Трудоустройство несовершеннолетних

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет позволяет организовать несовершеннолетнему свободное от учебы время, а также приобрести опыт и навыки работы, получить свой первый заработок.

Участниками мероприятия являются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, располагающие свободным от учебы временем.

Продолжительность участия во временных работах составляет 2 недели.

Наиболее распространенными вакансиями для несовершеннолетних являются: рабочий по благоустройству населенных пунктов, подсобный рабочий, уборщик, вожатый, культорганизатор, делопроизводитель, агент рекламный, цветовод и другие.

Продолжительность рабочего времени учащихся определяется с учетом возраста и условий работы. Продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних не может превышать (ст.92, 94 ТК РФ):

в период каникул:

  • 4 часа в день и не более 24 часов в неделю – для лиц с 14 до15 лет;

  • 5 часов в день и не более 24 часов в неделю – для лиц с 15 до16 лет;

  • 7 часов в день и не более 35 часов в неделю – для лиц с 16 до18 лет;

в течение учебного года:

  • 2,5 часа в день и не более 12 часов в неделю – для лиц с 14 до16 лет;

  • 4 часа в день и не более 17,5 часов в неделю – для лиц с 16 до18 лет.

Доход несовершеннолетнего, принимающего участие во временных работах, состоит из:

  • заработной платы, выплачиваемой за счет средств работодателя за фактически отработанное время из расчета не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации с учетом действующих на момент заключения договора нормативных актов о минимальном размере оплаты труда в Тюменской области. В 2019 году минимальный размер оплаты труда в Тюменской области составляет 11280 руб.

  • материальной поддержки, выплачиваемой за счет средств органов занятости и начисляемой из расчета не ниже минимального пособия по безработице увеличенного на размер районного коэффициента. В 2019 году размер минимального пособия по безработице составляет 1500 руб.

Для участия в мероприятии необходимо обратиться в Центр занятости населения по месту жительства и предоставить следующие документы:

  • заявление о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения;

  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;

  • индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Для заключения срочного трудового договора необходимо представить работодателю следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— справка из образовательного учреждения (по месту обучения) с указанным режимом обучения;

— письменное согласие одного из родителей (законных представителей) и органа опеки и попечительства на трудоустройство (для несовершеннолетних в возрасте до 16 лет);

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— медицинская справка формы № 086/у;

— счет в сберегательном банке, реквизиты банковской карты;

— документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу в возрасте от 16 до 18 лет (приписное удостоверение);

— трудовая книжка (за исключением случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях утраты, повреждения трудовой книжки);

— справку об отсутствии (наличии) судимости при поступлении на работу, связанную с деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;

— направление Центра занятости населения по месту жительства.

  • Памятка для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет по временному трудоустройству в свободное от учебы время

Уважаемые работодатели!

podrostkiЕсли Вам нужны дополнительные рабочие руки для выполнения работ, не требующих специальной подготовки и полезных для Вашего предприятия или учебного заведения, Вы можете принять на временную работу несовершеннолетних граждан.

В этом Вам поможет государственная служба занятости населения, заключив с Вами договор на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время или в период летних каникул.

Программа временной занятости рассчитана на несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и организуется в учреждениях, на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

Администрация предприятия:

— заключает срочный трудовой договор с подростком;

— оформляет его прием на работу приказом;

— производит отчисление налогов с заработной платы;

— выплачивает подростку заработную плату (на самом предприятии или перечисляет её на лицевой счет подростка в Сбербанке).

При трудоустройстве несовершеннолетнего гражданина впервые заполнение трудовой книжки производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

На несовершеннолетних граждан, занятых на временных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Запрещается необоснованный отказ работодателя в заключении трудового договора с несовершеннолетним, направленным службой занятости на временные работы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ:

— работы по благоустройству территорий (озеленение улиц и парков, уборка мусора в школьных дворах, городских скверах и парках);

— ремонтно-строительные работы (ремонт спортивных площадок, хоккейных коробок, спортивного инвентаря, наглядно-учебных пособий и книг, школьной мебели и кабинетов, музеев, складских помещений, и др.);

— социальная работа (уход за одинокими и пожилыми людьми, ветеранами ВОВ, работа вожатыми на детских площадках);

— сельскохозяйственные работы (выращивание овощей, посадка рассады и уход за цветочными клумбами, прополка, уборка урожая, уход за животными, сбор лекарственных растений);

— сезонная помощь в оказании почтовых услуг и услуг связи (курьерская работа, разноска писем, газет и телеграмм);

— работа в качестве подсобных рабочих на промышленных предприятиях, в лесхозах, в строительных организациях.

Оплата труда подростков производится работодателем, организующим временные рабочие места.

Учитывая социальную значимость мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан, служба занятости оказывает материальную поддержку несовершеннолетним гражданам на период их участия в работах из средств регионального бюджета. Размер материальной поддержки оговаривается в договоре между предприятием и Центром занятости населения.

Администрация предприятия, учреждения обязана:

— ознакомить подростка с характером работы и условиями оплаты труда;

— объяснить права и обязанности;

— рассказать о правилах внутреннего трудового распорядка;

— провести инструктаж по технике безопасности, правилам охраны труда и пожарной безопасности.

РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, что согласно трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени для учащихся не может превышать:

В период каникул:

— 4 часа в день и 24 часа в неделю – для 14-15-летних;

— 5 часов в день и 24 часа в неделю — для 15-16-летних

— 7 часов в день и 35 часов в неделю – для 16-18-летних;

В течение учебного года:

— 2,5 часа в день и 12 часов в неделю – для 14-16-летних;

— 4 часа в день и 17,5 часов в неделю – для 16-18-летних.

РАБОТЫ, НА КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ:

— работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

— подземные работы;

— работы, выполнение которых может причинить вред здоровью, нравственному развитию подростков (игорный бизнес работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами);

— переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Организация трудовой занятости несовершеннолетних граждан даёт возможность:

  • — работодателям использовать на предприятиях дополнительную рабочую силу;
  • — подросткам получить первый трудовой опыт и свои денежные средства, участвуя в различных видах общественно-полезной деятельности.

Служба занятости приглашает

принять участие в мероприятиях по трудоустройству граждан:

— ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, специализированные, мини-ярмарки;

— гарантированные собеседования;

— подбор персонала по заявке работодателя;

— экспресс-трудоустройство;

— аукцион специалистов или день профессионала;

— презентации организаций;

— день открытых дверей службы занятости.

Все услуги государственная служба занятости населения предоставляет БЕСПЛАТНО!

Во многих странах стран, в том числе и в нашей стране,существуют законы, которые определяют условия и виды работ, на которых могут быть заняты лица не достигшие совершеннолетия.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Такой договор заключается с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, гражданам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, разрешается выполнять любые работы, кроме работ с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных работ и работ, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. В частности, несовершеннолетним запрещено работать в сфере игорного бизнеса, ночных кабаре и клубах, на производстве и в торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Помимо этого подросткам запрещено выполнять работу, требующую от них поднятия и переноса тяжестей выше оговоренной нормы.

Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года утверждены «Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц, моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», которые учитывают характер работы, показатели тяжести труда, предельно допустимую массу груза в килограммах для юношей и девушек.

Несовершеннолетний не может трудоустроиться без прохождения медицинской комиссии и предоставления заверенной медицинским учреждением справки о возможности приступить к трудовой деятельности.

Также подростки не могут привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время и в праздники. Несовершеннолетним запрещено совершать командировки, за исключением тех, кто трудится в СМИ, теле- и радиожурналистике, театре и киноиндустрии.

Сокращенная продолжительность рабочего дня устанавливается:

1. Для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю.

2. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

При трудоустройстве несовершеннолетним предоставляются дополнительные гарантии. Работодатель может расторгнуть трудовой договор только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем). Помимо этого работодатель обязан предоставить молодому работнику ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день в удобное для несовершеннолетнего время.

Заработная плата несовершеннолетним начисляется с учетом сокращенной продолжительности дня и количества выработки.

Проблема трудоустройства несовершеннолетних очень актуальна.

На сегодняшний день трудовое воспитание у подростков отсутствует. Если сравнивать наши дни и советский период, то можно отметить,что в советское время воспитанию придавалось большое значение, создавались специальные трудовые лагеря, что нельзя сказать про сегодняшние дни, система разрушена.

Разрушение системы трудового воспитания напрямую связано с нивелированием базовых моральных ценностей, которые закладываются в процессе воспитания молодежи.

Следствием этого является проявление девиантных форм поведения подростков.

Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье должны закладываться основы трудового воспитания, так же эти меры должны поддерживаться и органами государственной власти.

Детей нужно учить зарабатывать деньги уже в подростковом возрасте. Таким образом,они научаться ценить деньги своих родителей и поймут, каким трудом достаются финансовые блага.

Проблему трудоустройства несовершеннолетних условно можно разделить на две ветви. Первая, это сами подростки, вторая – это работодатели.

Первая ветвь – подростки. Во-первых не все несовершеннолетние дети хотят работать, и это большой минус с их стороны, т.к они не осознают, что трудоустройство –это неотъемлемая часть жизни.Попробовав работать в раннем возрасте ребенок понимает, приспособлен он данному виду деятельности или нет, нравиться ли ему выполнять данную работу, что в будущем может послужить толком при выборе профессии. Во-вторых, многие дети просто боятся начинать работать в раннем возрасте, боюсь ошибиться. И это тоже не правильно, так как переборов боязнь в данном возрасте, им будет проще устроиться в старшем возрасте.

Поэтому детей нужно направлять и привлекать к трудоустройству.

Что касается второй ветви, зачастую работодатель отказывает в приеме на работу, в силу возраста работника, т. е. несовершеннолетнего. Работодатели стараются привлекать в свои рады наиболее опытных работников, имеющих определенный стаж работы. К несовершеннолетним, работодатели относятся, как бы опасаясь в неграмотности и несоответствия уровня предлагаемой работы.

Исходя из данной проблемы, возможны пути совершенствования.

К ним можно отнести:

— Создание специальных рабочих мест для несовершеннолетних;

-Разработка программ по привлечению несовершеннолетних работников.

— По желанию, работодатели могли бы выделять несколько рабочих мест для несовершеннолетних

— Создание программ по прохождению практик и обучению школьников по их будущей специальности.

Основной задачей трудоустройства несовершеннолетнего является приобщение к труду и приобретение профессиональных навыков: возможность адаптироваться в трудовом коллективе и научиться нести ответственность за выполняемую работу, что в будущем не маловажно для любого человека.

Таким образом, проблема трудоустройства несовершеннолетних остается актуальной на сегодняшний день. Как было отмечено выше, работодатели не привлекают молодые кадры на свои предприятия, а отдают предпочтение опытным работников с трудовым стажем.

Работодатель не хочет обучать несовершеннолетнего, неопытного работника. Естественно, задача работодателя состоит в том, чтобы услуга или продукт были выполнены качественно и профессионально.

Но, если не обучать профессиональной подготовки молодых работников, то специалистов в той или иной области резко сократиться, так коллективный состав, со временем необходимо обновлять новыми профессионалами и специалистами. Естественно, что новый состав надо многому обучать, выявлять и развивать таланты у несовершеннолетнего в различных областях науки, однако опыт не всегда превосходит молодость, потому как несовершеннолетние граждане со значительной скоростью развиваются, благодаря современным технологиям и приобретенным знаниям.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

В целях профессиональной ориентации подростков и молодежи, профилактики правонарушений, безнадзорности среди данной категории граждан, а также их материальной поддержки, на территории города Омска осуществляется организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Организация проведения временного трудоустройства несовершеннолетних на территории города Омска осуществляется во взаимодействии с Центром занятости населения города Омска, администрациями административных округов города Омска, комитетами территориального общественного самоуправления города Омска, структурными подразделениями Администрации города Омска и их подведомственными учреждениями.

Подбор школьников для трудоустройства осуществляется преимущественно из числа подростков из малообеспеченных и многодетных семей, а также подростков, состоящих на всех видах профилактического учета.

Мероприятия временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время организуются в основном на базе муниципальных учреждений.С организациями города Омска, которые организуют на своей базе временные рабочие места для несовершеннолетних заключаются договоры поручения.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних регламентируется статьями 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации. Для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
— для работников в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
— для работников от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Продолжительность ежедневной смены (работы) не может превышать:
— от 14 до 15 лет – 4 часа;
— от 15 до 16 лет – 5 часов;
— от 16 до 18 лет – 7 часов.
В течение летнего периода специалистами Центра проводятся проверки соблюдения законности в отношении несовершеннолетних и выполнения условий договоров поручений и требований охраны труда.
Ежегодно основными видами работ, выполняемыми несовершеннолетними, являются:
— благоустройство, озеленение и санитарная очистка территорий и сооружений;
— организация досуга детей;
— участие в организации и проведении мероприятий культурного и спортивного назначения, а также праздничных мероприятий.
Работы для несовершеннолетних организуются:
— в учреждениях социальной сферы по заявке администраций административных округах города Омска (на социально значимых объектах);
— в трудовых отрядах старшеклассников на базе образовательных учреждений;
— в учреждениях департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска;
— в учреждениях департамента культуры Администрации города Омска.

В мероприятиях временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время могут принимать участие подростки в возрасте от 14 до 18 лет, проживающие на территории города Омска.
Для заключения срочного трудового договора подростку необходимо представить направление казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения» по городу Омску.

После получения направления необходимо прийти с ним в отделение Центра по месту проживания подростка и дополнительно представить следующие документы (оригинал и копии):
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и место жительства;
— трудовую книжку 9при наличии);
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
— свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
— справку из образовательного учреждения;
— медицинскую справку о состоянии здоровья формы 086-У;
— письменное согласие законных представителей на выполнение работы по срочному трудовому договору для подростков 14 лет;
— разрешение органа опеки и попечительства на выполнение работы по срочному трудовому договору для подростков 14 лет.
— выписка по лицевому счету пластиковой карты «Мир» Сбербанка для перечисления заработной платы (при наличии карты «Мир»). При отсутствии карты, она будет открыта бесплатно в рамках зарплатного проекта Центром.

Разрешение органов опеки можно получить в отделе «Служба одного окна» Казенного учреждения города Омска «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Омска» по адресу: ул. Гагарина, д. 32, корп. 1. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на работу из органов опеки, размещен на сайте департамента образования Администрации города Омска в сети «Интернет».

Для впервые трудоустраивающихся несовершеннолетних граждан Центр оформит пенсионное страховое свидетельство государственного образца. При организации трудоустройства подростков обязательно учитываются состояние здоровья, возрастные и другие индивидуальные особенности. Несовершеннолетний не должен иметь медицинские противопоказания к выполняемой по срочному трудовому договору работе.

Устойчивое развитие

Достойный труд

Экономика Общество Экология Занятость Защита Права Диалог
Актуальные задачи ЦУР
4.3, 4.4, 4.5, 8.6, 8.b
Актуальные результаты политики
1

На этой странице: Взаимосвязь ПДТ и ЦУР | Абсолютные приоритеты политики | Партнерства | Возможности МОТ | Дополнительная информация

Для того, чтобы плоды экономического роста и достойный труд стали всеобщим достоянием, крайней важно вырваться из порочного круга, порождаемого плохим качеством образования, низкой производительностью труда и хронической нищетой. Образование, будучи целью само по себе, также является средством устроиться на достойную работу, особенно для молодежи, а непрерывное обучение абсолютно необходимо для того, чтобы успевать за меняющимися требованиями, предъявляемыми к кадрам на рынке труда. Таким образом, профессиональная подготовка является важнейшим предварительным условием устойчивого развития (57). При этом она также может способствовать переходу из неформальной экономики в формальную. Профессиональная подготовка также требуется для того, чтобы использовать возможности и отвечать на вызовы, связанные с новыми требованиями экономического развития и новыми технологиями в условиях глобализации (58).
Государство, организации работников и работодателей во всех странах мира предпринимают усилия, направленные на укрепление возможностей трудоустройства работников, создание условий для производительной занятости и достойного труда молодежи, а также для роста производительности предприятий за счет повышения качества и актуальности образования. Для того, чтобы помочь трехсторонним участникам включить профессиональную подготовку в национальные и отраслевые стратегии развития, МОТ проводит сравнительные исследования, разрабатывает рекомендации и оказывает техническую помощь.
Стратегии профессиональной подготовки входят в число приоритетов стран вне зависимости от стадии их экономического развития, как минимум, по трем причинам:

  • В плане востребованности навыков: для точного прогнозирования потребностей в кадрах, а также для того, чтобы качество и актуальность профессиональной подготовки соответствовали требованиям рынка труда;
  • В плане повышения квалификации: для того, чтобы программы и учебные учреждения не отставали от технического прогресса и изменений на рынке труда, а работники и предприятия могли перейти из сокращающихся и малопроизводительных секторов и видов деятельности в растущие и высокопроизводительные. Это предполагает наличие у работников возможностей для перепрофилирования, повышения квалификации и постоянного обучения на протяжении всей жизни, чтобы они могли сохранять свою конкурентоспособность на рынке труда и обеспечивать конкурентное преимущество тем предприятиям, где они работают;
  • В плане социального развития: для укрепления потенциала и систем накопления знаний в экономике и обществе как источника непрерывного процесса социально-экономического развития.

В области профессиональной подготовки МОТ в последнее время предпринимала усилия в трех основных направлениях:

  • обеспечение связи между образованием и текущими потребностями рынка труда, а также прогнозирование и формирование компетенций, необходимых для профессий будущего;
  • создание качественных систем ученичества и включение базовых навыков в состав учебных программ для молодежи; расширение доступа жителей сельской местности к возможностям обучения с перспективами трудоустройства в целях повышения уровня жизни и сокращения бедности;
  • обеспечение мужчин и женщин возможностями, необходимыми для трудоустройства в формальной экономике40.

Кроме того, МОТ были разработаны специальные программы профессиональной подготовки и повышения возможностей трудоустройства уязвимых категорий населения, и программы сокращения бедности и развития профессиональных навыков для торгово-экономической диверсификации (НТЭД).
При проведении мероприятий и разработке программ профессиональной подготовки МОТ руководствуется Конвенцией 1975 года о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (№ 142) (ратифицированной 68 странами), Рекомендацией 2004 года о развитии людских ресурсов (№ 195), а также Выводами о роли профессиональной подготовки для роста производительности, занятости и экономического развития, принятыми МКТ в 2008 году, и Выводами МКТ 2012 года о кризисе молодежной занятости. Кроме того, тема развития навыков, образования и профессиональной подготовки затрагивается во многих других документах и руководствах МОТ41.

Взаимосвязь ПДТ и ЦУР

«Образование или передача, приобретение, создание и адаптация информации, знаний, навыков и ценностей является ключевым фактором устойчивого развития. В свою очередь, это предполагает общество равных возможностей, где все граждане на протяжении всей своей жизни имеют равный доступ к эффективному и актуальному обучению, которое обеспечивается как в формальной, так и в неформальной обстановке». (59). Соответственно, ЦУР 4, посвященная образованию, включает в себя две задачи в области профессиональной подготовки, а именно, 4.3 (равный доступ мужчин и женщин к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию) и 4.4 (увеличение числа молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками для трудоустройства, получения достойной работы и предпринимательской деятельности). Кроме того, без профессиональной подготовки нельзя решить задачу 8.6 (к 2020 году существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональные навыки), а также 8.b (ввести в действие глобальную стратегию обеспечения занятости молодежи). Развитие профессиональных навыков также играет ключевую роль в достижении ЦУР 5 (обеспечение гендерного равенства) и решении задачи 4.5 (ликвидация гендерного неравенства в сфере образования).
Сходным образом, развитие профессиональных навыков является исключительно важным для ПДТ и содействия производительной занятости. В соответствии с преамбулой к Уставу МОТ, в ее функции входит «организация профессионального и технического образования»; кроме того, развитие профессиональных навыков занимает важное место в технической помощи, которую оказывает МОТ. Однако при этом МОТ признает, что «развитие профессиональных навыков само по себе не приводит к росту производительности труда и занятости. Этому способствуют другие важнейшие факторы, такие как меры содействия производительности и занятости, имеющие целью стимулировать спрос на рынке труда, обеспечить уважение прав работающих, гендерное равенство, охрану труда, здоровые трудовые отношения, социальный диалог и эффективную социальную защиту». (58).

Абсолютные приоритеты политики

Как одно из фундаментальных прав человека, закрепленное в ряде актов международного права42 и в законодательстве большинства стран мира, право на образование следует считать необходимым условием реализации других социальных, экономических и культурных прав, а также катализатором позитивных социальных перемен, социальной справедливости и мира. Как упоминалось выше, развитие профессиональных навыков является предметом нескольких документов МОТ (59).
Гендерное неравенство препятствует достойному труду и всеохватному росту. Кроме того, уже доказано, что наличие у женщин возможностей участвовать в экономической жизни наравне с мужчинами позитивно влияет на состояние здоровья и образования детей. Таким образом, в результате мобилизации всех возможностей человека можно добиться более равноправного распределения плодов экономического роста. Женщины по-прежнему сталкиваются с более серьезными препятствиями на пути к образованию, особенно в сельской местности, а также в неформальной и традиционной экономике. Ликвидация этих препятствий является предметом ЦУР 5 и задачи 4.5 (60).
Дабы избежать возможных несоответствий между спросом и предложением на рынке труда и обеспечить актуальность содержания программ профессионально-технической подготовки с точки зрения технического прогресса, эти программы следует разрабатывать и реализовывать на основе действенных процессов и механизмов социального диалога.
Переход к экологически чистой экономике невозможен без инвестиций в образование и подготовку кадров. Технический прогресс и необходимость в таких моделях производства и потребления, которые не разрушают окружающую среду, требуют от государства и частных предприятий вкладывать средства в развитие профессиональных навыков, поддерживающих устойчивое развитие, в том числе в сфере сельскохозяйственного производства. Этот аспект отражен в ЦУР 4.7 (57).

Партнерства

Программы развития профессиональных навыков, реализуемые МОТ в различных странах мира, поддерживают такие партнеры по развитию, как Всемирный банк, Евросоюз, Канада, Южная Корея, Норвегия, и организации частного сектора, например, благотворительный фонд MasterCard. МОТ сыграла ключевую роль в содействии странам Группы двадцати в разработке единой стратегии профессиональной подготовки кадров под названием «Квалифицированная рабочая сила – основа мощного, устойчивого и сбалансированного роста», принятой главами соответствующих стран в 2011 году. Эта стратегия создает основу для реализации в России масштабной программы МОТ по развитию профессиональных навыков, которую финансирует российское правительство. МОТ является членом Глобальной сети ученичества (GAN), (GAN), которая является коалицией компаний, международных организаций, ассоциаций работодателей и федераций бизнеса, занимающихся разработкой программ профессиональной подготовки для молодежи и формирования предпринимательских навыков. В 2008 году в целях координации деятельности крупнейших международных организаций, участвующих в ПТО, была создана межведомственная группа по профессионально-техническому образованию и подготовке (МВГ-ПТО). В ее задачи входит обмен информацией в целях единого понимания ключевых проблем. МВГ возглавила процесс межведомственных усилий по разработке индикаторов профессиональной подготовки, экологизации ПТО и прогнозирования потребностей в кадрах. В состав этой группы входят ЮНЕСКО, МОТ, ОЭСР и Всемирный банк, а также Африканский, Азиатский и Исламский банки развития, Еврокомиссия и Европейский фонд образования. На уровне стран МОТ участвует в совместных программах ООН и механизмах координации донорской помощи, занимаясь вопросами образования и развития профессиональных навыков.

Возможности МОТ

Главным подразделением МОТ, которое занимается вопросами развития профессиональных навыков, является отдел по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства, входящий в состав департамента политики занятости; еще десять специалистов по развитию профессиональных навыков работают в Группах технической помощи по вопросам достойного труда в различных странах мира. МОТ может также привлечь кадровый и информационный потенциал международного учебного центра in Turin which has become aocational education and training. The ILO is also in charge of the management of the Inter-American Centre for Knowledge Development in Vocational Training (CINTERFOR).
Следует подчеркнуть, что, помимо указанных специализированных подразделений и органов, практически все технические подразделения и специалисты МОТ участвуют в мероприятиях профессиональной подготовки по своей тематике. При этом все проекты МОТ по техническому сотрудничеству включают в себя мероприятия в области образования, подготовки и развития профессиональных навыков.

Дополнительная информация

Наиболее полное собрание данных, инструментов и информации, подготовленных МОТ (и не только), содержится в разделе «Платформа по обмену знаниями о навыках, необходимых для трудоустройства», которая является глобальной государственно-частной инициативой. Кроме того, большой объем учебных ресурсов, документов и методических руководств можно найти в информационном центреМУЦ-МОТ (Турин).
40 — Стержнем программы является проект, обозначенный акронимом TREE: Training for rural employment and empowerment (образование в целях обеспечения занятости и расширения прав и возможностей сельского населения).
41 — Например, это Конвенция № 88 об организации службы занятости, ратифицированная 90 странами; Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий и связанная с ней Рекомендация № 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; Конвенция № 122 о политике в области занятости, ратифицированная 109 странами; Конвенция № 140 об оплачиваемых учебных отпусках, ратифицированная 35 странами; Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, ратифицированная 172 странами, и соответствующая Рекомендация № 99; Рекомендация № 88 о профессиональной подготовке взрослых, а также Конвенция № 181 о частных агентствах занятости, ратифицированная 30 странами.
42 — Это Всеобщая декларация прав человека (ст. 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13) и Конвенция о правах ребенка (ст. 28).
57. ILO. ILO SDG Note on Skills Development. Geneva : ILO, 2016.