Штраф за неправильную маркировку товара

Содержание

Термолабильные лекарства хранятся неправильно: нарушение техрегламентов или лицензионных требований?

ESB Professional / .com

Как следует наказать аптеку, которая нарушает температуру хранения лекарственных средств: по ч. 4 ст. 14.1 КоАП (грубое нарушение лицензионных требований) или ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов)?

Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что наказывать можно и так, и эдак (определение ВС РФ от 1 февраля 2018 г. № 309-АД17-19255).

Поводом к разбирательству стала жалоба аптеки, получившей административное взыскание за нарушения температуры хранения лекарств: облепиховое масло и ректальные суппозитории хранились при температуре, которая была ниже предписанной на целых три градуса по Цельсию.

Прокурор (именно он и обнаружил нарушение) квалифицировал это как грубое нарушение фармлицензионных требований и составил постановление о возбуждении в отношении аптеки дела о правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ: грубым нарушением является, в том числе, несоблюдение правил хранения лекарственных средств, а эти правила требуют соблюдать тот температурный интервал, который указан на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ)? Ответ – в материале «Административные правонарушения, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица органов пожарного надзора» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Арбитражные суды поддержали позицию прокурора, признали аптеку виноватой по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и наложили штраф.

Между тем, нарушитель пытался доказать, что квалификация нарушения была неправильной — аптека, конечно, заслуживала наказания, но по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, то есть за нарушение требований техрегламентов или иных обязательных требований к процессам хранения (к температуре, указанной на потребительской упаковке препарата).

Свои правовые изыскания аптека снабдила ссылками на судебную практику: например, только ВС РФ за последние годы несколько раз «засилил» применение именно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в аналогичных ситуациях (постановления от 12 октября 2017 г. № 305-АД17-14231, от 28 февраля 2017 г. № 310-АД16-21280,от 28 сентября 2016 г. № 306-АД16-11931 , от 17 февраля 2016 г. № 307-АД15-16925, от 3 июля 2016 г. № 309-АД16-3752, от 27 мая 2015 г. № 308-АД15-4790, от 28 сентября 2015 г. № 303-АД15-11223 и другие).

Но все эти ссылки не произвели на арбитражные суды впечатления.

А ВС РФ вообще прокомментировал жалобу следующим образом: «совершение одного и того же деяния не исключает возможность квалификации правонарушения по различным статьям КоАП РФ исходя из объективной стороны правонарушения и компетенции административного органа».

Напомним, однако, что прокурор вправе квалифицировать деяние по любой статье КоАП РФ и не ограничен в своей компетенции лишь какими-то конкретными составами. Другими словами, уж у кого – а у прокурора в КоАП РФ компетенция самая максимальная.

Вывод – штраф за нарушение правил хранения лекарств может быть назначен как по ч. 4. ст. 14.1, так и по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Во втором случае максимальный размер штрафа больше (до 300 тысяч рублей), зато в первом возможно приостановление деятельности до 3 месяцев. Однако «переквалифицироваться» с одного состава на другой — нельзя.

Любопытно, что совсем недавно в аналогичном деле ВС РФ признал правильным квалификацию такого нарушения именно по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (постановление от 3 февраля 2016 г. № 305-АД15-18634).

В 2020 году обязательная маркировка действует сразу для нескольких групп товаров. У тех, кто ее игнорирует, возникают проблемы. Например, их продукцию могут изъять. Чтобы избежать штрафов за нарушение правил маркировки товаров, нужно разобраться, какую ответственность несут все участники оборота, и как предотвратить нарушения.

Работать по новым правилам, продавать маркированные товары, вводить и выводить из оборота коды маркировки удобнее в МоемСкладе. Это легко и полностью бесплатно. Освоить простой интерфейс помогут подробные инструкции и видео. Начните работать в МоемСкладе прямо сейчас!

Закон о маркировке товаров

Условия маркировки товаров и ответственности, которая ждет нарушителей, регулируют несколько нормативных документов. Основополагающий закон № 487-ФЗ от 31 декабря 2017 года действует с 1 января 2019-го.

Закон изменил прежние акты о торговле и кассах, запретил продавать товары без кодов и ввел наказание за нарушения. Согласно документу, к 2024 году маркировку внедрят повсеместно.

Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Там же указано, что у тех, кто пытается обойти требования, могут забрать товар. При этом предприятие сможет продолжить работу.

Нарушители также могут получить уголовное наказание, которое будет соответствовать статье 171.1 УК РФ.

Перечень товаров, для которых нужны коды маркировки, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его, чтобы проверить, должен ли ваш бизнес учитывать новые правила.

Какими могут быть нарушения при маркировке?

Если вы думаете, что нарушением маркировки считается только отсутствие кода Data Matrix, то вы заблуждаетесь. На самом деле есть несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняют требования закона.

Нет кода маркировки

Самое очевидное нарушение. Код Data Matrix можно наносить на само изделие, на прикрепленную к нему этикетку или товарный ярлык. Но если этого не сделать, то вас могут оштрафовать, а товар — изъять.

Маркировка нанесена не по правилам

Например, если она код не пропечатан или маркировка недоступна для идентификации.

Требования к нанесению и качеству печати кода устанавливает оператор маркировки — ЦРПТ. Если код им не соответствует, товар нельзя продавать легально.

Сведения в коде не соответствуют информации в УПД

Допустим, на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Или в документе указаны другие модели. В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.

Магазин не выполнил перемаркировку

Перемаркировать товар требуется, если полученный для него код утерян. То же самое следует сделать, когда покупатель вернул вещь с поврежденным кодом на этикетке.

В ситуации, когда установить прежний GTIN невозможно, необходимо получить новый. Если розничный магазин не сделает этого и попытается продать товар без кода, ответственность будет такой же, как если бы он торговал немаркированным товаром.

Магазин неправильно оформил возврат

Например, если магазин решил оформить возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки. При этом торговая точка может принять от покупателя товар, для которого не получали специальный код. Или если продукцию продали до начала обязательной маркировки.

Посмотрите запись вебинара

Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки

Если на товаре нет кодов, ответственность может быть как административной, так и уголовной.

Отвечать за нарушения могут и должностные лица, если они контролируют выпуск продукции и вносят нужные сведения в систему маркировки.

Административная ответственность наступает, если:

  • производить товары, которые подлежат маркировке, без специальных кодов;
  • продавать такие товары оптом и в розницу.

Штраф за производство товаров без маркировки

Должностные лица могут получить штраф до 10 000 рублей. А вот юрлицам за аналогичное нарушение могут выписать штраф до 100 000 рублей.

Штраф за продажу немаркированной продукции

Обычных граждан ждет штраф до 4000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 000 рублей, а юридическим — до 300 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели, которые производят товары без маркировки или торгуют ими, рискуют получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 000 рублей, а юрлиц — до 150 000 рублей. За продажу суммы для этих категорий составят до 15 000 и до 300 000 рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей.

Штраф за неправильную маркировку

Иногда маркировка все-таки есть, но проставлена неверно или в ней нет необходимых данных. Индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 рублей.

У нарушителей изымают всю продукцию. Конфискация предусмотрена вне зависимости от группы товаров. Вернуть то, что было изъято, не получится.

Штраф за отсутствие реквизита «код товара»

После старта маркировки те, кто торгует обувью, табаком и другой продукцией, столкнулись с новым требованием — указывать в чеке обязательный реквизит «код товара».

Если предприниматель или компания продают изделия, которые подлежат маркировке, но касса не формирует реквизит «код товара», они тоже могут получить штраф. Должностным лицам это будет стоить от 1500 до 3000 рублей, а индивидуальным предпринимателям и юрлицам — от 5000 до 10 000 рублей.

Еще есть штрафы за нарушения правил торговой маркировки. К ней относятся ценники, чеки и прочее. ИП могут обязать выплатить до 30 000 рублей, для юрлиц — до 300 000 рублей. Если отсутствие такой маркировки навредило потребителю, штраф для каждой из категорий вырастет втрое.

Уголовное наказание

Бывает, что стоимость немаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. В статье 169 УК РФ сказано, что особо крупным считается более 1,5 млн рублей.

С крупным размером могут быть нюансы, поскольку он отличается у разных видов продукции. Например, для продовольственных товаров он считается уже с 400 000 рублей, а для табака — от 100 000 рублей.

Если стоимость произведенной немаркированной продукции больше крупного размера, то нарушителей ждут штраф до 100 000 рублей и лишение свободы на четыре года.

При особо крупном размере наказанием могут стать шесть лет лишения свободы со штрафом в 500 000 рублей.

Уголовная ответственность наступает, если вы производите товар на продажу.

Уголовную ответственность могут ввести и за использование поддельных кодов маркировки. В законопроекте, который сейчас на рассмотрении, сказано, что нарушителям будут либо выписывать штрафы до 300 000 рублей, либо назначать наказание до трех лет тюрьмы со штрафом до 80 000 рублей.

Если же выяснится, что такое преступление совершили несколько человек по сговору, наказание может вырасти до четырех лет лишения свободы со штрафом до 100 000 рублей.

Подробное видео, как маркировать остатки одежды и текстиля по шагам. Кликайте и смотрите! Программа для маркировки в подарок!

Примеры штрафов и конфискации за неправильную маркировку

С 1 июля 2020 года в России запретили оптовую и розничную продажу обуви без маркировки. У бизнеса был год, чтобы подготовиться к работе по новым правилам. Но такую возможность использовали не все. Вскоре после старта обязательной маркировки у нарушителей возникли проблемы.

Во Владивостоке таможенники изъяли 127 пар обуви, которая продавалась в магазине индивидуального предпринимателя на городском рынке. На упаковках кроссовок, ботинок и туфель и на самих изделиях не было кодов, которые подтверждают законность ввоза товара. Против нарушителя хотят возбудить административное дело.

Похожая история произошла в Волгограде. Там после проверки Роспотребнадзора арестовали 210 пар немаркированной обуви на сумму в 123 000 рублей. Против индивидуального предпринимателя, чей магазин допустил нарушение, завели административное дело.

Еще один пример в Волгограде: сотрудники МВД изъяли более 25 000 предметов одежды и обуви без маркировки на 9,5 млнрублей. Товар находился на складе и в торговом зале. Против продавца возбудили уголовное дело. Ему грозит до шести лет тюрьмы.

В Орловской области Роспотребнадзор снял с продажи 189 пар обуви без маркировки. Стоимость конфискованного товара — 275 400 рублей. Проверку провели после жалоб покупателей.

Крупную партию обуви изъяли в Ростовской области. Таможенники вместе с сотрудниками Роспотребнадзора конфисковали более 24 000 пар. Общая стоимость превысила 13 млн рублей. При этом 23 700 пар вообще не прошли регистрацию в Честном Знаке. На оставшиеся маркировку нанесли неправильно. Административными делами сейчас занимается суд.

Примеры несоблюдения правил есть и других отраслях. Обязательная маркировка табака начала действовать на год раньше, чем аналогичные требования в обувной сфере.

В июле 2019 года мировой суд Калининграда оштрафовал владельцев местного магазина, где продавались сигареты без маркировки, на 200 000 рублей. По решению суда товар конфисковали.

В октябре 2020 года сотрудники управления ФСБ по Челябинской области изъяли из незаконного оборота 125 000 пачек немаркированных табачных изделий в городе Чебаркуль. Местный житель привозил их из Белоруссии и поставлял в разные торговые точки. Стоимость изъятых пачек превысила 6 млн рублей.

Будет ли нарушением работа с маркировкой без перепрошивки кассы?

Да. Если вы не печатаете код маркировки на чеке, то нарушаете закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Подробнее о его требованиях и недавно внесенных поправках читайте в специальном разделе на нашем сайте. Чтобы не допускать нарушений, лучше перепрошить кассу.

Как поступить с немаркированными остатками?

Процедура работы с остатками может отличаться в зависимости от товарной группы. Например, остатки обуви, произведенные или приобретенные до 1 июля 2020 года, можно было промаркировать как остатки только до 1 сентября 2020 года. О том, что делать после этой даты, читайте в нашей статье.

Что делать, если код маркировки не сканируется в поступлении?

Возможно, ваш поставщик не полностью указал код или добавил его вместе с криптохвостом, что не соответствует рекомендациям системы маркировки Честный Знак. В этом случае стоит отклонить поступление и запросить у поставщика накладную с правильными кодами. Вы также можете вернуть ему всю партию товара.

Как избежать штрафов за нарушение правил маркировки?

Для начала изучить требования для каждой конкретной категории товаров. Например, бизнесу полезно знать, что в зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка может содержать разную информацию.

Все участники оборота должны подключиться к системе, чтобы передавать данные о товарах. В упрощенном виде порядок действий для всех отраслей выглядит так:

  • Регистрация компании в Честном Знаке.
  • Получение квалифицированной электронной подписи для маркировки товаров.
  • Обновление прошивки кассы.
  • Заказ кодов.
  • Передача сведений о товаре оператору системы маркировки.

Если производители, импортеры и продавцы будут соблюдать правила работы, они могут не опасаться штрафов и конфискации товара.

Последние новости о маркировке

  • Минпромторг будет сообщать МВД и Роспотребнадзору о компаниях, которые продают обувь без маркировки.
  • Ассоциация компаний розничной торговли составила список из 270 компаний, которые, предположительно, торгуют товарами без кодов Data Matrix.
  • Число представителей табачной отрасли в системе маркировки достигло 105 000. Они получили более 16 млрд кодов. В то же время для 64 600 обувной отрасли выдано более 2 млрд кодов.
  • С 1 октября стартовала обязательная маркировка парфюмерии и фотооборудования. За первую неделю число введенных в оборот единиц парфюмерии выросло до 9 млн, то есть почти вдвое. В случае с фотоаппаратами в оборот ввели 63 000 товаров.
  • С 1 ноября станет обязательной маркировка шин. Пока в этой отрасли зарегистрировались более 5000 компаний. Они получили коды для 9 млн шин.

14.10.2020 362Отдел административной практики и контроля

На ярмарке изъята партия немаркированной обуви

Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области неоднократно информировало участников оборота обувной продукции, что 1 июля 2020 года стартовал обязательный этап маркировки обувных товаров. Участвовать в процессе маркировки должны все импортеры, производители, оптовые и розничные торговцы.

Продажа немаркированной обуви с 1 июля 2020 года ЗАПРЕЩЕНА!

Сотрудниками управления систематически осуществляется мониторинг за соблюдением законодательства, регламентирующего оборот обувной продукции на территории Липецкой области, по результатам которого установлено, что многие предприниматели игнорируют требования постановления Правительства РФ от 05 июля 2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» и продолжают продавать немаркированную обувь, о чем управление незамедлительно сообщает в Роспотребнадзор и районные прокуратуры г. Липецка для принятия соответствующих мер.

Очередное совместное мероприятие сотрудниками управления с сотрудниками управления Роспотребнадзора по Липецкой области проведено 14.10.2020. Было установлено, что на ярмарке, организованной и проводимой по адресу: г. Липецк, ул. Меркулова, д.2 осуществлялась розничная продажа обувной продукцией без маркировки. В результате сотрудниками Роспотребнадзора в отношении предпринимателя возбуждено дело об административной ответственности по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, немаркированная обувь изъята из оборота до рассмотрения судом административного материала по существу.

На сегодняшний день, сотрудниками Роспотребнадзора по сообщениям управления в отношении 14 предпринимателей возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, в рамках возбужденных дел арестовано 787 единиц обувной продукции на общую сумму 850 тыс. руб. Все материалы переданы для рассмотрения в суд. По состоянию на 14.10.2020 г. четыре предпринимателя осуществляющие продажу немаркированной обуви по решению суда привлечены к административной ответственности по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ в виде штрафа на общую сумму 20 тыс. руб. с конфискацией немаркированной обуви.

Прокуратурой Советского района г. Липецка по факту реализации немаркированной обуви возбуждено четыре административных дела, в рамках дел также изъята обувная продукция.

Управление обращает внимание, что подключение к системе «Честный Знак» — обязанность, а не право. Не исполнение данной обязанности и продажа немаркированной обуви влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

2020-10-14 at 15.41.48.jpeg

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

  • Статья 171. Незаконное предпринимательство

Комментарий к ст. 171.1 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок производства и оборота товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке.

Действующим законодательством предусмотрен перечень товаров и продукции, производство и реализация которых без их обязательной маркировки марками акцизного сбора и специальными марками запрещена. К ним относятся алкогольная продукция, табак и табачные изделия.

Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, производимые и реализуемые на территории нашего государства (за исключением поставок на экспорт), маркируются федеральными специальными марками , а указанная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками .

См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» // РГ. 2005. 28 дек.; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» // РГ. 1999. 23 июня.

См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» // РГ. 2005. 28 дек.; Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 «Об акцизных марках» // РГ. 1999. 11 сент.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, осуществление контроля за уплатой налогов. Указанные марки приобретаются в налоговых и таможенных органах.

Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза .

Пункт 5 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // РГ. 1995. 29 нояб.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

РГ. 2002. 31 дек.

Обязательная сертификация продукции, действующая в свое время , на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П была отменена Правительством РФ .

См. прекратившие свое действие Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» // РГ. 1993. 25 июня; Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок» // РГ. 1997. 28 мая.

См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 «Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок» // РГ. 2002. 13 февр.

На настоящий момент ст. 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» указывает, что объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и такое подтверждение проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

РГ. 2002. 31 дек.

Однако в действующем законодательстве РФ специальный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, отсутствует. Таким образом, положения ст. 171.1 УК РФ в этой части не применяются.

Предмет преступления — немаркированный товар и продукция, которая подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками.

Алкогольная — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более полутора процентов объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино) .

Статья 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // РГ. 1995. 29 нояб.

Табак и табачные изделия — это изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная .

Статья 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // РГ. 2001. 14 июля.

Объективная сторона преступления выражается в совершенных в крупном размере действиях с немаркированными товарами и продукцией, подлежащей обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок: 1) производство; 2) приобретение; 3) хранение; 4) перевозка; 5) сбыт.

Под производством немаркированных товаров и продукции понимается их серийное изготовление. Приобретение — это возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом. Хранение — это действия лица, связанные с владением этими предметами (например, в машине, на складе, в тайнике). Перевозка — это перемещение виновным немаркированных товаров и продукции из одного места в другое, совершенное с использованием любого вида транспорта (например, в машине, поезде, самолете). Сбыт — это любая форма возмездной или безвозмездной передачи этого имущества третьим лицам (например, продажа, обмен, дарение).

Деяние, связанное с производством, приобретением, перевозкой и сбытом, является оконченным в момент совершения любого из этих действий. Состав преступления формальный.

Хранение немаркированных товаров или продукции — это длящееся преступление. Ответственность наступает с момента начала хранения вне зависимости от его продолжительности.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером понимается стоимость немаркированных товаров и продукции, которая превышает двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Стоимость немаркированных товаров и продукции может определяться на основании соответствующих документов (например, договоры, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты проверочных закупок) заключением экспертизы.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» , если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК РФ.

РГ. 2004. 7 дек.

Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, квалифицируются по совокупности ст. 238 УК РФ.

Маркировка предметов рассматриваемого преступления поддельными марками акцизного сбора или специальными марками и последующее их хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 171.1 и ч. 2 ст. 327.1 УК РФ.

Маркировка продукции марками акцизного сбора или специальными марками, утратившими свою силу (старого образца), является уголовно наказуемым деянием по ст. 171.1 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает в крупном размере одно или несколько из указанных действий, и желает этого.

Производство, приобретение, хранение и перевозка немаркированных товаров и продукции без цели сбыта состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, не образует. Мотивы не имеют значение для квалификации, однако, как правило, это деяние совершается из-за корыстной заинтересованности.

Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Им может выступать индивидуальный предприниматель, руководитель организации или иное лицо.

Квалифицирующие признаки — совершение преступления организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) или в особо крупном размере.

За незаконное производство и оборот немаркированных товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками, не образующие крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ).

Судебная практика по статье 171.1 УК РФ

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 305П18

2 февраля 2017 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ (по факту изготовления неустановленными лицами в целях сбыта немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, в крупном размере, с использованием оборудования для производства и упаковки сигарет). В ходе осмотра места происшествия было обнаружено и изъято оборудование по производству сигарет.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2020 N 5-УД20-53

осужден по п. «а» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 300000 рублей.
Милевский Михаил Владимирович, … несудимый,

Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1424-О

Закрепленная частью первой.1 статьи 108 УПК Российской Федерации специальная норма, согласно которой заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой той же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации, является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 1863-О

Согласно части первой.1 статьи 108 УПК Российской Федерации заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой той же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации. Данная специальная норма уголовно-процессуального закона является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 N 328-О

Закрепленная частью первой.1 статьи 108 УПК Российской Федерации специальная норма, согласно которой заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой той же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации, является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 7

В данной норме установлен запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями 5 — 7 статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.4 УК РФ, без каких-либо других условий, а в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями 1 — 4 статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, — при условии, что эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 N 383-О

Согласно же части первой.1 статьи 108 данного Кодекса заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой этой же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации. Данная специальная норма уголовно-процессуального закона является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).