Сокрытие налогов

Ещё со времен возникновения частной собственности и предпринимательства существует такое понятие как налог. Поступления от налогов и сборов формируют бюджет государства и в зависимости от нужд, идут на социальные, культурные, правоохранительные цели. Те. без налогов и сборов, невозможно существование государства и именно поэтому так важно правильное и целесообразная правоприменительная практика в сфере налогообложения. Статья 35 Конституции Республики Казахстан гласит «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого». .

Наличие Конституционной нормы обязывающей уплачивать законно установленные налоги указывает на особую важность данного института. Неисполнение данной обязанности влечет уголовную либо административную ответственность. Уголовный Кодекс Республики Казахстан предусматривает ответственность физических и юридических лиц за уклонение от уплаты налогов и сборов, однако сложность в понимании основ налогообложения и самого состава преступления зачастую приводит к «юридическим ошибкам». Нередки случаи, когда действия, совершенные по неосторожности, квалифицируются как уклонение от уплаты налогов. Поэтому велика ответственность правоприменяющих органов, в столь деликатном вопросе. Особый практический интерес представляет именно уклонение от уплаты налогов с организаций, т.к. именно они в основном совершают указанные деяния. Физическое лицо, за редким исключением, может уклониться от начисляемых ему налогов. Поэтому в данной статье исследуется именно уклонение от уплаты налогов с организаций.

Для правильного понимания оснований наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций, необходимо знать и понимать не только основы налогообложения и виды налогов и сборов, но и основные признаки состава преступления. В соответствии со СТ.222 УК РК, уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты налога и(или) других обязательных платежей в бюджет с организаций, совершенного путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и(или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и(или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и(или) обязательных платежей в крупном размере. Крупным размером признается сумма неуплаченного налога и(или) обязательного платежа в бюджет, превышающая 2000 МРП. Данная статья предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет, а квалифицирующие признаки, указанные в диспозиции статьи, относимы в основном именно к налогам.

В п.34ст.12 НК РК дается следующее определение: налоги — это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, про изводимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. В этой связи, не лишним будет упомянуть об установленных Налоговым Кодексом налогов.

Список их на сегодняшний день таков: 1. Корпоративный подоходный налог; 2. Индивидуальный подоходный налог; З. Налог на добавленную стоимость; 4. Акцизы; 5. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; 6. Налоги и специальные платежи недропользователей; 7. Социальный налог; 8. Земельный налог; 9. Налог на транспортные средства; I. Налог на имущество; II. Налог на игорный бизнес;

1.2.Фиксированный налог. Объектами обложения по налогам являются (приводятся объекты, применительно к организациям): 1 Ло корпоративному подоходному налогу: а) налогооблагаемый доход; б) доход, облагаемый у источника выплаты; в) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (ст.82 НК).

2 Ло налогу на добавленную стоимость – а) облагаемый оборот; б) облагаемый импорт (ст. 229 НК).

З. По акцизам: а) операции, осуществляемые плательщиками акциза, с произведенными (или) добытыми, и (или) разлитыми им подакцизными товарами; б) оптовая и розничная реализация бензина и дизельного топлива (за исключением авиационного); в) реализация конкурсной массы, конфискованных и(или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров; г) порча, утрата подакцизных товаров (ст.281 НК)

4 Ло рентному налогу- объем сырой нефти, газового конденсата, угля, реализуемый на экспорт. 5. Налоги и специальные платежи недропользователей — а)подписной бонус; б)бонус коммерческого обнаружения; в )платеж по возмещению исторических затрат; г )налог на добычу полезных ископаемых; д)налог на сверхприбыль (ст.ЗО7 НК РК)

6. По социальному налогу — расходы работодателя , выплачиваемые работникам в виде доходов. 7. По земельному налогу — земельный участок (ст.З75 НК РК). 8. По налогу на транспортные средства — транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и(или) состоящие на учете в Республике Казахстан (ст.366 НК РК). 9. По налогу на имущество юридических лиц — основные средства и нематериальные активы (ст.З96 НК РК). 10. По налогу на игорный бизнес — а)игровой стол; б) игровой автомат; в)касса тотализатора; г)электронная касса тотализатора; д) касса букмекерской конторы; е)электронная касса букмекерской конторы (ст.412 НК РК). 11. По фиксированному налогу – а) игровой автомат без выигрыша, предназначенный для проведения игры с одним игроком; б) игровой автомат без выигрыша, предназначенный для проведения игры с участием более одного игрока; в) персональный компьютер, используемый для проведения игры; г) игровая дорожка; д) карт; е) бильярдный стол (ст.421 НК РК). Именно за уклонение от уплаты данных налогов (т.е. манипуляции с вышеуказанными объектами налогообложения) установлена уголовная ответственность. И поскольку, как указывалось выше, средства от налогообложения, поступают в бюджет государства, должен согласиться с общепринятым мнением о том, что объектом преступления являются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе финансовой деятельности государства. Практика показывает, что наиболее распространенными объектами уклонения от уплаты налогов юридических лиц являются корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость (т.к. они являются самыми объемными). Однако, имеют место случаи уклонения и от уплаты иных налогов. При этом следует помнить, что уголовная ответственность наступает не за неуплату налога, а за уклонение от уплаты, а сами действия по уклонению должны быть выражены в следующем (объективная сторона): l. Непредставление декларации, когда подача декларации является обязательной; II. Внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и(или) расходах; III. Сокрытие других объектов налогообложения и(или) других обязательных платежей;

Само по себе непредоставление декларации не образует состав преступления, в данном случае, имеется в виду такое непредоставлениедекларации, которое в итоге привело к неуплате налогов. Т.е. должна существовать взаимосвязь между не предоставлением декларации, когда её предоставление является обязательным, и последствием получением за счет этого возможности уклониться от уплаты налога, попросту говоря его неуплатой. Например, подача декларации по корпоративному подоходному налогу является обязательной и она подается не позднее 31. марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (ст.149 НК РК). Но бывают случаи, когда вследствие халатности ответственного лица, либо его отсутствия длительное время, она не подается, да и налог так же оплачивается. В таком случае отсутствует состав преступления, т.к. изначально отсутствует умысел на уклонение от уплаты налогов, а наличие прямого умысла обязательно. По моему мнению, необходимо тщательно определять в каждом конкретном случае, имеется умысел или неосторожность. Не предоставление декларации — довольно редкий способ уклонения, т.к. в любом случае преступные действия выявляются и его использование, в итоге не приносит желаемого результата.

Самым же распространенным способом уклониться от уплаты налогов, было и остается внесение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах. Речь в данном случае может идти только о корпоративном подоходном налоге, т.к. только при исчислении указанного налога учитываются доходы и расходы предприятия. Заведомо искаженными считаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные о величине доходов, расходов и льгот, учитываемых при исчислении налогов.

В этой связи хочется вкратце дать понятие корпоративного подоходного налога. Как уже указывалось выше, объектами по корпоративному подоходному налогу являются налогооблагаемый доход, доход, облагаемый у источника выплаты, чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных ст.99 настоящего Кодекса, и вычетами…(ст.83 НКРК).

В совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика (валовый доход). Прежде всего — это доходы от реализации товаров (работ, услуг). В состав совокупного годового дохода налогоплательщика так же входят: доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от списания обязательств, дивиденды, вознаграждения, выигрыши и т.д.

При исчислении налогооблагаемого дохода, выступающего в качестве предмета корпоративного подоходного налога, из совокупного годового дохода производятся вычеты. В соответствии со СТ.100 НК РК: расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету…

К вычетам относятся такие расходы как выплата заработной платы, оплата приобретенного сырья и т.д.. Т.е. вычеты — это те расходы налогоплательщика, которые направлены на производство реализуемого им продукта (товара, работы, услуги).

Таким образом, налогооблагаемая база определяется путем вычитания из валового дохода предприятия, расходов по осуществлению его деятельности. В связи с этим, предприятия, «нуждающиеся» в уменьшении налогового бремени либо уменьшают доходную часть, либо увеличивают расходную.

Например, предприятие «А» получило доход в размере 1 00 000 000 тенге. Для того, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу, руководитель предприятия, заключает ряд «фиктивных сделок» с другими коммерческими организациями, в результате чего увеличиваются суммы, подлежащие вычету при определении налогооблагаемого дохода. Для того, чтобы «закрепить» полученные результаты, руководитель предприятия в установленный срок (до 31 марта) предоставляет в налоговые органы декларацию по корпоративному подоходному налогу, а так же, составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства, годовую финансовую отчетность, в которых указанные «фиктивные» цифры получают отражение. С этого момента, преступление считается оконченным. Бывает и так, то же самое предприятие, совершает те же действия без заключения «фиктивных сделок) и предоставляет налоговую отчетность, не имея подтверждения в первичных бухгалтерских документах. Но это довольно «грубый» и «примитивный» способ уйти от налогов и настоящее время почти не встречающийся на практике. Сокрытие других объектов налогообложения и иных обязательных платежей как способ уклонения от уплаты налога наименее распространен. Наряду с корпоративным подоходным налогом и налогом на добавленную стоимость в данном случае, объектом уклонения может выступать земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущества, налог на игорный бизнес.

Например, игорное заведение казино «Проигрыш», при вводе в эксплуатацию и в дальнейшем уплачивало установленные стА13 НК РК за пять игорных столов по 830 МРП. Фактически, в данном заведении использовалось и приносило прибыль десять игорных столов. Следовательно, администрация игорного заведения скрыло от налогообложения пять игорных столов, что повлекло неуплату налога в размере 4 150 МРП. Кроме того, сокрытие объекта налогообложения может выражаться в неуведомлении налоговых органов о наличии объектов налогообложения, не постановке на учет имущества, занижение его стоимости и размеров и Т.д.

Наряду с этим сокрытием может признаваться не отражение результатов предпринимательской деятельности в документах налогового и бухгалтерского учета. Например, тоо «Х», занимающееся реализацией строительных материалов, реализовало указанный товар гражданину «Р» за 50 000 000 тенге, при этом предмет реализации, а так же вырученные денежные средства не получили отражения в бухгалтерских документах тоо. В результате, тоо «Х», скрыло от налогообложения 50 000 000 тенге. Рассматривая состав преступления, предусмотренный ст.222, необходимо обратить внимание на то, что уголовная ответственность не наступает в любом случае, если сумма неуплаченного налога или обязательных платежей не превышает 2000 МРП.

Кроме того, субъектом указанного преступления является должностное лицо организации (руководитель или главный бухгалтер), а так же лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации, ответственные за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности и наделенные правом подписи финансовых, банковских и отчетных документов допустившей уклонение от уплаты налога. Как правило, к уголовной ответственности привлекаются руководители предприятий, но за редким исключением, бывают случаи, когда привлекается главный бухгалтер или иное ответственное лицо предприятия. В каждом конкретном случае, необходимо выяснить степень осведомленности того же бухгалтера о ложности сведений, вносимых им в документы бухгалтерского учета и следовательно налоговой отчетности. Как правило, бухгалтер не контролирует заключение сделок и достоверность полученных от их реализации результатов. Например, исполнительный орган юридического лица, предоставляет в бухгалтерию гражданско-правовой договор, акты выполненных работ (накладные и счета-фактуры). На основании указанных документов бухгалтер производит соответствующую оплату, и в данном случае, нет оснований достоверно утверждать о наличии в действиях бухгалтера прямого умысла, т.к. его действия формируются на основании подлинных документов, имеющих юридическую силу.

Субъективная сторона преступления характеризуется исключительно прямым умыслом. Лицо, совершая действия по уклонению от уплаты налогов, сознает, что вводит в заблуждение налоговые органы государства, при этом, получая возможность не уплачивать налоги, и желает этого.

Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько статей, посвященных налоговым преступлениям и уклонению от уплаты страховых взносов. Разберемся в нюансах в ходе описания особенностей каждого из составов налоговых преступлений, а также специфики привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономики и налогов.

Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.

Для налогоплательщиков — физических лиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.

Для налогоплательщиков — юридических лиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.

Подчеркиваем, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.

До 12.04.2020 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс.руб. для физических лиц и ИП и 5 млн.руб. для юридических лиц), но только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % — для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком.

С 12.04.2020 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.

Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем)по ст. 198 УК РФ или юридическим лицомпо ст. 199 УК РФ. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере»(п. 3 ст.32 НК РФ) — 6 лет.

И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.

Важно! Новые изменения 2020 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2020, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.

Например, если по состоянию на 12.04.2020 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс.рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.

За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.

Суммы неисполненных обязательств налогового агента, с превышения которых возникает уголовная ответственность, предусмотрены те же, что указаны выше для налогоплательщиков — юридических лиц (независимо от того является налоговый агент юридическим или физическим лицом). Максимальный срок лишения свободы по данной статье составляет 6 лет.

Субъект преступления в статье 199.1 УК РФ четко не определен — это может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Обычно это бухгалтер, в соответствии с должностной инструкцией именно на него чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.

Ключевой момент — наличие мотива (личная заинтересованность).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Доказательством наличия такого мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в ситуации неперечисления налога

  • бухгалтер и/или директор получают премию;

  • произведена оплата контрагенту — аффилированному лицу;

  • выплачена заработная плата сотрудникам (в данном случае, по мнению судов, интерес директора может состоять в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных).

Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие финансовой возможности для выполнения функции налогового агента на предприятии.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов».

В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей и в соответствии с примечанием к статье 170.2 УК РФ составляет 2,250 млн. руб., «особо крупный» — 9 млн.руб.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60%.

Еще два состава (ст.199.3 и 199.4) предусмотрены за уклонение от уплаты одного из видов страховых взносов — страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Суммы уклонения, после которых возникает состав преступления, здесь свои:

  • от 1 млн. 800 тыс. руб. в пределах трех финансовых лет подряд для страхователей — физических лиц (читай — для ИП);

  • от 6 млн.руб. для страхователей — юридических лиц.

Ответственность за эти преступления куда мягче, чем за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд, а именно — максимальное наказание для директора юридического лица составит 3 года лишения свободы (это при допущенной неуплате 13 млн.руб.). Учитывая тарифы этих страховых взносов, уклониться на такую сумму непросто.

Об основаниях для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)

И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.

Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:

При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:

  • заключение о нарушении законодательства;

  • или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;

  • или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;

  • или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.

Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:

  • о возбуждении уголовного дела в порядке;

  • или об отказе в возбуждении уголовного дела;

  • или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).

Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.

Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:

Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.

Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.

Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.

После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что

ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Прежние ссылки нижестоящих судов на положения ст. 45 и ст. 143 НК РФ, строго устанавливающих круг налогоплательщиков и порядок исполнения налоговых обязательств, как основание для отказа возмещения ущерба бюджету таким способом, Верховный суд признал несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В связи с чем схема взыскания доначислений по налоговым проверкам стала выглядеть следующим образом:

Если организация не обжаловала в суде результаты проверки или суд поддержал налоговую инспекцию и признал организацию виновной в совершении налогового правонарушения, инспекция может, в случае неуплаты доначислений налогоплательщиком, прибегнуть к процедуре банкротства и заявить о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В то же время, если налоговое правонарушение содержит в себе признаки уголовного преступления(ст. 199, ст. 199.1 УК РФ), то контролирующие организацию лица обязаны будут возместить причиненный своими действиями ущерб бюджету в рамках уголовного дела.
Мало того, с учетом позиции Конституционного суда обязанность возместить причиненный ущерб бюджету сохранится, даже если в отношении контролирующих лиц (директор, учредитель, член Совета директоров) уголовное дело было прекращено по так называемым нереабилитирующим основаниям — вследствие истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности (по ч.1 ст.199 УК он составляет всего 2 года) или вследствие акта амнистии.

Все эти открывшиеся возможности стали побуждать налоговые органы активно инициировать уголовные дела в отношении налогоплательщиков.

Основания для прекращения преследования по уголовному делу

Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.

Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.

Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов,(ст. 199.2 УК РФ) то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба.(ст. 76.1 УК РФ) Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.

Преюдиция

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.

Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Каждое лицо как физическое, так и юридическое обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ. Неисполнение лицом возложенных на него обязанностей является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность. К налоговой ответственности могут привлекаться организации и физические лица, достигшие возраста 16 лет. При этом привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить налог.

Не всякое налоговое правонарушение влечет наступление уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступает в случае совершения налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. Должностное либо физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное им нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговый орган направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

С 10.08.2017 года уголовным преступлением стало сокрытие денежных средств либо имущества организации, предпринимателя от взыскания страховых взносов, установленных Налоговым Кодексом РФ. Соответствующие поправки внесены и в статью 199.2 Уголовного Кодекса РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере (более 1 млн. 500 тыс. руб.) — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права заниматься определенной деятельностью или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере (более 9 млн. руб.), — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. 

Этот рейтинг самых распространенных штрафов для индивидуальных предпринимателей основан на моем собственном профессиональном опыте и опыте, иногда не очень радостном, моих коллег и клиентов.

1. Несвоевременная сдача налоговой декларации
2. Не пробили чек ККМ
3. Неуплата налога
4. Отсутствие налогового учета
5. Несвоевременная сдача отчета в статистику
6. Несвоевременная регистрация как работодателя в ПФР и ФСС
7. Несвоевременная сдача отчетности в фонды как работодателя
8. Ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП
9. Непредоставление документов по встречной проверке
10. Привлечение на работу иностранца без патента
11. Ведение деятельности без лицензии

Несвоевременная сдача налоговой декларации

К нам на обслуживание недавно пришел индивидуальный предприниматель, раньше он вел учет сам в известном онлайн-сервисе. При приеме дел обнаружилось, что годовую декларацию по УСН он через онлайн-сервис вроде как отправил, а вот подтверждения отправки и сдачи отчетности у него нет. Если в процессе сверки с налоговой подтвердится, что отчетность не сдана, то будет начислен штраф.

Самая распространенная причина несвоевременной сдачи отчетности у индивидуальных предпринимателей — незнание сроков сдачи отчетности или банальная забывчивость.

За нарушение срока сдачи отчетности полагается штраф (ст. 119 НК РФ):

  • 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30%.
  • Не менее 1000 р.

Примеры:

  1. Индивидуальный предприниматель просрочил сдачу нулевой отчетности по УСН. Штраф составит 1000 р.
  2. ИП просрочил сдачу декларации, в которой налог по УСН составил 10000 р. Но сам налог уплатил вовремя. Штраф составит 1000 р.
  3. ИП сдал декларацию по УСН на 3 месяца позже, налог уплатил после сдачи декларации. Налог по декларации — 10 000 р. Штраф составит 5% в месяц, то есть 10 000 / 100 * 5 = 500 р в месяц, за три месяца это будет 1500 р.
  4. ИП просрочил сдачу декларации на 3 года. Налог по декларации к уплате составил 10 000 р. Штраф составит 30% от суммы налога, то есть 3000 р.

Не пробили чек ККМ

Один наш клиент — индивидуальный предприниматель, продавал товары в крупном торговом центре. Он рассказывал, что проверяющие приходят очень часто. И вот как это происходит: под видом покупателя приходит проверка, делает вид, что покупает товар, и даже передает деньги, вы пробиваете (или не пробиваете) кассовый чек. По правилам кассовый чек вы обязаны выдать одновременно с выдачей сдачи. Если сдача выдана, а чека ККМ нет, то проверяющие достают удостоверения и фиксируют факт неприменения ККМ. Оформляется возврат товара и одновременно выписывается штраф.

Все индивидуальные предприниматели, получающие наличные деньги за товары, работы, услуги, должны пробивать при получении денег чек ККМ. Есть и исключения (например, при оказании услуг или продаже товаров собственного производства — до 01.07.21, и при оказании услуг по некоторым видам патентов).

Штраф за неприменение ККМ для ИП составляет (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • ¼ — ½ от не пробитой суммы
  • Не менее 10 000 р.

Примеры

  1. Индивидуальный предприниматель «забыл» пробить чек на 100 000 р. Штраф составит 25 000-50 000 р.
  2. ИП не пробил чек на сумму 100 р. Штраф за непробитие составит 10 000 р.

Неуплата налога

Некоторое время назад ко мне на консультацию пришел ИП. Этот ИП не декларировал полученные доходы и не платил налоги вообще. И вдруг неожиданно к нему пришел запрос от налоговой инспекции с просьбой пояснить расхождения в данных декларации по УСН и в выписке банка. Расхождения были налицо, индивидуальный предприниматель испугался, ведь ему кто-то сказал, что его никогда не проверят. К сожалению, объем неуплаченных налогов был крайне велик и попадал под уголовную ответственность. Товарищ реально стал думать о переезде в другую страну. Чем закончилась история, мне неизвестно, человек перестал отвечать на звонки.

За неуплату налога в налоговом кодексе отвечают несколько статей, в зависимости от того, какие события привели к неуплате.

Если к неуплате привело грубое нарушение правил учета, то штрафы такие (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога
  • Не менее 40 000 р.

Грубое нарушение правил учета для ИП — это ошибки в учете доходов, расходов, объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур (если они нужны для исчисления налогов), отсутствие регистров налогового учета (книги доходов и расходов), неоднократные (более одного раза в течение календарного года) ошибки в книге доходов и расходов или в отчетности.

Если к неуплате привели иные обстоятельства (не подпадающие под грубое нарушение) и при этом налоговая база занижена, то штраф следующий (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога.

Большинство неуплат налога скорее подпадет под грубое нарушение. Однако если неуплата произошла из-за забывчивости, а учет верный и налоги правильно посчитаны и задекларированы, то ИП заплатит только пени, штрафа не будет.

Примеры:

  1. Сбой в программе привел к ошибке в декларации по УСН 6% — были занижены доходы и сумма налога. Как следствие, был не уплачен налог в размере 5000 р. Это однократное неверное отражение в отчетности хозяйственной операции, не систематическое, следовательно, грубым не является. Штраф будет вменен по ст. 122 НК РФ в размере 20% от 5000 р, то есть 1000 р.
  2. У вас УСН 6%. В течение года вы неверно отражали поступления денег от покупателей через Яндекс.Кассу. Вы показывали в доходах только то, что пришло на ваш расчетный счет, а надо было всю сумму, пришедшую Яндексу без вычета его вознаграждения. Таким образом, вы весь год занижали доход, и как следствие получилась ошибка в учете и отчетности. Сумма неуплаченного налога составила 5000 р. Это грубое нарушение правил учета, штраф по ст. 120 НК РФ составит 40 000 р.

Отсутствие налогового учета

Однажды пришел ко мне на консультацию ИП на патенте. Большинство таких ИП считают, что патент освобождает от ведения учета, но это не так. При патенте тоже надо вести книгу учета доходов и расходов, и отражать в ней данные о доходе (если основная ваша система УСН 6%), о доходах и расходах (если УСН 15%) и все данные (если у вас ОСНО). Налоговая инспекция запросила у этого ИП книгу доходов и расходов, и тот всерьез собирался спорить с налоговой, что на патенте книгу доходов и расходов можно не вести.

Выше я уже рассказала, что такое грубое нарушение правил учета. И даже если все налоги уплачены, но налоговый учет отсутствует, то это тоже грубое нарушение правил учета, которое не привело к занижению налоговой базы.

Штраф за грубое нарушение, которое не привело к занижению налоговой базы (п 1 и 2 ст. 120 НК РФ):

  • если ошибка в одном налоговом периоде — штраф 10000 р;
  • если ошибка в нескольких налоговых периодах — штраф 30000 р.

Пример: Тот ИП, который консультировался у меня, так и не начал вести КУДиР и в течение следующего года, на который тоже взял патент. Налоговая инспекция оштрафует такого предпринимателя на сумму 30 000 р.

Несвоевременная сдача отчета в статистику

Статистика — самый запутанный с точки зрения отчетности орган. Нет четкого регламента что кому сдавать, каждый год новые правила. Так, например, для ИП по результатам 2015 года нужно было сдать специальную форму «1-предприниматель» в рамках сплошного наблюдения.

Те, кто форму не сдал, могут попасть на штраф (ст. 13.19 КоАП РФ):

  • за первое нарушение — от 10 000 до 20 000 р;
  • за повторное нарушение — от 30 000 до 50 000 р.

Пример: ИП пропустил приказ, в котором было назначено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью ИП, и не сдал полагающуюся форму в органы статистики за 2019 год. Штраф за такое нарушение составит от 10 000 до 20 000 р.

Справедливости ради нужно сказать, что я не знаю еще ни одного ИП, которого бы уже оштрафовали за несдачу статистики.

Несвоевременная регистрация как работодателя в ФСС

К нам на обслуживание пришел индивидуальный предприниматель, и обнаружилось, что он принял на работу нескольких сотрудников, а в ФСС как работодатель не зарегистрировался. ИП ошибочно считал, что все «регистрации» регистрирующий орган делает автоматически при регистрации самого ИП. Увы, для ИПшников это не так.

Если ИП нанимает сотрудников, то в течение 30 календарных дней со дня заключения трудового договора нужно зарегистрироваться в ФСС.

Штраф за нарушение срока регистрации:

  • Если просрочка регистрации до 90 дней включительно — 5 000 р.
  • Если регистрация просрочена более чем на 90 дней — 10 000 р.

И плюс дополнительный штраф по ст.15.32 КоАп — от 500 до 1000 руб.

Пример:

Если вы решили нанять сотрудника 01.07.2020 и этой же датой заключили трудовой договор, то зарегистрироваться в фонде нужно до 30.07.2020. Если заявление на регистрацию вы подадите 31.07.2020, то фонд вам выпишет штраф 5 000 р.

Несвоевременная сдача отчетности в фонды как работодателя

Мой клиент, ИП из предыдущего пункта, совершенно не предполагал, что на сотрудников нужно сдавать какую-то дополнительную отчетность, и ничего не сдавал. К сожалению, штрафов избежать не удалось.

Если ИП зарегистрировался как работодатель, он, как и ООО, будет сдавать отчетность в ПФР, в ФСС и ИФНС. Отчет в ПФР сдается ежемесячно.

Что сдаем в ПФР:

  • Ежемесячный отчет СЗВ-М.
  • СЗВ-ТД не позднее следующего дня при приеме, увольнении.
  • СЗВ-ТД при кадровом перемещении или при принятии решения вести трудовые книжки электронно, не позднее 15 числа следующего месяца.
  • Ежегодный отчет СЗВ-стаж.

Отчетность в налоговую ежеквартально:

  • Расчет по страховым взносам (РСВ).
  • 6-НДФЛ.
  • В ФНС ежегодно:
  • 2-НДФЛ.

Отчетность в ФСС за квартал:

  • 4-ФСС на травматизм.
  • Штраф за несдачу каждой отчетности (РСВ и в ФСС):
  • 5% в месяц от суммы взносов, указанных в декларации за отчетный квартал.
  • Не более 30% от суммы взносов.
  • Не менее 1000 р.
  • Штраф за несдачу ежемесячной отчетности СЗВ-М в ПФР:
    500 р за каждого сотрудника (ст. 17 Закона N 27-ФЗ),
    плюс 500 р. (ст.15.33.2 КоАП).

Пример:

ИП нанял одного сотрудника с 01 января 2020 года с зарплатой 10 000 р. Сдачу отчетности просрочил на 1 месяц.

Штраф за несдачу Расчета по страховым взносам в ИФНС:

  1. 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц;
  2. не более 30%;
  3. не менее 1 000 р.;
  4. за несдачу 6-НДФЛ — 1000 р. за каждый месяц просрочки.

Ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП

Ведение коммерческой деятельности, как то регулярное оказание услуг или регулярная продажа товаров, должно быть зарегистрировано либо как юридическое лицо, либо как ИП.

При отсутствии регистрации начисляется штраф:

  • от 500 до 2000 р. (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • штраф по ст. 116 НК — за непостановку на учет, не менее 40000 р.;
  • поскольку физлицо вело предпринимательскую деятельность и не подавало заявление на УСН, то со всех доходов начислят НДС и НДФЛ (письмо ФНС от 07.05.19 № СА-4-7/8614).

По правде сказать, лично я не знаю ни одного надомника или фрилансера, которого бы «поймали и оштрафовали» по этой статье. Разовое оказание услуг, разовая продажа собственного имущества, разовое осуществление перевозки груза на своей машине — не признается предпринимательской деятельностью. А недавно Президент РФ сообщил, что не нужно штрафовать самозанятых людей, если они работают без регистрации.

Непредоставление документов по встречной проверке

Однажды нашему клиенту-ИП, состоящему у нас на бухгалтерском обслуживании, пришло требование из налоговой инспекции о предоставлении документов по контрагенту. Клиент был взволнован, это было его первое требование. Мы пояснили, что это проверяют не самого ИП, а контрагента, вовремя ответили на требование, предоставили документы, и вопрос был снят. Претензий к индивидуальному предпринимателю не возникло.

Встречная проверка — это проверка вашего контрагента. Вы обязаны предоставить налоговой инспекции документы, которая та требует, но только те, что непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента. Также вы обязаны предоставить имеющиеся сведения (информацию). Документы могут быть запрошены в рамках проведения налоговой проверки контрагента, так и вне рамок проверки. Требования игнорировать нельзя.

За несвоевременное предоставление или непредоставление данных по встречной проверке назначается штраф (ст.126 или ст.129.1 НК):

  • Если запрос в рамках налоговой проверки контрагента, штрафы составят:
  • За каждый непредоставленный документ — 200 р за документ.
  • За непредоставление сведений — 10000 р.

Если запрос вне рамок проверки штрафы будут:

  • За непредоставление сведений — 5000 р.
  • Повторно — 20000 р.

Примеры:

  1. Индивидуальному предпринимателю пришло требование о предоставлении документов по контрагенту «Ромашка», который является покупателем у ИП и по которому проходит выездная налоговая проверка. В перечне документов были указаны: акт выполненных работ, договор, счет. Предприниматель забыл и не предоставил документы вовремя. Ему будет начислен штраф в размере 600 р.
  2. ИП пришло требование о предоставлении документов по контрагенту «Ромашка», который является покупателем и по которому проходит выездная налоговая проверка. В перечне документов были указаны: акт выполненных работ, договор, счет, договор аренды помещения. Предприниматель забыл и не предоставил документы вовремя. ИП будет начислен штраф в размере 600 р. за 3 документа, так как четвертый, договор аренды помещения, не является документом, который относится к проверяемому покупателю.
  3. ИП пришло требование о предоставлении документов по контрагенту «Ромашка», который является его покупателем. В перечне документов были указаны: акт выполненных работ, договор, счет. Однако предприниматель с контрагентом работал без договора, и из документов в наличии только акт и счет, которые он и предоставил в налоговую инспекцию, пояснив, что договор не составлялся. Штрафа за непредоставление несуществующего документа не будет.
  4. ИП пришло требование о предоставление сведений по контрагенту «Ромашка». В частности, налоговики просили пояснить, при каких обстоятельствах совершалась сделка. Предприниматель проигнорировал требование. Поскольку запрос вне рамок проведения налоговой проверки — штраф будет 5 000 р.

Привлечение на работу иностранца без патента

У нас на обслуживании состоят несколько ИП, которые приняли на работу сотрудников из Украины и Молдовы. Гражданам этих стран не нужна виза для въезда, и они все чаще устраиваются на работу в России. Для трудоустройства такому гражданину нужен патент, а работодатель обязан уведомить ФМС о приеме на работу.

Если ИП нанял сотрудника иностранного государства, не имеющего разрешения на работу (патента или вида на жительство), то это нарушение очень строго карается. А штрафы для ИП такие же как и для юрлиц — это прямо сказано в главе 18 КоАП.

Штраф за незаконное привлечение каждого иностранного работника (ст. 18.15 КоАП РФ):

  • В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — от 400 000 до 1 млн.
  • От 250 000 до 800 000 — для других регионов

Однако наличия разрешения у работника недостаточно. ИП, нанимая на работу иностранца с разрешением, должен уведомить ФМС о заключении трудового договора с иностранным гражданином в 3-дневный срок с момента заключения трудового договора.

Штраф за неуведомление о заключении каждого трудового договора с иностранным работником (та же статья):

  • В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — от 400 000 до 1 млн.
  • От 250 000 до 800 000 — для других регионов.

Примеры:

  1. Индивидуальный предприниматель г. Москвы принял на работу двух граждан Турции. У сотрудников не имелось никаких разрешительных документов. ИП не сообщил о заключении трудового договора в ФМС.
    Такой ИП будет оштрафован одновременно:
    — За незаконное привлечение к работе двоих сотрудников — от 800 тыс до 2 млн. р.
    — За неуведомление ФМС — от 800 тыс до 2 млн. р.
  2. ИП из г. Курска принял на работу гражданина Молдавии, который имеет патент на работу. Однако не уведомил ФМС о заключении трудового договора.
    Такой индивидуальный предприниматель будет оштрафован на сумму от 250 до 800 тыс. р.

Ведение деятельности без лицензии

Есть ряд видов деятельности, которые лицензируются. Например, услуги связи, производство лекарств, обслуживание медицинской техники, тиражирование не принадлежащих вам программ для ЭВМ, образовательная деятельность и прочие.

Если вдруг вы осуществляете деятельность, которая подлежит лицензированию, без лицензии, то вас оштрафуют (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • От 4000 до 5000 р с конфискацией средств производства и продукции.

Пример: Ваш друг разработал программу и поручил вам изготовить ее копии на компакт-дисках или флешках, за что заплатил вам 10000 р. Это лицензируемая деятельность, и, если вас «поймают», то оштрафуют на сумму до 5000 р.

Как же защититься от штрафа? Только знания дадут вам нужную защиту. Знайте сроки сдачи отчетности и сроки уплаты налогов. Аккуратно принимайте на работу сотрудников, с соблюдением всех норм и правил. И, наконец, ведите свой учет грамотно и правильно.
Удачи в делах!

Услуги по теме:

Ведение учёта ИП