Предпринимательская деятельность

  1. Понятиеи черты предпринимательской деятельности

Предприниматели –хозяйствующие субъекты, функцией которыхявляются реализация нововведений,осуществление новых комбинаций.

Предпринимательство –деятельность, осуществляемая частнымилицами, предпринимателями или организациямипо производству, оказанию услуг илиприобретению и продаже товаров в обменна другие товары или деньги к взаимнойвыгоде заинтересованных лиц илипредприятия.

Предприятие –это самостоятельный хозяйствующийсубъект, созданный в соответствии сзаконодательством РФ для производствапродукции, выполнения работ или оказанияуслуг в целях получения прибыли иудовлетворения потребностей общества.

Субъектами предпринимательствамогут быть граждане РФ; гражданеиностранных государств и лица безгражданства; объединения граждан.

Статуспредпринимателя приобретается послегосударственной регистрации. Осуществлениедеятельности без регистрации запрещается.

Предпринимательскаядеятельность может осуществляться собразованием или без образованияюридического лица. Предпринимательскаядеятельность без образования юридическоголица осуществляется гражданином –индивидуальным предпринимателем, неиспользующим наемного труда.

Чертыпредпринимательской деятельности:

  1. самостоятельностьи независимость хозяйствующих субъектов.Любой предприниматель свободен впринятии решения по тому или иномувопросу в рамках правовых норм;

  2. экономическуюзаинтересованность. Главная цельпредпринимательства – получениемаксимально возможной прибыли. Вместес тем предприниматель способствует идостижению общественного интереса;

  3. хозяйственныйриск и ответственность. При любых самыхвыверенных расчетах неопределенностьи риск остаются.

Главнаязадача предпринимательской деятельностив сфере производства – это удовлетворениеспроса на товары и услуги путемизготовления и продажи этих продуктовс целью получения прибыли.

Предпринимательможет сам организовывать производстволибо выступать в качестве посредника,он может быть собственником предприятиялибо наемным менеджером.

Напроцесс предпринимательства оказываетвлияние ряд факторов:

  1. экономическиеусловия – это предложение товаров испрос на них;

  2. социальныеусловия – это стремление покупателейприобретать товары, отвечающиеопределенным вкусам и моде;

  3. правовыеусловия – наличие законов, регулирующихпредпринимательскую деятельность исоздающих наиболее благоприятныеусловия для ее развития.

  1. Сущностьпредпринимательской деятельности нарынке.

Сущностьпредпринимательской деятельности –создание товаров и услуг, которые имеютценность для потребителя и несут выгодупроизводителю. Вид производимой продукцииможет меняться во времени, так какменяется спрос покупателей. Жизньдиктует свои требования, поэтому сущностьпредпринимательства отдельно взятогобизнесмена может легко изменяться. Этосущественное преимущество малыхпредприятий. Оно позволяет менятьоборудование и части производственныхлиний очень легко и быстро. В сущностипредпринимательской деятельностисочетаются активность на рынке,экономическая выгода, предприимчивость,предпринимательский риск, конкуренцию.

Целипредпринимательской деятельности могутменяться в зависимости от рода занятий,но все они связаны с получением прибыли.Основная цель бизнеса – получение денегдля того, чтобы обеспечивать себя, своюсемью и работников своего предприятия.Но у предпринимательской деятельностиесть и иные цели – снабжение рынкатоварами и услугами, предоставление ихпотребителям, снижение социальнойнапряженности, в виде создания ценностейи выплаты налогов, которые обеспечиваютсоциальные блага – образование, медицинуи пр.

Правона осуществление предпринимательскойдеятельности имеет право любой гражданинРоссийской Федерации, достигший 18 лет,и имеющий определенные свободы. Любоеограничение свободы гражданина поЗакону является препятствием дляоткрытия своего дела, для занятияпредпринимательской деятельностью.Тюремное заключение, домашнийадминистративный арест — это повод длязапрета на начало бизнеса. Такой запретне может быть наложен по другиммногочисленным причинам, к таковымотносится пол, возраст, вероисповедание,национальность, ориентация, местопроживания. Исключение из правилсоставляют лица, моложе 18 лет, но старше16 лет, которые вступили в брак. А так жене вступившие в брак, но признанныекомиссией органов опеки дееспособными.

Основные признаки предпринимательской деятельности

Основныепризнаки предпринимательской деятельностибыли описаны в других статьях подробно,но повторить будет не лишним, особенноприменительно к индивидуальномупредпринимательству. Каждый предприниматель,владелец ИП, должен знать, что основнымпризнаком предпринимательскойдеятельности является получение прибыли,систематическое и максимально возможное.

Ивторой, не менее важный признакпредпринимательской деятельности –самостоятельное преодоление всехвозможных рисков. Уход от них и минимизациявозможны только в случае оформления ивыплаты страховки в частном порядке.Это риск, связанный с нарушениемобязательств партнерами по договорам,непредвиденными обстоятельствами и всвязи с возникновением различныхфорс-мажорных обстоятельств, а так жес различными внешними факторами –изменениями в законах, в налоговыхправилах и нормативах выплат.

Всвязи с этими изменениями возникает иеще один существенный риск – предпринимательдолжен своевременно узнавать обизменениях. Незнание новшеств неосвобождает от невыполнения новыхтребований. За несвоевременные действияили бездействие по каким-либо вопросампредприниматель может поплатиться, ине всегда суммы штрафов минимальны.

Следующийпризнак вытекает из самого слова»предприниматель». Называться так имеетправо только тот человек, который получилофициальный статус индивидуальногопредпринимателя в регистрирующихорганах, то есть имеет на руках документ– свидетельство о регистрации ИП, платитналоги и выплаты во все фонды.

  1. Окружениепредпринимателя на рынке

Предприятие- это открытая система, которая можетсуществовать лишь при условии активноговзаимодействия с окружающей (внешней)средой.

Внешняясреда — этосовокупность активных хозяйствующихсубъектов, экономических, общественныхи природных условий, национальных имежгосударственных институционныхструктур и других внешних условий ифакторов, действующих в окружениипредприятия и влияющих на различныесферы его деятельности.

Внешнююсреду подразделяют на:

микросреду — среду прямого влияния на предприятие,которую создают поставщикиматериально-технических ресурсов,потребители продукции (услуг) предприятия,торговые и маркетинговые посредники,конкуренты, государственные органы,финансово-кредитные учреждения, страховыекомпании и др. контактные аудитории;

макросреду,влияющую на предприятие и его микросреду.Она включает природную, демографическую,научно-техническую, экономическую,экологическую, политическую и международнуюсреду.

Предприятиедолжно ограничивать негативныевоздействия внешних факторов, наиболеесущественно влияющих на результаты егодеятельности или, наоборот более полноиспользовать благоприятные возможности.

Поставщики — эторазные субъекты хозяйствования,обеспечивающие предприятиематериально-техническими и энергетическимиресурсами, необходимыми для производстваконкретных товаров или услуг.

Основнымиклиентами предприятий являютсяпотребители продукции (услуг) на разныхклиентурных рынках:

-потребительском (население, приобретающеетовары и услуги для личного потребления);

-производителей (организации, приобретающиепродукцию производственно-техническогоназначения);

-промежуточных продавцов, приобретающихтовары и услуги для последующей ихперепродажи с прибылью для себя;

-государственных учреждений (оптовыепокупатели продукции для государственныхнужд);

-международном (зарубежные покупателина ранее перечисленных типах клиентурныхрынков).

Маркетинговыепосредники — этофирмы, помогающие предприятию впродвижении, сбыте и распространенииего товаров среди клиентов. Кним относятся торговые посредники,фирмы — специалисты по организациитовародвижения, агентства по оказаниюмаркетинговых услуг и кредитно-финансовыеучреждения.

Конкуренты -соперники предприятия в борьбе за болеевыгодные условия производства и сбытатоваров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиямдля производства конкурентоспособнойпродукции необходимо постоянно изучатьсвоих конкурентов, разрабатывать исоблюдать определенную рыночнуюстратегию и тактику.

Контактныеаудитории -это организации, проявляющие реальныйили потенциальный интерес к предприятиюили оказывающие влияние на его способностьдостигать поставленных целей. Этофинансовые круги (банки, инвестиционныекомпании, фондовая биржа, акционеры),средства информации, различныегосударственные учреждения представительскойи исполнительной власти, население играждане группы действий (общественныеорганизации).

Вмакросреде предприятия действуетзначительно большее количество факторов,чем в микросреде. Им свойственнамноговариантность, неопределенностьи непредсказуемость последствий.

Природныефакторы.Для природной среды характерны: дефицитнекоторых видов сырья, вздорожаниеэнергии и усиление вмешательствагосударства в процесс рациональногоиспользования и воспроизводстваприродных ресурсов.

Демографическиефакторы. Длядемографической среды характерны:увеличение смертности, снижениерождаемости, старение населения, ростчисла служащих.

Снижениерождаемости уменьшает потребность втоварах на демографических рынках -детских, подростковых, молодежных, чтовынуждает предприятия приспосабливатьсвою деятельность для удовлетворенияпотребностей людей среднего, предпенсионногои пенсионного возраста. Изменениеструктуры населения по возрастнымгруппам привело к сокращению трудовогопотенциала, т.к. в трудоспособном возрастево многих регионах оказалась меньшаячасть населения. Это требует от предприятийразработки стратегии экономии живоготруда путем технико-технологическогоперевооружения, повышения уровнямеханизации и автоматизации производственныхпроцессов.

Научно-техническиефакторы. Научно-техническийпрогресс играет определяющую роль вразвитии и интенсификации промышленногопроизводства. Он охватывает все звеньяпроцесса, включающего фундаментальные,теоретические исследования, прикладныеизыскания, конструкторско-технологическиеразработки, создание образцов новойтехники, ее освоение и промышленноепроизводство, а также внедрение новойтехники в народное хозяйство. Происходитобновление материально-техническойбазы промышленных предприятий, растетпроизводительность труда повышаетсяэффективность производства.

Экономическиефакторы. Косновным факторам этой среды принадлежат:рост и спад промышленного производства,уровень и темпы инфляции, колебаниякурса рубля относительно валют другихгосударств, система налогообложения икредитования, спрос и предложение нарынке, платежеспособность контрагентов,уровень и динамика цен, безработица идр.

Экологическиефакторы.Для этой среды характерны: рост загрязненияокружающей среды и усиление вмешательствав процесс рационального использованияи воспроизводства природных ресурсов,ужесточение государственного контроляза доброкачественностью и безопасностьютоваров.

Политическиефакторы. Напроизводственной и социальной деятельностипредприятия определенно сказываютсясобытия, происходящие в политическойсреде. Для нее характерны: законодательноерегулирование предпринимательскойдеятельности, повышение требований состороны государственных учреждений,следящих за соблюдением законов.Внезапные изменения в политическойситуации в стране могут привести кизменению условий хозяйствования, кповышению ресурсных затрат, потереприбыли.

Международныефакторы,к которым можно отнести интернационализациюмировой экономики, изменение стоимостидоллара и евро на мировом рынке, ростэкономической мощи отдельных государств,становление международной финансовойсистемы, открытие новых крупных рынкови др., оказывают влияние на предприятия,осуществляющие внешнеэкономическуюдеятельность.

Внутренняясреда фирмы является по существу реакциейна внешнюю среду.

Основныецели, которые ставит перед собой фирма,сводятся к одной обобщенной характеристике– прибыли. При этом, естественно, должныучитываться и внутренняя среда фирмы,и внешняя. Все многообразиевнутреннейсреды предприятияможно свести к следующим укрупненнымсферам:

Ÿ производство,

Ÿ маркетинг,

Ÿ НИОКР,

Ÿ финансовое управление,

Ÿ общее управление.

Такоеделение на сферы деятельности носитусловный характер и конкретизируетсяв общей и производственной организационныхструктурах.

Рынок — этосфера товарного обмена и связанная сним совокупность отношений, которыескладываются между товаропроизводителямии покупателями по поводу купли-продажи.

Условияфункционирования рынка: реализациямногообразных форм собственности и ихравноправие, создание рыночнойинфраструктуры и свободная конкуренция,являющаяся регулирующей силой в рыночнойэкономике.

Рыноквыполняет следующие функции:

а)регулирующую (регулирует производствои обращение товаров и услуг);

б)контролирующую (определяет общественнуюзначимость произведенного продукта изатраченного на его производствотруда);

в)распределительную (устанавливаетнеобходимые воспроизводственныепропорции, обеспечивающие сбалансированностьэкономики);

г)стимулирующую (побуждает снижатьиндивидуальные затраты труда, использоватьновую технику);

д)информационную (информирует о состояниидел в хозяйственной сфере);

е)санирующую (очищает общественноепроизводство от экономически слабых,неконкурентоспособных хозяйственныхединиц).

Инфраструктурурынка составляетсовокупность субъектов, имеющих разныенаправления деятельности и обеспечивающихэффективное взаимодействие всех рыночныхконтрагентов. К наиболее важным элементамрыночной инфраструктуры относятся:товарные, товарно-сырьевые, фондовые ивалютные биржи, коммерческие информационныецентры, банки, транспортная и складскаясеть, системы и средства коммуникации.

Такимобразом, внешняя среда предприятияпредставляет собою единую рыночнуюсистему с частными рынками:

-потребления;

-научно-технической, экономической,политической информации;

-капитала;

-рабочей силы;

-сырья, материалов и комплектации.

Этирынки и сама фирма в своей внутреннейсреде должны подчиняться определенным»правилам игры» — законодательнымправилам и ограничениям.

Предприятие,являясь составной частью внешнегоокружения, обязано постоянно решатьвопросы социального развития не толькособственного трудового коллектива, нои местного и общегосударственногозначения.

Поведениехозяйствующих субъектов на рынкерегулируется принципами:

n взаимовыгодности и равноправия деловыхотношений;

n ответственности перед конечнымпотребителем;

n достижения экономического и коммерческогопреимущества исключительно за счетинноваций;

n экономного ведения хозяйства;

n соблюдения этического кодексапредпринимательства.

  1. Видыи формы предпринимательства

Процессобщественного воспроизводства включаетчетыре стадии: производство, распределение,обмен и потребление. В соответствии сэтим любая предпринимательскаядеятельность в той или иной мере связанас основными фазами воспроизводственногоцикла. Поэтому принято различатьследующие виды предпринимательства:производственное, коммерческое ифинансовое. В последние десятилетия встранах с развитой рыночной экономикойвыделяется еще один вид предпринимательства– консультативный.

Производственноепредпринимательство –это деятельность, направленная напроизводство продукции, выполнениеработ, оказание услуг, подлежащихпоследующей реализации потребителям.Функция производства в данном видепредпринимательства является основной.

Выборобласти деятельности производственногопредпринимательства определяетсяфинансовыми ресурсами и личнымисклонностями предпринимателя.Предварительно проводится маркетинговоеисследование, изучается рынок, выясняется,насколько потребителю необходимпредлагаемый товар, какие уровень идинамика спроса, каковы факторы, влияющиена уровень спроса, каковы предполагаемыеиздержки и объемы продаж.

Производственноепредпринимательство обеспечивает, какправило, 10–12 % рентабельностипредприятия.

Разновидностямипроизводственного предпринимательстваявляются производство товаров, оказаниеуслуг, инновационное, научно-техническоеи информационное предпринимательство.

Коммерческоепредпринимательство –деятельность, основу которой составляюттоварно-денежные отношения иторгово-обменные операции, т. е.перепродажа товаров и услуг. В отличиеот производственно-предпринимательскойдеятельности здесь нет высокой потребностив производственных ресурсах, в структурекапитала преобладает оборотный.

Передосуществлением предпринимательскойдеятельности проводится анализ рыночнойситуации с тем, чтобы впоследствииобеспечить превышение цены реализациитовара над его закупочной ценой.

Коммерческоепредпринимательство считаетсяэффективным, если чистая прибыль отсделки составляет 20–30 % затрат.

Разновидностямикоммерческого предпринимательстваявляются торговое, торгово-закупочное,торгово-посредни-ческое предпринимательствои деятельность товарных бирж.

Финансовоепредпринимательство –это разновидность коммерческогопредпринимательства, поскольку объектомего купли-продажи выступает специфическийтовар: деньги, валюта, ценные бумаги(акции, облигации, векселя). Финансоваядеятельность связана и с производственной,и с коммерческой, однако она может бытьи самостоятельной: банковское, страховоедело и др.

Технологияфинансовой предпринимательской сделкианалогична технологии коммерческойсделки. Финансовая сделка считаетсяцелесообразной, если чистая прибыльсоставляет 5 % для краткосрочныхсделок и 10–15 % для долгосрочных.

Разновидностямифинансового предпринимательстваявляются банковское, страховое,аудиторское, лизинговое предпринимательствои деятельность фондовых бирж.

Консультационноепредпринимательство –деятельность по оказанию платныхконсультаций по вопросам управления.Технология консультационногопредпринимательства включает диагностикупроблемы, разработку решений (проекта),осуществление решений (проекта).

Формапредпринимательства –это система норм, определяющая внутренниеотношения между партнерами по предприятию,а также отношения данного предприятияс другими предприятиями и государственнымиорганами. Конкретная форма предпринимательстваопределяется состоянием рынка и наличиемкапитала у предпринимателя.

Существуютследующие формы предпринимательства:индивидуальные, коллективные,корпоративные, которые в свою очередьклассифицируются на крупные, средниеи малые.

Индивидуальныгеформыг предпринимательствазанимают незначительное место впроизводственном секторе, имея скореесоциальное значение, чем экономическое.Они представлены предприятиями безобразования юридического лица. Капиталпредпринимателя не выделяется из еголичного имущества, на котороераспространяется риск потерь. Такиепредприятия, как правило, не используютпрогрессивные технологии, а базируютсяна малопроизводительных средствахтруда и ручном труде.

Коллективноепредпринимательство получилоособое развитие в XX в. и в настоящеевремя занимает доминирующее положениекак в малом, так и в крупномасштабномбизнесе. Оно может существовать вследующих формах: хозяйственныетоварищества, хозяйственные общества,ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративноепредпринимательство –это объединение предприятий без потерисамостоятельности, снижения издержекпроизводства и получения прибыли.Основными формами корпоративногопредпринимательства являются концерны,ассоциации, консорциумы, синдикаты,картели и финансово-промышленные группы.

  1. Характеристикасубъектов и объектов на рынке.

Субъектами рыночныхотношений являются участники рыночныхсделок, т.е. сделок купли-продажи:физические лица – покупатели, продавцы,предприниматели; юридические лица –предприятия, объединения, организации,ассоциации, фирмы, государство и т.д.

Спозиций выполняемых на рынке функцийсубъекты рыночных отношений делятсяна продавцов и покупателей, с позицийформ собственности на субъекты,функционирующие в рамках государственнойсобственности, коллективной (групповой)собственности и частной собственности.

Основныхсубъектов рыночных отношений в современнойэкономической теории принято подразделятьна три группы:

1) домашниехозяйства.Они являются собственниками ипоставщиками на рынок факторовпроизводства. Полученные от продажиуслуг труда, капитала деньги идут наудовлетворение личных потребностей, ане на наращивание прибыли. Домашниехозяйства являются потребителямиконечных продуктов и услуг;

2) бизнес(фирма) –это деловое предприятие, функционирующеес целью получения прибыли (дохода).Бизнес предполагает вложение в делособственного или заемного капитала иявляется поставщиком на рынок товарови услуг;

3) правительство(государство) представленоглавным образом различными бюджетнымиорганизациями, которые реализуютгосударственное регулирование экономики.Правительство также поставляет на рыноктовары и услуги предприятий государственнойсобственности.

Объектырынка –это все то, по поводу чего возникаютотношения купли-продажи: материальныеи нематериальные блага и услуги, факторыпроизводства, технические новшества иидеи.

  1. Характеристикаорганизационно-правовых иорганизационно-экономических формпредпринимательской деятельности.

ВРФ согласно Гражданскому кодексу РФ от21 октября 1994 года, предпринимательскойдеятельностью могут заниматься какфизические, так и юридические лица.

Физическоелицо – это гражданин, который занимаетсяпредпринимательской деятельностью, непринимая статуса юридического лица.

Основныечерты:

  • правопредпринимательской деятельностинаступает с момента государственнойрегистрации в качестве инд.предпринимателя(ПБОЮЛ) (ст.23 ГК РФ).

  • несетответственность по своим обязательствамвсем своим имуществом, за исключениемтого, на которое в соответствии с закономне может быть обращено взыскание (ст.24ГК РФ).

  • еслиинд.предприниматель не в состоянииудовлетворить требования кредиторов,связанные с осуществлением импредпринимательской деятельности, тоон признается несостоятельным (банкротом)по решению суда (ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» от 26.10.2002).

Поскольку кпредпринимательской деятельностиграждан, осуществляемой без образованияюридического лица, применяются правилаГК РФ, которые регулируют деятельностькоммерческих юридических лиц, тоинд.предприниматель принимает де-фактостатус предприятия. Этот выводподтверждается содержание ст.25 ГК РФ онесостоятельности (банкротстве)индивидуального предпринимателя.

Широкоеполе деятельности открывается передпредпринимателем в сфере услуг,сельскохозяйственном производстве ипродаже товаров.

Другаягруппа ОПФ в РФ именуется общим понятием»юридическиелица».

Юридическоелицо – это организация, т.е. определеннымобразом организованное объединениелиц, которое:

  • имеетобособленное имущество,

  • отвечаетэтим имуществом по своим обязательствам,м. от своего имени приобретать иосуществлять имущественные права,

  • несетобязанности,

  • выступаетв качестве истца и ответчика в суде,

  • имеетсамостоятельный баланс или смету.

Юридическиелица делятся на

а)коммерческие (главная цель – извлечениеприбыли),

б)некоммерческие (не преследуют в качествеосновной цели получение прибыли).

Коммерческиеюридические лица могут быть представленыв следующих ОПФ:

  1. хозяйственныетоварищества,

  2. хозяйственныеобщества,

  3. производственныекооперативы,

  4. государственныеи муниципальные унитарные предприятия.

Новая редакция Ст. 23 ГК РФ

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность — одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК. Комментируемая норма под страхом указанных в п. 3 последствий предусматривает необходимость:

а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Специальный закон.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях — распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях.

Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см. комментарий к ст. 2).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и в соответствующем случае прекращении ими такой деятельности. В едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения: фамилия, имя и отчество (последнее, если имеется) лица на русском языке, пол, дата и место рождения, гражданство (при его отсутствии указывается «лицо без гражданства»), место жительства в РФ (указывается адрес — наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке), данные основного документа, удостоверяющие личность гражданина РФ на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В регистрирующий орган представляются: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; 2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ), копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качества документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для иностранного гражданина); 3) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 4) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Личная явка гражданина для государственной регистрации необязательна.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа — свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — устанавливаются Правительством РФ (п. п. 2, 3 ст. 11 названного Закона). Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указывается вид (виды) деятельности, которыми вправе заниматься индивидуальный предприниматель. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой. По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст. 8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст. 16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена. Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст. 18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см. п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.

Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каждый гражданин вправе заниматься любыми (не запрещенными действующим законодательством) видами деятельности. Но в определенный момент эта деятельность переходит установленную грань и становится предпринимательской со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Об основных признаках, свидетельствующих об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть в этом случае, и поговорим.

Обязательность наличия статуса индивидуального предпринимателя

По общему правилу, установленному действующим законодательством, физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – это виды деятельности, предусмотренные п. 70 ст. 217 НК РФ. В данном случае речь идет об оказании услуг для личных нужд, а именно по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, по репетиторству, по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Хотя законом субъекта РФ данный перечень может быть расширен.

Еще одним важным моментом является владение гражданином имуществом – недвижимостью, транспортными средствами. Проблема в том, что имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. И если физическое лицо получает доходы от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, то на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный НК РФ для индивидуальных предпринимателей. Хотя владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматриваются сами по себе в качестве признаков предпринимательской деятельности, а считаются осуществлением правомочий собственника.

Соответственно, предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Налоговые органы обращают пристальное внимание на физических лиц, владеющих имуществом, не предназначенным для личных нужд, например нежилыми помещениями, специальными транспортными средствами, и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а точнее на их доходы.

К сведению: бремя доказывания обстоятельств, указывающих на фактическое вступление гражданина в оборот в качестве субъекта предпринимательской деятельности и дающих основания для квалификации полученного физическим лицом дохода как связанного с предпринимательской деятельностью, лежит на налоговом органе.

Рассмотрим основные признаки, свидетельствующие об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть, тем более что контролирующие органы вновь уделяют данному вопросу повышенное внимание (письма ФНС России от 16.04.2019 № СА-4-7/7164, от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, Минфина России от 22.02.2018 № 03-11-11/11324).

Признаки предпринимательской деятельности

Еще в письмах Минфина России от 07.11.2006 № 03-01-11/4-82, от 28.05.2013 № 03-04-05/19341 и ФНС России от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412@ разъяснялось, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

  • изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

  • хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

  • взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;

  • устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

Кроме этого, отмечалось, что квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности, в частности (Письмо ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-3-3/142@):

  • оснований, в связи с которыми получено право собственности на реализуемое имущество;

  • целей осуществляемых операций купли-продажи указанного имущества;

  • наличия свидетельств о систематическом осуществлении указанных операций.

Теперь контролеры отмечают, что самого по себе факта совершения гражданином сделок по приобретению имущества для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если последующие совершаемые им сделки не образуют предпринимательской деятельности. Определяющим фактором являются обстоятельства направленности на систематическое получение дохода от использования рассматриваемого имущества или систематичной перепродажи имущества. При этом в каждом конкретном случае вопрос о наличии признаков предпринимательской деятельности должен рассматриваться отдельно – в зависимости от вида недвижимого имущества, его целевого назначения (жилое и нежилое) и характера его использования (для личных либо коммерческих целей), его количества, площади, периодичности заключения сделок и иных фактических обстоятельств.

Приведенные выводы подтверждаются судебной практикой.

Например, все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали вывод налогового органа, который квалифицировал доход от продажи спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности (Определение от 19.12.2018 № 310-КГ18-20868 по делу № А35-3121/2017). Гражданин приобрел ряд нежилых помещений, когда он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Затем он изменил свой статус и, будучи предпринимателем, применял УСНО. В этот период он реализовал спорные объекты недвижимости, но доход от продажи указанных нежилых помещений отразил в декларации по НДФЛ, поданной им в качестве физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя. При этом сумма дохода, полученного от продажи недвижимого имущества, была уменьшена на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением указанных объектов.

Налоговики потребовали представить уточненную налоговую декларацию при УСНО, включив в налогооблагаемую базу доход от реализации имущества. Суды согласились с данным выводом и квалифицировали доход от сделок по реализации спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности. Арбитры пришли к выводу, что спорное имущество по своим функциональным характеристикам изначально не предназначено для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, приобретено налогоплательщиком не для личных целей, что им не опровергнуто, в связи с чем полученный доход от продажи нежилых помещений непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, а поэтому подлежит обложению «упрощенным» налогом в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Аналогичные выводы были сделаны в Определении ВС РФ от 25.12.2018 № 309-КГ18-21893 по делу № А76-14703/2017.

Отметим, что указанные подходы применимы не только к реализации имущества, но и к уступке имущественных прав (Определение ВС РФ от 02.11.2016 № 309-КГ16-14303).

К сведению: в каждом конкретном случае необходимо устанавливать цель приобретения (получения) гражданином имущества, от которого им был получен доход с учетом, в том числе назначения этого имущества, исходя из функциональных характеристик такого объекта.

Признаки, не позволяющие квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

К сведению! Деятельность физического лица не подпадает под определение предпринимательской, если отсутствуют ключевые признаки, поименованные в ст. 2 ГК РФ, а именно если:

  • доходы получены не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью;

  • отсутствует признак систематичности извлекаемой прибыли.

Что касается признака самостоятельности предпринимательской деятельности, в п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом ВС РФ 27.09.2017, по вопросу о применимости Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к клиенту банка изложена правовая позиция, согласно которой получение гражданином дохода при снятии с банковского счета денежных средств в иностранной валюте за счет курсовой разницы не свидетельствует об осуществлении им предпринимательской деятельности, если банковский счет не используется таким гражданином для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, указанные подходы применимы к «пассивным» доходам от использования и распоряжения имуществом, в том числе к дивидендам и процентам по вкладам, займам, доходам от сдачи имущества, приобретенного для личных нужд, в аренду и иным аналогичным по характеру выплатам, что само по себе не свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности.

Также недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Очевидно, что не соответствуют определению предпринимательской деятельности, изложенному в ст. 2 ГК РФ, случаи нерегулярной по характеру реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Разовое оказание личных услуг также не может однозначно свидетельствовать о наличии признаков систематичности в деятельности физического лица и ее предпринимательском характере. Налоговые обязательства по удержанию НДФЛ в данном случае исполняются нанимателем – налоговым агентом как источником выплаты дохода по договорам гражданско-правового характера в порядке, установленном ст. 226 НК РФ.

Налоговые последствия: доначисление НДС

При любых обстоятельствах квалификация деятельности физического лица в качестве предпринимательской приведет к доначислению налогов, а также пеней и штрафов. Но хотелось бы в разрезе рассматриваемого вопроса отдельно сказать про НДС.

При исчислении НДС в данном случае возникает сразу ряд вопросов, в том числе:

  • об обязанностях налогового агента;

  • о реализации права на освобождение по ст. 145 НК РФ;

  • о начислении НДС в повышенном размере.

Остановимся на них подробнее.

Обязанности налогового агента

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

При применении данной нормы в разрезе рассматриваемого вопроса следует руководствоваться выводами, сделанными ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ от 31.08.2017 № 307-КГ17-11240 по делу № А21-1516/2016 сказано: признавая решение налогового органа законным, судебные инстанции исходили из доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что систематическая деятельность предпринимателя по приобретению и продаже большого количества недвижимого имущества без цели его личного использования фактически является видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода, и это влечет обязанность заявителя по уплате НДС и НДФЛ. Как следует из судебных актов по делу, налоговым органом была проведена проверка индивидуального предпринимателя, в ходе которой установлены обстоятельства покупки и продажи нежилых помещений в период, когда регистрация в качестве индивидуального предпринимателя у гражданина отсутствовала. Объекты недвижимости были приобретены заявителем на основании договоров купли-продажи муниципального имущества.

К сведению: предприниматель в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исполнил функции налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с выкупной стоимости муниципального имущества по договорам купли-продажи и не представил налоговые декларации по НДС.

В аналогичном деле суды отклонили доводы предпринимателя, что в спорных договорах купли-продажи он выступал как физическое лицо, и признали за ним обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента (Определение ВС РФ от 10.07.2018 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015).

Право на освобождение по статье 145 НК РФ

В случае переквалификации деятельности физического лица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. Но в данном случае налоговики «забывают» о праве налогоплательщика на применение положений ст. 145 НК РФ, освобождающих налогоплательщика от обязанностей по уплате НДС при соблюдении определенных данной статьей условий.

При рассмотрении данного вопроса показательным является дело, проанализированное в Определении ВС РФ от 18.01.2019 № 78-КГ18-66.

Гражданин, владеющий тремя нежилыми помещениями, сдавал их в аренду. В отношении него была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой были начислены НДС и НДФЛ, а также штрафы и пени. Данное физическое лицо не согласилось с таким решением и оспорило его в судебном порядке. В обоснование своих исковых требований заявитель ссылался на то, что является собственником нежилых помещений, доход от сдачи в аренду которых, по его мнению, ошибочно квалифицирован налоговыми органами как доход от предпринимательской деятельности. Заявитель полагал, что его доход от сдачи в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений не является доходом от предпринимательской деятельности, а является исходя из положений ч. 1 ст. 34 Конституции РФ доходом от иной экономической деятельности, поскольку сдача в аренду принадлежащих ему нежилых помещений представляет собою реализацию его права на распоряжение этим имуществом. Кроме того, по мнению заявителя, в случае квалификации деятельности гражданина в качестве предпринимательской к налогоплательщику подлежат применению не только нормы, возлагающие обязанности по уплате соответствующих налогов, но и нормы, позволяющие претендовать на соответствующие льготы, в том числе на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. Заявитель утверждал, что он узнал о своей обязанности уплачивать НДС только в ходе налоговой проверки. И если бы он знал об этом ранее, то зарегистрировался бы в качестве индивидуального предпринимателя и подал заявление на освобождение от уплаты НДС, поскольку его доходы соответствуют требованиям ст. 145 НК РФ.

Суды первых двух инстанций полностью отказали заявителю в удовлетворении его требований, а вот ВС РФ пересмотрел принятые решения.

ВС РФ согласился со своими коллегами в том, что суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств осуществления данным гражданином предпринимательской деятельности по сдаче в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая цели и особенности его действий, коммерческое предназначение предоставляемой им в аренду недвижимости, установив при этом обстоятельства неисполнения им обязанностей налогоплательщика по уплате НДС.

ВС РФ отметил, что из положений п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следуют обязанности по исчислению и уплате НДС в отношении индивидуальных предпринимателей и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом ВС РФ указал, что непредставление в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ не влечет за собой утрату права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, что являлось бы несоразмерным последствием с точки зрения цели установления данного института.

К сведению: для случаев, когда о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, в частности, в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога законом не предусмотрен.

Следовательно, само по себе то обстоятельство, что налоговый орган не учел положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся).

Отметим, что данный гражданин направил в налоговый орган требуемое уведомление после принятия оспариваемого решения о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Но налоговики при рассмотрении апелляционной жалобы пришли к выводу об отсутствии оснований для его освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, хотя приведенные данные соответствовали критериям, установленным ст. 145 НК РФ. ВС РФ признал названный вывод несостоятельным.

Дело направлено на новое рассмотрение.

Начисление НДС в повышенном размере

Если налоговым органом доказано осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и заключившим соответствующие договоры в качестве физического лица, то в отношении дохода от данной деятельности это лицо является, в частности, плательщиком НДС (определения ВС РФ от 03.09.2014 по делу № 304-ЭС14-223, от 08.04.2015 по делу № 59-КГ15-2, от 20.07.2018 по делу № 16-КГ18-17).

Но в приведенных делах подлежащий уплате в бюджет НДС был начислен налоговым органом сверх установленных в заключенных ими договорах цен, и вопрос, связанный с правильностью такой методики расчета налоговых обязательств, не являлся предметом спора между сторонами и предметом изучения судов.

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017 с таким подходом налогового органа и судов нижестоящих инстанций не согласилась, указав следующее.

В этом деле гражданин также сдавал в аренду принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, полагая, что доход в виде арендной платы не связан с ведением предпринимательской деятельности, из-за чего при оказании услуг по аренде не исчислял и не уплачивал НДС. При проверке деятельность этого гражданина была признана предпринимательской, ему были доначислены НДС, штрафы и пени.

При определении размера недоимки налоговый орган руководствовался положениями п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ, исчислив налог по ставке 18% от согласованной между предпринимателем и арендатором арендной платы, то есть определил налог в дополнение к установленной арендной плате.

Суды трех инстанций, признавая правомерным избранный инспекцией порядок определения размера недоимки по НДС, исходили из того, что в договорах аренды отсутствовало упоминание о включении налога в согласованную сторонами арендную плату, а платежные поручения на перечисление арендной платы содержали указание об осуществлении расчетов «без НДС». Принимая во внимание, что включение налога в арендную плату не следовало ни из договоров, ни из обстоятельств, предшествующих их заключению, или прочих условий договоров, суды отметили, что в данном случае налог не может исчисляться по расчетной ставке 18/118.

Но ВС РФ не согласился с таким подходом, указав следующее.

По рассматриваемому делу судами установлено, что в договорах аренды плата за пользование имуществом установлена без выделения в ней сумм НДС. Налог не выделялся отдельно в расчетных документах и не указывался в платежных поручениях арендатора. Это означает, что в отношениях предпринимателя и арендатора цена услуг по аренде окончательно сформирована в тех размерах, которые отражены в договорах аренды, вне зависимости от того, признавался бы предприниматель плательщиком НДС на момент заключения договоров либо нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы.

К сведению: вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно влечь нарушение разумных ожиданий налогоплательщика относительно налоговых последствий совершенных им сделок и приводить к исчислению НДС в повышенном размере, который невозможно предъявить к уплате арендатору.

В сложившейся ситуации изменение квалификации статуса гражданина может служить основанием для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика, – таким образом, как если бы НДС изначально предъявлялся к уплате арендатору в рамках установленных в договорах размерах платы за пользование имуществом, то есть с применением расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Дело было направлено на новое рассмотрение.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 12.11.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017.

* * *

Деятельность физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, может быть признана налоговым органом предпринимательской со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями. Квалификация сделок по отчуждению товаров, работ, услуг и имущественных прав как хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможна в том числе в силу длительности, систематичности и массовости действий, направленных на их приобретение и продажу.

В каждом конкретном случае, оценивая обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, налоговый орган будет выяснять, использовалось ли имущество в предпринимательской деятельности, и определять, занимается физическое лицо предпринимательской деятельностью или реализует свое право на осуществление гражданско-правовых сделок.

Что касается налоговых обязательств, сформированных по результатам контрольных мероприятий, с учетом имеющейся судебной практики можно сделать следующие выводы относительно доначисления НДС:

  • при приобретении государственного (муниципального) имущества граждане, чья деятельность признана предпринимательской, должны выполнить обязанности налогового агента, установленные п. 3 ст. 161 НК РФ;

  • изменение квалификации деятельности налогоплательщика не означает утрату возможности предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки;

  • методика расчета НДС путем начисления его сверх согласованной сторонами договора цены подлежит применению налоговыми органами в ситуации переквалификации деятельности физических лиц в предпринимательскую только в том случае, если налоговый орган докажет недобросовестность действий самого физического лица на стадии согласования, заключения и исполнения им сделок, направленных на получение дохода от предпринимательской деятельности в отсутствие уплаты НДС, сопровождающихся сокрытием им своего реального статуса как предпринимателя для целей неуплаты данного налога по факту осуществления спорных сделок. В отсутствие соответствующих доказательств НДС определяется налоговым органом расчетным методом.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 306-АД18-25639

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва, 21.02.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Казачий» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.09.2018 по делу № А497207/2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по указанному делу

по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Казачий» о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Казачий» (далее – общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.09.2018, принятым в порядке упрощенного производства, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, заявление административного органа удовлетворено, обществу назначено административное наказание в виде предупреждения.

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из обжалованных судебных актов, по итогам проведенной проверки административным органом выявлен факт оказания обществом охранных услуг на объекте, для которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, в отсутствие разрешения на оказание данного вида услуг, а также служебного оружия.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.06.2018 и обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 № 99ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 24871 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Признавая вину общества в совершенном правонарушении, суды исходили из того, что общество, являясь профессиональным участником на рынке охранных услуг, должно осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, в том числе с учетом обязательных для выполнения специальных требований к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание в виде предупреждения назначено судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из низшего предела санкции нормы части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и освобождения общества от административной ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.

При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию общества с толкованием судами норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Д.В. Тютин

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

11. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

3. Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами‚ –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

4. Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

5. Исключена.

Примечание. 1. Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, а равно полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, в настоящей статье и статье 12.39 настоящего Кодекса следует понимать всю сумму выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее (его) получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

2. Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой с государственной регистрацией без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), в настоящей статье и статье 12.39 настоящего Кодекса следует понимать сумму выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной (полученного) по этой деятельности, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных при осуществлении указанной деятельности документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения (в том числе таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения). Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.