Процедура отзыва продукции

Секреты эффективного отзыва продукции

Тенировочный отзыв продукции.

Сегодня каждый производитель пищевой продукции, который работает с федеральными торговыми сетями и применяет системы пищевой безопасности в производстве, обязан регулярно проводить тестирование системы отзыва и прослеживаемости продукции.

Многие производители проводят такое упражнение по тестовому отзыву продукции не реже одного раза в год. Зачем? Идея не нова: даже при отсутствии серьезных проблем с продукцией никто не застрахован от проблем с безопасностью или качеством сырья, упаковки, которые могу возникать у поставщиков, от серьезных ошибок в маркировке, выявления фактов попадания посторонних предметов в пищевые продукты. Достаточно вспомнить недавние случаи в серьезных корпорациях – пластик в батончиках MARS, конину во фрикадельках IKEA – когда производителям пришлось отзывать продукцию с рынка совершенно реально. Вернуть все небезопасные продукты из магазинов удалось только благодаря эффективной процедуре отзыва и прослеживаемости.

Тестовый отзыв продукции – это «учебная тревога», которая покажет и производителю, и его клиентам степень готовности компании к быстрым и точным действиям в случае реальной необходимости возврата продукции с рынка для защиты конечных потребителей. Проведение отзыва – как тренировочного, так и реального, — должно проходить строго по требованиям внутреннего документа предприятия — по Процедуре отзыва и возврата продукции.

Тестовый отзыв: Ошибки начинающих

Несмотря на то, что число производителей, которые регулярно тестируют свои системы отзыва, за последние годы сильно выросло, многие из них в реальности оказываются совершенно не готовы к проведению фактического отзыва при возникновении такой необходимости. Причина кроется в неэффективности самого теста, в формальном отношении производителя. Часто приходится слышать «этот тест мы делаем для внешних аудиторов», «сети придумали какой-то тренировочный отзыв – ну мы и написали, как смогли». Попробуем разобраться в том, как же провести реалистичное тестирование отзыва продукции и избежать при этом распространенных ошибок.

Существует ряд причин, по которым тестирование отзыва продукции может быть не показательным и нереалистичным. Самые распространенные из них:

  • Упражнение по отзыву и прослеживаемости рассматриваются большинством производителей как «необходимое зло» и не имеют никакой добавленной ценности для предприятия. Как следствие, результаты тестов формальные, поверхностные. Они не позволяют выявить реальные слабые стороны в цепочке отзыва и возврата продукции, взглянуть объективно на скрытые риски компании.
  • Решение о том, какой сценарий выбрать – упрощенный или более реалистичный – чаще всего принимает отдел качества предприятия. Высшее руководство, как правило, вообще не вовлечено в планирование теста.
  • В большинстве случаев производитель выбирает самый простой и краткий сценарий для тестового упражнения (пересортица, ошибка в сопроводительных документах и т.п.). Тестируется только малая часть цепи прослеживания продукта, а существующие глубинные проблемы просто не выявляются.

  • Как правило, большое количество сотрудников знает о том, что проводимый отзыв – учебный. Возможность подготовиться и не спеша собрать всю информацию редко предоставляется в случае реального отзыва.

Секреты эффективного отзыва

Секрет первый — реалистичный сценарий тестового отзыва

Слишком часто компании в целях экономии времени выбирают самый простой и поверхностный сценарий отзыва – возврат из собственного склада, от своего розничного магазина или что-то подобное.

Для адекватной проверки процедуры отзыва компания сама может выбрать любой сценарий возможной реальной ситуации, которую она хочет протестировать. От этого будет зависеть и «глубина» предстоящего теста. Например, при сценарии «ошибка в маркировке» (некорректная дата выработки, ошибка в сопроводительных документах, нечитаемость штрих-кода и др.) Ваш тест будет сосредоточен непосредственно на возврате и определении действий с возвращенной партией (оценка, направление на переупаковку, промпереработку или списание и утилизацию или другое). Но если Вы выбираете сценарий «несоответствие использованного сырья» (например, регион поставки сырья признан надзорными органами неблагополучным по аспектам безопасности), то прежде чем возвращать какую-либо партию товара, Вам необходимо провести полный тест прослеживаемости в направлении от сырья к готовой продукции. К виртуальному отзыву можно будет приступить только тогда, когда Вы установите, в каких продуктах и в каких конкретно партиях было использовано искомое сырье.

Помните, что хороший реалистичный сценарий отзыва всегда основан на реальных рисках, связанных с работой компании и выпускаемой продукцией. Попробуйте проанализировать собственные возвраты, а также случаи, произошедшие за последний год в вашей отрасли среди отечественных и зарубежных производителей, оцените имеющиеся жалобы клиентов, а также высоко рисковые сырьевые компоненты (из потенциально неблагополучных регионов, подверженные массовой фальсификации.

Секрет второй – достаточная глубина теста

Всегда отрабатывайте учебный отзыв в двух направлениях – от продукта к сырью и обратно, к готовым продуктам!

В ходе теста старайтесь проанализировать худший вариант событий.

Например, подумайте, какой ингредиент вы используете в небольших количествах, но практически по всех видах производимой продукции?

Такой вопрос сразу наведет вас на ключевые точки производственного процесса и цепи поставки.

Выбирая конечный продукт в потребительской упаковке в качестве отправной точки, двигаясь назад к сырью и материалам, и расследуя использование этих партий сырья в других видах и партиях продукции, предприятие сможет получить реалистичную картину истинных рисков, с которыми придется столкнуться в случае реального отзыва.

Секрет третий – прослеживаемость должна быть восстановлена как можно скорее!

Тест прослеживемости не может заменить тестовый отзыв, т.к. отзыв намного шире, чем просто проверка связей готового продукта и партий сырья. Однако прослеживаемость – это важная часть любого отзыва, в том числе и масс-балланс, который будет необходим для понимания количества выпущенной, отгруженной и отозванной продукции.

Однако часто приходится сталкиваться с тем, что производители как будто живут в далеком прошлом, где оповещение вовлеченных сторон откладывается до последнего или не производится вовсе. В сегодняшнем динамичном мире, с инструментами и технологиями, доступными каждому, клиенты и органы ожидают от производителей максимально оперативного информирования в кратчайшие сроки. Некоторые клиенты устанавливают для своих поставщиков максимальные сроки, в течение которых должна быть собрана информация по искомой партии и оповещены участники цепи поставок. Для поставщиков крупных ресторанов и отелей срок может быть в пределах 1 -2 часов.

При возникновении проблем у одного из участников цепи поставок, скорость реагирования – это все! Только принимая решение молниеносно информировать клиента или запросить информацию у поставщика, производитель может спасти свою компанию от публичного скандала и провести отзыв продукции с рынка спокойно и четко.

В процессе отзыва – учебного или реального – команда должна действовать слаженно и быстро, собирая всю необходимую информацию и оперативно принимая непростые решения. Во время натоящего отзыва все остальные задачи отойдут на второй план и Ваша команда сфокусируется на отзыве проблемной партии. Постарайтесь сделать то же самое и при организации тестового отзыва. Фиксируйте время , которое Вы затратили (на сбор информации, обратное прослеживание, получение обратной связи от клиентов, дистрибьюторов, логистов и т.д.) и улучшайте свой результат!

Секрет четвертый – внимание к деталям

Убедитесь, что число сотрудников, знающих, что отзыв – тренировочный, минимально. Старайтесь выбрать для теста день, когда часть ответственных менеджеров может быть в ограниченном доступе (командировка, отпуск и т.д.).

В ходе учебного отзыва не пренебрегайте тестированием контактных данных — как своих ответственных сотрудников, так и представителей клиентов и поставщиков. Конечно же, не забывайте указывать, что «ЭТО УЧЕБНЫЙ ОТЗЫВ» во всех письмах и сообщениях, которые будут рассылаться в процессе тренировки.

По итогам тренировочного отзыва заполняйте результирующий отчет или сводный протокол с указанием всех деталей выполненного теста, затраченного времени и выявленных слабых сторон и возможностей для улучшения. К такому отчету можно приложить копии электронных писем, накладны, журналов и других записей, которые Вы использовали в ходе отзыва. Записи станут объективным свидетельством проводимых тренировок и помогут собрать статистику по развитию Вашей внутренней системы отзыва продукции.

В реальности возвраты и отзыв случаются в самое неподходящее время, так не тестируйте свою систему в идеальных условиях! Только проводя тренировки максимально приближенные к реальным условиям, Вы добьетесь ожидаемого эффекта и сможете улучшить мероприятия по управлению рисками в Вашей компании.

Нужно больше информации?

Будем рады ответить на Ваши вопросы и поделиться опытом на наших семинарах

«Прослеживаемость пищевой продукции. Отзыв продукции».

«Работа с претензиями. Отзыв продукции».

А как Вы проводите отзыв?

Отзыв и изъятие продукции. Полезные советы.

Думаю вы слышали про один из последних реальных отзывов продукции? Это отзыв колбасы немецкой компании Wilke Wurstwaren в октябре этого года, в которой обнаружены листерии. На минуточку двое человек погибли и более 40 человек получили отравление. Поэтому сегодня поговорим про отзыв и изъятие продукции.

Согласно требованию, п.8.9.4.1 ISO 22000:2018:

Если продукция, вышедшая из-под управления организации, впоследствии признается небезопасной, организация должна уведомить об этом соответствующие заинтересованные стороны и предпринять действия по ее изъятию/отзыву.

Термины — «отзыв» и «изъятие» следует разделять, хотя в ISO 22000 определение данных терминов отсутствует. Но если почитать «The British retail consortium» (русский перевод я не нашла, но если у вас есть – отправьте мне пожалуйста), то в данном документе так звучит определение этих терминов:

Отзыв продукции — процесс, с помощью которого производится удаление небезопасного или незаконного продукта, который находится во владении конечного потребителя.

Изъятие продукции — процесс, с помощью которого производится удаление небезопасного или незаконного продукта из цепочки поставок, но не включает удаление продукта, находящегося во владении потребителя.

Уловили разницу? Например, если ваш товар находится на складе торговой точки и еще не находится на полке в магазине, то в этом случае вы проводите изъятие продукции. Если же ваш товар находится уже на полке в магазине и его приобретает конечный потребитель, то вы проводите и отзыв, и изъятие товара. Отзыв осуществляется путём оповещение не только своих клиентов, но и контролирующих органов, средств массовой информации.

Изготовителю пищевой продукции необходимо иметь в наличии процедуру отзыва/изъятия продукции, в которой будет описан весь порядок управления потенциально небезопасной продукцией и ее отзывом, и изъятием из реализации в случае обнаружения.

Для того чтобы отзыв и изъятие продукции прошел успешно, необходимо тестировать данную процедуру.

Как провести тестирование процедуры отзыва/изъятия продукции?

  1. Назначить день проведения тестирования процедуры.
  2. Назначить ответственных исполнителей.
  3. Предупредить организацию с которой планируете осуществить учебный отзыв/изъятие продукции, направив соответствующее письмо.
  4. В день Х оповестить письменно всех участников о том, что процедура учебного отзыва/изъятия продукции началась.
  5. Направить письмо с идентификационными данными партии готовой продукции, которая является потенциально небезопасной и с четким инструктажом что с ней необходимо сделать. Главное тут – идентификация и изоляция всей партии потенциально небезопасной продукции на том складе, где эта продукция в данный момент находится.
  6. Я бы включила сюда и физические действия с продукцией. Хотя понимаю, что редко кто это делает. Смысл заключается в том, что необходимо физически вернуть потенциально небезопасную продукцию на предприятие. Зачем это делать спросите вы если это не настоящий отзыв/изъятие? Для того, чтобы понимать сколько времени вы на это потратите. В целом это полезно чтобы отработать все этапы отзыва/изъятия продукции, так как на любом из этапов могут возникнуть свои сложности.
  7. Когда потенциально небезопасная продукция вернулась к вам на склад, ее также необходимо идентифицировать и изолировать. И мой вам совет, если у вас на складе применяется система управления складом WMS, то не ограничивайтесь блокировкой продукции только в информационной системе на компьютере. Так как может возникнуть сбой в системе или просто произойдет выключение электричества, поэтому инфолисты никто не отменял.
  8. Для того чтобы понять, что делать далее с потенциально небезопасной продукцией, необходимо провести ее исследование. После этого руководитель группы по безопасности пищевой продукции или назначенный ответственный принимает решение по дальнейшим действиям с ней – доработка/переработка, утилизация или возврат в реализацию. Главное тут – чтобы продукция была безопасной для потребления в пищу, если она возвращается в реализацию.
  9. По результатам проведенного учебного отзыва/изъятия продукции вам необходимо проанализировать результативность всех мероприятий, оценить выполнение поставленных целей, учесть время, затраченное на реализацию всех действий. И по итогам сделать выводы, возможно провести коррекции и корректирующие действия, чтобы в дальнейшем улучшить процедуру.

Полезные советы:

  1. Обязательно составьте список (перечень) основных контактных лиц на случай отзыва/изъятия продукции. Список должен состоять как из контактов сотрудников предприятия, так и контактов поставщиков, клиентов, внешних контролирующих органов. Желательно чтобы был не один контакт ответственного лица, а как минимум два, на случай отпуска или болезни основного ответственного лица.
  2. При проведении учебного отзыва/изъятия продукции, постарайтесь не оповещать всех сотрудников компании, а только минимум ответственных лиц.
  3. Проведите тренировочный отзыв/изъятие в выходные/праздничные дни или, когда основные ответственные находятся в командировке. Вы зададитесь вопросом «Зачем нам такие сложности?». Мой ответ – лучше сделайте это во время учебного отзыва/изъятия продукции чем в обстоятельствах реального отзыва продукции (ни дай бог), чтобы понять где стоит улучшить систему коммуникации.
  4. Составьте заранее письмо-оповещение, которое будете направлять в контролирующие органы и клиентам в случае реального отзыва.
  5. Не отрабатывайте систему на примере своего собственного склада или магазина. Понимаю это гораздо проще, но в таком случае вы можете просто упустить некоторые пункты процедуры. Поэтому проводите проверку процедуры отзыва/изъятия со своим клиентом.
  6. Обязательно проводите тест прослеживаемости совместно с тестом процедуры отзыва/изъятия продукции. Прослеживание очень важно для проведения результативного отзыва/изъятия продукции. Кто не знает, что такое прослеживаемость, почитайте мою статью на эту тему. Я писала об этом ранее.

На самом деле тема эта гораздо сложнее чем кажется и трудно уместить всю информацию в одной статье. Но основные моменты я попыталась тут отразить.

И в завершении я вам искренне пожелаю никогда не иметь необходимости проводить реальный отзыв продукции.

ОТЗЫВ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Предыдущая страница

Г.Б. ЛЕОНОВА

Леонова Г.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Проблематика качества товаров является одной из наиболее злободневных для нашего общества, для экономики страны и всего населения <1>. На сегодняшний день имеет место отсутствие должного внимания законодателя к регулированию отдельных вопросов, касающихся качества товаров, что порождает проблемы в правоприменительной деятельности и как результат этого — наличие в обороте некачественных, а порой и опасных товаров. Рассмотрим одну из таких ситуаций. Действующим законодательством предусмотрена обязанность отозвать товар. Целью данного исследования является рассмотрение оснований возникновения этой обязанности, того, кто является обязанным лицом, и иных вопросов, связанных с отзывом товара.

<1> См.: Пугинский Б.И. Правовое регулирование качества товаров // Коммерческое право: Научно-практический журнал. 2009. N 2 (5). С. 5.

Нормы, устанавливающие основания для отзыва товара, предусмотрены в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и в Федеральных законах от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон о качестве), от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так, в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товар причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде (далее — опасный товар), изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. При неисполнении изготовителем возложенной на него обязанности изъятие товара из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров.

Что касается товара, на который распространяются указанные правила, то таковым является товар, опасные свойства которого в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, невозможно было установить вследствие уровня научных и технических знаний на момент разработки документации при постановке на производство. Нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» распространяются на товары, предназначенные для удовлетворения личных, семейных и иных потребностей граждан. Однако наряду с этими товарами имеют место товары, предназначенные для достижения других целей. Исходя из этого представляется необходимым установить общее правило об отзыве товара, опасные свойства которого проявились в ходе применения (использования) и не могли быть выявлены на стадии разработки и подготовки к производству.

Вводя правило об отзыве товара, законодатель предусматривает две ситуации. Первая — изготовитель в добровольном порядке отзывает товар с рынка. Вторая — отзыв товара осуществляется изготовителем по решению уполномоченного на то органа. Что касается основания принятия решения об отзыве товара, то Закон содержит общую формулировку: «если установлено». При этом не уточняется, как определяется, что товар является опасным: на основании обобщения претензий граждан-потребителей, например изготовителем, органами, осуществляющими государственный контроль, обществом по защите прав потребителей, либо в ходе дальнейших научных исследований?

Для того чтобы в добровольном порядке принять решение об отзыве, изготовитель должен проводить соответствующую работу, например дополнительные испытания (проверки) производимой им продукции, обобщать претензии граждан-потребителей и продавцов, осуществляющих розничную торговлю. Однако безоговорочно рассчитывать на то, что, получив от третьих лиц информацию о ненадлежащем качестве товара, изготовитель примет решение об отзыве, вряд ли стоит. В этом случае отзыв товара возможен только по решению уполномоченных органов, которые должны быть поставлены в известность о том, что товар, выпускаемый конкретным производителем, является опасным.

Что касается второй ситуации — принудительного отзыва товара, то, на наш взгляд, такое действие возможно при наличии у уполномоченных на осуществление государственного контроля органов исполнительной власти информации об опасности того или иного товара. При этом источник получения информации не имеет значения. По мнению автора, ярким примером для принятия такого решения является следующая ситуация.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 января 2005 г. N 1 запрещен ввоз на территорию страны пищевых продуктов, изготовленных с использованием добавок E 216 (параоксибензойной кислоты пропиловый эфир) и E 217 (параоксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль), а с 1 марта 2005 г. — и использование указанных добавок при производстве пищевых продуктов. Область и условия применения указанных добавок соответствовали Директиве ЕС НР 95/2/ЕС «Пищевые добавки, используемые в производстве пищевых продуктов (кроме красителей)». В указанную Директиву Европейской комиссией 11 ноября 2004 г. внесены поправки, в которых предложено ввести запрет на использование с 1 января 2005 г. пищевых добавок E 216 и E 217 при производстве кондитерских и мясных изделий.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 сентября 2007 г. N 68 запрещено использование пищевой добавки — красителя Красный 2G (Red 2G) — E 128. Такое решение принято на основании постановления Европейской комиссии по срочным мерам по запрещению использования в пищевой промышленности пищевой добавки — красителя Красный 2G (Red 2G) (решение от 26 июля 2007 г. N 884/2007), которым запрещено использование пищевой добавки, имеющей индекс E 128. Основанием для рассмотрения в Европейской комиссии вопроса о запрещении использования пищевого красителя E 128 стали результаты исследований, проведенных Европейским агентством по пищевым стандартам (EFSA), приведенные в отчете Научного совета по пищевым добавкам, ароматизаторам, технологическим вспомогательным средствам и материалам, контактирующим с пищевыми продуктами (отчет от 5 июля 2007 г.). В отчете EFSA показано, что моно-азо краситель Красный 2G метаболизируется в анилин, который является генотоксичным соединением.

В Российской Федерации пищевые добавки E 216, E 217, E 128 были включены в приложение 7 «Пищевые добавки, не оказывающие вредного воздействия на здоровье человека при использовании для изготовления пищевых продуктов» СанПиН 2.3.2.1078-01 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», в приложение 1 «Пищевые добавки для производства пищевых продуктов» СанПиН 2.3.2.1293-03 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования по применению пищевых добавок» и разрешены для использования в пищевой промышленности при производстве кондитерских и мясных изделий.

Принятие решений о прекращении производства и применения на территории России пищевых добавок, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, можно только приветствовать. Однако принятия решения недостаточно, необходим механизм его реализации. При введении запрета на оборот товара необходимо предусматривать определенный порядок действий, направленных на изъятие из оборота как товара, содержащего указанные пищевые добавки, так и самих пищевые добавки как сырья. В данном случае однозначно речь идет об отзыве товара с рынка. Между тем в рассматриваемых документах механизма реализации принятых решений нет. Если ввоз на территорию России запрещенных пищевых добавок еще можно ограничить, то на внутреннем рынке ситуация иная. Пока не будут четко прописаны обязательные для всех владельцев запрещенных пищевых добавок правила поведения и установлена ответственность за неисполнение обязанности, уверенности в реализации указанных решений нет. Это — один недостаток принятых решений.

Второй недостаток касается нормативной базы. Указанные пищевые добавки были разрешены к применению соответствующими санитарными правилами. Решения о запрете ввоза и применения пищевых добавок были приняты 18 января 2005 г. и 3 сентября 2007 г. Принятие указанных решений должно повлечь за собой внесение изменений в нормативные акты и исключение пищевых добавок из числа разрешенных к применению в Российской Федерации. Ситуация здесь такова. Постановлением Роспотребнадзора России от 26 мая 2008 г. N 32 внесены изменения и дополнения в приложение 1 СанПиН 2.3.2.1293-03 «Пищевые добавки для производства пищевых продуктов» и исключены из перечня следующие пищевые добавки: E 128 Красный 2G, E 216 пара-оксибензойной кислоты пропиловый эфир, E 217 пара-оксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль. Между тем в другой нормативный акт, регулирующий применение пищевых добавок, изменения не внесены. Так, в приложении 7 «Пищевые добавки, не оказывающие вредного воздействия на здоровье человека при использовании для изготовления пищевых продуктов» к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» указаны пищевые добавки E 128, E 216, E 217.

Если уполномоченный орган исполнительной власти не вполне четко формулирует правила, то рассчитывать на добросовестность предпринимателей невозможно. Приносящие вред здоровью человека пищевые добавки будут и производиться, и использоваться при изготовлении пищевых продуктов. Возможным обходом установленных запретов станет один из способов введения потребителя в заблуждение — в составе продукта производители не будут указывать запрещенные к применению пищевые добавки.

Для защиты здоровья граждан и изъятия из оборота опасного товара необходимо было одновременно совершить следующие действия: 1) принять решение о запрете ввоза, использования и производства соответствующих пищевых добавок; 2) внести изменения в санитарные правила, исключив эти пищевые добавки из числа разрешенных к применению; 3) отозвать товар с рынка; 4) совершить необходимые действия по уничтожению пищевых добавок; 5) довести до широкого круга лиц через средства массовой информации сведения о запрете использования пищевых добавок и, что очень важно, о причинах, послуживших основанием для принятия такого решения. В нашей стране имеется большой опыт по распространению информации о причинении вреда здоровью человека, например о новом вирусе гриппа или об импортном мясе, не соответствующем по отдельным показателям российским санитарным правилам. Помимо этого необходимо было указать на то, что производитель соответствующей пищевой добавки и товара с ее применением осуществляет действия по отзыву товара за свой счет, а также что в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.

Согласно п. 8 ст. 17 Закона о качестве изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, реализуемые ими товары представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. В рассматриваемом акте не устанавливается, в результате чего товар приобрел опасные свойства. Причиной могут быть как нарушение установленных обязательных требований, так и иные факторы. Обязанность по отзыву товара возложена на органы, осуществляющие государственный (муниципальный) контроль.

Отзыв товара предусмотрен и в ст. ст. 38, 40 Федерального закона «О техническом регулировании». В соответствии с этим Законом отзыву подлежит товар, не соответствующий требованиям технических регламентов. Для устранения допущенных нарушений изготовитель должен разработать и осуществить программу мероприятий по предотвращению вреда. Отзыв товара производится изготовителем добровольно или в принудительном порядке. Закон устанавливает и основания для отзыва. Отзыв товара осуществляется изготовителем добровольно в следующих случаях. Первое основание — если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции (п. 2 ст. 38 Федерального закона «О техническом регулировании»). В этом случае отзыв товара осуществляется, если причинение вреда можно предупредить путем совершения необходимых действий, но у изготовителя нет возможности осуществить все мероприятия по предотвращению вреда. Второе основание — угроза причинения вреда не может быть устранена путем разработки и осуществления программы мероприятий по предотвращению вреда. В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона «О техническом регулировании» изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию. Независимо от основания изготовитель обязан возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.

Наряду с этим в ст. 40 Федерального закона «О техническом регулировании» предусматривается принудительный отзыв товара на основании решения суда. Принудительный отзыв возможен при наличии одновременно двух факторов. Первый — товар не соответствует требованиям технических регламентов. Второй фактор зависит от характера нарушения требований о принятии мер по предотвращению вреда. Это либо 1) невыполнение предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда, выданного уполномоченным на то органом (это правило действует при получении органом государственного контроля (надзора) информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и подтверждении ее достоверности — ст. 39 Закона), либо 2) невыполнение программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (ст. 38 Закона).

Таким образом, Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает два основания для отзыва товара. Первое — причинение вреда можно предупредить, однако необходимые действия по разным причинам не совершены. Второе — причинение вреда путем корректирующих мероприятий предупредить невозможно.

При принудительном отзыве товара обратиться с таким требованием в суд вправе орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. При удовлетворении иска ответчик обязан, во-первых, совершить действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок и, во-вторых, довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом.

Наличие в действующем законодательстве правил об отзыве товара можно только приветствовать. Однако для их исполнения необходим механизм реализации. К сожалению, ни в одном из рассмотренных нормативно-правовых актов не предусмотрено того, как осуществляется отзыв товара. Имеют место и разрозненность правового регулирования, разные основания для отзыва товара, что, на наш взгляд, также не способствует реализации установленной обязанности. Рассчитывать на то, что субъекты торговой деятельности пожелают и смогут самостоятельно грамотно построить взаимоотношения при отзыве товара, вряд ли возможно. Осуществить отзыв товара особенно сложно в тех случаях, когда в продвижении товара на рынке участвует несколько посредников, каждый из которых дробит приобретенное им количество товара для реализации последующим покупателям. На наш взгляд, без разработки соответствующего механизма приостановить реализацию опасной продукции для лиц, не являющихся изготовителями, практически невозможно. Исходя из этого предлагаем следующее. Во-первых, в тех случаях, когда отзыв товара осуществляется во исполнение решения уполномоченного органа, необходимо установить обязанность изготовителя при получении соответствующего извещения незамедлительно в письменной форме информировать об этом всех покупателей, с которыми у него заключены договоры на продажу товара, в отношении которого принято такое решение. Аналогичную обязанность следует возложить и на лиц, получивших такую информацию от продавца, в отношении субъектов, которым ими в дальнейшем был продан товар. Помимо этого информация об отзыве продукции изготовителем должна быть представлена в печатный орган, доступный для всех участников торговой деятельности, а также доведена до сведения широкого круга лиц через телевидение и радио. При этом, как представляется, следует конкретно обозначить соответствующее средство массовой информации. Доведение до сведения неограниченного круга лиц информации об отзыве товара позволит обеспечить интересы всех субъектов: лиц, с которыми уже заключены договоры; лиц, которые предполагали заключить договор по поводу такого товара; а также граждан-потребителей, имеющих такой товар в пользовании. В результате этого станут возможными 1) прекращение реализации товара всеми продавцами, а для граждан-потребителей прекращение использования товара (тем самым они смогут предотвратить неблагоприятное воздействие на них соответствующих веществ, а при необходимости своевременно обратиться за медицинской помощью) и 2) взаимоотношения с изготовителем по возврату товара.

Во-вторых, необходимо определить основные сведения, которые должна содержать информация об отзыве товара. На наш взгляд, в сообщении следует указывать наименование товара, причину его отзыва, номер(-а) партии(-й), место приема товара, подлежащего возврату, порядок согласования условий о доставке товара и расчетах между сторонами. Наряду с этим в извещении следует указывать, что изготовитель возмещает убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом товара. На сегодняшний день обязанность изготовителя возместить убытки, связанные с отзывом, предусмотрена в п. 5 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» и в п. п. 2, 3 ст. 38 Федерального закона «О техническом регулировании». Исходя из того что указанные Законы распространяются не на все товары, предлагаем установить общее правило для всех товаров, подлежащих отзыву, независимо от назначения товара (станок или зубная щетка) и цели его приобретения о том, что изготовитель обязан возместить в полном объеме убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. На него же следует возложить и расходы по приему и уничтожению или переработке возвращенного товара. Включение в нормативные акты общей обязанности изготовителя по возмещению убытков в полном объеме особенно важно в тех случаях, когда товар отзывается у лиц, являющихся профессиональными участниками торговой деятельности (посредники, розничные торговцы и др.). Закрепление этого правила, с одной стороны, с большей вероятностью позволит обеспечить изъятие товара из оборота и потребления. При отсутствии условия о том, что изготовитель несет все необходимые расходы и возмещает причиненные убытки, даже при надлежащем исполнении обязанности об информировании заинтересованных лиц рассчитывать на то, что весь товар будет снят с реализации, невозможно. К сожалению, на сегодняшний день для многих участников торговой деятельности прибыль превыше всего, в том числе жизни и здоровья граждан. С другой стороны, только имущественные потери могут стимулировать производителей к выполнению всех требований, обеспечивающих изготовление товара надлежащего качества, и тем самым повысить конкурентоспособность производимых ими товаров. Так, вероятность того, что получение информации об отзыве одного из товаров, выпускаемых некоторым изготовителем, снизит спрос и в отношении других производимых им товаров, достаточно велика.

При отзыве товара следует учитывать и то обстоятельство, что отдельные лица не реализуют право на возврат товара изготовителю. Такое возможно, например, в тех случаях, когда товар находится в пользовании (станок) либо стороны не смогут прийти к согласию при расчете убытков. В целях избежание причинения вреда некачественным товаром, как представляется, при отказе покупателя от осуществления права возвратить товар следует установить обязанность изготовителя заменить товар и возместить все необходимые расходы и убытки, возникшие в связи с заменой товара. В тех случаях, когда у изготовителя в силу объективных причин нет товара надлежащего качества (запрещены не только реализация, но и производство товара), то при наличии согласия приобретателя изготовителя следует обязать предоставить аналогичный товар других производителей.

В целях предотвращения нахождения в торговом обороте и пользовании товаров, представляющих опасность, указанные правила следует включить в ГК РФ в качестве общих положений применительно ко всем товарам, в отношении которых принимается решение об отзыве. При этом ГК РФ следует дополнить статьей «Отзыв товара» и установить, что отзыв товара может осуществляться изготовителем, как в добровольном порядке, так и в принудительном, на основании решения суда или уполномоченного на то органа. При этом, возможно, следует установить основания для отзыва товара: если при внедрении в производство из известных в тот момент результатов научных исследований невозможно было установить опасные свойства товара; если товар приобрел опасные свойства в результате нарушения установленных обязательных требований в процессе изготовления.

Помимо этого следует дополнить нормы ГК РФ о розничной купле-продаже, в частности ст. 495 ГК «Предоставление покупателю информации о товаре», следующим правилом: «Продавец обязан в письменной форме довести до сведения покупателей информацию об отзыве товара изготовителем». Наличие такой нормы, во-первых, позволит оперативно и в доступной форме проинформировать широкий круг лиц, во-вторых, в дополнение к ст. ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» расширит содержание понятия «информация о товаре». В-третьих, при неисполнении продавцом указанной обязанности к нему можно применять правила ст. 1095 ГК РФ, согласно которой подлежит возмещению вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре. На наш взгляд, с учетом положений об отзыве товара и в эту статью следует внести дополнения: «Вред, причиненный в результате неисполнения продавцом обязанности по снятию товара с реализации или при непредставлении продавцом информации об отзыве товара изготовителем, подлежит возмещению продавцом».

Однако для реализации положений об отзыве товара одних гражданско-правовых мер недостаточно. Необходимо предусмотреть и меры государственного воздействия, поскольку только сочетанием публично-правовых и частноправовых начал можно реально воздействовать на качество продукции, находящейся в обороте. Представляется целесообразным, во-первых, ввести административную ответственность за неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности приостановить (прекратить) реализацию и отозвать опасный товар. На сегодняшний день административная ответственность применяется при нарушении законодательства о техническом регулировании, при продаже товара, не соответствующего техническим регламентам, за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) (ст. ст. 6.3, 14.14, 19.5 КоАП РФ). Между тем, как мы выяснили, основанием для отзыва товара является не только нарушение требований технических регламентов. Да и до принятия всех необходимых технических регламентов показатели безопасности товара устанавливаются ранее принятыми государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, которые в соответствии со ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» сохраняют обязательный характер до вступления в силу соответствующего технического регламента.

Кроме того, следует установить обязанность для государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью товаров, осуществлять проверку исполнения действий по приостановлению (прекращению) реализации товара и его отзыву на всей территории Российской Федерации, а не только того субъекта, в отношении продукции которого принято решение об отзыве. Далее, требуется предусмотреть обязанность органов, принявших решение об отзыве товара, незамедлительно информировать об этом неограниченный круг лиц в центральных средствах массовой информации, например ввести специальную передачу в эфир одного из федеральных теле- и радиоканалов. Для реализации этого правила следует в ГК РФ дать отсылочную норму о том, что средство массовой информации определяется постановлением Правительства РФ. В этом же акте можно определить и содержание информации. При этом, на наш взгляд, необходимо не только сообщать о принятом решении, но и указывать причины, послужившие основанием для его принятия. При отсутствии соответствующих мер государственного воздействия гражданско-правовые нормы об отзыве товара будут носить декларативный характер.