ТК 336

Адвокат: Ноздря Андрей Анатольевич

Порядок и законность увольненияГлава 13 Трудового кодекса РФ «Прекращение трудового договора» рассматривает общие основания расторжения договора между работником и работодателем. Большинство споров возникает в связи с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ). Некоторые работодатели действуют не в рамках закона и злоупотребляют своими правами. К нам за помощью обращаются работники, уволенные на незаконных основаниях. Причиной тому является недостаточное знание работниками своих прав. Данная тема раскрывает некоторые аспекты статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

Закон позволяет работодателю уволить работника по конкретным основаниям, изложенным в Трудовом кодексе РФ.

Увольнение по таким основаниям, как:

  • 1) ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • 2) смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (п.4 ст. 81 ТК РФ);
  • 3) принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества,
  • 4) неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ);
  • 5) однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ) редко вызывает споры.

Трудовые конфликты возникают по другим основаниям, когда работодатель увольняет неугодных работников, которые не знают своих прав. На первый взгляд, проще всего избавиться от сотрудников, объявив о сокращении численности работников организации.

В соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). В обязанность работодателя входит предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе. Данным правом обладают:

  • работники с более высокой квалификацией и производительностью труда, чем другие сотрудники;
  • работники, имеющие двух или более иждивенцев в семье;
  • лица, у которых в семье нет других работников;
  • сотрудники, получившие у данного работодателя увечье или профзаболевание и др. (статья 179 ТК РФ).

При сокращении работник в обязательном порядке должен быть предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», с изменениями от 28 декабря 2006 г.).

Если впоследствии выяснится, что работодатель ввел трудовую единицу, с такими же обязанностями, которые исполнял сокращенный работник, увольнение можно признать незаконным.

В случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. К тому же, работнику должен быть выплачен средний заработок за все время вынужденного прогула или разница в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Трудового кодекса.

Увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса допустимо, если несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации будет подтверждено результатами аттестации. Работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась, либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. Однако, если работник был уволен по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). До увольнения работодатель обязан предоставить работнику вакантное место, которое бы соответствовало его навыкам и знаниям.

Аттестация работника должна проводиться по всем правилам. У работодателя должен быть в наличии протокол об аттестации, в котором указываются порядок и сроки ее проведения, категория работников, а также состав комиссии, причем члены комиссии должны призываться со стороны.

В новой редакции п.3 ст. 81 ТК РФ (в отличие от КЗоТ) не предусмотрено увольнение работника в связи с его несоответствием выполняемой работе по состоянию здоровья. Это не случайно, так как в Трудовой кодекс включена ст.73, предусматривающая возможность перевода работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением. Уволить такого работника можно, только если он сам откажется от перевода, либо при отсутствии у работодателя соответствующей работы. Кроме того, п.5 ч.1 ст.83 ТК предусматривает такое основание прекращения трудового договора, как признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

П. 5 ст. 81 ТК РФ предусматривает увольнение за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. По данному основанию работник может быть уволен только в том случае, когда он в совокупности:

  1. неоднократно, т.е. более 1 раза не исполняет трудовые обязанности,
  2. не имеет на это уважительных причин,
  3. имеет неснятое или непогашенное дисциплинарное взыскание.

За совершение проступка могут применяться дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям (ст.192 ТК РФ).

При этом увольнение является крайней мерой и может применяться в том случае, если работник уже имеет другое взыскание. Важно учесть, чтобы предыдущее дисциплинарное взыскание не было снято с работника. Автоматически дисциплинарное взыскание снимается по прошествии года со дня его применения, если работник не совершил нового проступка. Работодатель может по собственной инициативе снять взыскание досрочно (ст.194 ТК РФ).

К увольнению по п. 6 ст. 81 ТК РФ, за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей работодатель прибегает в большинстве случае, при этом, часто злоупотребляет своими правами. Грубыми нарушениями считаются:

  • — прогул;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника;
  • совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи;
  • нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

На практике чаще других встречаются увольнение за прогул и за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Остановимся на них подробнее.

Трудовой кодекс внес изменения в определение прогула, по сравнению с действующем ранее Кодексом законов о труде. Сейчас прогулом считается отсутствие работника на своем рабочем месте (а не на территории предприятия, как было раньше) в течение всего рабочего дня (смены) или четырех часов подряд (а не трех часов в течение рабочего дня, как требовал КЗоТ РФ) без уважительных причин.

Закон предусматривает возможность увольнения за прогул, если отсутствие работника составило более 4 часов подряд. Это значит, что если работник опоздал на 3 часа 50 минут, он не может быть уволен по этому пункту. Также не допускается суммирование времени отсутствия за несколько дней, или за утренние и дневные часы опоздания или ухода раньше положенного времени. Чтобы доказать, что работник отсутствовал на своем рабочем месте, работодателю необходимо иметь документальное описание того, что следует считать рабочим местом.

Если в Правилах внутреннего трудового распорядка организации не указано точное время начала и окончания рабочего дня, а также точное указание рабочего места, работнику будет очень легко оспорить увольнение за прогул.

В некоторых компаниях практикуется устная договоренность работника с руководством о предоставлении ему отгула. Чтобы впоследствии не попасть в неприятную ситуацию, все договоренности нужно фиксировать на бумаге, с подписями сторон.

Работник может быть уволен за прогул за самовольное использование дней отгула и за самовольный уход в отпуск (даже если он написал заявление, но не поучил разрешения). При увольнении по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ), работник должен отработать 2 недели. Если он самовольно решит сократить время отработки, то работодатель с полным правом может изменить запись в трудовой книжке со ст. 80 ТК РФ, на пп. а п. 6 ч. 1 ст. 81 (прогул).

Закон допускает самовольное использование дней отдыха только в том случае, если время использования таких дней не зависело от усмотрения работодателя, а работодатель нарушил предписания закона и отказал в их предоставлении (например, отказ работнику, являющемуся донором, в предоставлении дня отдыха непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов (ч. 4 ст. 186 ТК РФ)).

Нередко случаются ситуации, когда работники отказываются выходить на работу в связи с их незаконным переводом на нижеоплачиваемую должность либо с невыплатой работнику заработной платы. Ст. 72.1 «Перевод на другую работу. Перемещение» и ст. 72.2 «Временный перевод на другую работу» Трудового кодекса предусматривают в основной своей массе перевод по взаимному, письменному согласию сторон. Если работник отказывается от перевода, работодатель не может обязать его.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ). Если при указанных основаниях работодатель увольняет работника за прогул, его действия можно обжаловать в суде и признать незаконными.

Прежде чем уволить работника, работодатель должен потребовать у него письменные объяснения о причине отсутствия на рабочем месте.

Только после этого руководство имеет право составить приказ об увольнении, под которым должна стоять подпись работника, подтверждающая, что он с ним ознакомлен, или ознакомлен, но не согласен, или отказывается от подписания.

Увольнение — крайняя мера. На усмотрение работодателя за прогул может быть предусмотрено дисциплинарное взыскание. Работодателю следует обратить внимание на то, что за одно нарушение возможно только одно наказание. Если работнику за прогул вынесен выговор, то уволить его уже нельзя.

Появление работника на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является безусловным основанием для его увольнения (пп. б п. 6 ст. 81 ТК РФ). Пленум Верховного суда разъясняет, что под это основание подпадают работники, которые появились в нетрезвом состоянии не только на рабочем месте в рабочее время, но и на территории предприятия, на котором они работают.

В первую очередь, работодатель обязан отстранить нетрезвого сотрудника от работы. В том случае, если работник не был отстранен от работы, ответственность за возможные последствия выполнения им трудовых обязанностей в состоянии опьянения ложится на работодателя. Работник может быть допущен к выполнению работы, как только отпадут обстоятельства, препятствующие этому. Однако это не лишает работодателя права уволить работника за грубое нарушение трудовой дисциплины.

После отстранения от работы необходимо составить акт, в котором фиксируется состояние работника в присутствии независимых свидетелей, предварительные объяснения самого работника (если он будет в состоянии их дать). Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работнику обычно на следующий день. Чтобы не возникло споров, лучше всего отправить сотрудника на медицинское освидетельствование. Трудовой кодекс не указывает, какой именно врач уполномочен давать заключение. Это может быть врач больницы, поликлиники, «скорой помощи» или предприятия-работодателя. Акт, фиксирующий состояние опьянения, должен быть составлен непосредственным начальником или лицом, ответственным за допуск работника к работе. Свидетельские показания можно зафиксировать в докладных записках. Иначе впоследствии работник может доказать, что качало его от переутомления, а работодатель отстранил его от работы незаконно.

Уволить по рассматриваемому основанию можно независимо от того, применялись к работнику ранее меры дисциплинарного взыскания или нет. Но поскольку само увольнение, согласно статье 192 ТК РФ, также является мерой дисциплинарного взыскания, необходимо соблюдать все сроки и правила наложения дисциплинарного взыскания. Уволить работника можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (ч. 3 ст. 193 ТК РФ).

По пункту7 ч.1 ст.81 ТК РФ могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности, если они совершили виновные действия, которые дают основание утраты доверия к ним со стороны работодателя (ч.1 п.45 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004г. N2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Такие работники несут полную материальную ответственность на основании письменных договоров о полной материальной ответственности (ст. ст.243, 244 ТК РФ).

Полный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности утвержден Министерством труда и социального развития РФ в Постановлении от 31 декабря 2002 г. № 85.

Не подлежат увольнению в связи с утратой доверия бухгалтеры, товароведы, контролеры, маркировщики и другие работники, поскольку денежные и товарные ценности непосредственно им не вверяются.

Увольнение по данным основаниям должно быть основано на конкретных фактах совершения работником виновных действий. Причем, виновные действия работника могут выражаться в получении оплаты за услуги без соответствующих документов, в обмеривании, обвешивании, обсчете покупателей, нарушении правил продажи спиртных напитков и выдачи наркотических лекарственных средств. При халатном отношении работника к трудовым обязанностям (оставление помещения с материальными ценностями открытым, оставление контрольно-кассовых аппаратов без присмотра), наказание работнику предусматривается в рамках данной статьи.

Если будет установлен факт хищения или взяточничества работника, когда его действия не связаны с работой, его также могут уволить по этим основаниям.

Для увольнения по мотивам утраты доверия, требуется, чтобы вина работника в совершении конкретных действий была установлена. При выявлении недостачи в бригаде, когда установлена коллективная материальная ответственность, выражать недоверие всем членам бригады без установления конкретной вины каждого из них недопустимо.

Совершение работником аморального проступка (пункт8 ч.1 ст.81 ТК РФ) может служить основанием увольнения лишь работников, выполняющих воспитательные функции. Такими работниками являются учителя, профессорско-преподавательский состав вузов, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений. Лица, хотя и работающие в детских садах, интернатах, школах, других образовательных учреждениях, но выполняющие технические обязанности (уборщицы, кладовщики и другие), не могут быть уволены по данному основанию.

Руководители подобных организаций, филиалов, представительств под данную статью не попадают, поскольку их трудовая функция значительно шире, чем воспитание подчиненных.

Увольнение по п.8 ч.1 ст.81 Трудового кодекса может быть применено независимо от того, где совершил работник аморальный проступок — на работе или в быту. Не допускается увольнение на основании непроверенных сведений. Совершение аморального проступка должно быть доказано.

Рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 7 ст. 81 и по п. 8 ст. 81 ТК РФ, необходимо учитывать время, истекшее с момента совершения аморального проступка или виновных действий работника, его последующее поведение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (п.47 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004г. N2).

Увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктами 7 или 8 ч.1 ст.81 ТК в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены вне места работы либо по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК РФ).

Новым основанием для увольнения работника по инициативе работодателя по сравнению с КЗоТ РФ является представление работником работодателю «подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора» (п. 11 ст. 81 ТК РФ). Трудовой договор по данному основанию может быть расторгнут с работником, представившим поддельный диплом об окончании учебного заведения, фальшивую трудовую книжку.

Для этого у работодателя должны быть неопровержимые доказательства поддельности документов. Такими доказательствами могут быть справка из института о том, что диплом работнику не выдавался, или данные о том, что работник на самом деле не работал в организациях, которые указаны в его трудовой книжке, заключение эксперта. На основании этих документов и издается приказ об увольнении. Как видно, это процедура довольно долгая и хлопотная для организации. Но если работодатель решит дать делу официальный ход, то работнику грозит не только увольнение по пункту 11 статьи 81 ТК РФ, но и уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов (ст. 327 УК РФ).

Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, данный в ст.81 ТК РФ, не является исчерпывающим. Работник может лишиться работы и в других случаях, установленных Трудовым кодексом и иными федеральными законами (пункт 14 ч.1 ст.81 ТК).

Работодателю следует помнить категорию лиц, уволить которых по общим основаниям сложно, а именно:

  • беременных женщин (ч. 1 ст. 261 ТК РФ),
  • женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ч. 4 ст. 261 ТК РФ),
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, (ребенка-инвалида до 18 лет) (ч.4 ст. 261 ТК РФ),
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ч. 4 ст. 261 ТК РФ),
  • работников до 18 лет, расторжение договора с которыми допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК РФ).

Только при ликвидации организации увольнению подлежат все работники, в том числе и названная выше категория. О предстоящем увольнении работники должны быть предупреждены персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель может расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске. Однако это правило не распространяется на случаи полной ликвидации предприятия.

За уволенными работниками сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В день увольнения (последний день работы) с работником производится окончательный расчет. Ему выплачивается компенсация за неиспользованные отпуска, а также выдается трудовая книжка с внесенной в нее записью об увольнении. При отказе работника получить трудовую книжку на руки составляется соответствующий акт. В этот же день по адресу места жительства работника направляется уведомление с предложением явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление трудовой книжки по почте.

Если увольнение работника признают незаконным, то суд восстановит сотрудника на прежней должности. А если работник не желает больше вступать в трудовые отношения с данной организацией, суд обязывает работодателя изменить приказ об увольнении и исправить в трудовой книжке работника запись об увольнении на запись о расторжении договора по собственному желанию.

В настоящее время судебные споры, как правило, заканчиваются в пользу работников. И даже их длительность (многие дела рассматриваются годами) на руку работнику. Незаконно уволенные в итоге могут получить задолженность по заработной плате плюс средний заработок за все время вынужденного прогула. Кроме того, многие работники заявляют требования о возмещении морального вреда, которые суд удовлетворяет.

Закон закрепляет за работником и работодателем определенные права и обязанности. Главное — соблюдать обязанности и не злоупотреблять своими правами, а в случае нарушения их другой стороной не бояться отстаивать свои интересы.

Примечание : Адвокаты Нашей Коллегии оказывают все виды юридической помощи в делах по трудовым спорам, в том числе о взыскании задолженностей по заработной плате и незаконных увольнениях работников

Автор-составитель: А.А. Кокшарова

Преподавательская деятельность

– В чём заключается преподавательская деятельность? Какими актами регламентируется?

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании» (http://base.garant.ru/70291362/) рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

– В течение какого времени должна выполняться преподавательская деятельность?

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/307537/) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю учителям 1–11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Рабочее время учителя

– Какова продолжительность рабочего времени учителя?

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», (http://base.garant.ru/189813/) при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

– Каков график работы учителей во время каникул?

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (каникулярный период), являются для них рабочим временем. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

– Каким образом регулируется переработка учителя?

В соответствии со статьей 152 Трудового Кодекса РФ (http://base.garant.ru/12125268/) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.

Согласно Статье 153 Трудового Кодекса РФ оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании», педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

– Как распределяется трудовая нагрузки учителей-пенсионеров?

В статье 3 Трудового кодекса РФ устанавливается запрет дискриминации в сфере труда. Так, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таким образом, трудовая нагрузка учителя не зависит от его статуса пенсионера и регулируется трудовым договором с работодателем.

Заработная плата учителя

– Каковы принципы начисления заработной платы?

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. № 1008-ПП «О первоочередных мерах по реализации новых принципов оплаты труда в бюджетных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, входящим в Комплекс социальной сферы города Москвы», Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки.

На основании Модельной методики система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы.

Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:

О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Чаз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

– По каким параметрам рассчитываются стимулирующие надбавки?

В соответствии с Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки, система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т. д.). Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагога, являются критерии, отражающие результаты его работы. Поскольку стаж педагогической работы и уровень образования педагога оказывают опосредованное влияние на результат работы учителя, то можно считать их учтёнными в стимулирующих выплатах за качество работы учителя. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учётом мнения профсоюзной организации.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии).

Условия премирования:

Педагогические работники

— достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения;

— позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня);

— позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций);

Заместители директоров по УВР, ВР

— организация предпрофильного и профильного обучения;

— выполнение плана внутришкольного контроля, плана воспитательной работы;

— высокий уровень организации и проведения итоговый и промежуточной аттестации учащихся;

— высокий уровень организации и контроля мониторинга) учебно-воспитательного процесса;

— качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методический совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т. д.);

— сохранение контингента учащихся в 10–11-х классах;

— высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы;

— поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

Заместитель директора по АХЧ

— обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы;

— обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда;

— высокое качество подготовки и организации ремонтных работ;

Педагог-психолог, социальный педагог

— результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися;

— своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля;

Библиотекарь

— высокая читательская активность обучающихся;

— пропаганда чтения как формы культурного досуга;

— участие в общешкольных и районных мероприятиях;

— оформление тематических выставок;

— выполнение плана работы библиотекаря;

Водитель

— обеспечение исправного технического состояния автотранспорта;

— обеспечение безопасной перевозки детей;

— отсутствие ДТП, замечаний;

Обслуживающий персонал (уборщица, дворник и т.д.)

— проведение генеральных уборок;

— содержание участка в соответствии с требованиями СанПиН, качественная уборка помещений;

— оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок;

Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Порядок премирования

Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.

Порядок рассмотрения органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.

Аудиторная занятость педагогических работников включает проведение уроков. Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия с обучающимися, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов.

– Как оплачивается труд учителя при совмещении должностей?

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 Трудового кодекса РФ.

Размер доплаты в указанных случаях устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учётом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника. Однако работодатель должен учитывать положение ст. 22 ТК РФ, которое обязывает его обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности.

– Как оплачивается труд учителя при сокращении учебной нагрузки в течение учебного года?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников)», учителям общеобразовательных учреждений, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

— заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

— заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

— заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Молодые специалисты

– Кто относится к категории «молодой специалист?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник вуза, претендующий на получение статуса «молодой специалист».

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

— лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;

— лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности;

— лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Молодыми специалистами признаны лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трёх месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы – независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трёх лет, но может быть продлён (на аналогичный срок) в случае призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу; направления на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы; поступления в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации; предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.

Установлена 15-процентная доплата к ставке заработной платы (без учёта дополнительной нагрузки) молодого специалиста для компенсации 50% стоимости проездного билета.

– Через какое время молодой специалист может претендовать на 1 категорию?

Аттестация на первую категорию возможна через 5 лет работы в школе.

– Может ли бакалавр, учащийся в магистратуре получать надбавку как молодой специалист?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» бакалавриат является формой высшего образования в Российской Федерации. Соответственно, при соблюдении прочих критериев, данное лицо может быть квалифицировано как молодой специалист.

Аттестация учителей

– Каков новый порядок аттестации учителей?

Порядок аттестации изложен в совместном письме Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Цель аттестации – установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Аттестационная комиссия для педагогических работников региональных и муниципальных учреждений формируется региональным органом в сфере образования. Для педагогов федерального учреждения – органом, в ведении которого оно находится. В состав комиссий, в частности, входят представители профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педсоветов и др.), работники образовательных учреждений. Графики работы комиссий ежегодно утверждаются соответствующими органами.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Её проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педагогический работник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до её начала.

Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по заявлению педагога. Оно рассматривается в течение месяца.

Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педработника. Оно утверждается госорганом в сфере образования. Аттестационный лист и выписка из акта госоргана направляются работодателю.

В случае непрохождения аттестации педагог увольняется либо с его согласия переводится на другую имеющуюся работу.

Пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. могут быть обжалованы все элементы, с которыми связаны ее результаты.

Трудовые споры

— Каков механизм разрешения трудовых споров?

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

– Каким образом создается конфликтная комиссия?

В соответствии со статьей 45 ФЗ «Об образовании», в образовательных учреждениях создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

– Каковы последствия неудовлетворительного результата аттестации ученика?

В соответствии со статьей 58 ФЗ «Об образовании», промежуточная аттестация обучающихся состоит в освоении образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

– Предусмотрена ли ответственность учителя, когда его деятельность и поведение недопустимы?

В статье 47 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что педагогические работники обязаны: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

– Могут ли родственники работать в школе в непосредственном подчинении одного другому?

До 1 февраля 2001 года частью 1 статьи 20 КЗоТ запрещалась совместная служба в одном и том же государственном или муниципальном учреждении лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому. Поэтому работа близких родственников (например, супругов) в должности директора и заместителя директора по административно-хозяйственной работе противоречила действовавшему в то время законодательству.

Вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс РФ не содержит указанных ограничений.

Новая редакция Ст. 336 ТК РФ

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, а также с руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования и руководителем ее филиала являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332.1 настоящего Кодекса;

4) утратил силу с 1 января 2015 г.

Комментарий к Статье 336 ТК РФ

Расторжение трудового договора с педагогическими работниками может осуществляться как в общем порядке, предусмотренном статьей 77 ТК, так и по дополнительным основаниям. Статьей 336 ТК устанавливаются дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя. Трудовой договор может быть расторгнут за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения, либо за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Но здесь необходимо помнить, что увольнение работника возможно только с учетом результатов дисциплинарного расследования, на основании жалобы. В статье 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусмотрены основания для проведения расследования, а также обязательность ознакомления работника с поданной на него жалобой. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Работнику передается, в установленном порядке, копия жалобы. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защите интересов обучающихся, воспитанников.

Ректор, проректор, декан факультета, руководитель филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, не получивший согласия на продление срока его полномочий и не давший согласие на перевод на иную должность, соответствующую его квалификации, по достижении возраста 65 лет, подлежит увольнению.

Специфика прекращения трудового договора по статье 336 ТК состоит в том, что здесь не требуется обязательного участия выборного профсоюзного органа.

Статья 336 ТК указывает, что основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками могут определяться также и иными федеральными законами. В данном случае речь идет о требованиях, предусмотренных Законами об образовании и высшем профессиональном образовании, с учетом запретов на право осуществления педагогической деятельности определенных статьей 331 ТК.

Трудовой договор с работниками образовательных учреждений может быть расторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяется ученым советом вуза на основании пункта 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114. Для должностей педагогических работников высших учебных заведений наличие квалификационных категорий тарифно-квалификационными характеристиками не предусматривается.

Трудовой договор на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении может заключаться на неопределенный срок, а также на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

Допустимо заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без проведения конкурса на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу, в целях сохранения непрерывности учебного процесса.

Кроме того, может не проводиться конкурс на замещение:

— должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

— должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

— должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

С работником, занимающим должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избранным на должность или не изъявившим желания участвовать в указанном конкурсе, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 ТК.

Новый трудовой договор может не заключаться в случае избрания работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника. В этом случае, по соглашению сторон, действие срочного трудового договора с работником продлевается на срок не более пяти лет либо на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность, срок действия трудового договора с работником может изменяться по соглашению сторон, заключенному в письменной форме, на срок не более пяти лет либо на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью 3 статьи 332 ТК, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В соответствии со статьей 332 ТК, должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на эти должности устанавливается уставами высших учебных заведений.

Должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Занимающие указанные должности лица, по достижении ими возраста шестидесяти пяти лет, переводятся, с письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

С учетом представления ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.

С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

Срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет может быть продлен ректором, по представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения.

Другой комментарий к Ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой договор с педагогическими работниками расторгается как в общем порядке, предусмотренном ст. 77 ТК, так и по дополнительным основаниям. Статья 336 устанавливает дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя.

2. Повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарного расследования. Статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривает основание для проведения расследования и обязательность ознакомления работника с поданной на него жалобой. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

3. Ректор, проректор, руководитель филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, по достижении возраста 65 лет не получивший согласия на продление срока его полномочий и не давший согласие на перевод на иную должность, соответствующую его квалификации, подлежит увольнению.

4. Статья 56 Закона РФ «Об образовании» содержала еще одно дополнительное основание для увольнения педагогического работника — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В ст. 336 ТК РФ указанное дополнительное основание отсутствует, поскольку подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ предусматривает, что данное основание распространяется на всех работников, а не только на педагогический состав.

5. Неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора представлено в ТК РФ впервые, поскольку ранее действовавшая модель трудового договора с научно-педагогическим работником высшего учебного заведения предусматривала исключительно срочный трудовой договор сроком до 5 лет. В действующей редакции предполагается, что трудовой договор с научно-педагогическим работником может быть заключен на неопределенный срок с прохождением не реже одного раза в 5 лет конкурса. В период проведения конкурса трудовой договор сохраняется и в случае избрания работника пролонгируется, неизбрания — должен быть прекращен, поэтому законодатель и предусмотрел данное основание в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора с научно-педагогическим работником.

6. Прекращение трудового договора по ст. 336 ТК РФ не требует обязательного участия выборного профсоюзного органа (см. ст. ст. 82, 373 ТК РФ и комментарий к ним).

7. В комментируемой статье указано, что основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками могут определяться и иными федеральными законами. Речь идет о требованиях, предусмотренных законами об образовании и высшем профессиональном образовании, с учетом запретов на право осуществления педагогической деятельности (см. ст. 331 ТК РФ и комментарий к ней).

Так, одним из дополнительных оснований расторжения трудовых договоров с ректором и проректорами, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 12), является лишение государственной аккредитации государственного или муниципального высшего учебного заведения в целом. Ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием на работу по трудовому договору на срок не более чем 5 лет.

Трудовой договор с работниками образовательных учреждений, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий, может быть расторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяется ученым советом вуза (п. 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114).