Справка от нотариуса

Обязан ли нотариус выдавать квитанцию об оплате нотариальных услуг?

Здравствуйте Кирилл!

В соответствии с действующим законодательством:

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 настоящих Основ.

Расходы на нотариальное оформление признаются в налоговом учете на дату расчетов или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов. Это установлено в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Чаще всего расчеты с нотариусом производятся непосредственно при совершении нотариальных действий. Одновременно с этим нотариус составляет и выдает документы об оплате.

требование чека у нотариуса

tiu, в какой форме было это сообщение?
Буквально недавно у нас тоже была подобная ситуация с бухгалтерией и нотариусом. Так вот, нашли письмо Управления МНС по г.Москве, которое, по сути, сняло вопросы бухгалтерии.
Вопрос: Организация (ЦТО) в связи с многочисленными запросами владельцев ККМ просит разъяснить, вправе ли юридические лица и индивидуальные предприниматели использовать бланки строгой отчетности в следующих сферах деятельности:
1) риэлторские услуги;
2) юридические и нотариальные услуги;
3) туристические услуги;
4) строительно-ремонтные услуги.
Если нет, то какие пути решения данной проблемы предусмотрены нормативными документами в сфере ККМ?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 28 мая 2003 г. N 29-12/28290
Пунктом 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (с изменениями и дополнениями), определено, что организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. (При применении данного документа следует учитывать, что п.3 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» утвержден перечень видов деятельности, при осуществлении которой организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. — Примечание редакции).
1. Минфин России Письмами от 16.06.1994 N 16-30-65, от 14.02.1995 N 16-00-30-13, от 10.04.1996 N 16-00-30-19 и от 11.04.1997 N 16-00-27-13 утвердил нижеследующие формы бланков строгой отчетности, предназначенные для оформления расчетов с населением в сфере оказания туристических услуг:
а) по представлению Российской ассоциации социального туризма:
— туристическая путевка (коды ОКУД N 0791601 — 0791603);
— накладная-счет (для получения наличных денежных средств за путевки) (код ОКУД N 0791604);
— талоны на питание (код ОКУД N 0791605);
— наряд-путевка (на группу) (код ОКУД N 0791606);
— счет-путевка (группы по предварительной заявке) (код ОКУД N 0791607);
— наряд-путевка (на группу) (коды ОКУД N 0791608 — 0791609);
— туристическая путевка (серия «спецтур») (код ОКУД N 0791610);
б) по представлению Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту:
— туристическая путевка (типовая, с дополнительными видами услуг) (код ОКУД N 0791611);
в) по представлению санаторно-курортного объединения Федерации независимых профсоюзов России «Профкурорт»:
— путевка (санаторно-курортное лечение) (код ОКУД N 0791612).
2. В соответствии со ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения прибыли и, следовательно, не подпадает под действие Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
3. Действующими нормативно-правовыми актами Минфина России бланки строгой отчетности для оформления денежных расчетов с населением в сфере оказания риэлторских, юридических, а также строительных и ремонтных услуг не утверждены.
Дополнительно сообщается, что п.2 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации обязанности по разработке и утверждению по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций форм документов строгой отчетности (в том числе квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга

Вопрос: Директор нашей компании заплатил из личных средств нотариусу за заверение копий учредительных документов. Справку нотариус выписал на фирму. Нужно ли директору оформлять авансовый отчет АО-1 (для расчетов с подотчетными лицами мы используем эту форму)? Как отразить данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? («ЭЖ Вопрос-Ответ», N 10, октябрь 2014 г.)

Директор нашей компании заплатил из личных средств нотариусу за заверение копий учредительных документов. Справку нотариус выписал на фирму. Нужно ли директору оформлять авансовый отчет АО-1 (для расчетов с подотчетными лицами мы используем эту форму)? Как отразить данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов определяет руководитель организации (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Из текста вопроса следует, что учетной политикой вашей компании предусмотрено применение формы авансового отчета АО-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55) для оформления расчетов с подотчетными лицами. Поскольку в рассматриваемом случае деньги на оплату услуг нотариуса директору под отчет не выдавались, он не является подотчетным лицом. Следовательно, оформлять авансовый отчет ему не нужно.

Осуществить возврат денег директору можно на основании его заявления (форму такого заявления нужно закрепить в учетной политике) и приложенной к нему справки нотариуса, подтверждающей понесенные расходы.

В налоговом учете плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Установленный тариф за свидетельствование верности копий документов равен 10 руб. за страницу (подп. 9 п. 1 ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждены ВС РФ 11.02.93 N 4462-1). Плата сверх установленных тарифов в расходах не учитывается (п. 39 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 30.05.2012 N 03-03-06/2/69).

Нотариусы, помимо непосредственно нотариальных действий, могут оказывать и иные услуги правового и технического характера. Оплату таких услуг можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Конкретная норма, по которой это можно сделать, будет зависеть от вида оказанной нотариусом услуги (письмо Минфина России от 26.08.2013 N 03-03-06/2/34843).

В бухгалтерском учете затраты на оплату услуг нотариуса относятся к управленческим расходам. Они являются затратами по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — Инструкция к Плану счетов).

Для оформления расчетов с директором по возмещению ему потраченных личных денежных средств, на наш взгляд, следует использовать счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в данном случае не применяется, поскольку он, согласно Инструкции к Плану счетов, предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы. А директору никакие суммы под отчет не выдавались.

Пример

Директор оплатил из своих личных средств услуги нотариуса по заверению копий учредительных документов (20 страниц) в сумме 200 руб. Помимо того, он заплатил нотариусу за услуги по изготовлению копий этих документов в сумме 300 руб. В справке, выданной нотариусом, эти суммы выделены отдельно. Компания на основании заявления директора выдала ему из кассы 500 руб. в возмещение понесенных расходов. В бухгалтерском учете будут следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 73

— 500 руб. — задолженность компании по возмещению расходов, понесенных работником;

Дебет 73 Кредит 50

— 500 руб. — работнику выданы из кассы денежные средства в погашение задолженности.

В налоговом учете суммы, уплаченные директором нотариусу, компания включит в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией:

— плату за заверение копий документов в сумме 200 руб. на основании подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на нотариальное оформление;

— плату за изготовление копий в сумме 300 руб. на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

О. Мокрецов,

«ЭЖ»