Тех заказчик в строительстве

ДОГОВОР С ТЕХНИЧЕСКИМ ЗАКАЗЧИКОМ

Контроль и надзор за ходом строительства,качеством материалов, предоставленных подрядчиком, и их использованием заказчик может осуществлять самостоятельно. А можетнанять для этого специализированную фирму, заключив с ней договор на выполнениефункций технического заказчика (договор на оказание услуг по техническомунадзору за строительством). Он может представлять собой договор возмездногооказания услуг либо, как это чаще бывает, являться смешанным договором,содержащим элементы и договора возмездного оказания услуг, и договораагентирования. Эти договоры широко применяются на практике. Поэтому в нашейстатье мы рассмотрим особенности договора на выполнение функций техническогозаказчика, а также приведем образец его заполнения.

Стороны договора

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики,подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Этопредусмотрено в ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных вложений».

Заказчики определены в Законе как уполномоченные инвесторами физическиеи юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.Как правило, они являются посредниками: заключают договоры строительногоподряда, несут ответственность за строительство перед инвестором.

Под застройщиками понимаются физические или юридические лица,обеспечивающие на земельном участке, принадлежащем им, строительство,реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а такжевыполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации длястроительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Функции по техническому контролю принадлежат заказчику или застройщику.Эти лица могут передать все или часть таких функций третьему лицу на основаниидоговора на выполнение функций технического заказчика.

Помимо этого в соответствии со ст. 749 Гражданского кодекса РФ заказчикв целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от егоимени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить договор обоказании таких услуг с инженерной организацией.

Таким образом, одна из сторон договора на выполнение функцийтехнического заказчика — лицо, исполняющее функции заказчика. А вторая — самтехнический заказчик. Он должен иметь соответствующие лицензии в областипроектирования и строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФот 21 марта 2002 г. №174 (в зависимости от того, какие именно действия осуществляет техническийзаказчик).

Вознаграждение зауслуги

В договоре желательноопределить вознаграждение технического заказчика за его услуги. Однако если ононе определено, то договор нельзя считать незаключенным, так как в этом случаемогут применяться цены, определенные согласно п. 3 ст. 424 Гражданского кодексаРФ: т.е., которые взимаются за аналогичные услуги в сравнимых обстоятельствах.

Образец договора

Рассмотрим образец договора на выполнение функций технического заказчикана примере.

Пример. 21 мая 2005 г.ООО «Стройфирма» (заказчик) заключило договор с ООО «Аргоз» (техническийзаказчик). По данному договору ООО «Аргоз» контролирует строительство зданияторгового центра, осуществляет взаимодействие с органами государственной властии муниципальными органами, организует приемку работ и сдачу объекта вэксплуатацию.

Посмотрим, как может быть оформлентакой договор.

Договор на выполнение функций технического заказчика № 55

Общество с ограниченной ответственностью «Стройфирма» «, в лице генеральногодиректора Серегина Андрея Витальевича именуемое в дальнейшем»Заказчик действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество сограниченной ответственностью «Аргоз», в лице генерального директораМурина Сергея Сергеевича именуемое в дальнейшем «Исполнитель», действующегона основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые также «Стороны», а поотдельности — «Сторона», заключили настоящий Договор о нижеследующем.

1. Предмет Договора

1.1. Исполнительобязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2 настоящегоДоговора, а также осуществлять юридические и иные действия, указанные в п. 1.2настоящего Договора, от имени и за счет Заказчика, а Заказчик обязуетсяоплачивать эти услуги.

1.2. Исполнительвыполняет функции технического заказчика при строительстве здания торговогоцентра _______________ (далее — Объект) на этапах, указанных в календарномплане, проектно-сметной документации к договору строительного подряда вотношении Объекта между заказчиком и строительной подрядной организацией (далее- Договор подряда). Во исполнение функций технического заказчика Исполнитель:

1.2.1.Осуществляет контроль качества строительства в соответствии с проектнойдокументацией, требованиями градостроительного плана земельного участка,требованиями технических регламентов (норм и правил, технических условий),Договором подряда, заданием Заказчика (далее — руководящие документы), в томчисле:

— контроль завыполнением строительно-монтажных работ в сроки, предусмотренные Договоромподряда;

— контроль закачеством применяемых строительных материалов;

— контрольсвоевременного устранения недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ;

— контрольбезопасности проведения строительных работ (для третьих лиц и окружающейсреды), выполнения требований безопасности труда, сохранности объектов культурногонаследия;

— определяетсоответствие используемых технологий установленным в РФ нормативам;

— обеспечивает иконтролирует ведение исполнительной документации;

— контролируетустранение выявленных недостатков, составление актов об устранении выявленныхнедостатков.

1.2.2. От имениЗаказчика осуществляет взаимодействие с органами государственной власти имуниципальным органами, в том числе органами надзора и контроля, связанными сработами на объекте, в том числе:

— осуществляетполучение разрешения на строительство;

— извещаетпредставителей органов государственного строительного надзора о срокахзавершения работ, которые подлежат проверке;

— осуществляетконтроль за исполнением предписаний органов государственного строительногонадзора;

— извещает органыгосударственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийныхситуаций на объекте.

1.2.3.Организует приемку работ и сдачу объекта в эксплуатацию, в том числе приемкувыполненных работ по законченным этапам, приемку скрытых работ, окончательнуюприемку с оформлением актов по установленным формам, государственную приемку,получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

1.3. Начало иокончание оказания услуг, а также промежуточные этапы оказания услуг совпадаютс началом, окончанием и промежуточными этапами строительства, указанными вкалендарном плане, проектно-сметной документации к Договору подряда.

1.4. За оказаниеуслуг, указанных в п. 1.2 настоящегоДоговора, заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение в порядке и наусловиях, предусмотренных в разд. 4 настоящего Договора.

2. Права и обязанности исполнителя

2.1. Исполнительимеет право:

2.1.1.Круглосуточно присутствовать в месте проведения строительных работ.

2.1.2. Требоватьсодействия со стороны строительной подрядной организации (генеральногоподрядчика, субподрядчиков).

2.1.3.Передавать строительной подрядной организации утвержденную и зарегистрированнуютехническую документацию, следить, чтобы эти документы постоянно находились настроительной площадке для предъявления их контролирующим органам.

2.1.4. Проверятьналичие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний материалов,деталей и конструкций, применяемых на строительстве; требовать от подрядчикапериодической проверки соответствия качества строительных материалов, деталей иконструкций паспортным данным, участвовать в отборе образцов и следить заполучением результатов лабораторных испытаний.

2.1.5.Определять объем выполненных работ и участвовать в комиссии по приемке такихработ.

2.1.6. Впределах своей компетенции давать обязательные указания строительной подряднойорганизации, в том числе требовать выполнения работ в полном соответствии сруководящими документами, запрещать подрядной организации применять неотвечающие нормативно-техническим актам недоброкачественные строительныематериалы, детали и конструкции.

2.1.7. Вносить висполнительную документацию обязательные для строительной подрядной организациитребования и указания о качестве строительства, применяемых материалов, деталейи конструкций, а также о соблюдении требований руководящих документов.

2.2. Исполнительобязан:

2.2.1. Осуществлять выполнение функцийтехнического заказчика лично. Привлечение третьих лиц к исполнению обязанностейИсполнителя по настоящему Договору осуществляется с письменного согласияЗаказчика.

2.2.2. Хранить,а по окончании строительства передать Заказчику всю документацию, составленнуюв процессе строительства.

2.2.3.Фиксировать результаты технического надзора за строительством в журнале работили составлять акты, в которых должно быть указано, какие отступления отпроекта, дефекты и нарушения технических условий при строительно-монтажныхработах были обнаружены и по чьей вине они произошли, конкретные требования,направленные на устранение выявленных дефектов, отступлений от проекта инарушений технических условий с указанием сроков их устранения.

2.2.4. Приобнаружении любых дефектов, отступлений от требований руководящих документов,возникновении аварийных ситуаций на объекте, проведении проверки предписанийгосударственного строительного надзора немедленно сообщать об этом Заказчику иприостановить работы до получения от него необходимых указаний.

2.2.5. Вестиучет посещаемости авторским надзором объектов и представлять соответствующуюинформацию Заказчику.

2.2.6. Письменноизвещать Заказчика за 3 (три) дня до начала приемки о готовностиответственных конструкций и скрытых работ, о выполнении этапов работ, обокончательном выполнении работ.

2.3. Исполнительимеет иные права, необходимые для осуществления деятельности, указанной в п. 1.2 настоящего Договора, а также несетиные обязанности, установленные законами и иными нормативно-правовыми инормативно-техническими актами.

3. Права и обязанности заказчика

3.1. Заказчикимеет право:

3.1.1. В любое времяпотребовать от Исполнителя предоставления устной информации или письменногоотчета — по выбору Заказчика — о ходе и качестве ведения строительных работ.

3.1.2.Приостанавливать ведение строительных работ.

3.1.3.Участвовать в работе комиссий по приемке выполненных работ.

3.1.4.Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ,соблюдением сроков их выполнения, качеством применяемых материалов.

3.2. Заказчикобязан:

3.2.1.Обеспечить Исполнителя необходимыми документами, подтверждающими егополномочия.

3.2.2.Обеспечить Исполнителю доступ к строительным работам в целях осуществлениянепосредственного надзора за ведением строительных работ.

3.3. Заказчикимеет иные права и несет иные обязанности в соответствии с законами, иныминормативно- правовыми и нормативно-техническими актами.

4. Оплата услуг и возмещение расходов

4.1. За оказаниеуслуг, указанных в п. 1.2.1 — 1.2.3 настоящего Договора, Заказчиквыплачивает Исполнителю сумму в размере 10 (десяти) процентов отстоимости выполненного объема работ в соответствии с проектно-сметнойдокументацией.

4.2. Выплатасуммы, указанной в п. 4.1 настоящего Договора, осуществляется в течение 5(пяти) дней с даты получения счета от Исполнителя по результатам приемкисоответствующего этапа строительства Объекта в соответствии с календарнымпланом и проектно-сметной документацией к Договору подряда.

4.3. В суммы,указанные в п.п. 4.1, 4.2 настоящего Договора, включаются суммы расходов,понесенных Исполнителем при выполнении обязанностей по настоящему Договору.Вознаграждение Исполнителя по настоящему Договору составляет разницу междусуммами, полученными им в соответствии с п. 4.1 настоящего Договора, и суммамифактически понесенных им расходов.

5. Изменение календарного плана и проектно-сметной документации

5.1. Изменениекалендарного плана и проектно-сметной документации допускается в случаях:

— изменениянормативно-правовых и нормативно-технических актов, которые распространяют своедействие на календарный план и проектно-сметную документацию;

— одностороннеговолеизъявления Заказчика (если такие изменения не противоречатнормативно-правовым и нормативно-техническим актам и дополнительные работы постоимости не превышают 10 % от указанной в смете общей стоимости строительстваи не меняют характера предусмотренных в Договоре подряда работ);

— приобнаружении в ходе строительства не учтенных в проектно-сметной документацииработ, при обнаружении недостатков проектно-сметной документации;

— в иныхслучаях, предусмотренных Договором подряда.

5.2. Исполнительвправе принимать участие с правом совещательного голоса в согласовании новойредакции календарного плана и проектно-сметной документации или изменений,вносимых в данные документы.

5.3. Календарныйплан и проектно-сметная документация в новой редакции (с изменениями)становятся неотъемлемой частью настоящего Договора с момента их согласованияСторонами Договора подряда, а в настоящий Договор вносятся необходимыеизменения по письменному соглашению Сторон.

6. Ответственность сторон

6.1. Сторона, неисполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства понастоящему Договору, несет ответственность в соответствии с законодательствомРФ.

6.2.Ответственность по настоящему Договору наступает, если нарушившая Сторона недокажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствиенепреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условияхобстоятельств.

7. Разрешение споров

7.1. Все споры иразногласия между Сторонами настоящего Договора будут разрешаться путемпереговоров.

7.2. Если впроцессе переговоров Стороны не урегулировали возникшие между ними споры, ониразрешаются в арбитражном суде в порядке, установленном действующимзаконодательством.

8. Прекращение действия договора

8.1. Исполнительвправе отказаться от дальнейшего исполнения настоящего Договора:

8.1.1. В случаеобнаружения существенных недостатков в проектно-сметной документации, еслиЗаказчик отказывается от внесения исправлений.

8.1.2. В случаеобнаружения недостатков в качестве выполняемых работ и материалов, еслиЗаказчик не принимает решения о приостановлении работ, исправлении недостатков.

8.1.3. В случаеесли Заказчик препятствует выполнению Исполнителем своих обязанностей. В случаеодностороннего отказа от исполнения настоящего Договора по основаниям,указанным в настоящем пункте, Исполнитель вправе потребовать от Заказчикаоплаты своих услуг, оказанных до момента расторжения настоящего Договора,компенсации расходов, произведенных во исполнение настоящего Договора, а такжевозмещения убытков.

8.2. В случаях,не указанных в п. 8.1 настоящего Договора, Исполнитель вправе отказаться отисполнения настоящего Договора при условии полного возмещения Заказчикуубытков.

8.3. Заказчиквправе отказаться от исполнения настоящего Договора в любой момент дозавершения строительства (даты утверждения акта ввода в эксплуатацию) приусловии уплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов. При этомвыплаченные ранее суммы не взыскиваются.

8.4. НастоящийДоговор может быть расторгнут по письменному соглашению Сторон.

9. Прочие условия

9.1. НастоящийДоговор вступает в силу с момента подписания и действует до даты полученияразрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

9.2. Всеприложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.

9.3. Если иноене установлено в настоящем Договоре, любые изменения и дополнения к немудействительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписанынадлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

9.4. Настоящийдоговор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, поодному экземпляру для каждой из Сторон.

10. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Заказчик:

ООО «Стройфирма»

ИНН__________________________

Юридический адрес:

Фактический адрес:

Банковские реквизиты:

р/с___________________________

в_____________________________

БИК__________________________

к/с____________________________

Генеральный директор:________________

М.П.

Исполнитель:

ООО «Аргоз»

ИНН_________________________

Юридический адрес:

Фактический адрес:

Банковские реквизиты:

р/с___________________________

в_____________________________

БИК__________________________

к/с____________________________

Генеральный директор:________________

М.П.

Л.Б.Волкова, Юрист

Определение и границы термина

Заказчик в строительствеЗаказчик в строительстве ­– это лицо, которое порученным ему строительством управляет. Заказчиком может быть юридическое и физическое лицо, которое уполномочено инвестором реализовывать проект, или само являющееся инвестором. От имени инвестора или застройщика заказчик организовывает отношения и деятельность подрядчиков, направленную на выполнение инженерных изысканий, проектной документации и хода строительства.

Заказчик и инвестор

Из определения заказчика следует возможность как совмещения в одном лице функций инвестора и заказчика, так и разделения их. Поскольку инвесторы производят капитальные вложения с задействованием собственных и/или привлекаемых средств, то различия определяются тем, вкладывает ли заказчик собственные средства в проект и инициирует ли он в этой роли проект вместе с другими инвесторами.

Если заказчик рассматривается исключительно как нанимаемое лицо, уполномоченное инвестором заниматься управлением строительством, то он наделяется правами владения капитальными вложениями и использования их в период полномочий, который устанавливается договором. В случае нарушения инвестором договорных обязательств заказчик вправе прекратить исполнение обязательств со своей стороны.

Заказчик и застройщик

Заказчик может получить полномочия и от застройщика на период строительства (период полномочий, определяемый договором) или совмещать в одном лице функции заказчика-застройщика. Для того чтобы понятия заказчик и застройщик стали тождественными в одном субъекте, заказчик должен быть юридическим лицом, владеть на правах собственности или аренды земельным участком и иметь право самостоятельно принимать решение по самому факту реализации программы строительства. В Гражданском кодексе фигура заказчика коррелирует с фигурой застройщика в Градостроительном кодексе.

Именно лицо обладающее правом на земельный участок, может сначала получать разрешение на строительство, затем – на введение его в эксплуатацию, и после окончания строительства – на регистрацию права собственности. Отсюда следует и одно из требований Гражданского кодекса к заказчику о своевременном предоставлении для строительства земельного участка.

Заказчик и проектировщик

Заказчик, как лицо, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) архитектурного объекта, обязан иметь на руках выполненный по архитектурно-планировочному заданию архитектурный проект. Выполняться этот проект должен архитектором, имеющим соответствующую лицензию. В связи с этим, заказчик отбирает проектировщиков и определяет техническое задание.

Как правило, заказчик заключает договор с генеральным проектировщиком, который потом, при необходимости, привлекает к решению задачи субподрядных проектировщиков и изыскателей. При этом вопросы получения согласования и разрешения соответствующих органов на проведение изысканий и проектных работ входят в круг задач заказчика.

Заказчик и подрядчик

В большинстве случаев для непосредственного исполнения строительных задач заказчик заключает договор подряда с генеральным подрядчиком, а тот уже, в свою очередь, посредством субподрядных договоров, при необходимости, привлекает к процессу субподрядчиков. В такой классической схеме многих заказчиков не устраивает, что они не знают, какими именно исполнителями, в конечном счёте, будет выполняться работа.

Чтобы устранить эту неосведомлённость, прибегают к нескольким способам:

  1. Указанный исполнитель. В договоре генерального подряда чётко оговаривается, что ключевые и значимые работы (с их перечнем) генеральный подрядчик должен выполнять лично, передавая субподрядчикам менее существенные функции. На практике же в строительстве невыполнение даже, на первый взгляд, незначительной задачи может нарушить график и сорвать процесс. Поэтому часто прибегают ко второму способу.
  2. Согласованные списки субподрядчиков. При таком подходе заказчик предварительно должен одобрить тех субподрядчиков, которых генеральный подрядчик планирует привлечь к строительству. Происходить это может как комплексно, в едином тендерном пакете вместе с генподрядчиком, так и локализовано – отдельным списком.
    • В первом случае, во время выставления своей кандидатуры на торги, генеральный подрядчик демонстрирует свою сеть субподрядчиков, что даёт возможность заказчику делать выбор «пакетно» – принимать решение с учётом того, кто будет привлекаться для субподрядных работ.
    • Во втором случае, заказчик начинает работать с генеральным подрядчиком, позднее отдельно принимая решение по предложенным кандидатурам субподрядчиков. Если после проверки какой-либо из субподрядчиков вызывает сомнения, его кандидатура может быть отклонена. Согласование, однако, следует проводить до подписания договора субподряда. В противном случае при одностороннем отказе со стороны генподрядчика сотрудничать с субподрядчиком, заказчик не будет нести никакой ответственности, поскольку никак не связан в правовом смысле с субподрядчиком, но генподрядчик будет за это «отвечать». Второй подход при согласовании распространён при давних устоявшихся связях заказчика и генподрядчика.
  3. Прямой договор субподряда. С согласия генерального подрядчика заказчик может привлекать субподрядчиков напрямую, подписывая соглашение на выполнения отдельных работ (ст. 706, п. 4 ГК РФ это допускает). В этом случае стороны уже ответственны друг перед другом за соблюдение условий договора. В плане расчётов заказчик тоже иногда может оплачивать работу субподрядчика напрямую (минуя ответственного посредника в лице генподрядчика). Но это допускается либо при прямом договоре субподряда, либо, если стороны при подписании контрактов генерального подряда и субподряда сразу оговорили такую возможность.

Поскольку любое строительство имеет свою специфику, заказчик обычно не «привязывается» к неким стандартным классическим форматам, а выбирает те, которые в данной конкретной ситуации использовать наиболее целесообразно.

Заказчик и поставщик

Отношения заказчика и поставщика тоже со временем начинают уходить от стандартных однозначных схем, однако по-прежнему наиболее распространены две модели:

  • В первой – узкой – заказчик связан только с поставщиками оборудования. Поставщики товарно-материальных ценностей, сырья, конструкций заключают договор с подрядчиками напрямую.
  • Во второй – расширенной модели отношений – заказчик частично решает задачи по приобретению материалов и сырья. Часто в таких схемах поставщики могут работать напрямую и с заказчиком, и с генеральным подрядчиком, и с субподрядчиками. При этом заказчик имеет определённое Гражданским кодексом право контролировать качество материалов, предоставленных подрядчиком. Всё это требует высокой координации действий, поэтому к особо сложно координируемому варианту чаще прибегают как к вынужденной мере. Однако, независимо от формата отношений, заказчик оставляет за собой право контроля качества.

Все отношения с поставщиками строятся через подписания договоров купли-продажи или договоров поставки (в зависимости от контекста и правовых нюансов).

Функции заказчика

Функции, которые закреплены за заказчиком, зависят от стадий работы над строительным проектом и области осуществления процесса.

  1. Предпроектная проработка, подготовка:
    • разработка бизнес-плана,
    • согласование работ на всех уровнях, включая разрешение на проведение СМР,
    • сбор и обработка исходных данных для проектной документации,
    • создание плана проведение конкурса по отбору подрядных организаций на все работы, обеспечение и проведение конкурса, договорное оформление отношений с выбранными исполнителями проектных, изыскательских, строительных работ,
    • подготовка предложений по регламенту работы комиссии (для согласования с инвестором),
    • выбор страховой компании и условий страхования рисков.
  2. Подготовка строительной площадки:
    • выбор строительной площадки и получение разрешения на её использование: сбор документов по отводу участка, разрешение на использование энерго- и ресурсообеспечивающих коммуникаций, на производство работ в зоне линий воздушных электропередач, подземных коммуникаций и др.,
    • назначение ответственных лиц и передача ответственности за стройплощадку,
    • создание геодезической основы, определение места завоза-вывоза грунта,
    • разбивка осей и трасс,
    • проведение, в случае необходимости, переговоров о сносе с владельцами строений и обеспечение переселения, с расчётом остаточной стоимости и возмещения стоимости изымаемых участков, посевов, домов и др.,
    • контроль за состоянием зданий в зоне влияния строительных работ.
  3. Контроль за ходом строительства:
    • утверждение ответственных за контроль лиц, уполномоченных от имени заказчика осуществлять надзор за СМР, за качеством оборудования, материалов, конструкций, принимать работы и приостанавливать строительство,
    • регистрация в госорганах лиц, проводящих работы повышенной опасности,
    • передача подрядной организации всех документов, включая согласования и разрешения, геодезической разбивочной основы и др.,
    • приём на баланс зданий и сооружений, включая сооружения временного характера, оборудования, материалов,
    • утверждение графиков работ,
    • согласование списка поставщиков и субподрядных организаций с проверкой у исполнителей лицензий и сертификатов,
    • осуществление технического надзора за строительством, и приостановка работ с консервированием объекта,
    • организация шефмонтажных и пусконаладочных работ,
    • приёмка, ввод в эксплуатацию и передача инвестору объекта. Структура коммуникационного взаимодействия
  4. Финансирование и учёт:
    • открытие банковского счёта, согласование с инвестором поступления средств,
    • согласование по договору с подрядчиками порядка и сроков оплаты (авансовых, промежуточных, премиальных, компенсационных платежей и полного окончательного расчёта),
    • ведение бухгалтерского, статистического, оперативного учёта, с предоставлением установленной отчётности,
    • проведение анализа затрат и составление отчётности для инвестора,
    • организация аудиторской проверки и др.

Функциональный набор обязанностей заказчика на каждом конкретном проекте уточняется отдельно, а особенности отражаются в соглашениях. При этом важно не допускать совмещение функций исполнителя и контролёра в одном подразделении компании-заказчика.

Права заказчика

Заказчик, если иное не установлено условиями конкретных соглашений, реализовывая задачи и исполняя обязанности, имеет право:

  • От имени инвестора и для отстаивания его интересов выступать в государственных и негосударственных органах, надзорных службах. В том числе – в суде (истцом или ответчиком) и в органах надзора для получения заключений о соответствии объекта нормам.
  • Привлекать исполнителей и экспертов.
  • По поручению и договору с инвестором брать заказ на строительство для коммерческих и государственных нужд.
  • Отбирать исполнителей с последующим заключением с ними договора на разработку проектно-сметной документации и изыскательных работ, на поставку оборудования (материалов), на строительные, монтажные и другие работы.
  • Распоряжаться по целевому назначению финансами, ценностями и ресурсами, выделенными инвесторами на строительство.
  • Утверждать рабочую документациюУтверждать рабочую документацию.
  • Составлять и утверждать смету по индивидуальным нормам и единичным расценкам, основываясь на калькуляции затрат, и определять сметный лимит на дополнительные работы.
  • Осуществлять контроль качества материалов, оборудования, конструкций, сроков их поставки, работ, оформления документации.
  • Принимать решение о соответствии результата предъявляемым требованиям и условиям.
  • Осуществлять приёмку объекта и ввод его в эксплуатацию.
  • Определять эксплуатационный режим при пробной эксплуатации и контролировать процедуру в пусковой и гарантийный периоды.
  • Передавать завершённый объект эксплуатирующим организациям.
  • Принимать решение (с согласия инвестора) останавливать строительство и законсервировать объект.

Согласно статье 748 ГК РФ, заказчик имеет право контролировать ход строительства, ход работ, качество материалов и целесообразность их использования, не вмешиваясь при этом хозяйственную деятельность подрядчика. Часто эту функцию относят к обязанностям заказчика, что неверно. Контроль за ходом работ и надзор за строительством выносятся в категорию «права», потому что подобный контроль относится к сфере объективных интересов заказчика. Отсутствие контроля повышает, в первую очередь, риски самого заказчика, особенно, когда речь идёт о праве собственности на объект строительства (реконструкции, ремонта).

Заказчик здесь преследует, по меньшей мере, две задачи:

  • точное выполнения ТЗ на основе технической документации,
  • недопущение возможности квалифицировать будущий объект как самовольную постройку.

В случае получения объектом строительства статуса самовольной постройки государственная регистрация права собственности окажется под вопросом. Кроме того, это может привести к сносу постройки.

Поэтому вторым пунктом статьи 748 ГК РФ вводится уже обязательство заказчика немедленно заявить об обнаруженных недостатках подрядчику. Если заказчик сразу этого не делает, он лишается права позднее ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Положение о генподрядчике — скачать word

УТВЕРЖДАЮ:

Директор______________________

Фамилия И.О._______________

от «___»________2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕО ЛИЦЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМ СТРОИТЕЛЬСТВО(ГЕНЕРАЛЬНОМ ПОДРЯДЧИКЕ)

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет основные функции лица, осуществляющего строительство (генерального подрядчика) в части его взаимоотношений с застройщиком (заказчиком) и лицами, выполняющими работы на основании договора с лицом, осуществляющим строительство (субподрядчиками).

1.2 Лицо, осуществляющее строительство – физическое или юридическое лицо которое организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

1.3 В своей деятельности лицо, осуществляющее строительство (генеральный подрядчик) руководствуется Гражданским кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок заключения и исполнения договоров строительного подряда.

1.4 Лицо, осуществляющее строительство приобретает функции генерального подрядчика, установленные Гражданским кодексом РФ, если из договора строительного подряда с застройщиком (заказчиком) не следует обязанность выполнения им договорных обязательств только собственными силами.

1.5 Лицо, осуществляющее строительство должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

2. Основные функции лица, осуществляющего строительство
(генерального подрядчика)

2.1 При осуществлении строительства на основании договора с застройщиком, заказчиком базовыми организационными функциями лица, осуществляющего строительство, являются:
— организация или координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
— выполнение работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией, собственными силами или с привлечением иных лиц;
— обеспечение разработки организационно – технологической документации, проекта производства работ;
— составление и утверждение графиков производства работ, графиков поставки строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования;
— принятие от субподрядчика законченных видов работ и оплата их в порядке, установленном договором субподряда;
— определение обязанностей субподрядчика по поставке строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, необходимых для производства выполняемых им работ;
— осуществление строительного контроля лица, осуществляющего строительство, в том числе контроля соответствия применяемых строительных материалов и изделий, требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;
— ведение исполнительной документации;
— обеспечение безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения;
— управление стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки застройщиком (заказчиком);
— выполнение требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории.

2.2 Строительный контроль лица, осуществляющего строительство, включает в себя:
— входной контроль проектной документации на объект капитального строительства, предоставленной застройщиком (заказчиком);
— проверку качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее соответственно – продукция, входной контроль);
— проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
— проверку соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства;
— совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее – скрытые работы);
— промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;
— промежуточную приемку участков сетей инженерно-технического обеспечения;
— приемку законченных видов (этапов) работ;
— проверку совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам.

2.3 При осуществлении своих функций, лицо, осуществляющее строительство имеет право:
— выбирать лиц (субподрядчиков) для выполнения отдельных видов строительных работ (далее — работ) по согласованию с заказчиком или самостоятельно;
— заключать договоры подряда (субподряда) с субподрядчиками в установленном порядке.

3. Обязанности лица, осуществляющего строительство
(генерального подрядчика)

3.1 Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

3.2 Лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение общего журнала работ, исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органа государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков, и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

3.3 Лицо, осуществляющее строительство, обязано исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

3.4 В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.*

4. Ответственность лица, осуществляющего строительство (генерального подрядчика)

4.1 Лицо, осуществляющее строительство, несет ответственность перед заказчиком за выполнение договорных обязательств по осуществлению комплекса работ на всех стадиях строительства; обеспечивает своевременное и качественное выполнение строительно-монтажных и специальных строительных работ, комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, конструкциями и материалами.

4.2 Лицо, осуществляющее строительство, несёт перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
4.3 Виды и размеры ответственности лица, осуществляющее строительство, и
и лицами, выполняющими работы на основании договора с лицом, осуществляющим строительство (субподрядчиками) субподрядчика за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств устанавливаются гражданским законодательством РФ и договором строительного подряда.

  • Государственный строительный надзор (ГСН)
  • Заказчик и его основные функции
  • Генеральный подрядчик и его основные функции

Письмо Минстроя России от 15.10.2020 N 41307-ИФ/09 «По вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Положение N 468).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.

В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).

Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (далее — Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее — дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.

Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г. за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Кодекса (далее — Методика N 297).

Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор — добровольной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее — СП 48.13330.2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.

В силу пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее — СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.

Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.

Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87), средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.

Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.

Дополнительно сообщается, что приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986) (далее — Методика N 421), который вступил в силу с 5 октября 2020 года.

Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Пунктами 162 — 168 Методики N 421 предусмотрено, что:

  • — затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;
  • — средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
  • — при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;
  • — затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • — размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;
  • — расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1 — 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7, 8);
  • — при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Письмо Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 «По вопросам строительного контроля» — Проведение строительного контроля и непосредственно строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 декабря 2018 г. N 55067-ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением строительного контроля, и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано проводить строительный контроль.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

В соответствии со статьей 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.

Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.

При этом, достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, конструкций и участков инженерных сетей, подлежащих закрытию, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры О.А.ДАШКОВА

Письмо Минстроя России от 19.09.2017 N 33529-ТБ/02 «О подписании акта освидетельствования скрытых работ»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 19 сентября 2017 г. N 33529-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.

Исходя из совокупности норм пунктов 2 и 4 части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) только специалистами по организации строительства в должности главного инженера проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, подписываются документы, оформляемые в процессе проведения строительного контроля.

Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, к ним относятся в том числе акты освидетельствования скрытых работ.

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, в национальном реестре специалистов могут не содержаться.

Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА

Письмо Минстроя России от 18.09.2017 N 33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 сентября 2017 г. N 33473-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства определяются Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемым к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128.

В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые функции в рамках трудовых отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем, выполняются работником только лично.

Пунктом 2 части 5 статьи 55.5-1 Кодекса к должностным обязанностям специалиста по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, относится в том числе строительный контроль.

Исходя из совокупности норм, изложенных в части 2 статьи 53 и пункте 22 статьи 1 Кодекса, строительный контроль также проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Указанная функция выполняется только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса, занимают должность главного инженера проекта.

При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с Кодексом, является обязательным.

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА

См.также:

  • Ростехнадзор разъясняет: Освидетельствование ответственных конструкций, скрытых работ, контроль и оценка прочности бетонной смеси, подписание исполнительной документации
  • Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль
  • Ростехнадзор разъясняет: Входной контроль
  • Минстрой разъясняет: Строительный контроль