Решение о предстоящем исключении

Содержание

Как юридическому лицу не исчезнуть из ЕГРЮЛ?

Сурков А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Выявляя несоответствие заявленных сведений действительности, ИФНС предварительно вносит надлежащую запись в ЕГРЮЛ. Эта запись впоследствии может стать основанием для окончательного исключения компании из реестра. Единственная возможность предотвратить такой исход – вовремя отреагировать на отметку о недостоверности и предоставить корректную информацию в регистрирующие органы.

Основания для исключения юрлиц из ЕГРЮЛ

В силу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации ЮЛ, лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра:

  • не представляло документы отчетности, предусмотренные налоговым законодательством;

  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Эти же критерии недействующего ЮЛ поименованы в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При наличии одновременно обоих признаков недействующего ЮЛ регистрирующий орган (ИФНС) принимает решение о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Порядок принятия такого решения ИФНС определен нормами названной статьи (но об этом чуть позже).

Важная деталь: обозначенное решение не принимается, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве ЮЛ, а также проводимых в отношении него процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Предусмотренный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ применяется также в случаях (п. 5):

а) невозможности ликвидации лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Гарантии для заинтересованных лиц

Исключение ЮЛ из ЕГРЮЛ по решению ИФНС осуществляется с учетом предусмотренных п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Суть гарантий, предусмотренных в п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заключается в следующем.

1. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение 3 дней с момента принятия ИФНС такого решения.

Напомним: сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ должны публиковаться в выше­упомянутом журнале.

2. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим ЮЛ, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Обратите внимание: В целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (в том числе сведений о принятии ИФНС решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ, об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ) ФНС в системе межведомственного электронного взаимодействия размещает вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Также возможность получения из ЕГРЮЛ сведений обеспечена посредством электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС. Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у ЮЛ признаков недействующего лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает (Письмо ФНС России от 02.04.2019 № ГД-18-14/208@).

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся предстоящего исключения недействующих (по мнению налоговиков) ЮЛ из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Порядок обжалования решения ИФНС о предстоящем исключении

Заявления, которые подаются заинтересованными лицами, должны быть мотивированными и могут направляться или представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, в срокне позднее чем 3 месяца со дня опубликования (в журнале «Вестник государственной регистрации») решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Обратите внимание: В Определении ВС РФ от 12.02.2019 № 304-КГ18-18451 по делу № А46-24009/2017 отмечено, что предусмотренный п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ трехмесячный срок для направления заявления не является пресекательным.

Эти заявления могут быть направлены или представлены в ИФНС следующими способами (п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • лично (при предъявлении документа, удостоверяющего личность лица, подающего возражения);

  • через представителя ЮЛ (при предъявлении нотариально заверенной доверенности или ее копии);

  • почтовым отправлением (подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного ЮЛ в этом случае должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);

  • в электронной форме по каналам ТКС (в этом случае заявление должно быть подписано посредством электронной подписи; если это не будет сделано, ИФНС вправе оставить ее без рассмотрения – см. Письмо ФНС России от 28.03.2018 № СА-4-9/5832@).

В случае подачи мотивированного возражения решение об исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ не принимается.

Если в течение 3-месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, ИФНС исключает недействующее ЮЛ из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы были затронуты в связи с исключением ЮЛ из ЕГРЮЛ, могут обжаловать действия ИФНС в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ). Причем само по себе обращение заинтересованных лиц в суд в этот срок не означает, что исключение ЮЛ из реестра будет признано неправомерным.

Обратите внимание: само ЮЛ оспаривать исключение из ЕГРЮЛ не вправе, поскольку с момента внесения в реестр записи об исключении правоспособность ЮЛ прекращается (п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона № 129-ФЗ). По той же причине не вправе обращаться в суд с исковыми требованиями к ИФНС и руководитель ЮЛ как исполнительный орган. Но если директор одновременно является участником ЮЛ, он вправе подать иск в качестве учредителя, интересы которого были затронуты исключением ЮЛ из реестра.

Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ

Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые преду­смотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).

Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.

К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Если эти подозрения окажутся справедливыми, ИНФС вправе внести в реестр запись о недостоверности сведений о ЮЛ. Впоследствии такая запись (как упоминалось ранее) может стать основанием для исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Кроме того, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о ЮЛ может быть осуществлено в отношении:

  • сведений об учредителях (участниках) ЮЛ;

  • сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЮЛ (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ);

  • иных сведений, предусмотренных пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ.

Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

Следует учесть, что появление в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений возможно только по результатам соответствующей проверки со стороны ИФНС.

К сведению: порядок проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Основанием для назначения такой проверки является заявление заинтересованного лица. Она осуществляется в срок не более 1 месяца, следующего за истечением 7 рабочих дней со дня получения указанного заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 2 месяцев (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверки ИФНС установит недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, она направит проверяемому лицу (а также его учредителям и (или) участникам и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного ЮЛ), уведомление о необходимости представления в ИФНС достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

В свою очередь, ЮЛ обязано в течение 30 дней с момента направления данного уведомления сообщить в ИФНС соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если ЮЛ не исполнит эту обязанность в указанный срок или представит документы, не подтверждающие достоверность сведений, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем (см. также Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Обратите внимание: Инспекция не обязана проверять наличие у исключаемого из реестра ЮЛ неисполненных обязательств перед третьими лицами (за исключением информации об открытом исполнительном производстве). Взыскатели задолженности исключаемого из реестра лица, учитывая полномочия ИФНС, могут и должны сами контролировать действия ИФНС, которые она проводит в отношении должника (см. Постановление АС СЗО от 08.04.2019 № Ф07-1798/2019 по делу № А56-67726/2018).

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ предшествует процедура, в рамках которой данное лицо может устранить возникшие у ИФНС обоснованные сомнения в достоверности сведений о нем, включенных в ЕГРЮЛ (см. Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Но если такая запись в реестре все же появилась, отчаиваться не нужно: это не окончательный приговор, а предупреждение. И у ЮЛ еще достаточно времени для исправления ситуации.

Как убрать из ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений?

Скорректировать имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, ЮЛ на основании пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ может в течение 6 месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи. То есть до начала процедуры его исключения из ЕГРЮЛ.

Кроме того, ЮЛ вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и в ходе процедуры исключения его из реестра. Данное право следует из п. 3, 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-12-13/95934). Для этого ему нужно представить в ИФНС мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (порядок подачи такого заявления рассмотрен выше).

Подведем итоги. Во избежание проблем ЮЛ имеет смысл периодически «мониторить» сведения о себе и своих главных контрагентах в ЕГРЮЛ (на предмет наличия записей о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, или о грядущем исключении из ЕГРЮЛ). При появлении подобной записи в отношении самого ЮЛ оно вправе уточнить сведения о себе (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Если запись о недостоверности информации появилась в отношении контрагента организации, следует готовить аргументы и доказательства того, что компания-партнер на момент заключения договора была благона­дежной фирмой и при заключении сделки организация проявила должную осмотрительность. При этом нужно соблюсти установленный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ срок подачи заявления в суд.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Судебная ликвидация

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Форма ликвидации

Ответственность учредителей по долгам общества

Расходы на ликвидацию

Добровольная ликвидация

Отсутствует

За счет имущества ООО

Банкротство

Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве

Солидарно, за счет учредителей

Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ)

Отсутствует

Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Подпишитесь на рассылку

При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

***

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

Как вернуть исключенную организацию в ЕГРЮЛ

Неправомерное исключение организации налоговой службой из ЕГРЮЛ — явление нередкое. Если ваша компания ведет хозяйственную деятельность, но вы узнали, что ей присвоен статус недействующей, вы можете отменить решение ФНС через суд. Рассмотрим пример такого дела.
19.09.2019 Арбитражный суд Сахалинской области рассмотрел дело по обращению директора ООО «Старатель» к ФНС Сахалинской области. Истец просил признать незаконным следующее:

  • Запись в ЕГРЮЛ от 20.06.2018 о недостоверности данных о местонахождении ООО «Старатель»;
  • Решение налоговой службы об исключении неактивной организации ООО «Старатель» из ЕГРЮЛ;
  • Запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО «Старатель» в связи с имеющимися недостоверными данными.

По словам представителя юр. лица, инспекция неправомерно внесла в ЕГРЮЛ запись о неверности данных о местонахождении компании и незаконно приняла решение об исключении ЮЛ на этом основании. Решение было принято после получения письма от администрации Южно-Сахалинска, в котором сказано об отсутствии ЮЛ на месте. При этом истец указывает, что организация располагается в здании, которое принадлежит ему на праве собственности.
Заявитель считает, что налоговая должна была провести проверку достоверности информации о месте нахождения организации. Кроме того, ФНС должна была направить уведомление руководителю ООО «Старатель» для получения достоверных данных.

Как доказать хозяйственную деятельность юр. лица

Доказательством того, что компания действует, является следующее:

  • Документы по налоговой отчетности. ООО «Старатель» в отчетные периоды уплачивало налоги, в т.ч. на имущество;
  • Хозяйственная деятельность подтверждается активами: земельными участками, нежилыми помещениями и зданиями, движимым имуществом;
  • Компания принимала участие в рассмотрении судебных дел.

Поиск информации о деятельности компании на сайтах судебных органов, запросы в Росреестр — узнать о хозяйственной деятельности общества можно разными способами.

Позиция налоговой

Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.
В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.
Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.

История спора

В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.
18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.
После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.
На основании п. 5 ст. 21.1 129-ФЗ налоговая внесла запись о предстоящем исключении ООО и опубликовала решение в Вестнике государственной регистрации. Исправить ситуацию могли заявления от юр. лица, кредиторов. Однако документы в течение 3 месяцев в ФНС не поступили. Поэтому 15.05.2019 ФНС исключила юр. лицо из ЕГРЮЛ.

Сроки подачи заявлений

По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.
Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.
Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:

  • Противоречие документа положениям законодательства;
  • Нарушение прав граждан или юр. лиц.

В соответствии с АПК РФ, правомерность ненормативных документов оценивается на день принятия такого документа.

Проверка достоверности

Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.
Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.
Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.

Исключение из ЕГРЮЛ

Ст. 21.1 129-ФЗ предусматривает исключение организации из реестра по причине имеющихся в реестре недостоверных сведений. Решение об исключении юр. лица из реестра публикуется в печатном СМИ в течение 3 месяцев с даты принятия решения. Закон позволяет после такой публикации заинтересованным лицам, учредителям, кредиторам юр. лица обратиться в налоговую с заявлением о предоставлении достоверных сведений. В таком случае решение об исключении отменяется. В случае непоступления заявления заинтересованных лиц ФНС исключает недействующую организацию из реестра.

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.
Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.
Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.

Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.
В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.
Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.
То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.
Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.

Данные документы свидетельствуют об осуществлении хозяйственной деятельности в период с 2018 по 2019 год. Кроме того, налоговая привлекала ООО «Старатель» к административной ответственности и выставляла требования об уплате налога на имущество после исключения юр. лица из ЕГРЮЛ. Данный факт говорит о противоречивости действий ФНС в отношении ООО.
Таким образом, юр. лицо является действующей организацией и не прекращало деятельность. На основании такого вывода суд отменил решение налоговой об исключении юр. лица из ЕГРЮЛ.

Формы типовых документов

Заявление об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
Форма № Р38001

Вопрос-ответ

Вопрос: «Фирму закрыли за недостоверность сведений. Она не успела закончить процедуру оформления договора аренды. Постановление получили и все. Как теперь восстановить фирму быстро, что бы заключить договор?» Ответ: Открытие и закрытие любого юридического лица происходит через налоговую службу. Так как в постановлении указана именно причина, которая озвучена в вопросе, то открыть фирму снова не составит труда. Нужно заново собрать пакет документов, приплюсовав те документы, которые были не достоверными и отправится в налоговую инспекцию. На исправление недостоверной информации ФНС дает 10 дней, с момента направления уведомления на юр. адрес фирмы. Если за 10 дней юр.лицо не устраняет недостатки, то начинается процесс ликвидации принудительно.
В соответствии со статьей Гражданского кодекса РФ 606, арендодатель обязуется предоставить арендатору своё имущество (в данном случае речь идет про недвижимость), которое находится у него в собственности за определенную плату и на определенный срок. Так как договор остался на стадии обсуждения, то есть не состоялась фактическая передача недвижимости, и он не был подписан сторонами, то такой договор юридической силы не имеет. Если арендодатель по-прежнему желает заключить с Вашей будущей фирмой договор аренды, то регистрируйте юр.лицо и заключайте новый договор. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей ГК РФ 609 п.2, долгосрочный договор аренды подлежит государственной регистрации. Вопрос: «Как написать возражение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с недостоверными данными об адресе» Ответ: Юридическая практика показывает, что налогоплательщик, который указал при регистрации ЮЛ недостоверные сведения в части адреса своего местонахождения может быть исключен из ЕГРЮЛ по односторонней инициативе налогового органа (ст. 21 гл. VIII ФЗ от 08.08.2001 г. №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.
Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке. Юридическая практика показывает, что налогоплательщик, который указал при регистрации ЮЛ недостоверные сведения в части адреса своего местонахождения, может быть исключен из ЕГРЮЛ по односторонней инициативе налогового органа (ст. 21 гл. VIII ФЗ от 08.08.2001 г. №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.
Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке. Вопрос: «Исключили из ЕГРЮЛ по несоответствию юр адреса, заполнил 14 форму, сегодня по ней пришел отказ — ФНС предлагает обжаловать. Что делать дальше?» Ответ: ФНС в своём письме от 25.06.2014 г. № СА-4-14/12088 (оно актуально и на сегодняшний день) даёт единую практику применения при выявлении налоговыми органами недостоверности сведений об адресе. Письмо можно найти в общем доступе. Кстати, судебная практика показала, что есть случаи, когда обжалование постановления ФНС приносило свои плоды.
Вы указали, что заполнили форму Р 14001 для внесения изменений, но, к сожалению, не указали, что Вы приложили помимо этой формы, чтобы доказать, что адрес Вашего юридического лица на этот раз верный. В качестве доказательства могут быть приложены документы на аренду или иное право на объект недвижимости, в котором Ваша фирма располагается, фото вывески и другой атрибутики, которая показывает, что это Ваша организация.
Если таких подтверждений нет и кроме того, ФНС провела дополнительную проверку по Вашему адресу (новому или подтверждение старого) и не было обнаружено новых доказательств, то налоговая инспекция имеет право отказать в изменении сведений. Помимо этого, в соответствии со статьей 14.25 п.4 КоАП РФ, на Вас составляется административный протокол и назначается штраф.
В Вашей ситуации есть два пути. Первый, если у Вас есть документальные доказательство того, что адрес юридического лица верный и Вы на самом деле осуществляете по нему свою деятельность, можете обжаловать отказ ФНС. Но если Вы знаете, что налоговая служба права, то смысла в обжаловании нет. Вопрос: «Как узнать что ЮЛ исключено из ЕГРЮЛ?» Ответ: Всё, что касается исключения юридического лица из базы ЕГРЮЛ, определено в ФЗ №-129 от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Есть два вида исключения. Первый и самый безопасный для дальнейшей судьбы любых предпринимателей, когда юридическое лицо прекращает свою деятельность, то есть добровольно слагает свою деятельность перед всеми организациями, с которыми требовалось сотрудничество по закону. Второй случай, когда налоговые органы используют административный порядок исключения. В любом случае, данные по исключению публикуются в «Вестнике государственной регистрации». Можно посмотреть публикации Вестника, если точно знаете, когда было исключено ЮЛ. Но, есть более доступный способ, которым я рекомендую воспользоваться. Заходите на сайт ИФНС в раздел «Риски бизнеса» и там можно посмотреть публикации «Вестника государственной регистрации». Если интересует причина, то она одна — не предоставление о себе сведений или предоставление ложных сведений за отчетный период.