Ст 154 НК РФ

Статья 154 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Новая редакция Ст. 154 НК РФ

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;

которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

5.1. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 — 162 настоящей главы.

9. Утратил силу с 1 января 2008 г.

10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

Изменение в сторону увеличения стоимости (с учетом налога) отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае увеличения цены и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

11. При реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.

Комментарий к Статье 154 НК РФ

В ст. 154 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиком. При этом особо выделяются различные способы определения налоговой базы, которые должны выбираться налогоплательщиком в зависимости от условий реализации (отгрузки и т.п.) товаров (работ, услуг). В частности, в настоящем Кодексе выделяются следующие условия:

— получение налогоплательщиком полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) при оплате труда в натуральной форме;

— реализация товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Все поступающие субсидии (субвенции) налоговую базу не увеличивают:

— при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога;

— при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров);

— при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

— при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене);

— при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены.

В соответствии со ст. 154 НК РФ не включаются в налоговую базу:

— суммы предоплаты в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ) (п. 1 ст. 154 НК РФ). В данном случае налоговая база определяется в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Вычет сумм НДС, исчисленного с сумм авансовых платежей, осуществляется с даты отгрузки данных товаров (выполнения работ, оказания услуг), а не после даты реализации (перехода права собственности — для товаров).

Другой комментарий к Ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации

Положения статьи 154 НК относятся лишь к случаям определения налоговой базы именно при реализации товаров (работ, услуг).

Согласно письму Минфина России от 20.04.2007 N 03-07-11/123 в случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией газа по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а как в случае, указанном в письме, на оплату газа, реализуемого льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому при направлении из бюджета организациям указанных денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, в том числе по оплате газа, следует учитывать сумму НДС.

Аналогичная точка зрения высказана также в письме Минфина России от 20.04.2007 N 03-07-11/118, от 04.05.2006 N 03-04-11/79 (в отношении реализации электроэнергии по льготным ценам), в письмах Минфина России от 30.03.2007 N 03-07-11/89, от 29.11.2006 N 03-04-11/226 и от 02.10.2006 N 03-04-11/183 (в отношении реализации сжиженного газа для бытовых нужд отдельным категориях граждан по льготным ценам), в письме Минфина России от 01.11.2006 N 03-04-11/201 (в отношении коммунальных услуг, реализуемых по льготным тарифам), в письме Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-11/129 (в отношении реализации проездных билетов по льготным тарифам).

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Как определяется налоговая база по НДС при реализации газа для бытовых нужд, если у граждан нет приборов учёта?

Реализация природного газа с целью обеспечения коммунально-бытовых нужд населения признаётся по НК РФ объектом налогообложения НДС. Налоговая база при реализации товаров (услуг или работ) складывается из стоимости этих товаров (стоимость учитывается исходя из рыночных цен по ст 105.3 НК РФ) с учётом акцизов (если они предусмотрены) и без учёта налога. Гражданин, как сторона договора энергоснабжения, вправе использовать столько энергии, сколько ему необходимо. Согласно Жилищному кодексу плата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта рассчитывается исходя из нормативов. Эти нормативы утверждаются на уровне субъектов федерации местными властями в установленном правительством порядке. Продавая гражданам природный газ и отчисляя при этом НДС в государственный бюджет, снабжающая компания имеет право на налоговый вычет. Причём это относится и к продаже газа гражданам, не имеющим приборов учёта. Эти граждане оплачивают газ согласно нормативам, установленным законодательно. Налоговая база по НДС не включает в себя разницу в стоимости газа, которая образуется от того, что граждане не имеют счётчиков и оплачивают газ по нормативу. Основная проблема для налогоплательщика — газоснабжающей компании может заключаться в том, что по факту граждане, оплачивающие газ по нормативам, потребляют его в большем количестве, чем платят за него. Так можно ли учесть при налогообложении факт того, что часть имущества компании (газа) списывается просто так (без оплаты), то есть выбывает из собственности? Согласно позиции Высшего Арбитражного суда, выбытие имущества по независящим от воли и действий налогоплательщика причинам не учитывается при формировании налоговой базы. Это значит, что выданный свыше нормы газ, можно налогом не облагать. Но для этого газовой компании нужно обязательно зафиксировать факт списания газа и то, что произошло это именно по независящим от неё обстоятельствам, без передачи газа третьим лицам. Наличие оснований для уменьшения объема налоговой базы нужно доказывать. Суды при этом учитывают характер деятельности плательщика налога, принимают во внимание объем и частоту списания газа и другие обстоятельства, оценивают возражения налогового органа, который скорее всего поставит под сомнение списание газа по указанной причине. Если судом будет признан факт списания газа по независящим от газоснабжающей компании причинам, то НДС компания будет исчислять по правилу п 2 ст 154 НК РФ. То есть как при безвозмездной передаче имущества. Таким образом, если у граждан, потребляющих газ, нет счётчиков, то снабжающая компания исчисляет налоговую базу и применяет налоговые вычеты в том же порядке, как и при наличии приборов учёта — исходя из стоимости фактически списанного газа. Если же газовая компания посчитает справедливым уменьшение налоговой базы за счёт потребляемого гражданами свыше нормы газа, то своё право на это предстоит отстаивать в суде.

Каким образом облагается НДС передача товаров, услуг или работ покупателю в качестве бонуса?

По этому поводу существует две точки зрения. Передача товара безвозмездно, то есть в качестве бонуса, признаётся НК РФ его реализацией и также как и продажа облагается налогом. Налоговая база по НДС при безвозмездной передаче товаров, услуг и работ определяется в таком же порядке как и при продаже: как их стоимость с учетом акцизов (при наличии) и без учёта налога. Однако ВАС РФ высказывает позицию, что товары, работы или услуги, переданные как бонус, можно исключить из налогооблагаемой базы, если удастся доказать, что их стоимость была включена в цену основного товара, основной работы или услуги. В таком случае получится, что уже исчисленный по основной операции налог включает в себя последующий бонус, а, значит, бонус налогом можно не облагать. Вторая позиция заключается в том, что бонусы облагаются НДС как безвозмездная реализация, без каких-либо оговорок. Стоимость бесплатно переданного товара или бесплатно оказанной услуги включается продавцом в налоговую базу в том периоде, когда состоялась передача такого товара, либо была оказана такая услуга.

Комментарий к ст. 154 НК РФ

Положения статьи 154 НК РФ относятся лишь к случаям определения налоговой базы именно при реализации товаров (работ, услуг).

Внимание! С 01.01.2012 в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ, правила определения рыночных цен в целях определения налоговой базы при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) регулируются статьей 105.3 НК РФ.

К сделкам, доходы и (или) расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до указанной даты, применяются положения статьи 40 НК РФ.

Внимание! При применении пункта 2 статьи 154 НК РФ следует исходить из того, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, фактическая цена реализации услуг — это цена, по которой производит оплату потребитель, имеющий право на льготу. Денежные средства, которые получит налогоплательщик из бюджета, являются субвенциями (субсидиями), предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже государственных; они не включаются в стоимость оказанных услуг.

Следовательно, средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически понесенных расходов (убытков), связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не подлежат учету при исчислении НДС (см. Постановления ФАС Уральского округа от 13.12.2012 № Ф09-12055/12, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2012 № А66-18088/2011).

Как указывает ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15.02.2012 № А22-926/2011, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).

В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Внимание! Подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» статья 154 НК РФ дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

В то же время в отношении продовольственных товаров следует учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, подлежит включению в цену договора и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров.

Таким образом, вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии за достижение определенного объема закупок данных товаров указанные премии не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров (письма Минфина России от 25.07.2013 № 03-07-11/29474, от 18.07.2013 № 03-07-11/28255, от 11.07.2013 № 03-07-11/26921, № 03-07-11/27047).

Актуальная проблема.

НК РФ не разъясняет, применяются ли положения пункта 2.1 статьи 154 НК РФ, согласно которым при выплате (предоставлении) продавцом покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение определенных условий договора поставки налоговая база по НДС продавцом не уменьшается (за некоторым исключением), если товар приобретается в розницу физическим лицом.

При этом согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

По мнению финансового ведомства, указанная норма НК РФ в отношении премий, выплачиваемых продавцом товаров их покупателю — физическому лицу, приобретающему товары в розничной торговле, не применяется (письмо от 11.07.2013 № 03-07-11/26921).

Внимание! Согласно пункту 3 статьи 154 НК РФ при реализации имущества, учтенного по стоимости с НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

В связи с этим положением, неясно, обязан ли налогоплательщик уплачивать налог при реализации имущества, учтенного по стоимости с НДС, если межценовая разница равна нулю или получен убыток.

Как следует из письма Минфина России от 03.07.2012 № 03-07-05/18, при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налог исчисляется в случае, если цена реализуемого имущества, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), превышает стоимость этого имущества (остаточную стоимость с учетом переоценок).

Исходя из текста Постановления ФАС Поволжского округа от 18.01.2013 № А55-14290/2012, суды нижестоящих инстанций обоснованно, по мнению суда кассационной инстанции, указали на правомерное применение организацией при реализации основных средств, в первоначальную стоимость которых был включен НДС, пункта 3 статьи 154 НК РФ и пришли к выводу о том, что поскольку организация реализовывала основные средства по остаточной стоимости, то определяемая в порядке пункта 3 статьи 154 НК РФ налоговая база равна 0.

Актуальная проблема.

Пункт 7 статьи 154 НК РФ не разъясняет, вправе ли продавец включать в налоговую базу залоговую стоимость многооборотной тары, если покупатель ее не вернул.

Официальная позиция.

Финансовое ведомство полагает, что в случае невозврата тары покупателями сумма залога включается в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-11/566).

Судебная практика.

Подход арбитражных судов к разрешению данного вопроса — иной.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14.07.2011 № А29-8379/2010 установил, что налогоплательщик в проверяемом периоде осуществлял реализацию продукции (яиц) в таре, которая по условиям договоров является возвратной (коробки картонные без прокладок, коробки картонные в комплекте (ящики картонные и прокладки бугорчатые), ящики пластмассовые). При этом в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщиком покупателям, стоимость тары выделялась отдельной строкой, без начисления налога на добавленную стоимость; указывалось, что тара является возвратной. Кроме того, во всех договорах на поставку продукции сельского хозяйства, заключенных налогоплательщиком с покупателями, которые являются однотипными, установлено, что тара, в которой поставляется продукция (товар), является многооборотной, цена тары в цену продукции не входит и оплачивается одновременно с оплатой продукции по залоговой цене. При этом в ходе проверки налоговый орган установил случаи невозвращения налогоплательщику многооборотной тары покупателями по истечении установленного договорами двадцатидневного срока. Стоимость невозвращенной тары налоговый орган включил в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

ФАС Волго-Вятского округа между тем отметил, что передача покупателю подлежащей возврату продавцу многооборотной тары, на которую установлены залоговые цены, не влечет возникновение у покупателя права собственности на тару и, соответственно, не является реализацией товаров. С учетом изложенного, налогоплательщик при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, правомерно, в силу прямого указания пункта 7 статьи 154 НК РФ, не включал залоговую стоимость многооборотной тары в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Актуальная проблема.

При применении рассматриваемого выше пункта НК РФ возникает еще одна правовая проблема: правомерности применения налогового вычета по НДС (который уплачен при приобретении тары) продавцом, реализующим товары в многооборотной таре, если такая тара является возвратной.

Официальная позиция.

По мнению финансового ведомства, если многооборотная тара, в которой реализуются товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость, подлежит возврату продавцу товаров, то налог на добавленную стоимость, уплаченный продавцом при ее приобретении, к вычету не принимается (письмо от 30.04.2013 № 03-07-11/15419). Если залоговые цены на многооборотную тару не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, налог, уплаченный поставщику при ее приобретении, к вычету не принимается (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-11/566).

Судебная практика.

Большинство арбитражных судов позицию финансового ведомства не разделяют, аргументируя это тем, что НК РФ запрета на налоговый вычет в рассматриваемой ситуации не содержит.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15.11.2011 № А65-2998/2011 отмечает, что НК РФ не предусмотрено, что при приобретении многооборотной тары налогоплательщик не вправе применить налоговые вычеты по уплаченным им поставщикам этой тары суммам налога. НК РФ также не предусмотрено, что при реализации продукции в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, налогоплательщик обязан восстановить НДС по ранее примененным им вычетам. По обстоятельствам дела сумму уплаченного поставщикам тары налога организация заявляла к вычету в те налоговые периоды, когда тара была получена и поставлена на учет, а также оплачена на основании выставленных продавцами счетов-фактур, которые отвечают требованиям статьи 169 НК РФ. Исходя из вышеизложенного, нижестоящие судебные инстанции, по мнению ФАС Поволжского округа, обоснованно пришли к выводу о том, что многооборотная тара приобретается и используется налогоплательщиком для осуществления операций по розливу и реализации части выпускаемой им продукции, облагаемой НДС; используется в производственном процессе, технологический процесс производства предусматривает розлив кваса и пива в кег-бочки, является неотъемлемой его частью. Следовательно, вычет сумм налога по приобретаемой многооборотной таре должен осуществляться в общем порядке.

Исходя из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.07.2011 № А29-8379/2010 многооборотная тара используется в процессе производства и реализации продукции (яиц), в отношении которого формируется облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот по реализации. Операции по реализации указанной продукции не относятся к не подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 149 НК РФ. В связи с этим налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость по приобретенной многооборотной таре подлежит применению на общих основаниях в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

Внимание! Что касается ситуации, когда покупатели не возвращают тару продавцу товаров, вычет налога, уплаченного продавцом поставщикам тары, осуществляется в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 30.04.2013 № 03-07-11/15419).

Внимание! В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ с 1 июля 2013 г. изменение в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 14.05.2013 № 03-07-11/16590).

Следует отметить, что на основании анализируемой нормы в редакции, действовавшей до 1 июля 2013 г., увеличение стоимости отгруженных товаров поставщик учитывал в налоговом периоде, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров.

При этом согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. При этом пунктом 5 статьи 174 НК РФ установлено, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Пунктом 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неполноты отражения сведений, приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном НК РФ.

В связи с изложенным при увеличении стоимости ранее отгруженных товаров налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за налоговый период, в котором осуществлялась отгрузка товаров.

Что касается уплаты пени в указанном случае, то согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. При этом на основании пункта 3 указанной статьи НК РФ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Исходя из анализа вышеизложенных норм, финансовое ведомство приходит к выводу о том, что при увеличении стоимости ранее отгруженных товаров продавец обязан начислять пени за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, установленного пунктом 1 статьи 174 НК РФ (письмо № 03-07-11/16590).

В то же время толкование положений статьи 75 и пункта 10 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2013 г.) говорит об обратном: пени не должны начисляться.

С вступлением в силу новой редакции пункта 10 статьи 154 НК РФ указанное противоречие устранено.