Приостановление выездной налоговой проверки

Позднее вручение решения о приостановлении выездной налоговой проверки

Главная → Статьи → Позднее вручение решения о приостановлении выездной налоговой проверки

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
При этом на основании п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Положения п. 9 ст. 89 НК РФ прямо не предусматривают обязанность налоговых органов вручить налогоплательщику решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки либо ознакомить его с таким решением. Однако на основании пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов. В свою очередь, пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
Форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данная форма содержит определенные реквизиты: в случае вручения документа на бумажном носителе указываются дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия). Таким образом, подразумевается, что решение о приостановлении выездной налоговой проверки должно доводиться до проверяемой организации (смотрите также письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-02-07/1-249).
В рамках спора, рассмотренного в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 № 17АП-7742/17, налогоплательщик указывал, в частности, что решение о приостановлении проверки от 12.04.2016 и решение о возобновлении проверки от 23.05.2016 направлены налогоплательщику 23.05.2016 в одном файле, следовательно, налогоплательщик, которому не направлено решение о приостановлении проверки, вправе исходить из того, что проверка продолжается в обычном режиме, и, поскольку НК РФ установлен универсальный срок пять рабочих дней для направления налоговым органом налогоплательщику различного рода решений, срок проверки продолжал течь в обычном порядке и истек 23.04.2016, а продолжение проверки за рамками предельной даты проверки – 23.04.2016 является незаконными; сбор налоговым органом доказательств за рамками даты действительного срока окончания выездной налоговой проверки 23.04.2016 является незаконным и на таких доказательствах не может быть основано итоговое решение по результатам проверки.
Судьи указали, что с решениями о приостановлении и о возобновлении выездной налоговой проверки налогоплательщик должен быть ознакомлен. Вместе с тем несвоевременное исполнение указанной обязанности налоговым органом не является самостоятельным основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки. Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является только нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать свои объяснения (смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 № 17АП-12901/10).
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 № 15АП-11654/16 судьи сделали вывод, что налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с решениями о приостановлении и возобновлении выездной налоговой проверки и вручить копии данных решений, однако законодателем не установлены порядок и срок вручения таких решений. Соответственно, факт более позднего вручения решения, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и не является основанием для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.
В постановлении ФАС Московского округа от 07.10.2013 № Ф05-11059/13 по делу № А40-134474/2012 суды сочли несостоятельным довод налогоплательщика об обязательном ознакомлении и вручении обществу решений о приостановлении (возобновлении) выездной налоговой проверки до ее приостановления (возобновления), так как п. 9 ст. 89 НК РФ не содержит указания на обязанность налогового органа вручать налогоплательщику решения о приостановлении, возобновлении налоговой проверки.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ).
При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).
Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик может обжаловать решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении выездной налоговой проверки. Но, поскольку НК РФ не установлен срок для вручения таких решений, мы не можем исключать вероятности того, что жалоба будет оставлена без удовлетворения (смотрите также письмо Управления МНС по г. Москве от 16.09.2003 № 11-15/50875). Жалоба может быть подана в течение одного года со дня получения решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 139 НК РФ).
При этом судебная практика исходит из того, что факт более позднего вручения решения о приостановлении выездной налоговой проверки, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и обычно не рассматривается как основание для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.
Если же решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки все же будет отменено и проверка будет считаться законченной, мы полагаем, что налоговый орган не вправе вторично проверить тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ), за исключением проведения повторной выездной налоговой проверки, основания проведения которой указаны в п. 10 ст. 89 НК РФ.
Отметим, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика (абзац девятый п. 9 ст. 89 НК РФ, смотрите также п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (абзац второй п. 4 ст. 101 НК РФ).

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Выездная налоговая проверка — наиболее серьезная форма налогового контроля. Возможно, поэтому процедура ее проведения в наибольшей степени регламентирована.Как установлено в п. 6 ст. 89 части первой НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены в Приказе ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

В качестве оснований для продления сроков проведения проверки названы следующие обстоятельства:

1) проведение проверок крупнейших налогоплательщиков;

2) получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

📌 Реклама Отключить

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка.
С 1 января 2007 г. выездная проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика (в его помещении), так и по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Поэтому основанием для продления могут являться пожар или наводнение, случившиеся не только на территории проверяемой организации, но и на территории налогового органа, проводящего проверку;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.
Проверка организации, которая имеет четыре обособленных подразделения и более, может быть продлена на срок до четырех месяцев.
При наличии у организации менее четырех обособленных подразделений срок ее проверки также может быть продлен до четырех месяцев, но только в том случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации.
А вот в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений, проверка может быть продлена на срок до шести месяцев.
При этом следует понимать, что рассматриваемое основание для продления сроков применимо только в том случае, если речь идет о проверке, назначенной в отношении организации-налогоплательщика в целом, а обособленные подразделения проверяются в комплексе.
Однако налоговый орган может назначить и самостоятельную проверку обособленного подразделения, являющегося филиалом или представительством, независимо от проведения проверки самого налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Срок такой проверки не может превышать один месяц и исходя из буквального толкования нормы п. 7 ст. 89 НК РФ не может быть продлен;

📌 Реклама Отключить

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3. ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.
В соответствии с п.3 ст. 93 НК РФ срок для представления истребуемых при проверке документов составляет десять дней и исчисляется со дня вручения налогоплательщику соответствующего требования.
Если проверяемая организация не может представить документы в указанный срок необходимо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, направить налоговому органу уведомление о невозможности представить документы в этот срок.
Получив такое уведомление, руководитель налогового органа, проводящего проверку, имеет право продлить срок представления документов или отказать в продлении сроков. Об этом им выносится отдельное решение;

📌 Реклама Отключить

6) иные обстоятельства для продления срока проверки.
При этом в описываемом случае необходимость продления определяется исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемых лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

В отличие от решения о проведении выездной проверки, решение о продлении срока ее проведения проверяющий налоговый орган самостоятельно выносить не вправе. Его компетенция ограничивается направлением мотивированного запроса в вышестоящий налоговый орган, который и решает дальнейшую судьбу проверки. То есть решение о продлении сроков выездной налоговой проверки должно приниматься руководителем (заместителем руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.

📌 Реклама Отключить

Однако есть три случая, когда продлить срок проведения проверки может только руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:
— при проведении повторной выездной налоговой проверки, осуществляемой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
— при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам;
— при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения проверки руководителю ФНС России представляется руководителем проверяющей группы (бригады).

Налоговый кодекс РФ допускает и приостановление проведения выездной налоговой проверки. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

📌 Реклама Отключить

В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Срок приостановления выездной проверки определяется в каждом конкретном случае руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки.

Основания для приостановления выездной проверки указаны в п. 9 ст. 89 НК РФ:
— истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, т.е. у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
— проведение экспертиз;
— перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, перечень оснований для приостановления выездной проверки является закрытым.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки в связи с истребованием документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Закон устанавливает последствия приостановления выездной проверки.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются:

1) действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
2) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

📌 Реклама Отключить

Закон обозначает два вида действий, которые не могут осуществляться в рамках приостановленной выездной налоговой проверки. Это позволяет сделать вывод, что иные действия могут проводиться налоговой службой в обычном порядке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (п. 9 ст. 89 НК РФ). Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в таком решении.

В решении о приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган должен указать фамилию, имя, отчество руководителя проверяемой организации (или уполномоченного представителя), который должен быть ознакомлен с этим решением. Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно быть доведено до проверяемой организации с указанием даты, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.

📌 Реклама Отключить

Жесткое определение сроков проведения проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков, поскольку неограниченное по времени вмешательство налоговых органов в экономическую деятельность проверяемого налогоплательщика создает недопустимую неопределенность его правового положения, может представлять угрозу стабильности и планированию хозяйственных операций, его кредитоспособности, отношениям с контрагентами.

Контрольный отдел