Проведен тренинг для сотрудников

Содержание

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте.

Высокий ритм, планы, отчетность, переработки, конфликты между сотрудниками, давление руководства, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками.

Многие сотрудники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая уста¬лость).

Реальная практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к рабочим обязанностям в течении 1-2 лет.

факторы профессионального выгорания сотрудников

Профессиональное выгорание сотрудников (Инфографика от cv2you)

Все это обуславливает острую необходимость работы с персоналом по профилактике эмоционального выгорания.

Программа тренинга

Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.

Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Помещение, оборудование и материалы:

– аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками;
– стулья по количеству участников тренинга;
– парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.);
– ручки, фломастеры;
– карточки из бумаги форматом А5;
– фотоаппарат.

Цели тренинга:
1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.

2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.

3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.

Задачи тренинга:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, добро-желательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.

Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Проведение тренинга «профилактика эмоционального выгорания”

На продолжении всего тренинга желательно чтобы в зале звучала тихая релаксирующая музыка.

Начало тренинга. Приветствие, правила, выявление ожиданий и корректировка.

Приветствие ведущего. «Я рада, что мы встретились, сегодня мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с це¬лью профилактики эмоционального выгорания.»

Во время вступительного слова, ведущий говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы.

1. Установление правил группы.

Ведущий объясняет, что каждый участник должен иметь правила для полноценной и результативной работы.

Выносятся правила на обсуждение:
• доверительное общение
• общение по принципу «здесь и теперь»
• искренность в общении
• конфиденциальность
• определение сильных сторон личности
• недопустимость непосредственных оценок человека;
• введение санкций за нарушение основных правил.

2. Ожидания и опасения.

Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.

Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что за мероприятие будет?», «Как всё будет проходить?», «Поможет ли мне это?»

У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, к чему нужно быть особенно внимательными.

Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?

Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.
Коррекция запросов.
Многое также будет зависеть от общей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

3. Описание проблемы.

Для начала, необходимо дать определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Перечень основных и факультативных признаков этого синдрома:
1) истощение, усталость;
2) психосоматические осложнения;
3) бессонница;
4) негативные установки по отношению к клиентам;
5) негативные установки по от¬ношению к своей работе;
6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;
7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
8) уменьшение аппетита или переедание;
9) негативная самооценка;
10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливо¬сти, напряженности);
11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
12) чувство вины.

Дополнительная информация по теме профессионального выгорания 12 советов по предотвращению профессионального выгорания.

Прокрастинация – еще одна беда сотрудника.

Иногда нет ничего страшного в том, чтобы отложить дело на потом.

Но если вы поступаете так со многими важными делами, день за днем откладывая их, или подменяете необходимые занятия необременительными бытовыми хлопотами или развлечениями, то вы — прокрастинируете.

Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание) — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени человек не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, находя те или иные самооправдания.

Дополнительная информация по теме прокрастинации Как начать учиться и не забросить.

Приемы самомотивации.

Это ненавязчивое программирование самого себя на успех и достижение целей. Необязательно ждать, пока что-то изменится или выпадет удобный случай. Надо работать над собой уже здесь и сейчас! При этом такой процесс не требует особых усилий. Он проходит естественно и даже незаметно.

Рассказать о приемах по самомотивациии 15 лучших способов самомотивации.

Основной вопрос тренинга: как бороться со стрессом, прокрастинацией и эмоциональным выгоранием?

Знакомство группы, установление контакта.

Специфика тренинга связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе доброжелательную среду — среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.

Рекомендуется разбить на три этапа по несколько упражнений:
1 Этап-знакомство группы.
2 Этап – обмен информацией, поднятие самооценки участников группы.
3 Этап- подготовка к основной части тренинга.

Желательно применять 2-3 тренинга на знакомство и установление контакта в группе. Некоторые варианты знакомства участников группы тренинга.

Знакомство участников группы тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ 1.
Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.

Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.

УПРАЖНЕНИЕ 2.
Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось, тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальной и хобби желаемое…».
Тренер выдерживает паузу, давая возможность всем подумать. Если кто-то выражает желание начать, тренер начинает тренинг, но только убедившись, что все готовы, и предлагает желающему начать.
В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то прыгает с парашютом, а кто-то разводит цветы.

Среди нереализованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует содержанию тренинга, и создает соответствующую целям тренинга атмосферу.

УПРАЖНЕНИЕ 3.
Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будет знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».

Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности (в частности, стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д.

Выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в сознании каждого участника, опирающееся на субъективные критерии стандартности — нестандартности, адекватности — неадекватности.

Продолжение знакомства, обмен информацией, поднятие самооценки участников.

УПРАЖНЕНИЕ 4.
Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе.

Участники группы сидят по кругу.

«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.

УПРАЖНЕНИЕ 5.
Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся и сделаем это несколько необычным способом. Вспомните, кем вы можете работать, кроме вашей теперешней профессии, и, называя свое имя, перечислите несколько вариантов этих возможных профессиональных ролей. При этом будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что говорят остальные участники группы».

УПРАЖНЕНИЕ 6.
Участники группы сидят по кругу.
«Комплимент рядом сидящему участнику» Участникам необходимо продумать комплимент рядом сидящему участнику, использую полученную информацию о участники из предыдущих упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 7.
Участники группы стоят в две шеренги лицом к лицу. Каждый участник проходит между шеренгами. Каждый в шеренге поглаживает проходящего по голове. Приветствуется делать комплименты проходящему.

Упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

Подготовка и настройка к основной части тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ 8.
Участники группы сидят по кругу.
Тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину”, и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу.

Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

УПРАЖНЕНИЕ 9.
Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый будет называть свое имя и свои 2-3 мотиватора, что побуждают их к творчеству, созданию нового, к нестандартному, креативному поведению.
Эти варианты знакомства побуждает участников говорить о себе, что способствует сближению членов группы, создает более доверительную атмосферу. Кроме того, появляется много идей, которые в дальнейшем могут быть полезны при обсуждении способов борьбы с эмоциональным выгоранием.

В ходе выполнения упражнений происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон.

Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание. Что делать?»

Основная часть тренинга.

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать личностные мотиваторы, перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность.

Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоционального выгорания сотрудников в компании.

I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание. Что делать?»

Участники разбиваются на несколько команд (по 3–5 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек.

На них будут записываться новые идеи – как бороться с эмоциональным выгоранием. Одна идея, на одной карточке.

Предложения по темам:
1. Методы индивидуальной работы со стрессом.
2. Самомотивация.
3. Улучшение рабочей среды.
4. Корпоративная культура.
5. Work-life баланс.

Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:

Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.
Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.

Время этого этапа – 30 минут.

По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

II. Этап анализа идей.

Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.

Отбрасывать идеи нельзя.

Время выполнения – примерно тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.

III. Этап поиска возможностей реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению.

Участникам предлагается просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

+ + – очень хорошая, оригинальная идея;
+ – неплохая идея;
0 – не удалось найти конструктива.

И по реализуемости идеи:

PP – реально реализовать;
ТР – трудно реализовать;
НР – нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.

Время, отводимое на этот этап, – тридцать минут.

IV. Завершающий этап.

Преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираются все в общий круг.

Каждому представителю каждой группы предлагается сделать сообщение об итогах работы группы.
Группам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для персонала и руководства.

Зачитанные карточки собираются в конверты по категориям:

1. Методы для индивидуальной работы. Самомотивация.
2. Улучшение организации рабочей среды и офисного пространства.
3. Корпоративная культура.
4. Work-life баланс.

Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы компании по профилактике эмоционального состояния.

Обсуждение результата проведенного «мозгового штурма».

Вырабатывается понимание того, что эмоциональное выгорание и стресс это серьезная проблема в нашей жизни, но с ней можно эффективно бороться.

В ходе обсуждения проделанной работы обычно возникает важная для тренинга идея, что для борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием необходима общая коллективная работа. Соблюдение правил коммуникации, вежливость, взаимоуважение и взаимопомощь, а для этого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.

Участники группы тренинга более открыто говорят о том, что в рабочей среде вызывает у них дискомфорт, более искренне высказывают свои наболевшие проблемы, разрешают затяжные конфликты.
Придумываются новые способы борьбы со стрессом, эмоциональным выгоранием и прокрастинацией.

Руководство получает ценную обратную связь от сотрудников о рабочей среде в компании и предложения по ее улучшению.

Ознакомление участников тренинга с приемами, упражнениями по снятию стресса

Ведущий предлагает перейти к следующей части тренинга «Все очень плодотворно поработали, а теперь переходим к упражнениям и техникам снятия стресса».

Ведущий на свой выбор может провести несколько упражнений с группе из предложенных. О других упражнениях просто проинформировать участников.

Дыхательные упражнения для снятия стресса

Упражнение №1.
Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

Упражнение №2. «Дыхание» животом».
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

Психологические упражнения в борьбе со стрессом

Упражнение №1 «Проблема».
Для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;

Упражнение №2 «Внутренний огонек».
Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;

Упражнение №3 «Настроение».
Помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.

Упражнение №4 «Простые утверждения».
Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных сторонах.

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».

Вот несколько примеров:
• Сейчас я чувствую себя лучше.
• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
• Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство.
• Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
• Внутренне я ощущаю, что все в порядке.

Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».

Упражнение №5 «Вопросы к самому себе».

Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.

Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:
• Это на самом деле большое дело?
• Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
• Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
• Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет..?
• Стоит ли это того, чтобы так переживать?
• Стоит ли за это умереть?
• Что может случиться, если не справлюсь?
• Могу ли я справиться с этим?

Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.
• Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?
• Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.
Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не

Упражнение №6 «Смех».
Снятию стресса помогают смех.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

В сети интернет ведущий может подобрать смешные ролики или coob-ы общей продолжительностью 5-10 минут, и показать их группе, c помощью проектора.

Упражнение на релаксацию (расслабление)

Упражнение №1 «Релаксация».

Цель: снятие психического напряжения, возбуждения, снижение чувства тревоги, так как стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.

Для самостоятельного проведения упражнения следует записать инструкцию на диктофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию. Рекомендуется выполнять ежедневно.

Освободите себя от давящей одежды. Включите спокойную музыку. Приглушите свет. Лягте на спину, закройте глаза. Мысленно давайте указания определенным группам мышц.

«Расслабление начинаем с кончиков пальцев ног… Расслабляются ступни… щиколотки… икроножные мышцы… коленные суставы… бедра… Чувствуем, как будто теплая волна поднимается снизу вверх от кончиков пальцев ног до макушки… Расслабляются ягодичные мышцы и тазобедренные суставы… Затем начинают расслабляться кисти рук… запястья… предплечья… локти… плечи… плечевые суставы… Расслабляются мышцы спины снизу вверх («веером»)… Тело как бы обмякло… стало тяжелым… неподвижным… Нет желания поднять ни руки, ни ноги… Нет желания произнести ни единого слова… Начинают расслабляться мышцы живота… грудной клетки… Расслабляются мышцы внутренних органов, очень глубоко… Дыхание становится ровным и спокойным… Воздух как будто бы сам проникает в грудную клетку без особых усилий… Очень хорошо, глубоко расслабляются мышцы шеи и языка… Расслабляются глазные яблоки… все мышцы глаз и все мышцы лица… Разглаживаются все морщинки… Лицо принимает спокойное умиротворенное выражение… И, наконец, расслабляются все мышцы головы».

Погрузитесь в чувство расслабления от 3 до 20 минут.

Физические упражнения на расслабление.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение №1 «Мороженое».
Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.

Упражнение №2 «Дотянуться до звезд».
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

Упражнение №3 «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Упражнение №4 «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение №5 «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение №6 «Пишущая машинка».
Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

Упражнение №7 «Занятие йогой».

Очень хорошо помогает йога при стрессе и различные упражнения на растяжение мышц. Они позволяют человеку успокоиться и быстро прийти в себя. Дома вы можете выполнять следующий вариант упражнения на растяжение:
• встаньте на ноги, спину держите прямо;
• глубоко вдохните и на выдохе встаньте на носочки;
• на вдохе одновременно поднимите обе руки вверх, на выдохе опустите вниз, при этом сильно напрягая мышцы;
• затем сделайте наклон вперед, представляя, что сбрасывайте с себя все напряжение;
• в таком положении находитесь около минуты, постарайтесь в этот момент максимально расслабиться;
• потом резко вернитесь в исходное положение и начинайте трясти телом, как животные после купания.

Упражнение №8

Показать несколько видеороликов из youtube по снятию стресса и напряжения. Осветить, что в сети интернете есть очень много материалов о снятии стресса.
Например: Цигун Ли Холден. Снимаем стресс и напряжение

Окончание тренинга

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…»
Какие средства борьбы со стрессом я могу применять самостоятельно?
Как я могу себя замотивировать?
Оправдались ли Ваши ожидания?
Подведение итогов занятия.

Хорошего всем дня!

Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее использование рекомендаций в обсуждении и планировании стратегии развития компании.

Ключевые слова: профилактика эмоционального выгорания, синдром эмоционального выгорания, снятие стресса, снятие эмоционального и физического напряжения, упражнения, самомотивация.

Темы тренингов для персонала:

  • 100

    Менеджмент и лидерство

    Раздел тренингов для руководителей

    Подробнее…

  • 100

    Продажи, переговоры, сервис

    Раздел тренингов по продажам, переговорам, сервису

    Подробнее…

  • 100

    Личная эффективность

    Раздел тренингов повышения личной эффективности

    Подробнее…

  • 100

    Управление персоналом

    Раздел тренингов по управлению персоналом

    Подробнее…

  • 100

    Банки и финансы

    Раздел тренингов для банковской сферы

    Подробнее…

  • 100

    Медицина/фарма

    Раздел тренингов для медицниских и фарм-компаний

    Подробнее…

  • 100

    Производство

    Раздел тренингов для производственных предприятий

    Подробнее…

  • 100

    Рестораны и гостиницы

    Раздел тренингов для гостиниц и ресторанов

    Подробнее…

  • 100

    Тренинги для HR

    Раздел тренингов для HR-cпециалистов

    Подробнее…

корпоративные тренинги

Корпоративные тренинги для сотрудников

Для эффективной деятельности и успешного развития каждой компании необходимо, чтобы все ее сотрудники, от рядовых до руководителей высшего звена, имели общие цели и действовали сообща, как единый слаженный механизм. Корпоративное обучение позволяет создать единое понятийное поле, повысить качество работы ваших сотрудников.

Для обучения нескольких сотрудников лучшим решением будет открытый тренинг или семинар, если же необходимо обучить более 6 человек – провести корпоративный тренинг будет выгоднее, так как стоимость за одного сотрудника будет ниже.

Корпоративные бизнес тренинги проводятся внутри организации и направлено на повышение эффективности сотрудников компании, и в отличие от открытых программ, корпоративные тренинги проводятся с учетом специфики вашего бизнеса, функций персонала, стратегических задач, целей компании, ее миссии и корпоративной культуры.

Наша компания проводит корпоративное обучение по различным категориям сотрудников

Проведение корпоративных тренингов предполагает:

  • Предтренинговую диагностику и разработку плана обучения
  • Подбор наиболее подходящего задачам тренера
  • Подготовку/разработку и адаптацию тренинга под задачи компании
  • Обучение персонала
  • Подготовку отчета по результатам тренинга
  • Посттренинговую поддержку

Основные результаты корпоративных тренингов:

  • Освоение сотрудниками инструментов и технологий, необходимых для достижения целей и задач компании
  • Формирование профессиональных навыков и компетенций
  • Повышение мотивации и лояльности персонала
  • Командообразование

Системный подход к развитию персонала предполагает, что рядовых сотрудников в компании обучают для решения конкретных бизнес-задач, а во внедрении полученных знаний участвуют непосредственные руководители.
Именно поэтому обучение подчиненных нужно начинать с обучения руководителей. Такой подход более рационален, так как позволяет обучать только тех, в кого стоит вкладывать деньги и только тому, что будет реально использоваться на практике в ближайшее время.

Отдача от вложения средств в обучение при системном подходе гораздо выше. Системный подход к развитию персонала строится по компетенциям.

Компетенция — это набор знаний, навыков, личностных качеств и мотивов сотрудника, описанных языком наблюдаемого поведения. Компетенции нужны, чтобы проводить оценку до и после обучения, получая, таким образом, эффективность проведенного обучения.

Компания ООО «Ассоциация Бизнес Мастерства» внедряет подход развития персонала по компетенциям. На сайте представлены примеры программ тренингов, разбитые по развиваемым в ходе обучения компетенциям.
Программа корпоративных бизнес-тренингов составляется в соответствии с потребностями и спецификой деятельности Заказчика.

Вы можете выбрать существующую программу тренинга и мы адаптируем ее под ваш бизнес. Если вы не нашли подходящий тренинг – мы разработаем уникальную программу специально для вас.

Вы можете связаться с нами любым удобным для вас способом:

На тренинг во всеоружии: рекомендации участнику тренинга

Подготовленный участник тренинга, в сравнении с неподготовленным, добивается большего результата в тренинге и это очевидный факт. Об этом говорят исследования и опыт. Если в ближайшее время Вы планируете участвовать в тренинге – эта статья для Вас.

Я изложу несколько идей, которые помогут Вам сделать участие в предстоящем тренинге максимально осмысленным и эффективным.
На эффективность тренинга влияют несколько факторов:
1. Тренер, его компетентность, профессиональная подготовка, метод работы и личностные качества.
2. HR-департамент. Важно чтобы обучение в компании проводилось регулярно, на основе системного подхода, а решение об участии в тренинге принималось на основании результатов оценки и с учётом индивидуальных потребностей потенциального участника тренинга (1).
3. Тренинговая группа, в которой Вы окажитесь.
4. Вы, участник тренинга, главное действующее лицо.
О Вашем вкладе в эффективность тренинга мы и поговорим.
Итак, ознакомившись с программой тренинга, Вы приходите к выводу, что данный тренинг Вам интересен, а его цели соответствуют Вашим потребностям в обучении. Пришло время начать подготовку к обучению.
Эффективная подготовка к тренингу представляет собой сумму нескольких слагаемых:

  • принятие ответственности за Ваш персональный результат тренинга;
  • постановка/конкретизация целей участия;
  • понимание структуры тренинга, его отличительных особенностей и тех возможностей, которые будут у Вас в ходе занятий для реализации Ваших целей.

Тренинг для Вас начнется с того момента, когда Вы осознаете личную ответственность за его результат. Участие в тренинге совершенно не похоже на поход в парикмахерскую. В парикмахерской от Вас требуется озвучить Ваши ожидания, а затем просто ждать, пока мастер сделает всю работу. В тренинге же Вам придётся потрудиться.
Осознание ответственности предполагает активные действия. В нашем с Вами случае, для начала неплохо бы сформулировать для себя цели участия в тренинге, в чём Вам помогут анкета участника тренинга и предтренинговое интервью (2).

Анкета участника тренинга

Анкета, как правило, содержит вопросы, направленные на уточнение Ваших ожиданий, а также предложение привести примеры затруднительных для Вас ситуаций по теме предстоящего тренинга. Так, если Вы планируете участвовать в тренинге «Управление командой», Вам предложат привести пример трудной для Вас ситуации в работе с командой. Постарайтесь описать конкретный случай. Это позволит тренеру учесть Ваш запрос вплоть до того, что на основе вашего примера тренер разработает деловую игру и Вы сможете «проработать» трудную ситуацию в игровом взаимодействии. Анкета – не формальность, уже само заполнение анкеты позволяет сосредоточиться на предстоящем тренинге и, в первом приближении, конкретизировать цели участия.
Приведу несколько примеров эффективной и неэффективной постановки целей из предтренинговых анкет участников (3) тренинга «Мастер делового общения».
Цель отсутствует либо не осознаётся в достаточной степени

Цель осознаётся и конкретизирована

«Усовершенствовать свои коммуникативные способности» «Научиться прояснять потребности клиента»
«Общаться эффективно, эффективнее проводить встречи и переговоры». «Изучить техники аргументации и выбрать ту, что больше мне подходит. Так же интересует техника корректного отказа».
«Научиться вести переговоры» «Научиться работать с угрозами и давлением партнера по общению, оставаясь при этом профессионалом, добиваясь необходимого результата и сохраняя драгоценные нервные клетки».
Формулировки из первой колонки говорят об интересе к теме делового общения и развитию соответствующих способностей, но не содержат конкретики, и, строго говоря, целями не являются. Когда ожидания размыты и представлены в сознании в виде «узнать что-то новое по теме тренинга», «мне всё интересно», участник тренинга часто занимает выжидательную позицию «авось будет что-то интересное». Подобная пассивная позиция не способствует результативному участию в тренинге.
С другой стороны, чем чётче цели, которые Вы ставите перед собой, участвуя в тренинге, тем проще Вам и тренеру сконцентрироваться на их достижении. Тренер, чётко понимая Ваши цели, становится для Вас надёжным партнёром. Он знает, на что обратить внимание при рассмотрении того или иного вопроса, при отработке того или иного навыка, чтобы помочь Вам продвинуться в желаемом направлении.
В зависимости от темы тренинга, конкретизированные запросы могут выглядеть так: «получить ответ на вопрос о…», «проанализировать тот конфликт с клиентом, что я сделал не так, чего не сделал, что ещё можно было предпринять», «изучить и опробовать техники аргументации», «изучить собственный стиль управления», «осознать и проанализировать, как я продуцирую свой собственный стресс, чтобы в дальнейшем от него избавиться», «проанализировать ситуацию с неудавшимися переговорами, возможно ещё не всё потеряно с тем клиентом», «освоить технику предоставления обратной связи подчинённым» и т.п.
Если Вы хорошо понимаете свои потребности, чётко поставили для себя цели на тренинг и чувствуете, что именно Вы в значительной степени несёте ответственность за их достижение, следующий шаг – разобраться в том, как в ходе предстоящего тренинга Вам следует действовать, чтобы продвинуться в направлении желаемых целей. Для этого Вам потребуется информация о предстоящем тренинге, которую Вы имеете право получить, а тренинговая компания (в идеале тренер) обязана предоставить.

Предтренинговое интервью

Итак, до тренинга Вы имеете право (4) получить информацию о: а) целях тренинга, б) профессиональной подготовке тренера, в) используемом методе и основных тренинговых процедурах, г) правилах поведения, д) действиях, которые будут способствовать достижению Вами Ваших персональных учебных/развивающих целей.
Прекрасная возможность получить всю необходимую информацию – пройти предварительное интервью с тренером, на которое Вас должны пригласить.
Участник, прошедший предтренинговое интервью, как правило, имеет более высокий уровень мотивации на достижение собственных целей в тренинге, в большей степени принимает ответственность за их реализацию, в большей мере склонен к самоисследованию, занимает более активную позицию в процессе обучения, реже опаздывает на занятия, более мотивирован на изменение и с большей вероятностью реализует цели участия в тренинге.
Предтренинговое интервью открывает для Вас ряд возможностей:
1. Составить личное впечатление о тренере. Обратите внимание на стиль взаимодействия тренера. Комфортно ли Вам общение с ним? Не общается ли тренер с Вами свысока? Обязательно поинтересуйтесь квалификацией тренера и опытом его работы.
2. Озвучить и конкретизировать цели Вашего участия в тренинге, чтобы тренер учёл их в ходе занятий, если это возможно. Опишите тренеру (5) конкретные примеры ситуаций из Вашего опыта на тему тренинга, которые Вам хотелось бы проработать в тренинге. В случае если Ваши цели сформулированы недостаточно чётко, тренер обязан помочь в их конкретизации. Заодно Вы увидите тренера в работе. Если между интервью и тренингом у Вас возникнут дополнительные запросы, у Вас будет возможность озвучить их тренеру на этапе «уточнения потребностей» (6) в самом начале тренинга.
3. Оценить организационные условия предстоящего тренинга. Как Вас встретили в тренинговой компании? Что из себя представляет тренинговый зал? Такое знакомство с «физической территорией» тренинга позволит чувствовать себя уютнее, когда тренинг начнётся.
4. Принять окончательное решение о том, целесообразно ли тратить 2-3 дня Вашей жизни на участие в данном тренинге.
5. Получить консультацию об особенностях тренингового обучения «из первых рук».
На особенностях тренингового обучения я остановлюсь поподробнее.

Что полезно знать о тренинге

Довольно часто слова «семинар», «обучение», «практикум», «презентация» используют как синонимы слова «тренинг». Это неверно. На самом деле тренинг – особая, научно обоснованная форма обучения, которая имеет ряд существенных особенностей, которые и делают её такой эффективной. Так цель тренинга — повысить эффективность действий участников (7), а цель семинара – проинформировать участников по тем или иным вопросам. В тренинге новые знания нужны постольку, поскольку они помогают усвоению новых, более эффективных форм поведения, поэтому соотношение теории и практики в среднем составляет 20/80, иногда даже 10/90. Между «быть эрудированным» и «быть эффективным» существует принципиальная разница, примерно такая же, как между семинаром и тренингом. Хотите развить эрудицию – Вам на семинар. Хотите повысить свою эффективность – Вам на тренинг (8).
Тренинг это обучение, основанное на опыте самих участников обучения непосредственно в тренинговой группе (experiential learning). Поскольку опыт – это результат активности, тренинговое обучение подразумевает значительный уровень активности учащихся.
В структуре эффективного тренинга, независимо от темы и стилевых особенностей тренера, обязательно представлены 4 компонента (David Kolb) (10):
1. Опыт
2. Рефлексия
4. Экспериментирование
3. Концептуализация
Обучение в тренинге предполагает циклическое прохождение группой и её участниками 4 этапов: опыт, осмысление, концептуализация, экспериментирование.
Опыт – Ваше участие в ролевых играх, упражнениях, видеопробах, дискуссиях, неструктурированных взаимодействиях (11) с другими участниками, тренером и группой в целом.
Рефлексия – осмысление Вашего опыта, т.е. подробный ответ на вопрос «как это было». Если в упражнении или игре Ваши действия были неэффективными, Вы, вероятно, почувствуете неудовлетворённость собой, которая может стать источником мотивации к самосовершенствованию. Возможно и обратное, Вы убедитесь в том, что определённый навык у Вас сформирован и Вы обретёте уверенность в своих силах. Рефлексия способствует осознанию имеющихся у Вас ресурсов и зон компетентности, требующих развития, что ведёт к росту самопонимания, и, в конечном счёте, к развитию Вашей эффективности. Небольшая теоретическая вставка со стороны тренера позволяет выделить плоскости для анализа и осмысления опыта приобретённого на предыдущем этапе.
Концептуализация – подразумевает выводы, которые Вы делаете относительно того, каким образом Вы снижаете собственную эффективность, а также рекомендации, которые Вы получаете от тренера о том, как можно повысить Вашу эффективность. «Вбрасывание» теории происходит чаще всего на этом этапе.
Экспериментирование – действия, направленные на тестирование сделанных выводов и полученных рекомендаций, т.е. проверка, действительно ли «это» работает. Также важный момент присущий этапу экспериментирования — практическая отработка рекомендаций, полученных на этапе концептуализации, вплоть до формирования соответствующих умений.
Находясь в тренинговой группе полезно знать о принципах работы, которые способствуют результативности обучения в тренинге.

Принципы работы Т-группы

«Здесь-и-сейчас». В большинстве ситуаций делового и неделового общения, люди склонны реализовывать одни и те же модели поведения, проявлять присущий им коммуникативный стиль, свои индивидуально-психологические особенности. Модели поведения участников тренинга в ходе учебных занятий (12), в общем и целом, эквивалентны тем, что проигрываются ими в обычной жизни. Концентрируясь на «здесь-и-сейчас» и запрашивая обратную связь тренера и других участников группы, Вы получаете уникальную возможность осознать характерные для Вас стратегии поведения и поведенческие стереотипы, выйти за их рамки, обрести большую гибкость и, в конечном счёте, лучше понять себя. Т.о. концентрация на «здесь-и-сейчас» и осмысление (рефлексия) текущего непосредственно воспринимаемого опыта, разворачивающегося в Т-группе, более продуктивно (13), нежели рассмотрение гипотетических сценариев развития событий, которые могут развернуться в будущем, либо припоминание ситуаций из прошлого. Обучение на текущем опыте (здесь-и-сейчас) (14), как правило, эффективнее обучения на прошедшем опыте («а вот помню, было…») и на воображаемом опыте («а вот если…»). Прошлое уже прошло, будущее ещё не наступило, есть только здесь-и-сейчас.
Конфиденциальность. За рамками тренинга, равно как и в кофе-паузах, участники не имеют права обсуждать других участников. Если по ходу тренинга у Вас возникает желание высказаться по-поводу действий одного из участников тренинга, не «выносите» это в кофе-паузу. Попробуйте сделать это непосредственно в тренинге в форме обратной связи. Это может быть ценно для принимающего обратную связь. Думаю, Вы согласитесь, что обратная связь в тренинге несёт бо’льшую смысловую нагрузку, нежели сплетни в кофе-паузе. За рамками тренинга и после него Вы можете обсуждать упражнения, теории, выводы, которые Вы для себя сделали, но не должны обсуждать других участников. Это же правило распространяется и на тренера. Он не имеет права обсуждать участников тренинга с кем бы то ни было, будь это другой участник тренинга, Ваш непосредственный руководитель или hr-менеджер, направивший Вас на обучение. Соблюдение участниками принципа конфиденциальности позволяет создать особую безопасную среду в группе, в которой Вы будете чувствовать себя свободно и непринуждённо.
Активность. Задача тренера – создать Вам условия для достижения Ваших учебных целей. А ответственность за то, чтобы воспользоваться этими условиями, лежит на Вас. Именно Вы решаете, воспользоваться предложенными условиями или нет, участвовать ли в том или ином упражнении, поработать ли «под видео», вынести на обсуждение трудную ситуацию по теме тренинга из Вашего опыта или нет. Ведь тренинг – это не лекция и не семинар, здесь недостаточно просто слушать тренера и записывать.
Высокий уровень активности во время занятий в Т-группе чаще всего свидетельствует о принятии участником ответственности за достижение собственных целей обучения. Анализ анкет обратной связи указывает на тесную взаимосвязь между уровнем активности участника в тренинге и степенью удовлетворённости тренингом. Выстраивается простая и логичная цепочка:

  • Принятие участником тренинга ответственности за свои цели в тренинге?
  • Высокий уровень активности по ходу занятий?
  • Высокая степень удовлетворённости результатами тренинга

Право сказать «НЕТ». Если Вы чувствуете, что не готовы участвовать в том или ином упражнении, игре или обсуждении, просто скажите «нет». Вы не должны принуждать себя к участию в чём-либо, и никто другой, будь то тренер или вся Т-группа, не вправе давить на Вас, побуждая Вас сделать что-то, либо навязывая Вам свои ценности и убеждения. Распространённая практика наказаний за опоздания, пусть и в игровой форме, не более чем грубое нарушение прав участника тренинга.
«Я принимала участие в тренингах неоднократно, но впервые в ходе тренинга, я не чувствовала давления на мою личность, мне не нужно было ломать себя… возможность самостоятельно понять свои слабые места без оценки извне, возможность самостоятельного принятия решения, участвовать ли в том или ином упражнении».
Подобные высказывания нередко встречаются в анкетах обратной связи. Знайте о своём праве сказать «нет» и пользуйтесь им, когда чувствуете в этом необходимость. Точно так же, как Вы можете отказаться от участия в той или иной процедуре, предложенной тренером, Вы имеете право оставить Т-группу в случае, если в ней невозможна реализация Ваших учебных целей. Жизнь коротка, зачем же тратить время впустую?
Творческий подход. Т-группа – это отличная возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения, проверить их эффективность, получить обратную связь от других участников и тренера и принять решение о целесообразности дальнейшего использования опробованных стратегий, техник или приёмов в повседневной жизни.
Искренность. Искренность, в совокупности с конфиденциальностью и правом сказать «нет» создают атмосферу доверия и безопасности, в которой учиться легко и комфортно. Искренность — важное условие обратной связи. Нет искренности – нет доверия — нет обратной связи – нет тренинга.
Эффективная обратная связь. Обобщённые высказывания вроде «ты отлично справился», «ты не справился», «мне понравилось, как ты это сделал», «ты сделал это потому что…», «мотив твоих действий был…» не являются обратной связью, а представляют собой оценочные суждения, фантазии, выражение доброго /недоброго расположения к другому человеку, либо являются банальным комплиментом. Обратная связь же подразумевает информирование принимающего обратную связь, о его поведении, вербальном и невербальном, и вызываемых им эмоциональных реакциях. Цель предоставления обратной связи – способствовать развитию самопонимания принимающего обратную связь. Механизм действия обратной связи отлично иллюстрируется так называемым окном «Джогарри» (15).
Я знаю
Я не знаю
Они знают
Арена
Слепое пятно
Они не знают
Фасад
(скрытая область)
Неведомое
Благодаря обратной связи участник тренинга имеет возможность уменьшить «слепое пятно», осознать собственные поведенческие стереотипы. Так, в тренинге делового общения Вы можете узнать, например, о предпочитаемой Вами стратегии конфликтного взаимодействия. Если выяснится, что Ваше мнение о своей стратегии значительно отличается от мнения других участников группы, Вы сможете здорово продвинуться в понимании себя в конфликтных ситуациях и в дальнейшем действовать более эффективно.
Если по ходу тренинга у Вас возникает потребность – запрашивайте обратную связь у тренера и участников группы не откладывая «на завтра». Пока ситуация взаимодействия свежа в памяти участников, их обратная связь будет конкретной и информативной. Чем более отсрочена обратная связь – тем, как правило, она менее эффективна. Если обратная связь вызывает у Вас сильные эмоции, желание защититься или поспорить – не спешите, запишите услышанное, чтобы обдумать это позже. Психика функционирует таким образом, что постарается вытеснить из памяти услышанное, если услышанное не совпадает с Вашими представлениями о самом себе.
Теперь Вы знаете о том, что можете предпринять, чтобы подготовиться к тренингу и извлечь из него максимум. Вы знаете о пользе предтренингового интервью, специфике тренинга и его возможностях, о принципах, которых важно придерживаться в тренинговой группе, и о своих правах, которые нужно отстаивать.
В теории всё замечательно, однако, оказавшись в тренинговой группе, Вы обязательно столкнётесь с одной дилеммой:

Выглядеть компетентным или развивать свою компетентность

Чтобы выглядеть компетентным: занимайте пассивную позицию, избегайте участия в любых играх, упражнениях, дискуссиях и видеопробах. Ведь там непременно проявятся те зоны компетентности, которые требуют развития. Не задавайте вопросов, опасаясь выглядеть глупым. А после мысли, высказанной тренером или другим участником, говорите, мол, «да-да, это само-собой разумеется, что же здесь нового?» (16). Давайте оценки и советы участникам тренинга, и что особенно эффектно, давайте советы тренеру, как ему вести тренинг.
Развивать свою компетентность, означает отказ от иллюзии собственной безупречности. Это постановка целей и принятие ответственности за них. Это активность и настойчивость. Временами это тяжёлая работа, а иногда — увлекательное приключение.
Тренинг – исключительная возможность для развития Вашего потенциала. И чтобы выжать из тренинга максимум, начните с качественной подготовки. Надеюсь, мои идеи Вам в этом помогут.
Увидимся на предтренинговом интервью.
1. Действия HR- департамента, способствующие повышению эффективности тренинга подробно изложены в статье «Корпоративное обучение: влияние оргвопросов на эффективность тренинга» журнал «Управление персоналом — Украина» №2 (173) /2008 г., сс.46-51.»
2. Если Вам придётся выбирать между анкетированием или интервью – выбирайте интервью, это более эффективно.
3. Анкета участника тренинга выполняет 2 функции: 1) возможность для тренера составить представление об участниках предстоящего тренинга; 2) тренер знакомится с индивидуальными запросами участников, чтобы учесть их по ходу тренинга.
4. Если любой из перечисленных вопросов остался без ответа, это сигнал о том, что в тренинговой компании не всё в порядке с этикой, и это достаточно веская причина, чтобы отказаться от участия в тренинге.
5. Примеры подобных ситуаций могут быть взяты за основу ролевых игр, что позволит их качественно проработать в ходе занятий Т-группы.
6. В любом качественном тренинге тренер, после знакомства участников тренинга в самом начале тренинга, предложит озвучить Ваши ожидания с тем, чтобы учесть их по ходу тренинга.
7. В зависимости от темы могут развиваться самые разные навыки: установление контакта, влияние, аргументация, мотивирующее воздействие, обратная связь команде и т.д.
8. Тренинг не панацея и есть темы, недоступные для обучения в тренинговом формате, например, финансы, маркетинг, бухгалтерия, логистика, мерчендайзинг и т.д.
9. «Тренинговыми темами» (т.е. темами, которые эффективнее прорабатывать в формате тренинга, а не посредством других форм обучения) являются темы, связанные с развитием навыков социального взаимодействия, а также с развитием личной эффективности: управление, продажи, деловое общение, переговоры, презентация, уверенное поведение, целеполагание, принятие решений и т.д.
10. Kolb D. Et al (1984) «Organizational Psychology».
11. Под неструктурированными взаимодействиями я подразумевают все те спонтанные интеракции между участниками тренинга, которые не запланированы тренером, ролевой игрой или упражнением.
12. Ролевая игра, дискуссия, упражнения, спонтанные взаимодействия.
13. Более продуктивно, но не исключает анализ ситуаций из прошлого. Для эффективного анализ ситуаций из прошлого опыта используются ролевые игры, в которых воссоздаётся прошлое. Такое «проигрывание» ситуаций из прошлого позволяет понять, какие действия были неэффективными, какие возможности не были использованы, какие эмоции у партнёра по деловому взаимодействию были спровоцированы теми или иными действиями.
14. Под «здесь-и-сейчас» подразумевается время от непосредственно текущего мгновения до нескольких часов и дней внутри данного конкретного тренинга, то, что происходит или произошло во время тренинга.
15. «Окно Джогарри» названо так по именам изобреталей, Джозефа Лафта и Гарри Ингрэма («The Annual Handbook for Group Facilitators
16. В социальной психологии подобный феномен носит название «хиндсайт».

Холявчук Петро
Компания: Киевский институт тренинга (все статьи компании)

И. Шелекетова
Небольшой опыт проведения семинаров: что нужно знать, о чем нужно помнить, когда ваша компания проводит семинар.
Сегодня образовательный бизнес переживает явный взлет, причем привлекают внимание в первую очередь практические знания. Вот почему так популярны практические тренинги, семинары и конференции.
Приведенное ниже повествование будет интересно в первую очередь компаниям, которые не упражняются в семинарской деятельности каждую неделю, а проводят учебно-презентационные мероприятия нечасто. Соответственно, в штате нет специалиста, который занимается только этой деятельностью, плавает в ней как рыба в воде, зная все подводные камни и опасные течения.
В такой ситуации работа по организации и проведению семинара ложится на плечи сотрудников отдела маркетинга. Именно об этой схеме я и буду рассказывать. Предлагаемый материал стал результатом собственного опыта. Все случаи, здесь приведенные, произошли либо непосредственно со мной, либо с моими коллегами, которые любезно поделились своими «приключениями» при проведении такого мероприятия, как семинар или тренинг.
Еще несколько слов для тех, кто планирует прочитать о том, как правильно формулировать тему, как проводить информационную кампанию, как привлекать аудиторию, но сегодня речь не об этом. Эти темы интересны и в силу самодостаточности требуют отдельного рассмотрения. Сегодня я расскажу только о некоторых организационных моментах, на которые важно, очень важно обратить внимание.

Время проведения

Время проведения напрямую связано с темой и с аудиторией. Но при любой ситуации стоит учитывать непременное условие — чем выше ранг аудитории, тем короче должен быть семинар. Руководители компаний, TOП-менеджеры — люди очень занятые, им непросто найти время для обучения, они ценят свои минуты и ожидают получить на единицу времени максимум информации. Поэтому семинары для них должны быть максимально насыщенными, хорошо организованными, без проволочек и задержек. Для этой аудитории день недели, как показывает опыт, значения не имеет. Вполне возможно проводить учебные мероприятия и в выходные. Но для этого организаторам потребуется в два раза больше аргументов, чтобы убедить участников потратить свои выходные и, конечно же, серьезно позаботиться о культурной программе после окончания учебного курса. При проведении мероприятия для VIP-персон одной из самых важных задач становится предварительное, заблаговременное информирование и последующее тактичное напоминание о готовящемся мероприятии. Руководители обычно задолго планируют свой график работы, поездки, встречи, совещания. И компания-организатор, заинтересованная в таких важных и занятых участниках, должна это учитывать. Приглашать генерального директора крупной компании за 2 — 5 дней — это не солидно, не красиво, а главное, неэффективно, он все равно не придет. Хотя, может быть, и не откажет сразу, оставит надежду. Но в последний день секретарь перезвонит и вежливым тоном проинформирует, что Иван Иванович уехал на встречу с акционерами и поэтому не сможет посетить ваш тренинг.
Планируя время семинара, рассчитанного на сотрудников среднего и низшего звена, стоит учитывать несколько моментов. Если мероприятие состоится на неделе, в рабочий день, то, конечно, это не должен быть понедельник. Недаром в народе говорят: «Понедельник — день тяжелый». И не потому, что вчера было воскресенье, а потому, что впереди новая рабочая неделя, которую нужно спланировать, организовать, расписать дела, дать поручения… Хотя данное утверждение точно не относится к многодневным семинарам, скажем, недельным, где оптимальный срок — это как раз с понедельника по пятницу.
Наиболее эффективные дни — вторник, среда, четверг. В летний сезон к пятнице стоит относиться настороженно и учитывать, что большая часть городских жителей неумолимо стремится за город, на дачи, на природу. И поэтому мало кому захочется томиться в учебном классе до вечера. Но, с другой стороны, если мероприятие продлится недолго и закончится часам к 16.00, то это станет его большим плюсом, — участники смогут закончить свой рабочий день на 2 — 3 часа раньше. Согласитесь, мало кто поедет в офис летом, в пятницу, после обеда… Если верить, например, астрологам, то самый благоприятный и для работы, и для учебы, и для совершения разного рода сделок день — это среда. Именно этот день находится под покровительством планеты Меркурий — бога торговли и предпринимательства.

Продолжительность

Один или два, два или три? Сколько дней должен длиться семинар? Этот вопрос решается, конечно же, в самом начале при разработке программы, определения целей, исходя из опыта ведущего. Поэтому отмечу только один момент — всегда нужно стремиться к минимуму. К примеру, семинар рассчитан на 8 часов. Лучше прочитать его за один день, а не растягивать на два по четыре часа. Несомненно, работать по 4 часа легче и для участников, и для ведущего. Но слушателям сложнее организовать свое рабочее расписание, вписывая в него семинар два дня подряд. Мы постоянно проводим опросы участников семинаров нашей компании, и ответ остается неизменным: большинство предпочитают полный учебный 8-часовой рабочий день более легкому варианту — два дня по 4 часа.

Мелочи, о которых нельзя забывать

Если театр начинается с вешалки, то и при проведении мероприятия забывать о таких моментах, как гардероб, курильтельная комната, туалеты, медпункт, стоянка для автомобилей, пропускной режим, работающий лифт, возможность прохода по лестнице, кондиционеры, освещение, нельзя. Останавливаться подробно на всех этих нюансах не имеет смысла, потому что в каждой ситуации они индивидуальны и неповторимы. Просто каждый, кто занимается подготовкой семинара, должен иметь ответы на вопросы: где что находится, в каком режиме работает, какие условия?
Приведу несколько примеров, когда недоработки в организации привели к негативным результатам. Проводился семинар в гостиничном комплексе в центре города. Несмотря на то, что у гостиничного комплекса есть собственная стоянка и волноваться вроде бы нет причины, никто из менеджеров гостиничного комплекса не предупредил о том, что парковку необходимо оговаривать и оплачивать заранее, общаясь совершенно с другой службой в гостинице. В результате одна из участниц мероприятия имела очень неприятный разговор со службой охраны, с менеджерами службы проведения мероприятий из-за парковки своего автомобиля. К сожалению, все разговоры, уговоры и попытки как-то решить этот вопрос оказались тщетны. Машину предложили припарковать лишь на другой стороне проспекта, очень далеко от местопроведения. Гостья уехала очень расстроенная, и сотрудники компании потом долго работали над восстановлением добрых отношений. Ведь гостю все равно, по чьей вине что-то не сложилось, он приехал на мероприятие конкретной фирмы «Х», и все положительные и отрицательные моменты подсознательно будут в дальнейшем ассоциироваться именно с этой компанией, а не с гостиничным комплексом, где все это произошло.
Еще один пример. За час до начала мероприятия обещанный кондиционер оказался простой вентиляцией. Она работала настолько слабо, что приглашать в зал, где и одному-то уже душно, 50 гостей было нельзя — людям просто могло стать плохо. Что делать? Хорошо, есть час времени для решения нерешаемых вопросов: удалось уговорить администрацию открыть дверь на балкон, которую не открывали уже целый год, и под собственную ответственность пообещать, что никто из гостей не будет курить на балконе, ведь место для пепельниц не предусмотрено, а стряхивать пепел на головы сидящих внизу посетителей летнего кафе — не выход из положения.
С пропускным режимом не придется сталкиваться, если компания проводит мероприятие в современных отелях и бизнес-центрах. Особенно если это зарубежные отели — с их культурой и с их политикой открытости. Но не везде и не всегда все так легко. Во многих организациях, которые сейчас предлагают помещения для проведения мероприятия, компания-организатор может столкнуться с пропускным режимом. Не стоит думать, что это является негативной причиной для проведения мероприятия именно в этом месте, просто нужно всех об этом предупредить и максимально удобно для гостей организовать получение пропуска и проход через пункт охраны или милиции. Чаще всего вполне достаточно бывает предоставленного списка участников семинара. Но обязательно нужно предупредить участников, чтобы они говорили «заветные слова»: «на семинар компании «Х». Если необходимы документы, опять-таки оповестить гостей о том, чтобы они имели при себе паспорт или водительские удостоверения.
Проведение семинара, например в здании учебных заведений, — это стопроцентная пропускная система. И если список подготовлен не аккуратно, организаторы забыли внести в него самые последние, «горячие» изменения, то гости надолго застрянут около поста милиции, и только их очарование, упорство, нахальство, мобильный телефон (у кого что получается лучше…) позволят им пройти. И будет это наверняка с опозданием. А кто-то же может и уйти, причем с обидой.
Проход внутри здания — на первый взгляд, что тут может быть сложного. Но стоит вспомнить героя Семена Фарады из фильма «Чародеи»: «Лю-ди!!! Лю-ди!!! Лю-ди!!! Кто так строит, ну кто так строит?..» — и станет понятно, что в некоторых административных зданиях заблудиться проще простого. Решением проблемы могут стать таблички со стрелочками и указатели. Причем опыт подсказывает, что мало их сделать, нужно еще и повесить, разместить именно в тех местах, где на них обратят внимание, где они необходимы, где люди просто на них «натыкаются», и уже не нужно уточнять по стрелке — это куда, сюда или дальше? Важно заранее посмотреть, как выглядят указатели, чтобы сделать таблички строго по размеру. Напечатав горизонтальный лист А4, можно оказаться просто незамеченным за большой и жирной стрелкой.
Совершенно отдельный, большой и самостоятельный вопрос при организации семинара или тренинга — это питание. Как правило, много внимания и денег уделяется горячему обеду, кофе-брейкам. В этом заинтересованы как принимающая сторона, так как все это не бесплатно, так и компания-организатор — участники должны чувствовать себя уютно и не падать в обморок от голода. Но помимо «серьезной еды» стоит позаботиться просто о воде, кофе или чае и самой легкой еде — «просто пожевать». Это могут быть печенье, фрукты, орешки… Если мероприятие начинается рано, то кофе на столах никогда не будет лишним. Для того чтобы он там появился, стоит уточнить, могут ли его принести из ресторана к определенному времени, можно ли накрыть его в помещении заранее, приготовив термосы, или можно просто самим вскипятить чайник. Неформальное чаепитие во многом способствует созданию приятной, душевной атмосферы и часто становится началом открытого неформального диалога. Несомненно, очень неплохо познакомиться за чашкой кофе, сломав тем самым напряженность первых минут взаимного разглядывания.
В том случае, если семинар и предполагает именно такую открытую и демократичную форму общения, стоит продумать все более тщательно (кружки, ложки, сахар, сахарозаменитель, сливки, салфетки… Возможно, даже нужно будет обратить внимание на цвет сервиза). В том случае, если утренний кофе только лишь для того, чтобы взбодриться, то важно, чтобы гостям было удобно.

Отчетные финансовые документы

Каждый, кто хоть раз что-то организовывал, ездил в командировку или заказывал услугу, знает, что сделать — это еще полдела, нужно в бухгалтерии за все отчитаться. Для того чтобы проводимое мероприятие не оставило в памяти горького отпечатка, даже если гости и руководство остались довольны, нужно посоветоваться, проконсультироваться с бухгалтерией своей компании, какие, в каком виде, к какому сроку нужны отчетные документы. Договора, счета-фактуры, акты о выполненных работах, гарантийные письма, заявления о вносе и выносе оборудования — это лишь то, что приходит на память сразу. В каждом конкретном случае возникает еще какая-то нужная, необходимая бумага, про которую никто ничего заранее почему-то не сказал. Это случается, и к этому нужно быть просто готовым.

Критерий оценки

В организации семинара не может быть мелочей, потому что его цель — повышение эффективности бизнеса слушателей. Соответственно, для работы должны быть созданы оптимальные условия. Если участник (независимо от его статуса) голоден, сидит на качающемся стуле, записывает все на коленке в душном помещении и при этом нет-нет да и вспомнит, что его дорогая машина стоит где-то в подворотне на другой стороне улицы — эффективность восприятия может быть снижена, а следовательно, и эффективность от внедрения новой информации в бизнес будет не столь значима. Организатор семинара должен стать радушным хозяином, заботящимся о своем дорогом госте. И не только потому, что гость, как правило, заплатил за участие, но даже если это мероприятие бесплатное, сегодняшний гость может стать постоянным участником, а потом и клиентом.