Применение контрольно кассовой техники

Содержание

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» в 2021 году заканчивается отсрочка по онлайн-кассам. Кто и когда должен поставить кассовый аппарат? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку — это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров — с 1 февраля 2021 года это обязательно для ИП на ПСН, УСН, ЕСХН. Для этого нужна кассовая программа. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ в 2021 году

1. C 1 февраля 2021 ИП на на ПСН, УСН, ЕСХН должны указывать в чеке наименование товара. Покупатель должен легко читать название товаров. Подробнее читайте в нашей статье «Наименование товара в чеке онлайн-кассы».

2. С 1 июля 2021 заканчивается отсрочка для ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам.

3. Закон о ККТ требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году >>

4. Курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ.

5. Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали, как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.

6. Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД.

6. Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой — через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно. .

7. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор. .

8. Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году.

9. Онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. По-другому работать нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20%.

Посмотрите запись вебинара

Применение ККМ в 2021 году — как это выглядит на практике

Сегодня предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2021 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете. При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней. Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2021 году?

За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации — на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании — до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки — теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП — до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей — до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

25 марта приглашаем на вебинар от СБЕРБанка и МоегоСклада — про то, как подключить прием безнала в магазине без покупки банковского терминала со сниженной комиссией

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас — не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад — официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным — и внедрили по всей России.

Попробуйте МойСклад бесплатно: после регистрации в сервисе мы откроем для вас пробный период на 14 дней, а на все ваши вопросы ответит персональный менеджер.

Онлайн-кассы и малый бизнес

Применение ККТ для ЕНВД в 2021 году

С 1 января 2021 года налоговый спецрежим ЕНВД прекратил существование. В связи с переходом на другой налоговый режим перерегистрировать онлайн-кассу не надо. Но необходимо скорректировать данные об используемой системе налогообложения, которые указывались при регистрации. Подробнее об этом читайте .

По закону менять фискальный накопитель при смене СНО необязательно. На ЕНВД предприниматели использовали ФН со сроком действия 36 месяцев. При этом организации на ОСНО должны использовать ФН сроком не менее чем на 13 месяцев. Закон не запрещает при переходе на общую систему налогообложения использовать ФН на 36 месяцев, который ранее использовался для работы на ЕНВД. Применять его можно до окончания его срока действия.

Применение ККТ при УСН в 2021 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2021 году

Нет, в 2021 это не обязательно — при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2021 году ИП на патенте?

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте. Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018. Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже был отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

Читайте по теме: «Онлайн-кассы в 2021 году. Новый закон в вопросах и ответах»

Может ли предприятие хранить у себя чеки при расчете наличными деньгами?

Правила хранения чеков ККМ, как и прочих первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установлены п. 1 ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Однако хранить у себя сами кассовые чеки при расчете наличными деньгами предприятие не сможет. Ведь согласно п. 1 ст. 2 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ они должны выдаваться покупателю в момент расчета за товар или услугу.

Поэтому вопрос о том, как хранить чеки ККМ получателю денег, здесь даже не возникает.

На предприятии может храниться отчет о закрытии смены, снятый в конце дня. Он сдается в бухгалтерию предприятия или старшему кассиру (если на предприятии несколько касс). А еще у продавца сохраняется информация о пробитых чеках в фискальном накопителе ККТ. Его нужно хранить в течение 5 лет с даты окончания использования.

А вот «входящие» чеки (приложенные, например, к авансовым отчетам сотрудников) бухгалтерия хранить обязана, поскольку они подтверждают расходы фирмы для целей бухгалтерского и налогового учета.

Как следует хранить слип-чеки и кассовые документы в бухгалтерии?

Порядок хранения чеков в законодательстве не прописан, поэтому предприятие может утвердить его самостоятельно, руководствуясь соображениями:

  • сохранности документов;
  • недопущения несанкционированного доступа посторонних лиц;
  • невозможности внесения исправлений;
  • полной читаемости всей информации, указанной в чеке, по истечении 6 месяцев со дня операции (п. 8 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).

Рекомендуем вам делать заверенные руководителем ксерокопии чеков, поскольку со временем они выцветают и информацию на них прочесть крайне тяжело.

Согласно п. 362 раздела 4.1 приказа Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 кассовые документы должны храниться в бухгалтерии не менее 5 лет.

Срок хранения документов, составленных в рамках договора эквайринга (в частности, слип-чеков), определяется в самом договоре. Он, как правило, равен 5 годам.

Полный перечень видов бухгалтерских документов и сроков их хранения вы найдете .

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ несоблюдение правил хранения первичных документов признается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может стать причиной наложения на ответственное лицо штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

А каков порядок ликвидации документов, срок хранения которых уже истек, вы узнаете из статьи «Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)».

> Итоги

Обязанность хранить первичку, в том числе чеки ККМ, возложена на хозсубъекта законодательством. Бухгалтерия должна обеспечить сохранность и читаемость чеков.

Срок хранения контрольной ленты

«Расчет», 2006, N 12
СРОК ЖИЗНИ «КОНТРОЛЬКИ»: ДНИ ИЛИ ГОДЫ
Вопрос о сроках хранения контрольно-кассовой ленты и Z-отчетов вряд ли встанет перед фирмой, где в день пробивают всего лишь несколько чеков. А вот если оборот немаленький и за смену уходит весь рулон кассовой ленты, то картина получается совсем иная. Всю эту «макулатуру» надо хранить, причем не день и не два. А сколько? Попробуем разобраться.
Пять лет…
Контрольно-кассовые ленты надо хранить не меньше пяти лет. Такой срок установлен в п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Постановлением Правительства от 30 июля 1993 г. N 745).
Одна из фирм розничной торговли пыталась уточнить у специалистов из Минфина: нельзя ли сократить пятилетний срок и пораньше уничтожить использованную контрольную ленту кассовых аппаратов? Дело в том, что компания включает в себя пятьдесят магазинов. Количество отработанной ленты огромное. Хранить ее в течение пяти лет просто нереально. Склады потребуются не меньшие, чем под хранение товаров. Да и с пожарной точки зрения опасно хранить столько «макулатуры». Бумага — материал легко воспламеняющийся. Выходит, фирме придется не только выделять место под хранение завалов бумажной ленты, но и продумывать вопросы пожарной безопасности.
Однако чиновники из Минфина были непреклонны. Вывод они сделали однозначный: срок хранения — не менее пяти лет (Письмо от 27 декабря 2004 г. N 03-01-10/6-219).
15 дней…
Однако специалисты министерства забыли о Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин, которые они же сами и утверждали. Так вот, в этих Правилах черным по белому написано, что «использованные контрольные ленты хранятся в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии предприятия в течение 15 дней после проведения и подписания результатов последней инвентаризации» (п. 6.4 Типовых правил, утвержденных Письмом Минфина от 30 августа 1993 г. N 104). Подобное же мнение чиновники Минфина высказывали и в 2001 г. (Письмо Минфина от 3 апреля 2001 г. N 16-00-14/155).
Как известно, инвентаризацию имущества фирма должна проводить регулярно. Есть случаи, когда проводить инвентаризацию обязательно. Все они перечислены в ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Значит, если, к примеру, контрольная лента закончилась в декабре, а инвентаризация проходит в конце года, то хранить ленту надо лишь до середины января следующего года. Январскую же «контрольку» придется оставить в бухгалтерии примерно на один год. Конечно, срок немаленький, но все-таки не пять лет.
К тому же он может быть сокращен. Дело в том, что торговые организации, как правило, традиционно проводят плановые инвентаризации не реже одного раза в месяц (на первое число). В крайнем случае — раз в квартал. А поскольку результаты инвентаризаций утверждаются руководителем организации в течение месяца после ее проведения, то, следовательно, срок жизни использованной контрольной ленты — максимум два месяца.
Получается, что компания должна самостоятельно решать: беречь использованную кассовую ленту пять лет или же ограничить срок ее хранения ближайшей инвентаризацией — ежегодной, ежеквартальной, ежемесячной.
Но мнение фирмы ведь может и не совпасть с мнением проверяющих. Смогут ли они в этом случае «наказать» компанию?
Правовых оснований нет
Чиновники из Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (ГМЭК) пытались узаконить штраф в тридцать пять тысяч рублей за «ненадлежащее хранение информации о кассовых операциях в фискальной памяти контрольно-кассовой машины и на контрольных лентах». Однако их предложение не прошло. В Законе о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ статьи об ответственности за несохраненную «контрольку» нет.
Давайте разберемся, на что же могут сослаться налоговики, если они захотят оштрафовать фирму за отсутствие контрольно-кассовой ленты или Z-отчетов. Например, будет ли это налоговым правонарушением? Нет, не будет. И вот почему.
Возьмем ст. 120 Налогового кодекса. В ней указано, что «грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения является отсутствие первичных учетных документов». Если отсутствие первички не привело к занижению налоговой базы, то фирма может быть оштрафована на 5000 руб. (п. 1 ст. 120 НК).
Но, по мнению судей, ни контрольно-кассовую ленту, ни Z-отчет к первичным учетным документам отнести нельзя (Постановление ФАС Уральского округа от 3 января 2002 г. N Ф09-3224/01-АК). Дело в том, что документ будет первичным, если он составлен по форме из альбома унифицированных форм или содержит обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Перечень унифицированных форм утвержден Постановлениями Госкомстата от 25 декабря 1998 г. N 132 и от 18 августа 1998 г. N 88. Никакой кассовой ленты или Z-отчета там нет и в помине. В качестве формы первичной документации для кассовых операций утвержден лишь журнал кассира-операциониста.
Есть еще ст. 126 Налогового кодекса. По ней фирму могут привлечь к ответственности за «непредставление в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах». Штраф — пятьдесят рублей за каждый документ. Но ведь законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика представлять контрольно-кассовые ленты и Z-отчеты. А Положение по применению контрольно-кассовых машин к законодательству о налогах и сборах отношения не имеет. Следовательно, у налоговиков нет оснований штрафовать компанию по ст. 126 Налогового кодекса. Аналогичной позиции придерживаются и судьи (Постановление ФАС Уральского округа от 3 января 2002 г. N Ф09-3224/01-АК).
Цена вопроса
А вот к административной ответственности директора фирмы привлечь, вероятно, удастся. Ведь именно он отвечает за хранение учетных документов (п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Постановлением Правительства от 30 июля 1993 г. N 745)). И законодательством предусмотрена административная ответственность для должностных лиц за нарушение сроков и порядка хранения (ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). Штраф — от 2000 до 3000 руб. Так что фирма должна решить: насколько для нее существенна такая сумма.
Давайте поверим в прогресс
Как известно, современные кассовые аппараты оснащены ЭКЛЗ — электронной контрольной защищенной лентой. Она регистрирует и хранит информацию о каждом чеке, выбитом на ККМ. Причем хранение это «энергонезависимое и долговременное» (п. 1.1 Приложения N 4 «Методические указания по применению ЭКЛЗ», утвержденного ГМЭК 25 июня 2002 г. N 4/69-2002).
С помощью запросов из ЭКЛЗ по номеру документа могут быть получены его данные, по номеру смены — контрольные ленты, по заданному периоду — обобщенные отчеты. Информацию из ЭКЛЗ можно распечатать на кассовом аппарате или сохранить в электронном виде на другом носителе.
Хранить такую «электронную ленту» в отличие от ее бумажного аналога безопасно и необременительно. Если бы чиновники поверили в прогресс и решились бы отказаться от хранения «макулатуры», то вопрос о сроке хранения стал бы неважным. Небольшое электронное устройство можно беречь и год, и пять лет, и больше.
А.Игнатов
Подписано в печать
25.11.2006

Кассовый чек. Контрольная лента

Согласно пункту 3 Положения о ККТ от 23.07.2007 № 470 используемая ККТ должна иметь контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков. Кроме этого, ККТ должна обеспечивать печать кассовых чеков, а также фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. Технические характеристики представляют собой совокупность норм, определяющих технические свойства ККТ, а параметры функционирования – совокупность норм, определяющих технические условия функционирования ККТ.

Кассовый чек – это первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между продавцом и покупателем наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

Контрольная лента – первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

На кассовом чеке и контрольной ленте обязательно должен быть отражен признак того, что ККТ работает в фискальном режиме. Например, это может быть знак «ФП». Если признаки фискального режима отсутствуют, то в используемых в настоящее время моделях ККТ информация на чеке и контрольной ленте блокируется.

Использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства должны храниться не менее 5-ти лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения о ККТ № 470).

Организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки, отпечатанные на ККТ в момент оплаты товаров (услуг, работ).

На выдаваемом чеке должны отражаться следующие реквизиты:

– наименование организации;

– ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);

– заводской номер контрольно-кассовой машины;

– порядковый номер чека;

– дата и время покупки;

– стоимость покупки;

– признак фискального режима;

— иные данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ.

Кассир-операционист или продавец (официант, бармен, администратор, др.) определяет общую сумму покупки по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и получает от покупателя деньги в следующем порядке:

– четко называет сумму полученных денег;

– печатает чек на ККТ;

– называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов «Оплачено» или путем надрыва в установленных местах.

Все чеки, пробитые на ККТ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма), должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

Положением о ККТ от 23.07.2007 № 470 установлен срок хранения контрольных лент – не менее 5-ти лет.

Контрольные ленты уничтожают по акту. В акте находят отражение:

– наименование организации;

– состав комиссии;

– показания счетчиков контрольно-кассовых машин;

– марка ККТ, год выпуска и заводской номер;

– регистрационный номер ККТ;

– период инвентаризации;

– номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;

– сумма выручки по ленте;

– подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт подписывают все члены комиссии. В ее состав должны входить представитель администрации организации (индивидуальный предприниматель), главный бухгалтер, кассир и налоговый инспектор. Эти подписи заверяются печатью организации и штампом налоговой инспекции. Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой – для организации (индивидуального предпринимателя).

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме № КМ-1. Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольных лент.

Кассовый чек. Контрольно-кассовая лента

Торговая организация обязана выдать покупателю кассовый чек или вкладной (подкладной) документ вместе с покупкой. На чеке или вкладном документе должны отражаться следующие реквизиты:

  • — наименование организации;
  • — ИНН (идентификационный номер) организации-налогоплательщика;
  • — заводской номер контрольно-кассовой машины;
  • — порядковый номер чека;
  • — дата и время покупки;
  • — стоимость покупки;
  • — признак фискального режима.

Кассир-операционист или продавец определяет общую сумму покупки по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и получает от покупателя деньги в следующем порядке:

  • — четко называет сумму полученных денег;
  • — печатает чек на ККТ;
  • — называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

Все чеки, пробитые на ККТ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма), должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

При работе на ККТ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контрольно-кассовые ленты — это документы, подтверждающие сумму принятых наличных денег.

В межинвентаризационный период они хранятся в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.

Контрольно-кассовые ленты уничтожают по акту. В акте находят отражение:

  • — наименование организации;
  • — состав комиссии;
  • — показания счетчиков контрольно-кассовых машин;
  • — марка ККТ, год выпуска и заводской номер;
  • — регистрационный номер ККТ;
  • — период инвентаризации;
  • — номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;
  • — сумма выручки по ленте;
  • — подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт подписывают все члены комиссии. В ее состав должны входить представитель администрации торговой организации, главный бухгалтер, кассир и налоговый инспектор. Эти подписи заверяются печатью организации и штампом налоговой инспекции. Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой — для торговой организации.

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме № КМ-1. Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.

Главная » Поддержка и файлы » Правовая информация » Порядок замены, активизации и хранения электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ)

1. Общие положения

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем документе:- замена ЭКЛЗ — последовательное выполнение процедур снятия заменяемой и установки новой ЭКЛЗ;

— снятие ЭКЛЗ — процедура отключения от ККТ ЭКЛЗ, завершившей функционирование в ее составе;

— установка ЭКЛЗ — процедура подключения неактивизированной ЭКЛЗ к ККТ, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ;

— закрытие архива ЭКЛЗ — процедура, завершающая функционирование ЭКЛЗ в составе ККТ;

— активизация ЭКЛЗ — процедура, определяющая начало функционирования ЭКЛЗ в составе ККТ.

1.2. Замена ЭКЛЗ производится в следующих случаях:

— при заполнении ЭКЛЗ;

— при истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ;

— при перерегистрации ККТ (смене Пользователя ККТ);

— при неисправности ЭКЛЗ;

— при замене блока фискальной памяти.

2. Организация работ по замене и активизации ЭКЛЗ

2.1. К работам по замене и активизации ЭКЛЗ допускаются специалисты Центров технического обслуживания (ЦТО), аккредитованные поставщиками ККТ.

2.2. Замена и активизация ЭКЛЗ проводится специалистами ЦТО в соответствии с эксплуатационной документацией на ККТ.

2.3. Пользователь ККТ подает Заявление установленного образца с техническим заключением о причине замены ЭКЛЗ в налоговый орган, в котором ККТ находится на учете.

2.4. После получения разрешения налогового органа на замену ЭКЛЗ и согласования с налоговым органом времени и места снятия фискальных отчетов и оформления Акта по Унифицированной форме №№ КМ-1, КМ-2 ЦТО приступает к выполнению работ по замене и активизации ЭКЛЗ. Налоговый орган осуществляет контроль за выполнением работ и оформлением документов.

Акты по форме №№ КМ-1, КМ-2 составляются и подписываются членами комиссии с обязательным участием налогового инспектора.

2.5. После выполнения процедуры замены ЭКЛЗ, ЦТО передает снятую ЭКЛЗ Пользователю ККТ с оформлением двухстороннего Акта приема-передачи, заверенного подписями и печатями и содержащего Требования по хранению ЭКЛЗ.

3. Порядок замены и активизации ЭКЛЗ

3.1. Замена и активизация ЭКЛЗ производится в соответствии с Инструкцией генерального поставщика и комплектом эксплуатационной документации на ККТ.

3.2. К работам по замене и активизации ЭКЛЗ допускаются специалисты ЦТО, прошедшие подготовку по этим видам работ у генерального поставщика ККТ и в ЦТО.

3.3. Для замены ЭКЛЗ необходимо:

3.3.1. Произвести закрытие текущей смены (снять Z-отчет).

3.3.2. Снять краткие фискальные отчеты:

— от последней перерегистрации (фискализации) ККТ по номерам закрытия смен;

— от последней активизации ЭКЛЗ по номерам закрытия смен.

3.3.3. Снять краткий отчет по закрытиям смен из ЭКЛЗ.

3.3.4. Провести закрытие архива в соответствие с эксплуатационной документацией генерального поставщика ККТ.

3.3.5. Произвести замену ЭКЛЗ.

3.3.6. Произвести активизацию ЭКЛЗ.

3.3.7. Снять отчет итогов активизации ЭКЛЗ.

3.3.8. Оформить необходимые документы (п.4).

4. Порядок оформления документов

4.1. В паспорте (формуляре) ККТ после замены и активизации новой ЭКЛЗ производятся записи в графе «особые отметки» о дате замены и активизации. Записи заверяются штампом и подписью специалистов ЦТО, производивших замену и активизацию новой ЭКЛЗ.

4.2. В дополнительном листе к паспорту версии делается отметка об активизации ЭКЛЗ с указанием регистрационного номера ЭКЛЗ и датой активизации, заверенная подписью и печатью ЦТО.

4.3. Специалистом ЦТО, производившим ввод ЭКЛЗ в эксплуатацию, оформляется Акт ввода в эксплуатацию ЭКЛЗ и заверяется подписью и печатью ЦТО.

4.4. В журнале Унифицированной формы № КМ-8 специалистом ЦТО производится запись о технологической процедуре, произведенной на ККТ.

4.5. Акт по Унифицированной форме № КМ-1 оформляется при замене ЭКЛЗ в случае перерегистрации ККТ.

В Акт по Унифицированной форме № КМ-1 информация из ЭКЛЗ не вносится, поэтому его оформление для ККТ, функционирующих с ЭКЛЗ, производится в порядке, установленном для ККТ, функционирующих без ЭКЛЗ.

4.6. Акт по Унифицированной форме № КМ-2 оформляется в следующем порядке:

— в поле Акта «Характер неисправности при отправке в ремонт и заключение специалиста центра технического обслуживания о состоянии блока фискальной памяти» должна быть сделана запись о выполняемой технологической процедуре, состоянии блока фискальной памяти и состоянии ЭКЛЗ до выполнения технологической процедуры;

— над (под) столбцом «Перед отправкой машины в ремонт» указывается регистрационный номер заменяемой ЭКЛЗ;

— над (под) столбцом «При возврате машины после ремонта в организацию» указывается регистрационный номер новой ЭКЛЗ;

— показания счетчиков ККТ до выполнения технологической процедуры указываются в столбце Акта «Перед отправкой машины в ремонт»;

— показания счетчиков ККТ после выполнения технологической процедуры указываются в столбце Акта «При возврате машины из ремонта в организацию»;

— в графе «а)» Акта указываются показания контрольных счетчиков количества закрытых смен в фискальной памяти ККТ (из кратких фискальных отчетов) за периоды: от последней перерегистрации (фискализации) ККТ и от последней активизации ЭКЛЗ до последней закрытой смены;

— в графе «б)» Акта указываются показания денежных счетчиков (кратких фискальных отчетов) за период от последней перерегистрации (фискализации) ККТ до последней закрытой смены;

— в графе «в)» Акта указываются показания денежных счетчиков (из краткого отчета из ЭКЛЗ по закрытиям смен) за период от последней активизации ЭКЛЗ до последней закрытой смены.

4.7. ЦТО, проводивший технологическую процедуру по замене и активизации ЭКЛЗ, оформляет Акты и обеспечивает их отправку в адрес налогового органа.

К указанным Актам должны быть приложены, оформленные с помощью ККТ, отчетные документы (п.3.3.2, п.3.3.3, п.3.3.7), на основании которых производилось заполнение Актов.

4.8. При гарантийной замене ЭКЛЗ в случае неисправности ЦТО выполняет процедуру переноса данных из неисправной ЭКЛЗ на технический носитель (бумага, дискета и т.д.) с помощью программы считывания данных из ЭКЛЗ предприятия — распространителя ЭКЛЗ.

В поле Акта по Унифицированной форме № КМ-2 «Характер неисправности при отправке в ремонт и заключение специалиста центра технического обслуживания о состоянии блока фискальной памяти» производится отметка о переносе данных на технический носитель, который вместе с техническим носителем передается Пользователю ККТ.

В случае невозможности переноса данных из неисправной ЭКЛЗ на технический носитель производится соответствующая запись в Акте по Унифицированной форме № КМ-2.

5. Требования, обеспечивающие сохранность данных, архивированных в ЭКЛЗ

Для обеспечения сохранности данных, архивированных в ЭКЛЗ, необходимо:5.1. Замену ЭКЛЗ производить при выключенной ККТ.

5.2. Замену ЭКЛЗ производить в отапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха от 10°С до 35°С, относительной влажности от 40% до 80% (при Т=+30°С). В воздухе не должно быть агрессивных примесей.

5.3. ЭКЛЗ в упакованном виде (в полиэтиленовой упаковке с антистатическим покрытием) может храниться в неотапливаемых помещениях при температуре от минус 60°С до плюс 65°С и относительной влажности воздуха 98% при температуре 25°С.

5.4. Воздействие агрессивных сред в процессе хранения не допускается.

5.5. Снятые ЭКЛЗ подлежат хранению у Пользователей в течение 5 лет с момента снятия. При этом Пользователь ККТ должен обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение указанного срока. При замене ЭКЛЗ по гарантии в случае неисправности Пользователь ККТ обеспечивает сохранность данных на техническом носителе из неисправной ЭКЛЗ.

5.6. ЭКЛЗ с Паспортом хранится в сейфе с ограниченным доступом персонала и представляется по требованию налоговых органов.

Сохранность ЭКЛЗ

Сначала посмотрим первоисточник – «Методические указания по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах», утвержденные решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, протокол от 25.06.02 № 4/69-2002. Читаем:
3.7. Снятые ЭКЛЗ подлежат хранению у пользователя в течение 5 лет с момента снятия. При этом пользователь должен обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение указанного срока, соблюдая установленные в паспорте ЭКЛЗ условия хранения.
Итак, надо хранить.
Следует ли смену ЭКЛЗ как то отражать в учете? Не уверен. Сами расходы на замену учитываются, как обычный ремонт ККТ. Полученный блок никакого дохода принести компании не может, поэтому активом быть тоже не может. Можно, конечно, поставить его на забалансовый счет, но вряд ли это целесообразно.
Мы же не ставим на учет кассовую книгу или Главную книгу, хотя при хранении тот же период времени они занимают едва ли не больше места, чем ЭКЛЗ.
Думаю, что ЭКЛЗ больше подходит понятие «документ», правда на не совсем обычном носителе (не бумажном).
Вполне вероятно, что инспекторы тоже будут так рассуждать, когда за нехранение ЭКЛЗ применять норму статьи 15.11 КоАП РФ. По крайней мере, за нехранение 5 лет контрольных лент именно этцу норму и применяют.
Читаем первоисточник – КоАП РФ:
Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Случаев применения ответственности за нехранение ЭКЛЗ я еще не встречал. Но долго ли нАчать (как говаривал Михал Сергеич)?
Успехов!

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации*

(с изменениями на 23 ноября 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 104, 10.06.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ);

Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ (Российская газета, N 166, 29.07.2010) (о порядке вступления в силу см. пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ);

Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ);

Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 89-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013).

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);

Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. статью 64 Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ);

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 111-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014);

Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 51-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090025);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040160) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ);

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 487-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310022) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030061) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ);

Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 425-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2018, N 0001201811270054) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 425-ФЗ);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250092) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 6 июня 2019 года N 129-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2019, N 0001201906070013) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 6 июня 2019 года N 129-ФЗ);

Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260117) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 510-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280074);

Федеральным законом от 1 октября 2020 года N 313-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2020, N 0001202010010010);

Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 373-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2020, N 0001202011230001) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 373-ФЗ).

____________________________________________________________________

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ) об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных со дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ до 1 февраля 2017 года применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке — см. часть 5 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ.

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Принят
Государственной Думой
25 апреля 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
14 мая 2003 года

Комментарий к Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ)

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

2. Настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(Статья в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 1_1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

автоматизированная система для бланков строгой отчетности — контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях;

автоматическое устройство для расчетов — устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

база фискальных данных — совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей к оператору фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, подлежащих хранению и защите от доступа третьих лиц;

бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ)

____________________________________________________________________

Абзац пятый предыдущей редакции считается абзацем шестым настоящей редакции — Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ.

____________________________________________________________________

бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

версия модели контрольно-кассовой техники — модель контрольно-кассовой техники, имеющая уникальный для своего наименования номер версии, присвоенный ее изготовителем;

(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ)

выгодоприобретатель — лицо, которое не является непосредственно руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального исполнительного органа или учредителем организации, к выгоде которого действуют указанные лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом организации;

(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ)

____________________________________________________________________

Абзацы шестой — семнадцатый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами девятым — двадцатым настоящей редакции — Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ.

____________________________________________________________________

заводской номер — уникальный номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, средства формирования фискального признака, средства проверки фискального признака, автоматического устройства для расчетов, присвоенный изготовителем;

изготовитель — организация, осуществляющая производство контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей, средств формирования фискального признака, средств проверки фискального признака;

кабинет контрольно-кассовой техники — информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники (далее — уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

кассовый чек — первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

ключ фискального признака — ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака и созданный с использованием мастер-ключа;

код идентификации — последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара;

(Абзац дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ)

код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки;

(Абзац дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ)

код проверки — последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки;

(Абзац дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ)

Абзацы четырнадцатый — семнадцатый предыдущей редакции с 6 августа 2019 года считаются соответственно абзацами семнадцатым — двадцатым настоящей редакции — Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ.

контрольно-кассовая техника — электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

мастер-ключ — ключевой документ, предназначенный для создания серии ключей фискального признака, а также проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключей фискального признака этой серии;

модель контрольно-кассовой техники (фискального накопителя) — вид (тип) контрольно-кассовой техники (фискального накопителя), соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и имеющий уникальное наименование, присвоенное изготовителем;

обработка фискальных данных — любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных с применением технических средств оператора фискальных данных при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним;

оператор информационных систем маркировки — лицо, являющееся оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации;

(Абзац дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ)

Абзацы восемнадцатый — двадцатый предыдущей редакции с 6 августа 2019 года считаются соответственно абзацами двадцать вторым — двадцать четвертым настоящей редакции — Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ.

оператор фискальных данных — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных;

перерегистрация контрольно-кассовой техники — внесение налоговым органом изменений в сведения, предоставленные пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением идентификационного номера налогоплательщика и заводского номера контрольно-кассовой техники) и внесенные в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, без присвоения налоговым органом контрольно-кассовой технике нового регистрационного номера;

пользователь — организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;

____________________________________________________________________

Абзац восемнадцатый предыдущей редакции считается абзацем двадцать первым настоящей редакции — Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ.

____________________________________________________________________

применение контрольно-кассовой техники — совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники и зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации контрольно-кассовой техники, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

(Абзац дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ)

Абзацы двадцать первый — двадцать пятый предыдущей редакции с 6 августа 2019 года считаются соответственно абзацами двадцать шестым — тридцатым настоящей редакции — Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 238-ФЗ.

расчеты — прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 1 октября 2020 года N 313-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

Абзацы девятнадцатый — тридцать пятый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами двадцать вторым — тридцать восьмым настоящей редакции — Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ.

____________________________________________________________________

регистрация контрольно-кассовой техники — внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью;

реестр контрольно-кассовой техники — совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели контрольно-кассовой техники;

реестр фискальных накопителей — совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели фискального накопителя, который пользователи вправе использовать при применении контрольно-кассовой техники;

снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета — внесение налоговым органом в журнал учета контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения пользователем контрольно-кассовой техники и выдача пользователю карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета;

средство идентификации — код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации;

Обязанность применения ККМ установлена Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — Закон N 5215-1). При осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ (ст.1 Закона N 5215-1). Таким образом, обязанность применения ККМ распространяется только на организации и на предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Не возникает такой обязанности у физического лица, если он осуществляет торговлю, но не зарегистрирован в установленном порядке в качестве ПБОЮЛ.

Действие Закона N 5215-1 распространяется только на расчеты с физическими лицами. В случаях, когда в роли покупателя (клиента) выступает юридическое лицо, обязанности применения ККМ не возникает.

Законом N 5215-1 установлена необходимость регистрации ККМ в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Это положение разъяснено письмом МНС России от 30.03.2000 N АС-6-16/232 «О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий» (приложение 8). В письме сказано, что налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации. Например, если юридический адрес организации находится в Воронеже, но она имеет обособленное подразделение в Москве, которое осуществляет торговлю с населением (оказание услуг), ККМ может быть зарегистрирована в Москве.

Если гражданин имеет временную регистрацию (на срок 6 месяцев и более) в какой-то местности, он может зарегистрироваться в этой местности в качестве предпринимателя без образования юридического лица и территориальный налоговый орган по месту регистрации может зарегистрировать его ККМ.

Другим важным документом, определяющим требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, является принятое в соответствии со ст.3 Закона N 5215-1 Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее — Положение по применению ККМ). Оно определяет реквизиты, которые должны отражаться на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке; устанавливает условия, без соблюдения которых ККМ не допускается к применению; указывает признаки неисправной ККМ; устанавливает сроки хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов.

Одновременно с Положением по применению ККМ постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее — Перечень). Как следует из названия документа, в нем определяется, кто и в каких случаях может осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.1 Перечня разрешено не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, причем формы таких документов должны утверждаться Минфином России. С 1 января 1998 года введены в действие Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения (утверждены приказом АО «Росбытсоюз» от 15.08.97 N 9, согласованы с начальником Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России).

Бланки строгой отчетности изготовляются по заказам заинтересованных организаций полиграфическими предприятиями, типографиями, имеющими разрешение. Каждый бланк в обязательном порядке должен иметь свой порядковый номер. К партии бланков должна прилагаться накладная, в которой кроме других реквизитов указываются наименования и номера бланков.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.07.93 N 745 органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении указанного Перечня. Например, Правительство Москвы имеет право обязать тех или иных лиц, осуществляющих торговлю (оказывающих услуги) на территории Москвы, применять ККМ несмотря на то что Перечень позволяет осуществлять соответствующую деятельность без ККМ.

Еще один важный документ, регламентирующий применение ККМ, — это утвержденные письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее — Типовые правила). Помимо общих положений о порядке применения ККМ в Типовых правилах рассматриваются вопросы, связанные с вводом ККМ в эксплуатацию, порядком работы на ККМ, регламентируются обязанности центров технического обслуживания ККМ и их специалистов (механиков), правила техники безопасности.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132. Данные формы документов (КМ-1, КМ-2, …, КМ-9) введены в действие с 1 января 1999 года (см. «Первичные документы», с.11).

Касаясь вопроса учета поступления денежных средств, необходимо отметить, что согласно п.12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. Пункт 3 данного документа также указывает, что «прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин». Однако действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации касается лишь деятельности юридических лиц.

Таковы основные нормативные документы, регламентирующие применение ККМ. Однако данный перечень не будет полным, если не отметить постановление Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10 «О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — постановление Пленума ВАС РФ). Принятие данного постановления было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного подхода при рассмотрении судами исков, связанных с ответственностью за нарушения требований Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ.

Пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ указывает, что сферой регулирования Закона N 5215-1 являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары (заказывающих услуги), независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). Таким образом, ККМ обязаны применяться и в тех случаях, когда покупателем (клиентом) является индивидуальный предприниматель.

В ходе осуществления контроля часто выявляются случаи, когда прием денежных средств от предпринимателя без образования юридического лица в оплату за товар (услугу) оформляется как при расчетах с юридическими лицами, то есть в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации на полученную сумму составляется приходный кассовый ордер; иногда с предпринимателями заключаются соответствующие договоры гражданско-правового характера. Однако, как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, данные действия не освобождают от применения ККМ, если в роли покупателя (клиента) выступает ПБОЮЛ.

Разделы:

  • История вопроса
  • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
  • Современные требования
  • Требования к фискальным документам
  • Порядок регистрации
  • Порядок использования ККТ
    • Подготовка к работе
    • Работа с ККТ
    • Ошибки и неисправности при работе с ККТ
    • Окончание работы с ККТ
  • Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ
  • Кто освобожден от применения ККТ

Контрольно-кассовая техника

Marius Pirvu / .com

Подготовка к работе

Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, а также письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее – типовые правила), которое применяется в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ. При этом, согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России типовые правила не подлежат обязательному применению организациями и ИП, перешедшими на новый порядок применения ККТ (письмо Минфина России от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413).

ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в Интернете. При этом ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа, применяется только при таких расчетах. А автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закон № 54-ФЗ).

Так, в соответствии с п. 2.1 типовых правил, к работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие типовые правила. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности. Таким образом, до допуска кассира к работе с контрольно-кассовой техникой, он должен быть ознакомлен с правилами ее эксплуатации и с ним должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ?
Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Оставить заявку

До начала работы с кассовым аппаратом, кассиру руководителем выдаются ключи от ККТ и от денежного ящика (если таковые наличествуют), разменные монеты и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины. Для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег используется Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

При необходимости, следует дать указание кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чеков, определенный цвет используемой чековой ленты, предельная сумма чека и т. п.).

Убедившись в исправности машины, можно дать указание кассиру о начале работы.

Перед началом работы кассиру формируется отчет об открытии смены. Отметим, кассовый чек не может быть выдан позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. А при корректировке расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены (п. 2, п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

Кассир при начале работы обязан:

  • проверить наличие чековой ленты и при необходимости заправить новую;
  • включить машину и получением нулевого чека проверить ее работу;
  • напечатать два-три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой ленте и правильность установки даты и нумерации (нулевые чеки прикладываются в конце смены к кассовому отчету;
  • протереть кожух сухой тряпкой и установить со стороны покупателя (клиента) табличку со своей фамилией;
  • разместить необходимый для работы инвентарь.

Работа с ККТ

    ВАЖНО

    Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

В течение рабочего дня кассир-операционист или другое материально-ответственное лицо (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.) обязаны:

  • обеспечить тщательный уход и бережное обращение с машиной, содержать ее в чистоте и порядке;
  • осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
  • для одного покупателя (клиента) определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту);
  • получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях общественного питания обозначенной в меню или ценниках в следующем порядке:
  • четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
  • распечатать чек;
  • назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

    ВАЖНО

    Следует обратить внимание, что предварительное распечатывание чеков, применявшееся в интернет-магазинах, запрещается, поскольку выдаваемый покупателям кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Одними из таких реквизитов являются дата и время расчета.

    В соответствии с письмом МНС России от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.», дата и время на пробитом кассовом чеке не должны отличаться от реального времени получения денег более чем на 5 минут. Аналогичный вывод содержится и в постановлении заместителя Председателя ВС РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4.

    Если же чек пробит раньше чем за 5 минут до реального времени получения денег либо покупателю выдана копия кассового чека, то это может быть расценено как неприменение ККТ. Таким образом, курьеры интернет-магазинов обязаны иметь при себе и применять ККТ в момент получения денежных средств от покупателя (письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@).

ФОРМЫ И БЛАНКИ
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам)

Другие документы

Кассиру-операционисту запрещается:

  • снимать кассу без разрешения администрации;
  • не выдавать кассовый чек покупателям;
  • допускать посторонних лиц в помещение кассы к кассовой машине, кроме руководителя, бухгалтера, дежурного администратора и с их разрешения технического специалиста или контролирующее лицо для проверки кассы;
  • покидать кассовую кабину без уведомления администрации и не отключив кассовую машину, не закрыв на ключ кассовую кабину, кассовую машину. В случае необходимости покинуть кассовую кабину все ключи (от кабины, рабочий ключ от кассовой машины и денежного ящика) должны находиться у кассира;
  • самостоятельно вносить изменения в программу работы кассового терминала;
  • иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме разменных денег, выданных перед началом работы).

Кассир имеет право:

  • в течение смены по указанию руководителя изменять шифр, применять штампы и оттиски;
  • получать распечатки по кассовой машине.

Ошибки и неисправности при работе с ККТ

В случае ошибки кассира-операциониста:

  • при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
  • в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
  • составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию;
  • записать в «Книгу кассира-операциониста» суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков.

Следует отметить, что кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи руководителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

ПРИМЕР

При смене оператора фискальных данных или внесении изменений в сведения, введенные в ККТ при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователь посредством программного обеспечения ККТ должен сформировать отчет об изменении параметров регистрации. При этом все сформированные фискальные документы, по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных (п. 5 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

При возникновении неисправностей, кассир обязан:

  • выключить кассовую машину;
  • вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации;
  • совместно с представителем администрации определить характер неисправности;
  • в случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека совместно с представителем администрации подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами);
  • в случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в «Книге кассира-операциониста» на данную кассовую машину время и причину окончания работы.

Администрация при невозможности устранения неисправности силами кассира вызывает технического специалиста, сделав соответствующую запись в журнале вызова технического специалиста и регистрации выполненных работ.

Окончание работы с ККТ

При закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

  • посредством ККТ сформировать отчет о закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ);
  • подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
  • составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку. Представитель администрации подписывает распечатку, указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям счетчиков на начало и на конец смены определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте (при ее наличии). Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

Закончив оформление кассовых документов, кассир производит межремонтное обслуживание машины и готовит ее к следующему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип кассовой техники.

После проведения технического обслуживания кассир:

  • закрывает кассовую машину чехлом, предварительно отключив от питающей сети;
  • сдает ключи от кассовой машины, кассовой кабины директору (заведующему) предприятия, дежурному администратору или старшему (главному) кассиру на хранение под расписку.

Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально-ответственных лиц не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»
  • Письмо МНС РФ от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.»
  • Постановление заместителя Председателя ВС РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4