Справка о местонахождении организации, образец

Общие сроки предоставления государственной услуги

В случае обращения физического лица (гражданина Российской Федерации) с заявлением о предоставлении адресно-справочной информации в отношении себя — 15 календарных дней с даты регистрации заявления.

В случае обращения физического лица (гражданина Российской Федерации) с уведомлением о выявленных противоречиях — 3 рабочих дня с даты регистрации уведомления о выявленных противоречиях.

В случае обращения физического либо юридического лица с заявлением о предоставлении адресно-справочной информации в отношении физического лица (гражданина Российской Федерации) — 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов

Физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, для получения адресно-справочной информации предоставляет:

В целях получения адресно-справочной информации о себе:

— документ, удостоверяющий личность;

— письменное заявление или заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала (приложение № 1 к Административному регламенту).

В целях получения адресно-справочной информации в отношении другого лица (гражданина Российской Федерации):

— документ, удостоверяющий личность.

— письменное заявление или заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала (приложение № 3 к Административному регламенту).

В случае обнаружения ошибок, неточностей или иных недостоверных сведений, установленных в процессе ознакомления с адресно-справочной информацией о себе, в целях их устранения:

— документ, удостоверяющий личность.

— письменное уведомление о выявленных противоречиях или уведомление о выявленных противоречиях в форме электронного документа с использованием Единого портала (приложение № 2 к Административному регламенту).

Заявление физического лица, в том числе поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала, о предоставлении адресно- справочной информации должно содержать следующие обязательные реквизиты:

— фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), дата и место рождения, паспортные данные, дата подачи заявления, личная либо электронная подпись и почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии) и контактный телефон (при наличии);

— полные (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) в именительном падеже, дата и место рождения) либо неполные данные субъекта персональных данных в случаях, когда указать полные данные не представляется возможным (в случае получения адресно-справочной информации в отношении иного лица);

— согласие заявителя на предоставление его персональных данных (в случае получения адресно-справочной информации в отношении иного лица).

Уведомление о выявленных противоречиях, в том числе поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала, должно содержать следующие обязательные реквизиты:

— фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), дата и место рождения, паспортные данные, дата подачи уведомления, личная либо электронная подпись и почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии) и контактный телефон (при наличии);

— причина обращения с указанием сведений, подтверждающих наличие противоречий и необходимость внесения изменений в учеты МВД России;

— сведения, подлежащие уточнению и/или изменению.

Юридические лица для получения адресно-справочной информации предоставляют письменное заявление либо заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала (приложение № 4 к Административному регламенту).

Заявление юридического лица о предоставлении адресно-справочной информации в отношении физического лица (гражданина Российской Федерации), в том числе поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала, должно содержать следующие обязательные реквизиты:

— причина обращения;

— полные (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) в именительном падеже, дата и место рождения) либо неполные данные субъекта персональных данных в случаях, когда указать полные данные не представляется возможным;

— информация о юридическом лице (наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика , адрес (местонахождение), а также фамилия, инициалы, должность лица, подписавшего заявление, фамилия, инициалы, телефон непосредственного исполнителя заявления);

При подаче заявления (уведомления о выявленных противоречиях) в форме электронного документа с использованием Единого портала физическим лицом или заявления юридическим лицом предоставление иных документов не требуется.

Заявление о предоставлении адресно-справочной информации физического либо юридического лица, независимо от способа его представления, заполняется на каждое лицо, сведения о котором запрашиваются.

Результаты предоставления государственной услуги

— предоставление информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

— отказ в предоставлении информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-внесение изменений в учеты МВД России на основании уведомлений о выявленных противоречиях.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме заявления (уведомления о выявленных противоречиях) и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

— нарушение требований к форме и содержанию заявления (уведомления о выявленных противоречиях);

— наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных;

— отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом.

Оснований для приостановления предоставления государственной услуги не имеется.

Адресно-справочная информация не предоставляется при отсутствии согласия лица, в отношении которого такая информации запрашивается в случаях, когда такое согласие является обязательным.

Приложение № 1 Заявление физического лица (гражданина РФ) о предоставлении адресно- справочной информации в отношении себя.

Приложение № 2. Уведомление гражданина РФ о выявленных противоречиях.

Приложение № 3. Заявление физического лица о предоставлении адресно-справочной информации в отношении другого лица (гражданина РФ).

Приложение № 4. Заявление юридического лица о предоставлении адресно-справочной информации в отношении физического лица (гражданина РФ).

Статья 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Резидентство иностранного предприятия следует подтвердить

М. Г. Воропаева, заместитель главного бухгалтера ЗАО «Дормаш»

Журнал «Учет в производстве» № 6, июнь 2014 г.

Международным договором могут устанавливаться льготы при выплате доходов иностранному партнеру. Но чтобы воспользоваться ими, нужно подтвердить, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен такой договор.

Налог удерживает агент

Иностранные организации должны уплачивать налог на прибыль, если они (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ):

– занимаются предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство (ст. 307 Налогового кодекса РФ);

– получают доход от источников в РФ, но только если этот доход не связан с предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в РФ и не приводит к его образованию.

В первом случае исчислять и уплачивать налог на прибыль иностранная компания должна сама (п. 8 ст. 307 Налогового кодекса РФ). Во втором удержать налог обязано российское предприятие (налоговый агент), выплачивающее доход. Основание – пункт 1 статьи 309 и статья 310 Налогового кодекса РФ.

Однако с некоторыми государствами РФ заключила международные соглашения об избежании двойного налогообложения. При выплате дохода организациям, находящимся в таких странах, российская компания вправе не удерживать налог на прибыль или же использовать пониженные ставки (в зависимости от условий международного договора).

Чтобы применить данную льготу, необходимо подтвердить, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ).

Ставки зависят от видов дохода

В зависимости от видов дохода применяются различные ставки налога на прибыль. В частности, по ставке 20 процентов облагаются доходы:

– получаемые в результате распределения в пользу иностранных компаний прибыли или имущества российских организаций;

– от долговых обязательств;

– от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.

По этой же ставке налог рассчитывается и с доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Налоговая база при этом может быть уменьшена на расходы в размере остаточной стоимости недвижимости.

А вот дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику), облагаются по ставке 15 процентов.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных предприятий, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации.

Если доход выплачивается в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в виде взаимозачетов, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме. Точно так же нужно поступить, если сумма налога, который необходимо удержать, превосходит сумму дохода иностранной компании, получаемого в денежной форме.

Документ выдает уполномоченная инстанция

Требований к документу, подтверждающему постоянное местопребывание компании, Налоговый кодекс РФ не содержит. Это может быть справка о местонахождении по форме, установленной законодательством иностранного государства, или произвольный документ, в котором указаны все необходимые данные.

Такие бумаги должны быть заверены компетентным органом иностранного государства, уполномоченным на это законодательством своей страны.

Например, в США это подразделение Службы внутренних доходов Минфина США, расположенное в Филадельфии. А в Государстве Катар компетентным ­органом является Министерство финансов, экономики и торговли или уполномоченный представитель министра финансов, экономики и торговли.

На Кипре выдавать и подписывать сертификаты, подтверждающие постоянное местопребывание компаний в этой респуб­лике, вправе директор Министерства финансов, а также служащие местных налоговых офисов (письмо Минфина России от 17 июня 2010 г. № 03-08-13).

В Нидерландах декларации о резидентстве выдают налоговики, однако их подписи нужно заверять в центральном аппарате национального Министерства финансов.

В судебной практике нередки случаи, когда постоянное местонахождение предприятия подтверждается выписками из торговых реестров, регистраторов и других документов.

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 декабря 2010 г. № 9999/10 разъяснил, что подтверждение должно заверяться компетентным органом, указанным в международном договоре с соответствующим государством.

Но это требование не всегда выполнимо, поскольку у службы, указанной в договоре, может не быть правовых оснований в обязательном порядке выдавать документы, подтверждающие постоянное местонахождение своих налоговых резидентов, или заверять соответствующие документы. Такая обязанность может быть возложена на другие ведомства.

Необходим перевод

Если документ о местонахождении зарубежного предприятия составлен на иностранном языке, его нужно перевести на русский язык.

Верность перевода заверяется консульским учреждением РФ в соответствующей стране (п. 4 ч. 1 ст. 26 Консульского устава РФ).

Если же документ переведен в РФ, подлинность подписи переводчика заверяется нотариусом (ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате). Это подтверждают и налоговики в письмах от 21 марта 2014 г. № ОА-4-13/5288@, от 19 марта 2014 г. № ОА-4-13/4971@.

Однако по мнению судей, удостоверять перевод у нотариуса необязательно (постановление ФАС Поволжского округа от 23 января 2007 г. № А55-6714/06).

В письме № ОА-4-13/5288@ сказано, что документ, подтверждающий местонахождение иностранного предприятия, должен содержать:

– наименование иностранной организации, получившей доход из источника в Российской Федерации;

– период, за который подтверждается ее налоговый статус;

– наименование международного договора об устранении двойного налогообложения, сторонами которого являются Россия (СССР) и соответствующее иностранное государство;

– подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

А вот апостиля на подтверждении может и не быть. Он проставляется при условии, что иное прямо не предусмотрено международным договором (письмо ФНС России от 16 сентября 2013 г. № ОА-4-13/16590@).

Чиновники считают, что отсутствие на документе апостиля не может служить основанием для привлечения налогового агента – российской организации к ответственности.

Подтверждение представляется ежегодно

Налоговым законодательством РФ не установлена конкретная дата, когда нужно предъявить подтверждение. Главное требование – оно представляется налоговому агенту до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ).

Это подчеркнули и специалисты главного финансового ведомства в письме от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905. При этом они сообщили, что подтверждение не имеет срока действия, так как статья 312 Налогового кодекса РФ не содержит соответствующих норм.

То есть документ можно представить единожды, а не в каждом налоговом периоде. Но ежегодно – так считают чиновники (письмо Минфина России от 19 декабря 2011 г. № 03-08-05).

У судей иная точка зрения. Они указывают, что каждый год подтверждать постоянное местонахождение иностранного партнера российскому предприятию не требуется (постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2013 г. № А12-29089/2012).

Отметим, что налоговый агент обязан запросить у иностранной организации новое подтверждение при изменении ее местонахождения. В противном случае ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести именно российское предприятие (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Таким образом, чтобы исключить налоговые споры, российской компании лучше иметь актуальное подтверждение.

За отсутствие документа грозит штраф

Если агент не исполнил в срок свои обязанности (не удержал либо не перечислил налог с доходов иностранной организации), то ему грозит штраф в размере 20 процентов от суммы налога (ст. 123 Налогового кодекса РФ).

Согласно позиции чиновников, которая выражена в письме Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-08-05/31625, налоговый агент обязан удержать налог на прибыль по общеустановленной ставке, если на момент выплаты дохода у него нет подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании.

Есть судебные акты, в которых арбитры указывают, что иначе агента привлекут к ответственности (постановле­ния Президиума ВАС РФ от 16 апреля 2013 г. № 15638/12, ФАС Московского округа от 15 февраля 2013 г. № А40-59278/12­91-332, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-30502/2010).

В то же время имеются судебные решения, согласно которым налогового агента нельзя привлечь к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что иностранные организации не являются плательщиками налога на территории Российской Федерации в силу международных соглашений. А соответствующее подтверждение, которого не было на день выплаты дохода, можно представить и позднее, например в момент проведения выездной или камеральной налоговой проверки. К такому выводу пришли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 8 апреля 2010 г. № КА-А40/3115-10.

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

(ч. 1 ст. 5. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

(ст. 333.33 НК РФ)

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М…» о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О…» в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Документы по теме:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Новости по теме:

  • ВАС РФ разъяснил правовые последствия несовпадения юридического и фактического адреса – ИА «ГАРАНТ», 7 августа 2013 г.

Ведущий эксперт отдела нормативно-правовой информации компании ПРАВОВЕСТ
И.Г. Умяров

Приказ Федеральной налоговой службы от 08.09.2005 № САЭ-3-26/439 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ (РЕЗИДЕНТСТВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях упорядочения процедуры подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н “О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации”.

3. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

📌 Реклама Отключить

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федеральной налоговой службы Б.М. Короля.

Руководитель Федеральной налоговой службы А.Э. Сердюков

Утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 08.09.2005 № САЭ-3-26/439

ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ (РЕЗИДЕНТСТВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Уполномоченный орган по подтверждению статуса налогового резидента Российской Федерации

Федеральная налоговая служба Российской Федерации уполномочена Министерством финансов Российской Федерации подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации для физических лиц (российских и иностранных), российских организаций и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения Соглашений (Конвенций) об избежании двойного налогообложения.

📌 Реклама Отключить

2. Форма выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации может оформляться:

– в форме справки

или

– путем заверения соответствующей формы, установленной законодательством иностранного государства.

3. Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации

3.1. Справка, подтверждающая статус организации в качестве налогового резидента Российской Федерации, выдается в одном экземпляре и действительна в течение календарного года, в котором таковая выдана.

Справка имеет стандартную форму.

Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

3.2. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется по принципу “одного окна” только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России.

📌 Реклама Отключить

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения могут быть направлены в Управление по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

Срок официального подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в ФНС России.

В отношении российской организации документы, подтверждающие статус организации как налогового резидента Российской Федерации, направляются по почте по адресу места нахождения юридического лица, указанному в Свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Справочно. В случае если фактический адрес российской организации не совпадает с адресом местонахождения, указанном в Свидетельстве о постановке на налоговый учет, для получения справки по фактическому адресу местонахождения организации к комплекту документов необходимо дополнительно представить копию уведомления налогового органа об изменении фактического адреса с отметкой налогового органа о его приеме.

📌 Реклама Отключить

4. Перечень документов, необходимых для получения подтверждения о статусе налогового резидента Российской Федерации

4.1. Для российских организаций:

а) заявление на бланке организации с указанием:

– календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

– наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

– перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем (главным бухгалтером) организации.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со ст. 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации), необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

📌 Реклама Отключить

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

– договор (контракт);

– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

– уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Справочно. Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в Управление, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

в) копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения).

📌 Реклама Отключить

г) копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Справочно. В случае если организацией для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) уже представлялась ранее и с момента ее поступления в Управление не происходило изменений содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) направлялась ранее.

4.2. Для российских организаций в целях возврата налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского Союза:

а) заявление на бланке организации, с указанием:

– наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется подтверждение для осуществления возврата НДС;

📌 Реклама Отключить

– перечень прилагаемых документов.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со ст. 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации), необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

б) копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (ее название и адрес местонахождения юридического лица) и видах ее деятельности, осуществляемых в Российской Федерации, с переводом на английский язык.

в) копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения).

г) копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

📌 Реклама Отключить

Справочно. В случае если организацией для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) уже представлялась ранее и с момента ее поступления в Управление не происходило изменений содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) направлялась ранее.

д) копия договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.

Справочно. Обращаем внимание, что подтверждение для целей применения Соглашений (Конвенций) об избежании двойного налогообложения осуществляется только для российских организаций, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Для российских и иностранных физических лиц:

📌 Реклама Отключить

а) заявление в произвольной форме с указанием:

– календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

– наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

– фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;

– перечень прилагаемых документов и контактный телефон.

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

– договор (контракт);

– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

– приглашение и др.

Справочно. В случае если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в Управление, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

📌 Реклама Отключить

в) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов.

Справочно. Если физическим лицом для целей выдачи подтверждения копии указанных документов уже представлялись ранее и с момента поступления их в Управление не происходило изменений содержащихся в них сведений, повторного представления их не требуется. Для этого в заявлении такого лица должна содержаться ссылка на письмо, которым копии упомянутых документов направлялись ранее.

г) таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации в произвольной форме.

д) дополнительно для иностранных физических лиц – копия документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации.

Справочно. Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются в Управление дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Такими документами могу быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.

📌 Реклама Отключить

е) дополнительно для индивидуальных предпринимателей – копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения с заявлением о выдаче подтверждения), и копия Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП).

Справочно. Если индивидуальным предпринимателем для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ОГРНИП) уже представлялась ранее и с момента поступления ее в Управление не происходило изменение содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении такого лица должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ОГРНИП) направлялась ранее.

Почтовый адрес Управления международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы: 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23. Контактный телефон: 913-0019.

📌 Реклама Отключить

Приемная ФНС России расположена по адресу: г. Москва, Неглинная ул., д. 23. Проезд: станция метро “Кузнецкий мост” или “Охотный ряд”. Часы работы: с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00, пятница – с 9.00 до 16.45, обед – с 12.30 до 13.15. Телефоны для получения информации о дате и входящем номере регистрации заявлений налогоплательщиков: 913-0237, 913-0246.

Письмо Государственной налоговой службы от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н “О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации” признается утратившим силу.

Одной из функций Федеральной налоговой службы является подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации для граждан, а также российских и международных организаций. Все эти действия направлены на то, чтобы избежать двойного налогообложения как для физических, так и для юридических лиц.

📌 Реклама Отключить

До настоящего времени такой порядок подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) регулировался давним письмом Госналогслужбы России от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н. Четких правил подтверждения резиденства оно не устанавливало. Письмо лишь указывало, какие документы нужно представить налоговым инспекторам.

В сентябре 2005 года Федеральная налоговая служба утвердила новый Порядок. В нем содержится подробная информация о процедуре подтверждения постоянного местопребывания в нашей стране. К тому же этот Порядок распространяется в настоящее время и на иностранных физических лиц, а также на международные организации. То есть все, кому может быть подтвержден статус налогового резидента, перечислены в одном документе. Соответственно старое письмо Госналогслужбы признано утратившим силу и его нормы больше не применяются. Теперь система, по которой фирма или гражданин могут подтвердить статус резидента в России, будет такова.

📌 Реклама Отключить

Форма подтверждения статуса

Для подтверждения статуса налогового резидента в Российской Федерации используются две формы. Первая – это стандартная справка, которая выдается Федеральной налоговой службой в одном экземпляре. Она действительна до конца года, в котором была выдана. Так что получившие справку в сентябре смогут ею воспользоваться только до 31 декабря. Правда, инспекторы предусмотрели, что в ряде случаев справка может выдаваться и за предыдущие годы. Вторая – это справка, полученная за границей. Форма подобного документа установлена законодательством иностранного государства, и налоговые инспекторы просто должны ее заверить.

Cледует отметить, что статус подтверждается только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России. Обычная инспекция этого сделать не может. Таким образом, действует система “одного окна”. Необходимые документы можно или направить по почте непосредственно в Управление, или передать в свою налоговую инспекцию – далее ими займутся экспедиторы налоговой службы.

📌 Реклама Отключить

Документы и сроки

Отныне физическим и юридическим лицам чтобы подтвердить факт собственного пребывания в России, придется представлять в налоговую службу значительно больше документов, чем ранее. Новый Порядок в отличие от письма Госналогслужбы № ВГ-4-06/74 существенно расширил перечень документов, необходимых для подтверждения резидентства в Российской Федерации.

В частности, российским компаниям необходимо представить:

1) заявление на бланке организации.

В нем должны быть указаны:

– календарный год, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

– наименование иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

– перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем (главным бухгалтером) организации;

📌 Реклама Отключить

2) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве.

К таким документам относятся:

– договор (контракт);

– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

– уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации;

3) копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально (не ранее чем за три месяца начиная с даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения);

4) копию Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенную печатью организации и подписью ее руководителя.

📌 Реклама Отключить

В течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых бумаг работники ФНС должны подтвердить статус налогового резидента.

Что нового

В отличие от старого письма, где перечень документов определялся для граждан и российских организаций, в Порядке появились отдельные требования для иностранцев. Иностранным физическим лицам дополнительно нужно представить копию документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации. Если же регистрации нет (существует безвизовый режим между странами), то достаточно просто подтвердить тот факт, что иноземец находится в России более 183 дней в году. Доказательством могут служить справки с места работы или копии железнодорожных или авиабилетов.

Изменением для отечественных фирм и предпринимателей можно считать и то, что они должны нотариально заверять копию Свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Помимо этого им теперь нужно дополнительно представить копию Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (для фирм) и копию Свидетельства ОГРНИП (для предпринимателей).

📌 Реклама Отключить

Также отдельно установлены перечни документов для российских компаний для возврата НДС, включенного в стоимость услуг, оказанных резидентами государств – членов Европейского Союза российским и иностранным физическим лицам.

Справка о резидентстве

Актуально на: 3 апреля 2017 г.

Во избежание двойного налогообложения РФ заключает международные договоры (соглашения, конвенции) с другими государствами. Эти договоры определяют порядок обложения налогом различных объектов (к примеру, дохода или имущества), которые возникают в той или иной стране. При этом международные договоры РФ имеют высшую силу по сравнению с национальным законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ). Налогообложение в соответствии с международными договорами производится в зависимости от того, где объект налогообложения возник, а также от резидентства лица. О налоговом резидентстве организации и справке, его подтверждающей, расскажем в нашей консультации.

Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ

Налоговые резидентами РФ являются следующие организации (п. 1 ст. 246.2 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Как подтверждается налоговое резидентство организаций

Процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ регламентируется Информационным сообщением ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ организация обращается с заявлением в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). К заявлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве (к примеру, договор, решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов и др.). Копии документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Если резидентский статус подтверждается за период более чем 3-летней давности, потребуются дополнительные документы, доказывающие факт уплаты налогов.

Заявление рассматривается в течение 30 дней. Документом, подтверждающим для организации налоговое резидентство в РФ, является справка о резидентстве РФ, выданная МИ ФНС России по ЦОД.

Однако возможна ситуация, когда в иностранном государстве необходимо подтвердить статус по иной форме. Это значит, что вместо справки о налоговом резидентстве в ФНС необходимо получить другой бланк.

Справкой о резиденстве юридического лица в таком случае будет являться установленная законодательством иностранного государства форма, на которой сотрудник ФНС поставит свою подпись и печать. Иностранный бланк ФНС заверяет в том случае, если компетентные органы такого государства (к примеру, налоговое ведомство) поставили в известность ФНС России о наличии таких форм либо если информация о них размещена на официальных сайтах таких иностранных компетентных органов.