Стандарты бухгалтерского учета 2019

От того, какой является операция – обменной или необменной, зависит выбор субсчетов для отражения ее в учете учреждения. Признаки обменных и необменных операций определены как в отдельных НП(С)БУГС, так и в других нормативных документах по бухгалтерскому учету. Обобщив их, приведем рекомендации, как правильно квалифицировать хозяйственные операции и отразить в учете распорядителей бюджетных средств.

Обменные операции

Начнем с определения таких операций, приведенных в НП(С)БУГС.

В приложении 1 к НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» – в форме № 2-дс «Отчет о финансовых результатах» – приведена классификация доходов от обменных операций и необменных операций.

Так, к доходам распорядителей бюджетных средств от обменных операций относятся:

· бюджетные ассигнования;

· доходы от предоставления услуг;

· доходы от продажи;

· финансовые доходы;

· прочие доходы от обменных операций.

Рассмотрим, как такая классификация согласовывается с определением доходов от обменных операций, приведенным в п. 3 разд. І НП(С)БУГС 124 «Доходы», а именно: «обменная операция – это хозяйственная операция по продаже/приобретению активов в обмен на денежные средства, услуги (работы), другие активы или погашение обязательств».
Детализируем приведенное определение обменной операции. Поговорим сначала о приобретении учреждением активов для организации своей деятельности. Понятно, что здесь речь идет о приобретении нефинансовых активов, к которым относятся, в частности, основные средства, нематериальные активы и запасы, состав и характер которых определены соответственно НП(С)БУГС 121, 122, 123. Такие активы будут приобретаться как для организации деятельности по общему фонду, так и для предоставления платных услуг, проведения операций, связанных с созданием такого нефинансового актива, как «Производство».
Что касается других нефинансовых активов, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов), а именно: капитальные инвестиции, износ (амортизация) необоротных активов, то здесь речь идет не о приобретении, а о проведении операций относительно инвестирования средств и начисления износа (амортизации). Пока еще мы не будем рассматривать и операции по приобретению биологических активов, поскольку соответствующий стандарт для госсектора еще не принят.
Конечно, учреждение не может приобретать также финансовые активы, к которым на уровне распорядителей бюджетных средств относятся денежные средства, дебиторская задолженность и финансовые инвестиции.
Вернемся к приведенному выше определению обменной операции. В нем речь идет о приобретении активов в обмен на денежные средства, услуги (работы), другие активы или погашение обязательств. Из предложенных вариантов бюджетному учреждению подходят, во-первых, расчеты денежными средствами, которые выделяются учреждению в виде бюджетных ассигнований или получаются им за предоставление платных услуг. Во-вторых, приобретение активов в обмен на погашение обязательств перед учреждением. Что касается приобретения активов в обмен за предоставленные услуги (работы), другие активы, то это не наш случай. Ведь согласно п. 6 ст. 45 Бюджетного кодекса проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применение векселей, бартерных операций, зачисление встречных платежных требований в финансовых учреждениях запрещено.
По этой же причине в случае продажи активов учреждения могут или принять денежные средства, или сократить свои обязательства.
С учетом такого анализа приведенное в НП(С)БУГС 124 определение обменной операции в части приобретения активов можно сформулировать следующим образом.

Обменная операция распорядителя бюджетных средств – это хозяйственная операция по продаже/приобретению бюджетным учреждением основных средств, нематериальных активов, запасов, признанных такими в соответствии с НП(С)БУГС 121, 122, 123 в обмен на денежные средства, полученные в виде бюджетных ассигнований и поступлений от предоставления платных услуг или в обмен на погашение обязательств.

Однако учреждения в процессе выполнения своих функциональных обязанностей не только приобретают нефинансовые активы, но и оплачивают необходимые услуги, например по поставке энергоносителей, должны проводить оплату командировок, тратиться на проведение других целевых мероприятий (олимпиад, спортивных соревнований и т. п.), рассчитываться с бюджетом в виде рентных платежей, налогов, например за землю, проводить другие платежи, например оплату судебного сбора в случае направления иска в суд ради возврата бюджетных активов и т. п. По сути, связанные с этим операции также являются обменными, ведь в обмен на полученные средства по общему или специальному фонду учреждение выполняет надлежащие ему функции.
И наши выводы подтверждаются другими нормами НП(С)БУГС 124, где в пп. 2.3 п. 2 разд. ІІ «Доходы от обменных операций» речь идет, в частности, о расходовании бюджетных ассигнований, которые являются доходами от обменных операций, на выполнение учреждением своих полномочий. Аналогично учреждение осуществляет деятельность, определенную для него законодательством и положением (уставом) и за счет поступлений от предоставления им платных услуг и работ.
С учетом этого мы можем расширить наш вариант толкования термина «обменная операция» до такой формулировки: обменная операция распорядителя бюджетных средств – это хозяйственная операция по продаже/приобретению учреждением основных средств, нематериальных активов, запасов, признанных таковыми в соответствии с НП(С)БУГС 121, 122, 123, предоставлению/оплате услуг и работ, проведению платежей, в том числе налоговых (за исключением НДС), связанных с выполнением учреждением надлежащих ему функций, в обмен на денежные средства в виде бюджетных ассигнований и поступлений от предоставления платных услуг или в обмен на погашение обязательств.

Обратите внимание: НДС платится за счет не бюджетных ассигнований, а поступлений от покупателя продукции, работ, услуг.

С учетом изложенного не совсем понятным является включение в п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 124, посвященного доходам от необменных операций, нормы относительно обращения с авансовыми платежами. Ведь в ходе проведения хозяйственных операций, которые мы выше квалифицировали как обменные, могут быть проведены авансовые платежи как учреждением, так и в пользу учреждения.
Обращаем также внимание, что в этом же разделе речь идет о таком виде доходов, как безвозмездно полученные учреждением товары, работы, услуги (п. 3.6) и денежная благотворительная помощь (п. 3.7). Тем самым они признаны доходами от необменных операций.
По сути, к безвозмездно полученным можно отнести и излишки активов, которые выявляются во время инвентаризации, в частности те, которые используются или планируются к использованию учреждением для выполнения им своих функций.
По нашему мнению, их целесообразно признавать все же доходами от обменных операций, с учетом того факта, что поступления от благотворителей или выявленные излишки (назовем их бесплатными поступлениями) учреждение направляет, как и бюджетные ассигнования и плату за услуги, на выполнение своих функций. То есть учреждение выполняет полномочия в обмен на получение таких ресурсов. Для большей аргументации обратимся к НП(С)БУГС 135 «Расходы». Здесь в п. 2 разд. ІІ к расходам по обменным операциям (как и в Отчете о финансовых результатах) отнесены:
· расходы на оплату труда;
· отчисления на социальные мероприятия;
· материальные расходы;
· расходы на амортизацию;
· прочие расходы.
По всем этим направлениям и тратятся бюджетным учреждением безвозмездные поступления в любом виде.
И если сопоставить в этой части нормы НП(С)БУГС 124 и НП(С)БУГС 135, то выходит, что за счет доходов от необменных операций мы проводим расходы по обменным операциям. Выглядит как-то нелогично. Кроме того, отразить проведенные за счет благотворительных поступлений расходы как расходы по необменным операциям невозможно из-за отсутствия в Плане счетов субсчетов для расходов по необменным операциям для распорядителей бюджетных средств. Надеемся, что в дальнейшем законодатель обратит на это внимание.
Но выход из этой ситуации нужно найти уже сегодня. Поэтому ничего не остается, как использовать для расходов за счет благотворительных поступлений субсчета 8111–8115, предназначенные для отражения расходов по обменным операциям. А доходы отражать по необменным операциям на 7511 «Доходы по необменным операциям». Безусловно, на такой выбор субсчетов расходов с приведением причин следует указать в приказе об учетной политике.
Пока что так… В дальнейшем подход, возможно, и изменится, если будут внесены изменения в НП(С)БУГС 124 и НП(С)БУГС 135, работа над которыми, по информации Минфина, уже началась.
Если законодатель согласится на предложение признать безвозмездные поступления, направленные на выполнение функций учреждения, доходами от обменных операций, приведенное и сформулированное нами определение обменной операции будет расширено таким источником приобретения активов, работ и услуг, как благотворительные поступления.

Полный текст консультации см. в «Баланс-Бюджет» № 13, который вышел из печати 27.03.17 г.

Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО

3 года назад / МФСО

Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»

Рекомендация Р-87/2017 — КпР «Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО»

Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее – ПБУ 1/2008) в пункт 7 добавлен второй абзац, в соответствии с которым организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. В связи с применением данной нормы возникает ряд вопросов:

  • Относится ли указанная возможность к организациям, не имеющим дочерних обществ, в силу чего их составленная по МСФО отчетность не может именоваться консолидированной?

  • Относится ли указанная возможность к организациям, не обязанным составлять финансовую отчетность по МСФО в силу требований законодательства, которые составляют и раскрывают такую отчетность добровольно?

  • Каким образом согласовать учетную политику материнской организации, сформированную с применением указанной возможности, с учетной политикой ее дочерних организаций, которые сами отчетность по МСФО не составляют? Распространяется ли указанная возможность на такие дочерние организации?

  • Может ли организация, применяя указанную возможность, отказываться от применения любых предусмотренных ФСБУ способов, которые препятствуют полностью совместить ее российский учет с учетной политикой по МСФО? Какие существуют по этому поводу возможности и ограничения? В частности, допустим ли такой отказ в случаях, когда МСФО допускают более широкий выбор способов по сравнению с ФСБУ? Допустим ли отказ от сложившейся практики ведения бухгалтерского учета по ФСБУ в тех вопросах, по которым регулирующие нормы в ФСБУ отсутствуют?

Решение

  1. Возможность формирования учетной политики в соответствии со вторым абзацем пункта 7 ПБУ 1/2008 распространяется на все организации, которые составляют свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО и раскрывают ее в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»1. Указанная возможность не зависит от наличия или отсутствия у организации дочерних обществ, а также от того, является ли составление и раскрытие указанной отчетности обязательным или добровольным.

  2. Организация, указанная в пункте 1 настоящей Рекомендации, при разработке и утверждении своих стандартов, обязательных к применению ее дочерними обществами (при наличии), вправе включать в эти стандарты положения учетной политики, сформированные с применением второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008.

  3. Организация, являющаяся дочерним обществом, формирует учетную политику с применением второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008, если это обусловлено положениями стандартов, разработанных и утвержденных ее материнской организацией в качестве обязательных к применению дочерними обществами. Указанное не зависит от того, составляет ли при этом дочернее общество свою финансовую отчетность по МСФО или не составляет.

  4. Применение второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 предполагает, что установленный федеральным стандартом способ бухгалтерского учета, от применения которого отказывается организация, приводит к нарушению требований МСФО. Организация не вправе отказаться от применения установленного федеральным стандартом способа бухгалтерского учета, если этот способ не нарушает требований МСФО, даже если он при этом не соответствует учетной политике организации по МСФО (в связи с наличием в МСФО диапазона выбора способов).

  5. Отступление от сложившейся практики ведения бухгалтерского учета по ФСБУ при отсутствии соответствующих способов бухгалтерского учета в ФСБУ не является неприменением способов бухгалтерского учета, установленных ФСБУ. Такие случаи не относятся к вопросам, регулируемым вторым абзацем пункта 7 ПБУ 1/2008. В таких случаях учетная политика организации формируется в соответствии с требованиями пункта 7.1 ПБУ 1/2008 вне зависимости от того, раскрывает ли организация при этом финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО.

Основа для выводов

Во втором абзаце пункта 7 ПБУ 1/2008 используются слова «или финансовую отчетность организации, не создающей группу». Эти слова свидетельствуют о том, что данная норма относится в том числе к организациям, у которых отсутствуют дочерние организации, в силу чего составленная ими финансовая отчетность не может именоваться «консолидированной». При этом в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» он применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 этого закона. В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется. Указанная формулировка включает слово «раскрытие». Условия, при которых финансовая отчетность считается раскрытой, изложены в части 2-4 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». При этом формулировка второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 не увязывает раскрытие составленной в соответствии с МСФО отчетности с возложением на организацию обязанности по ее составлению.

Таким образом, возможность применения второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 не зависит от наличия или отсутствия у организации дочерних обществ, а также от того, является ли составление и раскрытие финансовой отчетности по МСФО обязательным или добровольным.

В соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности. Федеральный закон не предусматривает иных ограничений (помимо создания указанных препятствий) в части разработки экономическим субъектом своих стандартов, в частности, не ограничивает его возможности включать в эти стандарты положения, на которые этот субъект имеет право. При этом обязанность применения дочерними обществами стандартов, разработанных и утвержденных основным обществом в качестве обязательных для дочерних обществ, также не ограничивается какими-либо отдельными положениями этих стандартов.

Таким образом, организация, которая сама вправе применять второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008, при наличии у нее дочерних обществ может его применить в том числе и при разработке и утверждении своих стандартов, обязательных к применению ее дочерними обществами. В таком случае дочерние общества должны применять все положения этих стандартов, в том числе сформированные с применением второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008. При этом не имеет значения, относится ли само дочернее общество к организациям, указанным непосредственно во втором абзаце пункта 7 ПБУ 1/2008, то есть от того, составляет ли оно финансовую отчетность по МСФО от своего имени.

Второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008 не предусматривает применение МСФО вместо ФСБУ. В нем говорится о применении ФСБУ «с учетом требований МСФО». При этом конкретизировано, как именно можно при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Норма разрешает организации не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО.

Это означает, что организация может отказаться лишь от тех предусмотренных ФСБУ способов, применение которых приведет к нарушению МСФО, то есть не позволит организации заявить о соответствии МСФО своей отчетности, составленной с применением таких способов. Иными словами, речь идет о так называемых «неизбежных» различиях между учетной политикой организации по ФСБУ и МСФО (см. Пример 2). Если же различия обусловлены выбором самой организации в рамках допускаемых МСФО возможностей (т.е. не являются «неизбежными»), когда предусмотренный ФСБУ способ не нарушает требований МСФО, то отказаться от его применения организация не может (см. Пример 1).

В случае если способ бухгалтерского учета в ФСБУ не установлен, для унификации учетной политики с МСФО нет необходимости в отступлениях от каких либо норм, несмотря на то, что применение в таких случаях подходов МСФО может выглядеть как отступление от сложившейся широко распространенной практики ведения бухгалтерского учета. Второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008 не регулирует такие случаи. Порядок формирования учетной политики в условиях отсутствия способов в ФСБУ регулируется пунктом 7.1 ПБУ 1/2008, где дается иерархия используемых источников. Среди этих источников МСФО названы в первую очередь. Указанный порядок применяется всеми организациями (исключение предусмотрено в пункте 7.2 для применяющих упрощенные способы) вне зависимости от того, составляют ли и раскрывают ли они при этом финансовую отчетность в соответствии с МСФО (см. Пример 3).

Иллюстративные примеры

Приведенные ниже примеры иллюстрируют применение пунктов 4 и 5 настоящей Рекомендации

Пример 1. Отказ от применения способа не допускается

Организация включает в свою бухгалтерскую отчетность отчет о движении денежных средств, составляемый в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Та же организация раскрывает составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, в которую включает отчет о денежных потоках, подготовленный в соответствии с IAS 7 «Отчет о денежных потоках». При составлении этого отчета организация использует предусмотренную параграфом 18 (b) возможность представлять денежные потоки от текущих операций косвенным способом.

ПБУ 23/2011 предусматривает представление всех денежных потоков (в том числе от текущих операций) только прямым способом. С целью унификации учетных политик по ФСБУ и по МСФО организация рассматривает возможность отказаться от применения предусмотренного ФСБУ порядка представления денежных потоков от текущих операций прямым способом и применить вместо него косвенный способ представления этих денежных потоков, разрешаемый МСФО.

В соответствии с параграфом 18 IAS 7 организация должна представлять денежные потоки от операционной деятельности (эквивалент – «от текущих операций»), используя: (a) либо прямой метод, в соответствии с которым раскрывается информация об основных видах валовых денежных поступлений и выплат; (b) либо косвенный метод, в соответствии с которым прибыль или убыток корректируются с учетом влияний операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных поступлений или выплат от операционной деятельности, а также статей доходов или расходов, связанных с денежными потоками от инвестиционной или финансовой деятельности.

В соответствии с параграфом 19 поощряется использование организациями прямого метода представления денежных потоков от операционной деятельности. Прямой метод предоставляет информацию, которая может быть полезной для оценки будущих денежных потоков и которая недоступна в случае использования косвенного метода.

Из указанных положений IAS 7 следует, что представление денежных потоков от текущих операций прямым способом не нарушает требований МСФО. Более того, IAS 7 прямо говорит о том, что такой способ представления денежных потоков является предпочтительным и более информативным для пользователей отчетности.

Таким образом, организация не вправе на основании второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 отказаться от прямого способа представления денежных потоков, предусмотренного ПБУ 23/2011.

Пример 2. Отказ от применения способа допускается

Организация эксплуатирует оборудование, отражаемое в бухгалтерском учете в качестве основного средства. Организация несет обязанность по окончании эксплуатации оборудования демонтировать и утилизировать его надлежащим образом и ликвидировать негативные последствия для окружающей среды. Выполнение этой обязанности в будущем потребует от организации существенных затрат, в связи с чем в бухгалтерском учете признано оценочное обязательство (далее – ликвидационное обязательство). Поскольку возникновение у организации ликвидационного обязательства было непосредственно связано с приобретением, установкой и вводом в эксплуатацию оборудования, сумма признанного обязательства была включена в первоначальную стоимость основного средства. Основное средство учитывается без проведения переоценки.

По истечении некоторого времени организация исходя из новой информации изменяет оценку затрат, необходимых для выполнения ликвидационного обязательства, в связи с чем изменяет его стоимость в бухгалтерском учете. На основании пункта 23 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (с учетом ссылок на пункты 8 и 22) изменение оценочного обязательства должно относиться на доходы или расходы периода, в котором произошло изменение. Кроме того, пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» запрещает изменять первоначальную стоимость основных средств кроме прямо предусмотренных случаев. Изменение первоначальной стоимости в связи с изменением величины оценочного обязательства среди таких случаев не предусмотрено.

Та же организация раскрывает составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, в которой сформировались эквивалентные данные об основном средстве (учитываемом без переоценки) и ликвидационном обязательстве, и возникла необходимость изменения величины этого обязательства. На основании IFRIC 1 «Изменения в существующих ликвидационных обязательствах» изменение величины ликвидационного обязательства (в отличие от требований ПБУ) должно относиться на изменение первоначальной стоимости основного средства.

С целью унификации учетных политик по ФСБУ и по МСФО организация рассматривает возможность отказаться от применения предусмотренного ФСБУ способа учета изменений оценочных обязательств, предполагающего отнесение этих изменений на доходы/расходы периода, и применять вместо него по отношению к ликвидационным обязательствам способ, предусмотренный МСФО, предполагающий отнесение изменений оценки таких обязательств на изменение первоначальной стоимости соответствующих основных средств. Такой подход предполагается не в отношении отдельного объекта основных средств, а в отношении всех подобных случаев, как элемент учетной политики.

Предусмотренный IFRIC 1 порядок учета изменений оценочных обязательств, предполагающий отнесение этих изменений на изменение первоначальной стоимости соответствующих основных средств, является безальтернативным. В соответствии с параграфом 7 IAS 8 в том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО. В соответствии с параграфом 16 IAS 1 организация, финансовая отчетность которой соответствует МСФО, должна подтвердить это, включив в примечания к финансовой отчетности свое явное и однозначное заявление о таком соответствии. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, кроме случаев, когда она соответствует всем требованиям МСФО.

Таким образом, организация в рассматриваемом случае не имеет возможности выполнить требования МСФО, не отступив при этом от способа, установленного ПБУ 8/10 и ПБУ 6/01. Применение установленного ФСБУ способа приведет к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО. Следовательно, организация вправе не применять этот способ.

Если организация воспользовалась этим правом, то на основании пункта 20.1 ПБУ 1/08, она должна в своей бухгалтерской отчетности сообщить о неприменении требований пункта 22 ПБУ 8/10 и пункта 14 ПБУ 6/01 в связи с необходимостью соответствия требованиям IFRIC 1, описав при этом существо отступления – отнесение изменений величины ликвидационных обязательств на изменение первоначальной стоимости соответствующих основных средств вместо включения в доходы или расходы периода. Раскрытие каких-либо количественных аспектов такого отступления не требуется.

Пример 3. Способ отсутствует

Организация формирует в соответствии с ФСБУ бухгалтерскую отчетность, где представляет в своем бухгалтерском балансе основные средства по балансовой стоимости. Эта балансовая стоимость по сложившейся практике бухгалтерского учета рассчитывается как первоначальная стоимость за вычетом накопленной амортизации.

Та же организация составляет в соответствии с МСФО финансовую отчетность, где в отчете о финансовом положении тоже отражаются основные средства по балансовой стоимости. Эта балансовая стоимость, исходя из требований МСФО, рассчитывается как первоначальная стоимость за вычетом накопленной амортизации и накопленного обесценения.

С целью унификации учетных политик по ФСБУ и по МСФО организация рассматривает возможность отказаться от сложившейся практики представления в бухгалтерском балансе по ФСБУ стоимости основных средств с тем, чтобы учитывать при ее определении наряду с амортизацией накопленное обесценение основных средств так же, как она это делает по МСФО.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций, регламентирует вопросы формирования и изменения первоначальной стоимости основных средств, а также вопросы начисления амортизации по ним. При этом Положение не рассматривает вопросы стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе, а также вопросы обесценения основных средств.

Пункт 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует включать в бухгалтерский баланс числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях. При этом Положение не ограничивает применение этого требования конкретными регулирующими величинами и не делает исключений для каких-либо из них, например, для таких как обесценение.

Таким образом, в ФСБУ отсутствуют способы бухгалтерского учета, от применения которых организации пришлось бы отказаться с целью унификации своей учетной политики по ФСБУ и МСФО в части вопроса учета обесценения основных средств. Следовательно, второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008 для решения такого вопроса неприменим.

По этому вопросу организация должна формировать учетную политику в соответствии с требованиями пункта 7.1 ПБУ 1/2008. Все три названных в этом пункте вида документов, которые должна последовательно использовать организация при разработке соответствующего способа бухгалтерского учета, приводят к одинаковому выводу о необходимости учета обесценения основных средств наряду с амортизацией:

а) в части МСФО – параграфы 6,30,63 IAS 16 «Основные средства»;

б) в части положений ФСБУ по аналогичным и (или) связанным вопросам – пункт 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», пункты 19-20 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»;

в) в части рекомендаций в области бухгалтерского учета – Рекомендация Р-56/2015-КпР «Обесценение основных средств».

1. Условия, при которых консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, указаны в частях 2-4 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Новые стандарты бухучета с 1 января 2022 года

Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н

С 2022 года обязательно применять два новых стандарта бухучета: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Времени на подготовку — больше года. Можно добровольно применять новые стандарты с начала 2021 года.

С момента применения нового ФСБУ на счете 01 «Основные средства» будут учитываться активы по ФСБУ 6/2020, а на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по ФСБУ 26/2020.

ФСБУ 6/2020

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенные способы бухгалтерского учета, вправе не применять отдельные положения нового ФСБУ:

  • например, могут не выполнять требование о проверке активов на обесценение и не показывать эти сведения в отчетности.

Самое заметное новшество — в новом стандарте отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС.

Основным средством будет признаваться актив:

  • у которого есть материально-вещественная форма, в противном случае это НМА;
  • со сроком использования в деятельности организации или для охраны окружающей среды более 12 месяцев. Если срок использования меньше, то актив относится к запасам, если актив не готов для использования в деятельности организации, то это капитальные вложения;
  • способный приносить выгоду.

Изменился порядок начисления амортизации.

В целях применения ФСБУ 6/2020 организация должна распределить все основные средства по видам и группам, например:

  • недвижимость;
  • средства транспортные;
  • машины и оборудование;
  • инвентарь производственный и хозяйственный;
  • другие.

К объектам ОС относится инвестиционная недвижимость. Много и других изменений в учете основных средств.

ФСБУ 26/2020

Новый стандарт не применяют:

  • организации бюджетной сферы;
  • субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенные способы бухгалтерского учета, вправе не применять отдельные положения нового ФСБУ, например, не проверять капитальные вложения на обесценение по правилам МСФО;
  • при создании активов, предназначенных для продажи.
  • Стандарт применяется в целях аккумулирования расходов организации на создание, приобретение, улучшение или восстановление основных средств. Затраты формируются отдельно по каждому объекту ОС. Порядок их группировки организация определяет самостоятельно.

Стандарт определяет открытый перечень возможных затрат на капитальные вложения, например:

  • на строительство, сооружение, изготовление объектов основных средств;
  • на подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации;
  • на организацию строительной площадки;
  • на улучшение и (или) восстановление объекта основных средств, например достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию, замену частей, ремонт, технические осмотры, техническое обслуживание;
  • на проведение пусконаладочных работ, испытаний.

В целях признания затрат в бухучете должны одновременно выполняться следующие условия:

  • понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе. Онлайн-тесты. Документы установленного образца

Расписание курсов

В ФСБУ определено, что считать единицей учета капвложений, какие затраты не признаются капитальными вложениями, как оцениваются капитальные вложения и др. Стандарт определяет порядок учета капвложений в отдельных ситуациях: например, если расходы понесены с рассрочкой платежа или имело место неденежное исполнение обязательств, если имущество получено безвозмездно, и иные случаи.

В учетной политике организации отражается порядок применения стандарта: ретроспективно или перспективно.

  • Комментарий: обязанность применять новые стандарты наступит с 01.01.2022 года. Положения, которые не регламентированы в новых стандартах жестко, надо отразить в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Повысили штрафы за нарушение правил хранения бухгалтерских документов

Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ

Увеличены суммы штрафов за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных бухгалтерских документов (ст. 13.20 КоАП).

Суммы штрафов

До 26 октября 2020 года С 26 октября 2020 года
  • на граждан: от 100 до 300 руб.
  • на должностных лиц: от 300 до 500 руб.
  • на граждан: от 1 000 до 3 000 руб.
  • на должностных лиц: от 3 000 до 5 000 руб.
  • на юридических лиц: от 5 000 до 10 000 руб.