Статья 93 налогового кодекса

Тема правомерности направления требований о предоставлении документов (информации) налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, регламентированная п. 2 ст. 93.1 НК РФ широко представлена в литературе и судебной практике.

Это связано с сокращением в настоящее время выездных налоговых проверок при повышающейся роли налогового администрирования, в том числе посредством реализации такой формы налогового контроля как подтверждение действительности договорных отношений, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) у лиц, располагающих соответствующими документами (информацией) (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу № А40-39237/2018, Письмо ФНС РФ от 14.10.2019 № СА-4-7/21065 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения»).

📌 Реклама Отключить

Несмотря на значительное количество материалов, при поступлении хозяйствующим субъектам соответствующих требований и при подготовке ответов зачастую возникают вопросы относительно правомерности представления тех либо иных документов, поскольку НК РФ не установлены четкие критерии видов истребуемых документов (информации).

Судебная практика исходит из того, что информация является более широким понятием, чем документ, к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. В связи с чем, информация может быть получена, в том числе, путем представления документов, которые являются ее источником (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А19-11124/2013).

📌 Реклама Отключить

Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

📌 Реклама Отключить Следовательно, учитывая отсутствие закрепления на законодательном уровне и в документах Минфина РФ (ФНС РФ) перечня истребуемых документов, налоговый орган требует у лиц ими располагающих, практически любые необходимые ему документы (информацию), кроме того, документы (информация) по п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговыми органами запрашивается и у обслуживающих Банков, поскольку «получение указанных документов (документов об открытии счетов, лицах, уполномоченных подписывать расчетные документы) обусловлено объективной необходимостью, так как указанные документы могут быть использованы в качестве сравнительных образцов подписей уполномоченных лиц контрагента налогоплательщика в случае возникновения в ходе проведения налоговой проверки необходимости назначения почерковедческой экспертизы» (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2018 по делу № А60-62503/2017). 📌 Реклама Отключить При этом судами ссылки банков на наличие охраняемой законом тайны не принимается, в связи с тем, что «возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2018 по делу № А60-47589/2017).

Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:

Наименование документов

(информации)

Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики

Деловая переписка

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № А70-9661/2018

Договоры, дополнительные соглашения

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № А42-7751/2017

Спецификации, заявки на поставку товара,

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017

Счета, счета — фактуры

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № А71-14251/2018

Расшифровки счетов (показателей)

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Платежные поручения

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № А70-8627/2018

Акты о зачете взаимных требований

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А60-35586/2018

Акты сверки расчетов

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016

Акты приемки работ (услуг)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018

Справки о стоимости

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Справки о выполненных работах

Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016

Сводный сметный расчет

Ведомости учета движения денежных средств

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А27-4903/2017

Расчет процентов

Товарно-транспортные накладные, товарные накладные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № А46-4917/2019

Универсальные передаточные документы

Путевые листы

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017

Книга покупок

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016

Книга продаж

Товарные (кассовые) чеки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № А66-2724/2017

Расходные и приходные кассовые ордера

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № А50-24114/2014

Оборотно-сальдовые ведомости

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № А55-3967/2018

Ведомости аналитического учета по счетам

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017

Карточки бухгалтерских счетов

Сертификаты соответствия, технические паспорта

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Доверенности

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018

Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № А40-205181/2015

ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017

ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № А09-6454/2016

Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде

Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2018 по делу № А56-22139/2017

Нижеуказанные документы (информация) истребовались налоговым органом у обслуживающих Банков

Договор банковского счета

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2018 по делу № А42-3918/2017

Заявление на открытие банковского счета

Сертификаты ключа подписи

Карточки с образцами подписей и оттиска печати

Объявление на взнос наличными

Сведения об использовании Банком интернет-технологий — IP-адреса, с которых клиентом производилось направление платежных поручений, МАС и EXTIP-адреса по осуществлению доступа к системе «Банк Клиент», сведения о телефонном номере, который использовался клиентом для соединения с системой «Банк Клиент»

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2018 по делу № А25-2985/2017

Акты приема-передачи программных и криптографических средств клиента

Протокол соединения по клиенту

Информация о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами и о физических лицах, снимающих (обналичивающих) денежные средства с расчетных счетов

Приказ о приеме работника на работу в отношении руководителя и лиц, имеющих права подписи в карточке с образцами подписей и оттиском печати

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2018 по делу № А14-23645/2017

Карточки регистрации электронных ключей, доверенности, заявления на изготовление и получение электронных ключей ЭЦП

Доверенности на лиц, представляющих в банке клиента

Таким образом, несмотря на открытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, в каждом конкретном случае необходимо проверять законность, целесообразность, разумность и обоснованность истребования документов (информации).

Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования при отсутствии чрезмерного количества запрошенных документов.

В нижеуказанных судебных актах, судами была принята позиция лиц, у которых документы (информация) были истребованы:

Основания для отказа лицом, получившим требование в предоставлении налоговому органу документов (информации)

Правомерность отказа в предоставлении документов (информации) получателем требования налоговому органу, подтвержденная материалами судебной практики и/или разъяснениями ФНС

Требование не содержит информации относительно правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017

Налоговым органом истребованы аналитические справки, отчеты

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № А40-247282/16, п. 4 Письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках»

Не указаны основания для истребования документов (из направленного налоговым органом требования не следовало, что документы истребуются им в рамках проведения налоговой проверки)

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 по делу № А27-12323/2016

Не возможно идентифицировать документы (информацию), которую необходимо представить лицу налоговому органу

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2018 по делу № А19-5080/2017

Перечень документов, носит неконкретный, обобщающий характер, из которого нельзя установить, в каком количестве и что непосредственно было истребовано налоговым органом. В требовании отсутствуют наименования и реквизиты истребуемых документов, не расшифрован состав «полученных и выданных счетов-фактур», «договоров», «актов выполненных работ», «товарно-транспортных накладных»; «контрактов на поставку импортируемых товаров», «грузовых таможенных деклараций», «платежных документов».

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-17265/2008

Документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015

Не обозначены идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой истребуется информация

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № А51-14515/2016

Требование не содержит информации в отношении какого конкретно контрагента налоговый орган истребует документы

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-211149/2018

Запрашиваемые документы не имеют отношения к предмету проверки банка, поскольку не содержат информации относительно правильности исчисления и уплаты ООО земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций и НДФЛ, из содержания требования не следует, что оно выставлено для представления конкретных документов по сделкам, и в отношении лица по которому проводится налоговая проверка.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017

Налоговым органом не представлено доказательств наличия истребуемых документов у ИП, который в устной форме давал пояснения об отсутствии у него хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 по делу № А12-34808/2017

Есть в гл. 14 НК РФ одно мало понятно положение — п. 2 ст. 93.1 НК РФ, согласно которому в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Неоднозначность вышеуказанного положения заключается в первую очередь в том, что по общему правилу (да и ранее, до 01.01.2007), налоговики могли затребовать необходимую информацию только в рамках налоговых проверок. Данное обстоятельство было вполне логичным. Однако с 2007 года законодатель отказался от принципа «истребование документов только при налоговой проверки» и ввел исключение — в некоторых случаях и при определенных условиях истребование информации может осуществляться налоговиками и «просто так».
Данное положение применяется пока редко. Наверное налоговики и сами понимают зыбкие возможности ее применения, и наличия строгих ограничений. Я их насчитал всего 4.
1) Налоговый орган вправе истребовать информацию только в том случае, когда имеется «обоснованная необходимость». Несмотря на то что данное понятие законодательством не определено, можно предположить, что налоговый орган должен обосновать такую необходимость или соображениями сбора оперативной информации (например, для выбора объекта для предстоящей выездной налоговой проверки), или для контроля за ценами для целей налогообложения.2) В порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе запросить только информацию, но не документы. Иными словами, эта информация может быть предоставлена налоговому органу в произвольной форме, и подкреплять ее копиями документов налогоплательщик вправе, но не обязан.
3) Информация может быть запрошена только по конкретной сделке, то есть сделка должна быть идентифицирована.
При их отсутствии данных, позволяющих идентифицировать сделку, неисполнение такого требования является правомерным. Эта позиция поддерживается и судебной практикой (постановление ФАС ЗСО от 08.07.2009 № Ф04-3976/2009 (10033-А27-41), постановление ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09, постановление ФАС ДО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009).
4) Налоговый орган вправе запрашивать информацию именно по сделке (которая, как правило, представляет собой конкретный договор), но не по отдельной хозяйственной операции.
Кстати совсем недавно ВАС РФ рассматривал интересное дело, когда банк не выдал своего клиента. Так, ИФНС оштрафовала банк за неисполнение требования о предоставлении карточек с образцами подписей должностных лиц контрагента проверяемого налогоплательщика, оттиск печати и иные документы, поскольку банк отказался выполнять ее требование. Суд расценил действия банка как правомерные. В данном случае, у банка были истребованы документы в отношении клиента, не являющегося лицом, в отношении которого проводились мероприятия налогового контроля. Кроме того, требование о представлении документов не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация у банка (Определение ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-2015/11).
Может кто сталкивался с конкретным применением п. 2 ст. 93.1 НК РФ?

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ пункт 2 статьи 93 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

ГАРАНТ:

См. форму уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, направленную письмом ФНС России от 15 января 2019 г. N ЕД-4-2/356@

Истребование документов налоговой при проведении проверки

Ст. 93 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 93 НК РФ

Ст. 93 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 93 НК РФ: для кого она?

Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Когда налоговики производят выемку документов?

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

Каковы способы представления документов?

Статья 93 НК РФ: для кого она?

Все плательщики налогов (а с 2017 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок».

Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).

Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:

  • право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Узнать, как складывается судебная практика по вопросу правомерности истребования налоговиками документов и представления или непредставления бумаг налогоплательщиком, можно с помощью подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Далее рассмотрим наиболее волнующие налогоплательщиков вопросы, ответы на которые они ищут в сети интернет по запросам «Ст. 93 НК РФ», «НК 93» и др.

Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?

Если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то выставлять требование о представлении первички и пояснений по ст. 93 НК РФ налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13). Если требование все же поступило, его можно оспорить.

В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судьи пришли к выводу, что контролеры имеют право требовать документы только в период проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный — для консолидированной группы, 30-дневный — для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Важно! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).

Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.

При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).

Когда налоговики производят выемку документов?

Выемка документов возможна только при выездной налоговой проверке и производится на основании п. 3 ст. 31 НК РФ с соблюдением процедуры, описанной в ст. 94 НК РФ.

Право на выемку документов закреплено в абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ: в случае, когда налогоплательщик отказался их представить.

При этом если контролеры нарушили установленные НК РФ процедуры по истребованию документов или их выемке, решение по итогам проверки можно оспорить в суде (постановление АС Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15).

Подробнее о том, законно ли требование о представлении документов без печати налогового органа, читайте статью «Требование без печати инспекции — это норма».

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Подробнее о запросах документов по правилам ст. 93.1 читайте в материале «Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ».

Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.

Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

Каковы способы представления документов?

В ст. 93 НК РФ определены также способы подачи документов в налоговый орган (п. 2):

  • на бумаге лично, через представителя или заказным письмом;
  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В бумажном виде подаются заверенные самим налогоплательщиком копии документов, пронумерованные и прошитые.

Можно ли вместо копий предоставить налоговикам оригиналы документов, разъяснил С. В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса. Узнайте ответ чиновника, получив бесплатный пробный доступ к системе «КонсультантПлюс».

См. также «ФНС готовит формат для отправки отсканированных документов».

Для подачи в электронном виде применяются утвержденные форматы таких документов. Вариантами представления могут быть:

  • электронный документ, изначально созданный в такой форме;
  • скан бумажного документа.

Подаваемые электронным способом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью либо самого проверяемого лица, либо его представителя.

Подробнее процедура электронной передачи документов по запросу описана в приказе ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.