Снос аварийного жилья

Новый закон вводит единый механизм КРТ и сноса аварийного и ветхого жилья. Инициатива дает регионам право утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения жителей. У властей субъектов РФ будут полномочия по определению технических характеристик многоквартирных домов, которые могут быть включены в эти программы.

Как ранее заявил депутатам вице-премьер Марат Хуснуллин, цель поправок — не только создать механизм для ускоренного расселения аварийного и ветхого жилья, но и сделать городскую среду комфортной. Он подчеркнул, что интересы жильцов в документе защищены. В кабмине рассчитывают, что буквально после принятия документа регионы начнут активнее расселять аварийное и ветхое жилье — это в первую очередь касается тех субъектов Федерации, которые к этому готовы, уточнил вице-премьер.

Для проведения собрания по вопросу включения многоквартирного дома в программу КРТ нужно, чтобы на него пришли больше половины жильцов. А непосредственно для решения необходимы две трети голосов всех жильцов, а не только участников собрания. Важно, что будут учитываться голоса как собственников, так и нанимателей квартир — они будут голосовать как представители собственников.

Собственник примет решение о компенсации сам — у него будет право выбора между равноценным денежным возмещением стоимости квартиры и равноценным жильем, уточнил один из авторов проекта депутат Евгений Москвичев. При этом переселенцам должна возмещаться именно рыночная стоимость помещения, которая включает в себя в том числе и рыночную стоимость общего имущества, земельного участка, понесенных затрат. И это возмещение будет именно предварительным.

Прописывается также, что нанимателю взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое равноценное жилое помещение по договору социального найма. Общая и жилая площади, а также количество комнат уменьшиться не должны.

При этом очередники сохраняют право состоять на учете и после переселения. А взамен комнаты в коммунальной квартире, признанной таковой до 1 января 2021 года, предоставляется отдельная квартира.

Нежилые же помещения на первых этажах подлежат изъятию с предварительным возмещением.

Еще одна важная норма в пользу граждан: в год расселения дома жильцы освобождаются от взносов на капитальный ремонт. А то, что было уплачено до этого, идет в общий фонд на реализацию решения по комплексному развитию территории.

В программу расселения регионы смогут включать не только аварийные многоквартирные дома, но и ветхие. Сносить разрешается здания, капремонт которых слишком дорог или где существует определенный физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент). Параметры износа, требуемые для решения о сносе, определят регионы. Также местные власти установят предельную цену капремонта: если он окажется дороже норматива, дом можно пускать под снос. Кроме того, в программу расселения могут быть включены многоквартирные дома, в которых отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения.

«Граждане получат возможность переехать из бараков, из домов без инженерных сетей, без канализации, без отопления в нормальные дома», — подчеркнул зампред профильного комитета Павел Федяев. Новые нормы, заявил он, позволят расселить то аварийное жилье, на которое не хватало средств федерального и региональных бюджетов.

«Этот закон — серьезный шаг вперед в решении проблем граждан, которые живут в аварийном и ветхом жилье, — подчеркнул в ходе обсуждения документа в третьем чтении председатель Госдумы Вячеслав Володин. — Нам надо решать проблемы с домами, которые были построены еще в императорской России и в советское время».

Он также объяснил, почему так много полномочий решено отдать в области переселения регионам. Володин напомнил, что Россия — это не только Москва. В каждом регионе своя специфика. И унифицированное решение в данной сфере, по словам спикера, точно войдет в конфликт с региональными полномочиями. «А вот что касается прав граждан, тут правила должны быть едиными», — уверен глава нижней палаты парламента.

Депутатам, продолжил он, необходимо контролировать реализацию закона. Для этого предстоит создать рабочую группу и «уже через три месяца собраться и посмотреть, что сделано в регионах». В частности, призвал Володин, надо заняться этим вопросом уже на новогодних каникулах, «потому что у политиков отпусков не бывает».

«Посмотрите в глаза избирателям, которые живут в ветхом жилье», — обратился спикер к тем депутатам, которые не стали голосовать за поправки.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 46.2 «Договор о развитии застроенной территории» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований администрации городского округа к обществу о признании незаконным одностороннего отказа общества от исполнения договора о развитии застроенной территории; об обязании передать в собственность муниципального образования благоустроенные жилые помещения; об обязании ответчика произвести выкуп жилых помещений либо, с согласия лиц, у которых изымаются данные жилые помещения, предоставить им жилые помещения взамен изымаемых; об обязании ответчика произвести снос многоквартирных домов. Установив, что администрация в период действия договора о развитии застроенной территории не исполнила свои обязательства, предусмотренные договором, до момента одностороннего отказа застройщика от договора в течение двух лет администрацией не предпринимались действия по выселению нескольких граждан с членами семьи из муниципального жилья, расположенного на застроенной территории, что привело к нарушению сроков принятия администрацией решений, предусмотренных договором, созданию серьезных препятствий обществу как застройщику в выполнении принятых по договору обязательств и, в конечном итоге, к невозможности дальнейшей реализации застройщиком своих обязательств по договору, суд, руководствуясь положениями ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 450 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35, пришел к выводу о правомерности отказа общества от исполнения договора в одностороннем порядке.

Читать в полной версии

Фото: Сорокин Донат / ТАСС

Фото: Сорокин Донат / ТАСС

Госдума во втором чтении приняла законопроект о новых механизмах расселения аварийного жилья. Финальное, третье чтение законопроекта запланировано на среду, 18 декабря.

Законопроект вносит поправки в жилищный кодекс и федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно законопроекту, Фонд станет агентом правительства по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданами. Раньше федеральные субсидии распределяли в том числе региональные власти.

Минстрой разработал первую версию законопроекта в феврале, а в ноябре он был принят в первом чтении. Одна из мер законопроекта — привлечение инвесторов к расселению аварийных домов. Девелоперы, которые будут предоставлять жилье переселенцам из аварийного фонда, расположенного на территории развития, получат субсидии. Для этого застройщики должны заключить с местными властями договоры развития застроенных территорий (РЗТ) или комплексного освоения территорий.

Первоначально предлагалось компенсировать застройщикам до 25% понесенных затрат на расселение жителей аварийных домов. Ко второму чтению норма предоставления субсидий изменилась — теперь застройщики смогут вернуть до 25% «нормативной стоимости переселения». Нормативная стоимость рассчитывается исходя из площади аварийных домов и нормативной стоимости квадратного метра, которую Минстрой определяет для каждого региона отдельно.

Законопроект предполагает возможность создания в регионах маневренного фонда, но проживать в нем переселенцы смогут не больше двух лет, после этого им должны будут предоставить постоянное жилье. Кроме того, собственники квартир в аварийных домах могут рассчитывать на денежное возмещение. Если человек владеет несколькими квартирами в аварийных домах, новую квартиру он сможет получить только взамен одной из квартир, в остальных случаях он может рассчитывать только на денежную компенсацию. Также получить деньги, но не новую квартиру смогут те, кто купил недвижимость в доме уже после признания его аварийным.

Законопроект также дает возможность выделять субсидии фонда или региональных бюджетов на покупку жилья после получения денежного возмещения для покрытия части расходов на уплату процентов по ипотеке. Предложение расселять аварийное жилье только за счет льготной ипотеки, которое член комитета по бюджету Дмитрий Юрков направил на имя вице-премьера правительства России Виталия Мутко, на пленарном заседании Госдумы не рассматривалось.

Расселение аварийного жилья включено в состав нацпроекта «Жилье и городская среда». Планируется, что к концу 2025 года будет расселено почти 12 млн кв. м, в которых живут 664,2 тыс. человек. Это жилье было признано аварийным на 1 января 2017 года. В новом законопроекте указано, что Фонд содействия реформированию ЖКХ сможет выделять деньги и на переселение людей из домов, которые признаны аварийными после 1 января 2017 года. Для этого в регионах должны быть созданы специальные программы.

В соответствии с частью 3 статьи 47 Конституции Украины, никто не может быть принудительно лишен жилья, кроме как по решению суда. Это конституционное положение дало возможность гражданам чувствовать себя более защищенными. Поскольку выселение возможно лишь на основании судебного решения, значительно возросло количество судебных дел по искам органов местного самоуправления к гражданам о выселении из самовольно занятых жилых помещений и из жилья, находящегося в аварийном состоянии. Споры последней категории считаются достаточно сложными, часто рассматриваются судами неоднократно, иногда тянутся несколько лет, что само по себе парадоксально, поскольку аварийный дом может рухнуть в любой момент. Подобные споры порождают при рассмотрении много проблем, поэтому и заслуживают более детального анализа.

Фабула искового заявления в таких спорах, как правило, довольно проста. Истец (горисполком) обращается в суд с иском: просит выселить ответчика, в соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса Украины (далее — ЖК), в другое жилое помещение. Мотивируя это тем, что дом, из которого ответчик отказывается выселяться в добровольном порядке, признан аварийным и угрожает обвалом.

Если дело о выселении стало предметом судебного разбирательства, это значит, что ответчик отверг все предложенные местной властью варианты переселения, считая их неприемлемыми, и рассматривает ситуацию как последний шанс «выбить» у государства все что можно, в данном случае — благоустроенное жилье. Не желая переселяться из старой квартиры, которая часто находится в престижном районе города, ответчик ссылается на абсолютно необоснованные обстоятельства. В частности, он может утверждать, что дом на самом деле лишь требует ремонта или что с ним не было согласовано признание дома аварийным и т.д. В свою очередь, судом эти утверждения могут приниматься во внимание.

В качестве примера возьмем дело по иску Львовского горисполкома к гражданину Д. о выселении. Принимая решение, суд исходил из того, что истцом нарушен порядок признания дома аварийным, предусмотренный Положением о порядке обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания (утверждено Постановлением СМ УССР от 26 апреля 1984 года № 189). Тем не менее суд не указал, в чем именно состояло нарушение. С таким решением суда согласиться сложно, поскольку истцом данный порядок был полностью соблюден: межведомственной комиссией на основании выводов НИИ «Проектреконструкция» дом был признан аварийным; протокол комиссии утвержден решением горисполкома. Со временем горисполкомом было принято решение о переводе дома в нежилой фонд. Ни одно из решений горисполкома не было обжаловано, а жильцы всех других квартир были отселены в приобретенные для них жилые помещения.

Следует отметить, что обычно органы местного самоуправления тщательно придерживаются предусмотренного законодательством порядка признания жилых домов аварийными. В их обязанности входит предоставление гражданам, выселенным из аварийного дома, другого благоустроенного жилого помещения (статья 112 ЖК). Но, как правило, суды не дают надлежащей оценки таким доказательствам, как технические заключения проектных учреждений, в которых указано, что несущие конструкции дома находятся в аварийном состоянии, что угрожает обвалом, а принимают сторону ответчика.

Намного чаще, чем на формальные обстоятельства, связанные со статусом дома, ответчик в споре о выселении ссылается на нарушение его прав при выселении из аварийного жилья и предоставлении другого жилого помещения. Законом, в частности статьями 50 и 113 Жилищного кодекса Украины, четко обозначены требования, которые предъявляются к предоставляемому жилью в данном случае. Прежде всего это жилье должно находиться в пределах данного населенного пункта и быть благоустроенным относительно условий данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Как правило, ответчик весьма произвольно трактует эти требования и отказывается от предлагаемых квартир: «далеко от центра», «далеко от работы», «в другом районе», «в спальном районе» — эти и подобные высказывания дополняются еще и претензиями «я не хочу жить в панельном доме», «я не переселюсь в квартиру на первом (последнем) этаже», «неудобная планировка» и т.п. Суд принимает во внимание такие замечания ответчика, хотя закон не предусматривает предоставление жилья в том же районе или в доме того же типа. Чувствуя благосклонность суда, граждане часто не соглашаются ни на один из десятка вариантов предлагаемого горисполкомом жилья.

Последующие требования касаются количества комнат и размера жилого помещения, предоставляемого в связи с отселением. Гражданам, которые занимали отдельную квартиру, должна быть предоставлена отдельная квартира; более чем одну комнату — жилое помещение с тем же числом комнат. Кроме того, необходимо учитывать требования части 2 статьи 50 ЖК: при предоставлении жилого помещения не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

По размерам жилое помещение, предоставляемое в связи с отселением, не может быть меньше занимаемого ранее, однако в пределах нормы жилой площади. Норма жилой площади предусмотрена статьей 47 ЖК и установлена в размере 13,65 м2 на одно лицо. Если наниматель или член семьи имеет право на дополнительную жилую площадь и фактически пользуется ею, жилое помещение предоставляется с учетом нормы дополнительной жилой площади.

На практике в процессе выселения из аварийных домов органы местного самоуправления улучшают жилищные условия граждан, поскольку им предоставляется жилье с учетом нормы жилой площади, как правило, в новых домах, в то время как аварийное жилье — меньшей площади и в худшем состоянии. Поэтому при освобождении неприватизированного жилья проблем с выселением не возникает — граждане с готовностью переселяются в добровольном порядке.

Совсем другая ситуация, когда квартира, которая находится в аварийном доме, была приватизирована. Квартира принадлежит гражданину на правах собственности, а такие отношения регулируются не только Жилищным кодексом Украины, но и Законом Украины «О собственности», гражданским законодательством, и самое главное — Конституцией Украины.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Конституции Украины, никто не может быть противоправно лишен права собственности. Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено лишь в порядке исключения, из мотивов общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается лишь в условиях военного и чрезвычайного положения.

Соблюдение порядка, предусмотренного законом, означает:

во-первых, соблюдение порядка признания дома аварийным (т.е. таким, который угрожает обвалом);

во-вторых, соблюдение статей 112, 113 ЖК относительно предоставления другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением;

в-третьих, соблюдение судебного порядка выселения при наличии спора;

в-четвертых, предварительное и полное возмещение стоимости квартиры, которая принадлежит выселяемому гражданину на правах собственности.

На практике это означает закрепление за гражданином предоставленного ему жилья взамен аварийного и оформление права собственности на новое жилое помещение (выдача свидетельства на право собственности на новую квартиру) без оплаты. Таким образом, новая квартира передается гражданину в собственность, и его право собственности не будет нарушено.

Вместе с тем некоторые граждане, владеющие квартирами (в аварийных домах) на правах собственности, склонны к предъявлению необоснованно высоких требований к жилью, которое предоставляется взамен аварийного. Так, в уже упоминавшемся деле по иску Львовского горисполкома к гражданину Д. о выселении суд отказал в иске, несмотря на представленные доказательства того, что истец предлагал ответчику свыше десяти квартир в разных районах города, от вселения в которые ответчик отказался по разным причинам.

То есть, в соответствии с этим решением суда ответчик остался проживать в аварийном доме. Заметим, что данное решение было оставлено определением областного суда без изменений, несмотря на то что во время слушания дела во второй инстанции гражданин Д. переселился (на этот раз — добровольно) в предложенную квартиру, предоставленную в собственность взамен квартиры в аварийном доме. Аргументы суда о том, что спорные правоотношения между сторонами урегулированы по их общему согласию, решение суда отвечает обстоятельствам дела, доказательствам и требованиям закона, причин для его изменения или отмены судебная коллегия не находит — вызывают удивление. Д. уже является собственником другой квартиры, а решение суда о его нахождении в предыдущем жилом помещении, оказывается, «отвечает обстоятельствам дела, доказательствам и требованиям закона».

Надеемся, что при рассмотрении других дел этой категории судьи будут более осмотрительно подходить к оценке доказательств, представленных сторонами по делу, их значимости и обоснованности, учитывать разумный баланс между защитой прав и законными интересамиграждан, с одной стороны, и общественными интересами, с другой.

ОВЧАРЕНКО Егор — юридическое бюро «Правозащита», г. Киев

Поділитися

Предлагается разбитьпрограммы на этапы и установить минимальные требования к размеру финансовогообеспечения каждого из них исходя из общей площади аварийного жилищного фонда и лимита средств, выделяемых для региона на переселение граждан ежегодно начинаяс 2019 года и до 2024 года включительно.

Правительство установитпорядок определения минимального размера этапа программы.

В случае досрочногозавершения субъектом Федерации расселения аварийного жилищного фонда,признанного таковым до 1 января 2017 года, регион вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки в пределах остатка неиспользованного лимитадля целей реализации программы переселения граждан из аварийного жилищногофонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Фонд содействияреформированию жилищно-коммунального хозяйства сможет направлять временносвободные, а также привлеченные кредитные и иные заемные средства сверх лимита,который установлен для субъекта Федерации на текущий год.

Таким образом,снимаются ограничения на использование регионами и муниципальными образованиямидополнительных средств.

Также предусмотренавозможность выделения земельных участков, на которых ранее размещалисьрасселенные аварийные многоквартирные дома, под индивидуальное строительство —в собственность и бесплатно — в населенных пунктах с населением не выше 30тысяч человек.

Получить их смогут в том числе граждане, имеющие трех и более детей и стоящие на учете для улучшенияжилищных условий.

Закон позволит регионамускорить реализацию программ по переселению из аварийного жилья, поддержатьзанятость в строительной и смежных отраслях. Граждане смогут получить новоежилье или земельные участки под индивидуальное строительство, а бизнес — новыезаказы.