Снятие с налогового учета

Содержание

Постановка и снятие с налогового учета

Первая редакция Налогового кодекса РФ, принятая в 1998 году, обязывала налогоплательщиков вставать и сниматься с учета путем подачи ими соответствующего заявления. Требование выглядело логично, потому что налоговый и регистрирующий орган на тот момент не совпадали.

С принятием в 2001 году закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» функция по регистрации перешла к налоговым инспекциям. Но старый порядок постановки и снятия с учета не изменился. Кардинальные изменения произошли только с 1 января 2004 года. В соответствии со ст. 83 НК РФ постановка и снятие с учета больше не требует участия налогоплательщиков, кроме некоторых случаев, о которых мы расскажем дальше. Прежде чем перейти к подробностям учета по каждому из оснований, определимся с рядом вопросов.

Для чего нужна постановка на налоговый учет

Ответ дан в статье 83 НК РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Кто и как осуществляет постановку на налоговый учет

В соответствии со статьями 32, 83 НК РФ эту работу делают налоговые органы на основании сведений ЕГРЮЛ (ЕГРИП), информации от органов, указанных в статье 85 НК РФ или заявлений (сообщений) налогоплательщиков.

Применяемые сокращения:

ОП — иное обособленное подразделение (склад, стационарное рабочее место и т.п.).

Ф/П — филиал, представительство.

Таблица 1 Постановка на учет

Мероприятие

Чем регулируется

Входные документы

Срок постановки на учет

Выходные формы

Создание организации

Ст. 12 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц.. «, Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление по форме № Р11001;

3 дня со дня подачи документов для государственной регистрации

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

решение о создании организации в виде протокола, договора или иного документа;

устав в 2-х экземплярах;

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины.

Создание обособленного подразделения (ОП)

Приказ Минфина РФ от 5.11.09 №114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Создание ОП подтверждают, например: договор аренды помещения, где создано стационарное рабочее место; трудовой договор с сотрудником ОП; приказ о назначении на должность; приказ руководителя организации о создании ОП.

5 рабочих дней со дня получения сообщения

Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье

Создание филиала или представительства (Ф/П)

Ст. 17 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц..», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002)

5 дней со дня получения сведений о филиале (представительстве)

Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье

Теперь о некоторых нюансах для каждого основания постановки и снятия с учета.

Постановка на налоговый учет при создании организации

Регистрация и постановка на учет осуществляются налоговой инспекцией одновременно. Вы подаете только документы на создание, а уже на шестой день со дня их подачи ваша организация сможет в полном объеме приступить к хозяйственной деятельности.

После государственной регистрации инспекция присвоит вам основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Обращаем внимание, что за осуществление деятельности без государственной регистрации установлена уголовная ответственность — ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Постановка на налоговый учет при создании ОП

НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.

Таблица 2

Обособленное подразделение (ОП)

Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Ст. 11 НК РФ

Рабочее место

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С. 209 ТК РФ

Филиал (Ф)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

С. 55 ГК РФ

Представительство (П)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Ст. 55 ГК РФ

Вы сообщаете о создании ОП в налоговую по юридическому адресу организации в месячный срок с момента создания. В случае изменения в сведениях вы подаете сообщение в ту же инспекцию в трехдневный срок (см. ст. 23 НК РФ). За нарушение сроков — ответственность по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ, но не всегда. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, указанных в ст. 83 НК РФ, то к ней не применяется ответственность за неподачу заявления для постановки на учет по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановления Пленума Вас РФ от 28.02.01 № 5).

Постановка на налоговый учет при создании филиала

Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.

Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.

Снятие с налогового учета при реорганизации, ликвидации, изменении адреса

Мероприятие

Чем регулируется

Основание

Срок постановки на учет

Выходные формы

Реорганизация

Статьи 14, 17 №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001;

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета

учредительные документы в 2х экземплярах;

решение о реорганизации

договор о слиянии в случаях, установленных законом;

передаточный акт или разделительный баланс;

квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины

Ликвидация

Статья 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица по форме Р16001

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета

ликвидационный баланс

квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины

Изменение адреса (места нахождения)

Статья 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме № Р13001

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета. На учет по новому адресу ставит налоговый орган. Организации выдается (направляется почтой) новое свидетельство ИНН

решение о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением адреса

изменения, вносимые в учредительные документы, в 2х экземплярах

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины

Прекращение деятельности через ОП

Приказ Минфина РФ от 5.11.09 №114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Сообщение о прекращении деятельности через Ф/П по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ76/362@

10 дней со дня получения сообщения

Уведомление о снятии с учета

Прекращение деятельности через ОП подтверждает, например: приказ об увольнении единственного работника ОП, приказ о прекращении деятельности через ОП

Прекращение деятельности через Ф/П

Ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002)

10 дней со дня получения выписки из ЕГРЮЛ или сообщения

Уведомление о снятии с учета

Решения о закрытии Ф/П и о внесении изменений учредительные документы

устав в 2х экземплярах

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины

Сообщение о прекращении деятельности через Ф/П по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ76/362@

Реорганизация. Если реорганизация проходила в форме слияния, разделения, присоединения или преобразования, то ИНН ликвидированных организаций признаются недействительными. Инспекция извещает другие налоговые органы, имеющие отношение к этим организациям, о снятии их с учета. Постановка на учет образованных в результате реорганизации юридических лиц проходит в том же порядке, что и при обычном создании. Одновременно с документами по государственной регистрации выдается «Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения».

Ликвидация. ИНН ликвидированной организации признается недействительным. О снятии с учета выдается уведомление.

Изменение адреса. Обращаем ваше внимание на то, что при смене места нахождения вы можете столкнуться с двумя проблемами. Первая — проверка предприятия налоговой инспекцией и внебюджетными фондами. Вторая — новый адрес в «черном списке» налоговой как адрес «множественной регистрации». Тут не исключен конфликт с новой инспекцией, вплоть до судебных разбирательств о признании государственной регистрации недействительной. Особо хотим отметить такой момент, как изменение наименования организации. Ваш порядок действий аналогичен смене адреса. Вместе со свидетельством о государственной регистрации изменений вы получите новое свидетельство ИНН.

Прекращение деятельности через ОП или Ф/П. Сообщение о прекращении подается налогоплательщиком в инспекцию по юридическому адресу организации в течение трех дней со дня прекращения деятельности (закрытия).

Постановка на учет при выборе ЕНВД. В соответствии со ст. 346.28 НК РФ юридические лица и ИП, осуществляющие виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, обязаны встать на учет как плательщики ЕНВД. После постановки налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление.

Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя

Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.

Что делать в случае утраты свидетельства ИНН? Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 повторная выдача свидетельства при его утрате стоит 200 рублей, а срочная 400 рублей.

Для получения документа организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения:

  1. Заявление о повторной выдаче в связи с утратой;
  2. Квитанцию об уплате 200 (400) рублей.

Срок предоставления не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

И в заключение, несколько слов об электронном обмене документами по постановке и снятию с учета. Если организации или физические лица желают получить свидетельства или уведомления в электронном виде, то им нужно направить в инспекцию запрос по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, ИНН

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, ИНН

Возможно проведение учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Основания у физических лиц – не ИП

Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.

Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.

Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.

Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.

Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.

Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.

Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.

Содержащиеся сведения

Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:

  • ФИО;
  • место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
  • дата рождения;
  • паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
  • пол и гражданство.

Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.

Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.

Обязанности, предписываемые налоговым органам

Согласно действующим нормам РФ, налоговый орган обязан принять заявление о постановке на налоговый учет. И в течение пяти рабочих дней плательщику – физическому лицу выдается первичное свидетельство о постановке на учет, в котором содержатся персональные данные.

Свидетельство выдается лично под роспись о получении. Составляется оно на гербовой бумаге с голографической печатью, подтверждающей подлинность документа.

Если плательщик обратился в налоговый орган посредством интернета или почты (заказным письмом), то налоговый орган обязан принять заявление и в течение тех же пяти дней обработать его: поставить плательщика на учет, и выдать свидетельство тем же путем, каким получил документы.

Примечательно, что плательщик может обратиться за получением документа лично — это его право.

Если обращается с заявлением представитель организации, то постановку на учет налоговый орган обязан осуществить в такой же срок – пять рабочих дней. В этот же период выдается идентификационный налоговый номер – ИНН, без которого деятельность организации не может осуществляться в полной мере.

При этом при наличии обособленных подразделений, постановке на учет подлежит каждое из них от организации, по месту их фактического/юридического нахождения. Как и вновь созданные компании или ИП, которые обязаны получить свидетельство по месту фактического/юридического нахождения.

В свидетельстве о налоговом номере организации проставляются следующие данные:

  • название организации по ЕГРЮЛ;
  • присвоенный налоговый номер и КПП (код учета);
  • номер ОГРН;
  • наименование налогового органа;
  • дату выдачи ИНН;
  • номер налогового органа.

Сотрудники налогового органа обязаны проверить предоставленные сведения, и только потом уже поставить на налоговый учет заявителя-организацию. Установленный законом срок на все действия – пять дней. Независимо от того, кто заявитель, и какие основания для учета.

Если в качестве инициатора по постановке на учет является не заявитель (следует понимать, как организацию, ИП или физическое лицо), а соответствующие органы, то налоговый орган обязан принять документы на рассмотрение и в течение пяти дней выполнить постановку на учет. И в этот же период выдать свидетельство плательщику, а не соответствующим органам.

Вариантов выдачи может быть несколько: обычной почтой (имеется в виду заказное письмо) или в сети интернет, а также лично заявителю под роспись. Налоговый орган не обязан уведомлять плательщика о том, что по сообщению соответствующих органов плательщик был поставлен на налоговый учет, но вручить ему свидетельство должен обязательно.

Если меняются сведения

Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.

У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.

Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.

Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.

Снятие с учета и сроки по снятию

Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.

Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.

Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:

  • физических лиц;
  • российские организации;
  • иностранные организации с представительством на территории России;
  • нотариуса, который осуществляет частную практику;
  • иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.

По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.

В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.

В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.

Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.

Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.

При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.

Снятие с учета в налоговом органе

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какими могут быть основания для снятия с учета в налоговом органе
  • Как сняться с учета в налоговом органе ИП
  • Как происходит снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи ликвидацией компании
  • Каков порядок снятия с учета в налоговом органе обособленного подразделения

Прекращение деятельности или реорганизация компании или ИП, а также изменение юридического адреса – явления, встречающиеся довольно часто в современном бизнесе. В таких случаях необходимо снятие с учета в налоговом органе. И хотя в нормативных актах подробно прописан порядок действий налогоплательщика, многие предприниматели нуждаются в разъяснениях. Далее мы рассмотрим основные сложности при проведении этой процедуры.

Основания для снятия с учета в налоговом органе

Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.

Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.

Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Ликвидация. При исключении налогоплательщика из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) его ИНН становится недействительным. Предпринимателю выдается справка, подтверждающая снятие с налогового учета.

Прекращение деятельности филиала или обособленного подразделения. При закрытии обособленного подразделения необходимо уведомить налоговый орган по адресу местонахождения в трехдневный срок с момента ликвидации подразделения или филиала.

Также снятие с учета необходимо, если организация изменила адрес местонахождения или индивидуальный предприниматель поменял место жительства. Извещение об изменении адреса предоставляется в налоговый орган, далее налогоплательщик снимается с учета. В течение одного дня после снятия происходит постановка на учет по новому адресу. При этом ИНН остается прежним, а вот КПП будет присвоен новый.

Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации, имеющей филиалы и представительства в РФ, занимает до пяти дней и происходит в том же порядке, что и для российских организаций.

Этот порядок действует для следующих категорий налогоплательщиков:

  • физических лиц;
  • компаний, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • компаний-нерезидентов, имеющих филиалы или представительства в РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • компаний-нерезидентов, работающих через аккредитованные филиалы в РФ.

Инспекция по новому местонахождению или регистрации обязана поставить налогоплательщика на учет на основании данных, переданных от ФНС по прежнему адресу.

Как было отмечено, ИНН при переходе в другую налоговую не меняется. Этот номер присваивается один раз. А вот бланк свидетельства выдается новый, с указанием номера инспекции и КПП по новому местонахождению.

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица снятие с учета проводится на основании данных ЕГРЮЛ. Для индивидуальных предпринимателей при прекращении деятельности основанием для снятия с учета являются данные ЕГРП.

В случаях, когда во время процедуры ликвидации российской или иностранной организации налоговый орган проводит выездную или камеральную проверку деятельности, снятие с учета происходит после окончания ревизии.

В целях обеспечения объективных данных ИНН налогоплательщика не может быть изменен до окончания проверки.

Как проводится выездная налоговая проверка, видео:

Снятие с учета в налоговом органе ИП

Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя должна соответствовать требованиям закона. Чтобы исключить штрафные санкции от фискальных органов, необходимо провести ряд мероприятий. Решение о прекращении деятельности составляет сам ИП или его доверенное лицо. Этот документ заверяется у нотариуса. Каков порядок действий предпринимателя при закрытии?

Перед снятием с учета налогоплательщик обязан сдать в ФНС все отчеты и погасить задолженность по налогам. В случае, когда деятельности не было, нужно сдать нулевую отчетность.

Если отчеты за прошлые периоды по каким-то причинам не сдавались, нужно составить и сдать необходимые налоговые декларации. Это требуется для проверки задолженности перед бюджетом. В случае непредставления данных могут быть начислены штрафные санкции, которые увеличат время и осложнят процесс снятия с учета. Кроме того, обнаружив недостоверные данные, налоговый орган может провести внеплановую проверку. До завершения контрольно-ревизионных мероприятий снятие с учета невозможно.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как оплатить страховые взносы
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как уволить главного бухгалтера: нюансы процедуры

После сдачи отчетности и уплаты налогов следует подготовить комплект бумаг для снятия с учета.

В отличие от организаций ИП обязаны представить только два документа:

  • Заявление по форме Р26001. Его можно составить в бумажном или электронном виде. Бланк получают в инспекции или скачивают с сайта налоговой службы.
  • Квитанция об оплате госпошлины. Образец можно найти на сайте и оплатить в Сбербанке или любом другом банке.

Эти документы сдаются в инспекцию по месту регистрации ИП. Перед подачей необходимо проверить правильность заполнения бланка. В случае ошибок в снятии с учета будет отказано.

Способы подачи заявления на снятие с учета:

  • личное обращение. Это наиболее простой и экономичный способ. Недостатком может быть лишь наличие очереди;
  • через законного представителя. Доверенность можно оформить в фирме, предоставляющей юридическую поддержку. В этом случае потребуется оплатить услуги этой компании и нотариуса за оформление доверенности. Однако это позволит сэкономить время;
  • ценным письмом с описью вложения. Этот способ может подойти, если снятие с учета не является срочным. Перед отправкой следует проверить заполнение бланка. Если налоговый орган обнаружит ошибки, в снятии с учета будет отказано, а документы отправят обратно;
  • по электронным каналам связи. Такой способ возможен, если у индивидуального предпринимателя есть электронная подпись.

Документы рассматриваются в срок до пяти рабочих дней. Если принято положительное решение о снятии с учета в налоговом органе физического лица, ИП выдадут соответствующую справку. Получить ее можно, обратившись в налоговый орган лично с паспортом или через представителя.

Если в течение установленного срока за документом никто не явился, налоговый орган отправляет его почтой России на старый адрес ИП.

Если в снятии с учета было отказано, предприниматель получит документ, в котором будет содержаться причина отказа.

После получения справки о прекращении деятельности статус индивидуального предпринимателя меняется на статус физического лица.

Однако это не освобождает от следующих обязанностей:

  • Закрытие расчетного счета. Данная процедура не является обязательной, но сделать это необходимо во избежание начислений платы за расчетно-кассовое обслуживание. Банки взимают эту плату независимо от того, проводились операции по счету или нет.
  • Снятие с учета кассы. Для этого нужно вызвать специалиста из фирмы, осуществляющей техническое обслуживание ККТ. В налоговый орган необходимо отправить последний фискальный отчет и заявление о снятии с учета кассовой техники. Допускается представление документов в электронном виде. Государственная пошлина не взимается.
  • Уничтожение печати, если ИП имел зарегистрированную печать. Для этого нужно подать в ФНС соответствующее заявление.

Прекращение деятельности не освобождает предпринимателя от выполнения требований кредиторов. Отсутствие выручки не делает невозможным взыскание задолженности за поставленные товары или выполненные работы (услуги). В случае судебного разбирательства взыскание может быть обращено на личное имущество физического лица.

Снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи с ликвидацией компании

Принимая решение ликвидировать фирму, руководитель обязан в трехдневный срок с момента подписания соответствующего документа поставить в известность налоговую о начале процедуры ликвидации.

Сообщение составляется в письменной форме с приложением копий следующих документов:

  • решение о ликвидации компании либо иной документ, например протокол собрания учредителей, где выражается такое решение;
  • описание порядка и сроков проведения процедуры;
  • документ об образовании ликвидационной комиссии.

Административным законодательством установлены штрафные санкции для обществ с ограниченной ответственностью за несвоевременное предоставление данных о ликвидации. За первичное нарушение компания может быть оштрафована на 5000 руб. При отсутствии необходимого пакета документов после наложения этого штрафа компании грозит штраф в 20 000 руб.

После принятия положительного решения о ликвидации регистрирующий орган заносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и в пятидневный срок сообщает в ФНС, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), а также в орган статистики о начале процесса ликвидации юридического лица.

После получения этих сведений налоговый орган выполняет ряд необходимых мероприятий. Процесс ликвидации проходит под контролем налоговиков с момента начала до внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица. Это характерно для Москвы и других крупных городов РФ.

В обязанности ФНС входит:

  • сбор данных по обособленным подразделениям, филиалам и представительствам компании о наличии имущества, подлежащего постановке на учет в налоговых органах: недвижимости, транспортных средств и др.;
  • проведение сверки расчетов и взыскание с компании задолженности перед бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, если таковая задолженность имеется. Данный порядок регламентирован ст. 4 Налогового кодекса РФ;
  • при отсутствии необходимой суммы на расчетных счетах организации обеспечить покрытие задолженности перед бюджетом за счет средств или личного имущества учредителей организации (в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающими субсидиарную ответственность).

Помимо этого, начальник налоговой службы издает распорядительный документ о проведении налоговой ревизии организации, находящейся в процессе ликвидации. Проверка может быть как камеральной, так и выездной. Ревизионные мероприятия проводятся с целью контроля полноты и своевременности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей.

В свою очередь, орган государственной регистрации обязан во время процесса ликвидации внести в ЕГРЮЛ следующие записи:

  • о составлении промежуточной (ликвидационной) бухгалтерской отчетности;
  • о государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Основаниями для первого пункта являются:

  • промежуточная (ликвидационная) бухгалтерская отчетность – оригинал и копия, заверенная у нотариуса;
  • документальное подтверждение того, что сообщение о ликвидации опубликовано в СМИ (с указанием даты и текста публикации, а также наименования печатного издания);
  • протокол или решение учредителя об утверждении промежуточной бухгалтерской отчетности;
  • перечень кредиторов с указанием суммы и даты возникновения задолженности, а также порядок ее погашения.

После согласования отчетности на титульном листе ставится соответствующая отметка с подписью должностного лица и печать органа государственной регистрации. Оригинал отдается одному из членов ликвидационной комиссии, оформляется расписка о передаче документа. Второй экземпляр остается в архиве государственного органа.

После погашения задолженности перед кредиторами и перед бюджетом составляется итоговая ликвидационная отчетность. Этот документ должен пройти такую же процедуру согласования, как и промежуточная отчетность.

Последним этапом является представление в налоговый орган документов на ликвидацию компании. По результатам проверки документов выдается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Снятие с учета в налоговом органе обособленного подразделения

В условиях экономического кризиса многие фирмы вынуждены снижать расходы, в том числе на содержание обособленных подразделений и филиалов.

В соответствии с определениями Гражданского кодекса РФ, обособленные подразделения организации – это филиалы и представительства, расположенные отдельно от местонахождения головной организации. Такие подразделения не являются юридическими лицами. Руководят обособленными подразделениями должностные лица, назначенные администрацией головной организации. Документом, подтверждающим полномочия этих лиц, является доверенность.

Каждому обособленному подразделению присваивается КПП в соответствии с адресом.

Порядок снятия с учета обособленного подразделения следующий:

  1. Снятие подразделения с налогового учета.
  2. Расторжение трудовых договоров с сотрудниками.

Если обособленное подразделение имеет статус филиала или представительства, снятие с учета осуществляется по местонахождению подразделения. Если же ОП не имеет такого статуса, процедура проводится по местонахождению головной организации.

Информация о филиале или представительстве содержится в учредительных документах юридического лица, а также в ЕГРЮЛ.

Соответственно, для ликвидации ОП необходимы следующие действия:

  • заполняется документ по форме С-09-3-2 и представляется в ФНС;
  • в учредительные документы головной организации вносятся соответствующие изменения.

Сообщение в налоговый орган должно быть подано в трехдневный срок с момента принятия решения о прекращении деятельности ОП любым удобным способом: лично, по доверенности, по электронным каналам связи, почтой России.

Новый порядок постановки и снятия с учета в налоговых органах

Главная — Статьи

Порядок постановки на учет, а также снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее — Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа — 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание — п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании — при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

— заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

— заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

— заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

— уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО «Импульс», состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО «Импульс» подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО «Импульс» направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации», которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

— дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) — для филиала (представительства);

— дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, — для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО «Альбатрос» имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО «Альбатрос» решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте — в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

— по решению регистрирующего органа;

— в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

— в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

— государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

— снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность — ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
— 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
— 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
— 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
— 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

50 руб.

От 300 до 500 руб.