ПТК спу

Форматно-логический контроль

Сервис форматно-логического контроля (ФЛК) направлен на снижение числа потенциальных ошибок в параметрах сделок, отчитываемых клиентами в Репозитарий.

Подключение к сервису ФЛК позволяет:

  • Избежать или существенно снизить число ошибок в передаваемых сообщениях и, следовательно, сократить расходы на регистрацию данных.
  • Минимизировать вероятность по предоставлению недостоверной информации и соблюсти сроки предоставления информации, тем самым, избежать потенциальных санкций со стороны регулятора (часть 4 ст. 15.18 КоАП).

Эффективность сервиса

Анализ статистики ФЛК с декабря 2016 по август 2017 года показал, что структура сообщений клиентов, на которые срабатывают контроли ФЛК, выглядит следующим образом:

Изучение структуры сообщений отдельных клиентов, на которые реагировал ФЛК, показывает, что у всех подключенных к сервису значительно сокращается число сообщений с некорректно указанными ставками или курсом, аналогично улучшается и ситуация со сроками предоставления информации в Репозитарий.

Ниже представлены обезличенные данные по структуре сообщений, на информацию в которых реагировал ФЛК, на основе данных 2 компаний:

Компания 1.

Компания 2.

В условиях, когда нарушение требований законодательства по полноте, достоверности и срокам предоставления отчетности может привести к наложению административного штрафа в размере до 500 000 рублей*, сервис ФЛК позволяет свести к минимуму наиболее распространенные ошибки, связанные с отчетностью.

НРД рекомендует подключение к сервису всем клиентам, вне зависимости от количества отчитываемых сделок: сервис ФЛК полностью автоматизирован и не влияет на процессы передачи данных в Репозитарий.

* п. 4 ст. 15.19 КоАП РФ.

Особенности работы сервиса и функционал

Особенность сервиса форматно-логического контроля: использование «мягких» проверок, которые не влияют на процессы по регистрации данных в Журнале входящих сообщений и Реестре договоров. Сообщения, которые не прошли ту или иную проверку ФЛК, маркируются и доступны клиенту для просмотра и анализа. Клиент также уведомляется о том, какую именно проверку не прошло сообщение.

На текущем этапе форматно-логический контроль производится в отношении:

  • Срока по предоставлению отчетности в Репозитарий

    Дата (операционный день) регистрации анкет в журнале входящих сообщений не должна превышать дату заключения сделки более чем на 3 рабочих дня.

    Перейти к подробному описанию.

  • Типа сделки (ПФИ или не ПФИ)

    Проверка на указание кода классификации ПФИ производится:

    • Для СМ022 fxSingleLeg (Валютная спот или форвардная транзакция)
    • Для СМ043 bondForward (Форвард на облигации)
    • Для СМ047 equityForward (Форвард на фондовые активы)
    • Для СМ051 commodityForward (Товарный форвард)

    Условие: если Дата расчетов (Поставки) – Дата сделки =>3 рабочих дня, то код классификации ПФИ не равен NONREF, иначе Репозитарий направляет сообщение: «…..Данный договор должен быть классифицирован как ПФИ»

  • Отклонения ставки или курса

    Если для инструмента можно вычислить процентную ставку на основании сумм по 1 и 2 частям сделки, и при этом суммы по частям сделки указаны в одинаковой валюте, то указанная процентная ставка не должна отличаться от вычисляемой ставки более чем на 0,1%.

    Для валютных инструментов сопоставляется расчетный курс по 1 и 2 частям сделки с официальным курсом иностранной валюты, установленным Банком России, при этом допускается отклонение курса в пределах 10%.

    Контроль установлен для следующих типов сделок:

    • СМ021 fxSwap (Валютный своп);
    • СМ022 fxSingleLeg (Валютная спот или форвардная транзакция);
    • СМ023 fxOption (Валютный опцион).

    Перейти к подробному описанию.

Кроме того, все анкеты проходят проверки:

  • Соблюдения регуляторных сроков регистрации сообщений в Разделе 1 Реестра договоров (Журнал учета сообщений).
  • Соблюдения регуляторных сроков регистрации сообщений в Разделе 2 реестра договоров.

Также существуют специальные контроли для отдельных типов договоров:

  • Проверка процентной ставки РЕПО.
  • Проверка значений, обозначающих сумму или количество.
  • Проверка параметров, влияющих на расчет объема по сделке.
  • Проверка формата заполнения процентной ставки.
  • Проверка отклонения цены ценной бумаги от рыночной котировки.
  • Проверка даты расчетов относительно даты погашения облигации.
  • Проверка на дубликат сообщения.
  • Проверки соблюдения сроков предоставления отчетов СМ093 и СМ094.
  • Проверка сроков предоставления Отчета о расчете справедливой (оценочной) стоимости (CM094).

Информационная система как техническая основа развития индивидуального (персонифицированного) учета

В данной статье представлена роль технического обеспечения в реализации проекта внедрения системы персонифицированного учета (СПУ). Описаны функции и структура Программно-Технического Комплекса Системы Персонифицированного Учета и порядок его эксплуатации на начальном этапе внедрения СПУ.

I. Общие положения

(Из истории создания комплекса)

Персонифицированный учет представляет новый для нашей страны, но, как показывает мировой опыт, единственно возможный механизм получения достоверных сведений для целей пенсионного страхования.

Для получения данных о трудовой деятельности каждого застрахованного лица необходимо периодически собирать сведения о стаже и заработке (взносах), которые могут повлиять на его пенсионные права, со всех мест, где он работал с момента предыдущего сбора сведений, в том числе работал по совмещению.

Рассмотрим простой пример: гражданин Н. проживал и работал в городе Заречный Пензенской области. Затем переехал и устроился на новую работу в город Электросталь Московской области, при этом, кроме работы по основному месту, выполнял отдельные работы по договорам для разных организаций. Проработав некоторое время и достигнув установленного возраста, гражданин Н. переезжает в Белгород и подает там заявление о назначении пенсии.

В подобной ситуации задачей СПУ является последовательное выполнение следующих шагов:

а) установить факт, что такой человек существует – зарегистрировать его и открыть лицевой счет;

б) определить, какие из вновь поступающих в ПФР сведений от работодателей Заречного относятся персонально к нему (проверить и включить нужные данные в его лицевой счет);

в) выявить случай, если на новом месте – в Электростали – он (допустим) попытается зарегистрироваться повторно и сообщить ему об отказе в регистрации или выдать уточняющий запрос;

г) после переезда в Электросталь продолжить включение в его лицевой счет сведений, поступающих с новых мест работы (от его работодателей в Электростали);

д) по заявке органа, назначающего пенсию в Белгороде, выдать содержание всех сведений, поступивших на лицевой счет гражданина Н.

Принципиально, технология реализации такого механизма может использовать как организационные, так и технические методы информационного обмена или их комбинацию.

Решая подобную задачу, военкоматы, например, вручную ведут личные дела военнообязанных, помещая в них каждый относящийся к ним документ и пересылая весь комплект документов по системе при изменении места жительства военнообязанного.

Другой вариант – вести единый централизованный архив личных дел застрахованных лиц, где накапливать и обрабатывать все принимаемые документы.

Для пенсионной системы в масштабах Российской Федерации реализовать задачи персонифицированного учета такими методами (т.е. чисто организационно, хотя бы и с привлечением оргтехники) абсолютно нереально.

Во-первых, для полноценного использования системы необходимо охватить персонифицированным учетом все население РФ, что составляет 70 миллионов работающих, т.е. такое количество лицевых счетов необходимо открыть и сопровождать. Кроме того, даже после окончания этапа массовой регистрации эта цифра будет возрастать еще в среднем на 2 миллиона в год, а с учетом проводимой в настоящее время регистрации пенсионеров количество лицевых счетов превысило 100 миллионов.

Во-вторых, потребуется отслеживать миграцию населения и случаи работ по совместительству на нескольких предприятиях, обеспечив точность и надежность передачи всей необходимой информации до места хранения лицевого счета и обратно при ее выдаче.

Проанализировав ситуацию, а также учитывая возросшие возможности компьютерных технологий и резко снизившуюся их стоимость, разработчики приняли решение, что организация учета, информационный обмен и управление самой системой будет осуществляться техническими средствами с использованием ресурсов вычислительной техники. Можно сказать, что создаваемый для этой цели Программно-Технический Комплекс (ПТК) является кровеносной и нервной системой, а также скелетом СПУ одновременно.

Таким образом, “бумажная” технология ведения личных дел заменяется ведением электронного лицевого счета, все данные которого хранятся в информационной базе.

При этом Лицевой счет помимо самих сведений содержит также ссылки на документы, из которых получены эти данные. По ним всегда можно найти и проследить судьбу любого документа, зарегистрированного в системе. Алгоритмы поиска и объединения сведений реализованы чисто программным путем, так что без или в обход ПТК работа СПУ невозможна.

С учетом этого при проектировании документооборота СПУ изначально было приняты два принципиальных решения:

1) сведения из всех собранных документов вводятся в информационную базу, после чего документы сдаются на хранение в архив;

2) информация, введенная с одного рабочего места ПТК, распространяется по компьютерной сети и доступна для использования на любом другом рабочем месте.

Работа ПТК СПУ строится следующим образом:

· вся относящаяся к СПУ информация вводится в ПТК и там по ней принимаются решения:

· во-первых, выполняется входной контроль и возвращаются для исправления данные, содержащие формальные ошибки;

· во-вторых, проверяется, не противоречит ли новая информация ранее введенным данным, в свое время проверенным и признанным правильными;

· в-третьих, определяется характер информации и способы ее использования (хранимая, управляющая, служебная).

· после этого автоматически отрабатывает соответствующая процедура обработки (по этапу регистрации, сбору и включению сведений о стаже и заработке в лицевой счет, использованию сведений лицевого счета). Далее будут рассмотрены несколько примеров работы ПТК СПУ.

II. Иллюстрации основных режимов работы ПТК СПУ

1. Регистрация

Для регистрации в ПТК СПУ предусмотрены 2 режима: регистрация индивидуальных предпринимателей и регистрация работников предприятия через работодателя. Рассмотрим, как более простой случай, регистрацию индивидуального предпринимателя, самостоятельно представляющего свою анкету. Структура ПТК СПУ повторяет структуру ПФР. На рисунке показан идеальный вариант работы: на всех 3-х уровнях, в том числе в районе, установлен свой сервер (подробнее состав ПТК СПУ описан ниже).

· застрахованное лицо представляет в районное подразделение ПФР заполненную анкету;

· анкета вводится и проверяется в ПТК СПУ районного уровня;

· данные анкеты в электронной форме передаются по каналам связи через регион в центр, где хранится общий регистр всех ранее зарегистрированных застрахованных лиц;

· в центре проверяется, есть ли уже в регистре аналогичные данные или такой человек регистрируется впервые; если человек регистрируется впервые, в центре формируется индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, которому присваивается новый страховой номер (на самом деле лицевой счет, хранящийся в центре содержит только анкетные и адресные сведения о застрахованном лице, а сведения о стаже и заработке (взносах) хранятся только в региональных базах данных, о чем подробнее мы скажем ниже).

· После того, как решение принято, оно сообщается в регион, где в случае успешной регистрации появляется копия созданного в центре лицевого счета и формируется исходящий документ: Свидетельство государственного пенсионного страхования. До ввода в ПТК информации, что свидетельство вручено застрахованному лицу и им признано правильным, лицевой счет остается в состоянии “Потенциальный”, т.е. с ним будут сравниваться последующие документы при регистрации, но никаких сведений о стаже он содержать не может.

· В случае предположения повторной регистрации в регионе формируется исходящий документ — Запрос об уточнении сведений. Для случая точно установленной повторной регистрации в зависимости от того, было вручено предыдущее свидетельство или нет, повторно формируется дубликат свидетельства, а если есть отметка, что свидетельство с этим страховым номером уже вручено, – Отказ в регистрации.

· По каналу связи исходящий документ передается в район, где печатается и выдается застрахованному лицу; при этом в базе данных ПТК СПУ делается отметка о вручении документа.

· застрахованное лицо может указать, что в выданном ему свидетельстве содержится ошибка; при этом верные данные указываются в Листке исправлений, который также вводится в ПТК СПУ.

· содержание ответа снова поднимается до центра, где по нему принимается решение (снова автоматически):

· если свидетельство выдано и признано правильными, лицевой счет переводятся в состояние “Актуальный”;

· для свидетельства с ошибками — лицевой счет переводятся в состояние “Упраздненный”; для листка исправлений отрабатывается процедура сравнения вновь сообщенных анкетных данных с регистром — аналогично анкете;

· если, заполняя Запрос об уточнении сведений, застрахованное лицо настаивает, что ни разу не регистрировалось, ПФР открывает для него лицевой счет с новым страховым номером; соответственно, в регионе формируется свидетельство, которое должно быть вручено, далее выполняются уже описанные выше действия;

· для запроса, в котором застрахованное лицо признает, что ранее уже регистрировалось, новый лицевой счет открывать уже не нужно, но доводится до конца отработка процедуры по входящему документу.

2. Прием Индивидуальных сведений и включение их в лицевые счета

Сведения о стаже и заработке застрахованных лиц представляются по регламенту один раз за каждый отчетный период или при подаче заявления о назначении пенсии для учета данных текущего периода. Установлен следующий порядок работы:

· работодатель подает на своих работников Индивидуальные сведения (ИС);

· ИС вводятся и проходят предварительную проверку в ПТК СПУ районного уровня; при этом выполняются ряд проверок, в том числе:

o заполнение всех необходимых полей (страховой номер, ФИО и так далее),

o допустимость в соответствии с пенсионным законодательством сочетания отдельных пенсионных льгот (например, не допускается одновременное указание и работы в качестве члена экипажа судна, и врачебная деятельность),

o отсутствие (а для корректирующих и отменяющих форм – наличие) ранее введенных данных о том же застрахованном лице за тот же период, с тем же кодом категории и номером договора, что указаны в обрабатываемом документе;

o кроме этого, выполняются проверки по совокупности всех представленных работодателем сведений о заработке (взносах) за указанный период – стыковка с расчетной ведомостью (налоговой декларацией, расчету авансовых платежей по уплате единого социального налога) и списком льготных профессий на предприятии.

· введенные данные в электронной форме передаются по каналам связи в регион, где для каждой записи выполняется поиск соответствующего лицевого счета;

· в большинстве случаев ИС поступают из того же региона, где это застрахованное лицо было ранее зарегистрировано, т.е. лицевой счет будет найден; в этом случае документ подвергается дополнительным по отношению к выполненным в районе проверкам:

o оценивается состояние лицевого счета (должен быть “Актуальным”),

o контролируется совпадение ФИО из лицевого счета с указанными в ИС.

данные, в которых обнаружены ошибки, возвращаются в район с пометкой “Содержат ошибки” и выдаются работодателю для исправления. Правильные данные отмечаются как включенные в соответствующий лицевой счет.

· Если лицевой счет в регионе не найден, посылается запрос в центр о его месте нахождения. В центре может быть обнаружено, что его вообще не существует или он не “Актуальный”, или ФИО в лицевом счете не совпадает с указанными в ИС. При обнаружении ошибки данные сразу же возвращаются в район с соответствующей пометкой.

· Если подходящий лицевой счет найден в другом регионе, принятые ИС пересылаются туда, где выполняются те же проверки, что и для лицевого счета из своего региона. Принятое решение сообщается в район, где эти сведения были введены.

3. Формирование выписки из лицевого счета

При назначении пенсии по данным персонифицированного учета или при выдаче застрахованному лицу информации о сведениях, включенных в его лицевой счет, в ПТК СПУ отрабатываются следующие шаги:

· От застрахованного лица или из органа, назначающего пенсию, принимается и вводится в ПТК запрос на получение выписки из лицевого счета с указанным страховым номером.

· Выполняется автоматический поиск нужного лицевого счета — сначала в своем регионе, если не найден – через центр определяется наличие и местонахождение этого счета.

· Информация из всех документов, ранее включенных в лицевой счет (т.е. проверенных и признанных достоверными), передается в точку, откуда пришел запрос, где распечатывается и выдается в виде исходящего документа.

· Кроме того, те же данные могут быть выгружены в электронной форме для использования непосредственно в программах по автоматическому расчету пенсий.

В целом ПТК СПУ обеспечивает:

1. проведение регистрации застрахованных лиц, выявление попыток повторной регистрации, обеспечение замены страховых свидетельств и выдачу дубликатов, обмен страховых свидетельств при изменении анкетных данных и отслеживание этих изменений в лицевых счетах, контроль состояния открытых лицевых счетов;

2. включение сведений о стаже и заработке в лицевые счета застрахованных лиц — основное назначение комплекса как информационной системы.

При этом предусматривается выполнение:

· проверки соблюдения сроков и правил представления данных;

· стыковки принятых сведений с данными расчетной ведомости за соответствующий период в части указанных заработков;

· стыковки с ранее представленным предприятием списком льготных профессий и должностей в части указанного льготного стажа;

3. представление данных по запросам застрахованных лиц, органов, назначающих пенсии, и, возможно, других заинтересованных организаций

4. хранение и поддержание целостности данных

5. ведение документооборота между ПФР и работодателями

6. статистика для собственных нужд СПУ

Кроме реализации всех перечисленных ПТК СПУ используется для получения данных, необходимых для проведения актуарных расчетов.

III. Функции ПТК СПУ по уровням

При проектировании информационной системы она была привязана к существующей организационной структуре ПФР. Соответственно, ПТК СПУ разработан для 3-х уровней: центрального, регионального и районного.

1. Район

Основной задачей здесь является обеспечение уполномоченных и специалистов ПФР оперативными сведениями для контроля за правильностью представленных данных по стажу и по уплате страховых взносов.

Выполняемые действия – ввод и предварительная проверка поступающей информации – выполняется на нижнем, наиболее разветвленном уровне (район), т.е. максимально приближенно к источнику ее возникновения. Здесь же готовятся и выдаются все исходящие документы с соответствующей отметкой об этом в базе данных.

Срок хранения данных в оперативной базе: 4-5 лет.

2. Регион

Задача: длительное хранение данных лицевых счетов.

Уровень региона является основным местом длительного хранения данных (документов, составляющих лицевые счета). Этот выбор был сделан исходя из необходимости решить проблему минимизации информационных потоков (примеры см. выше), а также лучшей управляемости системой. Имеется в виду, во-первых, что в региональных отделениях работают более опытные специалисты, проходившие обучение на курсах в Москве, и, во-вторых, что каналы связи между региональными центрами и Москвой, как правило, более качественны и устойчивы, чем с отдаленными районами.

В регион направляются все данные из подчиненных районов. Таким образом, подавляющая часть случаев миграции и совместительства не потребует обмена данными между регионами и вся информация останется внутри региона, где она была получена и, скорее всего, будет использована.

Срок хранения данных – как минимум, в течение всей жизни застрахованного лица.

3. Центр

Задача: ведение общего регистра застрахованных лиц и выявление на его основе случаев повторной регистрации, а также обеспечение единого информационного пространства, в том числе распределение и пересылка данных между регионами для их включения в лицевой счет.

В центр передаются анкетные данные застрахованных лиц для принятия решения при их регистрации. Там присваиваются новые страховые номера и формируется общий регистр застрахованных лиц с привязкой к региону хранения соответствующего лицевого счета, отрабатываются системные запросы для межрегионального обмена данными. В целом, вычислительная нагрузка здесь невелика, а решающее значение имеет качество каналов связи.

Таким образом, введенные в ПТК СПУ сведения распределяются и хранятся по уровням:

в центре — регистр застрахованных лиц, их анкетные данные и регион хранения соответствующего лицевого счета;

в регионе — вся информация лицевых счетов тех застрахованных лиц, которые регистрировались в данном районе (в том числе документы, пришедшие на эти лицевые счета из других регионов), а также данные всех подчиненных районов (в том числе те документы, которые легли в лицевые счета других регионов);

в районе — оперативная база для ведения документооборота, т.е. все документы, принятые в этом районе, и документы, выданные в этом районе.

Данные, предназначенные для дальнейшего использования в информационной системе, накапливаются на региональном и центральном уровнях и будут храниться постоянно. В будущем для их сохранения предполагается использовать различные способы, такие, например, как запись на оптический диск. В настоящее время используется единая технология — резервное копирование на магнитную ленту. Она же применяется и для поддержания целостности данных в оперативной работе на всех 3-х уровнях.

Связь между уровнями, настройка и управление комплексом осуществляются в рамках системного и прикладного ПО.

IV. Состав ПТК СПУ

С технической точки зрения информационная система представляет собой компьютерную сеть с трехзвенной древовидной структурой. Узлами этой сети на каждом уровне является сервер — машина AS/400 фирмы IBM. На них размещается база данных, а также необходимое системное и прикладное ПО для обработки, хранения и обмена данными между системами. Связь между серверами осуществляется через модемы по каналам связи (Искра-2, телефонные сети, спутниковые каналы). В скором времени ожидается использование для обмена данными между серверами сетей общего пользования (Internet).

С каждым сервером в локальную сеть (LAN) объединены несколько рабочих станций (персональных компьютеров), на которых устанавливается клиентская часть ПО. Предназначенные для работы информационной системы оборудование и программы собственно и составляют Программно-Технический Комплекс Системы Персонифицированного Учета и разделяются по уровням. В регионы поставляются ПТК СПУ районного и регионального уровней. Все пользователи получают доступ к базе данных и работают с ней ТОЛЬКО на рабочих станциях через ПТК СПУ. Вход в систему защищается паролем.

Системное ПО поставляется как часть оборудования при закупке вычислительной техники. Прикладное обеспечение, реализующее непосредственно функции информационной системы СПУ, разрабатывается в Главном управлении информационных технологий Исполнительной дирекции ПФР.

V. Организация работы по уровням

(эксплуатация ПТК)

Основной объем работ ведется на районном уровне с использованием ПТК СПУ районного уровня (ПТК-район). Здесь осуществляется сбор и непосредственный ввод информации в ПТК и весь соответствующий документооборот. Работа, которую проводят сейчас наши сотрудники в районных подразделениях, — начальный и самый трудный этап, необходимая основа для большого и нужного дела.

При этом необходимо отметить три варианта эксплуатации системы:

1-й случай: в конкретном районе может быть установлен сервер AS/400 и связанные с ним рабочие станции для работы пользователей (планировалось, что так будет везде, но, как оказалось, не сразу) и тогда работа идет в штатном режиме, поскольку технология здесь отработана. Часто один сервер назначают к использованию для ведения базы по нескольким районам (МРП). Если районы расположены близко друг от друга (например, в одном городе), это не является проблемой.

2-й случай: район своим сервером не обеспечен, но имеются хорошие каналы связи между районом и МРП. В этом случае возможна работа в т.н. режиме удаленного доступа, когда клиентские персональные компьютеры времени взаимодействуют с сервером не по локальной сети, а по каналам связи. Этот случай не имеет принципиальных отличий от первого, поскольку при нормальном качестве каналов связи (от 14 400 килобит в секунду и выше) пользователь практически не замечает разницы между работой в режиме удаленного доступа и работой непосредственно по локальной сети.

3-й случай: район своим сервером не обеспечен и находится далеко от МРП. Первоначально, такого вообще не предусматривалось, но когда это оказалось реальностью, сразу начался поиск возможных решений, причем как на местах (что создает разнобой, но зато отражает реальные нужды и проблемы), так и в центре, где на их основе вырабатываются обобщенные рекомендации. Из них можно выделить:

· подготовка и проверка данных на персональных компьютерах вспомогательными программами, не требующими сервера, для последующей загрузки в AS/400 ;

· использование электронной почты, развернутой во всех подразделениях ПФР, для передачи подготовленных данных от района до МРП;

· отслеживание судьбы введенных таким образом документов по ручным журналам (для ПТК СПУ разработан новый режим приема документов — входящий номер присваивается в соответствии с указанным в ручном журнале)

ПТК СПУ верхних уровней (ПТК-регион и ПТК-центр) выполняют в основном служебные функции. Наиболее ответственная из них – начальная настройка системы для установки соединений между серверами. Кроме этого, здесь собирается некоторая статистическая информация для отчетов по обработанным документам.

Основная работа на уровне региона – методическая и техническая поддержка для подчиненных систем районного уровня. Она включает установку оборудования и программного обеспечения (ПО), а также его обновление, обучение специалистов, доведение методических и инструктивных материалов, текущую эксплуатацию и ремонт техники, взаимодействие с центром.

На центральном уровне ведутся работы по дальнейшему развитию и внедрению отдельных частей проекта, обучение региональных специалистов, решение правовых и организационных вопросов, возникающих в практической работе на местах, разбор технических проблем и выпуск исправленных и дополненных версий ПО.

VI. Организация работ по специалистам

Эксплуатация ПТК СПУ, как и вся организация работ в системе, требует привлечения специалистов различного профиля. При этом отдельные вопросы могут быть четко разграничены, в то время как другие предполагают совместную работу сотрудников разных отделов. Примерное разделение обязанностей выглядит так:

Отдел автоматизации: развертывание серверов и рабочих станций, установка ПО и настройка коммуникационного оборудования.

Отдел по защите информации: обеспечение конфиденциальности представленной информации и разграничение доступа к системе.

Отдельно выделяются вопросы организации архивов для хранения документов.

Отделы персонифицированного учета (ОПУ) призваны, в основном, к выполнению организационной работы по сбору сведений от работодателей. На них же возложены обязанности по вводу представленных данных в информационную систему. При работе с ПТК СПУ к ведению сотрудников отделов персонифицированного учета относятся:

1. Администрирование базы данных — поддержание целостности хранимых данных (резервное копирование) и отслеживание ошибочных ситуаций: выполняет один из квалифицированных пользователей ПТК или специально выделенный администратор.

2. Взаимодействие с работодателями и ведение документооборота и журналов: осуществляют специалисты групп приема и выдачи документов.

3. Ручной ввод содержания бумажных документов в ПТК СПУ: выполняют операторы рабочих станций.

К сожалению, из-за недостатка численного состава сотрудникам ОПУ часто приходится совмещать все эти обязанности, требующие совершенно разной квалификации и направления деятельности.

Заключение:

Несмотря на кажущуюся грандиозность проекта, выполнение его идет по плану и даже пенсионная реформа не потребовала незапланированных затрат. В то же время уже сейчас можно видеть первые результаты в виде начавшегося наведения порядка или по крайней мере получения ясной картины текущего состояния дел в области пенсионного обеспечения.

При этом, судя по тому, что с учетом всех нововведений, диктуемых практической работой, система принципиально не изменяется, а развивается так, как была изначально задумана при разработке, следует сделать вывод, что основные решения были реализованы правильно и система оправдывает усилия, затраченные на ее создание.

Пенсионный фонд продолжает миграцию на процессоры «Эльбрус». Работы идут четыре года

Активные темы

  • «Эй, Снежок! Грабить могут только черные!» (13)

    Horizen8 Инкубатор 10:38

  • Мужик или Мужчина? (4075)

    Девана Тексты 10:38

  • Применение бомбардировщиком Су-34 бетонобойной бомбы БетАБ-250. (46)

    Артемий13 Инкубатор 10:38

  • Конец отсрочки: в России все-таки ужесточат правила регистрации … (23)

    Ksil Инкубатор 10:38

  • Челябинск после карантина самочищается (4)

    Bormoglotik Инкубатор 10:38

  • Скотсети и прочие интернеты 03.06.20 (49)

    zolotnik Инкубатор 10:38

  • Дверь мне запили! (45)

    LoftRSM Видео 10:38

  • 50 млн водителей должны пересдать экзамен и другие инициативы (167)

    321Sanchello Авто/Мото 10:38

  • Верховный суд Башкирии оправдал двух экс-полицейских по делу об … (1)

    vays777 Инкубатор 10:38

  • «Росатом» разработал новый метод борьбы с COVID-19 (26)

    akmaks Инкубатор 10:38

  • Черная Пятница (1)

    PixiMixi Инкубатор 10:38

  • Трамп призвал ввести войска в Нью-Йорк (37)

    MrTenergy Инкубатор 10:38

  • » Тhe Родня» (21)

    elf61 Инкубатор 10:38

  • Почему русов вычеркнули из древней истории (91)

    Периндоприл Инкубатор 10:38

  • Самое масштабное чипирование населения: Швеция вступает в комфор… (153)

    virtualgear Картинки 10:38

В соответствии с Федеральным законом № 167‑ФЗ государственные (муниципальные) учреждения, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями. Данный статус накладывает на названные организации определенные обязательства, к которым, в частности, относится обязанность своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы, представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В свою очередь, ПФР имеет право проверять документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок. В статье мы рассмотрим вопросы, сопряженные с осуществлением таких проверок.

📌 Реклама Отключить

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, страхователи (в том числе государственные (муниципальные) учреждения) представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы), включающие:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; 📌 Реклама Отключить

3) не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность предоставляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27‑ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167‑ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27‑ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

📌 Реклама Отключить

Ниже рассмотрим вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий, а также взаимодействием учреждения с проверяющими лицами ПФР.

Каков порядок назначения проверки?

Как следует из п. 5 Методических рекомендаций № 11п, документальные (выездные) проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования проводятся на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР, которое оформляется в установленном порядке.

Из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась проверка персонифицированного учета, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ПФР.

📌 Реклама Отключить

Какие документы будут затребованы при проверке?

Примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованного лица, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 11п. Вот некоторые из перечисленных документов:

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.

Отметим: поскольку проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке, необходимо подготовить документы да данный период (см. п. 7 Методических рекомендаций № 11п). 📌 Реклама Отключить

На что обратят особое внимание контролеры?

Отметим, что в первую очередь проверяются индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию (достигающих пенсионного возраста) в течение ближайших двух лет. Если таковых работников в учреждении нет и численность работающих лиц – до 30 человек, проверка индивидуальных сведений будет проведена в отношении всех работников.

Если у организации большая численность, то осуществляется выборочная проверка (не менее 7% от общей численности). Однако обращаем внимание, что в случае установления недостоверных сведений специалисты ПФР вправе провести сплошную проверку (п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Что если обнаружены ошибки и несоответствия?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ при обнаружении в представленных страхователем данных ошибок и (или) несоответствий сведениям, имеющимся у ПФР, специалисты фонда направляют уведомление об устранении их в течение пяти рабочих дней. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день с даты отправления заказного письма. 📌 Реклама Отключить

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.

📌 Реклама Отключить

Что если учреждение не согласно с результатами проверки?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, проверяемое учреждение в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. К письменным возражениям следует приложить документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений.

Каков порядок рассмотрения материалов проверки?

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР. Решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. 📌 Реклама Отключить

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает учреждение о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов выносится решение (ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ):

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день с даты отправления заказного письма. 📌 Реклама Отключить

Можно ли обжаловать вынесенное решение?

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Федерального закона № 27‑ФЗ). Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

📌 Реклама Отключить

Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 № 11п.