисляется линейным способом.

Построенный центр культуры и отдыха на основе документов, предоставленных подрядной организацией, отражается в бухгалтерском учете по сметной стоимости как вложения во внеоборотные активы:

Дебет 08-3 «Строительство объектов основных средств», Кредит 60 — 10 000 000 руб. — отражена сметная стоимость центра,

Дебет 19, Кредит 60 — 1 800 000 руб. — отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядчика.

Введенный в эксплуатацию центр культуры и отдыха принимается организацией к учету в составе доходных вложений в материальные ценности, для учета которых предназначен счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Бухгалтерский учет доходных вложений в материальные ценности ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (п.2). Доходные вложения в материальные ценности принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой (при приобретении за плату) признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п.п.5, 6 ПБУ 6/01).

Построенный центр культуры и отдыха используется для оказания услуг, которые освобождаются от НДС на основании пп.20 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, сумма НДС, уплаченная подрядной организации при строительстве дома, в соответствии с пп.1 п.2 ст.170 НК РФ включается в первоначальную стоимость центра.

После государственной регистрации центра культуры и отдыха в учете составляются записи:

Дебет 01, Кредит 03 — 10 000 000 руб. — отражена первоначальная стоимость объекта,

Дебет 01, Кредит 19 — 1 180 000 руб. — отражена сумма НДС, включенная в первоначальную стоимость объекта.

Поскольку строительство центра культуры и отдыха осуществлялось организацией за счет привлеченных средств — предоставленной из местного бюджета субвенции (бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету (при выполнении условий п.5 ПБУ 13/2000), отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:

Дебет 76, Кредит 86 — 11 180 000 руб.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и отражаются записью:

Дебет 51, Кредит 76 — 11 180 000 руб.

В соответствии с п.п.8, 9 ПБУ 13/2000 при вводе построенного за счет бюджетных средств центра культуры и отдыха в эксплуатацию сумма целевого финансирования, полученного на его строительство, учитывается в качестве доходов будущих периодов:

Дебет 86, Кредит 98 — 11 180 000 руб.

В целях бухгалтерского учета согласно п.17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п.19 ПБУ 6/01 исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из ожидаемого срока использования этого объекта (п.20 ПБУ 6/01). По условию задачи срок полезного использования центра культуры и отдыха составляет 40 лет. Таким образом, годовая норма амортизации в целях бухгалтерского учета составляет 2,5% (100% / 40).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п.19 ПБУ 6/01). Начисление амортизационных отчислений по центру культуры и отдыха начинается с первого числа мая месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п.21 ПБУ 6/01).

В бухгалтерском учете амортизация, начисленная по центру культуры и отдыха, отражается записью:

Дебет 26, Кредит 02 — 23 292 руб. (11 180 000 / 100 х 2,5 / 12).

В соответствии с п.9 ПБУ 13/2000 и Инструкцией по применению Плана счетов в течение срока полезного использования центра культуры и отдыха суммы, доходы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», относятся на финансовые результаты организации как внереализационные доходы в размере начисленной амортизации. В учете ежемесячно составляется запись:

Дебет 98, Кредит 91-1 «Прочие доходы» — 23 292 руб.

При использовании средств целевого финансирования на конец отчетного года на счете 86 может возникнуть сальдо, которое характеризует остаток неиспользованных средств по незаконченной целевой программе. В ПБУ 13/2000 указывается на две ситуации, когда закрывается кредитовое сальдо по данному счету (что фактически и означает погашение обязательств перед финансирующим органом):

  • если средства предназначены для капитальных нужд, то обязательства погашаются при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию;
  • если средства предназначены для текущих нужд, то обязательства погашаются в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и осуществления других расходов аналогичного характера.

Н.А.Лытнева

Е.А.Кыштымова

Аудиторская фирма «УКАП»

г. Орел