Соответствие должности

Вопрос: Существует ли должность бухгалтер-кассир? Я совмещаю 2 должности: бухгалтер по квартплате и принимаю платежи. В ЕТКС такой должности нет. Есть каждая в отдельности. В Пенсионном фонде мне сказали, что так не должно быть. Думаю, что мое руководство ввело такую должность для экономии фонда оплаты труда, так как, разделив обязанности, за кассира должна быть доплата. Чем это мне отразится в дальнейшем и как поступить (если это нарушение) для приведения в соответствие? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Существует ли должность бухгалтер-кассир? Я совмещаю 2 должности: бухгалтер по квартплате и принимаю платежи. В ЕТКС такой должности нет. Есть каждая в отдельности. В Пенсионном фонде мне сказали, что так не должно быть. Думаю, что мое руководство ввело такую должность для экономии фонда оплаты труда, так как, разделив обязанности, за кассира должна быть доплата. Чем это мне отразится в дальнейшем и как поступить (если это нарушение) для приведения в соответствие?

Такой должности в квалификационных справочниках нет.

Указывать должность в соответствии с наименованием должности в квалификационном справочнике, необходимо, если с выполнением работ по этой должности связано предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений, а также в том случае, работодатель — бюджетное учреждение, в связи с тем, что тарификация работ и тарифных разрядов (установление системы оплаты труда) производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

В том случае, если компенсаций и льгот для данной должности не предусмотрено, и работодатель не обязан применять единую тарифную сетку для оплаты труда, применение квалификационных справочников носит для него рекомендательный характер.

Правовое обоснование:

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор условием является условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности (п. 5 указанного Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Название должности отличается от названия в общероссийском классификаторе (ОКПДТР).

ОксанаХ,
Спасибо за ответ. В свою очередь выкладываю информацию, которую нашла по этой теме. Может быть кому-то будет полезно.
Обязан ли работодатель при составлении штатного расписания и установлении наименований должностей и профессий руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом в той же норме к работодателю выдвигается требование следовать при определении трудовой функции отдельных работников вполне конкретным нормативным источникам, а именно квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с указанными справочниками работодатель должен определять наименования должностей, профессий или специальностей только в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) не поименован в числе источников установления наименований должностей и профессий.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательность применения ОКПДТР следует только из некоторых актов трудового законодательства и миграционного законодательства (в основном это акты Минздравсоцразвития России, Роструда, ФМС России, принятые по вопросам альтернативной гражданской службы и регулирования труда иностранных граждан).
Тем не менее согласно абз. 2 п. 6 вышеназванного Положения общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Штатное расписание является локальным нормативным актом, который может быть отнесен к актам социально-экономической сферы. С учетом того что Правительство РФ в своем акте оперирует понятием «правовые акты», являющимся более широким, чем понятие «нормативно-правовые акты», охватывающим все акты, содержащие нормы права (в том числе локальные), то штатное расписание может быть отнесено к правовым актам, поскольку содержит нормы трудового права (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). С учетом этого может быть сделан вывод о том, что при подготовке штатного расписания следует применять ОКПДТР.
Аргументом в пользу следования ОКПДТР является не только обязательность применения, предусмотренная вышеназванным Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, но и целесообразность применения унифицированных записей наименований конкретных профессий рабочих и должностей служащих. Обратим внимание на то, что ОКПДТР изначально разрабатывался для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, с учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Проведенная в нем классификация наименований должностей служащих и профессий рабочих основывается на результатах многолетней практики формирования наименований должностей и профессий, выработавшей наименования, применимые на различных предприятиях и в любой отрасли экономической деятельности. Совершенно бессмысленной представляется работа по изобретению новых наименований давно существующих профессий и должностей.
Однако следование ОКПДТР возможно не во всех случаях. В частности, он неприменим в ситуациях, когда в Классификаторе нет наименования профессии рабочего или должности служащего, отражающего трудовую функцию, которую планируется поручить работнику. По нашему мнению, именно плохая адаптивность ОКПДТР к современному рынку труда и занятости является причиной, по которой Классификатор не назван в качестве источника определения наименований профессий и должностей непосредственно в ТК РФ. В таких ситуациях «творчество» работодателя представляется оправданным при условии, конечно, что в ОКПДТР действительно нет соответствующего наименования.
Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008
Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, — соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.
Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.
Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 10.04.2012 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Вид документа приказ
Принявший орган минздравсоцразвития рф
Номер документа 328Н
Дата принятия 05.10.2012
Дата редакции 10.04.2012
Номер регистрации в Минюсте 24271
Дата регистрации в Минюсте 21.05.2012
Статус действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 39, 24.09.2012
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Руководитель (начальник) обособленного (структурного) подразделения организации

Должностные обязанности. Руководит производственно-хозяйственной деятельностью обособленного или структурного подразделения организации. Обеспечивает своевременное и качественное выполнение возложенных на обособленное или структурное подразделение организации функций в соответствии с утвержденными локальными нормативными актами (положением об обособленном или структурном подразделении организации, должностной инструкцией руководителя (начальника) обособленного или структурного подразделения организации); выполнение обособленным или структурным подразделением организации утвержденных планов, графиков, программ, трудовых договоров, а также других обязательств, принятых в установленном порядке, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества, находящегося в ведении обособленного или структурного подразделения организации. Организует разработку должностных инструкций, инструкций по охране труда для работников обособленного или структурного подразделения организации, технологической документации. Обеспечивает проведение в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда работников обособленного или структурного подразделения организации, а также (при необходимости) их подготовку и аттестацию в областях промышленной, пожарной, экологической безопасности, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников обособленного или структурного подразделения организации, выдачу им сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами. Организует контроль соблюдения работниками обособленного подразделения организации производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, требований охраны труда, производственной санитарии, санитарно-эпидемиологических требований к производственной зоне и условиям труда работников, норм и правил экологической, промышленной и пожарной безопасности, а также режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера. Обеспечивает безопасную эксплуатацию, надлежащее техническое состояние производственного оборудования, строительных конструкций, санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения зданий и сооружений, находящихся в ведении обособленного или структурного подразделения организации, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к производственным зонам и условиям труда работников. Принимает меры по обеспечению обособленного или структурного подразделения организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта. Способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников обособленного или структурного подразделения организации, широкому использованию новейших техники и технологий, прогрессивных форм управления и организации труда.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность обособленного или структурного подразделения организации; профиль, специализацию и особенности структуры, производственные мощности и кадровые ресурсы организации, перспективы ее технического, экономического и социального развития (в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей); правила работы с персональным компьютером и другой оргтехникой; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников структурного подразделения организации; требования охраны труда, производственной санитарии; нормы и правила экологической, пожарной и промышленной безопасности; правила оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (техническое) и стаж работы по направлению деятельности обособленного (структурного) подразделения организации не менее 5 лет.