Содержание работы

Особенностироссийского менеджмента проявляютсяв 4 факторах:

1)Приоритеты в проблематике, акцентывнимания и усилий;

2)Инфраструктура менеджмента,социально-экономические и политическиеусловия его осуществления;

3)Комплекс факторов, затрудняющих иблагоприятствующих укреплениюменеджмента в России;

4)Культурнаясреда, особенности общественногосознания, которые невозможно изменитьв одночасье и не нужно изменять.

2.Новыеподходы к развитию способностейменеджера

Секондмент-стажировки, ротации.

Шэдуинг- наблюдение за процессом работы.

Баддинг-включение обучаемого в процессдеятельности другого человека.

Наставничество- целенаправленная передача опыта.

Коучинг- раскрытие потенциала личностиобучаемого.

Тьюторство-сопровождение процесса обучения,обсуждение опыта переноса полученныхзнаний в реальную практику.

Инструктаж-демонстрация приемов работы на рабочемместе.

Стротеллинг-обучениеправилам работы в компании при помощифактов, истории организаций.

Традиционные:Лекции,Семинар, учебные кино и видеофильмы

Активные:Тренинги,Программирование и компьютерноеобучение, групповые обсуждения, Деловыеигры, Ролевые игры, Поведенческоемоделирование, Разбор практическихситуаций , Баскет-метод

3.Менеджмент как система

Система– это некоторая целостность, состоящаяиз взаимосвязанных частей, каждая изкоторых вносит свой вклад в характеристикицелого. Система менеджмента организации- это совокупность действий, необходимыхдля согласования совместной деятельностилюдей в процессе производства иреализации товаров и услуг, а такжезвеньев, осуществляющих управление, исвязей между ними.

4.Виды менеджмента

Видыменеджмента – это отдельные областидеятельности управления, которыепризваны решать разнообразные задачи.

Пообъектамуправлениявыделяют организационный, стратегический,тактический и оперативный менеджмент.Организационный менеджмент стоит уистоков создания структуры, механизмауправления, выработки комплексауправленческих функций, правил истандартов. Стратегический менеджментреализует долгосрочные цели вуправленческой деятельности после ихпредварительной установки. Потенциалчеловеческихресурсов,переориентация потребностей потребителяна эффективную организацию производства– это основа стратегического менеджмента.Существуют различные модели стратегическогоменеджмента.Тактический менеджмент в чём-то схожсо стратегическим, он разрабатываетсяв развитие стратегии. Уровень организациитаких методов управления – среднеезвено управления, и отрезок временидля прогнозирования гораздо короче.Оперативный менеджмент решает задачи,возникающие в процессе производства.Он основан на распределении работ иресурсов, отслеживание хода выполнениязаданий в текущий момент времени.

5.Областьи объекты профессиональной деятельностименеджераОбластьпрофессиональнойдеятельности менеджера — обеспечение эффектив-ного управленияорганизацией, организация системуправления, совершенствованиеуправления в соответствии с тенденциями социально-экономическогоразвития.Объектамипрофессиональной деятельности менеджераявляются различные организацииэкономической, производственной исоциальной сферы, подразделения системы управления государственныхпредприятий, акционерных обществи частных фирм. Она распространяетсятакже на научно-производственныеобъединения, научные, конструкторскиеи проектные организации, органыгосударственного управления и социальнойинфраструктуры народного хозяйства.

Негуманитарные, или инженерные знания и умения. В фокусе гуманитарных знаний менеджера – человек (психология, управление, взаимодействия и т.д.). В фокусе негуманитарных знаний – производимый продукт (товар, услуга); люди в этой системе рассматриваются в связи с данным продуктом.
Негуманитарные знания менеджера также можно разделить на две категории: фундаментальные знания и методология системного подхода.
Фундаментальные знания – это знания в рабочей области деятельности и смежных областях. Невозможно хорошо руководить предприятием химической отрасли, не зная хотя бы основ химии, или управлять поликлиникой, не будучи врачом. Абсолютное большинство менеджеров понимает важность данной области знаний и регулярно повышает собственную квалификацию, отслеживая последние достижения, новые технологии и общее развитие в своей отрасли.
Системный подход – это особый угол зрения, не менее важный для успешного управления, чем наличие нужного объема гуманитарных и фундаментальных знаний. Об этом более подробно далее.
Системный подход в управлении. Один из основных принципов эффективного управления – это мышление в категориях систем: нужно уметь любую деятельность, предприятие, продукт, команду и т.д. рассматривать как систему.
Такое системное мышление можно развить самостоятельно, но быстрее и проще освоить под руководством преподавателя и ментора (это как с математикой — можно самому, но это под силу лишь единицам).
В настоящее время системный подход отличается от того каким он был в прошлом веке. Сейчас, например, многие еще пытаются подойти к понятию «системы» через словарное определение («система – это множество элементов, связанных между собой в нечто целое»), тогда как в настоящее время фокус системного подхода сместился к тому, что первостепенное значение имеет то, что окружает систему и частью чего она является. То есть, если раньше нас интересовало то, что внутри системы и из чего она состоит, то сейчас сначала нужно выяснить внешнее окружение системы и именно его нужно изучить в первую очередь (прежде чем, озаботиться внутренним устройством системы).
Системный менеджер должен мыслить, как минимум, в категориях трех систем: целевой системы (продукт), обеспечивающей системы (команда) и использующей системы (клиент). При этом менеджер должен постоянно держать в голове элементы этих систем, их взаимодействия и взаимодействия самих систем между собой, а также всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) и их интересы в каждой из систем.
Звучит сложно? Совершенно верно, для освоения системного подхода требуется определенное время и упорство, его нельзя свести к набору простых рекомендаций.
Почему же тогда стоит тратить на это время? А вот почему: системный подход позволяет легко управлять проектами любой сложности, успешно создавать высокотехнологичные продукты и сервисы, координировать работу междисциплинарной команды и учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Именно он позволяет создавать успешные системы и делать это быстрее, надежнее и качественнее своих конкурентов.
Многие успешные менеджеры интуитивно или сознательно практикуют системный подход, но передать этот навык другому человеку значительно сложнее, чем гуманитарные знания и умения. В нашей Школе разработана авторская методика обучения системному подходу – мы учим не столько «делать А и Б, чтобы получить В», сколько смотреть под нужным углом, чтобы увидеть систему.

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Менеджер

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:

  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.

Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:

  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.

Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав Discovery Communications

Дэвид Заслав — ТОП-менеджер Discovery Communications. З/п $156 млн

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:

  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.

Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.