СМП или сонко, что это?

Содержание

Субъекты малого предпринимательства

Подавляющее большинство участников государственных закупок по 44-ФЗ являются субъектами малого предпринимательства — СМП.

Государство оказывает значительную поддержку предприятиям из этой категории и предоставляет различные льготы, в том числе и в процессе проведения закупок.

Субъектами малого предпринимательства являются нижеперечисленные категории организаций:

  • хозяйственные общества и товарищества, включая организации на партнерской основе;
  • производственные кооперативы;
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • потребительские кооперативы;
  • индивидуальные предприниматели.

К малым субъектам предпринимательства относят не только акционерные общества, но и предпринимателей, работающих в качестве ИП.

СМП законодательно подразделяются на:

  • микропредприятия — годовой доход без НДС не превышает 120 миллионов рублей, а в штате числится не более 15 сотрудников;
  • малые предприятия — штат сотрудников составляет до 100 человек, а годовой доход достигает не более 800 миллионов;
  • средние предприятия — ограниченны доходом в 2 миллиарда рублей, и количеством сотрудников в 250 человек.

Если дело касается ИП, который не имеет сотрудников, расчет ведется исключительно от годовой выручки для определения категории СМП.

Чтобы организация была внесена в реестр СМП, который ведется ФНС РФ, необходимо соответствовать следующим критериям:

  1. Доля государственного участия в деле инстанции организации должна соответствовать минимум 25% от общего числа акционеров. Исключением являются иностранные организации, для которых установлен порог в 49% и компании, занимающиеся инновационными технологиями и внедрением новых высокотехнологичных товаров. Для них данный пункт вообще не обязателен.
  2. Число работающих специалистов не превышает 100 человек. В противном случае организацию не относят к МСП.
  3. Годовой доход, с учетом налогообложения, не превышает 800 миллионов рублей.

Для внесения в реестр, которым занимается федеральная налоговая служба, используются следующие данные:

  • информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • сведения, предоставленные в ФНС о количестве работников и доходов на основании налоговой отчетности.

На сайте есть поиск с удобными фильтрами.

Социально ориентированные некоммерческие организации

В тендерах часто участвуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации — СОНКО.

Деятельность данных организаций направлена на социальные и гражданские нужды, и также попадает под льготные условия при участи в госзакупках.

К организациям СОНКО относятся следующие:

  • компании по защите животных и окружающей среды;
  • организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;
  • организующие всесторонее обслуживание и поддержку социально уязвимых слоев населения;
  • организующие охрану и поддержание зданий, имеющих культурное и историческое значение;
  • занимающиеся благотворительной деятельностью;
  • предоставляющие бесплатную юридическую консультацию и услуги гражданам;
  • занимающиеся поиском воинских захоронений, увековеченьем памяти жертв войн и политических репрессий;
  • ликвидацирующих пожары и обеспечивающие пожарную безопасность в государственных учреждениях, социально значимых и культурных объектах;
  • организации, занимающиеся оказанием медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими и психотропными веществами;
  • компании, проводящиие патриотическую агитационную деятельность, в том числе в военной сфере.

Условия участия и преференции

Регулирование норм участия в закупочной деятельности для обоих видов данных предприятий обеспечивает ст. 30 44-ФЗ. В ней указаны все особенности участия субъектов малого и социально-значимого предпринимательства при государственных закупках.

Если СМП или СОНКО соответствует установленным требованиям заказчика, она спокойно может участвовать практически во всех закупочных процедурах, включая:

  • открытые и закрытые типы конкурсов;
  • запросы котировок и предложений;
  • электронные аукционы.

Государственные и муниципальные компании обязаны проводить закупку у субъектов малого предпринимательства. Так, минимальный объем закупок у СМП и СОНКО должен составлять не менее 15% от общей суммы заключаемых контрактов за один календарный год, с максимальной суммой контракта не превышающей 20 миллионов рублей.

При участи в закупочных процедурах поставщик или подрядчик должен декларировать свою принадлежность к СМП или СОНКО, предоставив выписку из реестра.

Выписку можно получить, найдя свою организацию на сайте реестра СМП и нажав «Экспорт» — файл скачается в формате pdf. Там же можно обратиться в поддержку, если организация не была найдена.

В остальном форма участия и заключения контракта ничем не отличается от прочих субъектов бизнес-деятельности.

Все закупки с участием субъектом СМП приводятся только в электронной форме на государственных ЭТП. Гарантийное обеспечение вносится на специальный расчетный счет в банке, а договор заключается в полностью электронной форме. При этом в пунктах контракта, согласно пункту 8 статьи 30 44-ФЗ, должна фигурировать обязанность расчета за поставку в срок, не превышающий 15 дней с момента подписания акта приемки.

Преимущества СМП и СОНКО по 44-ФЗ в государственных закупках следующие:

  • объем гарантийного обеспечения заявки составляет всего 2 процента от НМЦК;
  • сумма обеспечения контракта не превышает 5 процентов от НМЦК;
  • СМП предоставит ЭТП всего 1 процент от НМЦ в случае победы, но не более 2000 рублей;
  • срок оплаты по договору с МСП составляет 15 календарных дней с момента подписания акта приемки, включая участие СМП на подрядных условиях.

Привлечение в качестве субподрядчиков/соисполнителей

Для заказчиков существует и другой способ увеличить процент требуемого объема годовых закупок у субъектов СМП и СОНКО, а именно — привлечь данные организации в качестве соискателей или субподрядчиков.

Так, при заключении контракта с компанией, не относящейся к данным категориям организаций, заказчик на контрактной основе вправе потребовать привлечение СМП для исполнения контракта. Указанный процент выполняемых СМП работ фиксируется в договоре и учитывается при подведении годовых итогов закупок.

При этом в контракте указывается ответственность на основе гражданско-правового кодекса, которая может наступить у подрядчика в случае уклонений от требований по привлечению субподрядчика из числа СМП и СОНКО.

Отчет о закупках

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ должен размещаться в ЕИС и подписываться электронной цифровой подписью должностным ответственным лицом.

Сроки размещения отчета, установленные законодательством, не должны превышать даты 1 апреля следующего за отчетным календарного года.

Это значит, что контракты, оплата за которые осуществляется в текущем году, не могут быть включены в отчет за прошлый подотчетный период.

При этом даже если за отчетный период не было совершенно никаких закупок, так называемый «нулевой» отчет все равно необходимо публиковать в ЕИС.

Объемы считаются по сумме заключенных контрактов с субъектами МСП или СОНКО. В отчетный период включаются все контракты с 1 января по 31 декабря. В данную сумму обязаны включаться и контракты, заключенные с единственным участником аукциона, включая:

  • контракты по обеспечению обороны и безопасности;
  • услуги финансово-кредитного плана;
  • работы в атомной отрасли;
  • контракты с единственным поставщиком и победителями закрытых конкурсов.

Если за организацией обнаружат нарушения установленных пропорций закупок, тогда последует административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Данная ответственность регулируется ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Преференции и преимущества в контрактной системе

Скачать законопроект о новых правилах условия допуска иностранных товаров

Новые правила предоставления преимуществ отечественному производителю

В мае 2020 года на официальном сайте Госдумы опубликовали законопроект о новых правилах допуска иностранных товаров в госзакупках, соответственно, о преференциях для предпринимателей с товаром отечественным или из стран ЕАЭС. Что такое преференции по 44-ФЗ для отечественных производителей — это ценовые привилегии в размере 15% для поставщиков, которые предлагают российский товар или продукцию из стран ЕАЭС.

ВАЖНО! Новые условия допуска распространят на все виды товаров, работ и услуг, и они не будут, как сейчас, привязаны к определенному списку.

Инициаторы законопроекта переносят правила применения условий допуска иностранных товаров, работ, услуг из приказа Минфина №126н от 04.06.2018 в ст. 14 закона о контрактной системе, а это значит, что преференция по 44-ФЗ будет регулироваться законом. Предполагаем, что Минфин скоро признает приказ №126н утратившим силу.

ВАЖНО! Планируется, что изменения вступят в силу с 01.07.2020.

В пояснительной записке указано, что такие преференции предоставят только в том случае, если в заявке участника закупки стоимость товаров, работ и услуг, происходящих из стран — членов ЕАЭС, или работы (услуг), выполняемых предпринимателями из этих стран, составляет не менее 50% стоимости всех предложенных участником товаров, работ, услуг.

По новым правилам, правительство сможет увеличивать размер предоставления таких преференций для российских товаров.

КонсультантПлюс подготовил подробный обзор нововведений.

Как предлагают применять условия допуска

Общий принцип применения условий допуска останется прежним.

При проведении аукциона контракт заключат по цене, предложенной победителем, если он соответствует перечисленным выше условиям. Если же он предложит товары не из стран ЕАЭС (выполнение работ, оказание услуг лицами не из ЕАЭС), цену контракта снизят на 15% от предложенной им цены.

При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений участник, соответствующий условиям, получит следующие преимущества:

  • для рассмотрения и оценки заявок по критерию «цена контракта» предложенную им цену снизят на 15%;
  • контракт заключат по цене, которую предложил победитель.

Читать полный обзор КонсультантПлюс

До вступления в силу изменений, преференции в контрактном законодательстве регулируются приказом Минфина №126н от 04.06.2018. Заказчики устанавливают преференции в аукционе, конкурсе, запросах котировок и предложений, если закупают товар из перечня к этому приказу. А вот приобрести в рамках одной закупки (контракта, лота) товары из перечня и товары, отсутствующие в нем, не получится. Это указано в п. 1, 3 приказа №126н и п. 5 информационного письма Минфина №24-01-07/2281 от 18.01.2019. В том же письме Минфин ответил на ряд вопросов о применении приказа, в частности, разъяснил применение преференций при закупке медизделий.

Подробнее: «Минфин разъяснил, как применять приказ №126н».

Преференции и преимущества в контрактной системе: в чем разница

В таблице обобщены сведения, кому и как предоставляются государственные преференции в соответствии с 44-ФЗ в 2020 году.

Учреждения и предприятия УИС (ст. 28 закона №44-ФЗ)

Организации инвалидов (ст. 29 закона №44-ФЗ) СМП и СОНКО (ст. 30 закона №44-ФЗ)
Суть преференции

Если победитель — УИС, цену увеличивают по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цену увеличивают по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК.

Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО.

Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона №44-ФЗ).

Когда предоставляют

Преимущества УИС по 44-ФЗ по постановлению правительства №649 от 14.07.2014 предоставляются в закупках товаров, работ или услуг, которые включены в перечень по этому ПП.

Вот несколько примеров товаров из перечня преимуществ УИС по 44-ФЗ в актуальной редакции:

  • молоко сырое коровье;
  • электромясорубки;
  • оборудование холодильное прочее;
  • кровати деревянные для взрослых;
  • тумбы деревянные для спальни.

Преференции инвалидам по 44-ФЗ и постановление правительства №341 от 15.04.2014 применяется в закупках товаров, работ или услуг из перечня по этому ПП.

Вот несколько примеров товаров из перечня преимуществ инвалидов по 44-ФЗ в актуальной редакции:

  • белье постельное;
  • изделия мебельно-декоративные, не включенные в другие группировки;
  • джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязаные;
  • услуги по устному переводу.

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 44-ФЗ, кроме заказа:

  1. Для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Услуг по предоставлению кредитов.
  3. У единственного поставщика по ч. 1 ст. 93. Исключение — закупки, которые проведены по п. 25–25.3 части 1 статьи 93 по итогам несостоявшегося определения поставщиков, проведенного с ограничениями для СМП и СОНКО.
  4. Работ в области использования атомной энергии.
  5. С применением закрытых способов отбора поставщиков.
Кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок

Организациям, которые не входят в систему УИС.

В ст. 5, 19 Федерального закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, указаны такие организации: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации.

Посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах, чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС.

Не общероссийским организациям инвалидов и участникам, которые не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ. Например, региональным и местным объединениям, если они не являются структурным подразделением Всероссийской организации инвалидов.

Компаниям и ИП, сведений о которых нет в реестре СМП. Подробнее: «Проверяем принадлежность организации к СМП в реестре налоговой».

Подтверждающие документы В п. 2 ПП №649 указано, что для предоставления преимуществ в составе заявки участники закупки представляют требование о предоставлении преимуществ. Оно составляется в произвольной форме. На основании п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 4 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 66, пп. «б» п. 4 ч. 9 ст. 82.3, п. 3 ч. 6, п. 4 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ в документации о закупке требуйте от участника декларацию о принадлежности участника к организациям претендующим на получение преференций. Она составляется в свободной форме.

Декларация о принадлежности поставщика к субъектам СМП и СОНКО формируется автоматически при подаче заявки с помощью функционала электронных площадок.

Есть компании, которые подтверждают право на участие в закупках с ограничениями СМП и СОНКО выпиской из реестра.

Подробнее: Как составить декларацию СМП по 44-ФЗ в 2020 году

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых преференций не предусмотрено.

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства + образец декларации соответствия участника требованиям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства
3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
4. Способы закупок у СМП
5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек — микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 206 г. № 265 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет, следующих один за другим.
  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей.
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
  1. В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе «Формы и шаблоны» пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!

P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Участие субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках

Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27).

Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:

  1. для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. услуг по предоставлению кредитов;
  3. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  4. работ в области использования атомной энергии;
  5. при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:

  1. проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн. рублей;
  2. осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено соответствующее Положение об особенностях участия СМСП в закупках (далее – Положение), которые отдельные юридические лица осуществляют в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема.

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрено постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года).

Как заказчики проводят закупки у малых предприятий по 44-ФЗ

Заказчики, которые работают по Закону № 44-ФЗ, в контрактной системе закупок обязаны закупать товары, работы, услуги у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций – СМП и СОНО. Объем закупок должен составить не менее 15 процентов от всех закупок заказчика текущего года (СГОЗ). Не важно, какая доля из 15 процентов пойдет на контракты с малыми предприятиями, а какая – на закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций. Заказчик вправе использовать и весь лимит только на контракты с СМП (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы выполнить 15-процентную норму, заказчик использует два способа. Первый способ – заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНО. Второй – условия документации позволяют победителю привлекать к контракту малые предприятия как субподрядчиков.

Внимание: малые предприятия вправе участвовать во всех закупках заказчика, а не только в тех, что проводят для СМП и СОНО. Ограничений нет

Как проводят закупки у малых предприятий

Заказчик обязательно закупается у малых предприятий только конкурентным способом – конкурсом, аукционом, запросом котировок или запросом предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК, не может превышать 20 млн руб. Однако заказчик не вправе отказаться заключать контракт с победителем из числа малых предприятий в результате закупки без ограничений на основании того, что цена контракта больше 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 11 июля 2016 г. № Д28и-1749.

Перечня товаров, работ или услуг, которые закупают только у СМП, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

Закупку у малых предприятий заказчик проводит в пять шагов.

Шаг 1. Заказчик вносит закупку в план-график. Это означает, что у участника есть возможность найти интересный контракт и подготовиться к процедуре еще на стадии планирования закупки. В плане-графике заказчик упоминает о преимуществах для СМП (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

В плане-графике в строке напротив закупки, которую проводят среди СМП и СОНО, заказчик указывает «да».

В итоговой строке плана-графика «закупки, которые планируется осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций»заказчики указывают сумму:

  • НМЦК;
  • платежей, которые запланированы на текущий год;
  • платежей последующих лет.

Шаг 2. Заказчик готовит проект контракта. В проект включают обязательное условие об оплате. Заказчик должен оплатить контракт с СМП в течение 15 дней с даты, когда подписал документы о приемке. Изменить срок из проекта допустимо только в меньшую сторону (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296).

Шаг 3. Заказчик размещает в ЕИС извещение, документацию о закупке и проект контракта. В извещении заказчик прописывает, что проводит закупки только у СМП и СОНО. Тем самым заказчик устанавливает ограничения для остальных участников закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Совет: чтобы участвовать в закупке на особых условиях для малых предприятий, ищите в ЕИС извещения о закупке именно у СМП и СОНО. Конкуренты без статуса малого бизнеса не придут на закупку. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия выше.

В документации о закупке заказчик устанавливает размер обеспечения заявки для СМП в пределах 2 процентов НМЦК. При этом, если закупку проводят для всех участников без исключения, максимальное обеспечение заявки – 5 процентов. Об этом сказано в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.

Внимание: участник подтверждает, что относится к СМП, декларацией. Какие еще документы заказчик потребует от участника, читайте в рекомендации.

Шаг 4. Заказчик принимает заявки от участников закупки.

Если проводят конкурс, запрос предложений или запрос котировок, комиссия заказчика вскрывает конверты и рассматривает заявки. Любой участник имеет право присутствовать на процедуре. В срок, который заказчик установил в документации, комиссия определяет победителя. Об этом сказано в параграфах 2, 3, 4 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион проводят на электронной площадке. Участник подает ценовые предложения. Процедура проходит в два этапа. На первом снижают начальную цену контракта. При этом предложения подают в пределах шага аукциона. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения.

После того как аукцион на площадке прошел, ЭТП направляет заказчику результаты. Комиссия заказчика рассмотрит вторые части заявок. Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.

Такие правила прописаны в параграфе 2 Закона № 44-ФЗ.

Шаг 5. Стороны заключают контракт.

Стороны подписывают контракт после того, как победитель внесет обеспечение. Если заказчик проводит аукцион, контракт подписывают на электронной площадке. При остальных процедурах – в бумажном виде.

Победителя, который не подпишет контракт и не внесет обеспечение в срок, заказчик признает уклонившимся и внесет в реестр недобросовестных поставщиков.

Как привлекают субподрядчиков – малые предприятия

Заказчик устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, в том числе малый бизнес, а НМЦК не имеет значения (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Закупки с привлечением субподрядчиков из малого бизнеса заказчик проводит по тем же правилам, что и закупку среди СМП, СОНО. При этом заказчик следует трем правилам, когда составляет контракт.

Правило 1. В контракте заказчик указывает условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНО.

Заказчик устанавливает в контракте объем, в котором победитель должен привлечь малый бизнес. Объем рассчитывают в процентах от цены контракта. Об этом сказано в части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590 и от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837.

Правило 2. В контракте заказчик прописывает, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНО.

Если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНО, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, но только если установил такую возможность в контракте (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Правило 3. Чтобы составить контракт, заказчик использует типовые условия, которые Правительство РФ разработало в постановлении от 23 декабря 2016 г. № 1466.

В каких закупках и при каких условиях малые предприятия получают преимущества

Малые предприятия вправе участвовать во всех закупках, которые проводят государственные заказчики и коммерческие организации, но не во всех вправе претендовать на преимущества.

Малые предприятия получат преимущество в закупках, которые проводят по Закону № 44-ФЗ – для субъектов малого предпринимательства, по Закону № 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики устанавливают ограничения для всех других претендентов на участие. Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке.

На какие преимущества вправе претендовать малые предприятия

Преимущества по 44-ФЗ:

  • предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • максимальный срок оплаты – не более 15 рабочих дней с даты подписания документов о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Преимущества по Закону 223-ФЗ:

  • предельный срок заключения договора – не более 20 рабочих дней со дня, когда заказчик принял решение заключить контракт (п. 27 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • максимальный срок оплаты – не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств (п. 28 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • несколько способов обеспечения заявки и контракта – деньги, банковская гарантия, иной способ (п. 23 и 26 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены договора (п. 23 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • предельный размер обеспечения договора – 5 процентов от начальной цены договора (п. 25 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • программа партнерства (п. 15 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

В чем отличие закупок для малых предприятий по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Условие

44-ФЗ

223-ФЗ

Заказчики, которые обязаны проводить закупки

Государственные и муниципальные заказчики

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Заказчики с объемом выручки свыше 2 млн руб.

(п. 2 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Кто вправе участвовать в закупках

Только малые предприятия и микропредприятия

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

1. Только средние, малые и микропредприятия.

2. Все желающие, в том числе субъекты МСП

(п. 4 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Минимальный объем закупок для субъектов в год

Не менее 15% совокупного годового объема закупок

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

1. Не менее 18% совокупного годового объема договоров.

2. Не менее 10% по закупкам только для малых предприятий. С 1 января 2018 г. – не менее 15%

(п. 5 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352, постановление от 19 августа 2016 г. № 819)

Начальная цена контракта (договора)

Не более 20 млн руб.

(п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Не более 200 млн руб.

(п. 18 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Перечень продукции, которую закупают у малых предприятий

Перечень не утвержден. Заказчики вправе закупать у СМП любую продукцию

Перечень утверждают заказчики

(п. 8 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Чем подтверждают принадлежность к субъектам МСП

Декларация

(ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Декларация + сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

(п. 31 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Перечень товаров, работ, услуг в Законе № 223-ФЗ

Для проведения закупок среди малых предприятий заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. В перечне указывают наименование продукции и код ОКПД2. Перечень размещают в ЕИС и на сайте заказчика (п. 8–10 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

В ЕИС перечни размещены в разделе «Осуществление закупок». Поиск работает по наименованию или ИНН заказчика.

Реестр субъектов МСП

Участник вправе подтвердить свою принадлежность к малым предприятиям сведениями из Единого реестра субъектов МСП. Сведения предоставьте в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 11 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

Реестр ведет Федеральная налоговая служба по адресу https://rmsp.nalog.ru/. Порядок ведения реестра закреплен в Законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Если вас нет в реестре или данные некорректны, направьте оператору заявку на проверку сведений реестра. Заявку сформируйте на сайте.

Преференции по 44-ФЗ: что это значит и кто может ими воспользоваться?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка, вы прекрасно понимаете смысл термина преференция. Это определенное преимущество или льгота, которая предоставляется кому-либо. Такие преимущества могут предоставляться государствам, предприятиям или организациям для поддержки определенных видов деятельности. В 44-ФЗ также предусмотрен ряд преференций, о которых пойдет речь ниже в этой статье. Мы подробно разберемся с тем, что это за преимущества и кто ими может воспользоваться. Итак, давайте начнем…

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ?
2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ
4. Преференции УИС по 44-ФЗ

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ?

Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.

Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:

1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);

2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);

3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.

2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем рассказывать о преимуществах для СМП и СОНКО, установленных 44-ФЗ, предлагаю детально разобраться с тем, что это за участники и каким требованиям они должны соответствовать.

Субъекты малого предпринимательства (СМП) должны отвечать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Во-первых, доля РФ в уставном капитале СМП должна быть не более 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не являющихся СМСП) в уставном капитале должна быть не более 49%.

Во-вторых, средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек включительно.

В-третьих, выручка без НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать 800 млн. рублей (Примечание: Предельные значения дохода определены Постановлением Правительства РФ № 265 от 04.04.2016 года).

С субъектами малого предпринимательства мы разобрались, идем дальше…

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — организации в формах, предусмотренных Главой II Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (за исключением госкорпораций, госкомпаний и политических партий).

Данные организации должны осуществлять деятельность, перечисленную в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • и т.д. (всего 18 видов деятельности).

Теперь давайте рассмотрим преимущества, которые установлены 44-ФЗ для данных категорий участников.

Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). При этом начальная максимальная цена (НМЦК) таких закупок не должна превышать 20 млн. рублей (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент: Участники, не относящиеся к данной категории, принимать участие в закупках не могут.

Также для Заказчиков статьей 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП и СОНКО.

Согласно ч.11 ст.7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

СМП и СОНКО на субподряде

Заказчик при проведении закупки ВПРАВЕ установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч.5 ст.30 44-ФЗ).

Сокращенные сроки оплаты по контракту

Если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ). Для остальных закупок (не для СМП и СОНКО) этот срок составляет не более 30 календарных дней.

Размер ОИК рассчитывается от предложенной цены

В случае заключения контракта по итогам проведенной закупки среди СМП и СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (сокращенно — ОИК), в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). Во всех остальных закупках размер ОИК устанавливается от НМЦК, а не от предложенной цены победителя.

ОИК можно не предоставлять

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки среди СМП и СОНКО освобождается от предоставления ОИК, в том числе с учетом антидемпинговых мер, в случае предоставления таким участником информации о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Что это значит? Это значит, что если у участника (СМП, СОНКО) есть 3 исполненных контракта по 44-ФЗ за последние 3 года, по которым не начислялись штрафы и пени, то он может предоставить информацию об этих контрактах Заказчику и не предоставлять обеспечение исполнения контракта. Главное, чтобы суммарно цена этих трех контрактов была не менее НМЦК той закупки, в которой он победил.

Для удобства проверки и предоставления подобной информации есть отличный сервис, который в считанные секунды позволяет определить, нужно ли вам предоставлять ОИК Заказчику по конкретной закупке или нет.

Действия по проверке очень просты:

  1. Вы переходите по ;
  2. В открывшемся окне вводите ваш ИНН и реестровый номер закупки, в которой вы победили;
  3. Нажимаете по кнопке “Проверить”;
  4. Получаете информацию по исполненным контрактам;
  5. Копируете полученную информацию на площадку при подписании контракта или готовите информационное письмо (в свободной форме) для предоставления Заказчику.

Уменьшенные размеры штрафов

Размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (определенного по итогам закупки среди СМП и СОНКО) обязательств по контракту устанавливается в размере 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. ).

При проведении закупок на общих основаниях штрафы значительно больше (См. п.3 ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.):

3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.3 ст.29 44-ФЗ).

Перечень таких товаров (работ, услуг) установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги»).

Организации инвалидов — общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Критерии отнесения организаций к организациям инвалидов

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы: 80% членов – инвалиды

Организации, уставной (складочный) капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

— среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – не менее 50%;

— доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Предположим, что Заказчиком проводится закупка товара из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г. и в документации установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%. Начальная максимальная цена контракта 100 000 рублей.

Участник №1 (не ОИ) предложил цену — 85 000 рублей. А Участник №2 (ОИ) в своей заявке указал цену — 80 000 рублей. Участник №2 победил, так как указал цену ниже. Но поскольку Заказчиком была установлена 15% преференция для организаций инвалидов, то Участник №2 может воспользоваться своим правом и направить Заказчику требование об увеличении предложенной им цены на 15%. Таким образом контракт с Участником №2 будет заключен по цене 80 000 + 15% = 92 000 рублей.

Единственное правило в данном случае, чтобы цена, по которой будет заключен контракт с победителем, не превышала НМЦК, установленную в документации. В нашем случае это правило соблюдается, т.к. НМЦК — 100 000 рублей, а контракт с учетом преференции 15% заключен за 92 000 рублей.

Если бы Участник №2 (ОИ) победил с ценой 90 000 рублей и воспользовался бы своим правом на получение преимущества в 15%, то контракт был бы с ним заключен за 100 000 рублей, а не за 103 500 рублей (90 000 + 15%).

4. Преференции УИС по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.2 ст.28 44-ФЗ).

Перечень товаров (работ, услуг) установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги».

Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы — организации из перечня, содержащегося в Постановлении Правительства РФ № 89 от 01.02.2000 г. (ред. от 22.11.2018 г.) «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

К таким учреждениям относятся: базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, образовательные учреждения и так далее.

Принцип работы преференции в 15% для учреждений УИС такой же, как в приведенном выше примере для организаций инвалидов. Отличие заключается лишь в перечне товаров (работ, услуг), который для УИС установлен ПП РФ № 89 от 01.02.2000 г.

И наконец, есть еще одна общая преференция для организаций инвалидов и учреждений УИС. Суть ее заключается в следующем.

В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК (ч.17 ст.44 44-ФЗ).

Для всех остальных закупок с НМЦК более 20 млн. рублей размер обеспечения заявки устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК.

Вот мы и рассмотрели с вами, какие преференции предусмотрены 44-ФЗ для участников закупок. Однако помимо рассмотренных нами преференций есть еще и статья 14 44-ФЗ, которая устанавливает преференции отечественным производителям и производителям из стран ЕАЭС но это уже тема отдельной статьи.