Специальное рабочее место для инвалида

Предприятие наше немаленькое – больше 500 сотрудников, и кадровой работы, как говорится, непочатый край. А тут еще начальник озадачил проблемой: необходимо места для инвалидов создавать. Стала изучать эту тему, в результате в голове – одна каша. И, к сожалению, даже времени нет разобраться что к чему. Вот, например, «создание рабочего места для инвалида» и «квотирование рабочих мест» – это одно и то же? И еще момент. Если наш региональный Центр занятости населения направит к нам инвалида, мы будем обязаны его принять?

Мы, конечно, поможем вам разобраться в вопросах создания рабочих мест для инвалидов. И начнем с упоминания такого важного международного документа, как Европейская социальная хартия (пересмотренная), которая была принята в Страсбурге 03.05.1996. Пункт 2 ст. 15 Европейской социальной хартии обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной рабочей среде и приспосабливать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов. Согласно ст. 20 этого Закона инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К таким мероприятиям относят:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ)

1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Квотирование рабочих мест

Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе соблюдая установленную квоту для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Их число должно составлять не менее 2 и не более 4%.

При этом надо иметь в виду, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Квотирование рабочих мест предусматривается и для несовершеннолетних инвалидов. Так, ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов.

Наша справка

Правовой статус инвалида подтверждается документально.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок признания лица инвалидом утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Инвалидность физического лица должна быть подтверждена справкой медико- социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности (форма справки утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления») и индивидуальной программой реабилитации инвалида (форма ИПР утв. приказом Минздравсоцразвития России №379н от 04.08.2008 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»).

Квота для приема на работу инвалида — минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организации

Субъекты РФ принимают свои нормативные акты по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов, которые организуются работодателями за счет собственных средств, и, как правило, квота для инвалидов составляет от 2 до 4%.

ПРИМЕР

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 1 00 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Чтобы организовать специализированные рабочие места для инвалидов, необходимо принять дополнительные меры по организации их труда, включая:

  • адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
  • дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Проведение этих и иных мероприятий сопровождается дополнительными затратами (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ или работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Согласно ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб., если инвалид обратится в суд за защитой своего нарушенного права.

Как определить требования, которым должно соответствовать специальное рабочее место? Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30). Так, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными и умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья.

ВАЖНО!

Работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специального рабочего места, на которое трудоустроен инвалид по направлению службы занятости (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 233/10/1-570)

Обратите внимание: работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона № 1032-1). Конкретные сроки предоставления такой информации определяются в регионах.

Трудоустройство инвалидов

Учтите, что органы службы занятости направляют инвалида для трудоустройства не произвольно, а лишь с учетом критериев подходящей работы для конкретного физического лица, признанного инвалидом, и подходящая работа для инвалида, подыскиваемая ему органом службы занятости, представляет собой работу, соответствующую рекомендациям органов МСЭ, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному им на прежней работе, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

НЕЛЬЗЯ!

Отказать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на работу органами занятости в счет квотируемых рабочих мест, введенных в организации

Орган службы занятости при наличии вакансий, соответствующих критериям подходящей работы для инвалида, ищущего работу, выдает направление, с которым инвалид обязан лично в течение трех дней обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве, и в случае отказа работодателя в приеме инвалида на работу причина отказа фиксируется в направлении.

При этом инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Невыполнение квоты — это отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место. Но при этом следует учитывать и невозможность выполнения квот по следующим объективным причинам.

Причина 1. В связи с наличием в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством РФ;

Причина 2. В связи с отсутствием необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в конкретной организации.

Резюме

В целях содействия государственной политике обеспечения занятости инвалидов работодатели должны квотировать рабочие места и создавать специальные рабочие места для инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в счет установленной квоты производится с учетом предложений органа службы занятости населения.

Как видим, некоторые работодатели в силу специфики их производственной деятельности не могут выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и, соответственно, ожидать прихода инвалида для трудоустройства. Но в большинстве случаев работодатели должны квотировать рабочие места, создавать специальные условия для труда инвалидов и принимать на работу таких работников по направлению органов службы занятости.

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.08.2012, Год: 2012, Номер: №9
Зайцева Ольга Борисовна

Как выполняется требование создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Время на чтение: 5 мин 20

Говоря о важности подбора кадров на любое предприятие, нельзя забывать об отдельных, наиболее незащищенных категориях граждан, таких, как инвалиды. Каким же образом создаются специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов на территории РФ?

Законодательные нормы

В соответствии с законодательством РФ, организации всех форм собственности могут в случае необходимости создавать отдельные штатные единицы для сотрудников-инвалидов. При этом должны быть проведены необходимые мероприятия по переоборудованию рабочих мест с учетом физических возможностей новых работников.

Работникам и работодателям следует знать некоторые особенности, связанные с устройством на работу сотрудника-инвалида. По причине инвалидности работника его руководство не имеет права:

  • отказать в приеме на работу;
  • создавать препятствия во время продвижения по карьерной лестнице;
  • увольнять по собственному решению без уведомления об этом работника;
  • переводить его на другую работу.

Исключением для вышеуказанных действий может стать только заключение врачебно-консультационной комиссии (ВКК), оформленное и заверенное с соблюдением требований законодательства.

В теории почти каждая организация должна иметь специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, но на практике получается несколько иначе. Многие потенциальные работодатели не хотят брать на работу инвалида, да еще и переделывать под него рабочее место. Конечно, начальник в таком случае думает только об издержках, которые ему придется понести, приняв на работу такого сотрудника. Мало кто задумывается о потенциальной экономической и производственной выгоде, которую может принести работник с ограниченными физическими возможностями.

Государственная поддержка

Законодательная база Российской Федерации содержит множество норм, направленных на урегулирование отношений в сфере трудоустройства инвалидов. Так, в законе от 24.11.95 № 181-ФЗ прописаны нормы социальной поддержки инвалидов в России. Статьи этого закона содержат в себе положения об особом порядке принятия на работу человека с ограниченными физическими возожностями.

Юридическое лицо любого вида собственности и организационно-правовой формы, а также физическое лицо, использующее наемный труд, обязаны принимать на работу строго определенное количество работников-инвалидов. Также работодатель обязан:

  • создать максимально благоприятные условия труда для принятого сотрудника, дабы не навредить его здоровью;
  • технологию и оборудование адаптировать под физические возможности нового работника;
  • способствовать реабилитации сотрудника.

Решение по квоте о трудоустройстве инвалидов принимают местные органы исполнительной власти. Только они могут установить число необходимых рабочих мест для инвалидов для любого типа организации. Особые рабочие места для лиц, имеющих группу инвалидности, создаются за счет госбюджета, а также бюджетов отдельных субъектов РФ, исключая отдельные случаи.

Обучение и трудоустройство инвалидов: Видео

Льготы для подчиненных

В Трудовом кодексе содержатся основные права и обязанности как работников, так и работодателей. Имеются также определенные гарантии для обеих сторон. Возникает вопрос: появляются ли льготы при трудоустройстве инвалида? Да, появляются, и для работника, и для работодателя.

Согласно ТК, во время реализации своей трудовой деятельности работник-инвалид получает такие льготы:

  • Сокращение рабочей недели. Инвалиды I и II групп работают на 5 часов в неделю меньше, чем обычные работники.
  • Уменьшение количества часов работы за один день. Норму часов, которые работник может отработать за день, может установить только медицинская комиссия.
  • Установление фиксированного отпуска без сохранения зарплаты. До 60 календарных дней за год по письменному заявлению работника-инвалида может предоставить работодатель без сохранения заработной платы.

За невыполнение указанных требований работодатель понесет ответственность перед работником и государством.

Особые условия для компаний с инвалидами в штате

Отметим, что закон предусмотрел также поощрение для тех компаний и физических лиц, которые приняли на работу человека с определенной группой инвалидности. Выражается такая господдержка для нанимателей и работников в льготах на взимаемые налоги при трудоустройстве инвалидов.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые льготы инвалиды могут получить при расчете:

  • ЕСН;
  • НДФЛ;
  • налога на имущество;
  • земельных налогов.

Единый социальный налог (ЕСН) имеют право не уплачивать инвалиды I и II групп, относящиеся к таким категориям граждан:

  • индивидуальные предприниматели (ИП);
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой.

Однако сумма, с которой не взимается данный налог, не должна быть больше 100 000 рублей.

Организации, принимающие на работу инвалидов и создающие необходимые условия для их интеграции в рабочий коллектив и производственный процесс, также не останутся обделенными. Например, если организация принимает в свои ряды нового сотрудника, имеющего ограниченные способности, то она автоматически уменьшает налоговое бремя, накладываемое на прибыль, получает льготу на ЕСН и внесение страховых взносов, связанных с травматизмом.

Налоговые льготы никоим образом не могут распространиться на пенсионные взносы. Работодатель обязан в полном объеме выплачивать все установленные страховые взносы, предназначенные для работников-инвалидов.

По состоянию на: 07.11.2012
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2012
Сулейманова Г. А.
Тема: Необходимые сведения, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Допущение к работе
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (извлечение) 2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) 3. Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (извлечение) 4. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (извлечение)

Наша страна не единственная, где на законодательном уровне предусмотрена обязанность работодателей соблюдать установленные квоты по трудоустройству инвалидов и оборудовать для них специальные рабочие места в пределах соответствующих квот.

Но как-то так получается, что вместо того, чтобы оказывать реальное содействие службам занятости в трудоустройстве инвалидов, у нас, в отличие от других развитых стран, все больше думают о том, как бы уклониться от такой обязанности. И это несмотря на то, что по закону недобросовестные работодатели могут быть привлечены к ответственности…

Важнейшей составляющей государственной политики в области содействия занятости населения согласно ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся, в частности, инвалиды.

Государство предусматривает дополнительные гарантии для инвалидов: разрабатываются и реализуются программы по содействию занятости инвалидов, создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации, где они могли бы трудиться.

Кроме того, установлены определенные квоты для приема на работу инвалидов.

На уровне федеральных законов определение такого понятия, как «квота», не приводится. Но что такое квота — разъясняется в некоторых региональных законах.

В частности, согласно ст. 2 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота — это минимальное количество рабочих мест для категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Под квотированием рабочих мест понимается выделение рабочих мест для трудоустройства таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

Кроме того, схожее определение квоты содержалось в утративших силу Рекомендациях по квотированию рабочих мест, утв. постановлением Минтруда России от 06.02.1995 № 9. Квотой называли минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

На федеральном уровне размер квоты на сегодняшний день определяется только для инвалидов.

Обратите внимание!

Закон устанавливает не размер квоты для приема на работу инвалидов, а ее минимальные и максимальные значения

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Как видим, Закон о защите инвалидов устанавливает не размер квоты, а ее минимальные и максимальные значения — не менее 2 и не более 4 % к среднесписочной численности работников, тогда как размер квоты устанавливается законодательством субъекта РФ.

Поэтому в разных субъектах РФ фактический размер квоты может различаться в пределах, установленных федеральным законом.

Для работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный — 2 %. В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.

Чуть выше размер квоты в Воронежской области — 3 %. А, например, в Ростовской области он достигает максимально допустимой величины — 4 % от среднесписочной численности работников.

Обратите внимание: при квотировании следует руководствоваться не штатным расписанием, а реальной среднесписочной численностью работников.

Как рассчитать количество рабочих мест в счет установленной законом квоты, если общая численность работников организации постоянно меняется?

Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается в зависимости от среднесписочной численности работников на начало отчетного периода.

Таким образом, при изменении количества работников в организации меняется и количество квотируемых рабочих мест для инвалидов.

С уменьшением среднесписочной численности работников уменьшается число квотируемых рабочих мест для инвалидов вплоть до отмены квот в организации.

Напомним, что квота — это минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен предоставить для трудоустройства инвалидов. Откуда возьмется это рабочее место — из числа уже существующих на предприятии или за счет создания новых рабочих мест — значения не имеет.

В организации есть несколько вакантных должностей в счет установленной квоты на инвалидов. Должны ли мы их предлагать работникам, увольняемым по сокращению штата, если нет других вариантов для перевода?

Смысл квотирования в том и заключается, что рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников — в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников, в том числе при увольнении по сокращению штата, за исключением тех случаев, когда увольняемый работник, которому предлагается такая вакансия, сам является инвалидом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ст. 22 Закона о защите инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов. Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т. д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?

В статье 20 Закона о защите инвалидов среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, отдельно говорится об установлении квот для приема на работу инвалидов, отдельно — о создании специальных рабочих мест для таких работников.

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В каждом отдельном случае оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должно осуществляться с учетом их профессии (специальности), характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, а также уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Более того, на практике для нужд инвалидов может возникнуть необходимость в дополнительном оснащении коридоров, лестниц, столовых, туалетов и других помещений организации. Поскольку минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается на региональном уровне, здесь возможны различные варианты.

Постановлением правительства Саратовской области от 28.05.2007 № 214-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» утверждено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях Саратовской области в пределах установленной квоты, а именно:

    на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.

Кстати сказать

Расходы организации по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты могут быть компенсированы органами службы занятости в рамках финансирования целевых программ по снижению напряженности на рынке труда.

Так, в 2011 г размер выплат работодателю из федерального бюджета на оснащение оборудованием рабочего места под конкретного человека составлял 50 тыс. руб. Мероприятие проходило во всех субъектах Российской Федерации. За период с января по декабрь 2011 г по программе заключены договоры с 11 000 организаций. В рамках договоров трудоустроено на оснащенные специальным оборудованием рабочие места 10 730 инвалидов.

В дальнейшем также предполагается создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14 200 специальных рабочих мест для инвалидов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Обратите внимание!

Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды

Как указано в ст. 25 Закона о занятости, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной для инвалидов квоты, их трудоустройства или резервирования отдельных видов работ (профессий) для последующего трудоустройства таких граждан.

В этих целях, согласно той же ст. 25 Закона о занятости, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Что подразумевается под выполнением квоты для приема на работу инвалидов?

Выполнение квоты — это непосредственное трудоустройство инвалида.

Например, согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест выполнением квоты для приема на работу инвалидов признается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Порядок уведомления органов службы занятости, как правило, более подробно определяется законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты направляются работодателем не ежемесячно, а ежеквартально по установленной форме в Центр квотирования рабочих мест до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В сведениях указывается среднесписочная численность работников за каждый месяц отчетного квартала, размер установленной квоты по месяцам, количество работников на квотируемых местах, в том числе не трудоустроенных в счет установленной квоты.

Органы службы занятости при выявлении нарушений работодателями установленных правил квотирования рабочих мест направляют в Государственную инспекцию труда и прокуратуру сведения о работодателях, отказавших в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также не предоставивших информацию о выполнении квоты и допустивших нарушения действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам квотирования рабочих мест.

Кстати сказать

Согласно ст. 20 Закона о защите инвалидов работодатели должны проводить резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утв. постановлением Минтруда России от 08.09.1993 № 150.

В перечне более ста профессий, начиная от повара и заканчивая юристом и даже художником. Впрочем, надо учитывать, что такой перечень был разработан почти двадцать лет назад и не в полной мере соответствует современным тенденциям развития рынка труда.

Нас предупредили о том, что скоро придут с проверкой из органов содействия занятости по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Что будут проверять в первую очередь? Какие сведения запрашивать?

Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н.

Сотрудники, уполномоченные на проведение проверки, изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, а также посещают помещения организации, в которых инвалиды трудятся.

Кроме того, они проверяют соблюдение организацией следующих положений:

1) соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

2) соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;

3) предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

КВОТЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Сейчас все чаще говорят о праве субъектов РФ устанавливать обязательные платежи для работодателей вместо квоты. И мнения специалистов по данному вопросу расходятся.

Напомним, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ была признана утратившей силу ч. 4 ст. 21 Закона о защите инвалидов, где устанавливались ежемесячные обязательные платежи работодателей в бюджет субъектов РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Здесь же предусматривалось, что размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ.

Но есть такая точка зрения, что и в настоящее время субъекты РФ имеют полное право устанавливать обязательные платежи работодателям за каждого нетрудоустроенного инвалида в счет квоты, потому как не все хотят, а главное, не все могут в силу специфики своего производства, выполнить такие квоты.

При этом введение законодательством субъектов РФ возможности для работодателей вносить платежи вместо выполнения квоты ни в коей мере не рассматривается как ограничение прав работодателей. Напротив, у работодателей, таким образом, появляется право выбора поведения: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Причем решение о внесении платежей работодатель принимает самостоятельно на добровольной основе.

Есть также мнение, что плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этого вопроса. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Тем не менее хочется заметить, что на данном этапе в связи с исключением из закона соответствующей нормы, право субъектов РФ устанавливать обязательные выплаты работодателям, не желающим или не имеющим возможности выполнить обязательные квоты, представляется весьма сомнительным.

Более того, в ст. 21 Закона о защите инвалидов по поводу обязательности соблюдения квот сделано лишь одно исключение. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Для всех остальных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, численность работников которых превышает 100 человек, обязанности соблюдать квоты никто не отменял.

Бизнес в плюс

Как определить количество специальных рабочих мест для инвалидов

Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места – это два разных понятия. Специальное рабочее место – это не просто вакансия для инвалида, а место, требующее дополнительных мер по организации труда (адаптацию оборудования, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов).

Количество рабочих мест, которые работодатели обязаны оборудовать специально, каждый регион утверждает самостоятельно. Правительство Орловской области, например, привязало минимальное количество специальных мест к средней численности работников на предприятии: при численности от 101 до 500 чел. – 1 место, при численности от 501 до 1000 чел. – 2 места и т.д. Правительство Архангельской области предпочло в своем постановлении перечислить поименно все крупные организации с указанием количества специальных рабочих мест для каждого.

Специальные рабочие места входят в число рабочих мест, которые нужно создать по квоте для инвалидов.

Требования к оснащению специальных рабочих мест

Приказ Минтруда России № 685н от 19.11.2013 утвердил Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. В соответствии с этими требованиями работодатели должны так оборудовать рабочее место, чтобы инвалид мог беспрепятственно к нему добраться и комфортно выполнять свои обязанности.

Например, рабочее место для инвалида по зрению может быть оборудовано видеоувеличителями, адаптированными дисплеями, принтерами для печати крупным шрифтом, средствами для письма, выполненными шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой.

Для инвалидов по слуху рабочее место можно оборудовать звукоусиливающей аппаратурой, громкоговорящими телефонами или визуальными редакторами, преобразующими звуковые сигналы в световые.

Для инвалидов-колясочников нужно предусмотреть пространство для подъезда и разворота креста-коляски около рабочего места. Кроме того, можно установить специальный стол, элементы которого способны менять высоту и наклон рабочей поверхности.

Общие требования к специальному рабочему месту:

  • Оборудованное рабочее место инвалида не должно мешать работе других работников.
  • Нельзя размещать рабочее место в подвальных и цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.
  • Рекомендуемые размеры из расчета на одного работающего инвалида: объемом не менее 15 куб. м; площадью не менее 4,5 кв. м;
  • Рабочее место должно размещаться на нескользком и теплом полу.
  • Если в производственном помещении уровень шума и вибрации выше допустимого, примените звукопоглотители кулисного типа, звукопоглощающие экраны или штучные звукопоглотители – призмы и шары, которые подвешивают в помещении в непосредственной близости от источника шума. В офисах излишние шумы снижайте при помощи звукопоглощающей облицовки стен, акустических потолков, коврового покрытия полов, а также книжных шкафов и стеллажей, изолирующих рабочее место инвалида.

Принимая на работу инвалида, обратите внимание на два момента:

  • есть ли для вашей профессиональной сферы документы, устанавливающие правила организации рабочих мест инвалидов (например, для сферы строительства есть Свод правил СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», одобренные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 69).
  • по какому заболеванию работнику оформлена инвалидность.

От этого также будет зависеть, как правильно оснастить и расположить рабочее место.

Требования к организации специальных рабочих мест перечислены также в Санитарных правилах СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». Предлагаем таблицу, в которой кратко указаны основные требования к рабочему месту работников-инвалидов с разными типами заболеваний.

Категория заболевания Группа инвалидности Требования к рабочему месту
Туберкулез (п. 6.1 СП 2.2.9.2510-09) – инвалиды II группы;
– в виде исключения инвалиды III группы из числа бациллярных больных
· окна должны выходить на солнечную сторону;

· оборудованы отдельные столовые и туалеты;

· на рабочем месте не должно быть высокой или низкой температуры, резких перепадов температуры, повышенной влажности и сквозняков;

· в воздухе не должно быть веществ с раздражающим действием на дыхательные пути;

· объем площади производственных помещений увеличивают на 10% от нормируемых;

· работник не должен передвигаться на более чем 4 км за смену;

· на предприятии должны быть помещения для дезинфекции и стерилизации готовой продукции, отходов, спецодежды;

· в производственных помещениях площадью более 100 кв. м устанавливаются передвижные бактерицидные облучатели;

· помещения нужно убирать до и после работы, в обед. Уборку сочетают с текущей дезинфекцией

Заболевания сердечно-сосудистой системы (п. 6.2 СП 2.2.9.2510-09) – инвалиды III группы;
– в виде исключения инвалиды II группы согласно рекомендациям МСЭ;
– инвалиды по другим соматическим заболеваниям
· окна должны выходить на теневую сторону (если это невозможно, нужно предусмотреть защиту от прямых солнечных лучей);

· на рабочих местах не должно быть вредных химических веществ, теплового и электромагнитного излучения, локальной вибрации, ультрафиолетовой радиации;

· в производственном помещении должна быть повышенная кратность воздухообмена без рециркуляции воздуха, шумовибропоглощение;

· шкафы и стеллажи нужно расположить так, чтобы работник не наклонялся. Полки необходимо разместить на уровне плеч и не выше человеческого роста

Заболевания органов зрения (п. 6.4 СП 2.2.9.2510-09) – инвалиды со слабовидением средней степени;
– инвалиды со слабовидением высокой степени;
– инвалиды с абсолютной или практической слепотой
Гигиенические характеристики условий труда зависят от конкретного заболевания (таблица 2 СП 2.2.9.2510-09). Для инвалидов с полной слепотой и высокой степенью слабовидения:

· рабочее место оборудуют системой тифлотехнических ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), которые помогут ориентироваться на рабочем месте;

· устанавливается оборудование с тифлотехническими приспособлениями, которое позволит работать без зрительного контроля и исключит возможность получения травмы;

· устанавливается индивидуальное комбинированное освещение с учетом формы заболевания;

· на окнах должны быть шторы или жалюзи;

· рабочее место и помещение окрашивают так, чтобы коэффициент отражения световой энергии был максимальным;

· рабочие места радиофицируют.

Незрячим инвалидам нельзя работать с источниками локальной вибрации и шума

Заболевания органов слуха (п. 6.5 СП 2.2.9.2510-09) Не допускается:

– контакт с веществами 1–2-го классов опасности, пожаро- и взрывоопасными веществами;
– работа в условиях интенсивного шума и локальной производственной вибрации;
– работа с движущимися механизмами;
– работа по производству веществ с ототоксичностью

Нервно-психические заболевания (п. 6.3 СП 2.2.9.2510-09) Инвалиды и группы, прошедшие предварительное лечение и обучение в условиях лечебно-трудовых мастерских и психоневрологических диспансеров и больниц · минимальное количество перегородок между рабочими местами инвалидов;

· установка ограждающих устройств в опасных местах (например, на лестничных клетках);

· небьющиеся стекла в окнах;

· отдельные столовые, буфеты, комнаты приема пищи;

· санузлы без запоров;

· в душевых устанавливают общий смеситель для горячей и холодной воды

Психические заболевания (п. 6.3.8 СП 2.2.9.2510-09) Инвалиды группы с основной психической патологией · оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия;

· помещения, мастерские и участки небольшого размера для лучшего контроля работников;

· наличие аварийных сигнализирующих устройств на рабочих местах;

· движущиеся механизмы, лестничные пролеты и другие опасные зоны должны быть ограждены;

· в окнах устанавливают небьющиеся стекла;

· яркий дизайн и окраска оборудования и мебели для создания положительного эмоционального настроя;

· трансформирующийся рабочий стол и сидения;

· удобная рабочая одежда ярких цветов

Заболевания нервной системы (п. 6.3.9 СП 2.2.9.2510-09) · оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия;

· помещения, мастерские и участки небольшого размера для лучшего контроля работников;

· установка ограждающих устройств в опасных местах (например, на лестничных клетках);

· небьющиеся стекла в окнах;

· рабочие столы должны быть высотой 630–1020 мм, стул – легко перемещаться в рабочей зоне;

· инструментальные шкафы должны быть высотой 800–1600 мм;

· полки для аппаратуры должны быть таких размеров, чтобы предметы на них не выступали за края

Вопрос: Как оборудовать специальное место, если должность еще вакантна, и мы не знаем, человека с какими ограничениями пришлет центр занятости?

Этот вопрос ни один нормативный акт не регулирует. Целесообразно оборудовать специальное место под конкретного человека, когда увидите, какие ограничения он имеет. Но зачастую требуют сначала место создать и оборудовать, а работника еще нет. В этом случае сами (или совместно с ЦЗН) определите, под какие ограничения вам удобнее оборудовать спец. место.

Вопрос: За чей счет оборудуются специальные рабочие места?

Работодатель оборудует места на свои деньги, но потраченные средства можно возместить. Для этого необходимо обратиться в службу занятости и представить документы, подтверждающие расходы. Максимальная сумма возмещения устанавливается исполнительной властью отдельно в каждом регионе. Например, в Татарстане (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2014 № 795) на 2018 год сумма возмещения не может превышать 72,69 тыс. рублей за одно постоянное специальное рабочее место.