Транспортные услуги статья расходов

2.5 Постоянные и переменные затраты

База знаний ЕГЭ Обществознание 13-08-2017, 14:05

Видеоурок:

    Лекция:

    Постоянные и переменные издержки

    Успешность предпринимательской деятельности (бизнеса) определяется размером прибыли, расчёт которой производится по формуле: выручка – затраты = прибыль.

    Какие же затраты должен понести производитель для того, чтобы создать товар или услугу? Это:

    • расходы на сырье и материалы;
    • расходы на коммунальные, транспортные и иные услуги;
    • выплаты налогов, страховых взносов, процентов по кредиту;
    • выплаты зарплат работникам;
    • амортизационные отчисления.

    Затраты иначе называются издержками производства. Они бывают постоянными и переменными. Постоянные и переменные издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара составляют её себестоимость, которая выражается в денежной форме.

    Постоянные издержки – это затраты, не зависящие от объёма выпускаемой продукции, то есть расходы, которые производитель вынужден произвести даже если его доход не составил и рубля.

    К ним относятся:

    • арендные платежи;
    • налоги;
    • проценты по кредитам;
    • страховые выплаты;
    • расходы на коммунальные выплаты;
    • зарплата управленческого персонала (администраторов, окладная часть зарплаты менеджеров, бухгалтеров и пр.);
    • амортизационные отчисления (расходы на замену или ремонт изношенного оборудования).

    Переменные издержки – это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции.

    В их числе:

    • расходы на сырье и материалы;
    • расходы на топливо;
    • оплата электроэнергии;
    • сдельная оплата труда наёмных рабочих;
    • расходы на транспортные услуги;
    • расходы на тару и упаковку.

    Динамика издержек зависит от фактора времени. В течение краткосрочного периода деятельности фирмы одни факторы являются постоянными, а другие переменными. А в течение долгосрочного периода все факторы являются переменными.

    Внешние и внутренние издержки

    Постоянные и переменные издержки отражаются в бухгалтерском отчёте фирмы и поэтому являются внешними. Но анализируя рентабельность предприятия производитель также берёт во внимание и внутренние или скрытые издержки, связанные с собственно используемыми ресурсами. Например, в своём помещении Андрей открыл магазин и работает в нём сам. Он использует собственное помещение и собственный труд, а месячный доход от магазина составляет 20 000 р. Эти же ресурсы Андрей может использовать альтернативным путём. К примеру, сдав помещение в аренду за 10 000 р. в месяц и устроившись менеджером в крупную фирму за плату 15 000 р. Мы видим разницу доходов в 5 000 р. Это и есть внутренние издержки – деньги, которыми жертвует производитель. Анализ внутренних издержек поможет Андрею использовать собственные ресурсы более выгодно.

    Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?

    Что такое прямые и косвенные расходы

    Что относится к транспортным расходам

    Расходы на доставку приобретенного имущества

    Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

    Расходы на содержание транспорта

    Расходы на аренду транспорта

    Итоги

    Что такое прямые и косвенные расходы

    Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.

    Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

    Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:

    • организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
    • фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).

    О разнице между кассовым методом и методом начисления подробнее читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

    Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:

    • материальные расходы;
    • расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
    • затраты на амортизацию ОС.

    Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.

    От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

    Подробнее о том, как верно определить оба типа расходов, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

    Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы разделяете затраты на прямые и косвенные в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

    Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.

    Что относится к транспортным расходам

    Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:

    • расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
    • расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
    • расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).

    Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.

    Расходы на доставку приобретенного имущества

    Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:

    ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

    Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,

    ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

    где: ТР — транспортные расходы;

    ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

    ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

    ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

    Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

    ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

    При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

    Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».

    Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

    Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

    Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

    Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

    О порядке заполнения ТОРГ-12 читайте в статье «Унифицированная форма Торг-12 — бланк и образец».

    Расходы на содержание транспорта

    В расходы на содержание транспорта компания включает траты на ГСМ, ремонт и покупку комплектующих для автомобилей, стоимость услуг страховой компании, парковку и штрафы ГИБДД.

    Траты на бензин, дизельное или иное топливо для автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако компания может учитывать их и как прямые расходы, опираясь на письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67. Например, если на автомобиле доставляется продукция покупателям, траты на ГСМ в таком случае можно учесть в материальных расходах. А вот если ТС предназначено для перевозки топ-менеджеров фирмы, стоимость ГСМ является прочими расходами и косвенными тратами. Эти нюансы следует закрепить в учетной политике.

    Обязательным документом, без которого нельзя списывать траты на ГСМ, является путевой лист. Подробнее о том, как его заполнять, читайте в статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

    Покупку запчастей и ремонт ТС следует отнести к косвенным расходам и полностью списать в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Списываются расходы на ремонт на основании:

    • акта выполненных работ, счета-фактуры и платежных документов, если ремонт выполняла сторонняя фирма;
    • сметы ремонтных работ, накладной на отпуск запчастей со склада, акта приема выполненных работ, акта списания изношенных запчастей, если ремонт был проведен своими силами.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Траты на ремонт должны быть экономически оправданными. Если, к примеру, вместо сломавшейся автомагнитолы будет установлена дорогостоящая звуковая система, налоговики посчитают это излишеством и снимут расходы, поскольку на способность авто приносить прибыль качество звука не влияет.

    Любое транспортное средство должно быть застраховано и на него оформлен полис ОСАГО (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Расходы на ОСАГО являются косвенными тратами и должны быть учтены в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора (п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ).

    Дополнительно к ОСАГО компания может купить КАСКО. Это ее право, а не обязанность. КАСКО предоставляет расширенную страховую гарантию на автомобиль, поэтому стоит дороже. Траты на полис КАСКО относятся к прочим расходам компании (п. 3 ст. 263 НК РФ).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Упрощенцы» могут учесть в расходах только ОСАГО, но не КАСКО (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    О бухгалтерском и налоговом учетах затрат на транспорт при УСН читайте в статье «Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы».

    Стоимость платной парковки можно учесть для целей налогообложения в качестве косвенных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для списания затрат будет служить парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если заключается договор долгосрочной аренды машино-места.

    А вот если автомобиль попал на штрафстоянку или водитель нарушил ПДД, то оплату штрафов учесть в расходах нельзя в любом случае, как и любые другие административные штрафы (п. 2 ст. 270 НК РФ).

    Расходы на аренду транспорта

    Компания может не иметь ТС, а арендовать их у другой фирмы, физлица или платить работникам компенсацию за использование собственных авто в служебных целях.

    Для целей налогообложения плата арендатора по договору аренды ТС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если автомобиль был арендован для осуществления основной деятельности фирмы (торговли или производства), расходы на аренду можно учесть в качестве прямых. Если же автомобиль используется в иных целях (например, для обслуживания административного персонала), такие траты лучше учесть в косвенных расходах. Обосновать выбранный порядок компания должна в учетной политике.

    Арендатор в соответствии с договором аренды несет расходы на обслуживание автомобиля (ГСМ, страховку, ремонт и пр.). Такие траты учитываются аналогично ситуации, когда автомобиль находится в собственности компании.

    Списывать расходы арендатор будет на основании подтверждающих документов: договоров, платежных документов, актов приемки-передачи ТС, путевых листов и т. д.

    Если авто арендовано с экипажем, то расходы на его обслуживание несет арендодатель, а затраты на управление автомобилем компания может списать в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ) в соответствии с актом приемки-передачи услуг. Будут ли такие расходы относится к прямым или косвенным, зависит от сферы использования автомобиля.

    Если компания платит работнику компенсацию за использование собственного легкового автомобиля на работе, такие траты можно списать только в пределах норматива, установленного в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ:

    • для авто с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб. в месяц;
    • авто с двигателем свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

    Аргументы с противоположной точкой зрения смотрите в материале «Можно ли учесть расходы на эксплуатацию транспортных средств работника, если ему выплачивается компенсация за автомобиль?».

    Есть ли ограничения по признанию в расходах компенсации работнику за использование собственного грузового автомобиля, смотрите в материале » Компенсируем сотруднику расходы на личный автомобиль».

    Компенсация сотруднику за использование транспорта является косвенным расходом компании, поскольку в ст. 318 НК РФ среди сумм, которые могут быть отнесены к прямым расходам, компенсации отсутствуют.

    Итоги

    Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).

    Тип ТС

    Прямые

    Косвенные

    Примечания

    Расходы на доставку товаров от поставщика

    +

    Расходы на доставку сырья от поставщика

    +

    Расходы на доставку товаров покупателю

    +

    Расходы на доставку продукции покупателю

    +

    ГСМ

    +

    +

    Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

    Ремонт и запчасти

    +

    ОСАГО

    +

    КАСКО

    +

    Парковка

    +

    Штрафы

    Нельзя учитывать в расходах

    Аренда авто с экипажем

    +

    +

    Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

    Аренда авто без экипажа

    +

    +

    Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

    Компенсация сотруднику за использование личного авто

    +

    Приведенный перечень носит рекомендательный характер (за исключением штрафов — их относить к расходам однозначно нельзя), поскольку окончательно вопрос об отнесении каждого типа транспортных расходов каждая компания решает для себя самостоятельно на основании приведенных выше рекомендаций и НПА.

    Когда транспортные расходы можно рассматривать как прямые или косвенные, читайте также в статье «Отражение косвенных расходов в учетной политике – образец».

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Статья затрат «Транспортные расходы» в 1С

    Цитата:Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
    Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье — издержки обращения) с учетом следующих особенностей.
    В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
    Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
    1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
    2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
    3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части);
    4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.