Срок регистрации юридических лиц

Новая редакция Ст. 51 ГК РФ

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к Ст. 51 ГК РФ

Специальный закон.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, — регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственным органом, уполномоченным осуществлять регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Законом установлен нормативно-явочный порядок образования юридического лица, когда для образования юридического лица не требуется согласия третьих лиц, включая государственные органы, на которые возложена лишь функция проверки учредительных документов на соответствие требованиям законодательства.

Другой комментарий к Ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. С целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона предусмотрена государственная регистрация юридических лиц, порядок которой определяется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Во исполнение ст. 2 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667) установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство по налогам и сборам (которое в соответствии с абз. 1 п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) преобразовано в Федеральную налоговую службу).

2. Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица, а в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика с указанием даты постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхования:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Сведения, указанные в пп. «м», представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений, за исключением тех, которые указаны в пп. «м», обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Содержащийся в ст. 5 указанного Закона перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 этого Закона запрещается требовать предоставления документов, не предусмотренных Законом.

Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.

3. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

4. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (ст. 11 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586) утверждены форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

5. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения и документы о конкретном юридическом лице могут предоставляться в виде:

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Указанные сведения и документы предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

6. Согласно Закону о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Федеральному закону от 21 марта 2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093) внесение в государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации организаций всех организационно-правовых форм осуществляется единым уполномоченным органом государственной исполнительной власти России — Федеральной налоговой службой. Вместе с тем федеральными законами обязанность по государственной регистрации отдельных видов юридических лиц может быть возложена на иные федеральные органы государственной власти (ст. 10 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с п. п. 2, 6 ст. 9 Закона о торгово-промышленных палатах РФ и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции или ее территориальным органом. На основании решения Федеральная налоговая служба (ее территориальный орган) в срок не более пяти рабочих дней со дня получения всех необходимых документов и сведений вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.

Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Банком России (ст. 12 Закона о банках). При этом Банк России в целях осуществления им надзорных и контрольных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Государственную регистрацию общественных объединений осуществляет согласно ст. 21 Закона об общественных объединениях Федеральная регистрационная служба (для общероссийских и международных общественных объединений) и ее территориальные органы (для региональных и межрегиональных общественных объединений).

Согласно ст. 8 Закона от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 169; N 24. Ст. 2256; 1996. N 1. Ст. 4; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607) на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и ее территориальные органы возложены функции по государственной регистрации средств массовой информации.

7. Гражданское законодательство исходит из принципа свободы деятельности участников гражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие органы не вправе запрещать создание юридического лица по причине нецелесообразности его образования. В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данное право конкретизировано в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласно которому отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:

непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых является юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации;

государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Формы заявлений
(утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»)»
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц:
форма N Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании»
форма N Р12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации»
форма N Р12016 «Заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц)»
форма N Р13014 «Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц»
форма N P15016 «Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица»
форма N Р16002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения»
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей:
форма N Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя»
форма N Р24001 «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей»
форма N Р26001 «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя»
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств:
форма N Р24002 «Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей»
форма N Р26002 «Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. При предоставлении государственной услуги по государственной регистрации создаваемого юридического лица документы представляются в соответствии с п. 15 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление по форме Р11001, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ;
4) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество;
5) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.
В случае использования олимпийской и (или) паралимпийской символики в наименовании юридического лица, его фирменном наименовании при государственной регистрации создаваемого юридического лица помимо указанных документов представляется соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
2. При предоставлении государственной услуги по государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица представляются документы соответствии с п. 18 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р13014 (в разделе 2 заявления указывается причина — 1), утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
3) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;
4) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным;
5) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным;
6) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества;
7) документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных новому по адресу юридического лица, — в случае изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица;
8) решение об изменении места нахождения;
9) документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
В случае использования олимпийской и (или) паралимпийской символики в наименовании юридического лица, его фирменном наименовании при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в инспекцию помимо указанных в настоящем пункте документов представляется соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
3. При предоставлении государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица документы представляются в соответствии с п. 19 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014 (в разделе 2 заявления указывается причина — 2), утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
4. При предоставлении государственной услуги в случае внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, документы представляются в соответствии с п. 18 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р13014 (в разделе 2 заявления указывается причина — 3), утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
3) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;
4) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным;
5) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным.
6) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества;
7) решение об изменении места нахождения;
8) документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных новому по адресу юридического лица, — в случае изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица;
9) документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
В случае использования олимпийской и (или) паралимпийской символики в наименовании юридического лица, его фирменном наименовании при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в инспекцию помимо указанных в настоящем пункте документов представляется соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
5. При предоставлении государственной услуги в случае внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, документы представляются в соответствии с п. 19 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014 (в разделе 2 заявления указывается причина — 3), утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
2) решение участников юридического лица о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
6. При предоставлении государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала документы представляются в соответствии с п. 22 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) заявление о внесении таких изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014 (в разделе 2 заявления указывается причина — 2, и заполняется 4 раздел заявления), утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение об уменьшении уставного капитала юридического лица.
7. При предоставлении государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ изменений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, представляются документы в соответствии с п. 23 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении об изменении места нахождения по форме Р13014 (в разделе 2 заявления указывается причина — 2, и заполняется раздел 6 заявления), утвержденной в соответствии с Законом N 129-ФЗ;
2) решение об изменении места нахождения.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Документы представляются в течение трех рабочих дней после принятия решения об изменении места нахождения.
8. При предоставлении государственной услуги:
• при принятии решения о ликвидации юридического лица представляются документы в соответствии с п. 24 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15016, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение о ликвидации юридического лица.
• при назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) представляется:
1) подписанное заявителем уведомление о формировании ликвидационной комиссии и (или) о назначении ликвидатора по форме Р15016, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
При принятии решения о ликвидации юридического лица и при назначении ликвидатора возможно предоставление сведений в одной форме Р15016.
• при утверждении промежуточного ликвидационного баланса предоставляется:
1) подписанное заявителем уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Документы представляются в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в Единый регистрационный центр ранее срока:
— установленного для предъявления требований кредиторами;
— вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято решение к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
— окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки.
9. При предоставлении государственной услуги по государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы представляются в соответствии с п. 25 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) заявление о государственной регистрации по форме Р15016, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) ликвидационный баланс.
Документы представляются после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Документы представляются в МФЦ не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. В случае представления документов ранее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации, работник МФЦ должен предупредить о возможности отказа в предоставлении услуги.
10. При предоставлении государственной услуги по государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества, унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации документы представляются в соответствии с п. 26 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения по форме Р16002, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
11. При предоставлении государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, документы представляются в соответствии с п. 16 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение о реорганизации.
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации, в том числе о форме реорганизации обязано сообщить в регистрирующий орган в письменной форме. (п.1 ст.13.1 129-ФЗ)
12. При предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), документы представляются в соответствии с п. 17 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12016, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ;
3) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
4) передаточный акт (при реорганизации в форме выделения или разделения);
5) документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций регистрационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество;
6) документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения.
В случае использования олимпийской и (или) паралимпийской символики в наименовании юридического лица, его фирменном наименовании при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в том числе путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в инспекцию помимо указанных в настоящем пункте документов представляется соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
13. При предоставлении государственной услуги при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица документы представляются в соответствии с п. 21 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме Р12016, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) договор о присоединении.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
1. При предоставлении государственной услуги по государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представляются документы в соответствии с п. 27 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации поформе Р21001, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подписывается заявителем лично в присутствии работника МФЦ. В случае обращения уполномоченного представителя заявителя (по доверенности, удостоверенной в нотариальном порядке) подпись заявителя в заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
2) основной документ физического лица, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
3) документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
4) документ, предусмотренный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
5) свидетельство о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или иной документ, подтверждающий дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленный документ, удостоверяющий личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
6) документ, подтверждающий право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
7) документ, подтверждающий в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленный документ, удостоверяющий личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документ, подтверждающий право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо свидетельство о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо решение органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
9) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (в случае, если в отношении данного физического лица принято такое решение в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ);
2. При предоставлении государственной услуги по внесению изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП представляются документы в соответствии с п. 28 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме Р24001, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подписывается заявителем лично в присутствии работника МФЦ с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, либо подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) документ, подтверждающий изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений о фамилии, имени, отчестве, документе, удостоверяющем личность, месте жительства индивидуального предпринимателя — иностранного гражданина или лица без гражданства: документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, документ иностранного гражданина или лица без гражданства, подтверждающий регистрацию по месту жительства;
3) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (в случае, если в отношении данного физического лица принято такое решение в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ);
3. При предоставлении государственной услуги при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности представляются документы в соответствии с п. 29 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р26001, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подписывается заявителем лично в присутствии работника МФЦ с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность. В случае обращения уполномоченного представителя заявителя (по доверенности, удостоверенной в нотариальном порядке) подпись заявителя в заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
4. При предоставлении государственной услуги по внесению изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в ЕГРИП представляются документы в соответствии с п. 30 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП сведений по форме Р24002, утвержденной в соответствии с Законом № 129-ФЗ, подписывается заявителем лично в присутствии работника МФЦ с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, либо подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) документ, подтверждающий изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений о фамилии, имени, отчестве, документе, удостоверяющем личность, месте жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства — иностранного гражданина или лица без гражданства: документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, документ иностранного гражданина или лица без гражданства, подтверждающего регистрацию по месту жительства (при внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства).
5. При предоставлении государственной услуги при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства по решению его членов представляются документы в соответствии с п. 31 Регламента (приказ ФНС от 13 января 2020 г. N ММВ-7-14/12@):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р26002, утвержденной в соответствии с Законом №129-ФЗ, подписывается заявителем лично в присутствии работника МФЦ с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, либо подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение благодарит за внимание и инициативу к законодательству о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает следующее.

В соответствии с нормами гражданского законодательства лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).

Из положений статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что сведения вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом порядок представления документов в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

Исходя из положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации содержащиеся в представленных при государственной регистрации документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, в частности, за исключением заявления о государственной регистрации.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Кодекса и подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

При этом законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц не исключает возможность указания в качестве адреса юридического лица адреса жилого помещения. При этом адресом юридического лица может являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац шестой пункта 6 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

В целях более эффективного противодействия созданию юридических лиц по фиктивным адресам, которые используются недобросовестными участниками гражданского оборота для уклонения от исполнения гражданско-правовых и публичных обязательств, законодателем внесены изменения в законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц (Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ), которыми обеспечен комплексный подход, направленный на создание процедурных препятствий для использования недостоверных сведений при государственной регистрации юридических лиц и на обеспечение достоверности сведений (в том числе сведений об адресе юридического лица) в ЕГРЮЛ.

Так, положениями пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством, в частности, получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки.

Согласно пункту 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения вышеуказанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 809 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий.

Для целей определения порядка проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, Федеральной налоговой службой утвержден приказ от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Одновременно сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, изложенные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина
Добавить в «Нужное»

Актуально на: 8 декабря 2020 г.

До 2017 года каждая организация, прошедшая процедуру регистрации в ИФНС, получала свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51003 (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@). Его выдавали в качестве документа, подтверждающего факт внесения записи о компании в ЕГРЮЛ. В свидетельстве указывалось:

  • полное наименование организации;
  • дата внесения записи в ЕГРЮЛ;
  • ОГРН;
  • полное наименование налогового органа;
  • дата выдачи свидетельства.

Однако с 2017 года юридическим лицам этот документ больше не выдается.

Что получают компании вместо свидетельства о регистрации юридического лица

Второй документ, который и ранее получали организации при регистрации, это Лист записи единого государственного реестра юридических лиц. В нем также проставлялся ОГРН фирмы и указывались иные сведения, содержащиеся о ней в ЕГРЮЛ. То есть по своему содержанию свидетельство о гос регистрации юр лица и лист записи ЕГРЮЛ пересекались. При этом в листе записи ЕГРЮЛ, естественно, отражалось больше сведений о компании. Поэтому отмена выдачи свидетельств о присвоении ОГРН была вполне логичной.

Отметим, что налоговая служба полностью отказалась от использования таких свидетельств о регистрации предприятия. Поэтому если вы зарегистрировали компанию до наступления 2017 года и вам выдавали свидетельство о регистрации ООО, а сегодня оно у вас утеряно и вы запрашиваете в ИФНС новое, то все равно вы получите только лист записи ЕГРЮЛ.

В конце 2016 года ФНС заново утвердила Лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 (Приложение N 1 к Приказу ФНС от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@), который, кстати, почти ничем не отличался от своего предшественника. И почти 4 года вновь созданные организации после регистрации получали от ИФНС именно такие Листы записи. Однако 25.11.2020 упомянутый выше Приказ ФНС утратил силу.

Вместе с тем налоговой службой уже подготовлен приказ с обновленной формой Р50007 (https://regulation.gov.ru/projects#npa=109238). А значит, отказываться от выдачи Листов записи ЕГРЮЛ ФНС не собирается. Да и Закон о госрегистрации юрлиц все так же обязывает налоговиков направлять компаниям документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (п.3 ст.11 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Что получают ИП вместо свидетельства о регистрации

Раньше по итогам регистрации предприниматели получали:

  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Теперь же – только лист записи ЕГРИП. Приказ, в котором была приведена последняя актуальная форма этого листа, формально так же не действует (Приложение N 2 к Приказу ФНС от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@). Однако новая форма есть в том же проекте приказа ФНС, в котором содержится и новая форма Листа записи ЕГРЮЛ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Здравствуйте! Обратились в БРТИ 11.09.20 где регистратор самовольно сделал документ по моему паспорту одного из собственника, которого НЕ запрашивали, от сканировал,поставил печать, расписался.Направил к другому регистратору, скрыв сам факт данного документа! Обращения были по заключению со вторым собственником (матерью) договора, соглашения раздел квартиры, вычленения и т.д, что указано на сайте БРТИ-НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ! Присвоил документ для кого -то! Позвонила руководству, где сказали не консультируют, мне не нужна была консультация, хотела узнать самовольность регистратора по нашей частной собственности и дальнейшие действия и по какому праву изымаются БЕЗ нашего ведома ДОКУМЕНТЫ НА ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ КВАРТИРУ,что за документ провёл и чтобы показали видео материал, так как хотят сделать на таком уровне! возможно ПОДМЕНУ документов ИЗМЕНИТЬ ОПИСЬ нашей квартиры, ТАКЖЕ ХАР-КУ!так как квартиру обрабатывают нашу для кого-то и на всё поставили запрет на все действия нотариальные, есть постановление об отказе этих действий,где нотариусы сказали что такого нет в ЖИЛОЙ КВАРТИРЕ,(раздел, вычленение, определение долей и т.д.) где один вход и выход! просто не делают уже давно,где столько людей живут так, приобретая по наследству, по разводу и т.д. а нам НЕльзя такие действия.Свои законы, как и в БРТИ, никто ничего не делает! Уже через суд хотят присвоить для кого-то В 2021 ГОДУ НАШУ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ, ТАК КАК ОН ОЧЕНЬ ХОЧЕТ ИМЕННО НАШУ, ПОТОМУ ЧТО ТУТ РАБОТАЕТ И ЖИВЁТ, ГДЕ МЫ ЖИВЁМ С 1978 ГОДА! Выходец с ранней пенсией такими способами и методами у беззащитной семьи забрать то, что нам принадлежит по праву, особенно у пенсионерке 61 года и у меня такими действиями! Законы прям по понятиям! Просто НЕ доказуемые действия, где на документах оформят так, как им нужно через любые структуры! Скоро получится так, что устроят спектакль с судами сожитель матери левый человек (военный и посторонний к нам и нашей квартире) вместе с теми кто за ним стоит, где при них вся власть, с его договором по строй сбережению, также подлогом каких документов с банка оформленными и вписанными на мать, где хотят у матери в паспорте поставить роспись с ним и с матерью возможно что-то сделать. Потому что так они ни на что НЕ имеют право совсем, только если с матерью распишется! ЗАКОНЫ ДЛЯ СВОИХ НАПИСАНЫ! С большей вероятностью может хотят по нашим документам сделать НЕ законно вписать через БРТИ, а суд закрепит человека с ранней пенсией, который себе её присмотрел нашу квартиру и для которого всё это устроили!Очень популярно стало присваивать квартиры в которых живут уже люди, а их расселять,ДЕЛАЯ ВСЁ ПРИ СВОИХ! Начальник сказал, что открыто регистрационное дело, где НЕ запрашивали ничего и НЕ делали!Закон Ст.25! 1).МОЖЕТ ОНИ НЕЗАКОННО ХОТЯ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ И КАК Я УЗНАЮ, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ И ХОТЯ ЧТО-ТО ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ ПЛОХОЕ?! Как мне узнать, если звоню, никто не поднимает. Боюсь ехать, чтобы опять НЕ провели какие действия по документам (справки, выписки и т. д), где ничего НЕ запрашивали с матерью. Регистратор попросил паспорт и сделал себе документ по нашей квартире и оставил себе! Как можно было открыть РЕГИСТРАЦИОННОЕ ДЕЛО И ПРОВЕСТИ КАКОЙ ЛИБО ДОКУМЕНТ БЕЗ НАШЕГО СОГЛАСИЯ СОБСТВЕННИКОВ? Что нам делать?! ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА! Правомерны действия регистратора и руководства и как разрешить? 2).Как прекратить возможно вмешательство в нашу квартиру каких либо изменений описей в документах, которые возможно хотят сделать самовольно для дальнейшего отжатия и присвоения нашей квартиры для кого-то? 3). Что могут по таким самовольным действиям с нашими документами по квартире сделать и что для этого нужно предпринять? 4). Как избежать варварских захватов и подлогов документов к частной собственности со стороны ВЫХОДЦЕВ С РАННЕЙ ПЕНСИЕЙ,ОСОБЕННО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОСТОЙ, КТО СЕБЕ ПРИСМОТРЕЛ И КОТОРЫЕ ТАК РАБОТАЮТ ВЫЖИВАЯ НАС ИЗ СВОЕЙ ЖЕ СОБСТВЕННОЙ КВАРТИРЫ ВСЕМИ СПОСОБАМИ? Подскажите, пожалуйста уважаемые адвокаты, как лучше поступить и разобраться во всём, если информацию предоставят искажающую и не есть действительную на документах? Как лучше поступить и разобраться в сложившейся ситуации по защите своей собственности в Минске, в Серебрянке? ЗАЩИТИТЕ СОБСТВЕННОСТЬ НАШУ ПРОШУ ВАС!!! Тел. 8044 7496838