Представительские расходы алкоголь

Представительские расходы и алкоголь

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/49
«Об отнесении расходов на спиртные напитки к представительским расходам в целях налогообложения прибыли»
См. комментарии к настоящему письму
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
По мнению Департамента, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем четырех процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок).
При этом ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ М.А. Моторин
Пейте на банкете! Но в меру
Письмо Минфина России от 09.06.04 N 03-02-05/1/49 «Об отнесении на представительские расходы алкогольной продукции для целей налогообложения прибыли» (будет опубликовано в приложении «Официальные документы» N 30, 2004)
Хлебосольство жителей нашей страны известно всем. Но по традиции к хлебу подается не только соль, но и горячительные напитки. Поэтому большинство успешно проведенных деловых переговоров, как правило, заканчивается застольем. Какое же количество спиртных напитков можно приобрести и без проблем списать на представительские расходы в налоговом учете?
Точной цифры не знает никто. Дело в том, что к представительским расходам можно отнести завтраки, обеды и иные аналогичные мероприятия, организованные для лиц, участвующих в переговорах. Напомним, что представительские расходы в налоговом учете по налогу на прибыль учитываются по установленному нормативу — 4 процента от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Точное меню и количество еды и напитков Налоговый кодекс не устанавливает. Поэтому можно кушать и пить все, что душе угодно. Но при этом не забывать совет специалистов Минфина, который они дали в письме от 09.06.04 N 03-02-05/1/49: расходы на алкогольную продукцию должны быть в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров или сделок. Что же это такое — обычаи делового оборота?
Исходя из понятия обычаев делового оборота, которое дает Гражданский кодекс (см. «Цитируем закон»), можно дать такой совет. Прежде чем списывать на расходы стоимость алкогольной продукции, приобретенной для налаживания контактов, поинтересуйтесь у коллег в других организациях, сколько они тратят на аналогичные мероприятия. Учитывая российский менталитет, цифры должны быть примерно одинаковыми.
Цитируем закон
«…Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе…»
Пункт 1 статьи 5 Гражданского кодекса РФ
А вот позиция налоговиков по этому вопросу жестче (см. «УНП» N 12, 2003, стр. 10 «Налоговая проверка представительских расходов»). Они также считают, что употребленные для достижения взаимопонимания спиртные напитки можно учесть в составе представительских расходов. Ведь Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на включение таких затрат в состав расходов. Также в кодексе нет и ограничений по количеству и качеству спиртных напитков. Поэтому учесть можно и выпитое шампанское, и что-нибудь покрепче. Однако налоговики предупреждают, что если списанное на представительские расходы количество спиртных напитков будет велико, то они вряд ли позволят принять его стоимость на расходы для исчисления налога на прибыль.
В.В. Ларина,
налоговый консультант
«Учет, налоги, право», N 29, август 2004 г.

Представительские расходы: можно ли учесть алкоголь?

Да, можно. Заметим, что специалисты финансового ведомства в вопросе отнесения в состав представительских расходов стоимости спиртных напитков, приобретенных для организации делового мероприятия, поддерживают компании. Так, в письме от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176 финансисты указали, что расходы на организацию официальной встречи с клиентами для заключения договоров на следующий год согласно п. 2 ст. 264 НК РФ учитываются в части затрат на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков.

Правда, есть два достаточно старых разъяснений финансистов, в которых они выдвинули одно условие для учета рассматриваемых расходов. В письме Минфина России от 09.06.2004 № 03-02-05/1/49 сказано, что расходы организации на алкогольную продукцию, куп­ленную для проведения официального приема, могут включаться в представительские расходы, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении переговоров. При этом ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Такой же вывод сделан и в письме от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30.

Согласитесь, приведенное понятие обычая делового оборота достаточно абстрактно. Поэтому кто-то может посчитать для себя нормальным количеством ящик водки, а кто-то бутылку шампанского.

А вот налоговые органы категорически против учета в составе представительских расходов стоимости алкогольной продукции. Это подтверждает судебная практика, которая, кстати, складывается в пользу налогоплательщиков. Приведем одно дело по аналогичному спору, которое было рассмотрено ФАС Поволжского округа (постановление от 15.01.2013 № А55-14189/2012).

Организация для проведения переговоров с контрагентами, целью которых было установление и поддержание сотрудничества, закупала алкогольные напитки. В ходе проведения налоговой проверки инспекторы не согласились с тем, что такие затраты могут быть включены в состав представительских расходов при расчете налога на прибыль. В результате спорные расходы были исключены из налоговой базы по прибыли, а компании налоговики доначислили налог на прибыль, выставили штрафные санкции и начислили пени. Компания с таким решением проверяющих не согласилась и обратилась в суд.

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика. Вот какие аргументы привели арбитры. Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются представительские расходы. Под ними подразумеваются затраты компании, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Порядок учета таких расходов установлен в п. 2 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что к представительским относятся расходы:

  • на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчиков, не состоя­щих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Организация подтвердила факт несения расходов на закупку алкогольных напитков (представлены авансовые отчеты, товарные и кассовые чеки, акты о списании представительских расходов, отчеты о проведенных мероприятиях, исполнительные сметы). В связи с тем что п. 2 ст. 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, спорные затраты признаны обоснованными, связанными с осуществлением деятельности организации, направленной на получение дохода.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 10.11.2010 № А60-2408/2010-С6, Центрального округа от 27.08.2009 № А48-2871/08-18, Северо-Западного округа от 16.07.2008 № А56-15358/2007 (Определением ВАС РФ от 17.11.2008 № ВАС-14668/08 отказано в передаче дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ). Арбитры отклоняют доводы налоговых органов о том, что стоимость алкогольной продукции не может быть учтена в составе представительских расходов по той причине, что была приобретена для организации развлечений, а не переговоров.

Таким образом, если затраты на покупку алкогольной продукции, которая, по вашему мнению, необходима для переговоров, велики, то вы с успехом можете отстоять в суде право на их учет для целей налогообложения прибыли.