Счет 109

Бюджетные учреждения в рамках своей деятельности занимаются оказанием услуг населению (выполнение муниципального госзаказа). В связи с этим в единый План счетов был введён счёт № 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и соответствующие аналитические счёта 109.60, 109.70, 109.80 и 109.90.

109.60 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг

Здесь отражаются прямые расходы, влияющие на себестоимость конкретной услуги (работы, товара). К прямым можно отнести: начисление заработной платы, оплату страховых взносов, оплату материалов, аренду помещения, оплату транспорта и т.д. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.61. Учёт прямых расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

Обращаем ваше внимание, что счёт 109.61 в бюджетных учреждениях учитывает только затраты, которые необходимы для формирования себестоимости конкретной услуги. Если финансы идут на разные услуги, то они учитываются как накладные.

Счёт 109.60 в рамках деятельности по выполнению муниципального задания списывается в дебет счёта 401.20.200. Сформированную на счёте 109.60 себестоимость, оказанную за счёт собственных доходов, можно списывать в дебет счёта 401.10.130 (п. 296 Инструкции № 157н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26 декабря 2013 года №№ 02-07-007/57698, 42-7.4-05/2.3-870). Выбранный порядок закрепите в учётной политике.

109.70 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг

Накладные расходы в 109 счёт в бюджетном учреждении вписываются в тех случаях, когда определённая затрата покрывает сразу несколько оказываемых услуг. К накладным затратам можно отнести те же затраты, что и в случае с прямыми: выплату заработной платы, оплату аренды, транспорта, услуги связи т.д. Ключевое отличие – траты нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они применимы сразу к нескольким услугам. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.71. Учёт накладных расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

Закрытие счёта 109.70:

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.70.000.

109.80 Общехозяйственные расходы

Общехозяйственные расходы в счёте 109 в бюджетном учреждении могут учитывать различные траты, направленные на оплату управленческой деятельности (заработная плата руководящего состава, обеспечение транспортных услуг для управления предприятия и т.д.), а также часть материальной базы (канцелярия и т.д.). В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.81. Учёт в счёте 109 в бюджетных учреждениях общехозяйственных расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

К общехозяйственным расходам относятся общие затраты на функционирование предприятия, не направленные на покрытие затрат по конкретной услуге. Для закрытия счёта при распределении общехозяйственных расходов осуществляется проводка:

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.80.000.

Не распределяемые расходы отнесите на уменьшение финансового результата учреждения, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.80.200

109.90 Издержки обращения

Проводки по 109 счёту в бюджетном учреждении должны учитывать и расходы, относящиеся к группе «издержки обращения». Это прежде всего затраты, произведённые в результате реализации товара. Издержки обращения не влияют на себестоимость. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.91. Учёт расходов на издержки обращения осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730.

В деятельности муниципальных бюджетных учреждений может и вовсе не быть затрат на издержки обращения, в таком случае отражать их нет необходимости. При формировании проводок по счёту 109 в бюджетном учреждении будьте предельно внимательны. Бюджетное учреждение, получающее субсидии от государства, должно максимально полно и точно отражать все категории расходов – это необходимо для формирования будущего бюджета и размера субсидий. Закрытие счёта 109.90 происходит списанием издержек на финансовый результат – счёт 401.20, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.90.000.

Таким образом, мы рассмотрели, как ведётся учёт на производственных счетах в бухгалтерском учёте и как отражается учёт в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Важно!

Закрытие производственных счетов производить необходимо ежемесячно!

Относить расходы на финансовый результат согласно инструкциям!

Вопрос аудитору

По какому принципу автономное учреждение должно относить затраты на счета 401 20 и 109 00?

Счет 109 00 предназначен для формирования себестоимости готовой продукции, работ, услуг (п. 134 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

В соответствии с п. 58 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), для учета прямых затрат используется счет 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг». Все расходы, которые связаны с выполнением конкретного вида работ в рамках одного вида деятельности, относятся к прямым. Они сразу учитываются по дебету счета 109 60 (п. 134 Инструкции № 157н).

Если расходы по какому-либо виду деятельности нельзя отнести на один вид работ, услуг, применяется счет 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг». Он также используется для формирования себестоимости готовой продукции, работ, услуг. Расходы, относимые на этот счет, те же самые, что и на счете 109 60.

Собранные на счете 109 70 затраты распределяются на счет 109 60 на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения (п. 60 Инструкции № 183н).

Для учета общехозяйственных расходов используется счет 109 80 (п. 58 Инструкции № 183н). По дебету счета 109 80 учитываются затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (п. 135 Инструкции № 157н).

Общехозяйственные расходы за отчетный период (месяц) в части распределяемых затрат относятся на себестоимость выполненных работ, оказанных услуг (на счет 109 60). В части нераспределяемых затрат — списываются в расходы текущего финансового года на счет Х 401 20 ХХХ.

В то же время п. 66 Инструкции № 183н предусмотрено, что общехозяйственные расходы могут быть отнесены на уменьшение финансового результата на счет 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года».

В письмах Минфина России от 29.04.2019 № 02-07-10/31748, от 27.02.2019 № 02-06-05/12657 разъясняется, что на счет 401 10 общехозяйственные расходы могут быть отнесены в случае невозможности их распределения на себестоимость готовой продукции, работ, услуг или на расходы текущего финансового года.

В свою очередь, фактическая себестоимость, сформированная на счете 109 60, относится на уменьшение финансового результата в следующем порядке (п. 67 Инструкции № 183н):

    • в рамках иной приносящей доход деятельности по дебету счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
    • в рамках исполнения государственного (муниципального) задания по дебету счета 4 401 10 131 «Доходы экономического субъекта»;
    • в рамках оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по дебету счета 0 401 10 132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования».

К затратам, которые сразу можно списать в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (минуя счет 4 109 00 000), прежде всего, относятся расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества (абз. 4 п. 181 Инструкции № 183н). Непосредственно в дебет счета 4 401 20 200 могут списываться и другие расходы, если порядок формирования государственного (муниципального) задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость услуг. В остальных случаях подобных исключений не предусмотрено.

В рамках приносящей доход деятельности могут осуществляться расходы, которые не относятся к деятельности по оказанию услуг (выполнению работ, изготовлению продукции) и не участвуют в формировании себестоимости выполненных учреждением платных работ (оказанных услуг). К таким расходам относятся расходы, которые носят чрезвычайный (незапланированный, нерегулярный) характер и искажают (по оценке учреждения) себестоимость услуги, работы или продукции. Например:

    • пени и штрафы по налогам;
    • возмещение убытков и вреда;
    • нерегулярно выплачиваемые пособия и взносы на них;
    • оплата за счет КФО 2 любых работ, услуг или товаров, которые полностью предназначены для деятельности по выполнению задания.

Таким образом, непосредственно в дебет счета 2 401 20 000, минуя счет 2 109 00 000, могут быть отнесены расходы за счет средств от приносящей доход деятельности, не связанные с этой деятельностью. Перечень таких расходов необходимо установить в учетной политике.

Вход для клиентов

Как известно, по завершении финансового года в бухгалтерском учете учреждений подлежит закрытию ряд счетов. Напомним бухгалтерам, какие это счета, какими проводками отражаются операции по закрытию расчетов на них и как отразить данные действия в бухгалтерской годовой отчетности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ.

Согласно нормам п. 300 Инструкции № 157н, п. 122 Инструкции № 162н, п. 144, 156 Инструкции № 174н, п. 172, 184 Инструкции № 183н операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) таким образом:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Списание доходов на финансовый результат

– в части дебетового остатка

1 401 30 000

1 401 10 100*

0 401 30 000

0 401 10 100*

0 401 30 000

0 401 10 100*

– в части кредитового остатка

1 401 10 100*

1 401 30 000

0 401 10 100*

0 401 30 000

0 401 10 100*

0 401 30 000

Списание расходов на финансовый результат

1 401 30 000

1 401 20 200*

1 401 20 200*

1 401 30 000

0 401 30 000

0 401 20 200*

0 401 20 200*

0 401 30 000

0 401 30 000

0 401 20 200*

0 401 20 200*

0 401 30 000

Отражение сумм завершенных в финансовом году расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств)

1 401 30 000

1 304 04 000*

1 304 04 000*

1 401 30 000

0 401 30 000

0 304 04 000*

0 304 04 000*

0 401 30 000

0 401 30 000

0 304 04 000*

0 304 04 000*

0 401 30 000

Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств)**

1 401 30 000

1 304 06 830

1 304 06 730

1 401 30 000

0 401 30 000

0 304 06 830

0 304 06 730

0 401 30 000

0 401 30 000

0 304 06 000

0 304 06 000

0 401 30 000

Закрытие счетов расчетов с органами казначейства

1 401 30 000

1 210 02 000*

Списание расчетов по произведенным из бюджета платежам

1 304 05 000*

1 401 30 000

* По соответствующим статьям КОСГУ.

** В казенном учреждении счет 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» предназначен для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче активов и обязательств при создании бюджетного, автономного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года (п. 111.1 Инструкции № 162н).

В бюджетных и автономных учреждениях не формируются при завершении финансового года операции по незавершенным расчетам по принятию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемым в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, отраженным на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 184 Инструкции № 183н, п. 156 Инструкции № 174н).

При заполнении бухгалтерской справки (ф. 0504833) необходимо учесть следующие моменты:

1) главному бухгалтеру учреждения (руководителю структурного подразделения) нужно заполнить раздел «Отметка о принятии бухгалтерской справки к учету» с одновременным отражением бухгалтерских записей в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

2) при формировании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в случаях, если в первичных (сводных) учетных документах, в том числе представленных в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, отсутствует возможность проставления отметки о принятии их к учету и отражения бухгалтерских записей, указываются наименование первичного документа, основание, номер, дата и наименование хозяйственной операции.

Автономным учреждением культуры за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в текущем году были приобретены и использованы ткань и нитки, учитываемые на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», на сумму 85 000 руб. Согласно учетной политике учреждения указанные расходы не формируют себестоимость услуг.

Необходимо по данному виду расходов отразить заключение счетов по итогам финансового года.

В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны в текущем году материальные запасы

4 401 20 272

4 105 36 000

85 000

Списаны расходы на финансовый результат

4 401 30 000

4 401 20 272

85 000

Бюджетное учреждение культуры в 2017 году передало своему филиалу оборудование, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, первоначальная стоимость – 100 000 руб., амортизация – 20 000 руб. Оно не относится к особо ценному имуществу.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете учреждения

Передано оборудование от учреждения филиалу по первоначальной стоимости

2 304 04 310

2 101 34 410

100 000

Переданы амортизационные начисления по оборудованию

2 104 34 410

2 304 04 310

20 000

Заключены счета в конце года

2 401 30 000

2 304 04 310

80 000

В учете филиала

Получено оборудование

2 101 34 310

2 304 04 310

100 000

Получены амортизационные начисления

2 304 04 310

2 104 34 410

20 000

Заключены счета в конце года

2 304 04 310

2 401 30 000

80 000

У казенного учреждения (МКУК «Библиотека») на 1 января 2018 года сформировались следующие остатки:

Номер счета

Дебет

Кредит

1 401 20 211

2 000 000

1 401 20 213

500 000

1 401 20 223

32 000

1 401 20 225

6 000

1 401 10 130

55 000

1 210 02 130

55 000

По завершении финансового года данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны расходы на финансовый результат в конце года:

– на выплату заработной платы;

1 401 30 000

1 401 20 211

2 000 000

– на уплату страховых взносов;

1 401 30 000

1 401 20 213

500 000

– на оплату коммунальных услуг;

1 401 30 000

1 401 20 223

32 000

– на содержание имущества

1 401 30 000

1 401 20 225

6 000

Списаны доходы, полученные от оказания платных услуг

1 401 10 130

1 401 30 000

55 000

Закрыты расчеты с органами Казначейства

1 401 30 000

1 210 02 130

55 000

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

У бюджетных и автономных учреждений в составе форм годовой отчетности формируется справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – справка (ф. 0503710)) (п. 31 Инструкции № 33н).

Справка (ф. 0503710) отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе:

  • деятельности с целевыми средствами;
  • деятельности по государственному заданию;
  • приносящей доход деятельности.

Указанная форма заполняется к балансу государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов:

  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

При этом в графах 2 – 5 справки (ф. 0503710) отражается сумма показателей, сформированных на приведенных счетах до проведения заключительных операций, в графах 6 – 13 – сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря (по завершении отчетного финансового года).

Консолидированная справка (ф. 0503710). Головное учреждение формирует консолидированную справку (ф. 0503710) на основании справок (ф. 0503710), представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей, отраженных в графах 2 – 13 по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

Исключаются из свода взаимосвязанные обороты в части операций по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и обособленными подразделениями в следующем порядке: по соответствующим номерам аналитических счетов счета 0 304 04 000 (графы 2, 7, 10; 3, 6, 11 и 4, 9, 12; 5, 8, 13 консолидированной справки (ф. 0503710) согласно показателям в графах 4, 5 справок (ф. 0503725) по коду счета 0 304 04 000) обособленных подразделений по деятельности с целевыми средствами и приносящей доход деятельности.

Образец заполнения справки (ф. 0503710)

БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

Казенные учреждения формируют в конце финансового года в составе баланса (0503130) справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее – справка (ф. 0503110)) (п. 43 Инструкции № 191н). Она отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2).

Раздел 2 справки (ф. 0503110) получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета не формируется (п. 44 Инструкции № 191н).

Казенное учреждение – получатель бюджетных средств составляет разд. 1 справки (ф. 0503110) на основании данных по соответствующим кодам счетов:

  • 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Показатели, сформированные по данным счетам до проведения заключительных операций, отражаются в графах 2, 3 справки (ф. 0503110), а сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, – в графах 4 – 9 справки (ф. 0503110).

Образец заполнения справки (ф. 0503110)

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ.

На сайте Федерального казначейства размещены контрольные соотношения для показателей бухгалтерской отчетности (и отчетность), отражены контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Приведем контрольные соотношения для проверки заполнения:

  • справки (ф. 0503710):
  • справки (ф. 0503110):

Строка

Графа

Соотношение

Строка

Графа

*

=

*

*

=

*

*

=

*

*

=

*

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Каков порядок формирования бюджетным учреждением сумм сформированных резервов на счете 109.61 по видам деятельности «2», «4 «и «5»?

9 февраля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учреждении начисление резервов предстоящих расходов в корреспонденции со счетом 0 109 00 000 необходимо отражать в следующем порядке:
— по КФО «2» счет 0 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 2 401 60 000, если резервы формируют фактическую себестоимость платной услуги (работы) оказываемой учреждением;
— по КФО «4» счет 4 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 4 401 60 000, если резервы формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания;
— по КФО «5» счет 5 109 60 000 не применяется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит использование счета 109 00 в зависимость от вида деятельности учреждения. Данный счет обязательно должен использоваться, если бюджетное учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию, в том числе в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 02-07-10/51652), деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания.
Основное предназначение счета 109 00 заключается в формировании фактической себестоимости услуги (работы) и ее сравнении с плановой (нормативной) себестоимостью этих услуг, расчетом нормативных затрат в целях анализа эффективности деятельности учреждения и принятия соответствующих решений.
Таким образом, в части отнесения расходов, осуществленных в рамках деятельности по выполнению задания (КФО 4), а также в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) применение счета 109 00 является обязательным в том случае, если конкретные затраты формируют себестоимость продукции, работы или услуги. При этом конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
В свою очередь, расходы, произведенные за счет средств субсидии на выполнение задания или приносящей доход деятельности, но не формирующие себестоимость работ, услуг (готовой продукции), подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года, т.е. на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Кроме того, субсидии на иные цели предоставляются бюджетному учреждению в соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ на определенную цель, не связанную напрямую с выполнением заданного объема государственного (муниципального) задания. Соответственно, в бюджетных учреждениях расходы, источником финобеспечения которых являлись субсидии на иные цели, следует списывать в дебет счета 5 401 20 000 (п. 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» относительно расходов, понесенных учреждением за счет полученных средств субсидии на иные цели, не применяется.
Данный общий подход применяется и при отнесении расходов на конкретный счет при формировании резервов предстоящих расходов.
Так, информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, учитывается на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Отметим, что действующим законодательством не установлено жесткое правило в отношении видов и порядка формирования резервов. Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н на счете 401 60 могут отражаться, например, такие резервы, как:
— на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
— на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
— расходных обязательств, возникающих при реструктуризации деятельности учреждения;
— расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке;
— по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов и т.д.
Перечень возможных резервов не является закрытым. Конкретные виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления (корректировки) в учете резервов предстоящих расходов следует определить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Согласно п. 160.1 Инструкции N 174н начисление резервов отражается по кредиту счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в разрезе кодов видов финансового обеспечения в корреспонденции со счетами 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
При этом Инструкцией N 174н прямо предусмотрена проводка по начислению сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным разбирательствам), а именно в корреспонденции со счетом 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Данный факт связан прежде всего с тем, что подобные расходы, как правило, не предусматриваются при расчете плановой себестоимости услуги, выполненной работы, и отнесение затрат при формировании резервов по таким расходам на счет 109 00 может исказить себестоимость соответствующей услуги (работы). Вместе с тем если какие-то из указанных расходов были заложены при формировании плановой себестоимости оказываемой услуги (выполненной работы), то в таком случае формирование указанного резерва целесообразно осуществлять с использованием счета 109 00, закрепив такую возможность в учетной политике бюджетного учреждения.
В отношении иных резервов, создаваемых в бюджетном учреждении каких-либо ограничений Инструкцией N 174н не предусмотрено. Поэтому при выборе корреспондирующего счета при формировании резерва следует исходить только из общего правила: формируют ли расходы по созданным резервам себестоимость оказываемой услуги (выполненной работы), или нет. Конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина