Совместные торги

из КонсультантПлюс

, разработанный Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в республике Хакасии.

Статью проверила эксперт Элла Залужная

Кто является организатором таких закупок

Регламент проведения конкурсов и аукционов по 44-ФЗ установлен статьей 25 Закона о контрактной системе и постановлением правительства №1088 от 28.11.2013. По правилам организатором совместного конкурса или аукциона выступает одна из организаций-заказчиков.

Также заказчики вправе возложить обязанности организатора на другие уполномоченные органы или учреждения (ст. 26 44-ФЗ). В многостороннем договоре вышеуказанные сторонние органы отмечены только в качестве организатора, а их главной задачей является прямое определение исполнителей контракта. После этого всем учреждениям необходимо внести изменения в план-график с указанием полного наименования организатора торгов.

ЕИС совместные закупки

Особенности таких закупок

Чтобы сэкономить бюджетные средства и минимизировать расходы, заказчики, которые закупают одинаковые товары, работы или услуги, осуществляют закупки общими силами в формате конкурса или аукциона. Обязательное условие состоит в том, что объединяющиеся организации заключают двустороннее или — при большем количестве участников — многостороннее соглашение, которое опирается на правила ФЗ-44 и ГК РФ.

Такие конкурсы и аукционы по 44-ФЗ имеют ряд особенностей:

  • выведение начальной (максимальной) цены контракта, расчет количества и объема товаров, работ или услуг, составление необходимых для тендера технических характеристик и конкурсной документации, обоснование объекта закупки производятся каждой организацией-заказчиком самостоятельно и до момента подписания многостороннего соглашения;
  • расходы на проведение распределяются с учетом пропорциональных долевых соотношений НМЦК каждого участника в совокупной начальной (максимальной) цене контракта;
  • по 44-ФЗ контракт с победителем совместного конкурса заключается каждым участником самостоятельно по факту выявления победителя (или победителей) конкурентных процедур.

Как организовать

Порядок и правила проведения совместного аукциона, конкурса устанавливаются 44-ФЗ в части статьи 25 и постановлением правительства №1088 от 28.11.2013 и представляют собой последовательность конкретных действий. Пошаговый алгоритм проведения совместных торгов по 44-ФЗ в 2020 году:

Шаг 1. Заключение сторонами-участниками соглашения о проведении.

Шаг 2. Выбор организатора.

Шаг 3. Внесение коррективов в планы-графики каждого из госзаказчиков.

Шаг 4. По 44-ФЗ организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав закупочной комиссии и регламент ее работы. Членство в комиссии определяется долей от общего объема закупок каждого из заказчиков.

Шаг 5. Участник-организатор составляет и размещает в ЕИС извещение.

Шаг 6. Организации-заказчики самостоятельно заключают контракт с победителем по итогам конкурсных процедур.

Шаг 7. Если закупку признают несостоявшейся, заказчики сами принимают решение о дальнейшем заключении контракта с единственным поставщиком.

Требования к соглашению о проведении закупки

В ч. 2 ст. 25 44-ФЗ сказано, что соглашение о проведении совместного конкурса должно содержать информацию следующего характера:

  • сообщение о сторонах-фигурантах договорных отношений;
  • код, идентифицирующий закупку (ч. 2 ст. 114 44-ФЗ);
  • информация об объекте тендера, его количественные показатели и организационные условия закупки по каждому заказчику;
  • НМЦК каждого участника с расчетами и обоснованиями;
  • информация о правах, обязанностях и мерах ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе и о полномочиях, которыми он наделен в отношении конкурсных процедур;
  • порядок, срок формирования закупочной комиссии и положение о ее работе;
  • информация о сроках подготовки извещения, рассылки приглашений и предельные даты подготовки документации совместной закупки, которую проводят в виде аукциона или конкурса;
  • приблизительный период проведения;
  • распределение расходов и порядок их оплаты;
  • сроки действия данного договора;
  • регламент решения спорных ситуаций;
  • иные положения.
Образец соглашения о проведении совместных торгов 44-ФЗ

Соглашение о проведении совместных торгов

г. ______________________________ «____» _______ 20__г.

(наименование населенного пункта)

_______________________________________________________, именуемое в

(полное наименование органа власти или уполномоченного

им органа)

дальнейшем «Сторона 1», в лице _________________________________________,

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании ___________________________, с одной стороны, и

(Устава, Положения, Доверенности)

__________________________________________________ именуемое в дальнейшем

(полное наименование органа власти или уполномоченного им органа)

«Сторона 2», в лице, ___________________________________________________,

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании ____________________________, с другой стороны,

(Устава, Положения, Доверенности)

а вместе именуемые «Стороны», руководствуясь Федеральным законом от 21

июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,

выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных

нужд» (далее по тексту — Федеральный закон N 94-ФЗ) и Положением о

взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов,

уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для

государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных

торгов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 октября

2006 г. N 631 (далее по тексту — Положение), при наличии взаимной

потребности в одноименных товарах, а также в целях сокращения расходов

на проведение торгов, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1. Настоящим соглашением Стороны устанавливают порядок

взаимодействия между собой при размещении заказа путем проведения

совместных торгов на поставку _______________________________________ для

(наименование товаров)

государственных/муниципальных нужд в следующих объемах:

1.1. для Стороны 1 ________________________________________________.

(наименование и объем товаров)

Начальная стоимость контракта ___________ (________________) рублей.

(цифрами и прописью)

1.2. для Стороны 2 ________________________________________________.

(наименование и объем товаров)

Начальная стоимость контракта ___________ (________________) рублей.

(цифрами и прописью)

2. Права, обязанности и ответственность сторон

2.1. Стороны вправе и обязаны:

2.1.1. выдвигать своих представителей в состав конкурсной/аукционной

комиссии (далее по тексту «Комиссия») по размещению заказа;

2.1.2. определять начальные цены государственных/муниципальных

контрактов, являющихся предметом торгов;

2.1.3. определять предмет и существенные условия

государственных/муниципальных контрактов, утверждать их проекты;

2.1.4. принимать участие в разработке и утверждении

конкурсной/аукционной документации;

2.1.5. определять условия совместных торгов и их изменение;

2.2. Стороны, являющиеся заказчиками в соответствии со ст. 4

Федерального закона N 94-ФЗ, подписывают с победителями торгов

государственные/муниципальные контракты.

2.3. Стороны имеют другие права и обязанности, предусмотренные

Федеральным законом N 94-ФЗ.

2.4. Стороны несут ответственность за вред, причиненный

физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий

(бездействия) связанных с размещением заказа.

2.5. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ, регулирующего

размещение заказов на поставки товаров для государственных или

муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую,

административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим

законодательством РФ.

2.6. Стороны несут ответственность за невыполнение своих

обязанностей, предусмотренных Соглашением, в соответствии с действующим

законодательством РФ.

3. Функции организатора совместных торгов

3.1. Стороны договорились передать часть своих полномочий по

организации и проведению совместных торгов Стороне ____ как Организатору

совместных торгов.

3.2. На Организатора совместных торгов, возлагаются следующие

функции:

3.2.1. утверждение состава Комиссии по размещению заказа;

3.2.2. разработка и утверждение конкурсной/аукционной документации;

3.2.3. опубликование и размещение извещения о проведении открытого

конкурса/аукциона;

3.2.4. направление приглашений принять участие в закрытом

конкурсе/аукционе;

3.2.5. предоставление участникам размещения заказов

конкурсной/аукционной документации;

3.2.6. разъяснение участникам размещения заказов положений

конкурсной/аукционной документации;

3.2.7. направление копий протоколов, составленных в ходе проведения

совместных торгов, Сторонам настоящего Соглашения;

3.2.8. направление проектов контрактов, составленных по результатам

торгов, для подписания Сторонами настоящего Соглашения после их

подписания победителями торгов;

3.2.9. иные, связанные с обеспечением проведения торгов функции.

4. Порядок и сроки формирования комиссии по размещению заказа

4.1. Комиссия создается в целях организации и проведения совместных

торгов Сторон настоящего Соглашения для размещения заказов на поставку

одноименных товаров.

4.2. Организатором совместных торгов до опубликования извещения о

проведении открытого конкурса/аукциона либо направления приглашений

принять участие в закрытом конкурсе/аукционе принимается решение о

создании Комиссии.

4.3. Состав Комиссии утверждается Организатором совместных торгов из

числа представителей Сторон настоящего Соглашения в составе __ человек

— членов Комиссии.

4.4. Председатель Комиссии назначается из числа ее членов

Организатором совместных торгов.

4.5. Функции Секретаря Комиссии выполняет любой член Комиссии,

уполномоченный на выполнение таких функций Председателем.

4.6. Члены Комиссии должны быть своевременно уведомлены

Организатором совместных торгов о месте, дате и времени проведения

заседания Комиссии.

4.7. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем

присутствуют не менее 50% ее членов.

4.8. Членами Комиссии не могут быть физические лица, лично

заинтересованные в результатах размещения заказа, либо физические лица,

на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.

4.9. Замена члена Комиссии допускается только по решению

Организатора совместных торгов, принявшего решение о создании Комиссии.

4.10. Комиссия создается в целях:

4.10.1. составления перечня поставщиков, квалификация которых

соответствует предъявляемым требованиям;

4.10.2. подведения итогов и определения победителей при размещении

государственных заказов путем проведения совместных торгов.

4.11. В своей деятельности Комиссия руководствуется Гражданским

кодексом РФ, Федеральным законом N 94-ФЗ и Положением.

5. Порядок и сроки подготовки и утверждения конкурсной (аукционной)

документации

5.1. Конкурсная/аукционная документация разрабатывается

Организатором совместных торгов при содействии Сторон настоящего

Соглашения.

5.2. Конкурсная/аукционная документация утверждается:

5.2.1. в случае проведения открытых совместных торгов — за 5 рабочих

дней до даты публикации извещения о проведении совместных торгов в

соответствующих официальных печатных изданиях и размещения указанного

извещения на соответствующих официальных сайтах в сети Интернет;

5.2.3. в случае проведения закрытых торгов — за 5 рабочих дней до

даты направления приглашений принять участие в проведении закрытых

совместных торгов.

5.3. Организатор по инициативе Сторон или в соответствии с запросом

участника размещения заказа вправе внести изменения в

конкурсную/аукционную документацию не позднее, чем за 20 дней до дня

окончания подачи заявок на участие в торгах, в порядке, предусмотренном

п. 3 ст. 24 Федерального закона N 94-ФЗ. Изменения, которые вносятся в

конкурсную/аукционную документацию, утверждаются Организатором совместных

торгов по согласованию со всеми Сторонами настоящего Соглашения.

5.4. При проведении совместных торгов конкурсная/аукционная

документация должна отдельно определять предмет торгов для каждой Стороны

(лот).

5.5. Организатор торгов обобщает заявленные Сторонами предложения о

предмете совместных торгов и формирует сводный предмет торгов с указанием

лотов для каждой Стороны. При проведении совместных торгов сведения о

наименовании Стороны, количестве поставляемого товара, месте, условиях и

сроках (периодах) поставки товаров, начальной цене товаров по лоту

приводится по каждому лоту отдельно.

Информация, относящаяся к требованиям, установленным Сторонами к

функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,

размерам, упаковке, отгрузке товара, и иным показателям, связанным с

определением соответствия поставляемого одноименного товара, потребностям

заказчика может быть приведена для всех лотов.

5.6. К конкурсной/аукционной документации должны быть приложены

проекты государственных/муниципальных контрактов.

5.7. Сведения, содержащиеся в конкурсной/аукционной документации,

должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении

торгов.

6. Сроки проведения совместных торгов

Общий срок проведения совместных торгов со дня опубликования

извещения о проведении торгов в официальном печатном издании и размещения

его на официальном сайте в сети Интернет до дня заключения

государственных/муниципальных контрактов не должен превышать ___

календарных дней.

7. Порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением

совместных торгов

Стороны настоящего Соглашения несут расходы на проведение

совместных торгов пропорционально доле начальной цены контракта

заказчика, уполномоченного органа в общей сумме начальных цен контрактов

на размещение заказов, в отношении которых проводятся совместные торги.

8. Срок действия соглашения

8.1. Соглашение вступает в силу в момент его подписания Сторонами и

действует до:

8.1.1. подписания государственных/муниципальных контрактов между

заказчиками и победителями торгов в порядке, предусмотренном действующим

законодательством РФ.

8.1.2. признания совместных торгов несостоявшимися в соответствии с

действующим законодательством РФ;

8.1.3. отказа Сторон от проведения совместных торгов по основаниям и

в порядке, предусмотренным действующим законодательством РФ.

9. Порядок рассмотрения споров и обжалований

9.1. Разногласия и споры, возникающие в связи с реализацией

Соглашения, решаются путем деловых переговоров между Сторонами.

9.2. Не урегулированные Сторонами споры передаются на рассмотрение в

Арбитражный суд ________________________________________________________.

(указать местонахождение арбитражного суда)

9.3. Участники размещения заказа, права и законные интересы которых

нарушены действиями (бездействием) Сторон настоящего Соглашения,

Организатора совместных торгов, Комиссии, вправе обратиться с жалобой в

органы власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере

размещения заказов.

9.4. Органы, указанные в п. 9.3 настоящего Соглашения, обязаны

рассмотреть жалобу и возражение на жалобу в течение 5 календарных дней со

дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего

жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого

рассмотрения. При этом указанные органы вправе направить Сторонам

настоящего Соглашения, Организатору совместных торгов, Комиссии и

участнику размещения заказа, подавшему жалобу, запрос о представлении

сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

9.5. По результатам рассмотрения жалобы контролирующие органы,

обязаны принять решение в порядке, предусмотренном ст. 60 Федерального

закона N 94-ФЗ.

9.6. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на

действия (бездействие) Сторон настоящего Соглашения, Организатора

совместных торгов, Комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в

течение 3-х месяцев со дня его принятия.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих

одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

10.2. Все изменения и дополнения к настоящему Соглашению вносятся по

взаимному согласию Сторон, оформляются в письменном виде и являются

неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

10.3. По согласованию Сторон настоящее Соглашение может быть

расторгнуто до истечения срока его действия, при наступлении событий или

фактов, препятствующих его реализации. Расторжение настоящего Соглашения

оформляется путем подписания уполномоченными представителями Сторон

единого документа.

10.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением,

Стороны руководствуются законодательством, регулирующим порядок

организации и проведения торгов в РФ.

11. Адреса и реквизиты сторон

Сторона 1: ______________________________________________________________

(полное наименование)

Местонахождение: ________________________________________________________

ИНН/КПП: ________________________________________________________________

Расчетный счет N __________________________ в банке _____________________

Корреспондентский счет N ________________________________________________

БИК _____________________________________________________________________

Сторона 2: ______________________________________________________________

(полное наименование)

Местонахождение: ________________________________________________________

ИНН/КПП: ________________________________________________________________

Расчетный счет N __________________________ в банке _____________________

Корреспондентский счет N ________________________________________________

БИК _____________________________________________________________________

Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения совместных закупок, а именно – совместных конкурсов и аукционов. Данные закупки могут проводиться в случае, если два и более заказчика закупают одни и те же товары, работы или услуги (ТРУ). Считается, что увеличение объема закупки позволяет снизить стоимость приобретения ТРУ (так сказать, закупаться «по оптовым ценам»). Правила и практика проведения совместных закупок будут рассмотрены в статье.

В Законе о контрактной системе< совместные закупки регулируются ст. 25, а Правительством РФ утвержден порядок осуществления таких закупок.

Обратим внимание, что в Законе о контрактной системе совместные закупки предусмотрены только в виде конкурса или аукциона, то есть тех способов закупки, которые не имеют ограничений по сумме. А вот, скажем, проводить совместные запросы котировок, где сумма закупки ограничена размером в 500 тыс. руб., Закон о контрактной системе уже не допускает.

Совместные закупки возможны только в виде конкурса или аукциона – способов, не имеющих ограничений по сумме.

При этом согласно букве закона в роли организатора совместного конкурса или аукциона может выступать либо уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) и тогда закупка фактически будет иметь все признаки централизованной закупки, либо один из заказчиков. И когда один из заказчиков одновременно является и организатором закупки, ее можно действительно назвать совместной.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

Прежде всего, заказчики должны заключить соглашение с организатором совместного конкурса или аукциона (одним из заказчиков). Именно на основании данного документа организатору передается часть полномочий других заказчиков на организацию и проведение закупки. Соглашение должно содержать следующие сведения:

1) информацию о сторонах соглашения;

2) идентификационный код закупки;

3) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

4) начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующими заказчиками;

5) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

6) информацию об организаторе совместной закупки, в том числе перечень полномочий, переданных организатору;

7) порядок и срок формирования закупочной комиссии, регламент ее работы;

8) порядок и сроки разработки извещения о закупке, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации;

9) примерные сроки проведения совместной закупки;

10) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместной закупки;

11) срок действия соглашения;

12) порядок рассмотрения споров;

13) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон при проведении совместной закупки.

Подписание данного соглашения является основанием для того, чтобы каждый из заказчиков (в том числе организатор) внесли в свои планы-графики сведения о наименовании организатора конкурса или аукциона в отношении конкретной закупки. Напомним, что форма плана-графика предусматривает внесение такой информации (колонка 33).

Права организатора и участников.

Как установлено в требованиях к содержанию соглашения, НМЦК определяется и обосновывается каждым заказчиком самостоятельно. Кроме того, по результатам совместного конкурса или аукциона контракт с победителем заключается каждым заказчиком отдельно. Таким образом, указанные полномочия не могут быть переданы организатору совместного конкурса или аукциона.

В свою очередь за организатором «по умолчанию» закрепляется право утверждать состав закупочной комиссии, в которую включаются представители других заказчиков пропорционально объему закупок каждой стороны, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, согласно установленным правилам организатор конкурса или аукциона в обязательном порядке выполняет следующие действия:

1. Разрабатывает и размещает в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещение о закупке, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает конкурсную или аукционную документацию. При этом НМЦК, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, а обоснование данной цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика.

2. Предоставляет документацию заинтересованным лицам.

3. Предоставляет разъяснения положений документации.

4. При необходимости вносит изменения в извещение о закупке и (или) документацию.

5. Публикует в ЕИС информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе при определении поставщика, (подрядчика, исполнителя), – здесь имеются в виду соответствующие протоколы и т. д.

6. Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместной закупки, каждой стороне соглашения (не позднее дня, следующего за днем подписания протоколов), а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных случаях.

7. Осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

Также действует норма, в силу которой стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК. Например, ничто не запрещает организатору конкурса или аукциона привлечь к их проведению специализированную компанию, но в этом случае расходы на оплату ее услуг должны указанным образом нести все заказчики. Отметим, что данная норма имеет отношение и к ситуации, когда победитель совместного конкурса или аукциона может быть признан уклонившимся от заключения контракта и заказчикам нужно будет как-то «делить между собой» обеспечение заявки. Согласно позиции Минэкономразвития, при проведении совместных аукционов, если победитель признан уклонившимся от заключения контракта, его денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются на счета, которые указаны заказчиками, пропорционально доле НМЦК каждого из них в общей сумме НМЦК.

Наконец, при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом о контрактной системе, заказчик самостоятельно принимает решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и его согласовывает.

Практика проведения совместных конкурсов и аукционов.

Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по Закону о контрактной системе из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).

Закупка на крупную сумму.

В январе 2017 года ГБУ здравоохранения «Городская больница № 1 города Октябрьский» (Республика Башкортостан) провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства. Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы из различных областей республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов упомянутого лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 тыс. до 495 тыс. руб., а общая НМЦК – 1,32 млн руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков, за исключением сроков поставки. На участие в аукционе подали заявки три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1,141 млн руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Закупка на небольшую сумму.

Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 года ГБУ «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог, Ростовская область) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала. Остальные заказчики – еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 тыс. до 56 тыс. руб., а общая НМЦК – 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчиках 1 и 2), однако отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК.

Отмечаются и совсем мелкие совместные закупки – так, в октябре 2016 года МБУ здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд и для нужд еще двух заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб. Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК, – на 30 тыс. руб.

Большое количество заказчиков.

Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 года – январе 2017 года объединились девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона – Чеховскую районную больницу № 2. Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик – от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.

Вообще практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 года в г. Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а его «партнерами» были другой лицей и детский сад. Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки, исходя из общей НМЦК.

А вот что касается обеспечения контракта, здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно – либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.

* * *

Автору статьи не удалось обнаружить в ЕИС примеров проведения совместных конкурсов. По всей видимости, те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ. Такие характеристики могут быть индивидуальны для каждого отдельного заказчика.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 25 Закона о контрактной системе, Правила проведения совместных конкурсов и аукционов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088.

Часть 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.

ЗПодробнее – в статье К. Г. Чагина «Централизованные закупки по контрактной системе, № 4, 2017.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

В соответствии со ст. 40 Закона о контрактной системе.

См. письма Минэкономразвития РФ от 25.02.2015 № Д28и-443, от 30.10.2015 № Д28и-3146.

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

zakupki.gov.ru, закупка № 0301300280716001197.

zakupki.gov.ru, закупка № 0358200019316000192.

zakupki.gov.ru, закупка № 0358300397716000026.

zakupki.gov.ru, закупка № 0348300364716000105.

zakupki.gov.ru, закупка № 0372200042216000038.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал «Руководитель бюджетного учреждения» № 5, май, 2017 год.