Приемка товара по 44 ФЗ

о приемке товара по 44-ФЗ

мотивированного отказа от приемки

оказанных услуг

в Word

выполненных работ

в Word

Что изменится в 2021 году

07.12.2020 Минфин на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которое утверждает особенности исполнения в 2021 году госконтрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом проекте указано, что получателям денег из бюджета при подписании ими контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые оплачиваются (частично или полностью) в текущем финансовом году, придется прописать такие положения:

  • о приемке исполнения госконтракта не позже 15 декабря текущего финансового года;
  • об оплате обязательств не позже, чем за 5 рабочих дней до окончания текущего финансового года.

Эти требования о сроках планируют не распространять на госконтракты, которые подлежат заключению при соблюдении требований по п. 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства №1496 от 09.12.2017. В этом пункте указано, что получатели денег из федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств не вправе принимать после 1 декабря текущего финансового года бюджетные обязательства на основании госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые предусматривают сроки оплаты или выплаты аванса, превышающие месяц после этой даты.

Еще в проекте указано, что сроки приемки не затронут платежные и иные документы, которые подтверждают принятие денежных обязательств, по которым предоставляются в Казначейство не позже, чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года.

В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что изменения подготовили для оптимизации остатков средств федерального бюджета.

об особенностях приемки в 2021 году

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности приемки товаров, работ, услуг по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Что менялось в 2020 году

С 01.01.2020 в ЕИС реализован функционал по формированию и подписанию документов о приемке продукции в электронной форме. Казначейство и ФНС в письмах №14-00-06/27476, №АС-4-15/ от 18.12.2019 разъяснили, что документы о получении товаров, которые подписаны электронной подписью в ЕИС, равнозначны документам на бумажном носителе с собственноручной подписью. Для проведения электронного документооборота в ЕИС рекомендовали предусмотреть в проекте контракта такие условия:

  • возможность оформлять и обмениваться документами о получении продукции в электронной форме, которые подписаны электронной подписью в ЕИС;
  • предоставление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров, универсальных передаточных документов (счета-фактуры), в т.ч. корректировочных документов к ним.

Функционал ЕИС, который позволяет формировать и подписывать универсальные передаточные документы и счета-фактуры (включая корректировочные) в электронной форме, реализован в личном кабинете. Обе стороны должны взаимно договориться на обмен документами о получении продукции в электронной форме с использованием ЕИС. Для этого следуйте такой инструкции:

  1. Найдите в реестре контрактов необходимый контракт на этапе «Исполнение».
  2. Используйте пункт контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

У поставщика в его личном кабинете отразится контракт с возможностью сформировать документы о передаче продукции в электронной форме.

Если исполняется контракт, который заключен раньше 01.01.2020, использовать новые возможности можно, если условиями контракта в качестве первичного учетного документа прописан универсальный передаточный документ (счет-фактура). Главное, чтобы обе стороны согласились на обмен ими в электронной форме.

по 44-ФЗ в ЕИС

по 44-ФЗ в ЕИС

по 44-ФЗ в ЕИС

Утвердили новые формы для приемки программного обеспечения

18.10.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа Казначейства, который утверждает формы и порядок подтверждения поставки товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, направления информации о недостатках, которые выявили, и подтверждения их устранения в рамках централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета.

В централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты заключения госконтракта определена точная дата поставки. Или не позже чем за 5 (пять) рабочих дней до даты поставки, согласованной в порядке, который предусмотрен контрактом, путем направления уведомления, подписанного уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Если недостатков нет, то в централизованных закупках федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения подтверждают Казначейству не позже 5 (пяти) рабочих дней с даты поставки товаров, окончания выполнения работ (отдельного этапа выполнения работ), оказания услуг (отдельного этапа оказания услуг).

Если недостатки выявили, то в централизованных закупках по истечении срока федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения направляют в Казначейство информацию не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их выявления.

Казначейство уведомляет федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения об устранении недостатков по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг в централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их устранения путем направления уведомления, которое подписано уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Как принять товар: инструкция для заказчика

В п. 1 ч. 13 ст. 34 указано, что порядок и срок приемки товара по 44-ФЗ — это обязательные условия контракта. Пропишите их, ориентируясь на технологическую сложность поставляемого, количество и другие параметры.

Есть заказчики, которые разрабатывают и утверждают отдельное положение о приемке, в котором прописаны принципы и правила проведения приемки, формы необходимых актов и порядок создания приемочной комиссии. Проведите процедуру по правилам, которые предусмотрели в контракте. Вот пример инструкции для приемки товара:

  1. Подготовьте помещение для приемки, проезд и проход к нему.
  2. Отправьте представителя, который уполномочен принять товар, или приемочную комиссию.
  3. Получите продукцию в день, который установлен контрактом.
  4. Проверьте соответствие количества мест товара сведениям накладной и состояние упаковки.
  5. Подпишите товарную накладную, которая подтверждает получение определенного количества мест товара.
  6. Сохраните товар или результаты работ (услуг) при приемке.
  7. Пригласите поставщика или его представителей на осмотр и проверку товара или результатов работ (услуг) (при необходимости).
  8. Проверьте количество, качество, комплектность и другие характеристики в сроки, которые установлены контрактом.
  9. Проведите внутреннюю экспертизу поставленной продукции.
  10. Оформите акт о приемке или об отказе в приемке.

Если в ходе приемки отказались от поставляемого товара или его части, обеспечьте сохранность такого товара, пока поставщик его не заберет п. 1 ст. 514 ГК).

Предпримите необходимые меры, чтобы обеспечить приемку товара (п. 1 ст. 513 ГК).

Если в документацию включили требование об обеспечении гарантийных обязательств, то акт о приемке оформите после того, как поставщик предоставит такое обеспечение по 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Как составить акт приемки товаров, работ, услуг

Исполненные обязательства (общие или отдельных этапов) фиксируются в документе, который и называют актом приемки товара, работ, услуг. Его составляют, чтобы задокументировать факт перехода продукции, результатов услуг, работ. Принимает как один сотрудник заказчика, так и специально сформированная для этого комиссия минимум из 5 человек. В последнем случае акт выполненных работ по договору оказания услуг подписывает каждый участник.

В итоге товарно-материальные ценности либо принимают, либо составляют мотивированный отказ, в котором указывают моменты, которые требуется исправить. Учитываются предложения, разработанные в ходе внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 №44-ФЗ).

В ч. 8 ст. 94 44-ФЗ указано, что заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта при выявлении несоответствия условиям контракта, если такие несоответствия не препятствуют приемке и устранены поставщиком.

Строгой формы для этого акта 44-ФЗ не предполагает, поэтому его составляют в произвольном виде. Акт обязательно включает такую информацию:

  1. Список поставленной продукции.
  2. Стоимость товарно-материальных ценностей.
  3. Бумаги, которые составлены в результате внутренней экспертизы.
  4. Решение заказчика с учетом экспертных замечаний.
  5. Обоснование выявленных недочетов (при наличии).
  6. Подписи заказчика или членов комиссии.

Если нет этого акта, то должностное лицо оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 9 ст. 7.32 КоАП. Такое же взыскание ждет заказчика, если он не отправит поставщику мотивированный отказ.

Образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2019 года

Акт об оказании услуг

г. Москва 18 октября 2019 года

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь №1», далее именуемое «Заказчик», в лице главного врача Контрактного Петра Денисовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Сигма», далее именуемое «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании протокола общего собрания участников №1 от 2 февраля 2015 года и в соответствии с Уставом, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. В соответствии с государственным контрактом на оказание услуг №54/19 от 19 июля 2019 года (далее — Контракт), Исполнитель оказал, а Заказчик принял следующие услуги: анализ продовольственного рынка г. Москвы.

2. В соответствии с Контрактом, Исполнитель передал, а Заказчик принял отчет о результатах анализа рынка на 20 (двадцати) листах.

3. В целях оказания услуг по Договору Исполнитель совершил следующие действия:

  • подготовил программу маркетингового исследования;
  • изучил и систематизировал данные о ценах;
  • подготовил отчет о результатах анализа рынка на 20 листах.

4. Услуги оказаны в срок с 22 июля по 18 октября 2019 года (включительно).

5. Услуги оказаны на сумму 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

6. Стороны взаимных претензий не имеют.

7. Акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Заказчик: Исполнитель:

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь №1»

Адрес: г. Киров, пер. Ягодный, д. 15

Телефон: +7 (8322) 456-43-21

Электронная почта:

ОГРН 1104300001234

ИНН 4345123450, КПП 434501001

л/с 40702810012347654321

в ГРКЦ по г. Киров

К/с 30101810400000000678

БИК 044304678

Генеральный директор

_______________ /Контрактный П.Д./

Общество с ограниченной ответственностью «Сигма»

Адрес: г. Москва, ул. Андреева, д. 7

Телефон: +7 (495) 321-12-34

Электронная почта:

ОГРН 1213141512597

ИНН 7701234567 КПП 770101001

Р/с 40701810101987612543

в АКБ «Янтарный» (ПАО)

К/с 30101810121110198765

БИК 044514765

Генеральный директор

_______________ /Петров И.И./

График работы в предпраздничные дни

31 декабря 2020 года – укороченный рабочий день, платные услуги для участников закупок будут оказываться до 15:00.

График работы в праздничные дни с 1 по 10 января 2021 года включительно

Круглосуточная поддержка поставщиков будет осуществляться по номеру 8-800-100-66-22 все праздничные дни.

Поддержка по номеру 8 (495) 150-06-61 будет работать со следующими ограничениями:

31 декабря 2020 года – до 18:00

с 3 января 2021 года с 08:00

с 4 января 2021 года — круглосуточно

Также в праздничные дни с 1 по 10 января 2021 года включительно пополнение баланса лицевого счета на ЭТП ГПБ, а также возможность использования дополнительных платных услуг, кроме услуги ускоренной аккредитации на ЭТП ГПБ, будут не доступны.

График работы ЕИС в сфере закупок в период новогодних праздников

В период с 20:00 31 декабря 2020 года по 23:00 3 января 2021 года по московскому времени на Официальном сайте ЕИС в сфере закупок будут проводиться регламентные работы.

Во время проведения работ будут недоступны функции «Главная страница сайта», «Поиск», «Личный кабинет 44-ФЗ», «Личный кабинет 223-ФЗ», «Личный кабинет участника закупок». Также функционал будет недоступен через мобильное приложение.

Дополнительно сообщаем, что время проведения регламентных работ может быть продлено. В этом случае информация об увеличении времени проведения регламентных работ будет размещена дополнительно.

Обращаем внимание, что в случае, если предусмотренный Законом № 44-ФЗ срок размещения документов в ЕИС в сфере закупок и на электронных площадках оканчивается в нерабочий день, в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 11 января 2021 года.

Служба технической поддержки ЕИС будет работать в штатном режиме.

Комиссия по осуществлению закупок — это коллегиальный орган, минимальное количество участников в котором варьирует от 3 до 5. Еще на стадии подготовки к проведению закупки конкурентным способом определяются эксперты, способные выбрать исполнителей и подрядчиков госконтрактов.

Единая комиссия по осуществлению закупок (44-ФЗ): понятие и цели

За исключением случаев, когда договор заключается с единственным поставщиком, заказчик обязан формировать комиссию из подготовленных специалистов, который будет определять, кто выполнит контракт (окажет услуги, поставит товары). Максимальное число членов единой комиссии заказчика и возможный состав законом не регламентированы, но слишком большой ее делать не стоит. Ведь при отсутствии на заседании половины ее членов оставшиеся эксперты работать не смогут. Это прямо запрещено п. 8 ст. 39 закона 44-ФЗ.

Формирование группы специалистов: с чего начать

Решение о создании комиссии принимается заказчиком. Ее состав и правила работы должны быть известны до проведения закупки, а точнее, до даты размещения извещения о ней. Для этого заказчику надо:

  • определить вид создаваемой комиссии (конкурсная, аукционная, котировочная, приемочная);
  • утвердить ее состав и председателя;
  • определить порядок работы.

Разберем каждый этап.

Шаг 1. Определить вид

Закон позволяет создать единую комиссию, которая сможет выбрать исполнителя контракта без привязки к способу проведения закупки. В то же время заказчик вправе формировать конкурсную, аукционную, котировочную, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений — в зависимости от того, какой способ определения исполнителя будет использован. Срок действия комиссии также определяет заказчик.

Чаще всего организации проводят закупки, не отличающиеся особой спецификой. Поэтому целесообразнее формировать группу, которая сможет работать на всех тендерах.

В контрактной системе есть такое понятие, как приемочная комиссия заказчика. Комиссия по закупкам по 44-ФЗ бывает нужна для проверки качества исполнения договоров, анализа соответствия продукции, оговоренной договором, и ее приемки. Но на стадии отбора исполнителя в ней нет необходимости.

Подчеркнем, что приемочная комиссия – не обязанность, а право заказчика по 44-ФЗ. В федеральном законе только сказано, что товар принимается (экспертиза результатов осуществляется) собственными силами заказчика. Будет ли он для этого создавать отдельную приемочную комиссию или ограничится мнением разбирающихся в предмете закупки сотрудников – конкретного правила не предусмотрено.

Шаг 2. Решить вопрос о составе

44-ФЗ введено несколько требований к экспертам. Так, в единой и приемочной комиссии минимальное количество членов — 5 человек. При формировании конкурсной, аукционной и котировочной — заказчику следует отобрать не менее 3 специалистов.

Согласно ст. 39 закона о госзаказах, в состав комиссии, в том числе приемочной, должны входить лица, имеющие определенный уровень подготовки в этой сфере, а также обладающие особыми знаниями об объекте закупки. Сколько специально подготовленных специалистов должно быть, не указано, но желательно, чтобы их было не менее 50%.

Место работы эксперта роли не играет: это может быть сотрудник любой другой незаинтересованной в результатах закупки организации. В то же время заказчику запрещено привлекать граждан, которые:

  • организовывают/проводят закупки;
  • лично заинтересованы или могут повлиять на результаты определения исполнителя контракта;
  • наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов;
  • соответствуют иным критериям, перечисленным в ч. 6 ст. 39 закона.

Если будет установлено, что комиссия сформирована некорректно, неподходящих лиц придется заменить на тех специалистов, которые соответствуют установленным требованиям.

Шаг 3. Утвердить необходимые документы

Чтобы комиссия функционировала на законных основаниях, надо выпустить приказ о ее создании. В нем следует прописать все важные вопросы относительно состава и правил работы экспертов.

Приказ о формировании комиссии нужен обязательно в письменной форме, а его содержание заказчик определяет самостоятельно с учетом действующих норм.

Положение о комиссии — документ необязательный. Но тогда все вопросы, связанные с функционированием группы специалистов, должны быть раскрыты в приказе. Речь идет о:

  • процедуре уведомления о месте, дате и времени проведения заседания;
  • регламенте проведения заседаний комиссии;
  • запрете на заочное голосование и передачу делегирования полномочий третьим лицам;
  • правах и обязанностях экспертов, их ответственности;
  • основаниях и сроках изменения членов.

Образец приказа о создании комиссии

Пример положения

Правовые документы
  • закона 44-ФЗ

Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее — извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), документацией о закупке (далее — документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требуя обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ — и в документацию) краткого изложения условий контракта, указывает на необходимость указания, в том числе, и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Если контракт заключается на срок более чем 3 года и его цена составляет более чем 100 млн. рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, в контракт обязательно включатся сроки его исполнения, то есть сроки исполнения порождаемых им обязательств — сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки их оплаты.

Как разъяснено в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации сроки выполнения контрагентом обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. При необходимости установления таких сроков путем указания на конкретные даты, соответствующие сроки должны быть дополнительно просчитаны заказчиком с учетом сроков проведения процедур определения контрагента.

Поскольку условие о сроках исполнения контракта названо в законе в качестве обязательного, необходимого для согласования, оно является существенным условием контракта. Это следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ, который, как и прочие нормы Гражданского кодекса РФ, применяется к контрактам, поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иного (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Ввиду этого необходимо учитывать ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в которой установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Это положение является развитием ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в которой указано, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Соответственно, сроки исполнения контракта могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (см. также п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017). Напрямую на возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывает п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможность изменения данного условия наряду с прочими следует из п.п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако в большинстве из этих норм предусмотрена возможность изменить условия контракта только в особых случаях, при условии издания отдельного нормативного правового акта*(1).

Однако в п. 10 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых контрагент не мог исполнить своего обязательства, контрагент не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Следует иметь в виду, что срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта. Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. А в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Как видим, закон устанавливает, что по общему правилу срок исполнения обязательств может оканчиваться и позже, чем установленный договором (в том числе — контрактом, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ) срок его действия. Исключение — прекращение обязательств в момент прекращения действия договора (контракта) — может быть предусмотрено только условиями самого договора (контракта). В связи с этим обратим внимание на разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175. Представители ведомства указали, что в случае если на момент окончания срока действия контракта не была осуществлена приемка товара и его оплата, а потребность для заказчика в поставке товара осталась, заказчик вправе осуществить приемку товара и его оплату. При этом, поскольку изменения срока действия контракта не происходит, заказчик не подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Окончание срока действия договора также не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ). Соответственно, за нарушения обязательств, допущенные заказчиком или его контрагентом, с него может быть взыскана предусмотренная договором неустойка. Вместе с тем окончание срока действия контракта ограничивает срок начисления пени, которая рассчитывается только до момента расторжения (прекращения) договора (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А56-13262/2007).

Подробно вопросы об ответственности заказчика и контрагента рассмотрены в отдельных материалах.

Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

*(1) Часть 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривала большую свободу изменения контракта, но только в отношении контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах.

Акты по договорам (контрактам) с единственными поставщиками на оказание услуг за отчетный период — месяц, датированные 30 числом этого месяца, заказчик получает 10-15 числа следующего месяца. При подписании таких актов заказчик регистрирует их в соответствии с датами входящей корреспонденции (по мере получения). При проведении проверки было указано, что такое оформление у заказчика неправильное, надо регистрировать акты в соответствии с датами получения/оказания услуги (30 числом).
Существует ли какой-то регламент оформления таких актов у заказчика? Какими датами следует оформлять приемку услуг? Как правильно размещать данные акты в ЕИС?

11 ноября 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования к оформлению, подписанию актов оказанных услуг законодательством не установлены. Оформление заказчиком приемки услуг, подписание соответствующих актов датами фактического их получения закону не противоречит. В течение пяти рабочих дней с даты подписания таких актов заказчик должен направлять их для размещения в реестр контрактов.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (далее — исполнение по контракту), а также отдельных этапов исполнения контракта, оплату заказчиком исполнения по контракту, взаимодействие заказчика с контрагентом при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности по нему. Контрагент к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с этой же статьей (ч. 2 той же статьи). В числе обязательных условий контракта названы в том числе условия о приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1 ч. 13, ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Частью 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Из приведенных норм следует, что приемка и оплата исполнения по контракту осуществляются в соответствии с условиями, установленными контрактом. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит указаний о форме документа о приемке исполнения по контракту. Поскольку Закон N 44-ФЗ основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором, соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, если иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Таким образом, исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Соответственно, такие документы могут оформляться в свободной форме. В качестве документа о приемке исполнения по контракту может выступать, например, накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ (оказанных услуг) (смотрите также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, от 09.12.2014 N Д28и-2709).
Акт оказанных услуг — это подписанный заказчиком и исполнителем документ, фиксирующий факт и результаты приемки услуг. Обязательное составление акта при приемке исполнения предусмотрено ГК РФ только для договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Статья 720 ГК РФ, которая в силу положений ст. 783 ГК РФ применима и в отношении договора оказания услуг, не содержит требования об оформлении результатов приемки в письменном виде. В то же время, учитывая вышеприведенные требования п. 1 ч. 13, ч. 13.1 ст. 34, ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ к оформлению результатов приемки исполнения по контракту (любому, в том числе контракту на оказание услуг), составление акта оказанных услуг, безусловно, является необходимым. При этом, еще раз отметим, ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ не содержат требований к оформлению, а также подписанию актов оказанных услуг.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» акт оказанных услуг, являющийся первичным учетным документом, должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. При этом к числу обязательных реквизитов первичного документа относятся дата составления и содержание факта хозяйственной жизни. Такие реквизиты, как «дата подписания», со стороны составившего документ лица или со стороны контрагента в качестве обязательных не поименованы. Таким образом, исходя из положений Закона N 402-ФЗ, составление акта оказания услуг должно осуществляться непосредственно по факту их оказания. В то же время если услуги оказываются в рамках одного договора, действие которого рассчитано на длительный период времени (не на один отчетный период), то в этом случае договором может быть предусмотрено составление «закрывающих» документов один раз в месяц (или в квартал, исходя из специфики обслуживания). Порядок и периодичность составления акта по договору возмездного оказания услуг в этом случае законодательно не установлены, а следовательно, должны определяться сторонами этого договора. Как правило, при оказании услуг в течение длительного периода времени акт датируется последним числом месяца, в котором услуга была фактически оказана, либо одной из дат месяца, следующего за месяцем оказания услуги*(1).
Таким образом, в случаях, когда акты оказания услуг составляются не в периоде их оказания, а за его пределами (в другом отчетном периоде), в реквизите «Дата составления акта» указывается фактическая дата его составления, а в самом акте отражается период, в течение которого эта услуга фактически оказывалась. Подписание заказчиком актов оказанных услуг датой фактического их получения закону не противоречит.
2. Размещение в реестре контрактов информации и документов об исполнении контракта регламентировано п.п. 10, 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп.пп. «к» и «н» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013. N 1084) а также п. 36 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.07.2019 N 113н.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация об оплате контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (п. 10 ч. 2 этой статьи), направляется заказчиком для включения в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта). При этом из ч. 1 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и пп. «к» п. 2 Правил под «исполнением контракта» понимается исполнение его сторонами всех предусмотренных им обязательств, включая в том числе как приемку отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, так и их оплату. Представляется, что необходимость направлять для включения в реестр контрактов информацию об исполнении этапов контракта, возникает только в том случае, если этапы исполнения прямо предусмотрены контрактом. Само по себе то обстоятельство, что приемка и оплата оказываемых заказчику услуг осуществляется ежемесячно, не свидетельствует о том, что контрактом предусмотрены этапы исполнения (в том смысле в котором этапы упоминаются в нормах Закона N 44-ФЗ).
В то же время формулировка п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ о том, что в реестр контрактов подлежит включению документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, на наш взгляд, не позволяет однозначно ответить на вопрос, следует ли под документом о приемке понимать документ, подтверждающий приемку заказчиком всего предусмотренного контрактом объема исполнения, либо такими документами должны считаться и упомянутые в вопросе «промежуточные» документы (акты), подтверждающие приемку исполненного за определенный период времени («этап исполнения контракта»). При этом контролирующие органы придерживаются подхода, согласно которому направлять для включения в реестр документ о приемке необходимо в течение пяти рабочих дней после каждой приемки (смотрите письмо Минфина России от 28.03.2019 N 24-03-07/21525, письмо Министерства экономического развития РФ от 23.01.2017 N Д28и-339). Соответственно, на наш взгляд, во избежании неблагоприятных последствий представляется целесообразным руководствоваться приведенным подходом и направлять для размещения в реестре контрактов акты оказанных услуг в течение пяти рабочих дней со дня их подписания заказчиком.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг;
— Вопрос: Обязан ли заказчик с 1 июля 2019 года прикреплять каждый акт (товарную накладную и прочее), в том числе по контрактам с ежемесячной оплатой (по техобслуживанию систем вентиляции, например), и направлять в ЕИС вместе с заключением эксперта в соответствии с п. 10 ч. 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? Необходимо ли направление для включения в реестр контрактов периодически (ежемесячно) составляемых актов и документов о приемке оказанных услуг? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

26 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Смотрите подробнее об этом в ответе на Вопрос: Возможность оформления первичного документа ранее даты оказания услуг (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).