Списание налогов по амнистии

Всем известно, что налоговые долги инспекция праве взыскивать самостоятельно.Но есть случаи, когда инспекция должна самостоятельно списать недоимку.

Какие налоговые долги должны быть списаны

Новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, которые налоговая инспекция признает безнадежными к взысканию и должна списать, действует с мая этого года. Он утвержден приказом ФНС РФ от 2 апреля 2019 года № ММВ-7-8/164@ (далее – Порядок). В нем уточнили список платежей, подлежащих списанию, перечень необходимых документов, форму справки о суммах недоимки и форму решения о списании, которые оформляет инспекция.

Списанию подлежат:

  • недоимки и задолженности по пеням и штрафам, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке, и по которым решение о взыскании было вынесено до 1 января 1999 года;
  • проценты при изменении срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа и процентов при заявительном порядке возмещения из бюджета НДС;
  • недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджет.

Такие долги инспекция списывает самостоятельно.

Документы для списания налоговых долгов

Такие долги инспекция будет списывать, но только после их признания безнадежными к взысканию.

Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания. Случаи признания налоговых долгов безнадежными установлены пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ речь идет о ликвидации компании — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) этой организации.

А в соответствии с пунктом 4 статьи 59 НК РФ налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки с должника в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этом случае все документы должны быть заверены гербовой печатью суда.

Когда спишут безнадежный налоговый долг

После того как все документы будут в распоряжении инспекции, налоговики должны в течение 5 рабочих дней оформить справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно. Далее ИФНС в течение 1 рабочего дня принимает решение об их признании безнадежными к взысканию и списании.

После этого все указанные суммы списывают с лицевого счета налогоплательщика.

И с этого момента требовать оплаты и применять любые меры принудительного взыскания такой недоимки налоговые органы не имеют права.

Обратите внимание

Заявление в налоговый орган о списании недоимки все же может потребоваться. Это может быть в ситуации, когда налоговики своевременно не списали безнадежные суммы. И тогда информация о задолженности вдруг появилась на сайте судебных приставов. Или компания получает требование об уплате «старых» налогов по устаревшим КБК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале.

Проект Федерального закона № 436‑ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция. Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

📌 Реклама Отключить

В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436‑ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.

Федеральный закон № 436‑ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).

НДФЛ: о каких доходах можно забыть?

Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налого­обложения) доходов увеличен.

Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года.

Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Нет. Под амнистию попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:

📌 Реклама Отключить

– в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

– в виде дивидендов и процентов;

– в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;

– в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

– в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.

Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.

📌 Реклама Отключить

Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?

Федеральный закон № 436‑ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц: 📌 Реклама Отключить

– транспортный налог;

– налог на имущество;

– земельный налог.

Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:

– НДПИ;

– акцизы;

– налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

📌 Реклама Отключить

Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие‑либо заявления, а также представлять документы не нужно. На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно. 📌 Реклама Отключить

Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

📌 Реклама Отключить

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03‑02‑07/1-57, от 17.03.2011 № 03‑02‑08/27).

Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России от 17.06.2016 № 03‑02‑08/35413, от 07.06.2017 № 03‑02‑07/1/35450).

📌 Реклама Отключить

Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07: в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает. Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика. При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке.

📌 Реклама Отключить

Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается. НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика.

На основании принятого Федерального закона № 436‑ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим.

Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

📌 Реклама Отключить

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу. Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговикам, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части.

Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами

📌 Реклама Отключить

По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

📌 Реклама Отключить

С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя). Порядок списания будет утвержден ФНС.

Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

📌 Реклама Отключить

Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ, органы контроля – ПФР и ФСС – должны передать налоговикам не только сведения суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Кроме этого, в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия соответствующего акта суда, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном ПФР и ФСС.

В целом приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам), образовавшейся на 1 января 2017 года и признанной безнадежной к взысканию.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей

С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

📌 Реклама Отключить

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

📌 Реклама Отключить Максимальный размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя (исходя из 8‑кратного МРОТ), составил:

– в 2014 году – 138 627,84 руб.;

– в 2015 году – 148 886,40 руб.;

– в 2016 году – 154 851,84 руб.

Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании будет приниматься налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Данное решение будет составляться в произвольной форме, оно должно будет одержать фамилию, имя, отчество, ИНН плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

📌 Реклама Отключить

* * *

Какие же недоимки по налогам и страховым взносам будут амнистированы в 2018 году?

Планируется списать задолженность по следующим налогам и страховым взносам:

– суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан;

– недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года;

– недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;

📌 Реклама Отключить

– долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации. При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 📌 Реклама Отключить Форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». 📌 Реклама Отключить «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». 📌 Реклама Отключить «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2010 года N 436-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 29.07.2018 N 242-ФЗ, от 18.12.2018 N 472-ФЗ, от 01.05.2019 N 93-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей
  • Глава 2. Классификация информационной продукции
    • Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
    • Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
    • Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
    • Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
    • Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
  • Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
    • Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции
    • Статья 12. Знак информационной продукции
    • Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания
    • Статья 14. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей
    • Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей
    • Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей
  • Глава 4. Экспертиза информационной продукции
    • Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции
    • Статья 18. Экспертное заключение
    • Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции
  • Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
    • Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Чистим карточку расчетов с бюджетом от безнадежных долгов

Уже прошло больше года с тех пор, как в первую часть НК РФ была внесена поправка о списании с налогоплательщиков безнадежных налоговых долгов, взыскать которые инспекция не может, если это подтверждено судебным актом подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ ). Налоговая служба даже оперативно утвердила порядок списания этих долгов Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ (далее — Порядок).
Однако сам процесс идет со скрипом. Так, некоторые налоговики заявляют, что списать как безнадежную можно только ту задолженность, которая возникла после вступления в силу этого дополнения (то есть с 03.09.2010). К счастью, суды не соглашаются с налоговиками, поскольку это не следует из НК. В одном из решений суд подтвердил, что внесенная поправка является дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщика и, следовательно, имеет обратную силу п. 3 ст. 5 НК РФ; Постановление Девятого ААС от 15.09.2011 № 09АП-21517/2011-АК. Поэтому, даже если задолженность возникла до 03.09.2010, ее можно списать как безнадежную, если сроки ее взыскания прошли.

Но самая главная проблема заключается в том, что порой организации или предприниматели не знают, как правильно заявить требования в суде. Ведь списать такую задолженность можно только на основании судебного акта, где указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; п. 2.4 Порядка. “У нас висит задолженность по ЕСН с 2004 г., а по другим налогам — аж с 2001 г. Срок взыскания истек сто раз. Мы неоднократно просили в инспекции выдать нам справку без этой задолженности. А они не хотят ее оттуда убирать. Говорят нам: обращайтесь в суд с иском о списании этой задолженности. А мы что-то в сомнении, можем ли сами обращаться в суд с таким иском. Или это дело налоговой?”
Александра, главный бухгалтер, г. Самара
Мы проанализировали сложившуюся за год практику. Сразу скажем, что до ФАСов дошло слишком мало дел, можно сказать, единицы. Зато в первой и апелляционной инстанциях было принято достаточно много решений в пользу организаций. Но были и такие, где организациям отказали в удовлетворении их требований.
Посмотрим, что нужно сделать, чтобы суд вынес нужное вам решение, и как отразить списание задолженности в учете.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Перед тем как идти в суд, вам нужно попросить у инспекции справку о состоянии расчетов с бюджетом. Разумеется, вы получите справку, в которой будет указана не погашенная вами задолженность с момента создания компании. И тогда вы можете идти в суд (приложение № 8 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков… утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н).
О чем суд просить можно
Чтобы не пришлось долго обивать пороги суда и инспекции, в суд надо обратиться с требованием:
признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена;
обязать инспекцию устранить допущенные нарушения ваших прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии этой задолженности.
“Нас уже замучили, постоянно вызывают в инспекцию и предлагают добровольно уплатить уже не действующие налоги (в дорожные фонды, налог с продаж и другие). Мы платить точно не будем, но нам надо, чтобы нас перестали дергать по этому вопросу. Уже и поправку в НК внесли. Какие же им нужны основания для списания этой задолженности?”
Наталья, главный бухгалтер, Краснодарский край
В этом случае суд ваши требования удовлетворит, потому что ВАС РФ еще в 2009 г. указал, что в справке должна отражаться объективная информация о состоянии расчетов. То есть в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09. В своих решениях суды, как правило, ссылаются на эту позицию ВАС РФ. И в результате вы получите решение суда, в котором будет указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности Постановления Девятого ААС от 15.09.2011 № 09АП-21517/2011-АК, от 22.08.2011 № 09АП-18091/2011-АК; Третьего ААС от 30.08.2011 № А33-4621/2011; Четвертого ААС от 21.09.2011 № А19-5659/2011; Решения Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2011 № А40-38933/11-91-169; Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2011 № А60-17987/2011. При этом формулировки могут быть, например, такие:
«налоговый орган утратил возможность взыскания указанной выше задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания»Постановление ФАС МО от 05.08.2011 № КА-А40/8150-11;
«истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов»Постановление Восьмого ААС от 26.07.2011 № А75-896/2011;
«сроки для взыскания налоговых платежей истекли, и инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке задолженности»Постановление Пятнадцатого ААС от 14.06.2011 № 15АП-5017/2011.
Такое решение суда будет основанием для того, чтобы налоговики списали с вас безнадежную задолженность подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; подп. «а» п. 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@. Иногда в решениях суды даже пишут, что «судебный акт арбитражного суда по настоящему делу будет являться основанием для инспекции в соответствии с Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@… списать указанную выше задолженность заявителя»Постановление Девятого ААС от 12.04.2011 № 09АП-6092/2011-АК.
Имейте в виду, если в суде вы будете говорить, что указание в справке задолженности, которую налоговики взыскать не могут, делает невозможным ваше участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов либо иным образом препятствует предпринимательской деятельности, нужно быть готовым доказать это. Например, можно представить письма, которыми вам отказано в получении кредита или в допуске к участию в конкурсе на право заключения госконтракта из-за наличия в справке задолженности перед бюджетом. А если вы этого не сделаете, то суд может отказать в удовлетворении ваших требований, даже несмотря на то что налоговики действительно утратили возможность взыскания задолженности, указанной в справке Постановление ФАС МО от 03.08.2011 № КА-А40/8106-11.

О чем суд просить не нужно!

Если вы решили избавиться от зависшей задолженности, не стоит обращаться в суд с заявлением:
о признании незаконным бездействия инспекции, которое выразилось в неисключении из вашей карточки лицевого счета суммы налога (штрафа, пени), и обязании инспекции устранить допущенные нарушения путем исключения этой суммы из карточки. Суд, опираясь на позицию ВАС РФ 2005 г., вам в этих требованиях откажет. Ведь карточки лицевых счетов — это документы внутриведомственного учета и наличие в них сведений о задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика;
об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскания задолженности. Суд может указать, что вы фактически просите его признать вашу спорную налоговую обязанность прекращенной, а налоговый орган — утратившим возможность (право) на взыскание, что является спором о праве. И в этом случае ваше заявление суд оставит без рассмотрения.
Но если наряду с таким требованием вы будете еще заявлять и другое, например об обязании выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания долгов, сроки взыскания которых истекли, то суд ваше заявление рассмотрит. И в результате вы получите решение, в котором будет указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности (то есть с нужной вам формулировкой);
о признании задолженности безнадежной к взысканию. Суд вам на это скажет, что он не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания, и не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие такого решения. Это прерогатива налоговой инспекции.
Арбитражный суд Свердловской области, естественно, отказывает в удовлетворении требований о взыскании задолженности и выносит решение с нужной налоговикам формулировкой, например такой: «…суд в мотивировочной части решения установил факт утраты налоговым органом возможности взыскания вышеуказанных сумм в связи с истечением сроков взыскания…»Решения Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2011 № А60-24414/2011, от 06.09.2011 № А60-23420/2011, от 26.08.2011 № А60-16755/2011, от 23.08.2011 № А60-21104/2011, от 03.08.2011 № А60-18282/2011, от 28.07.2011 № А60-17625/2011, от 22.07.2011 № А60-17743/2011, от 29.06.2011 № А60-11841/2011, от 16.06.2011 № А60-12573/2011. Или такой: «…принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает данные суммы безнадежными ко взысканию…»Решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 № А60-15486/2011, от 01.09.2011 № А60-20130/2011.
Не исключено, что и в Приморском крае налоговики сами пойдут в суд и будут действовать по аналогичной схеме, поскольку уже есть такая «договоренность» между Приморским краевым судом и краевой налоговой инспекцией п. 13 Обзора Судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке в I полугодии 2011 г. от 30.06.2011.
Кстати, о том, что инспекция подала на вас в суд, вы узнаете. Ведь она должна направить вам копию искового заявления ч. 3 ст. 125 АПК РФ. Кроме того, вам должна прийти из суда копия определения о принятии искового заявления налоговиков к производству ч. 5 ст. 127 АПК РФ. А вы, в свою очередь, можете:
никаких возражений относительно заявленных требований в суд не представлять и на заседания не ходить;
поспособствовать скорейшему решению вопроса. Направить в суд отзыв на исковое заявление и указать в нем, что вы возражаете против заявленных требований, поскольку инспекция утратила возможность взыскать с вас эту задолженность, так как пропустила все сроки для взыскания ч. 1 ст. 131 АПК РФ. А также сходить на судебное заседание и повторить там свои возражения.
Как видим, иски налоговиков о взыскании «устаревшей» задолженности направлены на то, чтобы сделать у себя «красивую отчетность». Но это выгодно и самим организациям, поскольку им не надо думать над тем, с каким иском обратиться в суд, чтобы он вынес решение с формулировкой, необходимой для списания зависшей задолженности как безнадежной. Так что налогоплательщикам этих регионов можно только позавидовать.

Списываем задолженность в учете

Чтобы инспекция и вы у себя в учете могли списать задолженность как безнадежную, вам нужно полученную копию решения суда, вступившего в силу:
заверить в суде гербовой печатью;
отнести в свою инспекцию вместе с сопроводительным письмом, в котором надо указать, что вы представляете этот судебный акт для принятия инспекцией решения о признании задолженности безнадежной и ее списании. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.
Инспекция должна в течение 6 рабочих дней после получения документов вынести решение. И в этот же день долг должны списать с карточки лицевого счета.
Вы должны отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете на дату вынесения инспекцией решения. Заметим, что ни в Порядке списания задолженности, ни в ст. 59 НК РФ не говорится о том, что копию этого решения инспекция обязана вручить налогоплательщику. Но если вы обратитесь в ИФНС с письменным заявлением о выдаче вам копии такого решения, то инспекция обязана будет вам ее отдать, об этом прямо сказано в НК РФ. Так что обратиться в ИФНС с таким заявлением вы можете через 6 рабочих дней после того, как вы отнесли туда копию решения суда (или через 6 рабочих дней после получения инспекцией ценного письма — дата указана в уведомлении).

Налоговый учет

Списанная безнадежная кредиторская задолженность по налогам, пеням и штрафам относится к доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль. Таким образом, списанные как безнадежные суммы недоимок по налогу на прибыль, НДС, налогу при УСНО, ЕСХН, НДФЛ, налогу на игорный бизнес, налогу с продаж, налогу на реализацию ГСМ, а также суммы штрафов и пеней по всем налогам (как действующим, так и отмененным) не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль.
В то же время если списываются недоимки по налогам, которые ранее в начисленных суммах были учтены как прочие расходы, то теперь их из расходов надо исключить. В частности, это действующие земельный и транспортный налоги, налог на имущество и отмененные — ЕСН, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, целевой сбор на содержание милиции и благоустройство территории, сбор на нужды образовательных учреждений. Как нам разъяснили в Минфине, поступить надо следующим образом.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Б. Александра Сергеевна
Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
“Если в предыдущих периодах суммы налогов уменьшали налогооблагаемую прибыль, то списываемую сумму недоимок по ним надо отразить в составе внереализационных доходов. Сделать это нужно в том периоде, в котором задолженность по налогам списывается как безнадежная. Уточненные декларации по налогу на прибыль за те периоды, в которых списываемые налоги были учтены в расходах, представлять не нужно. Это касается как действующих сейчас налогов, так и уже отмененных.
Таким образом, со списываемых недоимок по налогам, которые раньше были учтены в расходах, нужно заплатить налог на прибыль”.

Бухгалтерский учет

В бухучете сумма списанной кредиторской задолженности по налогам, штрафам и пеням — это прочий доход организации.
Поскольку в бухучете при списании недоимок по налогам, которые не учитывались в расходах (по прибыли, НДС и др.), а также задолженностей по штрафам и пеням возникает доход, а в налоговом учете такого дохода нет, в бухучете нужно показать постоянный налоговый актив.

Пример. Списание безнадежной налоговой задолженности

***

Имейте в виду, что списать задолженность по страховым взносам как безнадежную, когда ПФР и ФСС взыскать ее с вас уже не могут, не получится. А все потому, что здесь действует другой порядок, нежели установленный НК РФ. Задолженность по взносам признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. А в этом порядке нет такого основания для списания, как истечение сроков на взыскание недоимки (то есть утрата ПФР или ФСС возможности взыскания задолженности). Так что не взысканная с вас задолженность по страховым взносам будет числиться за вами до тех пор, пока:
вы ее не погасите добровольно:
в правительственном порядке не появится такое же основание для списания задолженности, как в НК РФ.
Если Вам нужен квалифицированный юрист по налогам для списания налоговой задолженности 8 (343) 383 59 64.

Услуги гражданам

Услуги Бизнесу

Защита прав потребителя Договорная работа
Трудовые споры Юридический аутсорсинг
Семейные споры Взыскание дебиторской задолженности
Жилищные споры Регистрация ЮЛ и ИП
Оформление наследства Банкротство ЮЛ и ИП
Земельные споры Споры с Поставщиками
Споры со страховыми компаниями Арендные споры
Защита заемщиков Строительные споры
Банкротство граждан Споры с Перевозчиками
Взыскание долгов Налоговые споры
Помощь призывникам Услуги по Лицензированию
Административные споры Защита при проведении проверок
Миграционные услуги Сопровождение процедур гос. закупок
Сделки с недвижимостью Таможенные споры
Представительство в суде Сертифицирование
Пенсионные споры Представительство в суде
Обжалование незаконных действий Корпоративные споры
Защита чести и достоинства Защита деловой репутации
Обращение в ЕСПЧ
Защита прав спортсменов
Защита прав творческих работников
Защита прав педагогов

Услуги по уголовным делам

Интеллектуальная собственность

Адвокат по экономическим преступлениям Депонирование произведений
Адвокат по налоговым преступлениям Регистрация товара знака
Адвокат по преступлениям против личности Защита интеллектуальных прав
Адвокат по военным преступлениям
Адвокат по должностным преступлениям
Адвокат по преступлениям, с наркотиками
Адвокат по ДТП
Адвокат по УДО
Защита потерпевших
Пополнить лицевой счёт заключенного
Защита прав сотрудников правоохранительных органов
Адвокат по погашению судимости

Запишись на консультацию прямо сейчас!
КОНТАКТЫ