Реклама налогов

Налог с рекламы: как правильно начислить и уплатить

К числу местных налогов и сборов помимо всего прочего отнесен и налог с рекламы. С ним сталкиваются все субъекты хозяйствования, решившие заняться рекламной деятельностью. И хотя суммы его, как правило, небольшие, порядок начисления, уплаты и отражения в учете налога с рекламы вызывает немало трудностей. Об основных особенностях взимания данного налога и пойдет речь в предлагаемой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Объект налогообложения

Прежде чем мы перейдем к объекту обложения налогом с рекламы, вначале напомним, что такое реклама. Согласно

Закону о рекламе рекламой считается информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная формировать или поддерживать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара.

Однако не вся информация, представляющая собой рекламу, должна облагаться налогом с рекламы. Действующий порядок налогообложения рекламы, установленный

Декретом № 56-93, определяет необходимость уплаты налога с рекламы со всех видов объявлений и сообщений, передающих информацию с коммерческой целью с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах. При этом объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установление и размещение рекламы .

В то же время нельзя забывать о том, что налог с рекламы относится к местным налогам и сборам, порядок уплаты которых устанавливается органами местного самоуправления (

ст. 18 Декрета № 56-93). Поэтому при решении вопроса о наличии объекта налогообложения необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми актами, принятыми на местном уровне, в частности с Положением о налоге с рекламы.

Должны предупредить, что в большинстве случаев они расширяют понятие объекта налогообложения. Так, например, в

Положении о налоге с рекламы, утвержденном решением Запорожского городского совета четвертой сессии XXIV созыва от 05.09.2002 г. № 11, объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установке и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), в том числе работы, которые выполняются хозяйственным способом. Однако несмотря на то что такое решение в некоторой степени не совпадает с положениями Декрета № 56-93, не учитывать местные особенности не получится. Тем более, что налоговики высказываются по этому вопросу довольно противоречиво. Например, в письме от 23.02.2004 г. № 91/4/13-1114 они выступают за уплату налога при самостоятельном размещении рекламы. В нем, в частности, было указано следующее: «В случае когда газета размещает на своих страницах собственную рекламу, она должна начислять налог с рекламы из расчета тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов со сторонними организациями. Если газета размещает только собственную рекламу и тарифов на размещение рекламы не существует, то она должна рассчитать налог из расчета себестоимости изготовления печатного средства пропорционально удельному весу от занятого рекламой места». А в письме ГНА г. Киева от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508* // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80 говорится уже о том, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено. Здесь же налоговики справедливо отметили, что если услуги по установлению и размещению рекламы предоставляются бесплатно , то объекта налогообложения в этом случае нет. Кстати, что касается бесплатно предоставленных рекламных услуг, то аналогичное мнение представители главного налогового ведомства высказали также в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 32, с. 30.

* Обратите внимание: разъяснение подготовлено ГНА в г. Киеве, а киевское Положение о налоге с рекламы упоминаний о саморекламе как раз не содержит. В соответствии с ним объектом налогообложения является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы, в том числе и плата за право временного использования мест для расположения объектов наружной рекламы и рекламы на транспорте в г. Киеве.

И еще один момент. Для целей налогообложения согласно

Закону о рекламе не считаются рекламой:

— размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке (

ч. 7 ст. 8);

— вывески и таблички с информацией о зарегистрированном названии лица, знаки для товаров и услуг, принадлежащие этому лицу, вид его деятельности (если он не следует из зарегистрированного наименования лица), время работы, размещенные на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование помещения, на наружной поверхности здания или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится такое помещение, возле входа (

ч. 6 ст. 9).

Кроме того, действие

Закона о рекламе не распространяется на отношения, связанные с распространением информации, обязательность размещения и обнародования которой определена другими законами (например, информации, которая предоставляется в обязательном порядке согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII), а также на объявления физлиц, не связанные с предпринимательской деятельностью. Предоставляя услуги по изготовлению и размещению всей вышеперечисленной информации, налог с рекламы начислять не нужно.

Под обложение налогом с рекламы не подпадает и

социальная реклама (ст. 12 Закона о рекламе и ст. 11 Декрета № 56-93). Напомним, что такой рекламой считается информация любого вида, распространенная в любой форме, направленная на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получение прибыли.

Плательщики налога с рекламы

В соответствии со

ст. 11 Декрета № 56-93 плательщиками налога с рекламы являются юридические лица и граждане. При этом налог они уплачивают во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы.

В свою очередь лицо, предоставляющее услуги по установлению и размещению рекламы, обязано удержать и перечислить этот налог в бюджет. Причем сделать это оно обязано в периоде получения оплаты за свои услуги (

ч. 5 ст. 11 Декрета № 56-93). Если же такое лицо (распространитель рекламы) в течение отчетного периода только установило или разместило рекламу, но еще не получило плату за услуги, то налоговые обязательства по налогу с рекламы в таком отчетном периоде у него не возникают. Отрадно, что с этим согласны и представители главного налогового ведомства, о чем свидетельствует консультация, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 32, с. 30.

Однако мы должны предупредить наших читателей, что в местных положениях о налоге с рекламы может быть установлен иной порядок исчисления и уплаты налога, например,

по факту оказания услуг. В таком случае обязательства по налогу с рекламы у распространителя рекламы возникнут на дату признания дохода в бухгалтерском учете, а именно на дату фактического предоставления результатов работ (услуг) рекламного характера.

Как рассчитать сумму налога с рекламы

Предельный размер налога с рекламы установлен

ст. 11 Декрета № 56-93. В частности, там сказано, что он не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время. Обратите внимание: ст. 11 Декрета № 56-93 устанавливает не конкретные, а предельные размеры ставок налога с рекламы. Точные размеры ставок определяют органы местного самоуправления, поэтому в разных регионах Украины они могут быть разными.

При этом заслуживает внимания тот факт, что если рекламодатель, находящийся в одном населенном пункте (с одной утвержденной ставкой налога с рекламы), поручает рекламной компании, находящейся в другом населенном пункте (с другой утвержденной ставкой налога с рекламы), разместить свои рекламные материалы, то

налог взимается по ставке, утвержденной на той территории, где находится рекламная компания. На это обращали внимание представители главного налогового ведомства в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 32, с. 30.

Исчисляют налог со

стоимости услуг без учета НДС. Что касается самого НДС, то база обложения этим налогом определяется согласно п. 4.1 Закона об НДС. Напомним, что в соответствии с нормами упомянутого пункта база налогообложения операций по поставке товаров (услуг) рассчитывается исходя из договорной (контрактной) стоимости по свободным ценам, но не ниже обычных цен с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (за некоторыми исключениями) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Поэтому налог с рекламы в базу обложения НДС не включается.

Итак, в общем случае базой обложения НДС и налогом с рекламы будет одна и та же величина — договорная стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Несовпадение может возникнуть разве что в случае, когда база обложения НДС определяется по обычным ценам, которые не соответствуют фактической стоимости оказанных услуг.

И еще один момент. Формой налоговой накладной для налога с рекламы отдельная строка не предусмотрена. На наш взгляд, для отражения такого налога можно использовать

раздел III «Возвратная (залоговая) тара». Для этого в названии раздела после слова «тара» через запятую необходимо дописать «налог с рекламы» и указать его сумму в графе 11. Таким образом, в разделе VII «Общая сумма с НДС» будет указана общая стоимость рекламных услуг с учетом налога с рекламы.

Одноразовая и долговременная реклама: определяемся с понятиями

Как мы только что выяснили, выбор конкретной ставки налога с рекламы напрямую зависит от того, является реклама одноразовой или долговременной. Вместе с тем расшифровки таких понятий, как одноразовая или долговременная реклама, нет ни в одном общегосударственном документе. Поэтому, на наш взгляд, при решении вопроса о том, к какому виду рекламы относятся те или иные рекламные услуги, необходимо исходить из:

1) критериев классификации рекламных услуг, установленных местными положениями о налоге с рекламы;

2) условий договора о предоставлении услуг на установку и размещение рекламы;

3) того, каким образом и на каком носителе размещена реклама заказчика.

Рассмотрим по порядку каждый из этих факторов.

Критерии классификации рекламных услуг, закрепленные в Положении о налоге с рекламы различных городов Украины, могут значительно отличаться друг от друга. Так, например, для налогоплательщиков г. Керчи

одноразовой рекламой считается опубликование в одном номере газеты, журнала, передача по радио и телевидению в течение дня. Многоразовой или длительной рекламой является опубликование в двух или более номерах газет, журналов, передача рекламы по радио и телевидению продолжительное время.

Если же мы обратимся к действующему положению о налоге с рекламы г. Запорожья, то увидим, что в нем к одноразовой рекламе приравнивают любую рекламу, размещенную на срок, не превышающий 6 месяцев. Соответственно долговременной считается реклама, размещенная на срок от 6 месяцев до одного года и на протяжении одного календарного месяца в средствах массовой информации.

Итак, прежде чем принять решение о том, к какому виду рекламы относятся оказываемые услуги (одноразовой или долговременной), необходимо внимательно изучить положение о налоге с рекламы, действующее в вашем регионе. Если же специальных указаний по этому поводу в нем нет (примером тому является

Положение о налоге с рекламы, утвержденное решением Киевсовета от 24.04.2003 г.), то ориентироваться придется на второй фактор — условия договора на установку и размещение рекламы. Так, например, если по условиям договора рекламная информация печатается в средствах массовой информации только один раз (в одном номере журнала, газеты и т. п.) либо транслируется один раз по радио/телевидению, то в такой ситуации речь идет об одноразовой рекламе. Если же такая информация размещается в газетах или транслируется по радио/телевидению несколько раз в течение определенного периода времени, то такая реклама считается многоразовой.

Своеобразной подсказкой в решении вопроса о классификации рекламных услуг может быть информация о том, на каком носителе размещена реклама заказчика. Безусловно, к многоразовой рекламе можно отнести рекламу, расположенную на рекламных щитах, призматронах, транспортных средствах или интернет-сайтах. А вот распространение рекламной информации через буклеты, проспекты, листовки, плакаты будет считаться одноразовой рекламой.

Таким образом, все три фактора необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, поскольку каждый из них определенным образом влияет на принятие решения об отнесении рекламных услуг к одноразовой или долговременной рекламе. Аналогичного мнения придерживаются и представители главного налогового ведомства, которые согласны с тем, что классифицировать рекламу по сроку действия можно только путем анализа условий договора, самих рекламных носителей и рекламного материала с учетом требований решения органа местного самоуправления (консультация, опубликованная в журнале «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2009, № 43, с. 8).

Реклама в месте продажи

Для того чтобы привлечь внимание покупателей, предприятия подчас

выставляют рядом со своими офисами и магазинами стенды, пиллоны, стеллы, содержащие фирменные логотипы, а также информацию о предлагаемых товарах и услугах. Нужно ли рассматривать такие сооружения в качестве рекламы? И должно ли предприятие уплачивать налог с рекламы за их размещение?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, вначале напомним, что же такое реклама. Согласно

ст. 1 Закона о рекламе рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная формировать или поддерживать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара.

Вместе с тем

п. 7 ст. 8 этого же Закона установлено, что размещение информации о товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, рекламой не считается. Толкование этой нормы можно найти в письме Комитета ВР Украины по вопросам свободы слова и информации от 01.10.2003 г., где говорится о том, что в данном случае речь идет об информации о товаре и/или его производителе, которая объективно необходима потребителю для осуществления сознательного выбора товара, его надлежащего использования, защиты своих потребительских прав и т. п. При этом такая информация не может содержать призывов к приобретению или неприобретению того или иного товара, призывов воспользоваться услугами того или иного производителя и т. п.

Критерии, по которым рекламу можно отличить от другой информации, установлены

ст. 9 Закона о рекламе, п. 3 которой предусмотрено, что информационный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) относительно этих лица или товара, является рекламой и должен быть размещен под рубрикой «Реклама» или «На правах рекламы». Ввиду того что назначением стендов, пиллонов, стелл и т. п. как раз и является привлечение внимания к конкретному лицу или товару, подобные сооружения будут считаться рекламой, а услуги по их изготовление и сооружению — рекламными услугами. Поэтому предприятие, которое для осуществления своей деятельности приобретает услуги по изготовлению и размещению подобной рекламной продукции, обязано уплатить налог с рекламы во время оплаты таких услуг. В свою очередь распространитель рекламы (рекламное агентство) должен будет аккумулировать суммы налога с рекламы и перечислять их в бюджет.

Уплата налога с рекламы сальдовым способом

Сегодня все чаще при выполнении заказов на размещение рекламы рекламные агентства обращаются к помощи субподрядчиков (теле- и радиокомпаний, редакций газет и журналов). В этом случае часть услуг рекламное агентство выполняет самостоятельно, а часть — силами субподрядчиков. Поэтому налог с рекламы по идее нужно было бы начислять на каждом этапе оказания рекламных услуг:

— при получении оплаты от рекламодателя (исходя из общей стоимости рекламных услуг);

— при перечислении средств субподрядчикам (исходя из договорной стоимости услуг, предоставленных таким субподрядчиком).

Однако при таком подходе стоимость услуги по установке и размещению рекламы будет облагаться налогом

дважды: и у рекламного агентства, и у субподрядчика. В связи с этим возникает закономерный вопрос: может ли рекламное агентство перечислять в бюджет только разницу между суммой налога с рекламы, полученной от рекламодателя, и суммой этого налога, уплаченной субисполнителю (т. е. использовать так называемый сальдовый способ уплаты)?

Сразу отметим, что

Декрет № 56-93 не содержит положений, которые бы позволяли рекламному агентству уплачивать налог таким образом. В то же время перечисление в бюджет налога с рекламы со всей стоимости услуг по установлению и размещению рекламы как рекламным агентством, так и субподрядчиком, очевидно, приводит к двойному налогообложению. Применение сальдового способа уплаты налога с рекламы позволяет устранить эту проблему. Кстати, авторами этого способа являются налоговики (см. письма ГНА в г. Киеве от 18.09.97 г. № 18-01/3/6492, письмо ГНАУ от 24.09.2002 г. № 6303/6/15-3416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80). О том, что представители главного налогового ведомства не возражают против применения сальдового способа уплаты и по прошествии нескольких лет, свидетельствует консультация, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 28. В ней они отметили, что обязательным условием применения такого способа является наличие первичных документов субподрядчика, в которых сумма налога с рекламы была бы выделена отдельной строкой. Не помешают также документы, которые бы свидетельствовали о перечислении рекламным агентством налога с рекламы такому субподрядчику из расчета выполняемых объемов рекламных работ (услуг). В случае отсутствия указанных документов рекламное агентство должно будет перечислить налог с рекламы в бюджет в полной сумме (т. е. со всего объема рекламы, выполненной для рекламодателя).

Покажем механизм сальдового способа уплаты налога с рекламы на числовом примере.

Пример

. Предприятие заключило договор с рекламным агентством о размещении на телевидении рекламного ролика на условиях предварительной оплаты. Стоимость услуг рекламного агентства равна 482 грн., в том числе НДС — 80 грн., налог с рекламы — 2 грн.

В свою очередь, стоимость услуг телевизионной компании (размещение рекламного ролика на телевидении) — 1205 грн., в том числе НДС — 200 грн., налог с рекламы — 5 грн.

Согласно условию примера вся стоимость рекламных услуг, предоставленных заказчику, без учета НДС составила

1400 грн., а сумма начисленного налога с рекламы — 7 грн. (1400 х 0,5 %). При этом большую часть налога с рекламы уплачивает телевизионная компания — 5 грн., а вот рекламное агентство перечисляет в бюджет лишь разницу между суммой налога с рекламы, полученной от заказчика (7 грн.), и суммой налога, перечисленной телевизионной компании (5 грн.), — 2 грн. (7 грн. — 5 грн.).

Безусловно, сальдовый способ уплаты налога с рекламы очень удобен для рекламных агентств. Однако использовать его мы бы рекомендовали только после получения благоприятного разъяснения из местной ГНИ. В противном случае нужно быть готовыми к возможным спорам с контролирующими органами при проверках.

Бухгалтерский учет

Учет у рекламного агентства

. Для рекламного агентства, на которое, собственно, и возложена обязанность по аккумулированию сумм налога с рекламы и перечислению его в бюджет, сумма налога с рекламы доходом не признается (п. 6 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденного приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290). Она лишь уменьшает доход от реализации услуг.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу с рекламы, как правило, используется субсчет 641 «Расчеты по налогам», к которому предприятием открывается отдельный субсчет

641/ «Налог с рекламы». По кредиту этого субсчета отражаются начисленные платежи в бюджет, а по дебету — уже уплаченные суммы. Но учитывая то, что получение от рекламодателя суммы налога с рекламы в составе предоплаты за рекламные услуги и начисление дохода от реализации услуг в бухгалтерском учете разнесены во времени, имеет смысл открыть новый субсчет 645 «Обязательства по налогу с рекламы». Этот транзитный субсчет необходим для выделения сумм налога с рекламы в составе стоимости предоставленных услуг до момента начисления обязательств по налогу с рекламы. Его следует вести в разрезе заказчиков и договоров.

Так, например, если первым событием было

подписание акта выполненных работ (предоставленных услуг), то в учете рекламного агентства необходимо сделать следующие записи:

1) отразить доход от реализации услуг Дт 361 — Кт 703;

2) начислить налоговое обязательство по НДС ДТ 703 — Кт 641/НДС;

3) отразить сумму налога с рекламы Дт 703 — Кт 645. Начислить этот налог предприятие сможет лишь после получения оплаты за предоставленные ранее рекламные услуги (Дт 645 — Кт 641/ «Налог с рекламы»).

Если же первым событием было

получение предоплаты, то начисление налога с рекламы отразится записью (Дт 645 — Кт 641 / «Налог с рекламы»). Списать ранее начисленное обязательство по налогу с рекламы можно будет после фактического предоставления услуг (Дт 703 — Кт 645).

В учете у рекламодателя

сумма налога с рекламы увеличивает стоимость рекламных услуг и отражается по дебету счета 93 «Расходы на сбыт».

Налоговый учет

Учет у рекламного агентства.

Сумма налога с рекламы включается в состав валовых доходов рекламного агентства на основании п.п. 4.1.1. Закона о налоге на прибыль как доход от реализации рекламных услуг. Возникает он по правилу первого события — или на дату начисления доходов в виде такого налога (т. е. на момент выполнения услуг), или на дату получения налога от рекламодателя. В декларации по налогу на прибыль для отражения таких доходов предназначена строка 01.1.

Кроме того, на сумму налога с рекламы нужно отразить валовые расходы (

п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль). Согласно нормам этого подпункта в состав валовых расходов включаются суммы уплаченных (начисленных) налогов и сборов, установленных Законом о системе налогообложения. И хотя в действующих нормативно-правовых актах момент увеличения таких валовых расходов не прописан, мы считаем, что здесь нужно руководствоваться правилом первого события. То есть отражать валовые расходы необходимо либо по дате начисления налога в учете предприятия, либо по дате уплаты данного налога в бюджет (в зависимости от того, какое из событий произошло раньше).

В декларации по налогу на прибыль рекламного агентства (

а не рекламодателя) сумма таких расходов отражается по строке 04.6 и годовом приложении Р1 (по строке 4.6.22). Причем обратите внимание, что данные этой строки (4.6.22) приложения Р1 сопоставляются налоговиками с данными строки 01 Налогового расчета по налогу с рекламы. Об этом говорится в п. 3 приложения 1 Примерного порядка проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль, утвержденного приказом ГНАУ от 05.12.2008 г. № 761.

Если рекламное агентство является

плательщиком единого налога, то при определении стоимости своих услуг по установлению и размещению рекламы оно в общем порядке начисляет сумму налога с рекламы, которую заказчик рекламы (рекламодатель) должен уплатить при оплате таких услуг. Полученный налог с рекламы агентство перечисляет в местный бюджет и в базу обложения единым налогом не включает.

Учет у рекламодателя

. Для рекламодателя налог на рекламу является всего лишь составляющей стоимости рекламных услуг. Поэтому сумму налога с рекламы внутри такой стоимости он вправе отнести на валовые расходы, руководствуясь п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль и правилом первого события.

А теперь обобщим изложенное выше на примере.

Пример

. ООО «Альфа» заключило с рекламным агентством ООО «Триумф» договор о предоставлении услуг по многоразовому размещению рекламы в их собственной газете на условиях предоплаты. Общая сумма договора составляет 602,50 грн., в том числе НДС — 100 грн., налог с рекламы (0,5 %) — 2,50 грн.

Обязательства по налогу с рекламы начисляются при получении оплаты

.

Налог на рекламу ввели в Казахстане еще в прошлом году, однако не все предприниматели еще понимают, кто и за что должен платить. В связи с этим Палата предпринимателей дает разъяснения по вопросам, с которыми чаще всего обращается бизнес. Консультирует эксперт отдела правовой защиты РПП Жибек Сиитова.

За какую рекламу предпринимателям нужно платить налог?

Налог начисляется на наружную (визуальную) рекламу, которая размещается на рекламных сооружениях, движимых и недвижимых объектах на открытом пространстве в населенных пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования. (п.п.1-2) статьи 3 ЗаконаРК «О рекламе»).

Размещение наружной (визуальной) рекламы осуществляется в виде плакатов, транспарантов, флагов, стендов, световых табло, билбордов, стел, указателей, афиш и иными способами отображения и нанесения рекламных изображений и надписей на рекламных сооружениях, движимых и недвижимых объектах.

Плата за размещение рекламы зависит от размеров самой наружной рекламы. (статья 605 НК РК)*

Сумма платы, подлежащая внесению в бюджет за один календарный месяц, уплачивается не позднее 25 числа следующего месяца. (статья 606 НК РК).

Что не относится к наружной (визуальной) рекламе?

К наружной (визуальной) рекламе не относятся:

1) вывеска – информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. (п.п.7-2)статьи 3 Закона)*

2) Информация о режиме работы

3) афиши культурных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, размещаемые в специально отведенных местах;

4) индивидуализация технических средств обслуживания и транспортных средств;

5) информация о видах нефтепродуктов, ценах на нефтепродукты, наименовании и логотипе продавца, размещаемая при въезде на автозаправочные станции;

6) информация (сведения) о культурных ценностях и (или) об объектах историко-культурного наследия, в том числе о памятниках истории и культуры;

7) информация, содержащая сведения о курсах покупки и (или) продажи наличной иностранной валюты за тенге, размещаемая возле обменных пунктов;

8) Внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия следующего характера:

товарная продукция, размещаемая внутри помещений;

виды оказываемых услуг;

средства индивидуализации;

декоративное и праздничное оформление.

Важно отличать рекламу от вывески, так как неправильное понимание может привести к возникновению налоговой задолженности. К примеру, «Магазин техники «Салют»» — это вывеска. А «Магазин самой дешевой и доступной техники «Салют»» — это уже реклама.

Еще пример. Если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина и будет написано «продажа одежды», то это вывеска, и она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будет изображено брендовое платье и написано «дешевые платья», то это будет рекламой. За нее начисляется налог.

И самое основное — если содержание текста подходит под определение вывески, а рядом с вывеской есть информация об акциях, скидках, то это все равно будет реклама.

Кто осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе?

Государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа сведений, полученных из различных источников информации.

При выявлении нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля субъекту контроля направляется рекомендация в срок не позднее 5 рабочих дней со дня выявления нарушений.

Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения.

В случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, предприниматель вправе направить возражение в течение пяти рабочих дней, либо исполнить рекомендацию в течение 10 рабочих дней.

В случае неисполнения в срок рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, уполномоченный орган вправе назначить профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля с применением мер административного характера.

В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при осуществлении контроля и надзора проверяемый субъект вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган, либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (глава 29, статья 157 ПК РК).

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», настоящие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

Документ : Рекламная деятельность. Особенности ведения, налогообложения и бухгалтерского учета

Рекламная деятельность. Особенности ведения, налогообложения и бухгалтерского учета

В настоящее время почти единственным прибыльным видом деятельности являются торговля и посредничество. И немаловажную роль в этом играет реклама. На сегодняшний день практически ни одно торгующее чем-либо или производящее что-либо предприятие не обходится без расходов, связанных с рекламой товаров, продукции и услуг. В связи с этим возникает много вопросов по налогообложению, бухгалтерскому и налоговому учету в рекламной деятельности.

Рекламная деятельность в Украине регулируется определенной законодательной базой, прежде всего Законом Украины от 03.07.96 г. N 270/96-ВР «О рекламе», с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Украины от 18.11.97 г. N 642/97-ВР.

В соответствии с указанным Законом реклама — это специальная информация о лицах или продукции, распространяемой в любой форме и любым образом в целях прямого или опосредованного получения прибыли. Более конкретно определение рекламы дано в приложении к решению Киевсовета от 17.05.94 г. N 9Б «Положение о налоге с рекламы» — рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ,услуг через средства распространения информации.

Основными видами рекламы являются: внешняя, внутренняя, реклама на транспорте, телевидении и радио, в печатных средствах массовой информации, с использованием телефонной и документальной электросвязи и др. К внешней рекламе относится любая реклама, размещенная на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, расположенных под открытом небом (порядок размещения определен Типовыми правилами размещения внешней рекламы, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 23.09.98 г. N 1511); к внутренней — любая реклама, размещенная внутри домов, помещений, сооружений.

К средствам распространения информации относятся: пресса (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники и др.), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, иллюстрированные изобразительные средства, афиши, плакаты, календари, аудио- и видеозаписи, компьютерные программы, световые табло и другое имущество юридических и физических лиц.

При занятии рекламной деятельностью необходимо обратить внимание на особенности рекламирования некоторой продукции (лекарственных средств, медицинских товаров, табачных и алкогольных изделий, оружия, ценных бумаг, услуг, связанных с привлечением средств населения, а также лицензируемых видов предпринимательской деятельности), установленные Законом «О рекламе» (ст. 20 — 25 раздела 3).

Определившись с основными понятиями в рекламной деятельности, перейдем к вопросам ее налогообложения.

Налогообложение затрат на рекламу и доходов от ее производства и распространения в настоящее время регламентируется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. Так, пп.5.4.4 ст.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями, предусматривает включение в состав валовых расходов налогоплательщика расходов на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые им продаются. Объем затрат на рекламные цели не ограничивается. В п. 4.16 Порядка составления декларации о прибыли предприятия, утвержденного приказом ГНА Украины от 21.01.98 г. N 37, дается некоторое разъяснение первого абзаца пп.5.4.4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»: в строке 20 Декларации о прибыли предприятий отражаются затраты, связанные с процессом распространения целенаправленной информации о предпочтении конкретной продукции (работ, услуг), оповещения потребителей, создания популярности и спроса на эту продукцию (работы, услуги) для более оперативного ее продвижения на рынках сбыта.

Более подробный перечень расходов на рекламу указан в п.23 статьи 9 Типового положения о составе издержек обращения и порядке их планирования и распространения в торговой деятельности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 18.03.96 г. N 334.

Однако расходы на организацию приемов, презентаций, праздников, приобретение и распространение подарков, в том числе бесплатная раздача образцов товаров, с рекламной целью включаются в состав валовых расходов по фактическому объему, но в размере не более двух процентов от прибыли предприятия за предыдущий отчетный квартал. Такие расходы отражаются в строке 21 Декларации о прибыли предприятий. Суммы затрат, превышающие указанный предел, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (включая сумму НДС).

Расходы на рекламу, в том числе налог на рекламу (согласно пп.5.2.5 ст.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»), в налоговом учете включаются в состав валовых расходов рекламодателя по событию, которое произошло ранее: либо по дате оплаты рекламных услуг производителю рекламы (рекламному агентству), либо по дате получения таких услуг (дате акта о приеме рекламной продукции или предоставления услуг) или по дате иного документа, подтверждающего выполнение рекламной акции (выход газеты, афиши, билеты на мероприятие в случае отсутствия акта).

Для отражения в учете рекламных расходов все они должны быть документально оформленными. Договоры на предоставление услуг должны содержать условия изготовления и размещения рекламы, указание на порядок и сроки расчетов, сроки выполнения заказа, сумму, на которую составлен договор. Факт исполнения обязательств должен быть оформлен платежными документами и актом выполненных работ. При этом, если договор о размещении рекламы составлен на ее размещение на продолжительный срок, то такие расходы согласно п.57 Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденного постановлением Кабинетом Министров Украины от 03.04.93 г. N 250, с изменениями и дополнениями, квалифицируются как затраты, проведенные в отчетном периоде, но относящиеся к последующим отчетным периодам, и отражаемые в бухгалтерской отчетности как затраты в течение срока, к которому они относятся.

Порядок начисления и удержания налога на добавленную стоимость в сфере рекламной деятельности определен в Законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. N 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями.

Продажа рекламы или рекламных услуг подпадает под определение продажи услуг (работ) в соответствии с п.1.4 ст.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», с учетом внесенных в эту статью изменений и дополнений, а также в соответствии с письмом ГНА Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 05.11.97 г. N 16-1120-26/10-8896.

При этом следует отметить, что поскольку налог на рекламу является составляющей частью цены рекламы, то он одновременно является в соответствии с п.4.1 ст.4 Закона «О налоге на добавленную стоимость» и базой обложения НДС.

Если производитель или распространитель рекламы продает ее или соответствующие услуги по любой цене (но не бесплатно) обычному рекламодателю-заказчику (который не является связанным с ним лицом — ст. 1.26 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий») за деньги без частичной оплаты в пределах товарообменных операций (п.4.1 ст.4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»), то база налогообложения определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости, установленной по свободным или регулируемым ценам (тарифам), с учетом налогов, сборов (обязательных платежей), которые включаются в цену рекламы или услуг по ее распространению в соответствии с налоговым законодательством Украины. В состав договорной (контрактной) цены включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются производителю или распространителю рекламы непосредственно рекламодателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией (оплатой) рекламы или услуг по ее распространению.

Однако в связи с публикацией письма ГНА Украины «О налоге на добавленную стоимость с местных налогов и сборов» от 23.02.98 г. N 1873/10/16-1101, в котором разъясняется, что ответственные лица, которые аккумулируют на собственном банковском счете местные налоги и сборы (обязательные платежи) и в сроки, определенные к уплате положением, которое утверждено органом местного самоуправления, должны перечислять такие платежи в полном объеме в бюджет. Средства, которые аккумулируются на банковском счете ответственного лица, подлежащие обязательному перечислению в бюджет в полном объеме, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Кроме того, в письме сообщается, что все ранее представленные разъяснения по вопросам относительно обложения налогом на добавленную стоимость местных налогов и сборов не принимать к практическому применению, а считать утратившими силу. Таким образом, в соответствии с упомянутым письмом с 23.02.98 г. налог с рекламы, как и другие местные налоги и сборы, можно не включать в базу обложения НДС. Но все-таки, по мнению автора, правильнее придерживаться в данном вопросе норм п.4.1 ст.4 Закона «О налоге на добавленную стоимость». Только внесение соответствующих изменений в Закон «О налоге на добавленную стоимость» сможет однозначно решить данную проблему.

Следует отметить, что действующим законодательством льготы по уплате НДС в рекламной деятельности не предусматриваются. При этом налогоплательщиками являются все юридические лица независимо от их статуса, вида деятельности, форм собственности, финансирования (бюджетные, хозрасчетные, совместные, малые, частные, предприятия инвалидов и т.д.), а также субъекты предпринимательской деятельности без создания юридического лица, у которых объем всех налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) в течение любого периода из последних двенадцати календарных месяцев превышал 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан (в соответствии с Указом Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98).

В случаях бесплатного предоставления рекламы (ст.11 Закона Украины «О рекламе») она также рассматривается в качестве объекта налогообложения, и база обложения налогом исчисляется в соответствии с п.4.2 ст.4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Из этой бесплатной налогооблагаемой рекламы необходимо исключить «саморекламу» для производственных нужд (например, объявление о принятии на работу, реклама изданием своей подписки и т.д.), так как в этом случае она будет рассматриваться как внутризаводской оборот, который не облагается НДС (п.1.4 ст.1 и п.4.2 ст.4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», письмо ГНА Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 26 сентября 1997 года N 16-1215- 01/10-7691).

Одним из средств распространения рекламы являются сбор подписки и продажа рекламных периодических изданий в виде каталогов, прайс-листов, газет, журналов, буклетов (ст. 13 Закона Украины «О рекламе») и др. При этом необходимо четко разграничивать выручку в любом виде, поступающую распространителю (производителю) рекламы от рекламодателей (физических и юридических лиц, включая иностранных) за размещение (производство) его заказов, и выручку, полученную от подписчиков (населения или юридических лиц) или от продажи (например, через систему «Союзпечать») этих же периодических изданий. Первый вид выручки обязательно облагается НДС, второй — в соответствии с пп.5.1.2 ст.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость.

Рекламные услуги являются неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость рекламных услуг в сфере экспортно-импортных операций имеет свои особенности. При этом рекламодателями, производителями рекламы и ее распространителями могут быть как украинские, так и иностранные физические и юридические лица. Так, согласно пп.6.2.2 ст.6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» налог исчисляется по нулевой ставке при продаже работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины (экспорт услуг), в том числе операций по предоставлению услуг, связанных с организацией рекламы и публичных связей за пределами Украины. В этом случае необходимо обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых. При нулевой ставке налога на добавленную стоимость налог, уплаченный за товарно-материальные ценности, работы, услуги, которые используются (относятся на валовые расходы) при предоставлении таких рекламных услуг, увеличивает налоговый кредит (дебет 68 счета «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость») и при наличии отрицательного сальдо (налоговый кредит превышает налоговые обязательства) он или подлежит возмещению из бюджета налогоплательщику путем перечисления соответствующей суммы на его расчетный счет, или по его желанию зачисляется в счет будущих платежей по НДС, или может применяться смешанная форма: и возмещение, и зачет.

Во-вторых. Рекламные услуги должны быть предназначены для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины.

При этом не имеет значения, является ли заказчик нерезидентом и в какой денежной единице производится оплата. Определяющим моментом является факт потребления за пределами Украины (пп.6.2.2 ст.6 Закона Украины «О налогобложении прибыли предприятий»).

Распространенной ошибкой украинских производителей рекламы является то, что в случаях, когда заказчиком рекламных услуг является нерезидент, автоматически применяют нулевую ставку, несмотря на место потребления их услуг, что ведет к двойному нарушению законодательства по НДС: занижению суммы надлежащего к уплате налога и незаконному получению из бюджета денежных средств в виде возмещения НДС. Ведь в большинстве случаев рекламные услуги в таких ситуациях потребляются именно в Украине. Все рекламные продукты, которые ежедневно можно увидеть по телевидению, в прессе, на улице, заказчиками которых выступают иностранные лица, подлежат обложению НДС по ставке 20 процентов на общих основаниях. При этом с 1 октября 1997 года такое налогообложение осуществляется на основе Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» независимо от того, в какой валюте (национальной, иностранной) или форме (например, бартер) производится такая оплата. Порядком заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок), утвержденным приказом ГНАУ от 30.05.97 г. N 166, с изменениями и дополнениями (пп.5.3.3), предусмотрено объем экспортных операций показывать в строке 2а Декларации по НДС. При этом в соответствии с п.5.10 Порядка сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению из бюджета (стр.23б), налогоплательщик имеет возможность получить либо на расчетный счет, либо учесть в счет будущих платежей.

Следующим моментом взаиморасчетов субъектов рекламы с бюджетом по НДС является импорт услуг, работ в Украину. Заказчиком (рекламодателем) в этом случае выступает украинское лицо — плательщик НДС, которое зарегистрировалось или подлежит регистрации в установленном порядке. Производителем рекламы или ее распространителем является нерезидент.

Возможна также иная ситуация, когда только производитель рекламы нерезидент, а распространитель и рекламодатель — украинские плательщики НДС. Большого отличия между этими ситуациями нет, так как в любом случае в соответствии с п.2.2 ст.2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» плательщиком налога является лицо, получающее (импортирующее) от нерезидента рекламные услуги для использования или потребления их на таможенной территории Украины.

При импорте рекламных услуг базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких услуг с учетом других налогов и сборов, которые включаются в цену этой услуги в соответствии с законодательством Украины по вопросам налогообложения (пп.3.1.2 ст.3 и п.4.3 ст.4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»). Как правило, договорная стоимость при импорте определяется в иностранной валюте, а поэтому для правильного исчисления НДС ее необходимо пересчитать в украинские гривни по обменному курсу НБУ, действовавшему на день возникновения налоговых обязательств. Моментом возникновения налоговых обязательств при импорте рекламных услуг будет дата возникновения первого события: или перечисление денежного аванса за пределы страны, или подписание акта предоставленных услуг (пп.7.3.6 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).

При этом срок уплаты НДС украинским рекламодателям установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Перечисление сумм НДС осуществляется непосредственно в Государственный бюджет Украины на те же счета, что и НДС от реализации товаров (работ, услуг) в Украине. Уплата НДС при импорте услуг, в отличие от импорта товаров, на депозитные счета таможенных органов действующим законодательством не предусмотрена. Также не предусматривается возможность выдачи налогового векселя в оплату НДС с отсрочкой платежа на 30 дней, начисленного как на рекламные, так и на другие импортируемые услуги (работы). Это производится только при импорте товаров.

Налоговые обязательства по уплате НДС со стоимости импортированных услуг по рекламе отражаются резидентом-импортером в строке 7 Декларации по НДС. Кроме того, резидент-импортер будет иметь право включить уплаченную при импорте услуг по рекламе сумму НДС в состав налогового кредита и отразить его в строке 12г Декларации по НДС. При этом в соответствии с п.5.7 Порядка датой уплаты налога в бюджет в этом случае считается дата представления в налоговую инспекцию налоговой декларации, в которой сумма налога на добавленную стоимость за полученные от нерезидента услуги включена в налоговые обязательства.

Еще с одной ситуацией может столкнуться рекламодатель — импортер услуги, когда составной частью рекламной услуги являются товарно-материальные ценности (стенды, щиты, плакаты, краски, осветительные приборы, механизмы и т.д.), импортируемые в Украину в собранном (готовом) или разобранном виде (чаще встречается последний вариант). Если рекламодатель-импортер заключил договор на поставку только указанных выше товарно-материальных ценностей, то в наличии будет только грузовая таможенная декларация на импорт товаров. Если эти ценности могут быть включены в перечень товаров критического импорта, то в соответствии с п.11.5 ст.11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» они не подлежат обложению НДС при таможенных процедурах при условии использования их для отечественного производства. В случае их последующей продажи, даже для производственных нужд Других предприятий, НДС начисляется на всю цену реализации по ставке 20 процентов.

Однако при заключении внешнеэкономического договора именно на предоставление (производство) рекламных услуг нерезидентом резиденту, независимо от включения товарно-материальных ценностей в перечень товаров критического импорта, они будут облагаться НДС в составе общей цены импортируемых рекламных услуг. Если такие ценности не включены в льготный перечень товаров критического импорта, то по ним НДС будет начисляться как по грузовой таможенной декларации, так и по полученным импортным услугам (авансу, если его перечисление произойдет раньше) согласно акту.

Теперь более подробно остановимся на порядке начисления, удержания и уплаты налога с рекламы.

Юридические и физические лица — заказчики рекламы в соответствии со статьей 11 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56 «О местных налогах и сборах» являются плательщиками налога с рекламы. Объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установку и размещение рекламы. Налог с рекламы в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О системе налогообложения» в редакции закона от 18.02.97 г. N 77/97-ВР и п.7 приложения к решению Киевсовета от 17.05.94 г. N 9Б «Положение о налоге с рекламы» относится на себестоимость продукции (работ, услуг) рекламодателей.

Налог с рекламы — это местный налог. В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 г. N 77/97-ВР (ст. 15) местные налоги и сборы, в том числе и налоге рекламы, устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими Советами в пределах граничных размеров и ставок, определенных Кабинетом Министров Украины «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. N 56-93. При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают и определяют порядок уплаты налога с рекламы, ставка которого не может превышать 0,1% стоимости одноразовой рекламы и 0,5% стоимости рекламы на продолжительное время. Кроме того, они имеют право устанавливать льготные налоговые ставки, полностью отменять налог с рекламы или освобождать от его уплаты определенные категории налогоплательщиков, предоставлять отсрочки по его уплате. В г.Киеве этот налог установлен решением Киевсовета от 17.05.94 г. N 9Б, которым приняты для столицы максимально допустимые его размеры со скидкой лишь для рекламы на имущество, товары народного потребления и одежду, который установлен в размере 0,3% его стоимости, при этом от налога на рекламу освобождены благотворительные мероприятия, информационные вывески, расположенные в помещениях, где происходит реализация товаров, включая витрины, адресные объявления и сообщения, объявления органов государственной власти, связанные с выполнением их функций, предупредительные таблички.

Налог с рекламы уплачивается-со всех видов объявлений и сообщений, которые печатаются с коммерческой целью при помощи средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды, на улицах, площадях, зданиях, транспорте и в других местах.

Налог с рекламы уплачивается рекламодателем, то есть лицом, являющимся заказчиком рекламы для ее производства или распространения одновременно с оплатой рекламных услуг. Производитель или распространитель рекламы начисляет указанный налог, получает от заказчиков рекламы суммы налога с рекламы и в сроки, установленные местным Советом, перечисляет его в местный бюджет. Сумма налога на рекламу выделяется в платежных документах отдельной строкой (п.6.3 Положения о налоге на рекламу, утвержденного решением Киевсовета от 17.05.94 г. N 96) и перечисляется в бюджет ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет сумм налога на рекламу агентства представляют в налоговую инспекцию ежеквартально, одновременно с представлением квартальной отчетности по форме, приведенной в приложении к Положению о налоге с рекламы.

Иностранные юридические лица и граждане уплачивают налог с рекламы на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины.

Необходимо помнить, что рекламодатели алкогольных напитков или табачных изделий обязаны направлять на производство социальной рекламной информации о вреде курения и употребления алкоголя не менее 5% средств, израсходованных на распространение в пределах Украины этих товаров. Социальная реклама — это информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, природы, социальной защиты и безопасности, которая не имеет коммерческого характера. Отчисления на социальную рекламу установлены во исполнение Закона «О рекламе» постановлением Кабинета Министров Украины от 08.09.97 г. N 997 и утверждены в размере не менее 5% средств, израсходованных на распространение в пределах Украины рекламы табачных изделий и алкогольных напитков. Эти отчисления должны поступать на специальный внебюджетный счет Государственного комитета Украины по защите прав потребителей, средства которого предназначены для производства социальной рекламной информации о вреде курения и употребления алкогольных напитков.

Отметим, что средства на счет Государственного комитета Украины по защите прав потребителей рекламодатели должны перечислять одновременно с перечислением средств производителям или распространителям рекламы. При этом в платежном поручении кроме обязательных реквизитов указывают «на социальную рекламную информацию», полное наименование производителя или распространителя рекламы алкогольных и табачных изделий и алкогольных напитков и дату заключения соглашения.

Затраты рекламодателя, связанные с осуществлением отчислений на производство социальной рекламной информации, относятся на себестоимость продукции. Однако следует учесть, что включение сумм этих отчислений в состав валовых расходов четко не регламентировано Законом Украины «О системе налогообложения» в редакции закона от 18.02.97 г. N 77/97-ВР, как того требует пп.5.2.5 ст.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

В рекламной деятельности следует иметь в виду, что лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут ответственность в виде запрета рекламы, ее публичного опровержения или наложения штрафа согласно Закону «О рекламе» (ст.27), постановлению Кабинета Министров Украины от 08.09.97 г. N 997 и приказу Госпотребзащиты от 17.10.97 г. N 53. Их взыскание производится в судебном порядке.

Штрафы налагаются за:

— распространение рекламы продукции, производство или реализация которой запрещена законодательством Украины, — в размере пятикратной стоимости распространения такой рекламы;

— распространение рекламы, запрещенной законодательством, — в размере четырехкратной стоимости распространения такой рекламы;

— нарушение порядка изготовления и распространения рекламы — в размере четырехкратной стоимости распространения такой рекламы;

— несоблюдение требований законодательства относительно содержания и вероятности рекламы — в размере пятикратной стоимости распространения такой рекламы (постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе и Порядка отчислений на производство социальной рекламной информации о вреде курения и потребления алкогольных напитков» от 8 сентября 1997 г. N 997).

Бухгалтерский учет расходов на изготовление и/или распространение рекламной продукции ведется с использованием затратных счетов 20, 26, 44. Применяются счета 01, 33, 88 (негосударственная форма собственности), 85 (госпредприятия) — в случае, если носитель рекламной информации классифицируется по своей стоимости и сроку использования как основные фонды, и 05 или 12 — в случае, если носитель рекламной информации классифицируется как МБП.

В заключение следует отметить, что в случае признания рекламы недоброкачественной, то есть такой, которая может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить им вред, расходы по ее созданию (сч.20, 44, 68) подлежат исключению методом «сторно» (если затраты понесены в текущем периоде), и на эту сумму, включая НДС, увеличивается финансовый результат, а источником их финансирования будет прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, если затраты произведены в прошлых отчетных периодах.

Суммы уплаченных штрафов и в бухучете, и в налоговом учете относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.