Рабочий план счетов включается

Планы счетов — это прикладные объекты конфигурации. Каждый из них позволяет описать совокупность синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятельности предприятия. Путем настройки плана счетов организуется, собственно, требуемая система учета.

Структура

Планы счетов поддерживают многоуровневую иерархию «счет — субсчета». Каждый план счетов может включать необходимое количество счетов первого уровня. К каждому счету может быть открыто нужное количество субсчетов. В свою очередь, каждый субсчет может иметь свои субсчета — и т. д. Количество уровней вложенности субсчетов в системе 1С:Предприятие 8 неограничено:

План счетов

Создание и редактирование счетов может выполняться как разработчиком (предопределенные счета), так и пользователем, в процессе работы с прикладным решением. Однако пользователь не может удалять счета, созданные разработчиком.

По любому счету или субсчету возможно ведение аналитического учета. При создании и редактировании плана счетов требуемому счету или субсчету можно поставить в соответствие необходимое количество субконто — объектов аналитического учета:

План счетов

Для того чтобы иметь возможность указания субконто для счетов, план счетов связывается с планом видов характеристик, в котором описаны виды субконто, применяемые для этого плана счетов:

План счетов

Для каждого счета можно задать несколько признаков учета, например количественный и валютный. Кроме этого можно задать несколько признаков учета субконто (например, суммовой, количественный, валютный). Признаки учета субконто позволяют установить признак использования того или иного вида субконто при формировании предопределенных счетов.

Также с каждым счетом и субсчетом может быть связан ряд дополнительной информации, которая хранится в реквизитах. Например, это может быть признак, запрещающий использовать счет в проводках:

План счетов

Формы плана счетов

Для того чтобы пользователь мог просматривать и изменять данные, содержащиеся в плане счетов, система поддерживает несколько форм представления плана счетов. Система может автоматически генерировать все нужные формы; наряду с этим разработчик имеет возможность создать собственные формы, которые система будет использовать вместо форм по умолчанию:

План счетов

Форма списка

Для просмотра данных, содержащихся в плане счетов, используется форма списка. Она позволяет выполнять навигацию по плану, просматривать счета в иерархии и в виде простого списка, добавлять, помечать на удаление и удалять счета. Форма списка позволяет выполнять сортировку и отбор отображаемой информации по нескольким критериям:

План счетов

Форма счета

Для просмотра и изменения отдельных счетов используется форма счета. Как правило, она представляет данные в удобном для восприятия и редактирования виде:

План счетов

Форма выбора

Кроме этих двух форм для плана счетов поддерживается форма выбора конкретного счета из списка. Она, обычно, содержит минимальный набор информации, необходимой для выбора того или иного счета и может использоваться, например, для выбора счета при создании бухгалтерской операции.

Неотъемлемой частью учетной политики любой организации является рабочий план счетов. Рабочий план счетов прилагается к приказу об утверждении учетной политики.

Разработка рабочего плана счетов организуется в соответствии с требованиями законодательства, а именно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), а также п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Согласно Закону N 129-ФЗ при утверждении учетной политики каждая организация должна утвердить рабочий план счетов.

Формировать рабочий план счетов должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий. Данная норма вытекает из Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.

Формирование рабочего плана счетов организуется в соответствии со следующими факторами:

  1. Отраслевая принадлежность организации;
  2. Организационно-правовая форма организации;
  3. Вид деятельности организации;
  4. Масштаб организации;
  5. Структура организации;
  6. Формирование бухгалтерской отчетности в сфере детализации информации об объектах;
  7. Необходимость ведения раздельного учета.

Основой для разработки рабочего плана счетов будет являться План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. В Плане счетов приведены счета первого порядка — синтетические счета, а также счета второго порядка — субсчета, которые имеют номер и наименование. План счетов содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, а также Инструкцию по его применению, которая устанавливает единые подходы к применению Плана счетов организациями. Инструкция раскрывает информацию о синтетических счетах и открываемых к ним субсчетах по назначению и структуре, по экономическому содержанию и т.д. Стоит отметить, что сам по себе счет не устанавливает каких-либо самостоятельных требований по учету отдельных видов активов, обязательств или операций. Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, в него необходимо включить перечень тех синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы организации для ведения бухгалтерского учета.

При составлении рабочего плана счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные Планом счетов. Если есть необходимость, можно воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, но при этом необходимо согласовать с Минфином России. А вот субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются каждой организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 07-05-06/07).

Рабочий план счетов строится по тому же принципу, что и План счетов, то есть в развитие синтетического счета открываются субсчета, а затем аналитические счета. Иными словами, в рабочем плане счетов организации может быть использовано столько счетов, сколько ей необходимо.

Еще раз отметим, что при формировании рабочего плана счетов включить в него нужно только те счета, которые нужны для осуществления деятельности. При формировании рабочего плана счетов, например, предприятий общественного питания, из Плана счетов можно исключить следующие счета:

  • счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • субсчет 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
  • субсчет 08-7 «Приобретение взрослых животных»;
  • субсчет 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • счет 11 «Животные на выращивании и откорме»;
  • счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
  • счет 58 «Финансовые вложения» с открытыми субсчетами:
  • субсчет 58-1 «Паи и акции»;
  • субсчет 58-2 «Долговые ценные бумаги»;
  • субсчет 58-3 «Предоставленные займы»;
  • субсчет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества»;
  • счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
  • счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
  • счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
  • субсчет 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу»;
  • субсчет 79-2 «Расчеты по текущим операциям»;
  • субсчет 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»;
  • счет 86 «Целевое финансирование»;
  • счет 96 «Резервы предстоящих расходов»;
  • счет 001 «Арендованные основные средства»;
  • счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
  • счет 003 «Материалы, принятые в переработку»;
  • счет 004 «Товары, принятые на комиссию»;
  • счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа»;
  • счет 006 «Бланки строгой отчетности»;
  • счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»;
  • счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;
  • счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»;
  • счет 010 «Износ основных средств»;
  • счет 011 «Основные средства, сданные в аренду».

Если предприятие общественного питания не планирует использовать или создавать нематериальные активы, то и в счетах 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» нет необходимости. Даже в том случае, если предприятие общественного питания, помимо основного вида деятельности, решит заняться деятельностью, связанной с производством и реализацией продукции, то она может не использовать счет 20 «Основное производство», а все расходы отражать на счете 44 «Расходы на продажу».

При формировании рабочего плана счетов следует помнить, что организация должна включить все счета, которые она планирует использовать. Так, например, счет 50 «Касса» используют все организации, и поэтому его включение в рабочий план счетов обязательно. Иными словами, рабочий план счетов формируется не только на основании тех счетов, которые организация планирует использовать в силу своей специфики, но и которые вообще планирует использовать в своей деятельности.

Как известно, малые предприятия (а как известно, предприятия общественного питания относят к категории малого бизнеса) могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе, при этом сокращая количество синтетических счетов за счет их объединения. Конкретные рекомендации по данным операциям даны в Информации от 11.06.2009 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Если выбросить из Плана счетов вышеуказанные «ненужные» счета, в рабочем плане счетов остаются только счета, необходимые для организации учета конкретно на предприятиях общественного питания. Далее необходимо к оставшимся счетам сформировать аналитику. В отличие от синтетических счетов, которые нельзя изменять, субсчета Плана счетов являются рекомендательными, то есть организации наделены правом увеличивать, объединять, а также менять нумерацию. Кроме того, необходимо, чтобы рабочий план счетов полностью соответствовал методологическому разделу учетной политики.

Таким образом, сформируем примерный рабочий план счетов предприятия общественного питания.

Сформировать рабочий план счетов удобнее всего в виде таблицы, при этом обязательно должны быть указаны наименования и двузначные коды синтетических счетов, включенных в рабочий план счетов, наименования и коды всех субсчетов, которые открываются в данной организации к каждому синтетическому счету, а также аналитические счета.

Номер
п/п
Номер
счета
 Наименование счета 

 1 
 01 
 "Основные средства" 
 2 
 02 
 "Амортизация основных 
средств"
 3 
 10 
 "Материалы" 
Учет материалов малому 
предприятию рекомендуется вести
по методу средневзвешенной
(средней) себестоимости, по
которой каждая единица (вид,
группа) материалов, списанная на
производство или оставшаяся на
остатке, оценивается по
стоимости, определяемой как
частное от деления общей их
стоимости (с учетом остатка на
начало учетного периода) на их
количество
 4 
 15 
 "Заготовление и 
приобретение материалов"
 5 
 16 
 "Отклонение в стоимости 
материалов"
 6 
 19 
 "Налог на добавленную 
стоимость по приобретенным
ценностям"
Рекомендуется отдельно вести учет
движения НДС по материалам и
основным средствам
(нематериальным активам)
 7 
 20 
 "Основное производство" 
Учитываются затраты, связанные с 
осуществлением деятельности
 8 
 23 
 "Вспомогательное 
производство"
 9 
 25 
 "Общепроизводственные 
расходы"
 10 
 26 
 "Общехозяйственные 
расходы"
 11 
 28 
 "Брак в производстве" 
 12 
 44 
 "Расходы на продажу" 
 13 
 41 
 "Товары" 
Предназначен для учета товаров и 
готовой продукции для продажи
 14 
 62 
 "Расчеты с покупателями и 
заказчиками"
Счета для учета расчетов с 
дебиторами и кредиторами
 15 
 71 
 "Расчеты с подотчетными 
лицами"
 16 
 73 
 "Расчеты с персоналом по 
прочим операциям"
 17 
 75 
 "Расчеты с учредителями" 
 18 
 76 
 "Расчеты с разными 
дебиторами и кредиторами"
 19 
 79 
 "Внутрихозяйственные 
расчеты"

В соответствии с требованием налогового законодательства, хранить рабочий план счетов бухгалтерского учета необходимо не менее пяти лет после года, в котором он использовался для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Е.Прохорова

Эксперт журнала