Ставка учителя

Можно долго говорить о трудностях учительской жизни, о горящих глазах, энтузиазме и любви к детям. А также о роли учителя в обществе. Наш блогер Дима Фурманов (который и сам работал в школе) посчитал, сколько нужно трудиться молодому педагогу, чтобы получать более-менее конкурентоспособную зарплату. Стало по-настоящему грустно.

В комментариях к подобным текстам часто встречается мнение, что учителя — это нытики, отговорили свои уроки и бегут домой. Меня всегда коробило от таких заявлений, потому как в идеально выверенной аргументации есть всё — и аналитика рабочего дня, и видение работы учителя со стороны, но нет главного. А главное — это деньги. Учитель — это человек, который хочет есть и которому надо где-то жить.

Поэтому, давайте смоделируем, как молодому специалисту осуществить это желание. Для того чтобы наша модель была максимально приближена к среднестатистическому молодому учителю, мы рассматриваем, что это юноша (или девушка), окончивший педагогический институт. Этот объект работает не в Москве и не участвует в программе «Учитель для России». И получать деньги будет исключительно в школе, при этом не имея неофициальных заработков (ведь мы же отговорили уроки и пошли домой).

Возьмём нагрузку в одну ставку

Опыта у нас нет никакого, как и категории. В моём регионе (далее будут цифры именно местные, но учитывайте, что этот регион находится близко к столице) ставка педагога без категории — 12 тысяч рублей в месяц. Для тех, кто не в педагогической лодке: ставка — это 18 часов. То есть примерно четыре урока в день. Если не повезло с шестидневкой — три урока в день.

Как вы, наверное, догадываетесь, к урокам нужно готовиться. Например, материал интересный подобрать, задания. А ещё учителя ведут разные предметы. То есть учителя русского, английского, математики имеют по 4+ уроков в неделю у класса. При 18 часах это три-четыре класса. И подготовиться к ним, на ваш взгляд, сейчас, кажется проще, чем учителю информатики, биологии, географии, у которого один, или, если повезёт, два урока в неделю у класса.

И вот тут очередной сюрприз — далеко не факт, что проще, так как вы не угадаете, будете вы идти по этой программе или нет. Если вы ведёте математику или русский, нужно собирать тетради на проверку. Проверять их. При этом у класса, например, пятого, это нужно делать каждый день. За это, кстати, доплачивают. То ли 3%, то ли 5%. Давайте пять.

Как технарь сообщу вам — от нашей ставки это 600 рублей. ШЕСТЬСОТ. Если вы думаете, что детей, которые сидят ночами в интернете и редко пишут что-то руками, кто-то научил писать красиво и разборчиво, то на вашей планете, наверно, нет проблем с образованием. И зарплатами.

Вам может показаться, что русский и математика выгоднее — там же платят 600 рублей. Но нет. Есть ещё чудесные три буквы. Нет, не ЕГЭ. Нет, не ОГЭ. ВПР

Всероссийские Проверочные Работы. Есть даже метапредметные. Но возьмём как пример предметную. Это работа, в которую включены те задания, которые большие мозголомы из управления образования посчитали нужным включить. И сразу проблема — вы не знаете, что это за задания. Даже тему. А они (ребята из управления) не знают, должны ли вы вообще такую тему проходить. И вот так вы и живёте. Пока запомним, что наша максимальная зарплата сейчас 12600 рублей.

Небольшое отступление для критиков. Ставка 18 часов — это не 13,5 часов работы. Это 36 часов нахождения на рабочем месте, в которые входят 18 уроков в том числе.

Классное руководство

Возвращаемся к моделированию. Многие родители хотят отдать детей в лицей или гимназию. Это же престиж. Для учителей престиж превращается в надбавку 5%. Таким образом, наш потолок зарплаты увеличивается ещё на 600 рублей. Если вы вспомните пирамиду Маслоу, то поймёте, что биологическому виду Учитель Обыкновенный необходимо сперва покушать, а уже потом размножаться. Как же нам позволить себе больше еды и при этом не спать в коробке?

Классика образа педагога-предметника в России — это наличие у него классного руководства. Я продолжаю описывать региональные финансовые радости, поэтому стоит отметить: в моём регионе это поощряется деньгами. 1000 рублей в месяц. Наша зарплата в потолке растёт, уже 14200. Это за 18 уроков в неделю + классное руководство + проверка тетрадей.

Что такое классное руководство? Это когда в теории ты становишься путеводной звездой примерно для 30 слепых котиков

В реальности число слепых котиков возрастает вдвое. Ведь у каждого котика есть свой законный представитель. Первая проблема — с этими представителями нужно как-то контактировать. Если вы не уверены, что они все вменяемы, завести чатик в мессенджере — плохая идея, обречённая на провал. Сразу же. Потому что в текущей временной координате почти не осталось людей, которые предполагают, что педагог не работает 24\7. Что у него есть семья. Что он ходит в отпуск. Или хотя бы в туалет.

Вторая проблема — вы теперь отвечаете за ВСЕ поступки людей, к воспитанию которых на 90% вы отношения не имеете. Небольшое отступление для тех, кто возмущён тем, что учителя основной школы постоянно говорят о том, что воспитание — это не к ним. В своё время я видел одну передачу с участием бывшего КВН-редактора Михаила Марфина. На претензии, что юмор плохо воспитывает детей, он приводил данные американского исследования. Суть этой работы в том, что воспитание на 90% закладывается в семье. 7% — это церковь и школа (при этом первые занимают большую часть, чем вторые), остальные 3% — это искусство (и блогеры с юмористами и рэперами в том числе, да). Поэтому не надо тут.

Так вот, за ВСЕ поступки этих детей отвечаете вы. За переходы в неположенных местах тоже. Даже если это не во время уроков. Даже если у них каникулы, а у вас отпуск. Третья проблема — законные представители. Родители и всякие бабушки\дедушки. Любая их претензия будет аукаться вам. Лично. Вы можете сказать, что с ними всегда можно поговорить. Вы удивитесь, но да. Только если человек адекватен. Большая часть из них в случае претензий не пойдут к вам. Они пойдут к завучу, директору, министру, в управление — в общем, к кому угодно, но не к вам. Даже если претензии к другому учителю. Или претензии к их собственным косякам. Например, они сами о чём-то забыли, а вы им не напомнили.

Да, за всё это 1000 рублей. На это придётся тратить немного больше18 часов в неделю. Оно вам надо вообще? (не надо про любовь к детям, пока мы разбираем, как найти деньги, чтобы кушать. Сперва кушать, а любить детей и прочее — это после).

Увеличим число часов хотя бы до полутора ставок

Вы, возможно, слышали, что молодые учителя перегружены не меньше, чем дети. Откуда же это берётся? Объясняю. 14 200 рублей — это не те деньги, на которые можно поесть самому. А ещё надо за квартиру платить. Ещё семья должна появиться. А откуда как бы? Секрет прост — взять ещё полставки, например. Да, я знаю, что есть люди, которые имеют 2+ ставки, но мы берём случай баланса денег и выживания (чтобы было время на сон, например). Предположим, у нас есть полторы ставки. Это 27 часов нагрузки. И зарплата наша растёт (увеличивается на 6000 — 6300). В чём минус такой ситуации?

Напомню, ко всем урокам (по-хорошему) надо готовиться. При более чем одной ставке ты так или иначе начинаешь эти уроки делить на более важные и менее важные

К примеру, неважными можно признать уроки (если, конечно, не вести так называемые обязательные предметы, то есть те, по которым экзамен у всех) у классов, которые твой предмет не сдают. Ребятам не нужно, они хотят выпуститься и как бы не надо стараться. Помимо этого подготовка требует определённого труда и в «проблемных» классах, ведь так или иначе меньше времени остаётся на подачу материала, например, из-за того, что тратится время на дисциплину.

Можно сейчас сказать, мол, несправедливо оценивать теми же деньгами классы, которым предмет нужен, и классы, которым на предмет плевать. В общем, рассказываю, существуют «профильные» классы. Это классы, в которых некоторые дисциплины изучаются углублённо. Например, «социально-экономический» класс — обществознание, история, экономика, право; «химико-биологический» — химия, биология, экология; «физико-математический» — алгебра, геометрия, информатика, физика. И (О, чудо!), там эти часы учителям оплачиваются в полтора раза больше. То есть, если у нас есть девять профильных часов, они нам стоят уже не 6000, а целых 9000 рублей. Прекрасно. Правда, ответственности больше (потому что ЕГЭ по этому предмету дети почти наверняка сдают). Надеюсь, становится понятно, почему разговоры «перегруженность учителей часами — это плохо» имеют место?

Дополнительные образовательные услуги

Напомню, в этой модели я разбираю исключительно внутришкольную историю. Легальную. То есть подработки типа «красить дома» или «красить ноготочки» здесь не рассматриваются. Как и ученик, приходящий в школу на репетиторство. Это всё следствия недостаточного заработка внутри школы. Но есть вполне себе легальные дополнительные занятия. Например, кружки или платные образовательные услуги. По условиям эксперимента у нас классное руководство и 27 часов нагрузки, что оценивается не более чем 23 050 рублей в месяц. Кружки и секции — отличная вещь. Она, как правило, связана с предметом. А если постараться, то и детям там интересно. Можно опять же расположить детей к себе. Красотища. А если кружок по ФГОС, то это 1000-2000 рублей (в зависимости от часов).

Платные образовательные услуги — это что за зверь? В общем, хотят родители дополнительный час по предмету и подписывают договор. Это если кратко. И платят за занятие 200-250 рублей за одного ребёнка. Положим, из класса в 35 человек ходит к вам человек 30 (им же надо сдать экзамен, например, ведь платный час по таким поводам «заказывают»). От этих 200-250 рублей до вас школа удерживает 50%. Остальное — ваше. Умножим 30 на 125 — получим 3750 рублей за занятие. Занятий четыре в месяц. Итого 15000 рублей. Сильно.

Да только чтобы такие занятия были, должны «звёзды сойтись» — и школа в вас уверена, и предмет важен, и время можно найти. Только так бывает далеко не всегда. И это плюс ещё одно занятие. Занятие, на котором вы обязаны выкладываться. Потому что тут уже платит не государство. И за эти деньги вполне конкретные люди в случае чего могут и спросить с вас. Итого, исключительно за учебную деятельность (в виде 27 часов нагрузки, класса, двух часов кружка и часа платных занятий) мы имеем максимум 40 050 рублей.

Совмещение должностей в школе

Переходим к части, за которую платят, и которая не совсем связана с уроками. Доплаты за «административную» деятельность. Условно так это назовём. Пункт первый — кабинет. Если у вас кабинет информатики (где много компьютеров), лингофонный класс (иностранный язык), кабинет физики или химии (с оборудованием), то за это оборудование кто-то должен отвечать. Это Вы. И за это вы получите не более 500 рублей в месяц. Относительно не напрягает. Кроме случаев внешних мероприятий в школе типа олимпиад. Но они бывают редко.

Пункт второй. Педагог-организатор. Собственно, ставка педагога-организатора такая же, как и просто педагога — 12 000 рублей. Но не всё так хорошо. Во-первых, вы можете быть им только по совместительству, то есть на полставки, за 6000. Во-вторых, ваши уроки (их часть) летят в тартарары, потому что с детьми надо порепетировать и прочее.

А ещё иногда это надо срочно и придётся детей снимать с уроков (администрация может заставить). И это плохо для успеваемости детей и выполнения вами образовательной программы. А со стороны некоторых предметников (таких, каким был я, например) вас ждёт ненависть.

Пункт третий. Есть такая мерзкая вещь, как электронный журнал. Он сейчас везде. Есть школы, где ведётся ББЖ (БезБумажное ведение Журнала), есть — где к нему прилагается бумажная копия. В любом случае систему должен кто-то администрировать. Потому что и оценки с домашним заданием вовремя не заполняют и кучу всего ещё. И тут есть две ветки развития. Ветвь попроще — иметь 2000 рублей как администратор этой системы. Просто следите за заполнением журнала и системы качества образования, прикрываете чужие «косяки» и не чешетесь. А есть вариант посложнее — совмещать должность замдиректора по какой-нибудь работе (информационной, например, или как это в школе обзовут). Это подороже (ставка около 30 000, но совместительство — это полставки, то есть 15 000). Но сюда в нагрузку идут к журналу и всякие совещания, и системы помимо журнала и прочая гадость, которая (как и классное руководство) отнимет у вас всё свободное время.

Резюме. Если иметь 27 часов нагрузки, классное руководство, кружок, оказывать платные образовательные услуги, изловчиться и попасть на заместительскую должность, отвечать за кабинет, быть педагогом-организатором, можно получать 61050 рублей. Правда, когда жить — неясно. Ведь займёт это куда больше времени, чем 36 часов в неделю.

От чего зависит средняя зарплата педагога дополнительного образования? Стаж – еще не все. О среднем доходе педагога доп образования и не только узнаем сейчас!

Так уж сложилось, что в этой профессии редко встретишь молодых специалистов, а если они и появляются, то также быстро исчезают.

Связана ли текучка с зарплатой педагога дополнительного образования? Да и нет.


Сколько получает педагог дополнительного образования?

Конечно же, заработная плата зависит от региона проживания специалиста, места его работы и уровня квалификации. Но, к сожалению, даже при наличии стажа, гордиться доходами тут не приходится.

Так, согласно статистике, больше всего платят в Москве, где профессию педагога дополнительного образования оценивают в сумму от 35 000 рублей. Цифра для столицы низкая, а работа сложная.

Не позавидуешь доходам и жителей Санкт-Петербурга. Средняя зарплата педагога доп образования во второй столице страны – всего 20 000 рублей. Но еще меньше платят жителям Новосибирска, где зарплаты в 15 000 рублей для данной профессии – обычное дело.

При этом, минимальный, объем времени работы в неделю для получения ставки составляет 36 часов — 18 для работы с детьми и столько же для подготовки к занятиям и методической работы.

Зарплата педагога дополнительного образования в России

Хотите зарабатывать больше? Тогда стоит рассмотреть другие регионы. Как ни странно, но средняя зарплата педагога дополнительного образования, например, в Чукотском автономном округе, на Камчатке и Магаданской области ничуть не меньше, чем в столице – тут платят от 30 000 до 35 000 рублей. Сразу чувствуется северный коэффициент.

А в регионах теплее и зарплаты ниже. Всего 27 000 рублей получает педагог дополнительного образования в Московской области. Чуть меньше ему заплатят, например, в Новгородской области, где за работу по профессии педагога предлагают не более 25 000 рублей.

Зарплата педагога доп образования со стажем

К сожалению, такие доходы нельзя назвать достойными, но можно рассчитывать на надбавки и премии. Их просто так не дадут, но со стажем рассчитывать на повышение зарплаты педагогу дополнительного образования все-таки возможно.

С увеличением стажа работы, растет и педагогическая категория – за это тоже полагается небольшой плюс к доходам. Но стаж – дело долгое, а надбавки – дело скромное.

А вот подготовка к участию в конкурсах и олимпиадах, получение наград и дипломов – все это может быть приятно не только морально, но и финансово. Как минимум, рассчитывать можно на небольшой бонус к зарплате – надбавку или премию.

Сколько получает педагог дополнительного образования, если результат его работы привел к награде школы, кружка или секции зависит от масштаба конкурса. Можно дополнительно получить и 1 000 рублей, а можно и 10 000.

Темная сторона работы педагогов дополнительного образования — отчетность. Помимо работы с детьми, им регулярно приходится оформлять кипу отчетных документов – о каждом ребенке, своей работе, работе учебного заведения, экскурсиях, приказах и прочее.

При этом, за бумажную «волокиту» не доплачивают, это стандарт профессии. А вот формы отчетности меняются регулярно. Но если все делать по правилам, подстраиваясь под изменения, то премия почти всегда гарантирована.

Курсы повышения квалификации для педагогов – хороший способ, чтобы повысить уровень знаний. Иногда не стоит учиться только по графику переподготовки, который всегда есть у педагогов, а приступить к повышению уровня знаний как только появляется возможность.

Вышеперечисленные пункты сильно не поднимут зарплату педагога дополнительного образования, но все таки зарабатывать на 25-50%, чем платят середнячкам можно попытаться.

Зарплаты педагогов дополнительного образования в коммерческих центрах

Работа в государственных и муниципальных центрах образования регулируется региональным ставками. Вектор минимума и максимума утверждается законодательно и против него не пойдешь.

Зато работа в негосударственных центрах образования – это всегда личные договоренности по результатам собеседования. Сколько получает дополнительного образования также зависит от престижа частного заведения и выбранного направления.

Например, в столице на кружках технического творчества можно заработать от 30 рублей, но если заниматься рисованием, то уже 40 000. На курсах английского почти 50 000, а модная нынче робототехника приносит все 70 000.

В государственных и муниципальных учебных центрах и секциях на такую зарплату педагогам дополнительного образования, к сожалению, рассчитывать не приходится. По крайней мере, сейчас.

Но перспективы роста доходов все-таки есть. До 2024 года запланировано ежегодное повышение зарплаты педагогов доп образования на 10%, что сильно поднимет денежное вознаграждение педагогических работников. Случится ли это – покажет время.

Речь идет об учете рабочего времени при сокращенной рабочей неделе педагогического работника. «Учитель-дефектолог» является:

1) должностью служащего (код 27247 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, ОК 016-94, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 с 1 января 1996 г.) и

2) педагогом, имеющим специальное (дефектологическое) образование (это область педагогики, в которой изучаются подходы к ученикам с особыми образовательными потребностями, психическими и физическими отклонениями в развитии) (логопед – только в медицинских учреждениях).

Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

То есть закон в качестве гарантий допускает право каждого работника на справедливые условия труда, включая ограничение рабочего времени.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 91 ТК РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ч. 5 ст. 92 ТК РФ этим кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Следовательно, ст. 333 ТК РФ не только устанавливает для педагогических работников общую норму часов в неделю для получения ставки заработной платы (не более 36 часов в неделю), но допускает специальную норму, которая устанавливается «в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы)», и такую специальную норму определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, т.е. Минобрнауки России.

Согласно п. 2.3 приложения 1 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям-дефектологам.

Таким образом, для педагогического работника «учитель-дефектолог» установлена специальная норма часов в неделю для получения ставки заработной платы – 20 часов в неделю (а не 19,20!), и это время на основании ч. 5 ст. 91 ТК РФ можно перераспределить по дням в пределах недели, например, как в вопросе, «4 дня в неделю», по 5 часов в день. Это и будет сокращенное рабочее время, предусмотренное законом. Поэтому в заявлении следует указать «с сокращенным рабочим временем 20 часов в неделю по 5 часов в день».

Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Сколько дней в неделю и сколько часов в день должен работать социальный педагог сельской школы при нагрузке 1 ставка (36 часов). Входит ли методический день в рабочее время? Имеет ли право на отпуск сроком 1 год.

Количеством дней педагог не ограничен. Главное, чтобы у него была нагрузка не более 36 часов и время отдыха не менее 42 часов в неделю (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»).

Методический день — это рабочее время педагогического работника, т.е. входит в нормы рабочего времени.

Удалось ли вам провести каникулы так, как задумывали?

О, да! Даже с перевыполнением!

Не всё удалось осуществить, но отдохнул(а) хорошо

Денег на отдых не осталось, пришлось потратить на неотложные нужды

Всё, как обычно: отдыхал(а) на грядках и заготовках, отпускные пошли на детей/ремонт

Всего проголосовало: 98

Текущий номер

Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!

номер 35, от 27 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

3 сентября мы дарим нашим читателям литературный спецвыпуск «Учительской газеты». Отрывок из книги Александра Архангельского, эссе Дмитрия Воденникова, рассказ Алисы Ганиевой, отрывки из повести Кристины Гептинг и рассказа Кристен Рупеньян, рассказ Фарида Нагима, эссе Сергея Рязанского и Романа Сенчина, рассказ Булата Ханова и др. Все эти тексты объединяет то, что они – попытка вспомнить и переосмыслить опыт и поступки тех, кого мы можем назвать своими Учителями. Это те, кто учил, как надо и должно, те, у кого получались лишь уроки «от противного», те, кто оставил неизгладимый след в нашей душе. С новым учебным годом вас, дорогие читатели! Легкого старта и бесконечного творчества!

Наши приложения

«УГ Москва», №39 от 23 сентября 2008 года

Продолжительность рабочего времени и режим работы педагога

В минувшие летние каникулы в юридический отдел Московского городского комитета профсоюза поступало много вопросов о том, по какому графику учителя должны работать летом. Впрочем, этот вопрос для каникулярного периода традиционный. Для полного ответа на него нужно рассмотреть эту проблему в более широком контексте — продолжительности рабочего дня педагогических работников и особенностей режима рабочего времени и оплаты труда для отдельных категорий педагогов. Учительская газета

36 часов — не норма, а максимум

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 №69, зарегистрированным в Минюсте 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени).

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

Однако в статье 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение. Там указано, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется Правительством Российской Федерации.

Следовательно, слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» — это не общеустановленная и не обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени. Это ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность (в зависимости от ее наименования и особенностей труда) или получающего одну ставку заработной платы.

Каждой категории — своя норма часов

С учетом этих условий постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее — постановление №191) педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена для категорий педагогических работников, предусмотренных в пункте 1 приложения к постановлению №191. Норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю либо 720 часов в год, зафиксирована для категорий работников, перечисленных в п.п. 2 и 3 приложения к этому постановлению. Например, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена для старших воспитателей всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена:

— старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования;

— методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;

— мастерам производственного обучения;

— инструкторам по труду образовательных учреждений;

— преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

— руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

— работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

— инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлена норма часов за ставку, — на основе ставок заработной платы.

Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к постановлению №191, то есть учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой — лишь нормируемая часть рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению №191).

Помимо преподавательской нагрузки

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

Должностные обязанности работников, ведущих педагогическую работу помимо преподавательской работы, конкретизированы в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров преподавателей помимо учебных занятий не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

При этом характер вышеназванной педагогической работы предусматривает, что ее выполнение, как правило, осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особом режиме рабочего времени, для дежурства учителей во время образовательного процесса. Педагогические работники привлекаются к дежурству по образовательному учреждению в рабочие дни не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия.

Так что же делать в каникулы?

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, — для них рабочее время. Продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

Руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

В этот период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени. При этом речь идет о рабочем времени, соответствующем установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, то есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели этих образовательных учреждений привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза