Тахограф

Все организации и предприниматели, которые перевозят пассажиров и грузы, обязаны оборудовать автомобили тахографами. Эти устройства позволяют отследить движение транспортного средства и режим работы водителя (ГОСТ Р 53831-2010, утвержденный приказом Росстандарта от 7 июля 2010 г. № 159-ст). Такие требования прописаны в пункте 1 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, пункте 2 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

Обязанность установить тахограф не зависит от того, собственный транспорт или арендован. Имеет значение его категория, технические характеристики и назначение. Подробный перечень автомобилей, для которых тахографы обязательны, можно посмотреть в таблице.

Помимо затрат на приобретение и установку тахографов, у организации возникнет ряд сопутствующих расходов, например, на техническое обслуживание, ремонт, модернизацию. Плюс понадобится приобрести карты тахографа. Все эти расходы можно признать в бухгалтерском и налоговом учете. Но важно, чтобы оборудование отвечало требованиям, прописанным в приказе Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. И устанавливали их в специализированных организациях (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273). Только при таких условиях расходы будут экономически обоснованны.

Важно: организации, которые устанавливают, проверяют, обслуживают и ремонтируют тахографы, обязаны иметь соответствующие лицензии ФСБ России (письма ФСБ России от 4 декабря 2015 г. № 10335-фв, от 11 сентября 2015 г. № 7409-фв).

Подробно о том, как учесть расходы, связанные с установкой и обслуживанием тахографов, читайте в этой рекомендации.

Тахограф: сроки установки

Сроки и порядок оснащения транспортных средств тахографами утверждены приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273. Предельные сроки установки тахографа зависят от типа транспорта:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, – до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, – до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, – до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, их нужно заменить на новые. Сроки такие:

  • до 1 января 2018 года, если тахографы цифровые;
  • до 1 июля 2016 года, если тахографы аналоговые.

Это следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

Внимание: за управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновным грозит административная ответственность.

Размер штрафа за эксплуатацию транспорта для перевозки грузов или пассажиров на международных автоперевозках без тахографа составит:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.
  • для должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.

Такая ответственность установлена частью 1 статьи 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Карты: приобретение, выдача, замена

Карты водителя и предприятия входят в состав тахографа. Поэтому организации придется потратиться и на них тоже.

Как и где приобретают карты водителя и предприятия

Карты водителя и предприятия нужно приобретать у организаций-изготовителей. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Росавтотранса в разделах «Система тахографического контроля РФ» и «Тахографический контроль ЕСТР».

Как правило, карты водителей приобретает сама организация и за свой счет. Ведь именно работодатель обязан установить тахограф с целью соблюдения режима работы и отдыха шофера.

Так как карта водителя именная, сотрудник лично оформляет заявление и передает его работодателю. Форма заявления произвольная. Ее можно взять на сайте регионального пункта выдачи карт водителей. В каждом регионе может быть свой образец. Вместе с заявлением нужно запросить копии удостоверения личности водителя (паспорта) и водительского удостоверения.

Такие требования содержатся в пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

На практике организации-изготовители требуют заверить все документы печатью и подписью работодателя и представить дополнительно:

  • ходатайство о выдаче карты водителя с указанием наименования и почтового адреса организации;
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) водителя.

Если при трудоустройстве у водителя есть активная карта, то получать новую карту не нужно. Ведь шофер может иметь только одну действительную карту водителя. А новую карту можно оформить только при ее повреждении, утере или краже. Это следует из Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

Как выдать карту водителю

После изготовления карты водителя передайте ее сотруднику, на которого она оформлена. Ведь она именная. Это следует из положений Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

Карты водителям можно выдать под роспись, например, по ведомости. В ней укажите данные карт, даты их выдачи, фамилию, имя, отчество сотрудника.

Что делать, если карта водителя повреждена, утеряна, похищена

При повреждении карты водителя, ее неправильной работе, потере или краже нужно получить новую карту. Для этого водитель должен подать заявление в организацию, которая выдает такие карты. Сделать это нужно в течение семи календарных дней со дня повреждения, утраты, хищения.

Это следует из положений пункта 11 Правил использования тахографов, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

Бухучет

Вам как бухгалтеру нужно решить вопросы, как учитывать сами тахографы и как принять к учету карты водителя и предприятия, которые входят в состав тахографа (п. 2, 4 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36). Разберемся по порядку.

Как учитывать тахограф

Тахограф, приобретенный и установленный на транспортное средство в соответствии с требованием статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, учтите в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01). Стоимость тахографа списывайте через амортизацию.

В учетной политике для целей бухучета организация вправе установить лимит стоимости, в пределах которого основные средства учитываются в составе материалов. Этот лимит не должен превышать 40 000 руб. (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае тахограф, стоимость которого не превышает установленного лимита, можно учесть в составе материалов. Приобретение и списание такого тахографа оформите и отразите в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материалов. Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов.

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы по установке тахографа на автомобиль включите в первоначальную стоимость оборудования. Ведь без этого оборудование не может осуществлять свои функции. Такой порядок следует из пункта 8 ПБУ 6/01.

Ситуация: как отразить в бухучете демонтаж тахографа и его установку в другой автомобиль с заменой блока СКЗИ? Тахограф учитывается как отдельный объект ОС.

В бухучете такие затраты отразите как расходы на обслуживание тахографа. В составе расходов по обычным видам деятельности.

При замене блока СКЗИ организация обязана провести обслуживание тахографа. Это следует из Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

Демонтаж оборудования с одного автомобиля и установка на другой – не что иное, как дополнительные услуги в рамках обслуживания тахографа. Поэтому затраты на демонтаж и монтаж оборудования, смену блока СКЗИ (в т. ч. стоимость самого блока), калибровку учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

В бухучете сделайте запись:

Дебет 44 (26) Кредит 60

– отражены расходы на демонтаж и монтаж тахографа и его обслуживание.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 26, 44, 60).

Использованный блок СКЗИ сохраняйте в течение года. Такое требование установлено подпунктом 7 пункта 13 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

При этом использованные блоки СКЗИ учитывать на забалансе не нужно.

Пример, как отразить в бухучете демонтаж тахографа и его установку в другой автомобиль с заменой блока СКЗИ

В марте ООО «Альфа» приобрела тахограф с блоком СКЗИ и учла его в составе основных средств. Он был установлен на автомобиль № 1.

В августе «Альфа» в специализированной организации переустанавливает тахограф с одного автомобиля на другой. Согласно акту исполнителя расходы на монтаж и демонтаж тахографа, стоимость работ и деталей составили (без НДС):
– 20 000 руб. – стоимость нового блока СКЗИ;
– 1000 руб. – деактивация старого блока СКЗИ;
– 9000 руб. – демонтаж и монтаж тахографа, активация нового блока СКЗИ, калибровка оборудования.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующую проводку:

Дебет 44 (26) Кредит 60
– 30 000 руб. – отражены расходы на демонтаж и монтаж тахографа и его обслуживание.

Как учитывать карты водителя и предприятия

В бухучете стоимость приобретенных карт водителя и предприятия учтите в составе материалов на одноименном счете 10.

При получении карт сделайте следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60

– оприходованы карты;

Дебет 19 Кредит 60

– отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком.

При выдаче карт водителю и ответственному сотруднику сделайте запись:

Дебет 23 (25, 26, 29, 44…) Кредит 10

– списана стоимость карты, переданной сотруднику организации.

Подробнее об этом см.:

  • Как отразить в учете поступление материалов;
  • Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство).

ОСНО: налог на прибыль

Расходы на приобретение тахографа, а также карт водителя и предприятия к нему можно учесть при расчете налога на прибыль. Разберемся по порядку.

Как учитывать расходы на покупку и установку тахографа

Порядок отражения при расчете налога на прибыль тахографа зависит от его первоначальной стоимости. При формировании первоначальной стоимости учитывайте следующее.

В первоначальную стоимость тахографа включается стоимость услуг по его установке на автомобиль. Это необходимо для эксплуатации данного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Отражать такие услуги отдельно организация не должна.

Подробнее об этом см. Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете.

Тахограф, первоначальная стоимость которого не превышает 100 000 руб., учтите в составе материальных затрат. При методе начисления организация вправе самостоятельно определить порядок его списания с учетом срока использования тахографа и других экономических показателей. Например, единовременно или равномерно в течение нескольких отчетных периодов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу уменьшите после передачи тахографа в эксплуатацию и его оплаты поставщику (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Тахограф, первоначальная стоимость которого составляет более 100 000 руб., включите в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Установите срок полезного использования тахографа исходя из амортизационной группы, к которой он относится. При расчете налога на прибыль его стоимость списывайте через амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Ситуация: к какой амортизационной группе относится тахограф?

Тахографы относятся к четвертой амортизационной группе.

Тахограф – это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства.

Приборы для измерения параметров движения согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, относятся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно). Код по Классификации – 14 331 4000 «Оборудование испытательное».

Как учитывать расходы на покупку карт

Затраты на приобретение карт водителя и предприятия учтите в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При этом организация такие затраты вправе учесть в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2013 г. № 03-03-06/1/23941).

В любом случае такие расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны.

ОСНО: НДС

Входной НДС, предъявленный при приобретении тахографа, карт водителя и предприятия примите к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). Исключение из этого правила составляют случаи, например, когда организация:

  • пользуется освобождением от уплаты НДС;
  • использует тахограф в не облагаемых НДС операциях.

В этих случаях входной НДС учитывайте в стоимости тахографа и карт. Это следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и тахограф используется в обоих видах деятельности, то входной налог со стоимости тахографа и карт нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).

УСН

Удастся ли учесть затраты на покупку тахографа и другие сопутствующие элементы, зависит от объекта налогообложения, выбранного на упрощенке.

Как учесть на упрощенке приобретение тахографа

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на приобретение тахографа не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, расходы на приобретение тахографа уменьшают налоговую базу в следующем порядке.

Тахограф, первоначальная стоимость которого составляет более 100 000 руб., относится к амортизируемому имуществу (п. 4 ст. 346.16, п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому при расчете единого налога при упрощенке стоимость тахографа можно учесть как расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом в первоначальную стоимость тахографа включите также стоимость услуг по его установке на транспортное средство (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Отражать такие услуги отдельно организация не должна.

Тахограф, приобретенный, но не установленный на автомобиль, использовать нельзя. Поэтому расходы на установку включайте в первоначальную стоимость тахографа как расходы на доведение до состояния, пригодного к использованию (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если тахограф не признается амортизируемым имуществом, расходы на его приобретение можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). О моменте списания данных затрат подробнее см. Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении тахографа, включите в состав расходов (подп. 8 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Как учитывать на упрощенке расходы на покупку карт

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на приобретение карт водителя и предприятия не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то такие затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Карту водителя примите в расходы в момент выдачи карты сотруднику. Подробнее см. Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении карт, включите в состав расходов (подп. 8 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

ЕНВД

Расходы на приобретение тахографа, карт водителя и предприятия на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, то есть изначально фиксированный показатель (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Тахограф может использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае сумму расходов на его приобретение и приобретение карт водителей нужно распределить.

Если тахограф вы учли в составе основных средств, то для целей расчета налога на прибыль придется распределить и ежемесячную сумму амортизационных отчислений. Такой порядок следует из пункта 9 статьи 274 и пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Если тахограф вы учли в составе материалов, то нужно распределить сами расходы на его приобретение. Также поступите и с картами (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на приобретение тахографа и карт водителей, используемых в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.

НДС, выделенный в счете-фактуре на приобретение тахографа, карт водителя и предприятия, также нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Компания ГАРАНТ

Организация приобрела тахографы на автомобили и именные карты водителей для тахографа. Стоимость тахографа — менее 40 000 руб. При увольнении водитель карту забирает, так как она — именная.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются операции, связанные с именными картами водителей? Возникает ли у водителя при получении именной карты для тахографа доход, подлежащий обложению НДФЛ и страховыми взносами?

В соответствии с п. 8.1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, транспортные средства определенных категорий, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, с 23.01.2012 подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» тахографом признается техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

На основании п. 1 постановления Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом по согласованию с ФСБ и МВД. Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

С 01.04.2013 указанные требования установлены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее — Приказ N 36).

Требования к тахографам установлены в приложении 1 к Приказу N 36. Согласно п. 2 указанного приложения в состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты.

К внешним компонентам относятся в том числе карты тахографа.

Типы карт тахографа (карта водителя, карта контролера, карта мастерской, карта предприятия) перечислены в п. 4 Приказа N 36. Так, карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

Бортовое устройство тахографа имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него, в частности, программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.

Таким образом, тахограф представляет собой совокупность бортового устройства и внешних компонентов (в частности карт водителя). Карта водителя содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, фотографию водителя и прочее. Поэтому в случае его увольнения использовать карту организация каким-либо иным способом не может. Следовательно, необходимость отдельного ее учета и хранения в организации отсутствует.

С одной стороны, поскольку карта водителя содержит на лицевой и оборотной сторонах информацию о почтовом адресе транспортного предприятия, мы полагаем, что карта водителя, по сути, является составной частью конкретного тахографа, используемого организацией. В то же время, если после перепрограммирования она может быть использована тем же водителем на тахографах той же модели на том же транспортном предприятии, а также учитывая, что в случае ее повреждения, утери, кражи, изменения данных водителя и прочее, карта может быть заменена, то если стоимость ее приобретения выделена отдельно, мы полагаем целесообразным учитывать ее обособленно.

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 4 Приказа N 36 карта водителя признается одним из типов карт тахографа. Карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

В соответствии со п. 49 Приказа N 36 карта водителя соответствует требованиям, предъявляемым к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных».

Минфин России в письме от 25.06.2013 N 03-03-06/1/23941 разъяснил, что расходы на приобретение карт водителя налогоплательщик вправе учесть в составе прочих расходов согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении положений ст. 252 НК РФ.

Напоминаем, что в налоговом учете имущество стоимостью до 40 000 рублей не признается амортизируемым и подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 254 НК РФ). По этому основанию в налоговом учете будут учтены расходы в виде стоимости тахографа.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете порядок учета основных средств регламентирован ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пункт 5 ПБУ 6/01 устанавливает, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Таким образом, если приобретенное имущество отвечает условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01 и при этом его стоимость составляет менее 40 000 рублей, такое имущество может быть учтено в составе материально-производственных запасов.

Поэтому по указанным объектам (тахографам) организация имеет право самостоятельно утвердить порядок их квалификации и, соответственно, учета в качестве активов организации: внеоборотных (01 счет) или оборотных (10 счет). В случае отражения тахографа на %%%_19_%%оперативный учет может быть осуществлен на забалансовом счете.

Поскольку предусмотрена возможность выбора между двумя вариантами учета рассматриваемых активов, то в силу требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» организация обязана сделать выбор между этими вариантами и закрепить его в учетной политике, применяемой для целей бухгалтерского учета.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов), счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации.

Поскольку стоимость приобретенных тахографов составляет менее 40 000 руб., то при условии, что такие ценности согласно учетной политике организации учитываются в составе МПЗ, в бухгалтерском учете организация будут сделаны следующие записи (НДС не затрагиваем):

Дебет 10 Кредит 60

— отражены приобретенные тахографы;

Дебет 20 (26) Кредит 60

— отражен монтаж тахографов на автотранспорт;

Дебет 20 (26) Кредит 10

— стоимость тахографов списана в составе расходов по обычным видам деятельности.

В отношении стоимости карт водителя (если она выделена отдельно) сообщаем следующее.

Согласно п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

— используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

— предназначенные для продажи;

— используемые для управленческих нужд организации.

Очевидно, что первые два условия в нашем случае не выполняются. В то же время такие карты могут быть использованы в качестве управленческих нужд организации. Поэтому мы полагаем, что расходы на приобретение карт могут быть при приобретении отражены в составе МПЗ (Дебет 10 Кредит 60), а при выдаче их водителям списаны на счета учета затрат (Дебет 20 (26) Кредит 10).

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся в том числе полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.

При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.

Порядок налогообложения сотрудников при получении ими имущества, на наш взгляд, зависит в первую очередь от условий её передачи.

В рассматриваемом случае, карта водителя выдается работнику только для осуществления производственной деятельности, следовательно, стоимость карты не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ.

Страховые взносы

На основании части 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных ими за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) (часть 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Из буквального понимания указанных норм следует, что передача карты работнику не подлежит обложению страховыми взносами в связи со следующим:

1) оплата стоимости именной карты производится организации, выпускающей карту, а не сотруднику организации, т.е. буквально не является выплатой;

2) оплата стоимости карты не является вознаграждением, поскольку она приобретается и оплачивается не в интересах работника, а для производственных нужд вашего предприятия.

Таким образом, объекта обложения страховыми взносами при передаче карты не возникает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Ответ

Тахографы относятся к четвертой амортизационной группе. Соответственно, срок полезного использования может быть установлен в интервале от свыше 5 лет, до 7 лет.

Обоснование

Тахограф — это устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения автомобиля, времени работы и отдыха водителя (ГОСТ Р 53831–2010 от 07.07.10 № 159-ст, приказ Минтранса России от 13.02.13 № 36).

Другими словами, это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы к 4-ой амортизационной группе относится:

— Оборудование для измерения, испытаний и навигации (оборудование испытательное) (код ОКОФ 330.26.51).

Тахографы относятся к этому коду ОКОФ.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга в неофициальном разъяснении в газете УНП № 22 — 2015, стр. 11 также приходит к выводу, что тахографы относятся к 4-й амортизационной группе. Такой же вывод в Семенихин В.В. Перевозки и автотранспорт. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 1103 с.

Рубрики:

Амортизационная группа

Основное средство

Советуем прочитать

Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Тахограф представляет собой контрольное устройство, функцией которого является отслеживание скорости и режима труда сотрудников. Служит обеспечению выполнения норм, установленных ЕСТР. В июле 2016 года появились требования об обязательной установке таких устройств на авто. Покупку и монтаж тахографа необходимо правильно учесть.

Вопрос: Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на приобретение карт водителя, входящих в состав тахографа (пп. 7, 11, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Кто должен устанавливать тахограф в обязательном порядке

Перечень компаний, обязанных устанавливать устройство, оговорен в Приказе №16 от 28 января 2016 года, который внес изменения в Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 года. В частности, требования касаются этих транспортных средств:

  • Все грузовые авто N2 и N3 вне зависимости от типа транспортируемых грузов и маршрутов.
  • Автобусы категорий M2 и M3.
  • Ряд видов спецтехники.

Устройства должны оснащаться блоком СКЗИ.

Как будет учитываться тахограф в целях налогообложения прибыли организаций?

Как поставить тахограф на баланс

К какой категории будет отнесена установка тахографа: к дооборудованию или к модернизации? В приказе №36 Минтранса указано, что тахографы нужны для регистрации скорости движения и прочих характеристик. Проводится именно регистрация, которая не влияет на технические свойства автомобиля. То есть монтаж устройства приравнивается к установке, к примеру, сигнализации.

Как отразить в бухгалтерском учете приобретение и передачу карт водителей для тахографа?

Значит, стоимость тахографа нельзя прибавить к стоимости ТС. Это отдельное устройство. Следовательно, траты на тахограф помещаются на отдельную строку баланса.

Основные особенности бухучета и налогового учета

Учет тахографа определяется его стоимостью и выполняется на основании этих нормативных документов:

  • ПБУ 6/01 «Учет ОС», утвержденные приказом Минфина №26н от 30 марта 2001 года.
  • ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденные приказом Минфина №44н от 9 июня 2001 года.

Рассмотрим все нюансы учета в зависимости от стоимости устройства.

Стоимость тахографа меньше 40 000 рублей

Устройство учитывается в структуре основных средств (основание – пункт 4 ПБУ 6/01). Начальная стоимость его включает в себя затраты на установку (пункт 8 ПБУ 6/01). Стоимость устройства будет списана через амортизацию.

В компании может иметься лимит стоимости объектов ОС, составляющий 40 000 рублей. В подобной ситуации тахографы, цена на которые ниже 40 000 рублей, входят в состав МПЗ. И принятие устройств к учету, и перенос их стоимости на траты выполняются на основании ПБУ 5/01 и Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина №119н от 28 января 2001 года.

Стоимость МПЗ будет списываться на расходы на дату их направления в производство. Такой же порядок признания расходов актуален при налогообложении прибыли (подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ).

Стоимость тахографа свыше 40 000 рублей, но меньше 100 000 рублей

При стоимости устройства 40 000-100 000 рублей оно признается ОС. Стоимость основного средства будет списана на расходы через амортизацию (пункты 4, 5, 17 ПБУ 6/01). То есть списание производится равномерно. При этом учитывается срок полезной эксплуатации объекта (пункт 19 ПБУ 6/01). Этот срок устанавливается самим субъектом. При этом можно ориентироваться на Классификацию ОС, утвержденную постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. Тахографы на основании этой Классификации относятся к 4-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

С 1 января 2016 года объекты стоимостью до 100 000 рублей для целей налогообложения амортизирующими не считаются (пункт 1 статьи 256 НК РФ). Стоимость устройства переносится на расходы единовременно. Перенос выполняется в полном объеме по направлению материальных расходов.

Стоимость тахографа больше 100 000 рублей

Устройства стоимостью больше 100 000 рублей признаются основными средствами. Стоимость их списывается через амортизацию. В бухучете цена погашается через начисление амортизации (пункт 17 ПБУ 6/01). В налоговом учете стоимость устройства также погашается через начисление амортизации (порядок этой операции регламентируется статьями 258 и 259 НК РФ).

Использование ПБУ 18/02

Если стоимость устройства составляет меньше 100 000 рублей, производится единовременный учет при переводе тахографа в эксплуатацию. В этом случае образуется необходимость в использовании ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу», утвержденных приказом Минфина №114н от 19 ноября 2002 года.

Рассмотрим проводки, используемые в целях учета. С начала эксплуатации вносятся эти проводки:

  • ДТ01 КТ08. Принятие к учету ОС на основании акта о приеме-передаче.
  • ДТ77 КТ68. Формирование отложенных налоговых обязательств на основании справки-расчета.

В дальнейшем каждый месяц на протяжении всего срока эксплуатации устройства нужно делать эти проводки:

  • ДТ20, 26 КТ02. Начисление амортизации по ОС на основании справки-расчета.
  • ДТ77 КТ68. Уменьшение отложенных налоговых обязательств на основании справки-расчета.

По окончании всех операций сальдо по счету 77 будет составлять ноль. Нулевое значение подтверждает верность расчетов.

Учет карт водителя

Карты водителя включаются в состав тахографа. Покупка устройства предполагает траты на приобретение карт. Покупаются они у изготовителей тахографов.

Бухучет карт

Карта принимается к бухучету в статусе МПЗ по реальной себестоимости. Под последней понимается размер фактических трат на покупку карт. Из этой суммы исключается НДС и возмещаемые налоги (пункты 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденных приказом Минфина №44н от 9 июня 2001 года).

Оприходование карты фиксируется в бухучете по ДТ10. К нему открывается субсчет 10-9. Счет корреспондирует с КТ60.

При передаче карт сотрудникам стоимость их списывается со счета 10 (субсчет 10-9) в ДТ 20 или 26.

Компании рекомендуется следить за сохранностью карты. Для этого она принимается на забалансовый учет по дополнительному забалансовому счету 012 по реальной стоимости приобретения.

Налоговый учет

НДС, предъявленный изготовителем, фиксируется по ДТ счета 19. Корреспондировать он будет с КТ60. Принятие к вычету суммы НДС осуществляется при этих условиях:

  • Принятие на учет купленной карты.
  • Наличие выставленного счета-фактуры.

Соответствующие положения даны в пункте 2 статьи 171 НК РФ, пункте 1 статьи 172 НК РФ. НДС, принятый к вычету, фиксируется по ДТ68. Корреспондирует он со счетом КТ 19.

Налог на прибыль

Траты компании на изготовление карт учитываются в структуре прочих расходов на производство и реализацию (основание – пункт 1 статьи 264, пункт 1 статьи 252 НК РФ). Подтверждается это следующими положениями:

  • Расходы являются подтвержденными.
  • Траты подтверждаются документами.
  • Расходы направлены на деятельность для извлечения прибыли.

При передаче сотрудникам карт стоимость их учитывается в статусе материальных расходов на производство и реализацию. Эта стоимость считается косвенными расходами. Соответствующие правила приведены в пункте 1 статьи 254, пункте 1 статьи 318, пункте 2 статьи 318 НК РФ.

Траты могут учитываться в структуре прочих расходов. Правомерность этого подтверждается подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Проводки будут следующими:

  • ДТ10/9 КТ60. Оприходование карт.
  • ДТ19 КТ60. Отражение предъявленной суммы НДС.
  • ДТ012. Принятие карты на забалансовый учет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету предъявленной НДС.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Списание стоимости карты, предоставленной сотруднику.

ВАЖНО! Проводки подтверждаются первичными документами. К примеру, это могут быть счета-фактуры.

Карточки водителей должны оформляться за счет средств работодателя

BiggimoT / .com

Общество с ограниченной ответственностью пыталось через суд обжаловать предписание государственного инспектора труда, в котором от работодателя требовалось выплатить работнику неправомерно удержанную часть заработной платы и компенсацию за ее задержку. Нарушение прав работника, трудившегося водителем, инспектор усмотрел в том, в что при увольнении с него была удержана сумма за оформление карты водителя (апелляционное определение Архангельского областного суда от 21 мая 2018 г. по делу № 33а-3247/2018).

Суд признал действия инспектора правомерными. Согласно ст. 22 Трудового кодекса работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В силу ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами, одним из элементов которых и является карта водителя. Карта обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

Вправе ли работодатель удержать с работника стоимость первичного оформления именной карты водителя для тахографа? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Обеспечение работников картами водителя для тахографов является обязанностью работодателя. При этом карта водителя является именной картой, она не может быть передана иному водителю, а также не может быть изъята у водителя, в том числе при увольнении работника, поскольку до истечения срока её действия водитель – владелец карты не сможет получить новую карту, соответственно, не сможет осуществлять аналогичную трудовую деятельность по новому месту работы.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что работник не обязан возмещать работодателю стоимость карты водителя при увольнении.