Транзитные поставки

Оформляем документы при транзитной доставке товара

Вводная часть

В сделке оптовой купли-продажи участвуют три стороны: поставщик, оптовик и конечный покупатель. Сама купля-продажа проходит в два этапа. На первом этапе оптовик приобретает товар у поставщика, то есть право собственности переходит от поставщика к оптовику. На втором этапе оптовик продает товар покупателю, и право собственности переходит от оптовика к покупателю. По сути два этапа – это две самостоятельные сделки, и на каждую нужно оформить свой комплект документов.

При этом нередко случается, что все участники находятся в разных городах или даже в разных регионах. Тогда товар чаще всего доставляется транзитом от поставщика к конечному покупателю, минуя склад оптовика. Соответственно, транспортировка оформляется единым документом.

В итоге получается, что операций по купле-продаже две, а операция по доставке одна. В связи с этим бухгалтеры часто путаются, как правильно заполнить «первичку» по транзитным операциям. Рассмотрим в отдельности каждый документ.

Накладная по форме ТОРГ-12

Таких накладных две: по одной поставщик реализует товар оптовику, по второй оптовик реализует товар конечному покупателю.

К сожалению, форма ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) не предназначена для транзитных поставок. Поэтому нет единого мнения относительно того, как правильно заполнять ее в описанной ситуации. Мы предлагаем вариант, который не противоречит нормативам, и к тому же является наиболее удобным с точки зрения практического применения.

Поставщик реализует товар оптовику

Накладную ТОРГ-12 выписывает поставщик. Свое название, адрес и прочие реквизиты он помещает в строку «Поставщик». Адрес и реквизиты оптовика указывает в строке «Плательщик».

Кто будет значиться в троке «Грузоотправитель», зависит от условий договора между поставщиком и оптовиком. Если по условиям договора право собственности на товар в момент отправки не перешло к оптовику, то в качестве грузоотправителя поставщик указывает себя. Если с момента отправки владельцем груза стал оптовик, то грузоотправителем должен числиться оптовик.

В строке «Грузополучатель», по нашему мнению, должны стоять наименование и реквизиты оптовика. На первый взгляд это кажется не логичным, ведь пункт разгрузки товара – склад конечного покупателя, а не оптовика. Но поскольку конечный покупатель не является стороной сделки между поставщиком и оптовиком, его не нужно упоминать и в накладной ТОРГ-12.

В строке «Основание» следует отразить номер и дату договора, заключенного между поставщиком и оптовиком.

Оптовик реализует товар конечному покупателю

Накладную ТОРГ-12 выписывает оптовик. Свое наименование, адрес и реквизиты он указывает в строке «Поставщик», а название и реквизиты конечного покупателя – в строке «Плательщик».

В строке «Грузоотправитель» надо отразить сведения об оптовике, а в строке «Грузополучатель» – о конечном покупателе.

В строку «Основание» нужно занести дату и номер договора, подписанного оптовиком и конечным покупателем.

Альтернативный вариант заполнения накладной ТОРГ-12

Существует мнение, что в накладной, выписанной при реализации поставщиком оптовику, и в накладной, выставленной оптовиком конечному покупателю, сведения о грузоотправителе и грузополучателе должны совпадать. В обоих документах в качестве грузоотправителя нужно указать поставщика, а в качестве грузополучателя – конечного покупателя.

В полях «Отпуск груза разрешил» и «Отпуск груза произвел» в обеих накладных должны стоять отметки поставщика, а в графе «Груз получил грузополучатель» – отметка конечного покупателя.

Подобный способ вполне допустим, к тому же его одобряют некоторые суды (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.11 № А44-4370/2010). Однако на практике он вызывает сложности. Во-первых, конечному покупателю приходится дважды ставить отметки о получении одного и того же груза, и он зачастую отказывается это делать. Во-вторых, конечный покупатель видит накладную, выписанную поставщиком на имя оптовика, и, как следствие, знает оптовые цены. По понятным причинам такой вариант для оптовика неприемлем.

Счет-фактура

Поставщик обязан выставить счет-фактуру и указать в роли продавца себя, а в роли покупателя – оптовика. В свою очередь оптовик тоже должен выставить счет-фактуру, где продавцом будет значиться он сам, а покупателем – конечный покупатель.

Кого следует отразить в роли грузоотправителя и грузополучателя? Однозначного ответа нет, потому что определения грузоотправителя и грузополучателя в Налоговом кодексе отсутствуют. Мы полагаем, что в счетах-фактурах следует повторить данные, указанные в одноименных строках накладных ТОРГ-12. Это позволит сделке выглядеть более прозрачной в глазах инспектора.

Товарно-транспортная накладная

Наибольшее количество проблем при транзитных поставках возникает из-за транспортных документов. Так как одним из самых распространенных способов перевозки является доставка автотранспортом, рассмотрим подробно, как оформляется «первичка» для этого варианта.

При автоперевозках необходимо составить товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). К сожалению, данный бланк тоже слабо приспособлен к нюансам транзитных операций.

Если оформлять 1-Т по всем правилам, то строки заполняются следующим образом.

В строке «Плательщик» числится оптовик. Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности. Если в момент отправки товара его собственником стал оптовик, то он и будет указан в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.

Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя. Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его. Если же разгрузку производит представитель оптовика, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон оптовика.

В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.

Однако многие оптовики отказываются от подобного способа оформления ТТН. Основная причина в том, что данный способ позволяет конечному покупателю ознакомиться с оптовыми ценами и без труда рассчитать, какую прибыль получил оптовик.

В жизни, как правило, практикуются два альтернативных варианта оформления 1-Т. Сразу оговоримся, что ни один из них нельзя назвать абсолютно законным и безопасным.

Первый вариант: перевыставить 1-Т

Суть в том, чтобы вместо одной товарно-транспортной накладной оформить две. Первую составляет поставщик и указывает в ней оптовые цены. Вторую заполняет оптовик, но вместо оптовых цен указывает отпускные. При этом сведения о пунктах погрузки и разгрузки, а также номере машины, оптовик переписывает из первой ТТН.

Затем в задачу поставщика входит сделать так, чтобы конечный покупатель получил не первую, а вторую накладную. Как правило, представитель компании-поставщика встречает машину и меняет документы.

У данного метода есть существенный недостаток. Если сотрудники ИФНС проведут встречную проверку, то от поставщика они получат первый вариант товарно-транспортной накладной, а конечный покупатель предъявит им другой вариант того же документа. Скорее всего, инспекторы сочтут это признаками налоговой схемы и не подтвердят расходы и вычеты НДС.

Второй вариант: не указывать цены

Некоторые оптовики договариваются с поставщиками, и в товарной части ТТН указывают только наименование и количество товара. При этом графы, предназначенные для цены и суммы, оставляют пустыми.

Такой вариант представляется нам менее рискованным, поскольку, в отличие от способа с заменой ТТН, не наводит на мысли о необоснованной налоговой выгоде. Однако и здесь есть свои недостатки, а именно отсутствие в первичном документе денежного измерителя хозяйственной операции. Вполне вероятно, что налоговики при проверке не оставят это без внимания и аннулируют расходы на доставку.

Ключевые отгрузочные документы для поставщиков

Обзор общих документов в сфере экспорта / импорта, разделенных по типам: финансовые (счета-фактуры, страховой полис), транспортные (B / L, AWL, CMR), документы по обеспечению качества (акт технического осмотра). Поставщики должны быть ознакомлены с документами, которые должны быть подготовлены для экспорта товаров в зарубежные страны. В этой статье рассмотрим наиболее распространенные из них и их ключевые особенности.

Финансовые документы

Счёт-проформа («PI»)

Счет-проформа («PI») представляет собой административный документ, отправляемый поставщиком грузополучателю до отгрузки товаров, в котором указывается тип и количество отправляемых товаров, их стоимость и другие коммерческие и технические данные о предстоящей доставке. Счета-проформы выдаются, когда продавец запрашивает платеж от покупателя до начала операции доставки.

Коммерческий счёт («CI»)

В коммерческих счетах указывается тип товаров, поставляемых поставщиком грузополучателю, их качество и количество, их единица измерения и общие цены, название и адрес продавца, наименование и адрес покупателя (продано / отгружено / / счет-фактура сторонам), место доставки (в комплекте с применимыми Инкотермс 2010) и условия оплаты (вид оплаты и срок оплаты).

Коммерческий счет-фактура доказывает, что продажа произошла (для продавца) и что покупка была сделана (для продавца), определяет налогооблагаемую сумму для таможни и создает дебиторскую задолженность и счет к оплате в учетных системах продавца и покупателя соответственно.

В некоторых случаях коммерческий счет должен быть заверен местной торговой палатой (заверенный счет) перед отправкой импортеру (что означает, что счет должен быть проверен Торговой палатой поставщика, чтобы он считался действительным для покупателя). Заверенные счета-фактуры являются обычной практикой для экспорта в арабские страны.

Разница между проформами и коммерческими счетами

Различия между коммерческой счета-фактурой или счетом-проформой:

Коммерческий счет-фактура выдается, чтобы предоставить сотрудникам таможни достаточно информации для определения применимых ввозных пошлин и права на ввоз товаров в страну.

Коммерческий счет-фактура является фактическим счетом с налоговой и юридической значимостью, тогда как проформа-счет не является действительным счетом (т.е. экспортер не регистрирует кредит в своей учетной системе, а импортер не обязан регистрировать дебет с другой стороны). ).

Счет-проформа обычно используется только в том случае, если реальная поставка и соответствующая финансовая операция еще не осуществлены. Этот тип счета может выглядеть очень похожим на фактический коммерческий счет, так как он описывает товар и его стоимость.

Разница в форматах:

Для проформных и коммерческих счетов-фактур не указано никаких форматов (за исключением стран, где требуются консульские счета-фактуры).

Разница заключается в том, что в коммерческом счете-фактуре всегда должна указываться конкретная информация, которая считается действительной с налоговой и юридической точек зрения, например, описание и количество каждого отправляемого товара, стоимость отправления, страна происхождения, местоположение покупки, а также имена и адреса как продавца, так и покупателя.

Такое указание может отсутствовать в предварительных счетах-фактурах, которые должны содержать достаточно информации, чтобы обозначить будущую или предстоящую транзакцию.

Обязательства:

Экспортер всегда несет ответственность за предоставление коммерческого счета должностным лицам таможенных органов при отправке товаров, товаров или документов, которые включают денежную оценку и международные платежи.

В некоторых случаях, когда денежной транзакции не произошло, например, когда товары были отправлены в качестве подарков или в качестве образцов для ожидаемой будущей транзакции, экспортер может использовать предварительный счет-фактуру (так как такая поставка не облагаются налогом).

Консульский счёт-фактура

Некоторые страны требуют, чтобы продавцы выставляли счета местным покупателям в заранее определенных формах (консульские счета), и не разрешают выставлять счета в бесплатных форматах. Консульские счета используются странами, заинтересованными в контроле количества и качества импортируемых товаров по нескольким причинам (антидемпинговые, налогообложение, контроль импорта, статистика).

Чтобы оформить консульский счет, продавец запрашивает форму в консульстве страны-импортера, заполняет ее и представляет вместе со стандартным счетом.

Политика транспортного страхования грузов

Страховые сертификаты — это оборотные документы, выданные страховыми компаниями, которые защищают товары от заранее определенных случайных событий (или других событий, указанных в полисе) за плату.

Страховой сертификат является обязательным для определенных условий доставки, таких как CIF. Страховые полисы могут быть приобретены как покупателем, так и продавцом, в зависимости от того, кто несет договорную ответственность за риски, связанные с доставкой (что определяется применимым Инкотермс).

Чтобы подать иск против негативного события, покрываемого страховкой, оригинал сертификата должен быть представлен с копиями вспомогательных документов, таких как, помимо прочего, счет-фактура, упаковочный лист, коносамент и описание случая (обычно составляется страховым представительом в сотрудничестве с заинтересованными сторонами, грузоотправителем и перевозчиком).

Товаросопроводительные документы

Контрольный упаковочный лист («PL»)

В упаковочном листе указываются детали доставки заказа: количество (вес нетто и брутто, плюс объем) и качество отгруженного товара, дата отгрузки, другие детали логистики, такие как маршрут и экспедитор, а также HS тарифные коды на товары (таможенный код товара).

В упаковочном листе также могут указываться типы упаковок, используемых для перевозки, такие как ящики, коробки, корзины, бочки, картонные коробки, поддоны, контейнеры и так далее.

В упаковочных листах обычно не указывается информация о ценах, которая указывается в коммерческом счете.

Упаковочный лист, как правило, физически прикрепляется к упаковкам для облегчения таможенных операций в странах-экспортерах и импортерах и для возможности сверки поступающих товаров с заказами на покупку по прибытии в помещения покупателя.

В некоторых странах требуется, чтобы упаковочный материал, используемый для доставки товаров, обрабатывался для уничтожения опасных насекомых, личинок, паразитов, бактерий и вредителей.

В таких случаях к экспортеру может быть обращена просьба предоставить (в дополнение к упаковочному листу) фитосанитарный сертификат, подтверждающий, что такие обработки применялись за 3–60 дней до даты прибытия товара в страну-импортер.

Накладная на груз

Товарные накладные — это документы, сопровождающие груз и описывающие количество и качество отгруженного товара.

Как правило, продавцы просят покупателей подписать накладные после получения товара, чтобы доказать, что они были должным образом получены и приняты. Подпись собрана перевозчиком, который доставил груз получателю.

Объем накладной:

Для экспортера: убрать запас со склада или производственных линий и доказать доставку импортеру
Для экспортера: проверьте соответствие между заказом на поставку и доставкой при получении
Для перевозчика: подтвердите, что товары были собраны и доставлены в пункт назначения. В некоторых странах накладные также являются фискальными документами

Товарно-транспортная накладная («BL»)

Накладная на груз («B/L») является договорным документом между владельцем товара (экспортер / продавец) и перевозчиком, ответственным за доставку товара (оператор судна).

Накладная на груз представляет собой право собственности на товар и может быть как договорным, так и необоротным (последние называются «прямой B / L»).

Оборотная накладная может использоваться для передачи права собственности на товары в пути и является стандартным требованием для операций, охватываемых кредитными письмами.

B/L выдается перевозчиком (или одним из его представительов) грузоотправителю / экспортеру и подписывается капитаном, представительом или владельцем судна. Сфера действия этого документа состоит в том, чтобы подтвердить получение товара (груза), установить условия договора перевозки и подтвердить обязательство доставить товар в названный порт назначения физическому держателю оригинального B / L. Субъект или лицо, имеющее первоначальный счет, может потребовать доставку товара в порт прибытия.

B/L является критически важным документом для платежей, оплачиваемых аккредитивом. Когда в сделке участвуют аккредитивы, B/L должен быть выдан с конкретной формулировкой и содержать точные указания (например, франко-судно, имя получателя и уведомляющей стороны, имя и адрес местных представителей в порту прибытия, обозначение товара).

Накладная обычно показывает следующую информацию:

  • имя грузоотправителя
  • экспедитор и названия судов
  • качество и количество товара (вес нетто и брутто)
  • страхование
  • франко-судно
  • ETD / ETA (предполагаемое время отправления, предполагаемое время прибытия)
  • общие условия перевозки и другие договорные условия
  • и т.п.

Сторона, имеющая оригинал накладной, может забрать товар по прибытии в порт назначения.

Грузовая накладная («AWB»)

Авиагрузовая накладная («AWB») является транспортным документом, выданным для воздушных грузов. AWB не представляет право собственности на товары и не может использоваться для передачи их прав собственности во время транзита.

В авиагрузовой накладной просто указывается, что авиакомпания загрузила товары и обязана доставить их в указанный аэропорт назначения.

В AWB должно указываться:

  • грузополучатель (как правило, импортер или покупатель)
  • описание товара (количество и качество)
  • любой текст, необходимый для документальных аккредитивов

Сквозной коносамент («HBL»)

Это специальный коносамент, выданный экспедитором и, как правило, не подлежит рассмотрению (так как он не представляет собой право собственности на товары).

Экспортеры должны проверить, принимается ли банком импортера внутренний коносамент вместо выданного перевозчиком коносамента в случае, если операция покрывается аккредитивом (некоторые банки могут не принять его из-за его необоротного характера ).

Коносамент смешанной перевозки (FBL)

Мультимодальная коносамент («FBL») — это международный транспортный документ, выданный для охвата двух или более видов транспорта, таких как перевозка автомобильным транспортом, затем железнодорожным транспортом или морским транспортом, а затем автомобильным транспортом. FBL может быть предметом переговоров (при выдаче «на заказ») или не подлежит рассмотрению (в большинстве случаев).

FBL выдаются уполномоченными экспедиторами / перевозчиками FIATA либо в качестве договора доставки, либо в качестве подтверждения получения груза.

Международная транспортная накладная (CMR)

CMR — это обычный документ, когда товары перевозятся грузовиком от продавца к покупателю.

CMR заполняется продавцом или перевозчиком, но перевозчик должен подписать его при получении товара.

Этот документ имеет следующие цели:

  • в ней указаны обязанности и ответственность сторон (грузоотправитель и перевозчик)
  • это означает, что груз был передан от грузоотправителя перевозчику, и этот перевозчик завладел грузом
  • если он подписан получателем, это доказывает, что груз был доставлен и получен, и что перевозчик выполнил груз
  • CMR не подлежит обсуждению, не представляет название товара, но часто используется, даже в случае документальных аккредитивов.

Свидетельство о происхождении («COO»)

Некоторые импортеры требуют, чтобы продавец предъявил конкретный документ (называемый «сертификат происхождения»), который подтверждает фактическое происхождение товара.

Такой сертификат выдается Торговой палатой экспортера на основании ее письменного запроса и наличия документов, подтверждающих фактическое происхождение товара (требования могут отличаться для производителей и торговых посредников).

Если экспортер не может предоставить действительный сертификат происхождения, таможня импортирующей страны может отклонить таможенную очистку товара.

Страна происхождения и страна преимущественного происхождения не следует путать со страной доставки:

  • страна происхождения: означает страну, где товары были изготовлены
  • страна преимущественного происхождения: для продуктов, которые были произведены в нескольких странах, преимущественным происхождением является страна, в которую была добавлена ​​большая часть стоимости товаров (как правило, страна, в которой происходит более 50% от общей стоимости производства)
  • страна доставки: страна, из которой был отправлен товар, независимо от страны (преференциального) происхождения

Сертификат происхождения является часто запрашиваемым документом в виде аккредитива, поскольку импортер хочет, чтобы продавец подтвердил фактическое происхождение приобретенных и отгруженных товаров (например, для защиты с помощью недорогих товаров).

Чтобы получить сертификат происхождения, экспортер должен подать заявление в Торговую палату лично или через Интернет.

Палата, как правило, запрашивает подтверждение фактического происхождения материала, которым может быть, например, аналогичное свидетельство, выданное поставщиком экспортера, или другая аналогичная документация. Стоимость сертификата происхождения, как правило, пропорциональна стоимости накладной, которая сопровождает товар (от 0,25% до 1% от стоимости).

Сертификат происхождения форма А

Форма А — это особый тип сертификата происхождения, который разрешает импорт из пула развивающихся стран (включенных в ВСП, Общую систему преференций) по сниженным или нулевым тарифам в некоторых развитых странах или регионах. Сертификаты формы А выдаются торгово-промышленными палатами в стране происхождения продукта.

Сертификаты происхождения формы А были обнародованы ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) в целях содействия развитию стран с развивающейся экономикой.

Заявление о контроле места назначения

Заявление о контроле места назначения — это положение, установленное экспортером товаров, которое указывается в экспортных документах (таких как проформы и коммерческие счета-фактуры), для информирования импортера, экспедитора и других заинтересованных сторон (например, таможенных органов) о том, что товары имеют конкретный пункт назначения, а не другие.

Этот тип ограничений используется для соблюдения правил экспортного контроля, которые запрещают экспортерам отправлять товары в конкретные страны (например, Иран, Северная Корея и т. Д.).

Документы качества

Сертификат проведения приёмки третьей стороной

Некоторые покупатели запрашивают свидетельство о проверке третьей стороной, чтобы удостовериться, что импортируемые товары соответствуют определенным производственным стандартам / нормам, и чтобы убедиться, что количество и качество отгруженных товаров соответствуют количеству и качеству заказанных товаров.

Инспекции могут проводиться во время производственных операций, в порту отправления или в порту прибытия независимыми организациями, которые нейтральны как для покупателя, так и для поставщика (например, SGS, DNV, Lloyd’s и т. д.).

Расходы на такие проверки обычно несет покупатель, если иное не оговорено в договоре купли-продажи.

Вот четыре основных типа сторонних проверок:

1. Предпроизводственный контроль: этот тип инспекции требуется для определения качества сырья, компонентов и деталей, которые производитель будет использовать в ходе фактического производственного процесса. Этот тип проверок распространен для поставок большого объема, где риск некачественного сырья и деталей может привести к серьезным проблемам для конечного пользователя.

2. «Проверка качества образцов, взятых с производственной линии» (во время производства): этот тип проверки используется для оценки среднего качества продукта во время производственных операций, чтобы убедиться в его приемлемости и стабильности. Несмотря на то, что этот тип проверки является дорогостоящим, он может помочь обнаружить проблемы до отгрузки или получения бракованной продукции.

3. Проверка перед отгрузкой: это наиболее распространенный вид проверки, который проводится в месте отправления (склад отправителя или производственный объект) и на случайной выборке продукции.

4. При загрузке контейнера: в этом случае инспектор проверяет товар при погрузке в контейнеры (складские столы или склад экспедитора).

Последний тип проверки, менее распространенный, — это проверка в порту прибытия.

В любом из вышеперечисленных типов проверки могут быть визуальными или выполнены с использованием специальных инструментов (например: испытание PMI, чтобы проверить химический состав стального продукта).

Большинство аккредитивов включают сторонний сертификат проверки в качестве обязательного документа в соответствии с условиями кредита. Продавцы должны отклонять аккредитивы, если инспекционный отчет должен выдавать покупатель, а не нейтральная третья сторона, поскольку это подвергает их серьезным и очевидным платежным рискам.

Сертификат испытаний или сертификат качества материалов

Для некоторых товаров, таких как химические продукты и сырье, экспортеры предоставляют также химические сертификаты, подтверждающие, что товары соответствуют целевым показателям состава, кислотности, вязкости, влажности и соответствуют применимым нормам и правилам (таким как Reach или Rohs).

Такой анализ проводится, как правило, независимой лабораторией, назначаемой сторонами (до или после отправления).

Другие товары, например, сделанные из металла, поставляются с сертификатами качества материалов, выданными производителем (или другой назначенной организацией в качестве инспекционной компании) для проверки химических и механических свойств материалов (общепринятыми являются EN 10204 3.1, 3.2 , и т.д).

В ряде организаций осуществляют операции по приобретению и продаже товара без оприходования его на собственный склад: товар доставляется транзитом со склада поставщика на склад конечного покупателя. Рассмотрим особенности документального оформления, бухгалтерского учета и налогообложения такого рода операций в сфере оптовой торговли.

Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки: торговая компания заключает договор купли-продажи товара с поставщиком (заводом-изготовителем, импортером и т. п.), на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик — отгрузить товар на тот склад, который укажет торговая организация, и отдельный договор с покупателем товара, в рамках которого обязуется поставить за плату товар. При этом торговая компания в первом договоре будет выступать покупателем товара, а во втором — его продавцом.

📌 Реклама Отключить

Особенность договоров транзитной торговли состоит в следующем.

Торговая организация по первому договору перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. Их грузополучателем по договору является конечный покупатель. Такой способ торговли возможен в силу ст. 509 ГК РФ, поскольку поставка товаров может осуществляться поставщиком в том числе и путем их отгрузки (передачи) лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Товары в этом случае фактически не поступают на склад торговой организации (у транзитного поставщика на практике может даже не быть склада, ведь при рассматриваемых поставках его наличие не требуется). Несмотря на это, организация приобретает право собственности на поставляемые товары.

По второму договору транзитный поставщик получает денежные средства от покупателя за передаваемые товары. Грузоотправителем является поставщик товара по первому договору, а не оптовая торговая организация.

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемом случае при приобретении товара обязанность поставщика передать товар покупателю (в данном случае — «транзитному» продавцу) считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки конечному покупателю (п. 2 ст. 458, п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 509 ГК РФ).

При продаже товара обязанность организации — «транзитного» продавца передать товар конечному покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю, поскольку договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Определение момента перехода права собственности на товар

При транзитной торговле товарами необходимо, исходя из условий конкретного договора поставки, определить момент перехода права собственности на приобретенные товары от поставщика к торговой организации и от транзитного поставщика к конечному покупателю. 📌 Реклама Отключить

Это позволит сторонам сделки распределить между собой риски утраты имущества, а торговой организации даст возможность правильно определить дату реализации товаров в бухгалтерском учете и налоговом при применении метода начисления.

По общему правилу право собственности на товары возникает с момента их передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товаров является их вручение. В рассматриваемом случае организация не может непосредственно передать (вручить) товары покупателю, потому что она их на свой склад физически не получает.

Если товары нельзя передать лично (вручить) получателю, моментом их передачи является сдача товаров первому перевозчику для доставки их приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ). При транзитной торговле организация не передает товары перевозчику. Это делает поставщик при отправке товара со своего склада. Тогда момент передачи товаров первому перевозчику может подтверждаться извещением поставщика об их передаче перевозчику с приложенными к нему товаро-распорядительными документами.

📌 Реклама Отключить

В зависимости от момента перехода права собственности между сторонами договоров дата получения дохода торговой организацией может определяться по-разному.

При переходе права собственности на товары к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика, а к конечному покупателю — в момент поступления товаров на его склад доход у организации в бухгалтерском и налоговом учете при применении метода начисления появится на дату передачи товаров при их доставке на склад покупателя.

Если право собственности на товары переходит к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика (к примеру, в присутствии представителя организации) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя конечного покупателя на складе поставщика), то доход появится сразу после передачи товаров перевозчику.

📌 Реклама Отключить

Если же в договоре предусмотрено, что доставленные товары поступают конечному покупателю на ответственное хранение, при этом право собственности переходит к нему только после полной их оплаты, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета конечного покупателя.

Оформление первичных документов

  • Товарная накладная

Первичным учетным документом, который применяется для оформления продажи товара, может являться товарная накладная (ф. № ТОРГ-12), которая в общем случае составляется в двух экземплярах. Первый остается в организации, сдающей товар, и является основанием для его списания, а второй передается покупателю и является основанием для оприходования товара.

В рассматриваемой ситуации организацией — «транзитным» продавцом заключено два договора: с поставщиком на приобретение товара и с покупателем на реализацию товара. Следовательно, у организации в результате указанных сделок должны быть две накладные, тогда как у первоначального поставщика и у конечного покупателя останутся экземпляры разных накладных. При этом «транзитный» продавец не получает товар на свой склад и не отпускает его покупателю, следовательно, он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем.

📌 Реклама Отключить

Поскольку товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товаров покупателю транзитом. Достигается эта цель путем правильного заполнения реквизитов каждой из накладных.

В накладной, оформленной транзитным поставщиком, необходимо указать:

  • в строках «Поставщик» и «Грузоотправитель» — организацию-поставщика;
  • в строке «Плательщик» — организацию — «транзитного» продавца;
  • в строке «Грузополучатель» — конечного покупателя;
  • в строке «Основание» указываются реквизиты договора поставки, заключенного между поставщиком и «транзитной» торговой организацией;
  • в строке «Отпуск груза произвел» ставится подпись ответственного лица поставщика;
  • строки «Груз принял» и «Груз получил грузополучатель» не заполняются.

Такое оформление накладной подтверждает, что поставщик выполнил обязательства поставки по договору в адрес конечного покупателя, указанного торговой организацией. 📌 Реклама Отключить

Указанную накладную поставщик составляет в двух экземплярах на дату отгрузки товара в адрес грузополучателя (конечного покупателя).

До момента отгрузки товара организация — «транзитный» продавец передает поставщику свою накладную для покупателя, в которой указывается продажная цена товара (а не та цена, по которой товар приобретен у поставщика).

Эта накладная также оформляется в двух экземплярах и в качестве сопроводительных документов передается поставщиком перевозчику.

Данная накладная может оформляться в следующем порядке:

  • в строке «Грузоотправитель» указываются реквизиты первоначального поставщика;
  • в строке «Поставщик» — «транзитный» продавец;
  • в строках «Грузополучатель» и «Плательщик» — наименование конечного покупателя;
  • в строке «Основание» — реквизиты договора поставки, заключенного между торговой организацией и покупателем товара;
  • строка «Отпуск груза произвел» не заполняется;
  • строка «Груз принял» заполняется представителем перевозчика (заметим, что на практике также возможно не заполнять данный реквизит, в случае если перевозчик отказывается от его заполнения);
  • в строке «Груз получил грузополучатель» ставится подпись ответственного лица покупателя.

После отгрузки товара покупателю поставщик должен будет передать организации — «транзитному» продавцу оригинальный экземпляр выписанной ему накладной. В свою очередь, конечный покупатель должен передать «транзитному» продавцу подписанный им экземпляр накладной, составленной на его имя этой организацией. В итоге у «транзитного» продавца окажутся оба варианта документов, а у первоначального поставщика и конечного покупателя будут экземпляры разных накладных: у первоначального поставщика — накладная по договору между ним и «транзитным» продавцом (в роли покупателя), у конечного покупателя — между ним и «транзитным» продавцом (в роли продавца). 📌 Реклама Отключить

При транзитной торговле, когда торговая организация и поставщик в ходе исполнения договорных обязательств не встречаются и товары на ее склад не поступают, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо отправляют курьерской доставкой. Аналогично следует поступить, если у транзитного поставщика отсутствует возможность передачи отгрузочных документов покупателю через перевозчика. Их также следует переслать покупателю по почте или отправить курьером.

  • Транспортная накладная

В товарной накладной предусмотрена специальная строка «Транспортная накладная», по которой указываются реквизиты соответствующей транспортной накладной.

В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут:

  • транспортные накладные — при доставке автомобильным транспортом;
  • транспортные железнодорожные накладные — при доставке железнодорожным транспортом;
  • коносамент порта — при морских перевозках;
  • накладная отправителя и грузовая накладная — при доставке воздушным транспортом.

На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (конечного покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товары фактически им получены. 📌 Реклама Отключить

Это необходимо также для своевременного отражения операций принятия на учет транзитных товаров в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации с поставщиком и покупателем.

Для учета движения материально-производственных запасов и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом в настоящее время можно воспользоваться транспортной накладной (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272) либо товарно-транспортной накладной ф. № 1-Т (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Обе они подтверждают заключение договора перевозки груза (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

📌 Реклама Отключить

Обычно накладная выписывается в четырех экземплярах, первый остается у грузоотправителя (в случае транзитной торговли им выступает поставщик товаров) и предназначается для списания товаров.

Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю (конечному покупателю), предназначен он для оприходования товаров.

Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта.

Если по условиям договоров поставки доставка товаров осуществляется за счет торговой организации, она же и является заказчиком и плательщиком по договору перевозки груза. В этом случае при заполнении накладной в строке «Плательщик» указываются полное наименование организации, осуществляющей транзитные сделки, ее адрес, банковские реквизиты.

📌 Реклама Отключить

Четвертый экземпляр накладной прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю в автотранспортном предприятии.

Как видим, у каждого из четырех участников сделки на руках будет один оригинал накладной.

Если же доставка товаров согласно заключенным договорам поставки осуществляется не оптовым продавцом, а, например, поставщиком товаров либо конечным покупателем, то в строке «Плательщик» будет указано наименование организации-заказчика.

В этом случае торговая организация должна иметь копию одной из этих накладных.

Именно ее наличие подтверждает факт отгрузки поставщиком товаров в адрес конечного покупателя.

Бухгалтерский учет

Торговая организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на ее склад. 📌 Реклама Отключить

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает оприходование товаров на счете 41 «Товары» при их поступлении на склад. Поскольку в рассматриваемом случае товары на склад не поступают, отражение их в учете на счете 41 может быть признано некорректным.

Альтернативный учет транзитных товаров возможен на счете 45 «Товары отгруженные». Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать данный счет для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете.

Отражение операций по приобретению и продаже транзитных товаров при использовании того или иного счета сопровождается следующими записями: Д-т сч. 41 «Товары» (45 «Товары отгруженные»),
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» приняты к учету товары, отгруженные поставщиком покупателю;

📌 Реклама Отключить

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком товаров;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,
К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предъявленная сумма НДС принята к вычету;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» отражена задолженность покупателя за транзитные товары;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж»,
К-т сч. 41 «Товары» (45 «Товары отгруженные») списана покупная стоимость транзитных товаров;

📌 Реклама Отключить

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС»,
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС» начислена сумма НДС с выручки от реализации транзитных товаров.

Налогообложение

  • Налог на добавленную стоимость

В общем случае в целях исчисления НДС у торговой организации моментом определения налоговой базы по отгруженным товарам считается та дата, которая указана в отгрузочных документах, т. е. день составления ею накладной в адрес покупателя.

При транзитной поставке товаров торговая организация не передает товар покупателю и не сдает его перевозчику. Это делает грузоотправитель. Датой отгрузки в таком случае надлежит считать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного либо на перевозчика для доставки товара покупателю, либо на покупателя (письма Минфина России от 22.06.10 № 03-07-09/37, 18.04.07 № 03-07-11/110).

📌 Реклама Отключить

Для транзитного поставщика датой отгрузки будет дата, указанная в накладной, которую он оформит на имя покупателя.

Право на вычет предъявленной поставщиком товаров суммы НДС возникает при выполнении следующих условий: товары приобретены для перепродажи, имеется счет-фактура от поставщика, товары приняты на учет и имеются в наличии соответствующие первичные документы.

Под термином «приобретение» в гражданском законодательстве в отношении имущества понимается приобретение права собственности на последнее (ст. ст. 212, 218 ГК РФ). Таким образом, при покупке (приобретении) товаров НДС, предъявленный поставщиком, торговая организация может принять к вычету, когда товары стали ее собственностью, приняты на учет, имеются в наличии соответствующие первичные документы и оформленный поставщиком счет-фактура.

📌 Реклама Отключить

Принятие товаров на учет означает, что приобретенные у поставщика и предназначенные для перепродажи товары отражаются в учете торговой организации по дебету счета 41 или 45.

Торговой организации следует проверить, каким образом поставщик товаров заполнил счет-фактуру, выписанный на ее имя.

По строкам 2-2б «Продавец» счета-фактуры в качестве продавца товаров должны быть указаны реквизиты поставщика, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

По строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» также отражаются реквизиты поставщика.

По строке 4 «Грузополучатель и его адрес» поставщик должен указать реквизиты конечного покупателя товара.

По строкам 6-6б в качестве покупателя приводятся торговая организация, ее адрес, ИНН и КПП.

📌 Реклама Отключить

Выставляя счет-фактуру на имя конечного покупателя, торговая организация также должна отразить особенности, связанные с транзитной реализацией товара.

По строкам счета-фактуры, относящимся к продавцу товаров, она должна внести собственные реквизиты, по строке «Грузоотправитель и его адрес» — указать реквизиты своего поставщика, а строки, относящиеся к покупателю и грузополучателю, заполнить на имя конечного покупателя товара.

Этот счет-фактуру торговая организация оформляет не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров, и регистрирует его в книге продаж на день такой отгрузки.

  • Налог на прибыль

Датой получения доходов от реализации товаров признается дата их реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Поэтому доход считается полученным в момент перехода права собственности от торговой организации к покупателю. 📌 Реклама Отключить

Если организация учитывает доходы и расходы по кассовому методу, то моментом возникновения доходов признается день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации, дата передачи имущества в счет оплаты товаров и иные способы погашения задолженности (п. 2 ст. 273 НК РФ). В этом случае доходом признается не только оплата за ранее поставленный товар, но и полученные от покупателя авансы в счет предстоящих поставок.

При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления. Расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся: стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде; транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя, если они не включены в цену приобретения указанных товаров. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, в торговой организации признаются косвенными.

📌 Реклама Отключить

Иными словами, распределять их нет необходимости, поскольку они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Учет расходов по оплате услуг транспортной организации

  • Бухгалтерский учет

Возможны следующие варианты учета расходов по оплате услуг транспортной организации:

Вариант 1. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с приобретением товаров, и включаются в их стоимость (п. 6 ПБУ 5/01).

Вариант 2. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с приобретением товаров, но не включаются в их стоимость, а подлежат распределению между проданными товарами и их остатком на конец каждого месяца по методике, изложенной в ст. 320 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Вариант 3. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с продажей товаров, и полностью относятся на расходы текущего периода (п. 9 ПБУ 10/99).

Большинство торговых организаций учет расходов по транспортировке товаров осуществляют, используя второй либо третий вариант.

Для учета этих расходов ими открывается отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу». При частичном списании расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Выбранное решение в части порядка учета транспортных расходов следует зафиксировать в учетной политике организации по бухгалтерскому учету.

Если договором поставки предусмотрено осуществление доставки товаров торговой организацией за счет покупателя, в этом случае используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

📌 Реклама Отключить

Производятся записи: Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражена задолженность за перевозку товаров;

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
К-т сч. 51 «Расчетные счета» перечислены денежные средства транспортной организации;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» начислена задолженность покупателя по возмещению транспортных расходов;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» поступили денежные средства в возмещение транспортных расходов.

📌 Реклама Отключить

  • Налоговый учет

При осуществлении транзитной торговли, на наш взгляд, существует неопределенность в отношении квалификации транспортных расходов в целях налогообложения прибыли. Из буквального прочтения нормы ст. 320 НК РФ следует: к прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя.

Когда товары отправляются покупателю транзитом, то есть организация оплачивает перевозку товаров от поставщика покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует их доставка до ее склада. Поэтому такие транспортные расходы «опасно» относить к прямым расходам, поскольку они не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад.

Расходы по доставке товара до склада конечного покупателя вполне возможно квалифицировать как транспортные расходы, связанные с продажей покупных товаров. Тогда их можно было бы учесть в качестве косвенных затрат, что позволило бы отнести их в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

📌 Реклама Отключить

По нашему мнению, наиболее приемлемый вариант — признать транспортные расходы связанными с приобретением товаров. В этом случае сумма транспортных расходов включается в стоимость приобретенных товаров (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

Если же расходы по доставке не включаются в стоимость приобретенных товаров, то налоговые органы, как правило, требуют отнести их в состав расходов по доставке товаров до склада налогоплательщика. Это, в свою очередь, приводит к необходимости их распределения между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Для налогоплательщика же более выгоден третий вариант учета таких расходов: считать их связанными только с продажей товаров. Ведь, как правило, при транзите право собственности на товары от поставщика переходит к оптовику в момент отгрузки. Исходя из этого все расходы, производимые в дальнейшем, можно квалифицировать как затраты на продажу товаров и, соответственно, признать их косвенными и в полном объеме относить к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

📌 Реклама Отключить

В качестве дополнительного аргумента при решении вопроса о квалификации спорных расходов на доставку можно обратиться к норме п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которой, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что, поскольку расходы на доставку с равными основаниями могут считаться как расходами, связанными с приобретением товара, так и расходами, связанными с его продажей, налогоплательщик вправе отнести их к любой из перечисленных групп.

Расходы на доставку, признанные косвенными, учитываются на дату подписания сторонами документа, подтверждающего оказание транспортных услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

В налоговом учете в случае компенсации покупателем транспортных расходов поступающая сумма учитывается в качестве дохода, затраты по оплате доставки товаров включаются в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

  • Применение ПБУ 18/02

Во избежание возникновения разниц между учитываемыми в налоговом и бухгалтерском учете суммами транспортных расходов, приводящих к необходимости применения ПБУ 18/02 (пример 2), их бухгалтерский учет желательно осуществлять аналогично учету при налогообложении (пример 1).

Пример 1

По договору поставки организация (транзитный продавец) приобрела товар стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.). Товар продан покупателю по договорной цене 896 800 руб. (в том числе НДС 136 800 руб.). По условиям заключенных договоров право собственности на товар к организации переходит в момент передачи товара поставщиком перевозчику; право собственности на товар к покупателю переходит после получения им товара на свой склад. Оплата поставщику произведена после передачи товара перевозчику. Покупатель оплатил товар непосредственно после его получения (в том же месяце). Стоимость доставки товара со склада поставщика до склада покупателя, осуществленной силами транспортной компании, — 23 600 руб. (в том числе НДС 3 600 руб.), оплата произведена в месяце оказания услуг. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с продажей товаров, и полностью относятся на расходы текущего периода в дебет счета 44.

В учете организации оптовой торговли операции по приобретению и продаже товара, если товар доставляется транзитом со склада поставщика на склад конечного покупателя без оприходования товара на собственный склад организации следует отразить записями, приведенными в табл. 1.